Рыбный Мурман. 1991 г. Апрель.
Экономическая политика Совместный проект Пойдет ли газ с Баренцева моря ? Море — предмет тяжелого рыбацкого труда — вот уже около трех десятилетий притягивает внимание нефтяников всех стран, имеющих к нему выход.. Баренцево море — од но нз тех, где рыбаки привыкли к присутствию огромных плавучих буровых установок, стоящих месяцами на одном месте, на которые можно ориентироваться, как на береговые маяки. «Сосуществование» интересов двух отраслей пока идет мирным путем и, пожалуй, нет объективных причин для ухудшения его в будущем. На сегодня , как нам объяс няют специалисты , продолжа ется поисково-разведочный процесс, начатый около десяти лет назад и состоящий из вы полнения главной задачи — подготовки промышленных за пасов нефти и газа . За этот период пробурено несколько десятков скважин в разных районах ш ельф а Ба ренцева моря и открыто не сколько месторождений неф ти, газа и конденсата . Об од ном из них, что на острове Колгуев , много писала област ная пресса : там осущ ествляет ся опытно-промышленная до быча нефти в небольших объ емах. К сожалению , это м есто рождение не содержи т значи тельны х запасов углеводоро дов, что сдерживает широкий разворот добычных работ в этом районе. Около 3 лет назад общ ест венность области впервые у з нала об открытии на шельфе Баренцева моря гигантского газоконденсатного месторож дения, названного Штокманов ским в честь известного арк тического океанографа. По мнению специалистов, это ме сторождение — одно из круп нейших на мировом шельфе. Д л я наших нефтяников это открытие не было неожидан ностью, поскольку на шельфе Баренцева моря имеется не сколько громадных по площа ди структур , которые могут содержать в себе запасы у г леводородов . И первая же скважина, пробуренная на о д ной из таких структур , принес ла заслуженный успех неф тя никам, а области — надежду на собственное топливное сырье и становление новой нефтегазовой отрасли в регио не. А что же дальше? И почему мы так ждем мор ской нефти и газа? Прежде всего потому, что сегодняшнее вольготное энер гетическое существование промышленных предприятий области может скоро закон читься. Кольская энергосистема самосбалансируется в 1992— 1993 годах, а после этого нас мож ет ожидать если не энер гетический голод , то затягива ние поясов. Не вдаваясь в детали энергобаланса , скажем только , что в нашем экологи чески отягощенном крае наи более желательным энергоно сителем был бы природный газ. Но где его взять? Можно проложить газопро вод с юга через Архан гель скую область или Карелию . И такие проработки по заказу облисполкома уже выполнены ведущими специализированны ми институтами страны . И да ж е есть обещание руководи телей государственно го газо вого концерна «Газпром» по строить газопровод в область в 1996— 1997 гг., но при ус ловии долевого участия про мышленных предприятий . А Ш токмановское месторож дение? Не может ли идея его раз работки быть слишком уто пичной, чтобы составить аль тернативу «континентальному» газу? На это должны ответить серьезные инженерные и эко номические специальные ис следования по особой схеме , так называемое технико-эко номическое обоснование (ТЭО ). В прошлом году в централь ной печати было сообщение о том , что некоторые предприя тия Миннефтегазпрома СССР , с одной стороны, и группа за падных компаний (из Норве гии, Финляндии и США ) — с другой, объединились для раз работки ТЭО освоения Шток мановского месторождения. Зероятно, скоро мы сможем у з нать результаты этих исследо ваний, что в определенной степени прояснит будущ ее на шего крупного газового м есто рождения на шельфе . В этом случае что может получить область? Во-первых, надежный долго временный (на несколько д е сятилетий) источник экологиче ски чистого энергоносителя для использования в промыш ленности и социальной сфере . Во-вторых, применение га зового топлива позволит раз вивать новые техно логии, что повысит степень утилизации минерального сырья в горнопромышленном секторе народного хозяйства области . В-третьих, открывается воз можность развития собствен ного газохимического про изводства для выпуска хими ческой продукции и товаров широкого потребления. И, наконец, развитие новой отрасли позволит решить важ ную социальную задачу заня тости населения, что уже яв ляется для области пробле мой. И она буде т усу губляться с течением времени . Второй случай — если по ТЭО буде т дано отрицатель ное заключение. Тогда обла сти остается лишь «пробивать» газопровод с юга, от главной газовой магистрали страны, проходящей от северных рай онов Тюменской области до западных границ СССР . Но опыт наших южных со седей (Карельская А С С Р ) по казывает, что решить этот вопрос б уд е т непросто и не быстро : свою проблему гази фикации они начали обсуж дать в 1968 году и только в текущ ем 1991 году газ придет в Петрозаводск . Будем надеяться на то, что мы живем в новое время и нам повезет больше. С . АЛЕКСАНДРОВ . За портом — порт ш Ж Ш ш Снимок на памя ть . Ва л ьпар аи со ( Ч и л и ) . Фото нашего внештатного корреспондента А. О ДИНЦО ВА . Береги себя , моряк I КТО В НОРЕ ДОСЫТА БОГУ Единство для безопасности девиз Международной федерации ассоциации мор ских капитанов безоговороч но принят всеми объедине ниями капитанов. Для его реализации на за седании правления ассоциа ции капиталов Севера создан общественный отдел без опасности мореплаваипя. Ка питаны. согласившись со трудничать в отделе, поста вили перед собой конкрет ные задачи, направленные на оказание практической помощи капитанам по всем вопросам безопасности море плавания, а в случае необ ходимости — и оказание пра вовой поддержки, и защиту их интересов. Безопасность .моренлава ши! — это не что-то эпизо дическое, это неотъемлемое условие деятельности на мо ре. Но проблема эта слож ная. И, как уже не раз отме чалось, эту сложную, много плановую проблему необхо димо решать комплексно. Причем очень важно, чтобы при решении этой проблемы не навязывались концепции людей, недостаточно сведу щих в этом деле или пре следующих какие-то узкие сиюминутные или бюрокра тические цели. Практика по казывает, что вопросами безопасности .мореплавания должны заниматься профес сионалы, не связанные в сво их суждениях п оценках су губо ведомственными инте ресами, которые, к сожале нию, в настоящее время в связи с упразднением орга нов Главгосрыбфлотипспек- ции на местах могут преоб ладать и, как результат, мо гут стать одной из помех в борьбе с аварийностью. Но ни в коей мере не при нижая роли флотских служб мореплавания в профилакти ке аварийности, признавая их важность, думается, что в исследовании проблемы без опасности мореплавания на Северном бассейне мог бы ан. сказать свое слово т дем в лице «Отдела исследования безопасности мореплавания н разработки нормативно-тех нической документации > ин ститута «Севгипрорыбфлот > и общественного отдела без- •опасности мореплавания ас социации капитанов Севера. Работа отдела исследова ния безопасности мореплава ния института «Севгипро- рыбфЛот» хорошо известна судоводительскому составу судов нашего бассейна. Толь ко за период с 1 9 8 6 по 1991 гг. по заявкам флотов разработан целый ряд нор мативных и руководящих документов, направленных па совершенствование орга низации общесудовой и штурманской служб, систе мы подготовки кадров плав состава, организационно- технических основ борьбы за живучесть судов, повыше ния уровня технической эксплуатации флота с целью предупреждения аварийно сти на судах и сохранения человеческой жизни па мо ре. Среди них — оператив но-тактические кадры и пла ны пожаротушения, расписа ния по тревогам, расписания по заведованиям, расписа ния по швартовным операци ям, типовые технологиче ские карты по проведению бункеровочных работ танке ров и промысловых судов. Разработано и внедрено по ложение о водолазной груп пе, направляемой для обслу живания судов в районах промысла, положение о тех ническом обслуживании су довых спасательных и за щитных средств и ряд дру гих документов. Большую работу отдел проводит по анализу навига ционной аварийности. Как свидетельствует анализ, е истекшем пятилетии, не сравнению с предыдущим число навигационных аварий сократилось с 2 9 до 16, на вигационных аварийных про исшествий — со 110 до 71. значительно уменьшился ма териальный ущерб от ава рийности. В 1990 году не было зарегистрировано" иг. одной навигационной аварии, а те 10 аварийных происше ствий, которые были допу щены в истекшем году, — это самый низкий уровень аварийности, зарегистриро ванный, по крайней мере, за последние 10 лет. Так* что, объединив дальнейшие уси лия капитанов судов, специа листов флотских служб, от делов исследования безопас ности мореплавания инсти тута «Севгипрорыбфлот» и ассоциации капитанов, мы тем самым сможем акткщгее содействовать дальнейшему снижению аварийности на бассейне. В числе других вопросов, которые буду.т решаться ас социацией капитанов, явля ются вопросы, связанные с повышением авторитета i престижа капитанов, защп той их чести и достоинства усилением их влияния и; общее положение дел ш флотах. Сегодня же, в енлз особого положения капптанг па судне, он в социально* плане пока что чрезвычашк одинок. Ассоциация прнсо единяется к мнению все: объединений капитанов Сою за ССР, с удовлетворение- и надеждой поддерживав начатую в стране правову! реформу, когда па госуда^. ственном уровне нровозгл* шеио о приоритете междун; родного права над свои? 26 апреля191 года РЫБНЫЙ MYPMA J
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz