Рыбный Мурман. 1991 г. Апрель.
л »U U i 1-5 t_1 t i i Экономическая политике ■I . -si.--- 7y>'^%Wgt .' ;■' 'v ЩщЩ Выживем? Не выживем? Мурманский ордена Ле нина морской рыбный порт — одно из крупнейших под разделении АРП «Севрыба». И нужно сказать, его мно готысячный коллектив пе реживает сегодня далеко не лучшие времена в связи с С В О И М И С И Л А М И переходом страны на ры ночные экономические отно шения. Как же думают работать в новых условиях портови ки? Это тема нашего разго вора с начальником порта Валерием Васильевичем КУСКОВЫМ. — Валерин Васильевич, начнем, наверное, нашу бе седу с того, как закончили портовики минувший год. Хотя и говорят сегодня, что планировать будущее, оттал киваясь от достигнутого, не гоже, все-таки, думаю, нуж но выяснить, с каким бага жом вступил коллектив пор та в год 1991 -и, год зарож дения рыночных отношений в стране. — Должен сказать, что прошлый год .'мы закончили чрезвычайно успешно. Если посмотреть по всей пятилет ке, то и по грузообороту, п по прибыли, и по финансо вым показателям это был са мый удачный год. В минувшие годы у нас появилась тенденция к сни жению грузооборота ежегод но па 2 0 — 2 5 тысяч тонн. А в 1990 году увеличение об щего грузооборота составило в пределах трехсот тысяч тонн. Большой рост был и по рыбной продукции. Полу чили мы в связи с этим и хорошую прибыль. Сверх плана — около двух мил лионов рублей. Кролю того, мы в прошлом году провели большое сокращение рабо тающих — около трехсот человек, . чем добились зна чительной экономии фонда заработной платы. Все это вместе взятое и позволило нам выплатить работникам порта определен ную сумму вознаграждения по итогам работы за год. Но нужно учесть, что в связи с тем, что наше пред приятие малорентабельное, мы в прошлом году ‘были ос вобождены от налогов. Сей час мы платим. Это союзный налог 4 5 процентов, страхо вание 3 7 процентов, прези дентский налог 5 процентов. Поэтому для нас сегодня в финансовом отношении на ступило трудное время. Учитывая это, и для того, чтобы существовать и раз виваться рыбному порту, мы подняли вопрос об увеличе нии тарифов на 3 5 процен тов. Если раньше рентабель ность была предусмотрена в пределах 10 процентов, то сейчас составляет 3 5 про центов. Совет директоров ассоциации пошел нам на встречу и утвердил это поло жение на 1991 год. С какой целью были под няты тарифы? Прежде всего с целью дальнейшего разви тия рыбного порта. Мы сей час ведем две большие стройки. Это строительство второй очереди котельной, потому что первая — уже на пределе. Там пять котлов, и все они постоянно в рабо те. — То есть, если какой- либо из них вышел из строя, уже лихорадит все предприя тия?.. — А как же? Резервов нет совершенно. Кстати, не давно одни нз котлов при шлось останавливать. В ре зультате пострадали пред приятия, так* как сразу в та ких случаях подачу тепла и пара мы ограничиваем. Так вот, в прошлом году .мы освоили около трех мил лионов рублей на строитель стве нулевого цикла второй очереди котельной и будем продолжать стройку даль ше. Раньше подобные объекты строились сообща при доле вом участии всех заинтере сованных в строительстве предприятий. По так как- сейчас у всех финансовое положение довольно слож ное, предприятия отказыва ются выделять средства па строительство. Именно по этому, в немалой степени, мы были вынуждены пойти па повышение тарифов. Второй объект, который мы строим, — это угольная база. На ее строительстве мы в минувшем году также освоили примерно два с по ловиной миллиона рублей, в этом — должны не меньше. Но это в старых ценах. Се годня они изменились, и при том, конечно, не в сторону уменьшения, а наоборот. Официально говорили, что коэффициент на удорожание будет 1 ,78 , по вот недавно получили договор от строи телей треста «Мурманскмор- строй», в котором удорожа ние предусматривается в три с лишним раза. Мы, конеч но, пытаемся это оспари вать, по к чему придем в итоге этих дебатов, пока не знаю. С моей точки зрения, такое повышение неправо мерно, потому что в коэффи циент удорожании строители внесли пункт увеличения за работной платы себе в 2 ,2 раза. А ведь у нас при уве личении тарифов на 3 5 про центов не предусматривает ся ин одной копейки на зар плату. Оно н не должно пре дусматриваться, мы обязаны изыскивать свои внутренние резервы для этого. II вот сейчас, когда мы стали заниматься этим во просом, учитывая обществен ное мнение и то, что цены растут даже в столовых, у нас возникает масса про блем, связанных с тем, как мы будем в 91-м году жить. Я создал в связи с этим ко миссию по социальной за щите работников рыбного порта. В эту комиссию вклю чили и бригадиров, . и пор товых- рабочих. Она и тече ние десяти дней составила программу по пашей финан совой политике па наступив ший год. Мы нашли средства для повышения потолка зарпла ты до 4 0 0 .рублей, изыскали возможности увеличить за работную плату, пока, прав да, только рабочим и толь ко в первом Квартале па де сять процентов, .решили воп рос компенсации повышения цен на продукты, которые у нас есть в столовых, выда вая портовым рабочим тало-, ны на бесплатное питание стоимостью одни рубль, остальным категориям рабо тающих — на сумму в GO копеек. что . не сумели в это.м плане, что ожидается повышение цен, определен- ‘ нз того; что Сознаем, все сделать тем •более дальнейшее но могу сказать но: мы исходили можем сделать, не рассчиты вая ни па кого и ии иа что, опираясь только па собствен ные силы. Сложность еще и в том, что мы еще толком не -зна ем, к кому будем относиться — то ли Союзу, будем под чиняться,.’то ли России. а для нас это очень важно. По союзному закону мы долж ны налог платить 4 5 процен тов, а по российскому — всего лишь 38 . И так почти но всем вопросам. Россий ские законы намного мягче. Да, мы пошли в какой-то .мере па производственный риск*, решив социально за щитить своих работников, хотя бы в первом квартале года, но я считаю, что он оправдан. Мы надеемся на мойвениую путину, за пер вые месяцы года мы имеем опережение по рыбной про дукции. Да и выполнение плана первого квартала не вызывает сомнения. А как дальше жить, я просто за трудняюсь сказать. — Мне кажется, что сей час все в такой ситуации на ходятся, что не могут с уве ренностью смотреть в буду щее. То ли дело было рань ше — план на год сверстан, и живи спокойно но нему. Видимо, сейчас и планови кам, и экономистам придется работать в более сложных условиях, потому что жизнь будет заставлять корректи ровать план чуть ли не на каждый квартал?.. — Да, конечно. Но если взять грузооборот, то эта цифра более-менее стабиль на. А расчет прибыли, тари фов. цеп придется постоянно менять в зависимости от си туации. Конечно, мы к это му,- надо прямо сказать, не готовы и не приучены. По этому определенные слож ности в этом плане, безус ловно, будут. — Думаю, что переход к рынку невозможен и без мо дернизации производства. В этом плане что будете де лать? ' —. Рыбный порт сущест вует для того, чтобы обес печить деятельность всех флотов в море. И, естествен но, если будем стоять на ме сте, не развиваться, мы ста нем просто-напросто банкро тами, то есть финансово не самостоятельным пред приятием. Поэтому над вопросом мо дернизации своего произ водства мы постоянно вы нуждены работать. В отношении техники воп рос чрезвычайно серьезный, потому что если раньше по линнн СЭВ мы получали электропогрузчики за наши советские рубли, то сейчас все это прекращено. Поэто му стоит вопрос об изыска нии валюты для приобрете ния техники. Недавно у нас состоялись переговоры с японской сто роной, мы будем у них по купать пятьдесят электро погрузчиков. Далее, мы рас сматриваем вопрос работы нашей нефтебазы, потому что она на сегодня единст венный источник получения валюты для нас. Произво дим реконструкцию ее, ста вим два дополнительных ре зервуара, ищем партнеров, притом успешно, заключаем с ними договоры и будем ре шать вопросы перевалки нефтепродуктов па экспорт, естественно, получая за это валюту и тратя ее на ре конструкцию и техническое перевооружение порта. — Валерин Васильевич, не секрет, что при переходе к рынку лишние люди будут не нужны, и вы говорили о том, что в коллективе порта за последние годы произо шло сокращение численно сти работающих. И все-таки, мне кажется, еще немало есть людей, получающих зарплату, мягко говоря, не соответствующую вкладу в общее дело. — Я уже говорил па эту тему и сейчас немного ее расширю. Должен сказать, что по сравнению с 1 9 8 9 го дом мы сократили более ты сячи человек. Было у нас в коллективе шесть с полови ной тысяч, сейчас — пять с небольшим. Когда создавалась комис сия по социальной защите работающих, в приказе бы ло специально указано: «только рабочего классЯУг Почему? Потому что второй вопрос, который и сегодня стоит перед нами, — о по вышении заработной платы инженерно-техническим ра ботникам. При решении его я вижу только один путь — сокращение численности ИТР. Мало того, я уже из дал приказ по порту, чтобы все цехи, отделы и подраз деления дали свои предло жения по увеличению зар платы инженерно-техниче ским работникам за счет со кращения. — А путь создания со вместных предприятий не бе рете во внимание? — Сейчас мы рассматри ваем вопрос по созданию со вместных предприятий. Но здесь я должен оговориться. Подразделения, входящие в такое предприятие, должны что-то давать, производить. Мы же транспортное пред приятие, и поэтому слоидо- стн по созданию СП у lific, конечно, есть. Тем не .менее не могу ска зать, что очень успешно, но мы работаем над созданием совместного предприятия на нефтебазе, о чем я уже го ворил. Далее, создание малых предприятий. Мы уже прово дим техническую проработ ку. И, естественно, я не ис ключаю возможности созда ния малых предприятии на базе рыбного порта. — Получение дополни тельной прибыли, реконст рукция производства, со здание малых н совместных предприятий — все это в конечном счете позволит за ниматься более предметно и успешно социальной сферой. — Несмотря иа все наши сложности, решение соци альных вопросов всегда сто яло у пас на одном из. пер вых мест. Думаю, что и при рынке они останутся во гла ве угла. И из всех этих вопросов нанважнейшнй — жилье. Учитывая то, что строитель ство его тоже подорожало, мы за счет неплохой работы в 1990 году уже перечисли ли миллион рублей па жи лищное строительство и, ду маю, что еще миллиона пол тора вложим в него в тече ние года. — И последний вопрос. Вы не боитесь рынка? Вы живете ли в нем? —- Я бы сказал, что рын ка не боюсь, по несколько опасаюсь, что мы ведем не достаточную разъяснитель ную работу в коллективе по переходу к рыночным отно шениям. Меня больше всего беспокоит именно это, а не сам рынок. А выживем ли? Жизнь покажет. Однако, повторю, рассчитывать будем только па себя. Вел бесе В. ДОРОГО Ж 5 апреля 191 года РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz