Рыбный Мурман. 1990 г. Январь.
8 Г ражданин Неизбежно разочаровывает тот, кто уверяет, что на шел истину; но мы с надеждой идем за темн, кто ищет ее. Что еще добавить к словам мудреца, которыми от крываем новую рубрику «Гражданин»... Признаемся, иногда мы чересчур увлекаемся повсе дневной суетой, забывая о собственном достоинстве, призвании человека — понятии хоть и абстрактном, но о котором нельзя забывать. Полезно бывает остано виться, всмотреться со стороны в «жизни мышью бе готню», как образно выразился поэт, увидеть всю узость и тщету запутанных ее тропок, н убогость впе чатлений, и мелочность амбиций, и недобрую абсурд ность людских игр в правила и ритуалы... И устыдив шись себя самого, сменить бытовую рысцу на ровный ход. Подумать о насущном, а не утилитарном, о веч ном, а не на злобу дня. Не правда ли, каждому бывает интересно сопоста вить свои мысли с мнением другого человека. Особен но если он известен, уважаем и к его словам прислу шиваются. Хотелось бы, чтобы вашими собеседниками под новой рубрикой были именно такие люди. Мы вступаем в 1990 год. Каким он будет для каждо го и для всех вместе, зависит ли это от нас самих? По следнее десятилетие века, канун третьего тысячелетия. Не хочется вступать в пего с неутоленными тревогами, заботами, неуверенностью. Нам досталось противоре чивое время: политические страсти и ожидание лучших перемен, миротворчество и междоусобицы, эгоизм и жертвенность, победы и крушения — все переплелось. Но это и «время собирать камни», когда каждый че ловек, каждый поступок, каждая идея складываются в общую картину нашего настоящего и будущего. И че го в ней будет больше, созидательного или разруши тельного... Этими мыслями и началась наша беседа со священ ником Мурманской православной церкви отцом Нико димом. Почему именно с ним? Сейчас его имя у всех на слуху — как видно, после речи на благотворительном вечере общества «Мило сердие» в переполненном зале кинотеатра «Мурманск». Это его первое выступление перед светской публикой. Но, несмотря на волнение, отец Никоднм привлек к себе внимание глубокой культурой, кругозором, про ницательностью, вниманием ко всему, что происходит в стране и с людьми, горячим сочувствием тем, кто нуждается в понимании и добром слове. «Товарищи», «уважаемые присутствующие» — как привычна эта холодная, клишированная вежливость, обезличивающая нас. «Братья и сестры!» — забытый и потому неожи данный призыв священнослужителя проник тогда в самую душу... Т АК ЖИЗНЬ УСТРОЕНА, что все время у нас происходят некие ссоры, обиды — на рабо те ли, в транспорте, дома. Не оттого ли всю ду на лицах написана скорбь? И мы к ней привыкаем. Это плохой знак. Это значит, что людям живется одиноко, что мы разоб щены и расстроенного человека некому уте шить. Это значит, что каждому из нас недо стает чуткости от окружающих, любси и жа лости от близких. В ходу мысль, что жалость якобы унижает. Я совершенный противник этого кичливого утверждения. Жалость не может унижать, она — про явление человеколюбия, сострадательного сердца. Нужно чаще задумываться: кто мы и как живем, спо собны ли на лучшие движения души,не потеряли ли эту способность? Хорошо, что общество обратилось лицом к увечным, обделенным судьбой либо приро дой людям. Они теперь у нас на виду, мы заботимся о них. Но нужно помнить и о других несчастных, кото рых гораздо больше вокруг, которые незаметны, как прохожий на улице. Увидеть их, им помочь, их огра дить от беды либо утешить участливым словом, доб рым поступком — это потруднее, чем пожертвовать деньги в фонд, разовым благодеянием искупляя свой долг перед терпящими нужду соплеменниками. Сколь ко их, других, неприметных, ущемленных не физиче ски, но духовно? Терзающихся никак не решаемыми проблемами, живущих в убогих условиях, переживаю щих обиду или непонимание от близких? Они на каждом шагу. Человек нуждается а ежеминутном милосердии и жалости. Ведь милосердие — это не кампания, не ме роприятие и совсем не только материальное пожерт вование. Помирить ссорящихся — это тоже милосер дие. Уступить место в автобусе пожилому челозеку — и это милосердие. Не переносить на другого свое раздражение, а погасить его в себе — и это милосер дие. Не выставлять свои заботы и обиды — не по замкнутости, а по бережности к другим — это тоже милосердие, постоянное и неосознанное свойство ду ши человека. Увы, иногда забываемое им. Пробудить это великое чувство друг в друге — значит, изменить к лучшему и себя, и жизнь в целом. АЖДЫЙ ЛИ ЧЕЛОВЕК способен на сострада ние? Каждый ли может проявить в себе светлые чувства? Нет людей безнадежно ис порченных. В каждом лучшее заложено при родой. Но способен ощутить, пробудить в себе самые добрые качества не каждый. Нужна помощь со стороны окружающих. Нужно чаще напоминать человеку, что он лучше, чем сам себе представляется. Я знаю людей, которые, забыв себя, шли на преступление, бы ли потерянными для общества, сидели а заключении, но все же ступали на путь исправления, обретали перу в себя и уважение близких и в конце концов станови лись замечательными людьми. Человек, совершивший добро, радуется внутри себя, он сам получает от свое го благодеяния праздник, очищение. Об этом чаще нужно говорить, писать, напоминать. И не надо бояться, что это как-то опостылеет. Этому учат, это терпелизо воспитывают. И чем раньше — с детства, — тем естественнее о челозеке укореняется уважение к себе и к другим. Все начинается с детства: и дурное, и доброе. О современной школе говорят, что она сделала сво им фетишем учебный план, что дети и учителя пере гружены программой и им не до высоких помыслоз, а управиться бы с обязательными требованиями. Учи теля нынешние, как утверждают, уже «не те» — из-за елок леса не видят. Я встречался с мурманскими пре подавателями, беседовал с ними и понял, что ситуа ция в школе дзижется к лучшему. Забота о духовном взращении, воспитании в людях милосердия всех за хватила, мы увидели, наконец, как оно существенно. Думаю , учителя и сами начнут самообразовываться в осмыслении этого: на примерах ли настоящего, из прошлой ли истории, из библейской мудрости. Пресса и телевидение рассказывают, что в институтах студен ты-филологи начинают приобщаться к вечной книге — Библии, что с детьми на школьных уроках беседуют священнослужители, так же и в вузах лекции ведут .бо гословы, что появляются первые школы, где изучают закон божий. Религия выходит из опалы и освобожда ется от бессмысленных, несправедливых запретов. Все чаще стали люди — не только частные лица — обра щаться к церкви за поддержкой в благих обществен ных начинаниях: строительстве домов призрения, бла готворительных акциях. И дело не столько в деньгах, сколько в духовном перерождении людей, тянущихся сделать добрый поступок, избавиться от одиночества, от истомивших душу невзгод, причаститься к великой идее братства людского, осмыслить самое себя. НАШЕМ НАРОДЕ всегда была стойкая тяга к духовному единению, а разобщение всегда служило поводом для тревоги как показатель общественных недугов. До резолюции было широко развито движение милосердия: су ществовали братства всевозможные, массо вые общества сестер милосердия и медбрать ев, тысячами шедших в места смертельно опасных эпидемий спасать людей. При всех монастырях организовывались так называемые трапезы братчины, которые собирали не только и не обязатель но обездоленных и голодных, — приходили все ж е лающие и на равных собирались для общения, для ду ховных бесед за братским столом, за общей трапезой. На ярких примерах единения, ответственности друг за друга, на подвигах милосердия воспитывалось об щество — через прессу, школы, книги. Тогда умели на примере воспитывать, как мне кажется. Есть добрые дела и в нашей современной жизни. Не могут не быть. А мы, увы, чаще сталкиваемся с публичными внуше ниями, противными здравому смыслу. В обществе за метен подъем интереса ко всяким невероятным, не объяснимым чудесам, загадочным явлениям, спорным, путаным, на живую нитку скроенным «свидетельствам очевидцез». Люди ждут инопланетян, обш,аются с до мовыми, лечатся у экстрасенсов... Что ж, тяга к чуде сам и загадкам, любознательность — известные и ве ковечные свойства человеческой природы. Какие-то предположения со временем рушатся в прах, иные — приводят к открытиям. Но я не принимаю, не одобряю, когда кто-то спекулирует на этих чувствах, на доверчи вости людской и, развивая мрачные фантазии, запуги вает читателей то вселенской катастрофой, то прише ствием Христа и концом света, то агрессией внезем ной цизилизации. Не из добрых побуждений это дела ется и без видимого осознания последствий. ЕРКОВЬ ОПРЕДЕЛИЛА три сути в творении а Я человеческом: воля, разум и чувство. Воз- } I действие на любую из них — ощутимо для { 1 хрупкой и живой системы мировосприятия. Поток черных, пугающих слухов парализует 1 и волю, и разум. Убеждая во всеобщей гибе- „ Л ли и страшных катаклизмах о ближайшем бу дущем (а и такое можно встретить не толь ко в досужих толках, но и в газетах), сочи нители подобного обкрадывают людей, лишают опти мизма надежды на будущее, сковывают творческие силы, желание трудиться во благо общества и совер шенствования жизни. Ставят человека в безнадежное положение пассивного ожидания наихудших событий. Провоцируют разброд и разрушение нразстзенности: мол, живем одним днем, сегодня едим да пьем, а завтра умрем . Иные статьи походя пригвождают чело вечество к позорному столбу: мы, дескать, — неудаз- шийся эксперимент вселенной, поэтому обречены на гибель. Неумное, жестокое усердство. Раззе и без то ге мало нам гнетущих проблем? Положение в стране тяжелое по всем статьям. Об щество в растерянности. Одни уверяют, что глазная причина кризиса в том, что люди обнищали духовно, а с тем утратили уверенность в себе, доверие друг к другу. Другие считают, что людей сначала нужно на кормить, а уж потом думать о культуре, нравственно сти и высоких материях. Я думаю, и хлеб насущный, и духовная пища в рав ной мере нужны человеку. Сытый человек добродуш нее, это естественно для всякого живого существа. Но ведь мы в стране не так уж бедствуем, когда чело^ век до такой степени голоден, что бросался бы, бил кого-то, шел на преступление. Наше поколение никогда не переживало голодного мора. Поэтому, ду маю, духовное состояние общества для нас важнее всего прочего. Сейчас только и слышно разговоров, как улучшить социальную структуру, не изменить ли строй, какая политическая группировка хороша, а ка кая плоха... Не об этих бы вещах сейчас рассуждать. Важнее подумать о том, как изменить нравственность людей, усовершенствовать ее. Это тем более важно в экстремальной обстановке. Когда плохо в стране или в семье, что нужнее всего? Не о том думать, что по есть и что попить, а как налаживать отношения. Сей час, когда всем тяжело, так нужны доброта, участие, понимание. Как ни переустраивай дом, но если поме стить в него злодея, он злодеем и останется. Нужно помнить, что человек — создание не только плотское, но и духовное. Спорами, взаимными обвинениями, ху лой мир не изменишь. Сделать его гармоничнее м о ж но только единением, взаимопониманием. ТО НАС ЖДЕТ? Я — оптимист, не верю ни в ка кие предрекания гражданской войны, анар хии и прочих страшных бед. Верю, что най дем в себе силы справиться с ситуацией. Весь мир сочувствует нам — это так важно. Нам предлагают помощь. Из своих контактов с норзежцами, финнами вижу, как искренне, от всей души они пытаются нам помочь. Я думаю, что мы сменим спесь на бл а го р а зу *^ мие и примем протянутую руку помощи. Приветствую такие проязления дружбы , как летний Фестиваль мира в Мурманске или встреча участников движения Некст Стоп. В июле ожидается приезд груп пы молодых христиан из Норвегии. Радостно видеть, что молодежь объединяется. Это очень действенная сила, она придает смысл их жизни, вселяет веру в луч шее будущее, излечивает от нравственных недугов, собирает воедино одиноких и неприкаянных. Это пре красное, здоровое начало. Объединение противостоит разобщению, незерию в завтрашний день, одиночест ву и душевной пустоте, порождающим агрессивные склонности, озлобленность, преступность, создающим отвратительную атмосферу среди людей. Я без страха смотрю в будущее. Даже если предпо ложить, что произойдет в нашей жизни нечто трагиче ское, то и в этом случае без веры в конечную спра ведливость мира жить невозможно. Бызает, человек ждет света и благополучия от тех, кто наверху, кто руководит нашей жизнью . Библия же ве ками отучает от этой утопической привычки: «Царствие небесное — внутри нас». Мир и гармония не вне че ловека, а в нем самом, когда он делает добро, когда он — творец правды. Отец НИКОДИМ , священник Сзято-Никольского храма. с. Мурманск. Я 5 января РЫБНЫЙ МУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz