Рыбный Мурман. 1991 г. Август.
Аутсайдеры Прощаясь с летом Нужны ли Иваны, не помнящие родства 113В ЕС ТНАЯ русская пссло- * * вица учит: «Терпение и тр уд все перетрут» . К сожа лению и терпения, и тр удо вых навыков с каждым годом у наших школьников - старше классников становится все меньше . Причин том у множе ство , а прежде всего — неуст роенность нашей жизни , от сутствие четких представлений , к чему должна готовить шко ла своих воспитанников. Средн яя трудовая не оправ дала себя, введение всеобще го обязательного среднего об разования привело общество к очередному кризису в этой сф е р е . Нормой стал выпуск ник школы , не только не имеющий минимума знаний, не умеющий дум ать , но и не желающий при этом труди ть ся. Этакий симбиоз Недоросля с Обломовым . Просчеты школьного воспи тания усу губляю тся в летние каникулы . Мечта абсолютного большинства родителей — от править «ребенка» в 15— 16 лет куда-нибудь отдохнуть. Хорошо , если к родственникам в деревню , где по необходи мости требуе тся трудовое участие подростка . Многие ста раются отправить всеми прав дами и неправдами с Е о е ча до в пионерский ла герь . А там избалованная сытая жизнь по лучает свое окончательное за вершение. Всех забот-то : прий ти вовремя в столовую , да сходить строем на пляж ... По том сами недоумеваем , о тку д а е з я л с я в семье закончен ный лентяй и белоручка . Да мы сами приучаем ребят к такой жизни . Яркий контраст бе здея тель ному отдыху представляю т летние трудовые ла геря , осо бенно местные , заполярные . А то ведь получается, что на ши ребята лучше знают Крым ский полуостров, чем Коль ский , больше расскаж ут об Украине , чем об Украйне Терской (диалектное назва ние южного побережья Коль ского полуострова). В июне— июле трудовой ла герь 53-й мурманской школы работал в Терском районе. Трудно даж е представить, сколько усилий стоило руко водителям школы и колхоза «Беломорский рыбак» на до стойном уровне организовать это общезначимое, необходи мое обществу дело . Сейчас все уже позади и можно го ворить о результатах . Работали ребята в Умбе , Тетрино и Стрельне . Первое, что осталось в памяти, — как тяж ело и основательно об устраивались первопоселен цы. Тщательно выбиралось ме сто для селения, учитывалась масса факторов , даже сейчас трудно подобрать лучшее рас положение. Второе яркое впе чатление: жизнь на Терском если и не угасла , то замерла . Редко где увидишь новопо- строенные дома — живут в тех, что срубили еще деды . Какие просторные участки под паш ни вручную отвоевывались у леса, даж е оторопь порой бе рет, каким трудом и терпени ем приходилось налаживать сносную достаточную жизнь. Уж е в Тетрино неприятно поразило : сколько хлама, ржа веющего ж елеза оставил пос ле себя новый в этих местах человек. Среди аккуратной з е леной травы по всему селу брошены железные бочки, д е тали тракторов и кучи пустых консервных банок. Поднима ешься на ближайшие сопки, «на горы» по-местному, а там вся растительность погублена гусеницами транспортеров, везде по м х у зияю т незара стающие раны . Геологи по себе такую память оставили . В Тетрино же встретились и с другими людьми , увидели др у гое отношение к жизни и к природе . В селе — о тд еле ние колхоза «Беломорский ры бак», главный человек здесь — бригадир Александр Петро- . вкч Елисеев , местный урож е нец. С раннего утра до по зд него вечера видишь его в раз ных концах села , хлопот мно го. Но с трудовыми заботами справиться легче , чЭм с про чими, организационными . Вот, к примеру, приехали школьники работать, а продав щица в магазине даж е бухан ку хлеба не дае т . У нее своя ло гика : — Вы в колхоз работать при ехали , вот пускай вас колхоз и кормит! А я от рыбкоопа работаю , Елисееву не подвла с тная ... Взрослые понимают, что трудно доставлять продукты на побережье , не рассчитаны нормы на приезжих. А б о т по пробуй ребятишкам объяснить, что они у себя в стране вро де как и чужие . Еды для тебя нет, а работа есть . Работа, действительно , бы ла, работа увлекательная — не по содержанию , а по смы с л у . Как в старой притче, где один работник говорит, что он бревна отесывает, а второй, работающий рядом , что они храм строят. По заданию нам нужно бы ло огородить часть выпаса, вкопать столбы и натянуть проволоку. Работа полдня шла ни шатко, ни валко, ни кто из ребят не за горелся . Но ту т появился заказчик, извест ный у нас в крае журналист Владимир Петрович Жданов . Нынешнее у него увлечение — культивирование целебных и редких растений. И оказалось , что мы не просто за городку ладим , а готовим место под первую у нас в области план тацию родиолы розовой , на зываемой иначе золотым кор нем. А также княженики — царской ягоды , которая встре чается редко и нигде не рас тет на грядках . Не скажу , что ребята тут же переродились. Но подгонять их уже не при ходилось . Трудно тут не е с п о - мнить, как в школе воспиты вают стойкое отвращение к тр уд у , заставляя собирать окурки и мусор в школьном дворе . В селе Стрельна нет посто янного поселения, перевезли народ в Чапому еще в период укрепления неперспективных хозяйств . Приезжаю т сюда на лето уроженцы , у кого ро дительские дома здесь сохра нились. - Этим летом непривычно многолюдно было в селе . Д о бавилась вначале бригада строителей : строят турбазу для лицензионного лова. Да е о т ребята еще приехали . В их задачу входило убрать м у сор, скатить в одно место металлические пустые бочки, разобрать остатки развалив шихся от времени хозяйствен ных построек и распилить их на дрова. Вместо четырех за конных для малолеток часов решили работать по шесть. Чтобы результат был виден, да и в заработке прибавить. Получали-то от сделанного . С ке/.л ни приходилось встре чаться на Терском бере гу , слышал одно : оберегать надо этот заповедный край от при шлых, чужих лю дей , ко торы е , не думаю т о завтрашнем дне. А смену нынешнему поко лению нужно готовить из ны нешних школьников. И воспи тателями у них должны быть не школьные учителя , а люди, работающие на зем ле . Кто с детства сроднился со своей землей , тот не буде т Иваном, не помнящим родства , это бу д е т коренной, природный жи те л ь . Очень важно, что ребя та хоть м есяц работают всерь е з , да и с настоящей жизнью знаком ятся не по учебникам . А. ЛОБАНОВ, преподаватель. Рис. А. КАЗАЧКОВА. Терский район. взяться за ум : ПЛОДЫПРОСВЕЩЕНИЯ Первый Указ Президента России— о народном образо вании. Это решение вызвано раздумьями о будущем, о грядущих поколениях росси ян. Ну а каково их настоя щее! В наше время «первобыт- но»-рыночных отношений учиться в вузе очень сложно , если у тебя нет толстого ко шелька и маловато знаний. Многие институты начали на бор платных групп, сокращая набор в бесплатные , значит, конкуренция при отборе еще более возрастает. Основной задачей моей , как и большин- стйа выпускников, в последние два года обучения было под готовиться к экзаменам е вуз. Помогла ли нам школа спра виться с этой задачей? Я д у маю — нет. Ш кола , особенно на последних ступенях ( 10— 11 классы ), нуждается в корен ных изменениях. Нужно уменьшить количе ство учащихся максимум до двадцати человек в одном классе , ибо качественно учить тридцать пять человек препо даватель не мож е т. Кроме то го, нам самим было очень т я жело писать, например, сочи нения в классе , так как сосре- родотичться в такой обстанов ке просто невозможно . Примерно с пятого класса неплохо бы разделять учени ков не на постоянные группы , как сейчас, а на классы по си лам . Например , «В» — ср ед ние, «А» — сильные, «С» — слабые , с возможностью при повышении успеваемости под няться на более высокую сту пень, а при снижении — пе рейти в класс отстающих. Д е ло в том , что в каждом клас се есть группа ребят, которые после девято го идут прямиком в ПТУ , они сами не считают нужным учиться и мешаю т ос тальным развивать с е о и спо собности. В 10— 11 классы идут и все те , кто не смог устроиться на работу или поступить в ПТУ после 9 класса . В результате набирается немало учащихся, мешающих учиться остальным . Я считаю , что Д Е а последних года в школе ( 10— 11 классы ) должны стать платными, в до полнение к бюджетным асси г нованиям, (а не вместо них). Родители должны доплачивать, скажем , по пятьдесят рублей в месяц . Появились бы деньги на поощрение учителей за до полнительные занятия , кон сультации ; произошел бы не который отток учащихся , что позволило бы не только со кратить состав классов, но и более или менее выравнять средний уровень учащихся . Если же семья не может пла тить за учебу, а ученик спо собный и с серьезными наме- - рениями , то в таких случаях можно делать исключения, ос вобождать от платы. Задача последних двух лет пребывания в школе должна быть изменена. Эти два года нужно расценивать как подго товительные для поступления * в институт. Также должны быть измене ны условия преподавания не которых предметов . Допри зывная подготовка должна быть исключена из програм мы школы . Этот предмет не нужен : том у , чему нас учат в шчоле два года , в армии на учат за два дня . О свободив ш ееся время можно отдать урокам фи зкультуры . Иност ранный язык преподавать в теперешнем виде не имеет смысла . Два часа в неделю — это не просто мало на 15— 17 человек, это совсем ничего: примерно по шесть минут на одного человека! Также и все остальные пред меты преподаются по два, максимум по четыре часа в неделю . Это очень мало для тех , кому эти предметы нуж ны в будущ ем , но чрезмерно много для дру ги х , кт*о не со бирается учиться по этим спе циальностям . Выход — в факультативном обучении. То есть минималь ное количество предметов — например, литература и ф и з культура — являются обяза тельными , остальные — по выбору учащихся . Ср а зу сни м ается проблема нежелания учиться , если ученик знает, что от познаний в этом предмете зависит его поступление в избранный институт, получе ние профессии , работы . Кро ме того , легче хорошо подго- товиться к 3— 4 предметам , чем к 10— 15, и нагрузка по избранным предметам в таком случае мож ет быть значитель но выше. Такой вариант пред почтительнее нынешнего, так как на многочисленные разно плановые нагрузки м о з г отве чает невыраженной средней реакцией . Говоря иначе, пы таясь объять все, ученик не воспринимает ничего. Кроме то го , уровень программ и уче бников по таким предметам , как литература , история, об ществоведение , оставляет ж е лать много лучш его . Напри мер , в курсе литературы мы изучаем такого «поэта», как Маяковский и совсем не каса ем ся гениального русского Иосифа Бродско го . А сколько времени было уделено на сквозь лживой «Поднятой це лине»! Осветить трагедию кол лективизации и красного тер рора в среде крестьян лучше по произведениям А . Солж е ницына и В. Белова. В курсе Jb литературы мы изучаем «Что делать?» Чернышевского . Но к чему приводит развитие идей Чернышевского и дру гих край них демократов - разночин цев, можно увидеть в великой провидческой книге Ф . М. Достоевско го «Бесы». Эта кни га непременно должна быть введена в программу . Уровень преподавателей , бу дем откровенны , не очень б ы - сок. Да и как он мож ет быть выше при такой нагрузке на учителей? Престиж профессии учителя очень ни зок : извест но, что примерно из десяти студентов педагогических ву зов восемь не хотят работать в школе . Повышение квалифи кации учителей возможно только при росте престижа этой профессии . А он в наше время определяе тся прежде всего заработком . Учителей нужно поощрять не за боль шее количество часов, а за более качественную подготсв- ку к занятиям . Если все в школе останется по-прежнему, то скоро ситу ация с образованием в России, уже сейчас очень сложная, станет необратимой . А отсюда и сложности в экономике . Ведь те , кому сейчас 15— 17 лет, станут управлять государством , а знания их оцениваются уже теперь 56-м местом в мире . И роль школы в создании та кой пугающей ситуации реш ающ ая : с азов ученья ведь все и начинается. Мне каж ется , что акценты в финансировании государствен ного хозяйства должны смес титься в сторону школы . Пора бы уж е понять, что из кризиса нас выведут не миллиардные западные кредиты , а высокий интеллект россиян. Вадим ЮРЬЕВ, выпускник школы № 42. f 30 августа 191 года 12 РЫБНЫЙ МУРМАЯ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz