Рыбный Мурман. 1991 г. Апрель.
Выживем? Не выживем? Училище брошено на произвол судьбы \ 'V - V ‘ • Необходимость перехода к регулируемой рыночной эко номике сегодня поднимают многие, правда, по-разному. Аргументы в пользу рынка серьезные. Вот только пути, подходы, методы и способы достижения поставленной це ли у наших руководителей, как союзного, так и респуб ликанского ранга, противоре чивы. амбициозны и зача стую не имеют логического завершения. Не буду пытать ся навязывать свою точку зрения, как разобраться в хитросплетениях рыночного лабиринта, думается, что на ши экономические и госу дарственные стратеги в кон це концов объединят свои усилия и покажут нам пра вильный путь. На сегодня пока единственное, с чем ^уюжно быть солидарным, это *то/ что путь к рыночной экономике очень сложен и трудоемок, требует от каж дого предприятия, организа ции. учреждения больших физических, моральных (психолor 11 ческих) усил ий, полной реализации своих по тенциальных возможностей. И, конечно же, успешное ре шение этой задачи во мно гом будет зависеть от подго товки кадров, их- экономиче ской грамотности, компетент ности и предприимчивости. Возникает вопрос: а есть1 ли кадры, которые знают, что такое рынок, маркетинг, ло гистика, финансовая система рыночного типа и другие со ставляющие рыночного меха низма. без которых рынок превращается в неуправляе мый хаос, базар? Осмелюсь сказать, что та ких кадров у нас пет по той простой причине, что для их подготовки не было необхо димых производственно-эко номических и социальных ус ловий, а по вопросам, кото рые продолжала ставить на учная практика капитализ ма, наша философия в луч шем случае принимала клас сическую позу умолчания, в худшем — поливала грязыо инакомыслящих. Известно, что игнорирова ние фактов не изменяет об стоятельств, а только усу губляет последствия. И се годня среднее специальное образование оказалось перед фактом выживания в усло виях грядущей экономики. А точнее сказать, брошено на произвол судьбы. Министерство своп задачи решает, как себя сохранить, п пытается навязать своп учебные комплексы, «Сев- рыба» не слезает с картоте ки и отмахивается от тебя как от назойливой мухи, .ме стные власти вообще не владеют ситуацией, если да- ^|е пытались вынести воп рос об упразднении коллед жа па рассмотрение сессии. Воюют между собой респуб ликанские и "союзные поста новления, что дает возмож ность должностным лицам трактовать их в выгодной для себя форме. Эти и мно гие другие факты поставили в сложнейшие условия си стему подготовки флотских кадров. Казалось бы, мор ской колледж, новый тип учебного заведения, пред усматривающий совершенно другой подход к подготовке специалистов, необходимых флотам Северного бассейна, должен был найти хорошую поддержку у их руководите лей. Однако, когда речь за ходит о финансировании или других вопросах материаль но-хозяйственного плана, без решения которых не подго товить спецналиста-эксплуа- тационника «рыночного» на правления, реакция, как пра вило, отрицательная. Про скальзывают иногда мысли о надобности двух похожих своими выпускалш морских учебных заведений. Да, двум прославленным море ходкам сегодня в том каче стве. как они есть, стало тес- rto на Кольской земле. Если попытаться отбросить в сто рону мотивы ведомственного, местнического плана, то ана лиз показывает: рыбная от расль держится па выпускни ках средних мореходных училищ. Именно техники со ставляют основную часть (7 0 %) комсостава промыс- ловых флотов отрасли, не смотря на то. что вузы вы пускают в 1 , 5— 2 раза боль ше морских специалистов, затрачивая на это в 2 — 2 ,5 раза больше средств, чем средние учебные заведения. Не надо быть большим про фессионалом в этом вопро се, чтобы попять: нарушив систему, промысловый флот остается без командных кад ров. Эта аксиома, по нашему мнению, должна стать золо тым правилом для тех, кто песет ответственность за под готовку кадров для плавсо става. Понимая это, Мурманское мореходное училище, теперь морской колледж, начал экс перимент по подготовке спе циалистов для промысловых флотов, отвечающих требо ваниям сегодняшнего и завт рашнего дня. Проделана ог ромная работа но изменению программы подготовки кур сантов с упором иа ее прак тическую сторону. С начала следующего учебного года будет осуще ствляться набор абитуриен тов па три независимые сту пени. Первая ступень — иа ба зе 9 классов, с получением диплома рядовой морской специальности, вторая сту пень — иа базе отслужив ших в армии и окончивших среднюю школу, с присвоени ем квалификации техника соответствующей специаль ности, и третья ступень — по направлению с флотских организаций, с вручением диплома .младшего инжене ра. Ошибочно рассматривать такого специалиста как не что среднее между инжене ром и техником в сегодняш нем понимании этих образо вательных категорий. Это принципиально новый спе циалист, при подготовке ко торого решающее значение приобретают все виды прак тических форм обучения, де ловые. ролевые и ситуацион ные игры, тренажерная под готовка, то есть все, что позволяет отрабатывать и проигрывать последователь но не только типовые и стан дартные ситуации, но и внештатные режимы. Такой подход позволит улучшить качество подготов ки будущего специалиста, а также более гибко подходить к формированию учебных групп, исходя из потребно сти кадров иа основе заклю ченных договоров с пред приятиями и организациями. Сегодня флотам трудно определиться, сколько и ка кие конкретно специалисты п.м понадобятся через 4 — 6 лет (таковы сроки обучения в ММУ и МВИМУ), * из-за неясной перспективы разви тия, т. е. они не могут спрог нозировать себе ситуацию хотя бы на один наш набор вперед, и приходится пока пользоваться старыми де довскими методами — один пишем, два в уме. А в слу чае ступенчатой подготовки самый большой цикл обуче ния на 2-й ступени соответ ствует 1,7 года, что позво лит управлять процессом подготовки флотских кадров. Что такое рыночные отно- вать дополнительные сред ства, которые можно напра вить на развитие базы, сти мулирование сотрудников, курсантов колледжа и дру гие цели. А сегодня пока приходит ся ходить с протянутой ру кой или накручивать диск телефона, выпрашивая нуж ную сумму из месяца в ме сяц. из квартала в квартал... Из-за финансовой нищеты не находим пока взаимопо нимания и по развитию учеб но-лабораторной базы п ор ганизации практики. Учеб- Чтобы не остаться без кадров шепни для производственной сферы — это более пли ме нее ясно. По вот когда в этот котел собираются бро сить еще и образование, а некоторые пытаются задать вопрос, выживем пли не вы живем мы в условиях рын ка, то первому уже прихо дится не удивляться (когда вся страна с такими подхо дами разваливается), а вто рым так и хочется сказать спасибо за их «беспокойст во». Никогда мы не выжи вем при таком подходе к среднему специальному об разованию. Пн в -одной стра не такого нет. чтобы обра зование зависело от промыс ловой обстановки. И все раз говоры о том, чтобы самим зарабатывать необходимые средства для развития кол леджа. — пустая трата вре мени. Мы не сможем зара ботать столько средств, сколько нам необходимо, во- первых. И во-вторых, преж де всего у нас должна голо ва болеть о качестве обра зования, о то.м, как подго товить специалиста, нужно го для флота, а не о том, как заработать средства па существование. Должен быть государст венный, централизованный источник финансирования. Другое дело — зарабаты- ный отряд «Севрыбхолод- флота», забыв о своем пря мом назначении, занимается решением коммерческих, производственных вопросов — перевозит свои экипажи для смены других, стоящих в иностранных портах, в ре зультате наши курсанты не могут набрать плаватсльско- го ценза и идут после окон чания колледжа работать на рядовые должности, доби рая установленный ценз. Нам сегодня уже и этого ма ло. Нужно свое рыбодобы вающее судно, па котором бы мы могли организовать надлежащим образом прак тику курсантов. А руковод ство АРП «Севрыба» не мо жет решить, кто будет нести затраты. А кто-нибудь когда- нибудь подсчитал, сколько мы потеряли из-за оторван ных тралов, недоловлеиной рыбы, аварий, по причине недостаточной практической подготовленности специали стов? Нет. конечно. Да и зачем? За прямые затраты есть кому отвечать, а за эти, косвенные, — ответст венных нет. Море все спи шет, хотя эти потери иа по рядок выше. Во все времена, при лю бой власти, любых производ ственных отношениях кадры решали все. От их подготов ки зависит конечный резуль тат, который мы хотим по лучить. Наиболее эффектив ный путь будет тогда, когда система подготовки и пере подготовки кадров будет иметь государственный ста тус в виде государственной программы с вытекающими гарантиями перспективного развития всего образования. Для того чтобы учить других, в том числе и как работать в условиях рыноч ной экономики, нужно преж де всего фундаментально подготовить самих препода вателей. А для этого также необходима гибкая государ ственная система непрерыв ного образования. Главкад ры Минрыбхоза все это ви дят. по далеко не всегда оп ределяют свою позицию по объективным критериям. Это негативно сказывается на деле. поэтому многие проблемы и не находят ре шения. В заключение несколько предложений, реализация ко торых заинтересованными от делами министерства и <Сев- рыбы > послужила бы улуч шению функционирования системы отраслевого профес сионального -морского обра зования. 1. Решить вопрос с цент рализованным финансирова нием с учетом повышения цен. 2 . Принять действенные меры по созданию базы про изводственной и учебной практики. 3. Оказать финансовую помощь в развитии учебно лабораторной базы коллед жа. 4 . Обеспечить морской колледж тренажерными комплексами и иерсональны- им компьютерами современ ного уровня. 5. Организовать обучение преподавателей, особенно экономистов и управленцев, при работе в условиях рын ка и на переходном этапе. Хочется надеяться, что в дальнейшем будет меньше вопросов, выживем или не выживем в рыночных усло виях, а будет больше пози тивной помощи как от мест ных властей, руководства «Севрыбы» и флотов, так и Министерства рыбного х о зяйства в решении указан ных проблем и достижения поставленных целей: подго товить нужных флотам спе циалистов, а для города — решить социальную пробле му молодежи. Юрий КОНСТАНТИНОВ, начальник Мурманского морского колледжа нм. И. И. Месяцева. Будущие радисты. Фото в. КОРЕЦКОГО . РЫБНЫЙ 12 апреля 191 года %
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz