Рыбный Мурман. 1991 г. Апрель.
Ма взгляда из одного здания Зарисовка пятый РЕКТОР А л е к с а н д р П а в л о в и ч ГАЛЬЯНОВ — один из тех специалистов, чья жизнь и судьба в большей степени связана с рыбным Мурманом , с судоремонтом , Мурманским высшим инженерным морским училищем . Он — курсант его первого набора, состоявшего ся в 1950 году . Почему он, родившийся далеко от моря в новгородском городке Боро- вичи, поступил в Мурманскую мореходку? — Из моих предков только один был моряком-военным , — говорит Александр Павло вич. — Д е д работал в сель ском хозяйстве , отец тож е , а меня, выросшего у реки , у озера , к морю почему-то тя нуло с детства . Много о нем читал, увлекался Станюкови чем. После школы , не зная толком , куда себя деть , посту пил в пограничное училище в Ленинграде . И вот тут-то на моем пути (к счастью , будем так говорить) повстречался Ев гений Иванович Портнов, бу дущий ректор МВИМУ . Чело век, безгранично любящий море , он сагитировал посту пать в только что открывшее ся Мурманское высшее море ходное училище большую группу ребят. Среди них бы ли и участники войны, и не нюхавшие пороху Виктор До- муховский — он сейчас руко водитель тренажерного цент ра в МВИМУ, — и я. Впрочем, все мы, ребята военной по ры, хорошо знали, почем фунт лиха. Я к тому времени успел поработать рабочим на д ер е вообрабатывающем заводе . Первое судно , на которое попал Гальянов после МВИМУ, — БМРТ «Серафимович» — один из первых плавучих за водов серии «Пушкин». Ново испеченному механику повезло : командиром на нем был опытнейший судово дитель А . Ф . Таран, «дедом» — В. И. Волков. Вскоре А . П. Гальянова наз начили групповым механиком тралового ф ло та . Но «поруко водить» вволю он не успел. Молодого механика взяли в отдел флота и судоремонта Мурманского совнархоза , где он два с половиной года был и неосвобожденным секр е та рем партийной организации. А в 1960 году его назначают директором судоремонтного завода . А . П. Гальянов много раз бывал за границей , выполняя ответственную работу по р е монту судов . Как дублер глав ного механика работал в Поль ше, ГДР . В 1982 году его по слали в Ф инляндию , гд е в го роде Турку он был старшим приемщиком по ремонту су дов всех ведомств . Он при нимал ледоколы , зем снаряды , контейнеровозы и т. д . В те чение двух лет досконально изучил все тонкости судор е монта. А . П. Гальянов стал при знанным асом судоремонта , который стал его основной дисциплиной, когда из главка «Севрыба» 16 лет назад А лек сандр Павлович с должности главного инженера перешел на работу а МВИМУ. Заполяр ные специалисты-судоремонт ники это решение Гальянова посчитали закономерным : практическая работа его уже не удовлетворяла . В 1972— 1973 гг. в Мурман ском издательстве один за другим выходят два учебника А . П. Гальянова (в соавторст ве): «Противопожарная систе ма промысловых судов» и «С у довые рыбомучные установки и их эксплуатация» . В одном из них изложил физическую сущность применяемых в на стоящее время способов ту шения пожаров на судах , опи сал принципы действия и уст ройства каждого вида проти вопожарных средств . В др у гом блестящ е обобщил опыт эксплуатации работающих ус тановок. В 1988 году А . П. Гальянов разрабатывает методические указания и контрольные за дания «Технология и организа ция судоремонта для заочных факультетов вузов по специ альности 1612 «Эксплуата ция С Э У » . А в прошлом году в Мурманске вышли его ме тодические указания к курсо вой работе по дисциплине «Технология судоремонта» . Проректор по учебной рабо те А . П. Гальянов находится в постоянном творческом по иске. В канун 40-летия МВИМУ интервью у А . П. Гальянова мы брали вместе с коррес пондентом радио училища Ж . П. Михайловской . Она ска зала : — Я знакомилась с до ку ментами архива нашего учи лища и пришла к выводу, что в 50-е годы о курсантах за ботились больше, чем сейчас. В штатном расписании были такие должности , как парик махер , сапожник, портной, дворник и даже вахтер учеб ного корпуса . — И официанты , — доба вил Гальянов. — Разносили еду , накрывали на столы . Учи лище было в стадии станов ления, в том числе и его бы товые вопросы , конечно. А вот пища была гораздо с к уд нее. Питались в основном треской , изредка давали мяс ные супы . Учились упорно. За неуспе ваемость тогда исключали бес пощадно . К проделкам , озор ству, даж е нарушению дисцип лины курсантами командиры , как правило, относились снис ходительно . Я дважды был старшиной роты , и меня, пом ню, за какие-то проступки дважды лишали этого высоко го звания. Но мы учились! А ведь обучение у нас было по программе политехнического института, специфических мор ских дисциплин было немно- .го . Нелегко было. Помогало и то, что отношения меж ду кур сантами и преподавателями , по-моему, были более др у жескими , чем сейчас. — В Севастополе должно состояться совещание по д в у х ступенчатой подготовке спе циалистов. Мурманчанам по- моему, есть что рассказать коллегам? — Несомненно . На него по едут деканы . На каф едр е С Э У , к примеру, разработаны пла ны перехода на новые ме то ды обучения будущ их с удо механиков. Жизнь изменилась, стала сложней . Нас беспоко ит, найдут ли работу ребята, обучающиеся сейчас на 3—4 курсах. Надо , чтобы о них больше проявляли заботы и заинтересованности на флотах. В программе пятого ректо ра МВИМУ предусмотрено дальнейшее развитие училища, обеспечивающее его эф ф е к тивное функционирование в условиях рыночной экономи ки. Это буде т обеспечено за счет: внедрения новой техно логии обучения и новых форм организации учебного процес са; гуманитарного образова ния; развития научных иссле дований и подготовки ; разви тия материально-технической базы училища, расширения хозрасчетной деятельности училища; проведения органи зационной работы по со зд а нию Международной ассоциа ции морских учебных заведе ний и др. Рабочий день А. П. Галья нова расписан по минутам . К нему идут люди по самым разным вопросам , с надеж дой , что ректор их решит, по мож ет. И он оправдывает эти ожидания. В. ЗАСУХИН . Без вины виноватые: После долгих раздумий ре шил обратиться в вашу га зе ту в надежде , что мои рас суждения станут достоянием гласности . Многие сотрудники МВИМУ знают о событиях, происходящих в училище не понаслышке, а некоторые не знают о них вовсе. Я расска ж у о том , как наше руковод ство, бывшее и настоящее , обошлось со мной, стремясь унизить и раздавить. Н е труд но до гадаться , чего это мне стоило. Но молчать нельзя, так как в своих устремлениях они готовы сейчас применить свои методы на более высо ком уровне. Пусть знают из биратели тех округов , от ко торых прошли в областной и районный Советы их избранни ки Панченко А . А . и Ушаков Б. Н., что реальной помощи ждать им от них не придется. В апреле 1986 года я был назначен, а затем утвержден Министерством рыбного хо зяйства СССР в должности проректора по заочному и ве чернему обучению МВИМУ. Кроме того , я продолжал пе дагогическую деятельность — проводил занятия на своей бывшей каф едре «Техниче ские средства судовождения и поисковой техники» (ТСС и ПТ), где был в то время заве дующим кафедрой Орлов В. А . Занятия на каф едре я проводил с почасовой опла той. При подведении итогов за первый семестр 1987— 1988 учебного года на к аф е д ре оказался перерасход на грузки на 82 часа. Заведую щий кафедрой Орлов В. А . представил ректору Панченко А. А. рапорт о том , что эту С СИСТЕМОЙ нагрузку я приписал себе, по лучив незаконно за это день ги. Была создана училищная комиссия, которую возглавил проректор по политработе Самсон П. И. В ходе работы комиссии никто из ее членов со мной не встречался и не беседовал , с ее выводами ме ня ■ познакомила юрисконсульт Уланова Л. Н. Комиссия отме тила, что перерасход нагрузки был результатом неправильно го планирования учебного процесса на каф едре , и тут же отметила, что я неправо мерно вместе с ассистентами проводил занятия. Спрашивается, как же так — работал и вдруг приписки? Однако ректор Панченко А . А . не стал выяснять, кто прав, кто виноват, а потребовал : Лисовенко должен вернуть деньги . Я уже было решил — верну деньги , а потом поду мал , что обвинение в припис ках останется на мне, и ни ректор , ни коллектив к аф е д ры этого не заб уду т и я тем самым признаю свою вину. Вернуть деньги я отказался . По инициативе администра ции училища дело было пере дано в Первомайское о тделе ние БХСС , прокуратуру , а за тем направлено в Октябрьский народный суд , где к обвине нию в приписках было еще добавлено обвинение в зло употреблении мной служ еб ным положением . Против меня была развер нута неблаговидная кампания дискредитации . На партийной конференции секретарь парт кома Ушаков Б. Н. заявил , что я занимаюсь приписками, не обоснованно жалуюсь в Мин рыбхоз на якобы имеющие ся факты бесхозяйственности . А дело было так . В комис сию по бесхозяйственности (есть такая в училище) от за ведующего лабораторией ка федры ТСС и ПТ Брежнева по ступило заявление , в котором он просил снять с него мате риальную ответственность за оборудование , которое выбро шено на улицу. П редседа те лем этой комиссии был я, и мы дважды по этому вопросу заседали и установили, что пригодное для обучения кур сантов оборудование по ука занию заведующ его кафедрой Орлова В. А . оказалось на улице. Ко гда приехал ревизор контрольно-ревизионного уп равления МРХ , то для него стали достоянием гласности эти факты . Но правильно говорят, что лучший способ защиты — нападение. На одном из рек торатов Орлов В. А . (уж е про ректор по науке) и новый за ведующий кафедрой ТСС и ПТ Власов П. П. заявили, что это оборудование необосно ванно приобрел Лисовенко в 1985 году и как морально устаревш ее оно не было уста новлено. Хотя это оборудова ние в 1985 году экспониро валось на выставке «Икрыб- пром-85». После этого собрался м а лый ректорат (семь прорек торов, ректор , секретарь парт кома), на котором секретарь парткома Ушаков Б. Н. пред ложил написать мне заявле ние уйти с проректорской должности по собственному желанию . Я не согласился , и то гда система применила про тив меня испытанный метод СПОРЬ! — блокаду. Ко мне перестал заходить мой подчиненный, декан заочно-вечернего ф а культета Бачише А . В. Минуя меня он стал обращаться к ректору Панченко, проректо ру по учебной работе Галья- нову, проректору по науке Орлову В. А . Ко гда разговор с ним не привел к улучшению обстановки , я обратился к сек ретарю парткома Ушакову Б. Н., на что он мне ответил : «Вызови его и накажи». Ко гда я убедился , что об становка к лучшему не изме нится, то обратился к зам е стителю министра рыбного хозяйства Лысенко Н. И. В пись ме изложил сложившуюся си туацию и рассказал о фактах, когда Гальянов А . П. и Орлов В А . под предлогом незавер шенного курса изучения пред мета прервали сдачу го су дарственных экзаменов сту- денту-заочнику Демченко , но незаконно восстановили на заочно-вечернем ф акультете сына одного из местных . ру ководителей , необоснованно выдали удостоверение об окончании курсов одному из друзей Панченко А . А . Нару шен Гальяновым А . П. за кон при выборах по конкур су декана заочно-вечернего обучения и другие случаи злоупотребления руководст вом своего служебного поло жения. Я просил прислать ко миссию по рассмотрению мо ей деятельности и всех ука занных фактов и надеялся на помощь. Комиссия приехала, разобралась ... но все оста лось по-прежнему. Более то го, на заседании комиссии Ушаков S . Н. потребовал у меня слово, что я уйду из ректората . Я попросил пред седателя назвать мои упущ е ния в работе , но он ответил, что упущений у меня нет, а моего ухода требуе т ректорат. Мне потребовалось два го да, чтобы через суд доказать , что никакой приписки учеб ных часов я не допускал и деньги получил на законном основании. И суд подтвердил мою правоту. Я думал , что доброе имя мне удастся вер нуть с помощью партийной организации, в которой я со стоял на учете с 1987 года, но не тут-то было. Секретарь парткома Ушаков Б. Н. отка зался принять мое заявление к рассмотрению , Первомай ский райком партии тож е . Первое мое обращение в парткомиссию горкома КПСС не дало никакого результата . После вторичного обращения с требованием разобраться в конфликтной ситуации там ничего лучшего не придумали, как поставить меня в очередь на прием к секретарю обко ма КПСС . В очереди я про стоял целый год , а в октябре 1990 года вышел из рядов КП СС . В ней остались те , кто меня оклеветал . И не только остались, а ушли на повыше ние. Панченко А . А . в настоя щий момент дум ае т в област ном Совете , как вывести из экономического кризиса об ласть. Ушаков Б. Н. дереш ел в систему социального обеспе чения области и теперь раде ет малоимущим , не потеряв, конечно, при переходе в ок ладе . Гальянов А . П. и Орлов В. А . ещ е выше взошли по служебной лестнице , стае один ректором , другой про ректором . В. ЛИСОВЕНКО, кандидат технических на ук, доцент кафедры авто матики и вычислительной техники МВИМУ. 19 апреля 191 года рыбный мурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz