Рыбный Мурман. 1991 г. Август.

Аутсайдеры Прощаясь с летом Нужны ли Иваны, не помнящие родства 113В ЕС ТНАЯ русская пссло- * * вица учит: «Терпение и тр уд все перетрут» . К сожа­ лению и терпения, и тр удо ­ вых навыков с каждым годом у наших школьников - старше­ классников становится все меньше . Причин том у множе­ ство , а прежде всего — неуст­ роенность нашей жизни , от­ сутствие четких представлений , к чему должна готовить шко­ ла своих воспитанников. Средн яя трудовая не оправ­ дала себя, введение всеобще­ го обязательного среднего об­ разования привело общество к очередному кризису в этой сф е р е . Нормой стал выпуск­ ник школы , не только не имеющий минимума знаний, не умеющий дум ать , но и не желающий при этом труди ть ­ ся. Этакий симбиоз Недоросля с Обломовым . Просчеты школьного воспи­ тания усу губляю тся в летние каникулы . Мечта абсолютного большинства родителей — от­ править «ребенка» в 15— 16 лет куда-нибудь отдохнуть. Хорошо , если к родственникам в деревню , где по необходи­ мости требуе тся трудовое участие подростка . Многие ста­ раются отправить всеми прав­ дами и неправдами с Е о е ча­ до в пионерский ла герь . А там избалованная сытая жизнь по­ лучает свое окончательное за ­ вершение. Всех забот-то : прий­ ти вовремя в столовую , да сходить строем на пляж ... По­ том сами недоумеваем , о тку ­ д а е з я л с я в семье закончен­ ный лентяй и белоручка . Да мы сами приучаем ребят к такой жизни . Яркий контраст бе здея тель ­ ному отдыху представляю т летние трудовые ла геря , осо­ бенно местные , заполярные . А то ведь получается, что на­ ши ребята лучше знают Крым ­ ский полуостров, чем Коль­ ский , больше расскаж ут об Украине , чем об Украйне Терской (диалектное назва­ ние южного побережья Коль­ ского полуострова). В июне— июле трудовой ла­ герь 53-й мурманской школы работал в Терском районе. Трудно даж е представить, сколько усилий стоило руко­ водителям школы и колхоза «Беломорский рыбак» на до ­ стойном уровне организовать это общезначимое, необходи­ мое обществу дело . Сейчас все уже позади и можно го­ ворить о результатах . Работали ребята в Умбе , Тетрино и Стрельне . Первое, что осталось в памяти, — как тяж ело и основательно об­ устраивались первопоселен­ цы. Тщательно выбиралось ме­ сто для селения, учитывалась масса факторов , даже сейчас трудно подобрать лучшее рас­ положение. Второе яркое впе­ чатление: жизнь на Терском если и не угасла , то замерла . Редко где увидишь новопо- строенные дома — живут в тех, что срубили еще деды . Какие просторные участки под паш­ ни вручную отвоевывались у леса, даж е оторопь порой бе­ рет, каким трудом и терпени­ ем приходилось налаживать сносную достаточную жизнь. Уж е в Тетрино неприятно поразило : сколько хлама, ржа­ веющего ж елеза оставил пос­ ле себя новый в этих местах человек. Среди аккуратной з е ­ леной травы по всему селу брошены железные бочки, д е ­ тали тракторов и кучи пустых консервных банок. Поднима­ ешься на ближайшие сопки, «на горы» по-местному, а там вся растительность погублена гусеницами транспортеров, везде по м х у зияю т незара­ стающие раны . Геологи по себе такую память оставили . В Тетрино же встретились и с другими людьми , увидели др у гое отношение к жизни и к природе . В селе — о тд еле ­ ние колхоза «Беломорский ры­ бак», главный человек здесь — бригадир Александр Петро- . вкч Елисеев , местный урож е ­ нец. С раннего утра до по зд ­ него вечера видишь его в раз­ ных концах села , хлопот мно­ го. Но с трудовыми заботами справиться легче , чЭм с про­ чими, организационными . Вот, к примеру, приехали школьники работать, а продав­ щица в магазине даж е бухан­ ку хлеба не дае т . У нее своя ло гика : — Вы в колхоз работать при­ ехали , вот пускай вас колхоз и кормит! А я от рыбкоопа работаю , Елисееву не подвла­ с тная ... Взрослые понимают, что трудно доставлять продукты на побережье , не рассчитаны нормы на приезжих. А б о т по­ пробуй ребятишкам объяснить, что они у себя в стране вро­ де как и чужие . Еды для тебя нет, а работа есть . Работа, действительно , бы­ ла, работа увлекательная — не по содержанию , а по смы­ с л у . Как в старой притче, где один работник говорит, что он бревна отесывает, а второй, работающий рядом , что они храм строят. По заданию нам нужно бы­ ло огородить часть выпаса, вкопать столбы и натянуть проволоку. Работа полдня шла ни шатко, ни валко, ни­ кто из ребят не за горелся . Но ту т появился заказчик, извест­ ный у нас в крае журналист Владимир Петрович Жданов . Нынешнее у него увлечение — культивирование целебных и редких растений. И оказалось , что мы не просто за городку ладим , а готовим место под первую у нас в области план­ тацию родиолы розовой , на­ зываемой иначе золотым кор­ нем. А также княженики — царской ягоды , которая встре­ чается редко и нигде не рас­ тет на грядках . Не скажу , что ребята тут же переродились. Но подгонять их уже не при­ ходилось . Трудно тут не е с п о - мнить, как в школе воспиты­ вают стойкое отвращение к тр уд у , заставляя собирать окурки и мусор в школьном дворе . В селе Стрельна нет посто­ янного поселения, перевезли народ в Чапому еще в период укрепления неперспективных хозяйств . Приезжаю т сюда на лето уроженцы , у кого ро­ дительские дома здесь сохра­ нились. - Этим летом непривычно многолюдно было в селе . Д о ­ бавилась вначале бригада строителей : строят турбазу для лицензионного лова. Да е о т ребята еще приехали . В их задачу входило убрать м у­ сор, скатить в одно место металлические пустые бочки, разобрать остатки развалив­ шихся от времени хозяйствен­ ных построек и распилить их на дрова. Вместо четырех за­ конных для малолеток часов решили работать по шесть. Чтобы результат был виден, да и в заработке прибавить. Получали-то от сделанного . С ке/.л ни приходилось встре­ чаться на Терском бере гу , слышал одно : оберегать надо этот заповедный край от при­ шлых, чужих лю дей , ко торы е , не думаю т о завтрашнем дне. А смену нынешнему поко­ лению нужно готовить из ны­ нешних школьников. И воспи­ тателями у них должны быть не школьные учителя , а люди, работающие на зем ле . Кто с детства сроднился со своей землей , тот не буде т Иваном, не помнящим родства , это бу­ д е т коренной, природный жи­ те л ь . Очень важно, что ребя­ та хоть м есяц работают всерь­ е з , да и с настоящей жизнью знаком ятся не по учебникам . А. ЛОБАНОВ, преподаватель. Рис. А. КАЗАЧКОВА. Терский район. взяться за ум : ПЛОДЫПРОСВЕЩЕНИЯ Первый Указ Президента России— о народном образо­ вании. Это решение вызвано раздумьями о будущем, о грядущих поколениях росси­ ян. Ну а каково их настоя­ щее! В наше время «первобыт- но»-рыночных отношений учиться в вузе очень сложно , если у тебя нет толстого ко­ шелька и маловато знаний. Многие институты начали на­ бор платных групп, сокращая набор в бесплатные , значит, конкуренция при отборе еще более возрастает. Основной задачей моей , как и большин- стйа выпускников, в последние два года обучения было под­ готовиться к экзаменам е вуз. Помогла ли нам школа спра­ виться с этой задачей? Я д у ­ маю — нет. Ш кола , особенно на последних ступенях ( 10— 11 классы ), нуждается в корен­ ных изменениях. Нужно уменьшить количе­ ство учащихся максимум до двадцати человек в одном классе , ибо качественно учить тридцать пять человек препо­ даватель не мож е т. Кроме то­ го, нам самим было очень т я ­ жело писать, например, сочи­ нения в классе , так как сосре- родотичться в такой обстанов­ ке просто невозможно . Примерно с пятого класса неплохо бы разделять учени­ ков не на постоянные группы , как сейчас, а на классы по си­ лам . Например , «В» — ср ед ­ ние, «А» — сильные, «С» — слабые , с возможностью при повышении успеваемости под­ няться на более высокую сту­ пень, а при снижении — пе­ рейти в класс отстающих. Д е ­ ло в том , что в каждом клас­ се есть группа ребят, которые после девято го идут прямиком в ПТУ , они сами не считают нужным учиться и мешаю т ос­ тальным развивать с е о и спо­ собности. В 10— 11 классы идут и все те , кто не смог устроиться на работу или поступить в ПТУ после 9 класса . В результате набирается немало учащихся, мешающих учиться остальным . Я считаю , что Д Е а последних года в школе ( 10— 11 классы ) должны стать платными, в до ­ полнение к бюджетным асси г­ нованиям, (а не вместо них). Родители должны доплачивать, скажем , по пятьдесят рублей в месяц . Появились бы деньги на поощрение учителей за до ­ полнительные занятия , кон­ сультации ; произошел бы не­ который отток учащихся , что позволило бы не только со­ кратить состав классов, но и более или менее выравнять средний уровень учащихся . Если же семья не может пла­ тить за учебу, а ученик спо­ собный и с серьезными наме- - рениями , то в таких случаях можно делать исключения, ос­ вобождать от платы. Задача последних двух лет пребывания в школе должна быть изменена. Эти два года нужно расценивать как подго­ товительные для поступления * в институт. Также должны быть измене­ ны условия преподавания не­ которых предметов . Допри­ зывная подготовка должна быть исключена из програм­ мы школы . Этот предмет не нужен : том у , чему нас учат в шчоле два года , в армии на­ учат за два дня . О свободив­ ш ееся время можно отдать урокам фи зкультуры . Иност­ ранный язык преподавать в теперешнем виде не имеет смысла . Два часа в неделю — это не просто мало на 15— 17 человек, это совсем ничего: примерно по шесть минут на одного человека! Также и все остальные пред­ меты преподаются по два, максимум по четыре часа в неделю . Это очень мало для тех , кому эти предметы нуж ­ ны в будущ ем , но чрезмерно много для дру ги х , кт*о не со­ бирается учиться по этим спе­ циальностям . Выход — в факультативном обучении. То есть минималь­ ное количество предметов — например, литература и ф и з ­ культура — являются обяза­ тельными , остальные — по выбору учащихся . Ср а зу сни­ м ается проблема нежелания учиться , если ученик знает, что от познаний в этом предмете зависит его поступление в избранный институт, получе­ ние профессии , работы . Кро ­ ме того , легче хорошо подго- товиться к 3— 4 предметам , чем к 10— 15, и нагрузка по избранным предметам в таком случае мож ет быть значитель­ но выше. Такой вариант пред­ почтительнее нынешнего, так как на многочисленные разно­ плановые нагрузки м о з г отве­ чает невыраженной средней реакцией . Говоря иначе, пы­ таясь объять все, ученик не воспринимает ничего. Кроме то го , уровень программ и уче­ бников по таким предметам , как литература , история, об­ ществоведение , оставляет ж е ­ лать много лучш его . Напри­ мер , в курсе литературы мы изучаем такого «поэта», как Маяковский и совсем не каса­ ем ся гениального русского Иосифа Бродско го . А сколько времени было уделено на­ сквозь лживой «Поднятой це­ лине»! Осветить трагедию кол­ лективизации и красного тер ­ рора в среде крестьян лучше по произведениям А . Солж е ­ ницына и В. Белова. В курсе Jb литературы мы изучаем «Что делать?» Чернышевского . Но к чему приводит развитие идей Чернышевского и дру гих край­ них демократов - разночин­ цев, можно увидеть в великой провидческой книге Ф . М. Достоевско го «Бесы». Эта кни­ га непременно должна быть введена в программу . Уровень преподавателей , бу­ дем откровенны , не очень б ы - сок. Да и как он мож ет быть выше при такой нагрузке на учителей? Престиж профессии учителя очень ни зок : извест­ но, что примерно из десяти студентов педагогических ву­ зов восемь не хотят работать в школе . Повышение квалифи­ кации учителей возможно только при росте престижа этой профессии . А он в наше время определяе тся прежде всего заработком . Учителей нужно поощрять не за боль­ шее количество часов, а за более качественную подготсв- ку к занятиям . Если все в школе останется по-прежнему, то скоро ситу­ ация с образованием в России, уже сейчас очень сложная, станет необратимой . А отсюда и сложности в экономике . Ведь те , кому сейчас 15— 17 лет, станут управлять государством , а знания их оцениваются уже теперь 56-м местом в мире . И роль школы в создании та­ кой пугающей ситуации реш ающ ая : с азов ученья ведь все и начинается. Мне каж ется , что акценты в финансировании государствен­ ного хозяйства должны смес­ титься в сторону школы . Пора бы уж е понять, что из кризиса нас выведут не миллиардные западные кредиты , а высокий интеллект россиян. Вадим ЮРЬЕВ, выпускник школы № 42. f 30 августа 191 года 12 РЫБНЫЙ МУРМАЯ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz