Рыбный Мурман. 1991 г. Апрель.

Выживем? Не выживем? Училище брошено на произвол судьбы \ 'V - V ‘ • Необходимость перехода к регулируемой рыночной эко­ номике сегодня поднимают многие, правда, по-разному. Аргументы в пользу рынка серьезные. Вот только пути, подходы, методы и способы достижения поставленной це­ ли у наших руководителей, как союзного, так и респуб­ ликанского ранга, противоре­ чивы. амбициозны и зача­ стую не имеют логического завершения. Не буду пытать­ ся навязывать свою точку зрения, как разобраться в хитросплетениях рыночного лабиринта, думается, что на­ ши экономические и госу­ дарственные стратеги в кон­ це концов объединят свои усилия и покажут нам пра­ вильный путь. На сегодня пока единственное, с чем ^уюжно быть солидарным, это *то/ что путь к рыночной экономике очень сложен и трудоемок, требует от каж­ дого предприятия, организа­ ции. учреждения больших физических, моральных (психолor 11 ческих) усил ий, полной реализации своих по­ тенциальных возможностей. И, конечно же, успешное ре­ шение этой задачи во мно­ гом будет зависеть от подго­ товки кадров, их- экономиче­ ской грамотности, компетент­ ности и предприимчивости. Возникает вопрос: а есть1 ли кадры, которые знают, что такое рынок, маркетинг, ло­ гистика, финансовая система рыночного типа и другие со­ ставляющие рыночного меха­ низма. без которых рынок превращается в неуправляе­ мый хаос, базар? Осмелюсь сказать, что та­ ких кадров у нас пет по той простой причине, что для их подготовки не было необхо­ димых производственно-эко­ номических и социальных ус­ ловий, а по вопросам, кото­ рые продолжала ставить на­ учная практика капитализ­ ма, наша философия в луч­ шем случае принимала клас­ сическую позу умолчания, в худшем — поливала грязыо инакомыслящих. Известно, что игнорирова­ ние фактов не изменяет об­ стоятельств, а только усу­ губляет последствия. И се­ годня среднее специальное образование оказалось перед фактом выживания в усло­ виях грядущей экономики. А точнее сказать, брошено на произвол судьбы. Министерство своп задачи решает, как себя сохранить, п пытается навязать своп учебные комплексы, «Сев- рыба» не слезает с картоте­ ки и отмахивается от тебя как от назойливой мухи, .ме­ стные власти вообще не владеют ситуацией, если да- ^|е пытались вынести воп­ рос об упразднении коллед­ жа па рассмотрение сессии. Воюют между собой респуб­ ликанские и "союзные поста­ новления, что дает возмож­ ность должностным лицам трактовать их в выгодной для себя форме. Эти и мно­ гие другие факты поставили в сложнейшие условия си­ стему подготовки флотских кадров. Казалось бы, мор­ ской колледж, новый тип учебного заведения, пред­ усматривающий совершенно другой подход к подготовке специалистов, необходимых флотам Северного бассейна, должен был найти хорошую поддержку у их руководите­ лей. Однако, когда речь за­ ходит о финансировании или других вопросах материаль­ но-хозяйственного плана, без решения которых не подго­ товить спецналиста-эксплуа- тационника «рыночного» на­ правления, реакция, как пра­ вило, отрицательная. Про­ скальзывают иногда мысли о надобности двух похожих своими выпускалш морских учебных заведений. Да, двум прославленным море­ ходкам сегодня в том каче­ стве. как они есть, стало тес- rto на Кольской земле. Если попытаться отбросить в сто­ рону мотивы ведомственного, местнического плана, то ана­ лиз показывает: рыбная от­ расль держится па выпускни­ ках средних мореходных училищ. Именно техники со­ ставляют основную часть (7 0 %) комсостава промыс- ловых флотов отрасли, не­ смотря на то. что вузы вы­ пускают в 1 , 5— 2 раза боль­ ше морских специалистов, затрачивая на это в 2 — 2 ,5 раза больше средств, чем средние учебные заведения. Не надо быть большим про­ фессионалом в этом вопро­ се, чтобы попять: нарушив систему, промысловый флот остается без командных кад­ ров. Эта аксиома, по нашему мнению, должна стать золо­ тым правилом для тех, кто песет ответственность за под­ готовку кадров для плавсо­ става. Понимая это, Мурманское мореходное училище, теперь морской колледж, начал экс­ перимент по подготовке спе­ циалистов для промысловых флотов, отвечающих требо­ ваниям сегодняшнего и завт­ рашнего дня. Проделана ог­ ромная работа но изменению программы подготовки кур­ сантов с упором иа ее прак­ тическую сторону. С начала следующего учебного года будет осуще­ ствляться набор абитуриен­ тов па три независимые сту­ пени. Первая ступень — иа ба­ зе 9 классов, с получением диплома рядовой морской специальности, вторая сту­ пень — иа базе отслужив­ ших в армии и окончивших среднюю школу, с присвоени­ ем квалификации техника соответствующей специаль­ ности, и третья ступень — по направлению с флотских организаций, с вручением диплома .младшего инжене­ ра. Ошибочно рассматривать такого специалиста как не­ что среднее между инжене­ ром и техником в сегодняш­ нем понимании этих образо­ вательных категорий. Это принципиально новый спе­ циалист, при подготовке ко­ торого решающее значение приобретают все виды прак­ тических форм обучения, де­ ловые. ролевые и ситуацион­ ные игры, тренажерная под­ готовка, то есть все, что позволяет отрабатывать и проигрывать последователь­ но не только типовые и стан­ дартные ситуации, но и внештатные режимы. Такой подход позволит улучшить качество подготов­ ки будущего специалиста, а также более гибко подходить к формированию учебных групп, исходя из потребно­ сти кадров иа основе заклю­ ченных договоров с пред­ приятиями и организациями. Сегодня флотам трудно определиться, сколько и ка­ кие конкретно специалисты п.м понадобятся через 4 — 6 лет (таковы сроки обучения в ММУ и МВИМУ), * из-за неясной перспективы разви­ тия, т. е. они не могут спрог­ нозировать себе ситуацию хотя бы на один наш набор вперед, и приходится пока пользоваться старыми де­ довскими методами — один пишем, два в уме. А в слу­ чае ступенчатой подготовки самый большой цикл обуче­ ния на 2-й ступени соответ­ ствует 1,7 года, что позво­ лит управлять процессом подготовки флотских кадров. Что такое рыночные отно- вать дополнительные сред­ ства, которые можно напра­ вить на развитие базы, сти­ мулирование сотрудников, курсантов колледжа и дру­ гие цели. А сегодня пока приходит­ ся ходить с протянутой ру­ кой или накручивать диск телефона, выпрашивая нуж­ ную сумму из месяца в ме­ сяц. из квартала в квартал... Из-за финансовой нищеты не находим пока взаимопо­ нимания и по развитию учеб­ но-лабораторной базы п ор­ ганизации практики. Учеб- Чтобы не остаться без кадров шепни для производственной сферы — это более пли ме­ нее ясно. По вот когда в этот котел собираются бро­ сить еще и образование, а некоторые пытаются задать вопрос, выживем пли не вы­ живем мы в условиях рын­ ка, то первому уже прихо­ дится не удивляться (когда вся страна с такими подхо­ дами разваливается), а вто­ рым так и хочется сказать спасибо за их «беспокойст­ во». Никогда мы не выжи­ вем при таком подходе к среднему специальному об­ разованию. Пн в -одной стра­ не такого нет. чтобы обра­ зование зависело от промыс­ ловой обстановки. И все раз­ говоры о том, чтобы самим зарабатывать необходимые средства для развития кол­ леджа. — пустая трата вре­ мени. Мы не сможем зара­ ботать столько средств, сколько нам необходимо, во- первых. И во-вторых, преж­ де всего у нас должна голо­ ва болеть о качестве обра­ зования, о то.м, как подго­ товить специалиста, нужно­ го для флота, а не о том, как заработать средства па существование. Должен быть государст­ венный, централизованный источник финансирования. Другое дело — зарабаты- ный отряд «Севрыбхолод- флота», забыв о своем пря­ мом назначении, занимается решением коммерческих, производственных вопросов — перевозит свои экипажи для смены других, стоящих в иностранных портах, в ре­ зультате наши курсанты не могут набрать плаватсльско- го ценза и идут после окон­ чания колледжа работать на рядовые должности, доби­ рая установленный ценз. Нам сегодня уже и этого ма­ ло. Нужно свое рыбодобы­ вающее судно, па котором бы мы могли организовать надлежащим образом прак­ тику курсантов. А руковод­ ство АРП «Севрыба» не мо­ жет решить, кто будет нести затраты. А кто-нибудь когда- нибудь подсчитал, сколько мы потеряли из-за оторван­ ных тралов, недоловлеиной рыбы, аварий, по причине недостаточной практической подготовленности специали­ стов? Нет. конечно. Да и зачем? За прямые затраты есть кому отвечать, а за эти, косвенные, — ответст­ венных нет. Море все спи­ шет, хотя эти потери иа по­ рядок выше. Во все времена, при лю­ бой власти, любых производ­ ственных отношениях кадры решали все. От их подготов­ ки зависит конечный резуль­ тат, который мы хотим по­ лучить. Наиболее эффектив­ ный путь будет тогда, когда система подготовки и пере­ подготовки кадров будет иметь государственный ста­ тус в виде государственной программы с вытекающими гарантиями перспективного развития всего образования. Для того чтобы учить других, в том числе и как работать в условиях рыноч­ ной экономики, нужно преж­ де всего фундаментально подготовить самих препода­ вателей. А для этого также необходима гибкая государ­ ственная система непрерыв­ ного образования. Главкад­ ры Минрыбхоза все это ви­ дят. по далеко не всегда оп­ ределяют свою позицию по объективным критериям. Это негативно сказывается на деле. поэтому многие проблемы и не находят ре­ шения. В заключение несколько предложений, реализация ко­ торых заинтересованными от­ делами министерства и <Сев- рыбы > послужила бы улуч­ шению функционирования системы отраслевого профес­ сионального -морского обра­ зования. 1. Решить вопрос с цент­ рализованным финансирова­ нием с учетом повышения цен. 2 . Принять действенные меры по созданию базы про­ изводственной и учебной практики. 3. Оказать финансовую помощь в развитии учебно­ лабораторной базы коллед­ жа. 4 . Обеспечить морской колледж тренажерными комплексами и иерсональны- им компьютерами современ­ ного уровня. 5. Организовать обучение преподавателей, особенно экономистов и управленцев, при работе в условиях рын­ ка и на переходном этапе. Хочется надеяться, что в дальнейшем будет меньше вопросов, выживем или не выживем в рыночных усло­ виях, а будет больше пози­ тивной помощи как от мест­ ных властей, руководства «Севрыбы» и флотов, так и Министерства рыбного х о ­ зяйства в решении указан­ ных проблем и достижения поставленных целей: подго­ товить нужных флотам спе­ циалистов, а для города — решить социальную пробле­ му молодежи. Юрий КОНСТАНТИНОВ, начальник Мурманского морского колледжа нм. И. И. Месяцева. Будущие радисты. Фото в. КОРЕЦКОГО . РЫБНЫЙ 12 апреля 191 года %

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz