Рыбный Мурман. 1991 г. Апрель.

Ма взгляда из одного здания Зарисовка пятый РЕКТОР А л е к с а н д р П а в л о в и ч ГАЛЬЯНОВ — один из тех специалистов, чья жизнь и судьба в большей степени связана с рыбным Мурманом , с судоремонтом , Мурманским высшим инженерным морским училищем . Он — курсант его первого набора, состоявшего­ ся в 1950 году . Почему он, родившийся далеко от моря в новгородском городке Боро- вичи, поступил в Мурманскую мореходку? — Из моих предков только один был моряком-военным , — говорит Александр Павло­ вич. — Д е д работал в сель­ ском хозяйстве , отец тож е , а меня, выросшего у реки , у озера , к морю почему-то тя­ нуло с детства . Много о нем читал, увлекался Станюкови­ чем. После школы , не зная толком , куда себя деть , посту­ пил в пограничное училище в Ленинграде . И вот тут-то на моем пути (к счастью , будем так говорить) повстречался Ев­ гений Иванович Портнов, бу­ дущий ректор МВИМУ . Чело­ век, безгранично любящий море , он сагитировал посту­ пать в только что открывшее­ ся Мурманское высшее море­ ходное училище большую группу ребят. Среди них бы­ ли и участники войны, и не нюхавшие пороху Виктор До- муховский — он сейчас руко ­ водитель тренажерного цент­ ра в МВИМУ, — и я. Впрочем, все мы, ребята военной по­ ры, хорошо знали, почем фунт лиха. Я к тому времени успел поработать рабочим на д ер е ­ вообрабатывающем заводе . Первое судно , на которое попал Гальянов после МВИМУ, — БМРТ «Серафимович» — один из первых плавучих за­ водов серии «Пушкин». Ново­ испеченному механику повезло : командиром на нем был опытнейший судово­ дитель А . Ф . Таран, «дедом» — В. И. Волков. Вскоре А . П. Гальянова наз­ начили групповым механиком тралового ф ло та . Но «поруко­ водить» вволю он не успел. Молодого механика взяли в отдел флота и судоремонта Мурманского совнархоза , где он два с половиной года был и неосвобожденным секр е та ­ рем партийной организации. А в 1960 году его назначают директором судоремонтного завода . А . П. Гальянов много раз бывал за границей , выполняя ответственную работу по р е ­ монту судов . Как дублер глав­ ного механика работал в Поль­ ше, ГДР . В 1982 году его по­ слали в Ф инляндию , гд е в го ­ роде Турку он был старшим приемщиком по ремонту су­ дов всех ведомств . Он при­ нимал ледоколы , зем снаряды , контейнеровозы и т. д . В те ­ чение двух лет досконально изучил все тонкости судор е ­ монта. А . П. Гальянов стал при­ знанным асом судоремонта , который стал его основной дисциплиной, когда из главка «Севрыба» 16 лет назад А лек ­ сандр Павлович с должности главного инженера перешел на работу а МВИМУ. Заполяр­ ные специалисты-судоремонт­ ники это решение Гальянова посчитали закономерным : практическая работа его уже не удовлетворяла . В 1972— 1973 гг. в Мурман­ ском издательстве один за другим выходят два учебника А . П. Гальянова (в соавторст­ ве): «Противопожарная систе­ ма промысловых судов» и «С у ­ довые рыбомучные установки и их эксплуатация» . В одном из них изложил физическую сущность применяемых в на­ стоящее время способов ту ­ шения пожаров на судах , опи­ сал принципы действия и уст­ ройства каждого вида проти­ вопожарных средств . В др у ­ гом блестящ е обобщил опыт эксплуатации работающих ус­ тановок. В 1988 году А . П. Гальянов разрабатывает методические указания и контрольные за ­ дания «Технология и организа­ ция судоремонта для заочных факультетов вузов по специ­ альности 1612 «Эксплуата­ ция С Э У » . А в прошлом году в Мурманске вышли его ме­ тодические указания к курсо ­ вой работе по дисциплине «Технология судоремонта» . Проректор по учебной рабо­ те А . П. Гальянов находится в постоянном творческом по­ иске. В канун 40-летия МВИМУ интервью у А . П. Гальянова мы брали вместе с коррес­ пондентом радио училища Ж . П. Михайловской . Она ска­ зала : — Я знакомилась с до ку ­ ментами архива нашего учи­ лища и пришла к выводу, что в 50-е годы о курсантах за­ ботились больше, чем сейчас. В штатном расписании были такие должности , как парик­ махер , сапожник, портной, дворник и даже вахтер учеб­ ного корпуса . — И официанты , — доба­ вил Гальянов. — Разносили еду , накрывали на столы . Учи­ лище было в стадии станов­ ления, в том числе и его бы­ товые вопросы , конечно. А вот пища была гораздо с к уд ­ нее. Питались в основном треской , изредка давали мяс­ ные супы . Учились упорно. За неуспе­ ваемость тогда исключали бес ­ пощадно . К проделкам , озор ­ ству, даж е нарушению дисцип­ лины курсантами командиры , как правило, относились снис­ ходительно . Я дважды был старшиной роты , и меня, пом­ ню, за какие-то проступки дважды лишали этого высоко­ го звания. Но мы учились! А ведь обучение у нас было по программе политехнического института, специфических мор­ ских дисциплин было немно- .го . Нелегко было. Помогало и то, что отношения меж ду кур ­ сантами и преподавателями , по-моему, были более др у ­ жескими , чем сейчас. — В Севастополе должно состояться совещание по д в у х ­ ступенчатой подготовке спе­ циалистов. Мурманчанам по- моему, есть что рассказать коллегам? — Несомненно . На него по­ едут деканы . На каф едр е С Э У , к примеру, разработаны пла­ ны перехода на новые ме то ­ ды обучения будущ их с удо ­ механиков. Жизнь изменилась, стала сложней . Нас беспоко­ ит, найдут ли работу ребята, обучающиеся сейчас на 3—4 курсах. Надо , чтобы о них больше проявляли заботы и заинтересованности на флотах. В программе пятого ректо­ ра МВИМУ предусмотрено дальнейшее развитие училища, обеспечивающее его эф ф е к ­ тивное функционирование в условиях рыночной экономи­ ки. Это буде т обеспечено за счет: внедрения новой техно ­ логии обучения и новых форм организации учебного процес­ са; гуманитарного образова­ ния; развития научных иссле­ дований и подготовки ; разви­ тия материально-технической базы училища, расширения хозрасчетной деятельности училища; проведения органи­ зационной работы по со зд а ­ нию Международной ассоциа­ ции морских учебных заведе ­ ний и др. Рабочий день А. П. Галья­ нова расписан по минутам . К нему идут люди по самым разным вопросам , с надеж ­ дой , что ректор их решит, по­ мож ет. И он оправдывает эти ожидания. В. ЗАСУХИН . Без вины виноватые: После долгих раздумий ре­ шил обратиться в вашу га зе ­ ту в надежде , что мои рас­ суждения станут достоянием гласности . Многие сотрудники МВИМУ знают о событиях, происходящих в училище не понаслышке, а некоторые не знают о них вовсе. Я расска­ ж у о том , как наше руковод­ ство, бывшее и настоящее , обошлось со мной, стремясь унизить и раздавить. Н е труд ­ но до гадаться , чего это мне стоило. Но молчать нельзя, так как в своих устремлениях они готовы сейчас применить свои методы на более высо­ ком уровне. Пусть знают из­ биратели тех округов , от ко­ торых прошли в областной и районный Советы их избранни­ ки Панченко А . А . и Ушаков Б. Н., что реальной помощи ждать им от них не придется. В апреле 1986 года я был назначен, а затем утвержден Министерством рыбного хо ­ зяйства СССР в должности проректора по заочному и ве­ чернему обучению МВИМУ. Кроме того , я продолжал пе­ дагогическую деятельность — проводил занятия на своей бывшей каф едре «Техниче­ ские средства судовождения и поисковой техники» (ТСС и ПТ), где был в то время заве­ дующим кафедрой Орлов В. А . Занятия на каф едре я проводил с почасовой опла­ той. При подведении итогов за первый семестр 1987— 1988 учебного года на к аф е д ­ ре оказался перерасход на­ грузки на 82 часа. Заведую ­ щий кафедрой Орлов В. А . представил ректору Панченко А. А. рапорт о том , что эту С СИСТЕМОЙ нагрузку я приписал себе, по­ лучив незаконно за это день­ ги. Была создана училищная комиссия, которую возглавил проректор по политработе Самсон П. И. В ходе работы комиссии никто из ее членов со мной не встречался и не беседовал , с ее выводами ме­ ня ■ познакомила юрисконсульт Уланова Л. Н. Комиссия отме­ тила, что перерасход нагрузки был результатом неправильно­ го планирования учебного процесса на каф едре , и тут же отметила, что я неправо­ мерно вместе с ассистентами проводил занятия. Спрашивается, как же так — работал и вдруг приписки? Однако ректор Панченко А . А . не стал выяснять, кто прав, кто виноват, а потребовал : Лисовенко должен вернуть деньги . Я уже было решил — верну деньги , а потом поду­ мал , что обвинение в припис­ ках останется на мне, и ни ректор , ни коллектив к аф е д ­ ры этого не заб уду т и я тем самым признаю свою вину. Вернуть деньги я отказался . По инициативе администра­ ции училища дело было пере­ дано в Первомайское о тделе ­ ние БХСС , прокуратуру , а за­ тем направлено в Октябрьский народный суд , где к обвине­ нию в приписках было еще добавлено обвинение в зло­ употреблении мной служ еб ­ ным положением . Против меня была развер ­ нута неблаговидная кампания дискредитации . На партийной конференции секретарь парт­ кома Ушаков Б. Н. заявил , что я занимаюсь приписками, не­ обоснованно жалуюсь в Мин­ рыбхоз на якобы имеющие­ ся факты бесхозяйственности . А дело было так . В комис­ сию по бесхозяйственности (есть такая в училище) от за­ ведующего лабораторией ка­ федры ТСС и ПТ Брежнева по­ ступило заявление , в котором он просил снять с него мате­ риальную ответственность за оборудование , которое выбро­ шено на улицу. П редседа те ­ лем этой комиссии был я, и мы дважды по этому вопросу заседали и установили, что пригодное для обучения кур ­ сантов оборудование по ука­ занию заведующ его кафедрой Орлова В. А . оказалось на улице. Ко гда приехал ревизор контрольно-ревизионного уп­ равления МРХ , то для него стали достоянием гласности эти факты . Но правильно говорят, что лучший способ защиты — нападение. На одном из рек­ торатов Орлов В. А . (уж е про­ ректор по науке) и новый за ­ ведующий кафедрой ТСС и ПТ Власов П. П. заявили, что это оборудование необосно­ ванно приобрел Лисовенко в 1985 году и как морально устаревш ее оно не было уста­ новлено. Хотя это оборудова­ ние в 1985 году экспониро­ валось на выставке «Икрыб- пром-85». После этого собрался м а­ лый ректорат (семь прорек­ торов, ректор , секретарь парт­ кома), на котором секретарь парткома Ушаков Б. Н. пред­ ложил написать мне заявле­ ние уйти с проректорской должности по собственному желанию . Я не согласился , и то гда система применила про­ тив меня испытанный метод СПОРЬ! — блокаду. Ко мне перестал заходить мой подчиненный, декан заочно-вечернего ф а ­ культета Бачише А . В. Минуя меня он стал обращаться к ректору Панченко, проректо­ ру по учебной работе Галья- нову, проректору по науке Орлову В. А . Ко гда разговор с ним не привел к улучшению обстановки , я обратился к сек ­ ретарю парткома Ушакову Б. Н., на что он мне ответил : «Вызови его и накажи». Ко гда я убедился , что об­ становка к лучшему не изме­ нится, то обратился к зам е ­ стителю министра рыбного хозяйства Лысенко Н. И. В пись­ ме изложил сложившуюся си­ туацию и рассказал о фактах, когда Гальянов А . П. и Орлов В А . под предлогом незавер­ шенного курса изучения пред ­ мета прервали сдачу го су ­ дарственных экзаменов сту- денту-заочнику Демченко , но незаконно восстановили на заочно-вечернем ф акультете сына одного из местных . ру­ ководителей , необоснованно выдали удостоверение об окончании курсов одному из друзей Панченко А . А . Нару­ шен Гальяновым А . П. за­ кон при выборах по конкур ­ су декана заочно-вечернего обучения и другие случаи злоупотребления руководст­ вом своего служебного поло­ жения. Я просил прислать ко­ миссию по рассмотрению мо­ ей деятельности и всех ука­ занных фактов и надеялся на помощь. Комиссия приехала, разобралась ... но все оста­ лось по-прежнему. Более то ­ го, на заседании комиссии Ушаков S . Н. потребовал у меня слово, что я уйду из ректората . Я попросил пред­ седателя назвать мои упущ е­ ния в работе , но он ответил, что упущений у меня нет, а моего ухода требуе т ректорат. Мне потребовалось два го­ да, чтобы через суд доказать , что никакой приписки учеб­ ных часов я не допускал и деньги получил на законном основании. И суд подтвердил мою правоту. Я думал , что доброе имя мне удастся вер­ нуть с помощью партийной организации, в которой я со­ стоял на учете с 1987 года, но не тут-то было. Секретарь парткома Ушаков Б. Н. отка­ зался принять мое заявление к рассмотрению , Первомай­ ский райком партии тож е . Первое мое обращение в парткомиссию горкома КПСС не дало никакого результата . После вторичного обращения с требованием разобраться в конфликтной ситуации там ничего лучшего не придумали, как поставить меня в очередь на прием к секретарю обко­ ма КПСС . В очереди я про­ стоял целый год , а в октябре 1990 года вышел из рядов КП СС . В ней остались те , кто меня оклеветал . И не только остались, а ушли на повыше­ ние. Панченко А . А . в настоя­ щий момент дум ае т в област­ ном Совете , как вывести из экономического кризиса об­ ласть. Ушаков Б. Н. дереш ел в систему социального обеспе­ чения области и теперь раде­ ет малоимущим , не потеряв, конечно, при переходе в ок­ ладе . Гальянов А . П. и Орлов В. А . ещ е выше взошли по служебной лестнице , стае один ректором , другой про­ ректором . В. ЛИСОВЕНКО, кандидат технических на­ ук, доцент кафедры авто­ матики и вычислительной техники МВИМУ. 19 апреля 191 года рыбный мурман

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz