Рыбный Мурман. 1991 г. Апрель.

Выживем? Не выживем? Мы рискуем потерять молодых ученых Пожалуй, наибольшие слож­ ности в связи с переходом на рыночные отношения появят­ ся у коллективов учебных за­ ведений, готовящих кадры для рыбной промышленности. Как в этих условиях Мурман­ ское высшее инженерное мор­ ское училище имени Ленин­ ского комсомола будет рабо­ тать! Об этом беседа нашего корреспондента с ректором МВИМУ Л. П. ГАЛЬЯНОВЫМ. — Александр Павлович, в нынешнее сложное время в полосе кризиса оказалась и высшая школа. Уверена, что главная задача для вас, как руководителя крупнейшего рыбацкого вуза, обеспечить его стабильную работу и в та­ кой непростой ситуации. — Ситуация, конечно, не из легких. Хотя 1 января этого года мы снова перешли на финансирование из госбю д­ жета , борьба м еж ду центром и республиками сильно влия­ ет на благополучие вузовско­ го коллектива. Каждый день ждеш ь , что денежные поступ­ ления прекратятся, в резуль ­ тате нечем будет платить зар­ плату преподавателям и учеб- но-вспомогательному персо­ налу. А предприятия, которые сами испытывают финансовые трудности , сегодня не вклады­ вают средств в учебные заве­ дения. Наше училище не ста­ ло исключением , несмотря на то , что по сути дела оно яв­ ляется центром подготовки инженерных кадров и пере­ подготовки моряков на С еве ­ ре. Опираясь на солидную ма­ териальную подпитку Мини­ стерства рыбного хозяйства ССС Р , которая в последние три года выражалась в сумме до двух с половиной миллио­ нов рублей , мы оснастили на­ ше училище гораздо лучше, чем смогли столичные вузы. Д л я того чтобы сохранить учебную базу на современ­ ном уровне, теперь самим приходится искать дополни­ тельные источники финанси­ рования. Принято решение об откры­ тии в МВИМУ малого пред­ приятия, которое буде т зани­ маться выпуском деликатес­ ной рыбной продукции . Про­ изводство кулинарных и коп­ ченых изделий будет осущ е­ ствляться специалистами и курсантами согласно новым техноло гиям , разработанным кафедрой технологии рыбных продуктов. Надеюсь, что эти деликатесы охотно будут по­ купать не только сотрудники училища, но и жители города . Д ум аю , что настало время нашим специалистам и курсан­ там взять в аренду два-три среднетоннажных промысло­ вых судна . Обеспечим их ра­ боту в промысловом режиме своими . силами и будем полу­ чать определенные средства для того , чтобы повышать уровень оснащения техниче­ ской базы подготовки специа­ листов. Сейчас пересматриваем на­ ши взаимоотношения с экспе- риментально-опытной базой • училища. Прежде она почти не давала прибыли , за .выпол­ нение заказов брала большие деньги , включая в стоимость работы даж е плату за амор­ тизацию оборудования, не­ смотря на то , что получила во временное пользование ос­ новные средства производст­ ва. Если сократим управленче­ ский аппарат базы , создадим там отдельные хозрасчетные участки , тр уд работников ста­ нет эфф ективнее , значит, по­ явится и прибыль, определен­ ный процент которой буде т направляться на улучшение условий труда преподавателей и курсантов. — Как вы соотносите поня­ тие «рыночная экономика» со спецификой вашего учебного заведения! — Главное сейчас в том , что предприятия рыбной от­ расли входят в систему ры­ ночных отношений, значит, из­ меняю тся и требования, предъявляемые к морским специалистам . Они уж е не нужны флотам в прежнем большом количестве. Поэтому два года назад мы резко уменьшили прием. Если рань­ ше принимали 550 человек на дневную форм у обучения, то теперь только 300. Последнее распределение показывает, что даж е потребности нашей области в кадрах, к сожале­ нию, удовлетворены не пол­ ностью : еще требую тся м еха­ ники в траловый фло т. Кроме того , осталось много незапол­ ненных вакансий по Дальнево ­ сточному бассейну, где наших выпускников берут с большим желанием . Считаю , что к вопросам кадровой политики надо под­ ходить более обдуманно . По­ ложение, согласно которому комиссия направляет выпуск­ ника в какую-то организацию или город , подчас без его со­ гласия, не отвечает требова­ ниям жизни . Пусть специали­ стов будет больше, чем тре ­ буется , — зато есть выбор. Представители предприятий должны приходить в вуз и отбирать тех, кто им больше подходит. В этом году так и сделали работники отдела кадров «Севрыбхолодфлота» , они пригласили курсантов су­ доводительского ф акульте та , владеющих английским язы­ ком, с хорошим знанием остальных дисциплин, положи­ тельными характеристиками и •заключили с будущими моря­ ками договор , предусматрива­ ющий совместную ответствен­ ность: курсанта — за качест­ во подготовки , предприятия — за гарантии на. будущ ее . Такой пример заслуживает внимания. Рыночная экономика долж ­ на заставить производствен­ ников .не только выбирать спе­ циалистов ,. но и заказывать еысшему учебному заведению обучение по дополнительной программе для решения оп­ ределенной задачи предприя­ тия . Мы готовы идти на это, привлекая не только силы своего коллектива , но и при­ глашая преподавателей из других вузов страны , как это делае тся на нашем коммерче­ ском ф акуль те те . — Рыночная экономика не бывает без рынка рабочей силы. Может случиться такое, что и в вашем коллективе по­ явятся безработные! •— К сожалению , это воз­ можно . Например , наш вычис­ лительный центр перестал по­ лучать заказы извне, поэтому его хоздо говорная группа вы­ нуждена буде т уйти из учили­ ща, надо подыскивать ее со­ трудникам дру гое место ра­ боты . Такое может произойти и с другими подразделения­ ми. Поэтому мы станем зани­ маться перепрофилированием некоторых работников. Часть людей потребуется для малых предприятий . Кроме того , на вегии и Польши, специалисты из румынской высшей море­ ходки , из морско го вуза (О ль­ денбур г) Германии. С ними налажены контакты , теперь идет обмен информацией , воз­ можно, в ближайшее время будем обмениваться препода­ вателями и курсантами . К со­ жалению , здесь есть камень преткновения: далеко не каж ­ дый лектор свободно владеет английским язы ком . А судя по тому , что нужных специа­ листов смогли отобрать пред­ ставители «Сезрыб холодфло - та» , наши курсанты неплохо перестраиваю тся. Я бы сказал , что половина судоводителей владеет иностранным языком хорошо , хотя, конечно, мы обязаны всем давать доста­ точную языковую подготовку. Причина? Нет среды практики, только УПС «Седов» . Впрочем, появился такой шанс. Министерство рыбного МВИМУ: курс на рынок баланс МВИМУ передается учебное парусное судно «С е ­ дов». Понятно, что нужны спе­ циалисты для его обслужива­ ния, тем более что в парус­ ной практике заинтересованы и кадеты из морских учебных заведений других стран, гото­ вые платить за нее валюту. Безработными мо гут быть и выпускники . Но я думаю , что организация центра по исполь­ зованию кадров на хозрасчет­ ной основе в Минрыбхозе по­ зволит более рационально ис­ пользовать кадры молодых специалистов. Однако наде­ юсь, что у выпускника МВИМУ по крайней м ер е в ближайшие три года пробле­ мы с трудоустройством не бу­ де т. Почему? Потому что наше училище авторитетно . И Д аль ­ ний Восток, и Южный бассейн охотно берут наших специа­ листов, хотя подобные учеб­ ные заведения есть и в Пет- ропавловске-Камчатском и в Новороссийске , во Владиво­ стоке и в Керчи. — Думается, чтобы повы­ сить «непотопляемость» на­ шего морского вуза в стихии рыночных отношений, вы и ваши коллеги стараетесь сде­ лать все, чтобы диплом МВИМУ был «конвертируе­ мым». — Сейчас создае тся комис­ сия при Комитете народного образования С С С Р , она буде т заниматься аккредитацией дип­ лома по каждому вузу, если , конечно, высшее учебное за­ ведение имеет соответствую ­ щий статус . То есть специали­ стам , выезжающим на рабо­ т у за рубеж , буде т выдаваться диплом бакалавра или магист­ ра. С другой стороны , принима­ ем определенные меры , что­ бы войти в сотрудничество с морскими вузами Европы . В дни празднования 40-летия МВИМУ к нам приезжали на международный семинар по подготовке специалистов для флота представители Центра подготовки моряков для Скан­ динавии, морских вузов Нор­ хозяйства гарантировало , что буде т заключен контракт на практику наших специалистов в Норвегии, правда, пока в небольшом количестве : по три судоводи теля , механика, тех­ нолога. Но если эти парни хо­ рошо себя зарекомендую т, поле деятельности будет рас­ ширяться . Практика на чужих судах с интернациональными экипажами поможет приобре­ сти хорошие языковые навы­ ки. Не всегда можно в рамках учебного плана научить анг­ лийскому языку. Нужны ог­ ромное желание самих кур ­ сантов и понимание того, что «без языка» получить хоро­ шую работу теперь у нас, а тем более за рубежом , не­ возможно . Д ля того чтобы диплом об окончании М урманского выс­ шего инженерного морского училища стал «конвертируе­ мым» , мы будем переходить на двухступенчатую подготов­ ку специалистов, с тем чтобы было соответствие наших учебных планов и планов, по которым работают сегодня вузы дру гих государств . На первой ступени приобретает­ ся диплом инженера, на вто­ рой — обучают конкретно ка­ питанов, старпомов или стар­ ших механиков. — А теперь, наверное, нуж­ но пояснить смысл трехсту­ пенчатого образования. •— Д л я того чтобы мы мо г­ ли готовить научных работни­ ков, творчески мыслящих лю­ дей , работающих на перспек­ тиву и имеющих хорошую гу­ манитарную подготовку, два года назад было принято ре­ шение о создании морского технического лицея. Все-таки ребята , которые приходят к нам на первый курс , имеют очень низкий уровень культуры . Потеряли , а может, не имели, интерес к отраслям знаний, форм ир у ­ ющим интеллигентного чело­ века. А когда мы ввели такой курс обучения, как история мировой культуры , интерес к общечеловеческим ценностям у слушателей стал проявлять­ ся. Наша задача сегодня — часть такой гуманитарной серьезной подготовки перене­ сти в морской лицей . Он бу­ дет готовить специалистов не только для нашего училища — право лицеиста после оконча­ ния учебы уйти в любой вуз или учебное заведение др у го ­ го профиля. МВИМУ , как единственный технический вуз в Заполярье , имеющий большой научный потенциал, должен помочь народному образованию в ста­ новлении тако го центра с бо­ лее глубокой подготовкой по математике , механике , физи­ ке , гуманитарным дисципли­ нам, а следовательно , повли­ ять на становление творческо­ го, культурного специалиста. — Будут ли ра зви ва ться международные связи вашего высшего учебного заведения! — Будут. У нас хорошие контакты с морским универ­ ситетом Ольденбур га , есть об­ щий интерес к исследованиям по спутниковой навигации, д у ­ маю , б уде т плодотворным со­ трудничество с Норвежским и Финским университетами . У нас даж е побывали адвокаты одной американской фирмы , они хотят быть посредниками м еж д у рыбаками Западного побережья СШ А и нашим учи­ лищем в части подготовки специалистов по новым те х ­ нологиям обработки сырца в море . Должны реализовать эти планы в ближайшем б у д у ­ щем . — И еще один непростой вопрос нужно затронуть в на­ шей беседе — о повышении актуальности научных иссле­ дований высшей мореходки . — Сейчас сложность в том , что большая часть научных исследований оплачивается госбю дж ета . Учитывая слож ­ ное финансовое положение страны , большинство вузов значительно уменьшили объ­ ем хоздоговорных работ на- учно-исследовательского ха­ рактера , и мы в том числе. Но все ж е сумели на миллион рублей заключить хо зяй ст­ венные договоры с промыш­ ленностью на научные иссле­ дования. В основном это ка­ сается повышения надежности судовых энергетических уста ­ новок, новых технологий об­ работки рыбы , различных эко­ номических проблем . Одна из главных задач о те­ чественной промышленности — переход к выпуску рыбной продукции по м еж дународ ­ ным стандартам . Поэтому в первом квартале будущ его го­ да планируем , провести в училище семинар с итальян­ цами под эгидой Ф А У . Наде­ емся на участие в этом семи­ наре представителей рыбо­ комбината и дру гих предприя­ тий . Польза от изучения тре ­ бований международных стан­ дартов на рыбную продукцию очевидна. Несмотря на меры , которые предпринимает училище для обновления своей материаль­ ной базы , острой остается про­ блема оплаты тр уд а профес- сорско - преподавательского состава. Из-за того , что зар ­ плата «не поспевает» за ро­ стом цен и меньше , чем в промышленности , мы рискуем потерять наиболее талантли­ вых молодых ученых. Социальную справедли­ вость в оплате труда препода­ вателей , учебно-вспомогатель­ ного и обслуживающего пер­ сонала должно обеспечить правительство , так как высшие учебные заведения финанси­ рую тся из госбюджета Сою за . Но пока что реальное поло­ жение дел говорит об обрат­ ном. Вела б е сед у Жанна М И Х АЙ Л О В С К А Я . 12 апреля 191 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz