Рыбный Мурман. 1991 г. Апрель.
Смогут ли идеалы Октября устоять под ударом критики? О СОЦИАЛИЗМЕ И СТОРИКИ - СТАЛ И110- ФИЛЫ сейчас, как ни когда, хотят спасти мифиче ские и вульгарно-деспотиче ские истины: они за власть догм, за искажение и даль нейшую мистификацию ок тябрьских событий-симво лов... Однако без ревизии этого социализма не обой тись, новые закрытые мате риалы позволяют нам рас крыть тайны Октября. Эти документы позволяют счи тать. что октябрьская «ре волюция» — это переворот, контрреволюция, бунт про тив естественно историче ского движения, против выс шей формы товарного про изводства. Вот октябрьские факты. Решение о восстании приня то большевистским ЦК. а не Советами. Дальше пу шечная стрельба по Зимне му дворцу, где заседало во все не царское правительст во; штурм дворца, арест ча сти правительства. Эти дей ствия подталкивали решения I I съезда Советов в пользу большевиков, ускоряли при ближение . «'социализма». Правительство. налганное В. И. Лениным «Временным рабоче-крестьянски.м ». нало жит запрет на свободу сло ва. печати, собраний, закро ет частные банки. отменит забастовки, издаст декрет о государственно!’! монополии на объявления, распустит 11етроградскую Думу, подо рвет авторитет Викжеля, при зовет к созданию револю ционных судов... После дек рета об аресте руководите лей партии конституционных демократов, которых объ явили врагами народа, будут убиты депутаты Учреди тельного собрания, члены этой партии Кокошкии Ф. Ф. и Шин гарев А. И. Начнется травля священнослужителей. 5 января 1918 года по при казу соцправптельства рас- * стреляют демонстрацию в защиту Учредительного со брания. Летом уничтожат царскую семыо. В 1918 году В. И. Ленин призывал руководителей Пензы «...провести беспо щадный массовый террор против кулаков, попов и бе логвардейцев; сомнительных запереть в концентрационный лагерь вне города...» (т. 36 , с. 448 ) . Неужели это действия ра ди благостных идей социа лизма? Вспомним, что лю бовь к социалистическим ценностям заставила лишить буржуазию — семьи, детей — классового пайка, обре кая их на вымирание. ПАРТИЯ — ЧЕЙ р у л е в о й ? п ОСЛЕ ЗАХВАТА вла сти встал вопрос; что делать с Учредительным со бранием? Решили разогнать. 3 января В ЦИК принял по становление; попытка Учре дительного собрания при своить себе функции госу дарственной власти будет по давляться вооруженной си лой. Большевики прекрасно понимали, что отказ от вла сти Советов в пользу этого собрания стал бы крахом их планов, диктатуры партии. А в программе РСДРП, при нятой на II съезде, было за явлено, что осуществление социальных преобразований достижимо лишь путем со зыва Учредительного со брания, свободно избранного всем народом. Во время формирования Предпарламента Ленин гово рил, что парламентская бур жуазная республика стесня ет. душит самостоятельную политическую жизнь масс. ШИШ Ш Ш ш Ш Ж '"* их непосредственное участие в демократическом строи тельстве государственной ма шины (т. 24 , с. 48 ) . По его мнению, парламентская рес публика сохраняет и увеко вечивает монархические ору дия угнетения масс: поли цию. "армию, привилегирован ное чиновничество; а Сове ты разбивают эти орудия и создают новые, способствую щие экономическому осво бождению трудящихся и дви жению к социализму. Со веты — новый тип государ ства — нужны не для трак товки законов, не для парла ментских речей, но для то го, чтобы сбросить иго эксп луатации и осуществить сво боды; Советы выше парла мента, выше референдума, они — нечто великое. Фак тически Советы «передали •> власть партии. Октябрь по ложил начало строительству специфического «партийно го миропорядка». Усовер шенствованные партией мо нархические орудия (ЧК, ар мия, Советы, неограниченная власть партийного аппарата и его Генсеков) препятство вали экономическому рас крепощению народа, осуще ствлению свободы печати... Партийное сословие сделало все. чтобы про раскрепоще ние н свободу печати было забыто надолго. Властвование II. Сталина расширило и упрочило пар тийно-государственную «опе ку» над трудящимся наро дом, Советами. Государст венные органы служили ин тересам партии. Из слуги, «локомотива» общества ком партия превратилась в его господина, идеалы которого защищали неомоиархнче- ские орудия власти. ВЕСЬ МИР РАЗРУШИМ. А ЗАТЕМ?.. Б ЫЛ ЛИ ВЫ БО Р в Ок тябре? Из трех дикта тур; военной (Корнилов), буржуазно - социалистиче ской (Керенский), пролстар- ско-революционной (Ленин) победила последняя. Незре лые планы легли в основу этой безбрежной диктатуры. «Наказ» А. Деникина позво ляет мне сказать, что воен ная или буржуазная диктату ра не пошли бы на много миллионные жертвы, хотя бы и во имя «белой идеи». При этих диктатурах не стали бы изгонять капиталистов, не проводили бы национала зацию банковского хозяйст ва, не объявляли бы войну религиям, не травили бы ин теллигенцию, не национали зировали бы частную собст венность, не состоялось бы и раскрестьянивание. По Л. Троцкому. Россия вернулась бы в лоно капиталистических государств. Эти диктатуры решились бы только па рас праву с представителями большевистской партии как революционной, антиконсти туционно настроенной. Часть ее вскоре обнаружилась бы в Германии, чтобы вновь вернуться к планам уничто жения капитализма. Так- по беда над российской партий но-пролетарской диктаI урон привела бы к победе социа лизма... в Германии. В «Завещании.» Ленин пи сал, что предпосылкой ци вилизованного движения к социализму является изгна ние российских помещиков и капиталистов. Он не об молвился об изгнании интел лигенции — цвета, достоя ния национального генофон да. о войне с религиями, о политическом терроре про тив некоммунистических пар тий. Все это. взятое па воо ружение кликой «святого Иосифа», ведет и вело не к социализму, а от социализ ма. К экономической, нрав ственной и духовной ннще- ’ те. к сталинщине — крайней форме озверелого монархизм ма, ГУЛАГам, застойным временам. Когда слышу, что конц лагеря, расстрел царской семьи, разрушение храмов, национализация частной соб ственности и банков и про чее, прочее — это «ошиб ки». «извращения», «переги бы», то вижу живучесть ре лигии в сознании определен ных общественных групп. Неужели большевики не по нимали, для чего преследо вали конституционных демо кратов. издавали декрет о печати? Неужели это — «ошибочная политика»? Ис ключено! Это политика со знательная и принципиаль ная. необходимая для удер жания власти и нагнетания страха. Кто-то . хочет оправ дать войну с интеллигенци ей, религиями, экономиста ми, генетиками. А ее развя зали архиреволюционеры ти па Щигалева — пропаганди ста всеобщего разрушения и насилия. После Февральской рево люции Чрезвычайная следст венная комиссия обнаружи ла в личных бумагах Нико лая 11 своеобразный план. Он предусматривал разгон Думы, Учредительного coj бранил, запрет деятельности партий, отмену свободы сло ва. печати, введение военно го положения в столице, во- еиио-иолевые суды. Что ж, исполнилось «завещание» русского царя. В этом цар ском плане были слова о благе «неограниченного са модержавного правления», о «мерзостях конституционно го правления» (см. «Вопро сы истории», Хч 10, 1990 г.). ПАРТИЙНОЕ САМОДЕРЖАВИЕ В ЫСТУПАЯ ПРОТИВ парламентской рес публики, против «ига капи тализма >, против церкви, большевики возвращались к восстановлению старого, к политике царского самодер жавия. к неограниченному партийному самодержавию использовал 11 усовершен ст- вованиую госмашину для укрепления собственной вла сти. Эта «машина» была на правлена на подавление ра боче-крестьянских восстаний. А ведь в требованиях вос ставших — экономическая свобода, свобода торговли, прекращение однопартийного гнета. Почему большевики не пошли на передачу власти Советам, не приняли Закон о землепользовании и земле владении? Для чего громили банки, если они работают хорошо в условиях рыноч ной экономики? Все это и многое другое — для укреп ления власти партии «аван гардного типа» — партии «соцпорядка», то есть для собственного выживания. От сюда и политика деэкопоми- зации. дехрпстианнзацни, расказачивания, раскресть янивания. Только в услови ях тирании при отрицании права и парламентской рес публики можно было постро ить наш нынешний вульгар* но-деспотический социализм, в котором многое — от ни щеты философии. Штурм Зимнего, разгон «учредил ки», военный коммунизм... Эти действия — не резуль тат реализации общечелове ческих принципов, а продукт амбиций, прикрытых «клас совой» мантией. Эти дейст вия показывают, что у «же лезных мессий» не было ре альной экономической про граммы выхода из кризиса; отсутствовала и философия социалистического переуст ройства. Если бы она была, то они .не решились бы 5 ян варя 1918 года повторите «кровавое воскресенье» 1905 года (вспомним, кстати, Ви.тьнюс-91, и Тбилиси-90), запретить деятельность пар тии конституционных демо кратов, преследовать Пат риарха Тихона. Октябрьские вожди исповедовали идеоло гию «железной метлы». От нее один шаг до изгнания капиталистов, интеллиген ции с родного пепелища — предпосылок вульгарно-дес потического социализма. Прежде чем восхищаться Октябрем, историкам необхо димо найти ответы на не сколько простых вопросов. Вот одни из них: неужели принцип частной собственно сти к 1917 году перестал быть двигателем прогресса? Смогут ли идеалы Октяб ря, ленинизма, сталинизма устоять под ударами свобод ной критики? Будущее п ож жет! С. КУЗНЕЦОВ, член нартклуба, участник движения «Демократиче ская Россия». От редакции. Вынуждены сделать оговорку, при всем уважении к автору, что ре дакция не обязательно раз деляет мнения участников политических дискуссий на страницах газеты. Резонный вопрос: зачем же предостав лять трибуну оппонентам или тем. с кем не во всем согласен? Тут мы напомним и подчеркнем: наша трибуна, тем более дискуссионная, открыта для исповедующих различные идеологические позиции. Особенно актуаль ны подобные споры сейчас, когда мы решаем судьбу страны, социализма. Союза республик, своего будущего. Мы выбираем путь — и тут без спора не обойтись. Дис- куссия продолжается. 12 апреля 191 года РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz