Рыбный Мурман. 1990 г. Январь.
Он был «краеугольным кам нем» группы «Битлз», величай шего в истории рок-м узы ки феномена. Когда она распа лась, блестящие и злые напад ки Джона Леннона на него слегка затуманили его образ. Тем не менее Пол Маккартни с завидным упорством продол жает свою музыкальную карь еру: сначала с группой «Уинге», а сегодня — в оди ночку. Он женат на фотографе Линде Истмен, имеет четырех детей — 24, 19, 17 и 11 лет (один ребенок — сын Линды, остальные — их общие дети). Сегодня Пол ведет спокойную и скромную жизнь в Англии и не хочет уезжать отсюда, не смотря на то, что британские налоги съедают 98 процентов его доходов. Мы находимся в графстве Суссекс, в двух часах езды от Лондона, где Маккартни вла деет прекрасным, но без по казной роскоши имением. 8 амбаре он создал маленькую, но современнейшую студию звукозаписи, где был записан его последний диск «Цветы в грязи», возможно , лучший аль бом за все время его сольной карьеры. «ЗВЕЗДЫ» У СЕБЯ ДОМА — Получается все лее лю бопытно, что Джон, который вас публично оскорбил и вел себя, как дурной мальчишка, превратился в глазах обще ственного мнения в хороше го парня, а вы, который все гда тактично молчал и вел себя достойно, будете счи таться плохим. — Но такова человечес кая природа. Людям нравят ся дурные мальчишки. Лю дям нравятся Стив Маккуин, Ли Марвин... Крутые «парни. Я никогда не был таким. Мне не нравятся драки, я никогда не был хорошим драчуном, поэтому я всегда старался избегать их. Если ты видишь фильм, в котором появляют ся два слона и один просто прогуливается и пасется, время от времени трубит, тру-у» то ты говоришь: «не симпатичный». Но если вры вается, как молния, другой слон, все давит, рушит дом — фильм хорош. На самом деле, если подумать, это на стораживает. Это довольно пугающая черта нашего об щества. Когда кто-нибудь со вершает одно из этих страш ных убийств, когда типы с ИСПОВЕДЬ МАККАРТНИ — Есть люди, которым не удается пережить бремя сла вы. Вам, похоже, удалось вынести все — и славу, и богатство, и разрыв с «Битлз». Вы выжили. — Да. думаю, что это правда. Постучим по дереву. Думаю, это правда. Среда, из которой я вышел, — рабо чая, это люди, наделенные сверхвыживаемостыо. Они всегда находят выход из лю бого положения и... это не просто, не скажу, что это просто: в моей жизни было много очень трудных момен тов. Сейчас, к счастью, это не так, но когда перестали существовать «Битлз», это был кошмар. Я чувствовал себя конченым, мог бы пре вратиться в бродягу, челове ческие отбросы. Жизнь поте ряла всякую цель... Конечно, если ты способен преодолеть это, ты выходишь окрепшим. Но такова жизнь. Жизнь — это сложная штука. — Первые годы, конечно, были ужасными. Вы остались один, поссорившись в 1971 году с тремя другими члена ми «Битлз». А тем временем Джон говорил о вас сквер ные вещи. И вы почти нико гда ему не отвечали. Поче му? — Действительно, не отве чал. Видишь ли, я знал, что люблю Джона. II все годы, когда мы писали вместе му зыку, были особыми годами. И ничто ие может изменить этого. Джон был силен в словах, на этой территории с ним было трудно бороться. Итак, я сказал себе: «Зачем в это ввязываться? Это ни чего не даст, и я не выиг раю...» Так я это дело оста вил. И сейчас я очень рад, что поступил так*, потому что мы не затеяли большой сва ры, и прежде чем он умер, мы смогли снова войти н дру жеские отношения. Джон был действительно хорошим чело веком, но очень крикливым. Потому мы и назвали его ли дером группы, что он кричал громче всех. автоматами врываются в за кусочную или школу, это вы зывает обожание. Продается больше газет. Однако меня это никогда не привлекало. Я был совсем иначе воспи тан... Когда с Джоном у нас возникали доверительные от ношения, я начинал откры вать в нем правду, которая ие имела ничего общего с его внешним обликом. У Джона под всем его обликом скрывалась нежная душа. Но он знал, что людям нравит ся свирепый слои. — В прошлом году вы за писали пластинку чистого рок-н-ролла «Снова в СССР», но вы ее выпустили только в Советском Союзе. В ин тервью американскому теле видению вы сказали, что не хотите распространять ее на Западе, чтобы избежать срав нения с Ленноном, поскольку это рок-н-ролл. Вы отдаете се бе отчет в том. что делаете? Сейчас 1989 год. а вы все еще в ловушке, подстроенной Джоном. — Да. Дело в том, что эта ловушка будет всегда. Но это меня не беспокоит. Это не так уж плохо. Я знаю, что вложил в Леннона, знаю свой вклад в группу «Битлз». И доволен тем, что сделал. По ка мы входили в «Битлз», нас обоих считали совершен но равными. А остальное сложилось уже после «Битлз», когда Джон и Иоко стали превращаться в... Ви дишь ли, если ты готов по явиться па обложке своего альбома совсем без одежды, то вызовешь сенсацию. Но я не расположен к этому, пото му что застенчив, просто не хочу этого делать. Нужно быть очень сильным, чтобы в этом мире музыки публично утверждать нормальные цен ности. Чтобы сказать: «Да, мне нравится любовь. И мне нравятся дети». Что? Гово рин», что тебе нравятся дети, в мафии рок-н-ролла? Или что тебе нравится семья? Фу! Пошел ты... Но мне нравит ся. Материалы дайджеста публикуются в сокращении. — Предпочитаете спокой ствие? — Да, я предпочитаю спо койствие. Но любопытно, ес ли рассматривать то, за что так бешено, как это было свойственно ему, боролся Джон, то я согласен с этим. Вопрос лишь в форме, он это делал так своеобразно, ло жась голым в кровать, что бы бороться за мир. Я напи сал песню, которая называ ется «Трубки мира», и он написал песню «Дай шанс миру». По существу, все мы хотели мира, включая того самого твердого пария. Если рассматривать принципы, которые он отстаивал, в них не было ничего плохого. Все это были хорошие, добрые цели. Знаю, что одним из на ибольших удовольствий для Джона было воспитывать сво его сына Шона. То есть быть просто папой, только Джон никогда бы не признался в этом публично, в этом вся разница. — А как насчет того, что вы консервативный человек? — Я не считаю себя кон сервативным и в действи тельности таким не являюсь. Я довольно сумасшедший че ловек и не мог бы входить в группу «Битлз», если бы не был достаточно сумасшед шим. Я такой, поверь мне. — У вас четверо уже до вольно взрослых детей. Труд но представить себе экс-бит- ла, ставшего важным отцом семейства. — С приходом славы воз никают проблемы. Поэтому я очень осторожен, воспиты ваю их как обыкновенных людей, чтобы они общались с нормальными сверстника ми. Чтобы у них были кор пи. как у всех. Мне говорят: «Ты сошел с ума! Почему ты их не отправишь в Итон?» Итон — это элитарная шко ла. Да потому, что они вер нулись бы оттуда, разговари вая, как зануды. Мне не пра вится этот тин людей и не хочу, чтобы мои дети были какими. Мы никогда не дер жали няню для детей. Я в восторге от малышей. Я сам из такой же семьи... Когда чувствуешь себя в безвыход ном положении, к тебе под ходит сын и говорит: «Папа, я тебя люблю». Это помога ет. Есть старый фильм, в ко тором Гэри Грант готов бро ситься с моста, к нему подхо дит сын и говорит: «Папа, я тебя люблю, пойдем домой». И у тебя слезы ручьем. — Вы плачете в кино? — Да-а... Раньше мне это мешало, я хотел быть настоя щим мужчиной и скрывал, что у меня текут слезы, но теперь это меня нимало не беспокоит. — Однажды ваша дочь Мэри вернулась из коллед жа и показала вам учебник. В нем говорилось о вас. Что вы почувствовали? — Это невероятно, да. Я вспомнил, как ходил в шко лу. читал учебники и видел там Уинстона Черчилля и других. И обычно думал: «Боже, это, должно быть, очень важные люди». И это так странно узнать однажды, что мы вошли в книгу исто рии. Да, считаю, что мы сде лали многое пашей музыкой и нашей позицией. Мы, груп па «Битлз», помогли разви тию социальных отношении. Больше всего волнует, если обернуться назад и увидеть все, что изменилось, и ска зать самому себе: «Мы име ли к этому какое-то отноше ние». А это много значит. Р. МОНТЕРО. <«Паис Семаналь» (Мадрид), ♦За рубежом» . ПОЧЕМ СОР ИЗ ИЗБЫ Сколько стоят семейные секреты? Неизвестно, как оценивают их другие знаменитости, что же касается Майкла Джексона, то он пред ложил своей тоже поющей, но с меньшим, понятно, успехом сестре Ла Тойе 12 миллионов долларов отступного с тем чтобы она отказа лась от публикации своей книги «Клан Джексонов» . Ответ строптивой младшей сестренки был однозначно категоричен: «Нет и еще раз нет!». Похоже, что дело не столько в характере сестрички, сколько в ее уверенности: издатели согласны заплатить дороже... «Советская культура». ШТРИХИ КРЕМАЬГЕЙТ Год 1960-й. Будущая супруга Чурбанова Галина Леонидовна Брежнева без лишнего шума рас стается со своим первым офици альным мужем — пятидесятилет ним Евгением Тимофеевичем Ми- лаевым, бывшим акробатом, лов ким гимнастом, удачливым клоу ном, с которым она познакоми лась во время кишиневских гаст ролей цирка шапито. В ту пору ее отец был в Кишиневе первым ли цом, возглавлял ЦК КП Молдавии. Кстати, Галина, в противополож ность Чурбанову, не только неко гда пренебрегла удобной ком сомольской карьерой, но даже, говорят, отказалась вступать в мо лодежный союз. Историк и на родный депутат СССР Рой Медве дев на страницах западногерман ского журнала «Шпигель» (№ 5, 1988 г.) рассказывал о том, как Ле онид Ильич приходил в комсо мольскую организацию вуза, где тогда училась его своенравная на следница, с унылой полупросьбой повлиять на капризунью . Д о п у скаю, что так оно и было, хотя сама Галина Леонидовна говори ла мне: «В Кишиневе я почти не жила, вышла замуж и уехала». * * * Помню, много лет назад деж ур ные бригады центральных газет получили «тассовку» о присуж дении звания Героя Социалисти ческого Труда некоторым деяте лям созцирка. Через пару часов по телетайпу пришел «отбой». А спустя еще некоторое время при шел новый список, дополненный фамилией «Милаев»... Предшест вовал этому большой скандал. ★ * * После публикации в «Неделе» статьи «Наследнички» (лею 1988 г.), в которой рассказыва лось о бриллиантовых аферах Га лины Леонидовны, она со смир ным вздохом прокомментировала: — На каждый роток не набро сишь платок. Конечно, думал я, после нерв ных постпубликационных разбо рок, Брежнева не пожелает бе седовать со мной даже по теле фону... Тем не менее жена Чур банова оказалась протокольно-лю безной дамой, невзирая на мою репортерскую настойчивость. Я напоминаю ей о групповом портрете: Брежневы-старшие с правнучкой Галей. — Когда вы его видели? Где? — настораживается, мгновенно трез вея, Галина Леонидовна. Объяс няю: в Прокуратуре Союза, на од ном из казенных снимков, сделан ных во время зимнего обыска на даче Чурбанова в Жуковке. Поду мав мгновение-другое, Брежнева несколько неохотно комментиру ет: — Это работа Салахова. Ему то же не позировали. Он потом, ка жется, смонтировал. Почему так думаю? У меня просто есть точно такая же фотография папы с ма мой, но без Галочки. Думаю , смонтировал. Точно не помню. Вообще папа с мамой никогда ни кому не позировали. — Напоми нает сна. С кем я беседую, забы вать, само собой, не должно. На дне любой ее улыбки это есть. Напоминание, мокрое, как метель. Помню. Не все складывалось в ее лич ной жизни славно, под стать карь ере ее высокого родителя. Ну вот, хотя бы рекордно короткое заму жество... У нее, как она мне ска зала, не осталось ни одной семен ной фотографии, где она — xoW бы на мышино-свинцовом глянце зафиксированного мгновения! — позирует рядом со вторым му жем, тогда еще не народным ар тистом цирка Игорем Кио. «Ну что ни говори, жениться по люб ви не может ни один, ни один ко роль», — пела Пугачева в 70-х. По словам Брежневой, их разве ли насильно: пришли, вырвали ли сток из паспорта и, извинившись, ушли. Все это, считает она, проис ки первого ее суженого: — Когда мы развелись с Мила- евым, я в тот же день расписа лась с Игорем, что, оказывается, не положено. Но понимаете, мы торопились: Игорь опаздывал а Сочи на гастроли. Мы в загсе асе объяснили, и нам пошли навстре чу (мог бы здесь пробросить па ру душевных комментариев о традиционной отзывчивости мяг ких чиновников, что, впрочем, не ново — Е. Д.), поставили штамп. Мы улетели в Сочи, жили там в цирковой гостинице. Там нас и, — Галина Леонидовна о п р е д е л е н о с трудом подбирает подходящее слово, потом как-то космически обреченно констатирует, — раз вели. Пришли, сказали: «Ваш брак недействителен». Кто? Ну-у... — Я задаю явно нелепые вопросы, но все-таки хочется знать ее вер сию, вполне, между прочим, ре зонной она оказалась: — Милиция, — четко и побед но, как Кио после успешного трю ка рассматривает первые ряды, произносит дочь бывшего Генсека и без всякой усмешки поясняет, чтобы, видимо, я не подробничал по поводу приезда спецгруппы из Москвы (так в свое время писали на Западе). — Местная милиция. Вот. Игорь очень переживал. Сей час он, наверное, прекрасно се бя чувствует. Потом он женился на Иоланте, которая работала с попугайчиками. — Брежнева к о ротко задумывается и как-то очень незащищенно откровенни чает. — Игорю -то тогда и двадца ти не было, мы с ним во время японских гастролей, м-м, п о з н а в * мились. Жарко там было, — и тут же торопится пояснить, — Эмиль Кио из-за этого почти не рабо тал, все делал он, Игорь. Вот. Сейчас бывшая первая невеста страны сама ходит по магазинам (говорит, что чаще всего в цеп ляющую низкое московское небо «высотку» на площади Восстания — десять минут пешком от ее РУ' мяно-кирпичного дома на Щ усе ва). Как выглядит икра, она, опять же по ее словам, забыла. «Мер седес» затаенно стоит в ухожен ном гараже, припечатанный стро гим запретом описи. Шумные Дру зья ее забыли. Хотя, впрочем, она никогда навязчивой не была. И привыкла, как все Брежневы; лю дям все время от нее что-то тре бовалось. Воспоминания. Она по мнит. Е. ДОДОЛЕВ. • М о с ко вс кий номсомолец*. /
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz