Рыбный Мурман. 1991 г. Апрель.
рыбный мурман =] ■о X > > та о г> <Г Ь 0 е та х* По городу бродит слух, будто бы в этом году в Пас ху нельзя ни красить, ни есть яички — мол, принесет беду, потому что праздник Светлого Христова Воскре сения совпал в один день, 7 апреля, с праздником Благо вещения Пресвятой Богоро дицы, что бывает крайне редко н, как гласит молва людская, является плохим предзнаменованием. Правда это или неправда? — И красьте , и кушайте , ни кого не слушайте! — в сотый раз увещевает кого-то по те леф ону служащая церковной канцелярии . Звонков очень много — ведь испокон веку и по сей день пасхальные яички красят в каждой семье . С чем же связаны слухи и так ли уж они случайны! На этот вопрос «Рыбному Мурма- ну» ответил настоятель Свято- Никольского храма отец Геор гий: — Непонятно, кому нужно распространять нелепицы, ко торые так вредят христианской традиции . Благовещение Пре святой Богородицы уже бы вало в Пасху — в 1914 году . И хотя то был действительно тяжелый год, начало войны, но это не значит, что нужно и ныне чего-то бояться и тем более нарушать обычай, пор тить себе торжество . Мы ждем и готовимся к встрече Кир Пасхи, то есть Великой Пасхи : не было бы Благове- беда над дьяволом , над миро вым злом и черными силами ада . Христос был распят и страдал во имя спасения всех людей от кары за грехи их, и умер , а через три дня воск рес, во славе своей поправ зло . Так было предречено первому человеку Адам у , ког- Беседа НАКАНУНЕ ПАСХИ щения — предупреждения ан гелом Марии о зачатии от Д у ха Святого , — не было бы и Пасхи. — Разъясните непосвящен ным, отец Георгий, что такое Пасха и откуда берет начало традиция раскаш ивать яички! — Пасха есть ветхозаветная и новозаветная. Ветхозаветная Пасха — это торжество иуде ев, они празднуют свое осво бождение из египетского раб ства. А новозаветная Пасха — это воскресение Христово, по да он впал so грех, и так и случилось. Когда Иисус воскрес, то враги его хотели скрыть от людей это великое чудо . Но дети бегали по улицам и кри чали: «Христос воскрес! Хри стос воскрес!» Тогда иудей ские жрецы стали давать им раскрашенные яички, чтобы отвлечь и чтобы занять рот едой . Но дети ели и все равно кричали: «Христос воскрес!» Вот такой древний обычай красить яички в Пасху. Гото вят также куличи, разные вкусные блюда — и молоч ные, и мясные , и рыбные. Ведь до Вербного воскресенья (31 марта) были 6 недель по ста — Страстная Седмица , ко г да скоромного христиане не едя т. В Вербное воскресение допускается к пище рыба. А в Пасху люди разговляю тся , позволено кушать обильно и без ограничений каждый день всю неделю — Светлую С е д мицу ; а после — исключая среду и пятницу. Настоятель мурманского храма ещ е раз призывает не верить досужим домыслам и быть во всем верными добро му обычаю. Те же, кто пыта ется злыми слухами навре дить церкви, зря стараю тся : Пасха — Великий праздник и не может быть умаляемой . О тец Георгий поздравляет чи тателей нашей газеты : — Посылаю божие благо словение на всех христиан, а также и не христиан, чтобы хорошо прожили этот год. Пусть Господь укрепит их сво ей благодатью. Беседовал С. АРХИПОВ. н О ПОМОРСКИЙ п о д в и ж н и к 600 ЛЕТ ПАМЯТИ ПРЕП. ЛАЗАРЯ МУРМАНСКОГО Преподобный Лазарь прибыл на Русь из Византии. Он — грек по национальности, постриженник Высокогорского монастыря в Константинополе. Его учителем на родине был епископ Кеса рийский Василий, который и направил преподобного на Русь. Это произошло в 1343 го д у . Преподобный Лазарь — знаток иконного писания — привез иконы и другие дары Греческой церкви в Новгород святителю Василию. В Велином Новгороде преп . Лазарь должен был сдела ть список с иконы Софии , Премудрости Божией , а та кж е собрать сведения о хр ам а х и оби телях города. Но св . Василий Новгородсний про сил преп . Л а заря о с та ть с я в Новгородских пределах и ж и ть в основанном владыкой м онастыре . Преподобный дал со гласие и пребывал в обители до самой кончины своего р усско го н а с тав ни ка , последовавшей в 1353 году . Оплакав своего в л а ды к у , преп. Ла зарь реш ил , что его по слуш ание в зем лях Великого Новгоро да окончено , и решил в ерн у ться на Родин у . Но в сонном виде нии ему яви л ся св . Василий Новгородский , повелевший идти на остров Муч, что на Онежском озере. А потом во сне же препо добный у слы ш а л та ко е ж указа,ние своего первого , гречесного , н а с та вни ка В а си л и я , та кж е к том у времени уже сконч авш е го ся . На Муч-острове (М урманском ) преп. Лазарь поставил крест, небольшую часовенку свою хижину-келью . Так было положе- но начало будущ ей обители — М урманскому Успенскому мо настырю . В это время новгородцы предпринимали новые по пытки обратить в Православие язычников-поморян, и основан ная преп. Лазарем обитель вскоре стала одним из форпостои христианства в Поморье. А пока же он терпел многие лишения и скорби , страдая от упрямства жадного владельца острова Муч новгородского посадника Ивана, не желавшего пускать пре подобного в свои владения, то от злобы чуди и лопарей , пре следовавших его и даже желавших его умертвить. Но Лазарь не оставлял своего послушания, и Благодать Божия споспеше ствовала ем у в трудах . На месте сожженной злобными язычни- ками-лопарями кельи преподобный обрел чудом уцелевшую икону Успения Пресвятой Богородицы , а затем увидел во сне «Жену светолепную», благословившую ангелов помогать сзято- му м уж у . Вскоре преподобный исцелил слепого ребенка — сы на старейшины лопарей, после чего наиболее упорстзующ /.о язычники оставили остров, а к преподобному стали приходить жители окрестностей с просьбой крестить их. О тец исцеленного ребенка принял иночество, а его братья приняли св. крещение. Преп. Лазарь сделался главой образовавшейся на острове Муч общины инокоз, состоявшей из принявших постриг местных жителей и их соотечественников преподобного — греков, при бывших из далекого Царьграда. Община устроилась, и по благословению епископа Новгород ского Моисея были поставлены, украшеьы утварью и затем освящены первые в Поморье православные храмы — монастыр ские церкви Успения, Воскрешения Лазаря и св. Иоанна П ред течи. ° Я <i> X П S . W и to X о» «.. .На пригорке мона с тырь — с в е т з л И от снега — свят» М. ЦВЕТАЕВА. Фото В. Александроэа* % ФОРМЫ Г Е Р А Л Ь Д И Ч Е С К И Х И КУЛ Ь ТО ВЫ Х К Р Е С Т О В
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz