Рыбный Мурман. 1990 г. Январь.
По-разному вспоминают сейчас о людях, руководив - iних страной в не столь давние годы. О ком-то — с не - годованием, о ком-то — анекдотами... В Белоруссии 'оке многие до сих пор хранят теплую память о бывшем руководителе республиканской парторганизации Петре Мироновиче Машерове , трагически погибшем в 1980 го ду. Вот лишь одна деталь его биографии: сын репрес сированного и умершего в заключении человека, он в соды войны ушел в партизанский отряд — вместе со "реем классом, которым руководил. И звания Героя Со ветского Союза был удостоен не десятилетия спустя, а в сорок четвертом... Минский журнал «Парус» опубликовал большое ин тервью с бывшим помощником Машерова — 10. П. Смирновым. Мы отобрали из него фрагменты, харак теризующие Петра Мироновича как человека. ГОДЫ и люди Чем меньше вмешательства в литературу, в искус ство — тем лучше, такова была основная позиция Машерова. I I не случайно писатели почти со всей страны присылали Петру Мироновичу свои книги с дарственными надписями. Он бережно хранил их в отдельном шкафу и очень ими гордился. — Только ли книги принимал Петр Мнроновнч в подарок? В те времена принято ведь было дарить вещн н покрупнее. — Как-то один ветеран ко Дню Победы прислал Машерову поздравление и сувеиир — самодельно отлитую именную медаль. Я подготовил небольшое ответное письмо с благодарностью. Машеров попро сил уточнить в письме, какой именно сувенир им был получен. «А то ведь, — заметил он, — люди прочитают и не исключено, что иные подумают: вот, ВЗОШЛИ ЛИ ОЗИМЫЕ?.. — Бытует мнение: как лидер Машеров высоко ценился своими зарубежными коллегами, но с По литбюро и лично с Брежневым отношения у него были несколько напряженные. Внешне тут все как будто обстояло нормально, уважительно и корректно. Лишь какие-то отдельные моменты могли толковаться людьми дьояко. К при меру, тот факт, что Генеральный, вручая обычно ру ководителям высокого ранга награды в Кремле в присутствии членов Политбюро, по отношению к Машерову от этой традиции отступил. Золотую Звез ду Героя Социалистического Труда он вручил ему. так сказать, попутно, будучи в Минске, когда с опозданием на несколько лет, вручал городу заслу женные им почетные регалии. — Как личное оскорбление Машерову, помню, была расценена отмена Москвой его решения о пре доставлении ветеранам льгот на бесплатный проезд в общественном транспорте. Не ветеранов жалели — Машерова... i — Наверное, как говорится, по миру мы могли бы насобирать еще какие-то примеры, по не зиаю. •стоит ли. Понятно, что Леонид Ильич и Петр Миро нович были руководителями с разным стилем руко водства, возможно, и с разными нравственными принципами. — Когда характеризуют Машерова, часто гово рят, что он был истинным интеллигентом. и — Однажды он узнал, что одни из руководящих работников ЦК КПБ, курирующий, в частности, культуру, вписывает целые куски в пьесы, если ему «что-то не нравится. Машеров был взбешен: «Ты что, с ума сошел?!» — спрашивал он у «доработчика». мол, и Машеров начал сувениры брать». В этом — его отношение к «подарочной вакханалии». Все по дарки, которые вручались ему как руководителю и имели хоть какую-то ценность, он передавал в Уп равление делами ЦК КПБ. — Как он относился к привилегиям, которые предлагала ему должность? Любил ли комфорт? Бы ли ли у него слабости, которые мы огульно называ ем человеческими? — Квартира у пего была четырехкомнатная — ну, в таком обычном, может, чуть лучше спланиро ванном, городском доме. Кроме книг, богатства в ней я никакого не заметил, так, чтоб все в хру стале и коврах, пет, этого не. было. Вещи, прямо скажем, не сильно занимали его... Любил постре лять уток — хорошим, метким был стрелком, мало кто с ним мог сравниться. К еде был совершенно равнодушен. За столом не столько ел, сколько рассказывал. И рассказчик, на до сказать, был отменный. В поездках он тоже ел наскоро. В вертолете так просто пораздает свои бу терброды, яблоки. До места доберемся — не всегда пойдет к столу, накрытому для гостей. Однажды — в Логойске это было — сопровождающие уже взмо лились: надо перекусить. Секретарь райкома пар тии, конечно, заблаговременно все распоряжения отдал. А Машеров говорит: зачем, мол, время те рять, давайте вон в столовую зайдем. Жаль мне ста ло бедного этого секретаря, он сделался белый. В столовой, конечно, как в столовой. Шоферы сидят — не больно-то внимание на нас и обратили. Столы грязные. Ну, и еда была соответствующая. «Ты здесь хоть раз был?» спросил у секретаря райко ма Петр Миронович и получил, конечно, отрицатель ный ответ. «То-то и видно». Позже он попросил ме ня заехать в эту столовую, посмотреть, что там сде лано. Он часто перепроверял, приезжал в одни и те же хозяйства, понимая, что люди считают: бомба в одно место не падает. Он был неуемным, динамичным руководителем, стремился приучить людей к ответственности за сло ва и обещания, многое держал на личном контро ле. I I если я помню его жестким, то в отношениях с водителями его собственной машины. Многие от казывались ездить со скоростью, которую он требо вал. Случалось, в гневе пересаживался из своей комфортабельной «Чайки» в патрульную машину. Там*ребята были попривычнее к опасности. — Быть может, если бы в тот октябрьский день, в день ставший последним, Мдшеров пересел к пат рулю, трагедия была бы не столь страшной для всех нас?.. — Быть может. Патрульная машина скрылась за пригорком, водитель грузовика не заметил ее и вы скочил наперерез машине Машерова. В грузовике была картошка нового урожая — машина Машерова была после аварии буквально засыпана ею... А сам Петр Миронович ездил в тот день посмотреть взо шли ли озимые. — Вы знаете, что-то есть символичное в зто|ь^ фразе — «взошли лп озимые?» Она словно попы^та заглянуть вперед. — В глубине своей души он был романтиком и в будущее заглянуть любил. В его рассуждениях по разным поводам нет-нет дай прорывалось что-то со кровенное. Машерову не терпелось как можно ско рее снять то, что англичане называют «вопросами ножа и вилки». И, несмотря па упорные требования наращивать производство группы «А», упорно раз вивал в республике легкую промышленность. Еще при нем высылали люди своей далекой родне по сылки с нашими белорусскими товарами. Мечтал хотя бы одну пятилетку провести под де визом «Все для школы, все для детей и юношества». Он понимал: образование —* это та сфера, где нам нужен прорыв. Его, в свою очередь, в этом не по нимали. Приехав из Москвы, он часто говорил: <Все не так как-то идет, не так, как надо». Считал, что «в идеологии» сидят не те люди. Счи тал, что нам недостает гласности, был за открытость с людьми, за то, чтобы они руководствовались не слухами, а информацией. Говорил, что ненормально, принципиально недопустимо, некоституционно, что партия подминает Советы, объединяет партийную н государственную власть. Однажды, итожа какие-то свои мысли, сказал: «Может, хоть наши внуки до живут до того времени, когда партия будет зани маться своими делами». и. п а в л ю ч и к . «Парус*» {м и н ^ ;|. ИЗ ЗАБВЕНИЯ ЧЕРЕЗ ПОЛВЕКА Трагедия у Хоккайдо 8 декабря 1939 года во Владивосток из Нагаево шел пароход «Индигирка», под ко мандованием капитана Н. Лапшина, при надлежащий Дальстрою. На борту нахо дилось около полутора тысяч пассажиров (точная цифра не установлена). Из них — 700 человек промысловых рабочих, возвра щавшихся с путины у Камчатского и Охот ского побережий, некоторые с семьями; 750 освобожденных из-под стражи заклю ченных и 60 заключенных под конвоем, следовавших на пересуд. Жестокий шторм и снежная пурга в те чение нескольких дней преследовали суд но. Волны, перекатываясь через него, смы вали все, что попадалось на их пути. Ка питан парохода 59-летний Николай Лав рентьевич Лапшин и 40 человек команды не на жизнь, а насмерть боролись с раз бушевавшейся стихией. Вскоре после сме ны вахт в полночь 11 декабря вахтенные заметили справа огонь маяка, который был принят за огонь Камня Опасности. Как оказалось впоследствии, это был маяк Соя на острове Хоккайдо. В результате ошибки в определении ме ста пароход «Индигирка» с полного хода выскочил на риф Тодо, расположенный вблизи северного берега острова Хоккай до, в десяти милях от маяка Соя. Судно получило пробоину по всей длине корпу са. Удары волн и ветра перебросили суд но через риф, положив его на правый борт на прибрежную отмель в 700 метрах от берега. В эфир полетел сигнал «SOS». Однако вскоре из-за затопления вышел из строя радиопередатчик, связь оборвалась. Большинство пассажиров и моряков сра зу же оказались в воде. На судне вышли из строя механизмы, погас свет, с каждым часом оно все более погружалось. Пасса жиры, оставшиеся в живых, уже не могли самостоятельно выбраться из кают и тем более из трюмов, которые буквально бит ком были набиты заключенными. По приказу капитана прорезали отвер стие в трюм и оттуда на канате по одно- 26 января 1090 года му вытаскивали людей и выводили их на незатопленный борт, где по всей длине натянули канат, за который удерживались люди. Капитан хладнокровно и умело ко мандовал спасательными операциями. С борта с большим трудом была спуще на шлюпка. Неоднократно переворачива ясь, она все же достигла береговой поло сы. При этом погибли пять моряков. Остальные, промокшие и еле живые, до стигнув берега, в кромешной тьме разы скали рыбацкую хижину. С трудом смог ли они объяснить японцам, что случилось. Как снег на голову, в доме простого японского рыбака Дзин Гэньинтиро появи лись пять насквозь мокрых громадных рус ских. Тех, которые совсем недавно разгро мили у реки Халхин-Гол части Квантунской армии. И вот сегодня русские здесь и взывают о помощи. Что делать? Как быть? Растерялся не только японский рыбак, рас терялся и полицейский Мори, когда к нему постучали в дверь и сообщили об иност ранцах. Международная обстановка нака лена. Началась вторая мировая война. А тут еще русские. После раздумий Мори сообщил о происшедшем по инстанции. На рассвете глазам жителей Саруфуцу предстала адская картина. На лежащем на боку судне сгрудились смываемые боль шими волнами люди, взывая о помощи. Ш торм не ослабевал. Все побережье на протяжении 20 километров было завалено трупами, выброшенными на берег. Жители спустили на воду рыболовное судно, но не успело оно отойти от причала, как огромные волны опрокинули его. К счастью для отважных спасателей, все окончилось благополучно. Староста поселка и местные чиновники образовали штаб по спасению потерпев ших кораблекрушение. Жители деревни вытаскивали трупы, перевязывали и корми ли оставшихся в живых. Только 13 декабря около двух часов ночи три парохода смог ли выйти из порта Вакканай на место ка тастрофы. Рискуя жизнью , экипажи этих чтобы снять судов прилагали все усилия, людей с «Индигирки». В Вакканайе всех спасенных (402 челове ка) посадили на пароход «Карафуто-мару», и 14 декабря он отбыл в порт Отару. 15 декабря туда же поездом прибыл консул СССР в Хакодате. Он находился в Отару до тех пор, пока всех моряков не отпра вили на Родину на пароходе «Ильич». В поселке Саруфуцу жгли благовония в память о погибших. Их тела по согласова нию с Советским правительством были преданы кремации. Урны с прахом отпра вили на вокзал в Отару спецпоездом. Од нако чуть позже японцы обнаружили еще 30 погибших. Они были захоронены на кладбище у буддийского храма Дайдзе- дзи на холме близ Саруфуцу. На могиле установили деревянное надгробие с соот ветствующей надписью на японском языке. Гибель парохода «Индигирка» — одна из самых крупных катастроф в мировой исто рии кораблекрушений. Наличие на борту заключенных наложило на это событие пе чать тайны. И долгие годы советские лю ди почти ничего не знали о трагедии у берегов Хоккайдо. К счастью, в поселке Саруфуцу не забыли о погибших. По буд дийскому обычаю каждый год 12 декабря жители справляли по ним панихиду. В 1969 году они решили заменить старое деревянное надгробие на могиле совет ских моряков на новый памятник. Органи зованный комитет собрал 21 миллион иен. Более половины этих средств поступило от советских организаций. Кроме того, Об ществом «Япония — СССР» было решено открыть в Саруфуцу музей дружбы . 12 октября 1971 года состоялось откры тие памятника, созданного японским ар хитектором Игути Такэси. Он установлен на берегу Охотского моря, недалеко от того места, где погиб на рифах пароход «Индигирка». Останки судна еще можно видеть на побережье острова. В. КОНТАЛЕВ. «М орской флот». МНЕ ИЗВЕСТНО... Мне давно , еще с молодости , было известно о тра гед ии , сл учивш ей ся в ко н це 1939 года с пароходом «Инди ги р ка » . Вторая — после «Титани ка» — по ко ли ч е с тв у ж е р тв , эта к а та с т рофа долгие годы была п о к ры т а за весой тайны , и тольно сейчас мы кое -что узнаем об этом . К э том у «кое- что» я о тнош у и сведения, вы ч и т а н ные не с кол ь ко лет назад в одном из н аш и х ж ур н а л о в . Вот к а к мне пред ставляется случивш ееся в по р т у На гаево (Магадан ) пя тьде ся т лет назад... Судно еще не с кры ло сь за го р и зо н том , к а к на причале появился чело век, явно опоздавш ий на пароход . Горю его не было предела. Да и к а к мо г иначе ч увс тво ва ть себя человек, п р и с уж д е н ны й к дли тел ьном у з а к л ю че н ию на н олы м сни х «островах» ар хипела га ГУЛАГ , и теперь вот осво бож денны й и вы зы ваемы й в Москву? Та кая неве зуха ! Ведь «И нди гир ка» — последний пароход на Владивосток, на м а те р и к , и ничем теперь не до браться туда , всю д ол гую зим у п р и дется перебиваться в Магадане — до весны пароходов не будет. Вы знае те, к то это был? Сергей П а в л о ^ ч Королев , у ж е в то время и зве стны й в определенны х к р у г а х р а к е т ч и к , б у д ущ и й генерал ьны й к о н с т р у к т о р ко с м и ч е с ки х раке т... О «Титани ке» написаны д еся тки к н и г , сн я ты киноф ил ьмы . Д ру гое де ло — тра гедия «И нди ги р ки » . Горечь и стыд и спы ты ва еш ь о т всей этой ис тори и — страна словно о твернулась о т сотен по ги бш и х своих граж д а н . Спасибо японцам , ж и те л ям и вла стям В а к ка н а й я , ры бац кой деревни Саруф уцу . Это они собрали и преда ли земле п р а х п о ги бш и х и потом еже годно совершали молебны , воз дви гли п а м я т н и к . А мы все эти дол гие годы блюли свой «секрет»... Мне известно , что ка п и та н па ро хо да Л а пш ин Николай Л аврентьевич и н а ча л ьн и к конвоя после спасения были при говоре ны к расстрелу . А второй ш турм ан Л е с ко в с ки й В и кто р Львович , на чьей вахте прои зош ла ка тастроф а , был при говорен к 10 го дам за клю ч е ни я . После тю р ьмы он работал ш турм аном и ка п и та н ом е К ам ча тс ком пароходстве и ко ро т ко е время в Камчатрыбф лоте . По свиде тел ь с тву очевидцев, на суде д ерж а л ся с той ко , с достоинством , с н и с х о ж дения суда не просил . Умер н е с кол ь к о лет назад. Т. КРИВОНОГОВ, капитан дальнего плавания. «Ры бак Кам ч а т ки » (П етропавловск- К ам ч а т с ки й ). ^
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz