Рыбный Мурман. 1991 г. Август.

К 50'летит союзных северных конвоев АВИАНОСЦЫ ВСТУПАЮТ В БОЙ С ОЮ ЗНЫЙ КОНВОЙ PQ-13 формировался в фиорде Лох-Ю Северной Шотландии и Хм аль -фиорде Исландии. Пер­ вая группа транспортов (о с ­ новная) вышла из Лох-Ю 2 сентября 1942 года и направи­ лась к восточным берегам Ис­ ландии , где должна была встретиться со второй группой судов , стоявших на якорях в Хваль-фиорде . Линейный фло т Метрополии , выделенный для прикрытия PQ-18, сосредо то ­ чился в Хваль-фиорде и Сей- дис-фиорде . Британское А д ­ миралтейство сформировало три оперативных соединения: адмирала Ф р э зер а , контр-ад­ мирала Бонхэм-Картера и контр-адмирала Бэрнетта. Всей операцией по прикрытию с у ­ дов PQ-18 руководил коман­ дующий флотом Метрополии адмирал Джон Т о б и . Свой ко­ мандный пункт Тови располо­ жил на борту линейного кора­ бля «Кинг Дж ордж V » , кото­ рый стоял на рейде Скапа- Ф ло у (Оркнейские острова). 7 сентября 1942 года все транспорты союзного конвоя PQ-18 и оперативные соедине­ ния ближнего прикрытия встретились восточнее Сейдис- фиорда . Адмирал Ф р э з е р приказал следовать к острову Ян-Майен курсом 35 градусов . Транспорты шли десятью киль­ ватерными колоннами. Рассто­ яние м еж ду колоннами было пять кабельтовых, а м еж ду су­ дами — три кабельтовых. В разных 'колоннах шли совет­ ские пароходы «Комилес» , «Петровский», «Сталинград», «Сухона» , «Тбилиси» и «Анд* ре Марти». Конвой сопровож­ дали два танкера . А в фиорде Лав-зунд острова Шпицберген сосредоточились еще два тан­ кера под охраной четырех эс­ минцев. Жидкое топливо тре ­ бовалось в большом количе­ стве в основном для эскорт­ ных кораблей . Непосредствен­ но транспорты охраняли четы­ ре эсминца, два корабля ПВО с катапультами , четыре корве­ та, три тральщика, четыре тра­ улера ПЛО и две подводные лодки . Коммодором конвоя был назначен контр-адмирал резерва Боддэм -Уе тэм . Конвойный авианосец «Авен- жер» , эсминец «Мэтчлис» и десять эскортных кораблей заняли место на правом флан­ ге кильватерных колонн, ожи­ дая нападения вражеских са­ молетов с ю га . Крейсер ПВО «Сцилла» , на борту которого находился контр-адмирал Бэр- нетт, а также шесть эсминцев, охраняли транспорты на левом (северном ) флан ге . Крейсер ­ ская эскадра контр-адмирала Бонхэм-Картера шла впереди судов на расстоянии 15 миль. Таков был, в основном, поход­ ный ордер конвоя PQ-18. О СЕНТЯБРЯ конвой обнору- ® жил немецкий воздуш*. ный разведчик «Блом и Ф о с с» . «2 сентября ссж>зные транс1* порты увидели в свои пери* скопы командиры немецкий подводных лодок U - 88 , U-457. Они донесли в Нарвик вице- адмиралу Хью бер ту Ш м унд ту курс и скорость конвоя. На вероятный путь движения PQ-18 пошли полным ходом 12 субмарин . На аэродромах С е ­ верной Норвегии сосредоточи­ лись все самолеты 26-й и 30-й авиаэскадр . Ф ашисты рассчи­ тывали разгромить полностью и этот конвой. Но дальнейшие события показали , что герман­ ское командование не до сти г­ ло своей цели . Помешал ф а ­ шистам в основном конвойный авианосец «Авенжер» . Первые взрывы раздались под советским пароходом «Сталинград» и американским «Оливер Э дд со ур т» . В них попали торпеды субмарин , которым удалось пройти под кораблями охранения. Но В дальнейшем немецким под­ водным лодкам не повезло . В хорошую погоду с конвойного авианосца «Авенжер» перио­ дически взлетали патрульные самолеты «суордфиш » , кото­ рые были вооружены реактив­ ными снарядами и глубинны- ными бомбами. На расстоянии 30— 40 миль от конвоя они об­ наружили несколько субмарин и загнали их под воду. О дно ­ м у из «Суордфишей» удалось потопить глубинными бомбами U-589. Командир подводной лодки U -88 капитан-лейтенант Бох- ман несколько раз пытался прорваться под охранением к транспортам конвоя PQ-18, но это не удалось ем у сделать . Обнаружив лодку гидроакусти­ ческими приборами , эскорт­ ные корабли атаковали ее глубинными бомбами . Тогда U -88 «бросила» конвой PQ-18 и полным ходом пошла на­ встречу обратному конвою QP-14. Капитан-лейтенант Бох- ман попытался снова прорвать­ ся к транспортам . Британский эсминец «Онслоу» обнаружил 1 - 8 8 и потопил ее. Командиру подводной лодки U-457 капитан-лейтенанту Бранденбургу удалось пройти под ;кораблями охранения конвоя PQ-18. Он торпедиро­ вал транспорт «Азертемплер» . Но это была последняя ж ерт­ ва подводного пирата. L-457 отстала от конвоя PQ-18, так как ее часто загоняли под во­ ду патрульные самолеты «су­ ордфиш » с авианосца «Авен­ жер» . Тогда Бранденбург, по­ лучив донесение из Нарвика о курсе обратного конвоя QP-14, решил атаковать этот конвой. U-457 заняла упреждающую позицию. Бранденбург попы­ тался прорваться к транспор­ там QP-14. Но субмарину об­ наружил эскортный корабль «Импальсио» и потопил ее глу­ бинными бомбами. После обеда 13 сентября наблюдатели авианосца «Авен­ жер» заметили большую груп­ пу торпедоносцев «Хейнкельг 115», которая приближалась р юга. Командир авианосца ка­ питан 1-го ранга Колтхэрст приказал поднять в воздух семь истребителей «харри- кейн». Британские Летчики встретили вражеские самоле­ ты на расстоянии 5 — 6 миль от конвоя. По правилам конвой­ ной службы они не должны были пролетать над транспор­ тами . Зенитчики транспортов эскортных кораблей откры- И сильный заградительный огонь. Три торпедоносца вспыхнули и упали м еж д у ко­ лоннами. Истребители сбили два вражеских самолета . Ни один торпедоносец не смог Прорваться к судам . Потери В конвое начались, когда с юга налетели две армады пики­ рующих бомбардировщиков , по 30—40 штук в каждой груп­ пе. I Командир ближнего при­ крытия контр-адмирал Бэр- нетт передал капитанам судов сигнал : «Срочно повернуть на курс 45 градусов» . Две правые колонны этот сигнал не полу­ чили и продолжали идти преж ­ ним курсом . Бомбардировщи­ ки потопили из этих колонн шесть транспортов. Одна бом­ ба попала в советский пароход «Сухона». Вечером 13 сентября конвой атаковали торпедоносцы «Хейнкель-111». Но им снова не удалось прорваться к су­ дам . Летчики истребителей , зенитчики военных команд транспортов и эскортных ко­ раблей сбили восемь торпедо ­ носцев. Таких больших потерь морская авиация фашистов в одном бою еще не имела. Ц А ВТОРОЙ Д ЕНЬ , 14 сен- тября , конвой прошел 25-й меридиан . Первая крей ­ серская эскадра вице-адмира­ ла Бонхэм-Картера повернула на запад и начала поиск ли­ нейного флота адмирала Ф р э ­ зера . Командующий флотом Великобритании адмирал Тови наводил эскадры в |точку встречи из Скапа-Ф лоу . Кон­ вой повернул на новый курс 95 градусов . Примерно в три часа дня 14 сентября авиано­ сец «Авенжер» , эсминец «Мэтчлис» и эскортные кораб­ ли перешли с правого фланга на левый (северный), так как изменилось направление вет­ ра. Чтобы поднять самолеты g воздух , авианосец должен был идти полным ходом про­ тив ветра на северо-восток, а колонны судов мешали капита­ ну 1-го ранга Кол тхэре ту сде ­ лать этот сложный маневр . Ед ­ ва «Авенжер» успел занять новое место в походном ор­ дере , как с юга на большой высоте появилась армада пи­ кирующих бомбардировщиков. Командир авианосца приказал поднять в воздух все 12 ист­ ребителей «харрикейн». Ко­ рабли открыли заградительный огонь. Все небо над конвоем покрылось густыми разрывами зенитных снарядов. Ко гда союзные моряки были заняты боем с пикирующими бомбардировщиками , одной субмарине удалось прорваться под кораблями охранения и выпустить четыре торпеды по танкеру . Две из них попали $ цель . Танкер за горелся . Его экипаж бросился к спасатель­ ным шлюпкам и спустил их на воду. Но танкер остался н$ плаву. Эскортные корабли по­ топили его после боя орудий­ ными залпами . У ТРОМ 16 СЕНТЯБРЯ PQ-18 подошел к точке 75 гра­ дусов 10 минут северной ши­ роты и 45 градусов 20 минут восточной долготы . Контр-ад­ мирал Бэрнетт передал капи­ танам судов сигнал : «Повер­ нуть на курс 175 градусов . Ж елаю успеха» . Транспорты в сопровождении десяти малых кораблей ПЛО направились к мы су Канин Нос. А эскадра ПВО ближнего прикрытия с авианосцем «Авенжер» повер­ нула на запад , чтобы при­ крыть обратный союзный кон­ вой QP-14. Командир флотилии подвод­ ных лодок капитан Ц урзее Пе­ терс приказал субмаринам I -657, -456, -408 и -376 атако­ вать QP-14. Этим лодкам уда ­ лось занять упреждающ ую по­ зицию . Две из них выпустили торпеды по транспортам «Бел- лингэм» и «Сильвер Сод» . Два сильных взрыва потрясли «Беллингэм» . Через несколько минут левым бортом пароход начал уходить под воду. Па­ луба его встала почти верти­ кально. Матросы успели сбро­ сить в воду два спасательных плотика. Капитан Мортенсен прямо с ходового мостика прыгнул в холодные воды Баренцева моря. В «Сильвер Сод» тоже попа­ ло две торпеды . Он перевер­ нулся и исчез в морской пу­ чине. Британский эсминец «Со ­ мали» полным ходом пошел к м ес ту гибели пароходов, но вдруг у борта вырос столб во­ ды . Раздался глухой взрыв, и эсминец быстро погрузился в воду. Его подстерегла третья субд^арина. П О С Л Е О БЕДА 16 СЕНТЯ- БРЯ воздушные развед ­ чики Северного флота обнару­ жили PQ-18 и донесли вице- адмиралу А . Г. Головко его место нахождение . Навстречу конвою вышли эскадренные миноносцы «Гремящий», «Со­ крушительный», «Урицкий», «Куйбышев», сторожевые ко­ рабли и тральщики . На следующий день совет­ ские эсминцы присоединились к конвою. У тром 18 сентябре PQ-18 подходил к мысу Канин Нос. С воздуха транспорты прикрывали истребители даль ­ него действия Пе-3 13-го и 95-го авиаполков. Примерно в десять часов конвой атаковали две большие группы немецких торпедоносцев «Фо кке -Вульф 2 0 0 » и пикирующие бомбарди­ ровщики. Торпедоносцы шли низко над водой с северо-за­ пада, то есть почти на кормо­ вом курсовом у гле . Бомбарди­ ровщики пикировали на паро­ ходы с ю га . Сильный за гради ­ тельный огонь комендоров всех кораблей был очень эф ­ фективным . В море упали во­ семь вражеских самолетов. Моряки транспорта «Эмпайр Морн» выстрелили из ката­ пульты истребитель «харри­ кейн». Он сбил один бомбар­ дировщик «Юнкере- 88 ». В этом бою пострадал один американский транспорт «Кен­ тукки» , на котором был ком­ модор конвоя. Одна торпеде попала в левый борт судн ** «Кентукки» остался на плаву, но контр-адмирал Боддэм- Уе тэм приказал спустить на воду спасательные шлюпки. Его и матросов подобрал тра­ улер ПЛО . «Кентукки» пото­ пили эскортные корабли огнем своих орудий . 18 сентября вражеские са­ молеты дважды налетали на конвой, но неудачно . Все воз­ душные атаки фашистов были дружно отбиты союзными мо­ ряками . Вражеской авиации немалый урон нанесли также истреби­ тели дальнего действия Пе-3, которые прикрывали конвой до наступления темноты . У СТАРЫХ МОРЯКОВ Америки, Канады, Великобритании и Советского Союза появилось острое желание снова встре­ титься. Они начали искать друг друга летом 1983 года. Бывший сотрудник военно-морской миссии Великобритании в Полярном капитан Кеннет Кларк и его друг Кристофер Тай Дали объявление в газете «Нэви Ньюс», в котором просили от­ кликнуться участников северных конвоев. Кларку в Англии отве­ тили примерно 50 человек, а в Америке и Канаде — 250. Вете­ раны северных конвоев собрались на старом крейсере «Бел­ фаст», который 26 декабря 1943 года прикрыл союзный конвой от нападения германского линейного корабля «Шарнхорст». На собрании Кларк встретил радиста Лесли Салливэна и стар- шину-торпедиста эсминца «Мэтчлис» Ричарда Сквайерса. На борту «Белфаста» был учрежден «Клуб Северной России». Кен­ нет Кларк стал первым президентом этого клуба, а Ричард Сквайерс и Кристофер Тай — его секретарями. В апреле 1987 года члены «Клуба Северной России» прибыли из Лондона в Москву. Но сердца старых моряков стремились в Мурманск, где они пережили вместе с жителями налеты фа* шистской авиации, а с североморцами — трудные боевые похо­ ды. В мае Кеннет Кларк, Ричард Сквайерс и Лесли Салливэн при­ ехали в Мурманск. Они с большим волнением прошли по про­ спекту Ленина, а потом посетили рыбный порт. Мурманчане ра­ достно приветствовали союзных моряков, как в грозные годы войны. А . КРИВЕНКО, старший научный сотрудник музея Краснознаменного Север­ ного флота. НА СНИМКЕ : конвойный авианосец времен второй мировой вой­ ны типе *Авенжер» . Репродукция О. БОГАТОВОЙ. Из фондов музея КСФ . Публикуе тся впервые. 23 августа 191 года 1 0 » » » С

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz