Рыбный Мурман. 1991 г. Август.

• Экономическая политика ПРОГРАММА С ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЛИЦОМ НАСИЛЬНО МИЛ НЕ БУДЕШЬ Наши читатели уже знают о ноеой сис­ теме, по которой работают несколько эки­ пажей е Мурманском траловом флоте («РМ » , 1991, № 16). Судя по итогам работы первого пришедшего в порт экипажа, по оценкам его капитана и моряков, программа пра­ вится и, видимо, будет жить («РМ » , 199], № 13). И вот уже есть результаты работы еще пяти экипажей. Комментарий куратора группы судов, работающих ио новой системе, В. А. СУ&- РО Е В А нашему корреспонденту. — Самые лучшие показатели у моряков СТМ «Семеновск» за счет большего вы­ пуска продукции. Команда СТМ <-Одоевск> сработала примерно так же, как моряки «Ордынского», но заработок у нее выше, потому что больший процент экономии. Экипаж БМ РТ «Вышгород» с програм­ мой ке справился и немножко недотянул до желаемых шести тысяч рублей — у них 5300 на пай. Но если бы моряки работали на старых условиях, они и этой суммы не достигли бы. Впрочем, на «Вышгороде», не потрудившись как следует разобраться в системе, обратились с жалобой, что, мол, их обидели, расчет произвели неправиль­ но. Вот наглядный пример того, когда, вы­ хватив лишь одну цифру из системы, ке смотрят на другие. Ведь у них норматив «стоимость товарной продукции» ке выпол­ нен. — Валерий Антонович, сколько же все­ го судов работают сейчас по новой систе­ ме? — Шесть сходили по одному рейсу и шесть ушли. На двух судах сейчас вторые экипажи. Собираются команды РТМК-с «Александр Косарев» (в 10ВТ0) и двух БАТов, СТМ «Онежский». — Стало быть, в будущем все суда бу­ дут так работать? — Видимо, так. Польза и экипажу, и флоту. Посмотрите, как сразу резко сни­ жаются затраты, увеличивается экономия. У людей даже азарт появляется. На «Вер- хояиах» сумма накладных расходов полу­ чилась почти вдвое меньше планируемой. Пока мы беседовали с Валерием Антоно­ вичем, пришел капитан СТМ «Семеновск» A . JI. Д А Ц ЕН К О и присоединился к разго­ вору: — Мы более чем за месяц до рейса на­ чали прорабатывать материалы, изучили работу экипажей, уже сходивших в рейс по этой системе. Посоветовались с нашими кураторами. II на предрейсовом собрании предложили морякам поднять планку гос­ заказа. Система — шаг вперед по пути са­ мостоятельности и судна, и флота, кроме того в ней есть стимул, чтобы содержать судно в хорошем техническом состоянии, чтобы экономить и деньги, и материалы. И мы не просто экономили, например, та­ ру, — мы изготавливали ее из упаковки, из бракованных картонок, склеивали паке­ ты из отходов полиэтилена, которые рань­ ше просто выбрасывали. Я уж не говорю об экономии топлива, орудий лова. — Вы убеждены, что будущее за этой системой? — Во-первых, нельзя стоять на месте, надо постоянно ее совершенствовать. Во- вторых, нельзя систему внедрять насиль­ но, каждый моряк должен вникнуть, по­ нять ее, прочувствовать, прежде чем ^со­ глашаться работать. Н в-третьих, необхо­ димо всем нам, а особенно нашим курато­ рам, избавиться от пут разных инструкций, нормативных актов, чтобы работать твор­ чески. Допустим, мы изготовили больше продукции, сообщили куратору, а он на­ ходит рынок сбыта и ставит нас в извест­ ность: то ли это внутренний рынок, то ли зарубежный. — Иными словами, нужна агеитирую- щая фирма. — Совершенно верно. II чтобы сотруд­ ники ее были материально заинтересованы в заключении хороших договоров. — Один из капитанов назвал эту систе­ му «системой с человеческим лицом». Оп­ равдано ли это? — Да. И не только из-за зарплаты, но и из-за возможности четкого планирования отдыха с семьей, вплоть до возможности подработать за время отпуска. НОРВЕЖСКИ Е НОВОСТИ Полным-полна коробушка... Продолжает возрастать продажа нсрЕеж ских товаров за границу. За истекший период этого года экспортных това­ ров продано на 38 лдиллиардов крон. Это на 1,5 миллиарда нрон больше, чем за тот же период прошлого года . Экспорт возрос как по стоимости, так и г«о объему товарной массы . Главный экономист Норвежского экспортного совета Йен Рогне в и н т е р в ь ю по этому п с е о д у , в частности, сказал : -— С начала года значительно вырос экспорт рыбы, увели­ чился также экспорт судов и судового оборудования. Возвращаясь В статье «Грузите апельсины бочками» за 31 мая с. г. каш корреспондент В. Кикинов детально проанализиро­ вал ситуацию в объединении «Архангельскрыбпрсми в связи с разделением этого коллектива на ассоциацию береговых предприятий и базу Архан гельско го тралового ф ло та . В ней он подчеркивает, что береговые подразде ­ ления рыбной промышленности Архангельска не сумеют обойтись без флота . Сегодня мы публикуем открытое письмо тр а лф л с то Е - цев-архангелогеродцев , педдерживьюши г точку зрения нашего коллеги . ПРОТИВОСТОЯНИЕ В очередной раз проде­ монстрировал «заботу» о траловом флоте председа­ тель правления Архан­ гельской ассоциации пред­ приятий рыбной промыш­ ленности директор рыбоком­ бината Л. А . Селиванов. В своем выступлении 17 ию­ ня в радиопередаче «Ры ­ бацкими румбами» он тро­ гательно рассказал о пе­ чальном положении Архан­ гельской базы тралового флота, о той пропасти, ко­ торая в недалеком будущем ожидает коллектив. Леонид Алексеевич указал паль­ цем на того, кто, по его мнению, сталкивает флот в эту пропасть, — это ны­ нешний флотский руково­ дитель И. Е. Дегтярев. Конечно, можно было бы не обращать внимания на это выступление: не от хо­ рошей жизни кивает Сели­ ванов на Ивана Егоровича. Хотела новоявленная ассо­ циация отобрать у флота пятнадцать траулеров. Не получилось, так хоть по ра­ дио насолить Дегтяреву. Глядишь, кто и поверит. Выступая по радио, Сели* 2 августа 191 года ванов, очевидно, рассчиты­ вал вызвать какую-то оп­ ределенную реакцию у слу­ шателей. Вот и мы решили поделиться своими впечат­ лениями от передачи, тем более что, как и многие ра­ ботники управления, можем судить не только о событи­ ях, но и о явлениях, их по­ родивших. Вы, Леонид Алексеевич, как коммунист, возможно, знакомы с ленинской мыс­ лью о том, что за каждым высказыванием, за каждой политической декларацией необходимо видеть тот или иной интерес. Интерес класса, группы, а проще го­ воря, всегда смотреть — кому это выгодно. Давайте посмотрим, кому и зачем нужно лепить из Дегтяре­ ва образ отрицательного персонажа, поднимать шу­ миху вокруг его имени. Ко­ гда флот действительно был на грани банкротства, ког­ да в приказе А Р П «Севры- ба» уже не упоминалось об А рхтралфлоте, молчал Л. А . Селиванов. Мало то­ го, что молчал, но и сам, нимало не заботясь о моря­ ках, не думая о флотских долгах, старался о прибыли только для рыбокомбината. Выгодно было раньше рыбо­ комбинату работать с фло­ том: получил полуфабрика­ том рыбу, через мойку про­ пустил, в бочки затарил и, Пожалуйста, готовая про* дукция. А то, что моряки работали за копейки, Л. А. Селиванова не волновало. Рыбокомбинат премии по­ лучал, а флот концы с кон­ цами свести не мог. Завол­ новался Леонид Алексеевич сейчас, понял, что теперь при новых договорных от­ ношениях между предприя­ тиями особо не разживешь­ ся. Сейчас переоборудует флот посолыю-свежьевые траулеры в морозилыцнки, и ПСТ из убыточных (в год приносили от 7 до 15' млн. руб. убытка) станут давать прибыль. Только один АГ- 1358 «Ачинск» за 61 сутки при экипаже в 45 человек дал прибыль 1 млн. 264 тыс. рублей. Может быть, в этом одна из истинных причин неприязни Л. А. Селиванова к И. Е. Дегтя­ реву? Ряд руководителей вновь созданной ассоциации при­ думали использовать идею И. Е. Дегтярева о создании рыбопромышленной ассоциа­ ции, но... без самого Дегтя­ рева. Нет, формально было предложено траловому фло­ ту вступить в ассоциацию, но генеральным директо­ ром избрать или А. П. А н ­ типина, или Л. П. Мелеш- ко, более сговорчивых лю­ дей, нежели И. Е. Дегтя­ рев. Последний, зная спо­ собности обоих, откажется от вступления в такую ас­ социацию. Тогда можно бу­ дет самого Дегтярева обви­ нить в амбициозности, воз­ будить общественное мне­ ние и под шумок оттяпать часть судов у тралфлота. Так на деле выглядит их «забота» о моряках. И в очередной раз отстоял флот Иван Егорович, не дал рас­ тащить по кусочкам. Вовсе уж нелепо выгля­ дит обвинение Дегтярева в том, что он кормит капи­ талистов, продает рыбу за границу, а на вырученную валюту там же ремонтиру­ ют суда, вместо того, чтобы ремонтироваться на Архан­ гельском СЗ, где многим грозит безработица. Опять демагогия. Ведь вы, Леонид Алексеевич, не хуже моря­ ков знаете, что такое ре­ монт в Архангельске. Про­ стоит судно в заводском ре­ монте год, а затем порой и До промысла дойти не мо­ жет. Качество ремонта за последние два года не вы­ держивает никакой критики. Вот и получается, что не по- хозяйски работать с таким партнером, намного выгод­ нее ремонтироваться за границей: и ремонт в счи­ танные месяцы проводится, и качество не сравнить. И намного дешевле: Еедь су­ да ремонтируются за гра­ ницей силами ремонтно- подменных команд, только оборудование заграничных верфей используется. Если б не организовали ремонт таким образом, у нас бы сейчас много судов на при­ коле стояло. И рыбу не брали бы, и людей сокра­ щать пришлось, без рабо­ ты моряки бы остались, i.' так сохраняются кадры. Уже предвидим возражения: как же, дескать, сохраняются кадры, когда от Дегтярева люди уходят. Плавсостав не уходит. Среди тех, с кем пришлось флоту расстать­ ся, часть таких, кто довел флот до финансового краха и кто строил свое благопо­ лучие, используя служеб­ ное положение. Два года назад, незадол­ го до избрания И. Е. Дегтя­ рева генеральным директо­ ром, в «Правде Севера» пи­ сали о том, как верхний уп­ равленческий персонал — будущие замы генерального директора — делили меж собой и квартиры, и маши­ ны. Поэтому они так про­ тивились избранию Дегтя­ рева, знали, что он объяс­ нит разницу между общест- РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz