Рыбный Мурман. 1991 г. Август.
• Экономическая политика ПРОГРАММА С ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЛИЦОМ НАСИЛЬНО МИЛ НЕ БУДЕШЬ Наши читатели уже знают о ноеой сис теме, по которой работают несколько эки пажей е Мурманском траловом флоте («РМ » , 1991, № 16). Судя по итогам работы первого пришедшего в порт экипажа, по оценкам его капитана и моряков, программа пра вится и, видимо, будет жить («РМ » , 199], № 13). И вот уже есть результаты работы еще пяти экипажей. Комментарий куратора группы судов, работающих ио новой системе, В. А. СУ&- РО Е В А нашему корреспонденту. — Самые лучшие показатели у моряков СТМ «Семеновск» за счет большего вы пуска продукции. Команда СТМ <-Одоевск> сработала примерно так же, как моряки «Ордынского», но заработок у нее выше, потому что больший процент экономии. Экипаж БМ РТ «Вышгород» с програм мой ке справился и немножко недотянул до желаемых шести тысяч рублей — у них 5300 на пай. Но если бы моряки работали на старых условиях, они и этой суммы не достигли бы. Впрочем, на «Вышгороде», не потрудившись как следует разобраться в системе, обратились с жалобой, что, мол, их обидели, расчет произвели неправиль но. Вот наглядный пример того, когда, вы хватив лишь одну цифру из системы, ке смотрят на другие. Ведь у них норматив «стоимость товарной продукции» ке выпол нен. — Валерий Антонович, сколько же все го судов работают сейчас по новой систе ме? — Шесть сходили по одному рейсу и шесть ушли. На двух судах сейчас вторые экипажи. Собираются команды РТМК-с «Александр Косарев» (в 10ВТ0) и двух БАТов, СТМ «Онежский». — Стало быть, в будущем все суда бу дут так работать? — Видимо, так. Польза и экипажу, и флоту. Посмотрите, как сразу резко сни жаются затраты, увеличивается экономия. У людей даже азарт появляется. На «Вер- хояиах» сумма накладных расходов полу чилась почти вдвое меньше планируемой. Пока мы беседовали с Валерием Антоно вичем, пришел капитан СТМ «Семеновск» A . JI. Д А Ц ЕН К О и присоединился к разго вору: — Мы более чем за месяц до рейса на чали прорабатывать материалы, изучили работу экипажей, уже сходивших в рейс по этой системе. Посоветовались с нашими кураторами. II на предрейсовом собрании предложили морякам поднять планку гос заказа. Система — шаг вперед по пути са мостоятельности и судна, и флота, кроме того в ней есть стимул, чтобы содержать судно в хорошем техническом состоянии, чтобы экономить и деньги, и материалы. И мы не просто экономили, например, та ру, — мы изготавливали ее из упаковки, из бракованных картонок, склеивали паке ты из отходов полиэтилена, которые рань ше просто выбрасывали. Я уж не говорю об экономии топлива, орудий лова. — Вы убеждены, что будущее за этой системой? — Во-первых, нельзя стоять на месте, надо постоянно ее совершенствовать. Во- вторых, нельзя систему внедрять насиль но, каждый моряк должен вникнуть, по нять ее, прочувствовать, прежде чем ^со глашаться работать. Н в-третьих, необхо димо всем нам, а особенно нашим курато рам, избавиться от пут разных инструкций, нормативных актов, чтобы работать твор чески. Допустим, мы изготовили больше продукции, сообщили куратору, а он на ходит рынок сбыта и ставит нас в извест ность: то ли это внутренний рынок, то ли зарубежный. — Иными словами, нужна агеитирую- щая фирма. — Совершенно верно. II чтобы сотруд ники ее были материально заинтересованы в заключении хороших договоров. — Один из капитанов назвал эту систе му «системой с человеческим лицом». Оп равдано ли это? — Да. И не только из-за зарплаты, но и из-за возможности четкого планирования отдыха с семьей, вплоть до возможности подработать за время отпуска. НОРВЕЖСКИ Е НОВОСТИ Полным-полна коробушка... Продолжает возрастать продажа нсрЕеж ских товаров за границу. За истекший период этого года экспортных това ров продано на 38 лдиллиардов крон. Это на 1,5 миллиарда нрон больше, чем за тот же период прошлого года . Экспорт возрос как по стоимости, так и г«о объему товарной массы . Главный экономист Норвежского экспортного совета Йен Рогне в и н т е р в ь ю по этому п с е о д у , в частности, сказал : -— С начала года значительно вырос экспорт рыбы, увели чился также экспорт судов и судового оборудования. Возвращаясь В статье «Грузите апельсины бочками» за 31 мая с. г. каш корреспондент В. Кикинов детально проанализиро вал ситуацию в объединении «Архангельскрыбпрсми в связи с разделением этого коллектива на ассоциацию береговых предприятий и базу Архан гельско го тралового ф ло та . В ней он подчеркивает, что береговые подразде ления рыбной промышленности Архангельска не сумеют обойтись без флота . Сегодня мы публикуем открытое письмо тр а лф л с то Е - цев-архангелогеродцев , педдерживьюши г точку зрения нашего коллеги . ПРОТИВОСТОЯНИЕ В очередной раз проде монстрировал «заботу» о траловом флоте председа тель правления Архан гельской ассоциации пред приятий рыбной промыш ленности директор рыбоком бината Л. А . Селиванов. В своем выступлении 17 ию ня в радиопередаче «Ры бацкими румбами» он тро гательно рассказал о пе чальном положении Архан гельской базы тралового флота, о той пропасти, ко торая в недалеком будущем ожидает коллектив. Леонид Алексеевич указал паль цем на того, кто, по его мнению, сталкивает флот в эту пропасть, — это ны нешний флотский руково дитель И. Е. Дегтярев. Конечно, можно было бы не обращать внимания на это выступление: не от хо рошей жизни кивает Сели ванов на Ивана Егоровича. Хотела новоявленная ассо циация отобрать у флота пятнадцать траулеров. Не получилось, так хоть по ра дио насолить Дегтяреву. Глядишь, кто и поверит. Выступая по радио, Сели* 2 августа 191 года ванов, очевидно, рассчиты вал вызвать какую-то оп ределенную реакцию у слу шателей. Вот и мы решили поделиться своими впечат лениями от передачи, тем более что, как и многие ра ботники управления, можем судить не только о событи ях, но и о явлениях, их по родивших. Вы, Леонид Алексеевич, как коммунист, возможно, знакомы с ленинской мыс лью о том, что за каждым высказыванием, за каждой политической декларацией необходимо видеть тот или иной интерес. Интерес класса, группы, а проще го воря, всегда смотреть — кому это выгодно. Давайте посмотрим, кому и зачем нужно лепить из Дегтяре ва образ отрицательного персонажа, поднимать шу миху вокруг его имени. Ко гда флот действительно был на грани банкротства, ког да в приказе А Р П «Севры- ба» уже не упоминалось об А рхтралфлоте, молчал Л. А . Селиванов. Мало то го, что молчал, но и сам, нимало не заботясь о моря ках, не думая о флотских долгах, старался о прибыли только для рыбокомбината. Выгодно было раньше рыбо комбинату работать с фло том: получил полуфабрика том рыбу, через мойку про пустил, в бочки затарил и, Пожалуйста, готовая про* дукция. А то, что моряки работали за копейки, Л. А. Селиванова не волновало. Рыбокомбинат премии по лучал, а флот концы с кон цами свести не мог. Завол новался Леонид Алексеевич сейчас, понял, что теперь при новых договорных от ношениях между предприя тиями особо не разживешь ся. Сейчас переоборудует флот посолыю-свежьевые траулеры в морозилыцнки, и ПСТ из убыточных (в год приносили от 7 до 15' млн. руб. убытка) станут давать прибыль. Только один АГ- 1358 «Ачинск» за 61 сутки при экипаже в 45 человек дал прибыль 1 млн. 264 тыс. рублей. Может быть, в этом одна из истинных причин неприязни Л. А. Селиванова к И. Е. Дегтя реву? Ряд руководителей вновь созданной ассоциации при думали использовать идею И. Е. Дегтярева о создании рыбопромышленной ассоциа ции, но... без самого Дегтя рева. Нет, формально было предложено траловому фло ту вступить в ассоциацию, но генеральным директо ром избрать или А. П. А н типина, или Л. П. Мелеш- ко, более сговорчивых лю дей, нежели И. Е. Дегтя рев. Последний, зная спо собности обоих, откажется от вступления в такую ас социацию. Тогда можно бу дет самого Дегтярева обви нить в амбициозности, воз будить общественное мне ние и под шумок оттяпать часть судов у тралфлота. Так на деле выглядит их «забота» о моряках. И в очередной раз отстоял флот Иван Егорович, не дал рас тащить по кусочкам. Вовсе уж нелепо выгля дит обвинение Дегтярева в том, что он кормит капи талистов, продает рыбу за границу, а на вырученную валюту там же ремонтиру ют суда, вместо того, чтобы ремонтироваться на Архан гельском СЗ, где многим грозит безработица. Опять демагогия. Ведь вы, Леонид Алексеевич, не хуже моря ков знаете, что такое ре монт в Архангельске. Про стоит судно в заводском ре монте год, а затем порой и До промысла дойти не мо жет. Качество ремонта за последние два года не вы держивает никакой критики. Вот и получается, что не по- хозяйски работать с таким партнером, намного выгод нее ремонтироваться за границей: и ремонт в счи танные месяцы проводится, и качество не сравнить. И намного дешевле: Еедь су да ремонтируются за гра ницей силами ремонтно- подменных команд, только оборудование заграничных верфей используется. Если б не организовали ремонт таким образом, у нас бы сейчас много судов на при коле стояло. И рыбу не брали бы, и людей сокра щать пришлось, без рабо ты моряки бы остались, i.' так сохраняются кадры. Уже предвидим возражения: как же, дескать, сохраняются кадры, когда от Дегтярева люди уходят. Плавсостав не уходит. Среди тех, с кем пришлось флоту расстать ся, часть таких, кто довел флот до финансового краха и кто строил свое благопо лучие, используя служеб ное положение. Два года назад, незадол го до избрания И. Е. Дегтя рева генеральным директо ром, в «Правде Севера» пи сали о том, как верхний уп равленческий персонал — будущие замы генерального директора — делили меж собой и квартиры, и маши ны. Поэтому они так про тивились избранию Дегтя рева, знали, что он объяс нит разницу между общест- РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz