Рыбный Мурман. 1991 г. Апрель.
Мир без границ > В НОРВЕЖСКОМ ГО РОДЕ Киркепесе есть специальные курсы, на кото рых бизнесмены изучают возможности экономического сотрудничества с советской стороной. 3 0 из них — пред ставители деловых кругов коммуны Сер-Варангер — побывали в Мурманске на семинаре, организованном Северной региональной тор гово-промышленной палатой и Киркенесским образова тельным центром. Что же нового о нас, как деловых партнерах, узнали предпри имчивые соседи? В течение трех дней го сти получали подробную ин формацию о наших экономи ческих реформах, планах развития региона и связан- Варяги идут на восток ных с этим перспективах со трудничества нашей области и коммун Северной Норве гии. Особо интересовали кон такты с деловыми представи телями Мурманска, вопросы организации совместных предприятий и льготы в при граничной торговле. 2 5 норвежских фирм со трудничают с предприятиями нашего края. Среди них «КИМЕ К >, «АРКТ ИК ГРА НИТ» и «БАРЕНЦ КОМПА НИ», чей оборот в торговле с СССР только в прошлом году превысил 100 миллио нов крон. А 22 из 120 фирм Сер-Вараигера объединились в «Форум восточной торгов ли». Мэр Кпркеиеса Квамсдал Халвард пригласил советских предпринимателей стать ак ционерами открывающегося ближайшей осенью «Центра торговли», призванного ока зывать содействие норвеж ским бизнесменам в поиске советских партнеров, оформ лении сделок, заниматься организацией выставок, кур сов и консультаций. Кстати, уже 7 норвежцев закончили курсы русского языка в Кпркенесе. Там же созданы и курсы менеджмента для тех, кто интересуется совет ским рынком. Интерес и готовность к сотрудничеству наши дело вые Партнеры демонстриру ют нешуточный. Конечно, этот интерес был бы в боль шей степени подкреплен практическими шагами, если бы более стабильной была наша экономическая ситуа* цпя, более упорядоченной — налоговая система, более простой — процедура С ТАНЕТ ЛИ ФИНЛЯНДИЯ ТРАНЗИТНЫМ ПЛАЦДАРМОМ для советских эмигрантов! Решение этого вопроса вызвало бы бурные процессы в нашей демографической ситуации, посколь ку миллионы желают и готовы уехать из нищей Отчизны и сдер живают их лишь пограничные проблемы. Журнал «Сеура» («Общество») — самый респектабельный аналитический журнал Финляндии — опубликовал статью с едва ли печатаемым у нас заголовком: «ФИНЛЯНДИЯ ОХВАЧЕНА ПЛАМЕННЫМ ГУМАНИЗ МОМ. ПОВСЕДНЕВНОЕ НАСИЛИЕ ВЫНУЖДАЕТ СОВЕТСКИХ ЕВ РЕЕВ К ЭМИГРАЦИИ». Вряд ли можно согласиться с высказыва ниями Гидеона Болотовского. Он хоть и русского происхожде ния, но судит о еврейском вопросе в С СС Р издалека, основыва ясь на эмоциях. Однако проблему затрагивает серьезную и нам следовало бы знать, как ее видят в соседней стране. залась а затруднительном , двусмысленном положении: показалось бы морально со мнительным , если бы Ф ин ляндия отказала в передвиже нии через ее пределы совет ских евреев только по причи не ответственности за их пре бывание на своей территории , — соглашается Г. Болотов ский . — И все-таки Ф инлян дия не имеет морального пра ва отказать в транзите , потому что она — исключительно важ- считали ловкачами, хитрецами , чересчур умными — словом , опасными. Антисемитизм может распро страняться где угодно , кроме государств с демократическим устройством . Особенно харак терны вспышки антисемитизма во время экономических и по литических кризисов, когда обыденному сознанию тр еб у ется какая-нибудь особая груп па населения, на которую мож но свалить причину всех бед . ФИНСКИЙ ЕВРЕИ О «НАШЕЙ» ЮДОФОБИИ 1 П Р Е Д К И Гидеона Болотов- ского , с которым б е сед у ет корреспондент «Сеуры» Ри- итта Тарвайнен, прибыли в Финляндию из России в про шлом веке . Он — председатель Хельсинкской еврейской об щины (синагоги ). Финские евреи считают, что гуманитар ный долг страны — предоста вить транзитную доро гу пере селенцам из ССС Р . — Отношение Финляндии к транзиту советских евреев — показатель уровня дем о кр а тичности и гуманности в стра не. Это вопрос всего лишь по мощи людям , а вовсе не внешней политики, — полага ет Гидеон Болотовский . По его мнению, скрытые ранее от чужих глаз внутриполитиче ские и межнациональные язвы а С С С Р теперь вылились нару ж у и оказались пропитанными антисемитизмом , который с убедительной очевидностью подстегивает процесс пересе ления миллионов евреев. — Ненависть к евреям , по рожденная противопоставле нием их славянским нацио нальностям , опутала метаста зами хозяйственную и общ е ственную жизнь — так объ ясняет финнам господин Бо лотовский причины массовой эмиграции евреев за р убеж . В СССР насчитывается по меньшей мере 2 миллиона, возможно, даже 4— 5 миллио нов евреев. Точных данных никто не знает, так как с са мого начала советской власти нации разрушались и подвер гались гонениям: после 20-х годов еврейские церковные приходы потеряли возмож ность открыто организовывать ся. В Москве евреев около полумиллиона, в Ленинграде и Киеве — около 200.000. — Если обстановка в СССР б уде т и дальше обостряться , то трудно верить в то , что многие захо тя т остаться в стране , — у тверж дает Гидеон Болотовский. Поток эмигрантов начался так стремительно , что в Изра иль ожидают около 150000 со ветских евреев в год . На про тяжении следующих 5 лет пе реселенцев ожидается около миллиона. Такое безудержное переселение неизбежно изме нило бы внутренний облик как С С С Р , так и Израиля: числен ность евреев здесь — 3,7 мил лиона человек — быстро уве личится более чем на чет верть. — Финляндия , всегда со блюдающая гуманные позиции во внешней политике, ока ная транзитная позиция для советских евреев . НЕНАВИСТЬ К ЕВРЕЯМ — БРЕМЯ ЕВРОПЫ Мы задаемся вопросом: почему, что по сути дела случилось! Почему у совет ских езреев, чьи корни веками были в России, внезапно по явилось яростное желание по кинуть страну! Кроется ли при чина в экономических и идео логических потрясениях, кото рые испытывает вся Восточная Европа! В чем корень новой вспыш ки антисемитизма 90-х годов! Что стоит за мрачными ново стями из Германии и Франции — имеем в виду акты ванда лизма на местах захоронений евреев! — Антисеми тизм есть д у ховное и интеллектуальное бремя Европы , корни которо го тянутся ещ е с античных времен , — говорит Гидеон Болотовский . — Вплоть до это го века евреям , как единст венному народу, значащемуся национальным меньшинством в Европе, отводилась жалкая роль «козла отпущения», ви новного во всех спорных воп росах , экономических и про чих противоречиях. Евреев БУДНИ НАСИЛИЯ Гидеон Болотовский расска зывает, что в С С С Р и восточ ноевропейских коммунистиче ских странах антисемитизм проявлялся на протяжении все го послевоенного времени . Официально это подавалось как антисионизм (антиизраи- лизм ). — Перестройка и гласность изменили ситуацию . То, что сдерживалось дол гое время под спудом , теперь выплесну лось наружу пламенем . Обна ружившийся кризис межна циональных отношений откры вается «улицей антисемитиз ма». На евреев оказывают пси хологическое давление , до саждаю т, ругаю т в быту, шко ле, на рабочем месте , где угодно . Ненависть к евреям — показатель того , как плохи д е ла в го судар стве . Властям больше не нужно приклады вать усилий : всем живется плохо, все ищут виновников, объект кары . Процесс этот может приве сти к трагическому ре зульта ту . При обострении нацио нальных проблем евреи — первые жертвы , но не послед ние. Коль общество разруш а ется , то анархия растет. В С СС Р дело осложняется еще и тем, что в отличие от оформления виз и т. д. Но и несмотря на все эти «бы» советской стороне уда лось наглядно продемонстри ровать обоюдные выгоды бизнеса во время посещения совместных предприятии «АРКТИКОЙ > и «АРКТИК- ТНИВИ» : современная тех нология, высокая культура производства, хорошая рен табельность, надежный сбыт продукции дома и за рубе жом. Обшарпанный вид наших домов, неухоженность улиц, вездесущие надоедливые фарцовщики, набрасываю щиеся на каждого иностран ца как мухи на мед. не по мешали гостям сказать мно го хорошего о простых мур манчанах, с которыми дове лось пообщаться норвежцам, а также организаторам семи нара председателю СРТПП А. Глушкову и предоблис- полкома А. Малинину. Луч шие стороны русской души и наше традиционное госте приимство подчеркивала и Брит Якобсен, ректор гим назии г. Тромсе, руководи тель группы норвежских сту дентов, посетивших Мур манск на прошлой неделе в рамках обмена визитами по линии народного образова ния. Ребята жили в семьях своих сверстников и были тронуты тем вниманием, ра душием и гостеприимством, которыми были окружены. Ю. АРЛАНОВ, наш внешт. корр. НА СНИМКЕ: гости «РМ» Стейн Сневе — корреспондент газеты «Сер-Варангер авис» и Гунн Иянне Смурсет — кор респондент газеты «Финнмар- кен». Фото В. КОРЕЦКОГО. других национальностей евреи в поисках лучшего могут уе з жать из страны, другим же приходится оставаться прико ванными к месту. Это вызыва ет негативное отношение к евреям, что, в свою очередь, подталкивает их к эмиграции. В Польше антисемитизм су ществует так же прочно, хотя еврейского меньшинства в стране после второй мировой войны не было. Там причину трудностей видят в тех евре ях, которые эмигрировали в США . ФИНСКАЯ ЦЕРКОВЬ МОЛЧИТ Гидеон Болотовский считает, что христианская церковь не сет немалую ответственность за езропейское антисемитское наследие . В прошлые века ев реи были единственной гр уп пой в Европе, не приобщенной к церкви. — У церкви такой крепкий антисемитский д у х , что едва ли она сможет относиться не принужденно к евреям и ев рейству. В решении судьбы объеди ненных советских евреев фин ская церковь и не высовыва лась . Есть серьезные основа ния поинтересоваться, каково же все-таки мнение церкви о такого рода гуманитарных д е лах. Вероисповедальные цели церкви не уменьшились бы, если бы она придержи валась общей финской поли тической линии. Но она, види мо, остерегается вызвать чье- то раздражение и молчит на смерть . Тогда как многие хри стианские организации крепко взялись оказывать помощь со ветским евреям . Фин ские ев реи желаю т, чтобы Финляндия не отказывала бы советским евреям в устойчивых правах и не смешивала бы это дело с дном широкой мировой поли тики , куда , кажется, можно по грязнуть навеки. Перезела специально для «РМ» Хельми Х УЛ ККО . РЫБНЫЙ МУРМАН 26 апреля 1891 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz