Рыбный Мурман. 1991 г. Апрель.
Выживем? Не выживем? Мы рискуем потерять молодых ученых Пожалуй, наибольшие слож ности в связи с переходом на рыночные отношения появят ся у коллективов учебных за ведений, готовящих кадры для рыбной промышленности. Как в этих условиях Мурман ское высшее инженерное мор ское училище имени Ленин ского комсомола будет рабо тать! Об этом беседа нашего корреспондента с ректором МВИМУ Л. П. ГАЛЬЯНОВЫМ. — Александр Павлович, в нынешнее сложное время в полосе кризиса оказалась и высшая школа. Уверена, что главная задача для вас, как руководителя крупнейшего рыбацкого вуза, обеспечить его стабильную работу и в та кой непростой ситуации. — Ситуация, конечно, не из легких. Хотя 1 января этого года мы снова перешли на финансирование из госбю д жета , борьба м еж ду центром и республиками сильно влия ет на благополучие вузовско го коллектива. Каждый день ждеш ь , что денежные поступ ления прекратятся, в резуль тате нечем будет платить зар плату преподавателям и учеб- но-вспомогательному персо налу. А предприятия, которые сами испытывают финансовые трудности , сегодня не вклады вают средств в учебные заве дения. Наше училище не ста ло исключением , несмотря на то , что по сути дела оно яв ляется центром подготовки инженерных кадров и пере подготовки моряков на С еве ре. Опираясь на солидную ма териальную подпитку Мини стерства рыбного хозяйства ССС Р , которая в последние три года выражалась в сумме до двух с половиной миллио нов рублей , мы оснастили на ше училище гораздо лучше, чем смогли столичные вузы. Д л я того чтобы сохранить учебную базу на современ ном уровне, теперь самим приходится искать дополни тельные источники финанси рования. Принято решение об откры тии в МВИМУ малого пред приятия, которое буде т зани маться выпуском деликатес ной рыбной продукции . Про изводство кулинарных и коп ченых изделий будет осущ е ствляться специалистами и курсантами согласно новым техноло гиям , разработанным кафедрой технологии рыбных продуктов. Надеюсь, что эти деликатесы охотно будут по купать не только сотрудники училища, но и жители города . Д ум аю , что настало время нашим специалистам и курсан там взять в аренду два-три среднетоннажных промысло вых судна . Обеспечим их ра боту в промысловом режиме своими . силами и будем полу чать определенные средства для того , чтобы повышать уровень оснащения техниче ской базы подготовки специа листов. Сейчас пересматриваем на ши взаимоотношения с экспе- риментально-опытной базой • училища. Прежде она почти не давала прибыли , за .выпол нение заказов брала большие деньги , включая в стоимость работы даж е плату за амор тизацию оборудования, не смотря на то , что получила во временное пользование ос новные средства производст ва. Если сократим управленче ский аппарат базы , создадим там отдельные хозрасчетные участки , тр уд работников ста нет эфф ективнее , значит, по явится и прибыль, определен ный процент которой буде т направляться на улучшение условий труда преподавателей и курсантов. — Как вы соотносите поня тие «рыночная экономика» со спецификой вашего учебного заведения! — Главное сейчас в том , что предприятия рыбной от расли входят в систему ры ночных отношений, значит, из меняю тся и требования, предъявляемые к морским специалистам . Они уж е не нужны флотам в прежнем большом количестве. Поэтому два года назад мы резко уменьшили прием. Если рань ше принимали 550 человек на дневную форм у обучения, то теперь только 300. Последнее распределение показывает, что даж е потребности нашей области в кадрах, к сожале нию, удовлетворены не пол ностью : еще требую тся м еха ники в траловый фло т. Кроме того , осталось много незапол ненных вакансий по Дальнево сточному бассейну, где наших выпускников берут с большим желанием . Считаю , что к вопросам кадровой политики надо под ходить более обдуманно . По ложение, согласно которому комиссия направляет выпуск ника в какую-то организацию или город , подчас без его со гласия, не отвечает требова ниям жизни . Пусть специали стов будет больше, чем тре буется , — зато есть выбор. Представители предприятий должны приходить в вуз и отбирать тех, кто им больше подходит. В этом году так и сделали работники отдела кадров «Севрыбхолодфлота» , они пригласили курсантов су доводительского ф акульте та , владеющих английским язы ком, с хорошим знанием остальных дисциплин, положи тельными характеристиками и •заключили с будущими моря ками договор , предусматрива ющий совместную ответствен ность: курсанта — за качест во подготовки , предприятия — за гарантии на. будущ ее . Такой пример заслуживает внимания. Рыночная экономика долж на заставить производствен ников .не только выбирать спе циалистов ,. но и заказывать еысшему учебному заведению обучение по дополнительной программе для решения оп ределенной задачи предприя тия . Мы готовы идти на это, привлекая не только силы своего коллектива , но и при глашая преподавателей из других вузов страны , как это делае тся на нашем коммерче ском ф акуль те те . — Рыночная экономика не бывает без рынка рабочей силы. Может случиться такое, что и в вашем коллективе по явятся безработные! •— К сожалению , это воз можно . Например , наш вычис лительный центр перестал по лучать заказы извне, поэтому его хоздо говорная группа вы нуждена буде т уйти из учили ща, надо подыскивать ее со трудникам дру гое место ра боты . Такое может произойти и с другими подразделения ми. Поэтому мы станем зани маться перепрофилированием некоторых работников. Часть людей потребуется для малых предприятий . Кроме того , на вегии и Польши, специалисты из румынской высшей море ходки , из морско го вуза (О ль денбур г) Германии. С ними налажены контакты , теперь идет обмен информацией , воз можно, в ближайшее время будем обмениваться препода вателями и курсантами . К со жалению , здесь есть камень преткновения: далеко не каж дый лектор свободно владеет английским язы ком . А судя по тому , что нужных специа листов смогли отобрать пред ставители «Сезрыб холодфло - та» , наши курсанты неплохо перестраиваю тся. Я бы сказал , что половина судоводителей владеет иностранным языком хорошо , хотя, конечно, мы обязаны всем давать доста точную языковую подготовку. Причина? Нет среды практики, только УПС «Седов» . Впрочем, появился такой шанс. Министерство рыбного МВИМУ: курс на рынок баланс МВИМУ передается учебное парусное судно «С е дов». Понятно, что нужны спе циалисты для его обслужива ния, тем более что в парус ной практике заинтересованы и кадеты из морских учебных заведений других стран, гото вые платить за нее валюту. Безработными мо гут быть и выпускники . Но я думаю , что организация центра по исполь зованию кадров на хозрасчет ной основе в Минрыбхозе по зволит более рационально ис пользовать кадры молодых специалистов. Однако наде юсь, что у выпускника МВИМУ по крайней м ер е в ближайшие три года пробле мы с трудоустройством не бу де т. Почему? Потому что наше училище авторитетно . И Д аль ний Восток, и Южный бассейн охотно берут наших специа листов, хотя подобные учеб ные заведения есть и в Пет- ропавловске-Камчатском и в Новороссийске , во Владиво стоке и в Керчи. — Думается, чтобы повы сить «непотопляемость» на шего морского вуза в стихии рыночных отношений, вы и ваши коллеги стараетесь сде лать все, чтобы диплом МВИМУ был «конвертируе мым». — Сейчас создае тся комис сия при Комитете народного образования С С С Р , она буде т заниматься аккредитацией дип лома по каждому вузу, если , конечно, высшее учебное за ведение имеет соответствую щий статус . То есть специали стам , выезжающим на рабо т у за рубеж , буде т выдаваться диплом бакалавра или магист ра. С другой стороны , принима ем определенные меры , что бы войти в сотрудничество с морскими вузами Европы . В дни празднования 40-летия МВИМУ к нам приезжали на международный семинар по подготовке специалистов для флота представители Центра подготовки моряков для Скан динавии, морских вузов Нор хозяйства гарантировало , что буде т заключен контракт на практику наших специалистов в Норвегии, правда, пока в небольшом количестве : по три судоводи теля , механика, тех нолога. Но если эти парни хо рошо себя зарекомендую т, поле деятельности будет рас ширяться . Практика на чужих судах с интернациональными экипажами поможет приобре сти хорошие языковые навы ки. Не всегда можно в рамках учебного плана научить анг лийскому языку. Нужны ог ромное желание самих кур сантов и понимание того, что «без языка» получить хоро шую работу теперь у нас, а тем более за рубежом , не возможно . Д ля того чтобы диплом об окончании М урманского выс шего инженерного морского училища стал «конвертируе мым» , мы будем переходить на двухступенчатую подготов ку специалистов, с тем чтобы было соответствие наших учебных планов и планов, по которым работают сегодня вузы дру гих государств . На первой ступени приобретает ся диплом инженера, на вто рой — обучают конкретно ка питанов, старпомов или стар ших механиков. — А теперь, наверное, нуж но пояснить смысл трехсту пенчатого образования. •— Д л я того чтобы мы мо г ли готовить научных работни ков, творчески мыслящих лю дей , работающих на перспек тиву и имеющих хорошую гу манитарную подготовку, два года назад было принято ре шение о создании морского технического лицея. Все-таки ребята , которые приходят к нам на первый курс , имеют очень низкий уровень культуры . Потеряли , а может, не имели, интерес к отраслям знаний, форм ир у ющим интеллигентного чело века. А когда мы ввели такой курс обучения, как история мировой культуры , интерес к общечеловеческим ценностям у слушателей стал проявлять ся. Наша задача сегодня — часть такой гуманитарной серьезной подготовки перене сти в морской лицей . Он бу дет готовить специалистов не только для нашего училища — право лицеиста после оконча ния учебы уйти в любой вуз или учебное заведение др у го го профиля. МВИМУ , как единственный технический вуз в Заполярье , имеющий большой научный потенциал, должен помочь народному образованию в ста новлении тако го центра с бо лее глубокой подготовкой по математике , механике , физи ке , гуманитарным дисципли нам, а следовательно , повли ять на становление творческо го, культурного специалиста. — Будут ли ра зви ва ться международные связи вашего высшего учебного заведения! — Будут. У нас хорошие контакты с морским универ ситетом Ольденбур га , есть об щий интерес к исследованиям по спутниковой навигации, д у маю , б уде т плодотворным со трудничество с Норвежским и Финским университетами . У нас даж е побывали адвокаты одной американской фирмы , они хотят быть посредниками м еж д у рыбаками Западного побережья СШ А и нашим учи лищем в части подготовки специалистов по новым те х нологиям обработки сырца в море . Должны реализовать эти планы в ближайшем б у д у щем . — И еще один непростой вопрос нужно затронуть в на шей беседе — о повышении актуальности научных иссле дований высшей мореходки . — Сейчас сложность в том , что большая часть научных исследований оплачивается госбю дж ета . Учитывая слож ное финансовое положение страны , большинство вузов значительно уменьшили объ ем хоздоговорных работ на- учно-исследовательского ха рактера , и мы в том числе. Но все ж е сумели на миллион рублей заключить хо зяй ст венные договоры с промыш ленностью на научные иссле дования. В основном это ка сается повышения надежности судовых энергетических уста новок, новых технологий об работки рыбы , различных эко номических проблем . Одна из главных задач о те чественной промышленности — переход к выпуску рыбной продукции по м еж дународ ным стандартам . Поэтому в первом квартале будущ его го да планируем , провести в училище семинар с итальян цами под эгидой Ф А У . Наде емся на участие в этом семи наре представителей рыбо комбината и дру гих предприя тий . Польза от изучения тре бований международных стан дартов на рыбную продукцию очевидна. Несмотря на меры , которые предпринимает училище для обновления своей материаль ной базы , острой остается про блема оплаты тр уд а профес- сорско - преподавательского состава. Из-за того , что зар плата «не поспевает» за ро стом цен и меньше , чем в промышленности , мы рискуем потерять наиболее талантли вых молодых ученых. Социальную справедли вость в оплате труда препода вателей , учебно-вспомогатель ного и обслуживающего пер сонала должно обеспечить правительство , так как высшие учебные заведения финанси рую тся из госбюджета Сою за . Но пока что реальное поло жение дел говорит об обрат ном. Вела б е сед у Жанна М И Х АЙ Л О В С К А Я . 12 апреля 191 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz