Рыбный Мурман. 1991 г. Апрель.

л »U U i 1-5 t_1 t i i Экономическая политике ■I . -si.--- 7y>'^%Wgt .' ;■' 'v ЩщЩ Выживем? Не выживем? Мурманский ордена Ле­ нина морской рыбный порт — одно из крупнейших под­ разделении АРП «Севрыба». И нужно сказать, его мно­ готысячный коллектив пе­ реживает сегодня далеко не лучшие времена в связи с С В О И М И С И Л А М И переходом страны на ры­ ночные экономические отно­ шения. Как же думают работать в новых условиях портови­ ки? Это тема нашего разго­ вора с начальником порта Валерием Васильевичем КУСКОВЫМ. — Валерин Васильевич, начнем, наверное, нашу бе­ седу с того, как закончили портовики минувший год. Хотя и говорят сегодня, что планировать будущее, оттал­ киваясь от достигнутого, не­ гоже, все-таки, думаю, нуж­ но выяснить, с каким бага­ жом вступил коллектив пор­ та в год 1991 -и, год зарож­ дения рыночных отношений в стране. — Должен сказать, что прошлый год .'мы закончили чрезвычайно успешно. Если посмотреть по всей пятилет­ ке, то и по грузообороту, п по прибыли, и по финансо­ вым показателям это был са ­ мый удачный год. В минувшие годы у нас появилась тенденция к сни­ жению грузооборота ежегод­ но па 2 0 — 2 5 тысяч тонн. А в 1990 году увеличение об­ щего грузооборота составило в пределах трехсот тысяч тонн. Большой рост был и по рыбной продукции. Полу­ чили мы в связи с этим и хорошую прибыль. Сверх плана — около двух мил­ лионов рублей. Кролю того, мы в прошлом году провели большое сокращение рабо­ тающих — около трехсот человек, . чем добились зна­ чительной экономии фонда заработной платы. Все это вместе взятое и позволило нам выплатить работникам порта определен­ ную сумму вознаграждения по итогам работы за год. Но нужно учесть, что в связи с тем, что наше пред­ приятие малорентабельное, мы в прошлом году ‘были ос­ вобождены от налогов. Сей­ час мы платим. Это союзный налог 4 5 процентов, страхо­ вание 3 7 процентов, прези­ дентский налог 5 процентов. Поэтому для нас сегодня в финансовом отношении на­ ступило трудное время. Учитывая это, и для того, чтобы существовать и раз­ виваться рыбному порту, мы подняли вопрос об увеличе­ нии тарифов на 3 5 процен­ тов. Если раньше рентабель­ ность была предусмотрена в пределах 10 процентов, то сейчас составляет 3 5 про­ центов. Совет директоров ассоциации пошел нам на­ встречу и утвердил это поло­ жение на 1991 год. С какой целью были под­ няты тарифы? Прежде всего с целью дальнейшего разви­ тия рыбного порта. Мы сей­ час ведем две большие стройки. Это строительство второй очереди котельной, потому что первая — уже на пределе. Там пять котлов, и все они постоянно в рабо­ те. — То есть, если какой- либо из них вышел из строя, уже лихорадит все предприя­ тия?.. — А как же? Резервов нет совершенно. Кстати, не­ давно одни нз котлов при­ шлось останавливать. В ре­ зультате пострадали пред­ приятия, так* как сразу в та­ ких случаях подачу тепла и пара мы ограничиваем. Так вот, в прошлом году .мы освоили около трех мил­ лионов рублей на строитель­ стве нулевого цикла второй очереди котельной и будем продолжать стройку даль­ ше. Раньше подобные объекты строились сообща при доле­ вом участии всех заинтере­ сованных в строительстве предприятий. По так как- сейчас у всех финансовое положение довольно слож­ ное, предприятия отказыва­ ются выделять средства па строительство. Именно по­ этому, в немалой степени, мы были вынуждены пойти па повышение тарифов. Второй объект, который мы строим, — это угольная база. На ее строительстве мы в минувшем году также освоили примерно два с по­ ловиной миллиона рублей, в этом — должны не меньше. Но это в старых ценах. Се­ годня они изменились, и при­ том, конечно, не в сторону уменьшения, а наоборот. Официально говорили, что коэффициент на удорожание будет 1 ,78 , по вот недавно получили договор от строи­ телей треста «Мурманскмор- строй», в котором удорожа­ ние предусматривается в три с лишним раза. Мы, конеч­ но, пытаемся это оспари­ вать, по к чему придем в итоге этих дебатов, пока не знаю. С моей точки зрения, такое повышение неправо­ мерно, потому что в коэффи­ циент удорожании строители внесли пункт увеличения за ­ работной платы себе в 2 ,2 раза. А ведь у нас при уве­ личении тарифов на 3 5 про­ центов не предусматривает­ ся ин одной копейки на зар­ плату. Оно н не должно пре­ дусматриваться, мы обязаны изыскивать свои внутренние резервы для этого. II вот сейчас, когда мы стали заниматься этим во­ просом, учитывая обществен­ ное мнение и то, что цены растут даже в столовых, у нас возникает масса про­ блем, связанных с тем, как мы будем в 91-м году жить. Я создал в связи с этим ко­ миссию по социальной за­ щите работников рыбного порта. В эту комиссию вклю­ чили и бригадиров, . и пор­ товых- рабочих. Она и тече­ ние десяти дней составила программу по пашей финан­ совой политике па наступив­ ший год. Мы нашли средства для повышения потолка зарпла­ ты до 4 0 0 .рублей, изыскали возможности увеличить за ­ работную плату, пока, прав­ да, только рабочим и толь­ ко в первом Квартале па де­ сять процентов, .решили воп­ рос компенсации повышения цен на продукты, которые у нас есть в столовых, выда­ вая портовым рабочим тало-, ны на бесплатное питание стоимостью одни рубль, остальным категориям рабо­ тающих — на сумму в GO копеек. что . не сумели в это.м плане, что ожидается повышение цен, определен- ‘ нз того; что Сознаем, все сделать тем •более дальнейшее но могу сказать но: мы исходили можем сделать, не рассчиты­ вая ни па кого и ии иа что, опираясь только па собствен­ ные силы. Сложность еще и в том, что мы еще толком не -зна­ ем, к кому будем относиться — то ли Союзу, будем под­ чиняться,.’то ли России. а для нас это очень важно. По союзному закону мы долж­ ны налог платить 4 5 процен­ тов, а по российскому — всего лишь 38 . И так почти но всем вопросам. Россий­ ские законы намного мягче. Да, мы пошли в какой-то .мере па производственный риск*, решив социально за ­ щитить своих работников, хотя бы в первом квартале года, но я считаю, что он оправдан. Мы надеемся на мойвениую путину, за пер­ вые месяцы года мы имеем опережение по рыбной про­ дукции. Да и выполнение плана первого квартала не вызывает сомнения. А как дальше жить, я просто за ­ трудняюсь сказать. — Мне кажется, что сей­ час все в такой ситуации на­ ходятся, что не могут с уве­ ренностью смотреть в буду­ щее. То ли дело было рань­ ше — план на год сверстан, и живи спокойно но нему. Видимо, сейчас и планови­ кам, и экономистам придется работать в более сложных условиях, потому что жизнь будет заставлять корректи­ ровать план чуть ли не на каждый квартал?.. — Да, конечно. Но если взять грузооборот, то эта цифра более-менее стабиль­ на. А расчет прибыли, тари­ фов. цеп придется постоянно менять в зависимости от си­ туации. Конечно, мы к это­ му,- надо прямо сказать, не готовы и не приучены. По­ этому определенные слож­ ности в этом плане, безус­ ловно, будут. — Думаю, что переход к рынку невозможен и без мо­ дернизации производства. В этом плане что будете де­ лать? ' —. Рыбный порт сущест­ вует для того, чтобы обес­ печить деятельность всех флотов в море. И, естествен­ но, если будем стоять на ме­ сте, не развиваться, мы ста­ нем просто-напросто банкро­ тами, то есть финансово не­ самостоятельным пред­ приятием. Поэтому над вопросом мо­ дернизации своего произ­ водства мы постоянно вы­ нуждены работать. В отношении техники воп­ рос чрезвычайно серьезный, потому что если раньше по линнн СЭВ мы получали электропогрузчики за наши советские рубли, то сейчас все это прекращено. Поэто­ му стоит вопрос об изыска­ нии валюты для приобрете­ ния техники. Недавно у нас состоялись переговоры с японской сто­ роной, мы будем у них по­ купать пятьдесят электро­ погрузчиков. Далее, мы рас­ сматриваем вопрос работы нашей нефтебазы, потому что она на сегодня единст­ венный источник получения валюты для нас. Произво­ дим реконструкцию ее, ста­ вим два дополнительных ре­ зервуара, ищем партнеров, притом успешно, заключаем с ними договоры и будем ре­ шать вопросы перевалки нефтепродуктов па экспорт, естественно, получая за это валюту и тратя ее на ре­ конструкцию и техническое перевооружение порта. — Валерин Васильевич, не секрет, что при переходе к рынку лишние люди будут не нужны, и вы говорили о том, что в коллективе порта за последние годы произо­ шло сокращение численно­ сти работающих. И все-таки, мне кажется, еще немало есть людей, получающих зарплату, мягко говоря, не соответствующую вкладу в общее дело. — Я уже говорил па эту тему и сейчас немного ее расширю. Должен сказать, что по сравнению с 1 9 8 9 го­ дом мы сократили более ты­ сячи человек. Было у нас в коллективе шесть с полови­ ной тысяч, сейчас — пять с небольшим. Когда создавалась комис­ сия по социальной защите работающих, в приказе бы­ ло специально указано: «только рабочего классЯУг Почему? Потому что второй вопрос, который и сегодня стоит перед нами, — о по­ вышении заработной платы инженерно-техническим ра­ ботникам. При решении его я вижу только один путь — сокращение численности ИТР. Мало того, я уже из­ дал приказ по порту, чтобы все цехи, отделы и подраз­ деления дали свои предло­ жения по увеличению зар­ платы инженерно-техниче­ ским работникам за счет со­ кращения. — А путь создания со­ вместных предприятий не бе­ рете во внимание? — Сейчас мы рассматри­ ваем вопрос по созданию со­ вместных предприятий. Но здесь я должен оговориться. Подразделения, входящие в такое предприятие, должны что-то давать, производить. Мы же транспортное пред­ приятие, и поэтому слоидо- стн по созданию СП у lific, конечно, есть. Тем не .менее не могу ска­ зать, что очень успешно, но мы работаем над созданием совместного предприятия на нефтебазе, о чем я уже го­ ворил. Далее, создание малых предприятий. Мы уже прово­ дим техническую проработ­ ку. И, естественно, я не ис­ ключаю возможности созда­ ния малых предприятии на базе рыбного порта. — Получение дополни­ тельной прибыли, реконст­ рукция производства, со­ здание малых н совместных предприятий — все это в конечном счете позволит за­ ниматься более предметно и успешно социальной сферой. — Несмотря иа все наши сложности, решение соци­ альных вопросов всегда сто­ яло у пас на одном из. пер­ вых мест. Думаю, что и при рынке они останутся во гла­ ве угла. И из всех этих вопросов нанважнейшнй — жилье. Учитывая то, что строитель­ ство его тоже подорожало, мы за счет неплохой работы в 1990 году уже перечисли­ ли миллион рублей па жи­ лищное строительство и, ду­ маю, что еще миллиона пол­ тора вложим в него в тече­ ние года. — И последний вопрос. Вы не боитесь рынка? Вы­ живете ли в нем? —- Я бы сказал, что рын­ ка не боюсь, по несколько опасаюсь, что мы ведем не­ достаточную разъяснитель­ ную работу в коллективе по переходу к рыночным отно­ шениям. Меня больше всего беспокоит именно это, а не сам рынок. А выживем ли? Жизнь покажет. Однако, повторю, рассчитывать будем только па себя. Вел бесе В. ДОРОГО Ж 5 апреля 191 года РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz