Рыбный Мурман. 1991 г. Август.
К 50'летит союзных северных конвоев АВИАНОСЦЫ ВСТУПАЮТ В БОЙ С ОЮ ЗНЫЙ КОНВОЙ PQ-13 формировался в фиорде Лох-Ю Северной Шотландии и Хм аль -фиорде Исландии. Пер вая группа транспортов (о с новная) вышла из Лох-Ю 2 сентября 1942 года и направи лась к восточным берегам Ис ландии , где должна была встретиться со второй группой судов , стоявших на якорях в Хваль-фиорде . Линейный фло т Метрополии , выделенный для прикрытия PQ-18, сосредо то чился в Хваль-фиорде и Сей- дис-фиорде . Британское А д миралтейство сформировало три оперативных соединения: адмирала Ф р э зер а , контр-ад мирала Бонхэм-Картера и контр-адмирала Бэрнетта. Всей операцией по прикрытию с у дов PQ-18 руководил коман дующий флотом Метрополии адмирал Джон Т о б и . Свой ко мандный пункт Тови располо жил на борту линейного кора бля «Кинг Дж ордж V » , кото рый стоял на рейде Скапа- Ф ло у (Оркнейские острова). 7 сентября 1942 года все транспорты союзного конвоя PQ-18 и оперативные соедине ния ближнего прикрытия встретились восточнее Сейдис- фиорда . Адмирал Ф р э з е р приказал следовать к острову Ян-Майен курсом 35 градусов . Транспорты шли десятью киль ватерными колоннами. Рассто яние м еж ду колоннами было пять кабельтовых, а м еж ду су дами — три кабельтовых. В разных 'колоннах шли совет ские пароходы «Комилес» , «Петровский», «Сталинград», «Сухона» , «Тбилиси» и «Анд* ре Марти». Конвой сопровож дали два танкера . А в фиорде Лав-зунд острова Шпицберген сосредоточились еще два тан кера под охраной четырех эс минцев. Жидкое топливо тре бовалось в большом количе стве в основном для эскорт ных кораблей . Непосредствен но транспорты охраняли четы ре эсминца, два корабля ПВО с катапультами , четыре корве та, три тральщика, четыре тра улера ПЛО и две подводные лодки . Коммодором конвоя был назначен контр-адмирал резерва Боддэм -Уе тэм . Конвойный авианосец «Авен- жер» , эсминец «Мэтчлис» и десять эскортных кораблей заняли место на правом флан ге кильватерных колонн, ожи дая нападения вражеских са молетов с ю га . Крейсер ПВО «Сцилла» , на борту которого находился контр-адмирал Бэр- нетт, а также шесть эсминцев, охраняли транспорты на левом (северном ) флан ге . Крейсер ская эскадра контр-адмирала Бонхэм-Картера шла впереди судов на расстоянии 15 миль. Таков был, в основном, поход ный ордер конвоя PQ-18. О СЕНТЯБРЯ конвой обнору- ® жил немецкий воздуш*. ный разведчик «Блом и Ф о с с» . «2 сентября ссж>зные транс1* порты увидели в свои пери* скопы командиры немецкий подводных лодок U - 88 , U-457. Они донесли в Нарвик вице- адмиралу Хью бер ту Ш м унд ту курс и скорость конвоя. На вероятный путь движения PQ-18 пошли полным ходом 12 субмарин . На аэродромах С е верной Норвегии сосредоточи лись все самолеты 26-й и 30-й авиаэскадр . Ф ашисты рассчи тывали разгромить полностью и этот конвой. Но дальнейшие события показали , что герман ское командование не до сти г ло своей цели . Помешал ф а шистам в основном конвойный авианосец «Авенжер» . Первые взрывы раздались под советским пароходом «Сталинград» и американским «Оливер Э дд со ур т» . В них попали торпеды субмарин , которым удалось пройти под кораблями охранения. Но В дальнейшем немецким под водным лодкам не повезло . В хорошую погоду с конвойного авианосца «Авенжер» перио дически взлетали патрульные самолеты «суордфиш » , кото рые были вооружены реактив ными снарядами и глубинны- ными бомбами. На расстоянии 30— 40 миль от конвоя они об наружили несколько субмарин и загнали их под воду. О дно м у из «Суордфишей» удалось потопить глубинными бомбами U-589. Командир подводной лодки U -88 капитан-лейтенант Бох- ман несколько раз пытался прорваться под охранением к транспортам конвоя PQ-18, но это не удалось ем у сделать . Обнаружив лодку гидроакусти ческими приборами , эскорт ные корабли атаковали ее глубинными бомбами . Тогда U -88 «бросила» конвой PQ-18 и полным ходом пошла на встречу обратному конвою QP-14. Капитан-лейтенант Бох- ман попытался снова прорвать ся к транспортам . Британский эсминец «Онслоу» обнаружил 1 - 8 8 и потопил ее. Командиру подводной лодки U-457 капитан-лейтенанту Бранденбургу удалось пройти под ;кораблями охранения конвоя PQ-18. Он торпедиро вал транспорт «Азертемплер» . Но это была последняя ж ерт ва подводного пирата. L-457 отстала от конвоя PQ-18, так как ее часто загоняли под во ду патрульные самолеты «су ордфиш » с авианосца «Авен жер» . Тогда Бранденбург, по лучив донесение из Нарвика о курсе обратного конвоя QP-14, решил атаковать этот конвой. U-457 заняла упреждающую позицию. Бранденбург попы тался прорваться к транспор там QP-14. Но субмарину об наружил эскортный корабль «Импальсио» и потопил ее глу бинными бомбами. После обеда 13 сентября наблюдатели авианосца «Авен жер» заметили большую груп пу торпедоносцев «Хейнкельг 115», которая приближалась р юга. Командир авианосца ка питан 1-го ранга Колтхэрст приказал поднять в воздух семь истребителей «харри- кейн». Британские Летчики встретили вражеские самоле ты на расстоянии 5 — 6 миль от конвоя. По правилам конвой ной службы они не должны были пролетать над транспор тами . Зенитчики транспортов эскортных кораблей откры- И сильный заградительный огонь. Три торпедоносца вспыхнули и упали м еж д у ко лоннами. Истребители сбили два вражеских самолета . Ни один торпедоносец не смог Прорваться к судам . Потери В конвое начались, когда с юга налетели две армады пики рующих бомбардировщиков , по 30—40 штук в каждой груп пе. I Командир ближнего при крытия контр-адмирал Бэр- нетт передал капитанам судов сигнал : «Срочно повернуть на курс 45 градусов» . Две правые колонны этот сигнал не полу чили и продолжали идти преж ним курсом . Бомбардировщи ки потопили из этих колонн шесть транспортов. Одна бом ба попала в советский пароход «Сухона». Вечером 13 сентября конвой атаковали торпедоносцы «Хейнкель-111». Но им снова не удалось прорваться к су дам . Летчики истребителей , зенитчики военных команд транспортов и эскортных ко раблей сбили восемь торпедо носцев. Таких больших потерь морская авиация фашистов в одном бою еще не имела. Ц А ВТОРОЙ Д ЕНЬ , 14 сен- тября , конвой прошел 25-й меридиан . Первая крей серская эскадра вице-адмира ла Бонхэм-Картера повернула на запад и начала поиск ли нейного флота адмирала Ф р э зера . Командующий флотом Великобритании адмирал Тови наводил эскадры в |точку встречи из Скапа-Ф лоу . Кон вой повернул на новый курс 95 градусов . Примерно в три часа дня 14 сентября авиано сец «Авенжер» , эсминец «Мэтчлис» и эскортные кораб ли перешли с правого фланга на левый (северный), так как изменилось направление вет ра. Чтобы поднять самолеты g воздух , авианосец должен был идти полным ходом про тив ветра на северо-восток, а колонны судов мешали капита ну 1-го ранга Кол тхэре ту сде лать этот сложный маневр . Ед ва «Авенжер» успел занять новое место в походном ор дере , как с юга на большой высоте появилась армада пи кирующих бомбардировщиков. Командир авианосца приказал поднять в воздух все 12 ист ребителей «харрикейн». Ко рабли открыли заградительный огонь. Все небо над конвоем покрылось густыми разрывами зенитных снарядов. Ко гда союзные моряки были заняты боем с пикирующими бомбардировщиками , одной субмарине удалось прорваться под кораблями охранения и выпустить четыре торпеды по танкеру . Две из них попали $ цель . Танкер за горелся . Его экипаж бросился к спасатель ным шлюпкам и спустил их на воду. Но танкер остался н$ плаву. Эскортные корабли по топили его после боя орудий ными залпами . У ТРОМ 16 СЕНТЯБРЯ PQ-18 подошел к точке 75 гра дусов 10 минут северной ши роты и 45 градусов 20 минут восточной долготы . Контр-ад мирал Бэрнетт передал капи танам судов сигнал : «Повер нуть на курс 175 градусов . Ж елаю успеха» . Транспорты в сопровождении десяти малых кораблей ПЛО направились к мы су Канин Нос. А эскадра ПВО ближнего прикрытия с авианосцем «Авенжер» повер нула на запад , чтобы при крыть обратный союзный кон вой QP-14. Командир флотилии подвод ных лодок капитан Ц урзее Пе терс приказал субмаринам I -657, -456, -408 и -376 атако вать QP-14. Этим лодкам уда лось занять упреждающ ую по зицию . Две из них выпустили торпеды по транспортам «Бел- лингэм» и «Сильвер Сод» . Два сильных взрыва потрясли «Беллингэм» . Через несколько минут левым бортом пароход начал уходить под воду. Па луба его встала почти верти кально. Матросы успели сбро сить в воду два спасательных плотика. Капитан Мортенсен прямо с ходового мостика прыгнул в холодные воды Баренцева моря. В «Сильвер Сод» тоже попа ло две торпеды . Он перевер нулся и исчез в морской пу чине. Британский эсминец «Со мали» полным ходом пошел к м ес ту гибели пароходов, но вдруг у борта вырос столб во ды . Раздался глухой взрыв, и эсминец быстро погрузился в воду. Его подстерегла третья субд^арина. П О С Л Е О БЕДА 16 СЕНТЯ- БРЯ воздушные развед чики Северного флота обнару жили PQ-18 и донесли вице- адмиралу А . Г. Головко его место нахождение . Навстречу конвою вышли эскадренные миноносцы «Гремящий», «Со крушительный», «Урицкий», «Куйбышев», сторожевые ко рабли и тральщики . На следующий день совет ские эсминцы присоединились к конвою. У тром 18 сентябре PQ-18 подходил к мысу Канин Нос. С воздуха транспорты прикрывали истребители даль него действия Пе-3 13-го и 95-го авиаполков. Примерно в десять часов конвой атаковали две большие группы немецких торпедоносцев «Фо кке -Вульф 2 0 0 » и пикирующие бомбарди ровщики. Торпедоносцы шли низко над водой с северо-за пада, то есть почти на кормо вом курсовом у гле . Бомбарди ровщики пикировали на паро ходы с ю га . Сильный за гради тельный огонь комендоров всех кораблей был очень эф фективным . В море упали во семь вражеских самолетов. Моряки транспорта «Эмпайр Морн» выстрелили из ката пульты истребитель «харри кейн». Он сбил один бомбар дировщик «Юнкере- 88 ». В этом бою пострадал один американский транспорт «Кен тукки» , на котором был ком модор конвоя. Одна торпеде попала в левый борт судн ** «Кентукки» остался на плаву, но контр-адмирал Боддэм- Уе тэм приказал спустить на воду спасательные шлюпки. Его и матросов подобрал тра улер ПЛО . «Кентукки» пото пили эскортные корабли огнем своих орудий . 18 сентября вражеские са молеты дважды налетали на конвой, но неудачно . Все воз душные атаки фашистов были дружно отбиты союзными мо ряками . Вражеской авиации немалый урон нанесли также истреби тели дальнего действия Пе-3, которые прикрывали конвой до наступления темноты . У СТАРЫХ МОРЯКОВ Америки, Канады, Великобритании и Советского Союза появилось острое желание снова встре титься. Они начали искать друг друга летом 1983 года. Бывший сотрудник военно-морской миссии Великобритании в Полярном капитан Кеннет Кларк и его друг Кристофер Тай Дали объявление в газете «Нэви Ньюс», в котором просили от кликнуться участников северных конвоев. Кларку в Англии отве тили примерно 50 человек, а в Америке и Канаде — 250. Вете раны северных конвоев собрались на старом крейсере «Бел фаст», который 26 декабря 1943 года прикрыл союзный конвой от нападения германского линейного корабля «Шарнхорст». На собрании Кларк встретил радиста Лесли Салливэна и стар- шину-торпедиста эсминца «Мэтчлис» Ричарда Сквайерса. На борту «Белфаста» был учрежден «Клуб Северной России». Кен нет Кларк стал первым президентом этого клуба, а Ричард Сквайерс и Кристофер Тай — его секретарями. В апреле 1987 года члены «Клуба Северной России» прибыли из Лондона в Москву. Но сердца старых моряков стремились в Мурманск, где они пережили вместе с жителями налеты фа* шистской авиации, а с североморцами — трудные боевые похо ды. В мае Кеннет Кларк, Ричард Сквайерс и Лесли Салливэн при ехали в Мурманск. Они с большим волнением прошли по про спекту Ленина, а потом посетили рыбный порт. Мурманчане ра достно приветствовали союзных моряков, как в грозные годы войны. А . КРИВЕНКО, старший научный сотрудник музея Краснознаменного Север ного флота. НА СНИМКЕ : конвойный авианосец времен второй мировой вой ны типе *Авенжер» . Репродукция О. БОГАТОВОЙ. Из фондов музея КСФ . Публикуе тся впервые. 23 августа 191 года 1 0 » » » С
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz