Рыбный Мурман. 1991 г. Апрель.

Северного бассейна Норвежский к а л е й д о с к о п САМИМ ЕСТЬ НЕЧЕГО, А РЫБУ ВЕЗЕМ СОСЕДЯМ — Нет необходимости принимать меры для уве­ личения поставок трески на береговые предприятия С е ­ верной Норвегии, — сказа­ ла на часе вопросов в стортин ге министр рыбо­ ловства О ддр ун Петтерсен , отвечая на вопрос депутата Р. К. Бъёрна. Она отметила такж е , что министерство рассматривает вопросы, связанные с импортом ры­ бы из Советско го Сою за . НАСЫТИЛИСЬ Фирм а «Лейрвика инду- стриер» собирается создать предприятие по обработке креветки в поселке Лейр- еика округа Х амм ерф ес т. Но уж е существующие предприятия, а также Ин­ ститут рыболовства и те х ­ нологии переработки рыбы высказываю тся против со­ здания каких-либо новых предприятий , так как на Севере уже избыточные производственные мощно­ сти и имеющиеся пред­ приятия работают не в полную силу. ДРАКА ЗА НЕФТЬ Норвеж ское правительст­ во распределило 22 новые лицензии на разработку нефтяных месторождений на морском ш ельф е . Боль­ шинство их находится в Северном и Баренцевом м орях . 14 из 22 новых ли­ цензий выделены компа­ ниями «Статойл», «Норск Хидро» и «Сага» . Как стме- не бывал - НЕ МАЛИВАЛСЯ внутренним правом, когда наше законодательство в связи с этим намеревается перейти от принципа преиму­ щественной защиты государ­ ственных интересов к защи­ те прав человека. Нельзя привлекать к* уголовной от­ ветственности капитана суд­ на за ошибки и нарушения правил безопасности дви­ жения п эксплуатации суд­ на, если в его действиях при­ сутствуют элементы необхо­ димого производственного риска, которым па практике нет числа. Например, швар­ товка — самая ответствен­ ная из всех операции, вы­ полняемых капитаном в мо­ ре. Летом 1 9 5 8 года па бан­ ке Флемиш-Кап состоялся необычный в то время для повседневно!*! рыбацкой ра­ боты эксперимент: несколько больших рыболовных трау­ леров Мурманского трало­ вого флота, выполнив рей- |К>вое задание, не направи­ лись сразу же в порт, как это делалось раньше, а один за другим подходили к ТР «Иркутск», швартовались к его борту, поочередно пере­ гружали па него готовую продукцию и снова уходили на промысел. Капитаны шли па риск, как показало вре­ мя, на риск оправданны]!. Прошли годы, и то, что рань­ ше рассматривалось в каче­ стве эксперимента, стало по­ вседневным делом, государ­ ство получило многие мил­ лионы прибыли. Но капитан­ ский риск остался, навалы по-прежнему случаются, а капитаны за них продолжа­ ют платить из своего карма­ на. Как говорится, сам бог велел капитанам отдела без­ опасности мореплавания ас­ социации изучить эту про­ блему и добиться ее реше­ ния. Причем здесь - не нуж­ но открывать Америки, в ми- них А ча- ровой практике судоходства широко применяется страхо­ вание судов н грузов. В МРХ СССР, как правило, к сожалению, ничего не страхуется, не говоря уже о капитанском риске, кото­ рый зачастую значительно серьезнее, чем в морском флоте. Основной упор в работе но обеспечению безопасно­ сти .’мореплавания ассоциа­ ция капитанов делает на изучение и выполнение тре­ бований нормативных доку­ ментов. Их написано уже столько, что не только изу­ чить, ориентироваться в становится невозможно, поэтому эти документы сто капитанами нарушают­ ся. По нашему мнению, ка­ питан может нарушить поло­ жение документов: — потому что эти доку­ менты никуда не годятся: — потому что он не обес­ печен должной информацией; — потому что его поста­ вили в условия, заведомо невыполнимые. Вот эти три «потому» и будут определять направле­ ние практической работы от­ дела безопасности .морепла­ вания ассоциации капита­ нов. Разобраться в этом «бу­ мажном» море поможет дружная работа отдела ис­ следования безопасности мо­ реплавания института «Сев- гипрорыбфлот» и общест­ венного отдела безопасности .мореплавания ассоциации капитанов. С. СУВОРОВ, президент ассоциации капитанов Севера. И. РОЗЕНБЕРГ , член АКС, зав. отделом ис­ следования безопасности мореплавания и разра­ ботки НТД МПКТИ «Сев- гипрорыбфлот». чают, никогда раньше сре ­ ди норвежских нефтяных компаний не было такой сильной конкуренции за по­ лучение лицензий на неф- теразработки на ш ельфе . Распределение лицензий показало , что правительст­ во полностью доверяет норвежским компаниям . Оно считает, что по знани­ ям и технологическим воз- можностям они находятся, как минимум , на одном уровне с иностранными. Компания «Статойл» полу­ чила больше всех лицен­ зий — 6. 5 лицензий получи­ ла «Хидро» , 3 лицензии — «Сага» . ОСТОРОЖНО — ВОДОРОСЛИ •— Опасные водоросли, которые губят рыбу, могут зацвести такж е и в Фин- м арке , — сказал исследова­ тель Финмаркской иссле­ довательской станции ак­ вакультуры Кнут Алтман . Эта станция летом прошло­ го года засвидетельствова­ ла, что такие водоросли имеются также и в Фин- марке . США КОРМИТ НОРВЕГИЮ! В прошлом году СШ А продали рыбы Норвегии почти на 300 миллионов крон . По сравнению с пре­ дыдущим годом это рост на 400% . В то ж е время норвежский экспорт рыб­ ных продуктов в СШ А со­ кратился на 25— 30% . ИЗ ПАРТИИ ВЫШЕЛ. ВСТУПИЛ В ДРУГУЮ В Ф инм арке создана но­ вая партия. Ее название — «Будущ ее для Северной Норвегии». Инициаторами создания новой партии ста­ ли бывшие члены Партии прогресса , вышедшие из нее. Люди рыбацкого Севера ЕДИНОГО УПРЕКА V ЖЕ БОЛЬШЕ ГОДА нет шлейфа чер- J ного дыма от трубы котельной, что обеспечивает теплом плавмастерскую <Р е ­ зец». А «виновник» этого — главный ин­ женер Александр Никитович Меретнн. Он видел, как нелегко приходилось кочегарам, сколько усилий требовалось, чтобы за де­ сятки километров завезти уголь, держать бригаду малопрестижиой профессии истоп­ ника. Да п тепло в жилых помещениях бы­ ло нестабильным. Нынче по совместитель­ ству дежурные специалисты ведут только наблюдение за температурой, а все осталь­ ное работает на жидком топливе, и управле­ ние ведется в другом месте. Довольны жи­ тели домов поселка Три Ручья, работники столовой: нет теперь сбоев в подаче горячей воды и тепла. Нет и загрязнения окружаю­ щей среды. Значительно сократились рас­ ходы на содержание котельной, и обслужи­ вание стало гораздо легче. Думается, этот факт может положитель­ но характеризовать коммуниста, скромного до застенчивости человека, трудолюбивого, думающего постоянно о производстве руко­ водителя. Он не считает зазорным посове­ товаться с рабочим, выслушать его мне­ ние, поспорить, дельный совет принять. При непосредственном участии А. Н. Мере- тина построен новый цех для корпусно-сва­ рочного участка, установлены новые пило­ рамы, сейчас оснащается еще цех — для слесарей-судоремонтников. Значительно рас­ ширили свои производственные мощности слесари по ремонту легковых автомобилей. Одним словом. «.Резец» уверенно выходит на «берег», покидая устаревшую плавучую мастерскую. И в этом, как обычно, активно участвует главный инженер. Безусловно, можно считать, что это его обязанность. Ио. чего греха таить, есть руководители, которые знают своп обязанности, но тем не менее продолжают работать по старинке. Не из числа их Александр Никитович: он постоянно заботится об улучшении условий труда судоремонтников. Еще будучи судовым механиком, он и на судах в условиях моря внедрял новшества. У Александра Никитовича немало друзей, которые его помнят и как старшего меха­ ника, группового инженера. За 3 5 лет рабо­ ты в объединении Александр Никитович за­ кончил среднее .мореходное училище, за ­ тем высшее инженерное морское училище нм. Ленинского комсомола. И все — заоч­ но! Сколько бессонных ночей, переживаний, пока получил диплом пнженера-мехаиика... Многие однокашники по училищам помнят, как им помогал Александр Ники­ тович. Ом был старательным, \ трудолюби­ вым, добросовестным студентом-заочннком. Все .старался сделать самостоятельно, ни­ где не словчил, да и вся жизнь его про­ шла у всех на виду — без единого упрека, честно и скромно. Из-за своей скромности он до обидного мало пользовался какими- то благами, которые каждому нз нас поло­ жены и по закону, и по совести. Рабочее время для Александра Никито­ вича не имеет границ. Он уже более 13 лет приезжает па <•Резец» (а путь неблизкий) одним из первых и уезжает с работы всег­ да последним, если нет нужды уехать рань­ ше для решения производственных вопро­ сов, как говорят у нас, на другую сторону Кольского залива. Заседаний, совещаний Александр Никитович не любит — они от­ влекают от творческой работы. В конце прошлого года он отметил свое 55-летие, но продолжает трудиться с пол­ ной отдачей. Дел невпроворот: надо для слесарей построить бытовые помещения, а для всего предприятия — новую котель­ ную, административное здание, новый при­ чал и многое другое, чтобы работалось луч­ ше и интересней. Добросовестный труд А. II. Меретина от­ мечен 4 0 различными поощрениями: есть большое количество почетных грамот, зна­ ков «Победитель соревнования» и самые для него дорогие две медали ВДНХ СССР — за рационализаторскую работу. Все, кто с Александром Никитовичем • общается, не слышал от него сетований на трудности или обидного слова. С боль­ шой ответственностью относится он и к об­ щественной работе. Несколько лет был про­ пагандистом (в полном смысле этого слова), членом профсоюзного комитета и других выборных органов. Вереи делу партии и не собирается ему изменять. У Александра Никитовича дружная семья. Дочь Оля учится в институте, а сын Вале ­ рий работает радиомонтажником на одном с отцом предприятии. Год назад Александр Никитович стал дедушкой и все свободное время проводит с внуком, только времени для этого выкраивается очень мало. Забота о людях, о производстве, ремонте судов, благоустройстве заставляют Александра Никитовича подолгу засиживаться в каби­ нете. Когда будет выключен последний ста­ нок, закроются цехи, он — главный инже­ нер — остается один: подумать о прошед­ шем дне, наметить планы на следующий. И так каждый день в течение 3 5 лет напря­ женной, во многом творческой работы. И. ЛАПШИН, секретарь партийного бюро плавмастер- ской «Резец» объединения «Мурман- рыбпром». Фото В. КОРЕЦКОГО. РЫВНЫЙ МУРМАН 26апреля 191 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz