Рыбный Мурман. 1991 г. Апрель.
л К 75-летию города-героя Мурманска и м я ОДНОГО ИЗ П Е Р ВЫ Х КА- * * ПИТАНОВ советского тралово го флота Степана Дмитриевича РСопы- това неразрывно связано с историей нашего края. Потомственный помор, 4 0 лет отплавал оп па море, сначала судоводителем на разных судах, на чиная с парусных, затем двадцать — капитаном Мурманского, тралового флота. Да еще полтора десятка лет работал на берегу в промысловой раз- i ведке. Его имя носят одна из улиц нашего города и промысловый район Баренцева моря. ИЗ АВТОБИОГРАФИИ С. Д. КОПЫТОВА: «Родился 26 декабря 1886 года в д е резне Кушкушера Архангельской обла сти. Крестьянин. Во время интервенции на Севере 1918— 1919 гг. находился в Архангельске, был арестован белыми как большевик и председатель волис- полкома. Сидел в архангельской гу бернской тюрьме. После освобождения а 1919 г. поступил на РТ-26, арендован ный у военного порта фирмой «Беззу- бикоз и сыновья», где и работал до конца интервенции. Окончил сельское училище, Патраке- евскую мореходкую школу в 1908 г. и прошел дополнительное испытание по астрономии и навигации в Архангельске в 1918 г. Получил диплом капитана ма лого плавания. В 1899 г., когда исполнилось 12 лет, пошел плавать коком на парусных судах местных кулаков-судовладельцев. В 1906 г. вступил в союз моряков (секция матросов], в котором состоял до 1911 г., после чего союз был разог нан, снова вступил лишь в 1918 г. я Ар хангельске. В июле 1909 г. поступил капитаном на п/с «И. Богослов» архангельского купца Биндера, затем работал первым помощ ником капитана на ледоколах. После восстановления советской вла сти был назначен капитаном РТ-28 «Кам бала», в этой должности работал на РТ-28 и РТ-26 до 1930 г. Потом команди ровали в Ленинград наблюдающим за постройкой траулеров на ленинградских верфях... В 1935 г. — капитан РТ-82 «Димитров». В 1920 г. вступил в члены ВКП(б), при нят ячейкой «Областьрыбы». В 1922 г. выбыл из партии по собственному же ланию. Причина — назначение меня на береговую работу. Увлекшись промыс ловым делом, я не хотел бросать мор скую службу, не подчинился партийной дисциплине и подал заявление о выхо де из партии. В других партийных ор ганизациях не состоял. В оппозиции не участвовал». р РЕДИ МАТЕРИАЛОВ ЛИЧНО- ^ ГО А РХИ ВА С. Д. Копытова, хранящихся в Мурманском областном краеведческом музее, есть две тетра ди его воспоминаний. В них — рассказ о жизненном пути капитана, а зна чит, и об истории становления и раз вития рыбной промышленности Мур мана. «...Зимой 1914 — 1915 гг. были на чаты изыскания и постройка Мурман ской железной дороги и порта. Ме стом для порта был выбран Кольский ^ л и в , острова Семенова и неболь шая бухта того же наименования. Первым пароходом', пришвартовав шимся к временному причалу одного из этих островов, был пароход «Си бирь», доставивший груз муки для строителей порта в 1915 г. В то время основной лов в Барен цевом море производился только вбли зи береговой черты, а флот состоял из шпяк, ел и карбасов без механиче ских двигателей. Естественно, па та ких суденышках далеко в море не уйдешь. ...Проходя вдоль Мурманского по бережья на парусных судах, было до садно наблюдать, как вблизи наших русских берегов в трех милях и бли же от берега промышляли иностран ные траулеры. А. наш русский труже ник-помор выходил со своим ярусом или поддевом на веслах и парусах. После экспедиции Н. М. Книповича в 1901 г. на пароходе «Андрей Перво званный», установившей проникнове ние промысловых рыб Баренцева мо ря далеко на восток, иностранные траулеры, начиная с марта и по ок тябрь, стали в больших количествах приходить и в восточные воды Барен цева моря. Только в 1920 г. был организован русский государственный траловый промысел. Флот состоял из старень ких потрепанных траулеров. В свое время они были проданы английским правптельствбм русскому военному командованию для несения патрульной службы в море. Никаких приборов, аппаратуры суда эти не имели. Пишу щий эти строки шесть лет работал на РТ -28 «Камбала» без радиостанции. Помощи было просить не у кого и не чем, т. к. суда, не имея ^зязи меж ду собой, в большинстве случаев ра ботали обособленно. Первые РТ им портной постройки с радиопеленгато рами поступили в 1933 — 1935 гг., а первые эхолоты начали устанавливать на РТ только в 1938 году. О радио локаторах и рыболокаторах в те вре мена мы не мечтали. Однако работа ли неплохо, рыбу ловили хорошо, аварийность была незначительной. «Жизнь моя. посвященная морю и больш е всего рыбной про - мышленности Севера, прожпти недаром...» С . Д. КОПЫТОВ. Каждый раз, когда отправлялись из Мурманска, подходили к борту стоявшего на р е й д е броненосца «Чес- ма», с которого принимали пассажи ров. В их числе всегда был флаг манский офицер, полный, крутлепь- кнй, прилизанный, в аксельбантах дво рянчик, какой-то барон. С нами, ком мерческими моряками, никогда не здоровался и не раскланивался, а с гордо поднятой головой поднимался на капитанский мостик и отдавал ко роткую команду: «Можете отходить!» Затем он уходил в ходовую рубку и больше с нами не общался, в отли чие от других офицеров. Но вот в один из походов, это было в начале марта 1917 г., этот же самый флаг- Из записок старого капитана ж и з н ь 1 отданная м о р ю С . Д . Копытов (Фото 20-х годов .) Первые команды траулеров были укомплектованы из местного населе ния — северяи-поморов, хотя они не имели опыта работы на траловом про мысле, но зато этим потомственным морякам-промысловикам не страшны были штормы и непогода Баренцева моря. Они быстро осваивали премуд рости тралового дела, перенимая опыт у тех немногих товарищей, которые в 1919 г. работали на траулерах ар хангельского предпринимателя К. Спадэ с иностранными инструктора ми», В ВОСПОМИНАНИЯХ Степана Дмитриевича Копытова не только история тралфлота, но и ис тория края, страны, запечатленная в памяти человека, прожившего долгую жизнь, — он знал Россию царскую, строил Россию социалистическую. «Перед поступлением в мореходную школу я имел 3 класса сельского учи лища и 8-летний стаж плавания па парусных и паровых судах. Было трудно и в учебе, в материальном отношении. Зарабатывая во время навигации на судах 1 8 — 2 0 рублен в месяц, надо было иметь накопления средств, чтобы учиться и прожить зиму. За учебу платили 6 рублей в месяц, питание, обмундирование — за свой счет. Если приходилось обра титься, например, к зубному врачу, чтобы вырвать зуб, надо было запла тить 1 рубль, а запломбировать — 3 рубля. За рентгеновский снимок грудной клетки плати 25 рублей». В одной из тетрадей Степана Дмит риевича есть запись, помеченная: «К 50-летию свержения царя»: «В феврале 1 9 1 7 г. ледокол Л1> 8. на котором я служил старшим по мощником капитана, совершал рейсы между Мурманском и Александров ском для перевозки пассажиров, в ос новном военных. офицер, поднявшись па мостик, под ходит к капитану и ко мне с привет ливой улыбкой, снимает перчатку, подает нам руку и с такой же привет ливостью говорит: «Если у вас все готово и никаких претензий к «Чес- ме» нет, можете следовать по назна чению». Будучи свободным от вахты, я за шел в салон и спросил находившихся там офицеров: «Что случилось с ва шим флагофпцером? Сегодня оп, ви димо, хорошо выспался или па дру гую ногу встал, таким приветливым мы его никогда не видели». Офицеры переглянулись и сказали, что есть особые обстоятельства, заставившие нашего барона быть приветливым. Потом один прапорщик зашел ко мне в каюту и сообщил, что есть све дения о том, что Николай Н низло жен, но пока это неофициально, пра порщик просил меня не разглашать». А ВОТ ЧТО ЗАПИСАЛ СТАРЫЙ КАПИТАН о первых выборах в Верховный Совет СССР (декабрь 1 9 3 7 года): «...На всех траулерах тогда были организованы избирательные комис сии и участки. Но результаты выбо ров не разрешалось передавать по радио. Поэтому для доставки выбор ных документов все траулеры долж ны были вернуться в порт приписки или документы должны были быть до ставлены другим путем, но не позд нее одних-двух суток после окончания выборов. Направить весь траловый флот с промысла — это огромная потеря для промыслов, да и не все РТ могли сво евременно доставить документы, учи тывая условия плавания в полярную ночь. Областные организации решили направить в море одно судно — «Комсомолец Арктики», а всем трау лерам, находящимся на промысле, дана команда подойти к* нему и пере дать документы через доры, спущен ные па воду с «Комсомольца Аркти ки». В решении этого вопроса я никако го участия не принимал, но меня вы звали в управление тралфлота и предложили идти капитаном на «Ком сомольце Арктики», т. к. там капита на не было,, а я только вернулся из отпуска, ждал свой РТ-82 . Пришлось согласиться на это дело, да и разду мывать было некогда — до выхода в море оставалось несколько часов. Мы направились в основной район промысла. При подходе к назначен ному месту ветер начал усиливаться, а к концу дня выборов перешел в шторм силой до 8 баллов. В начале дня. когда начал усиливаться ветер, предложили капитанам, закончив го лосование, которое па кораблях за нимает около часа, приготовиться к передаче документов, доры будут под ходить к РТ. Но предложение это было отвергнуто, т. к. оно нарушало закон о выборах. А ветер тем .временем, усиливался. Дали указание всем РТ подтянуться к «Комсомольцу Арктики», на нем были вывешены специальные сигна лы. пускали опознавательные ракеты, включили прожектор. Когда флот подтянулся, капитанам траулеров бы ло дано указание после 12 часов всем по очереди подходить к «Ком сомольцу», с которого будет спускать ся бочка па про.чном лине, окрашен ная в белый цвет. Траулер, поймав бочку, привязывал к ней документы, предварительно упакованные в непро мокаемый материал... Все документы были доставлены на берег полностью и в срок». К АПИТАН Копытов выполнял по рученное ему дело в соответст вии, со своим характером — «пол ностью и в срок». Стоит ли напоми нать читателям, что столь строгого соблюдения закона о выборах требо вали от людей в тот самый 1937-й — одни из самых беззаконных в нашей истории. За десять лет до своей смерти (Сте пан Дмитриевич умер в 1972 г.) пи шет он строки, актуальные, к сожале нию, и сегодня для экологии нашего Баренцева моря, которому отдал он всю свою жизнь. «Нам, добытчикам, ученые давно го ворили, что сырьевые запасы в Барен цевом море неисчерпаемы. Действи тельно, на заре развития советского тралового промысла мы в это верили. Флот в то время был малочисленным, естественно, что рыбные запасы моря восстанавливались, сырьевая база была хорошей, за исключением отдельных холодных гидрологических лет. Мы долго верили в версию неисчер паемости запасов рыбы, но факты по дорвали нашу веру. Когда намного воз рос отечественный флот, то стало оче видным, что запасы донных рыб в Ба ренцевом море сокращаются. И как не быть этому, когда мы здесь, в восточ ной части моря, вылавливали мелочь, буквально уничтожали малька трески и пикши, выбрасывая обратно в море, на деялись все на ту же неисчерпаемость. А иностранцы охотились за крупной рыбой. • Началось с того, что в восточных рай онах почти полностью, прекратился лов камбалы, потом стал резко падать лов пикши, трески, окуня. Все сказанное нас, практиков, убеждало в том, что промысел оказал большое влияние на состояние сырьевой базы Баренцева моря». В ОТ ТАКИЕ ЗАПИСИ свидетеля и участника многих событий хранятся в нашем музее. Молодые читатели «Рыбного Мурмана», позна комившись с ними, убедятся, как не легко было пионерам тралового про мысла, а ветераны вспомнят о годах своей трудовой юности. О. ДЕМИДЕНКО, старший научный сотрудник Мур манского областного краеведчес кого музея. рыбныймурман 11 28 апреля 191 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz