Рыбный Мурман. 1990 г. Январь.

4-5 Экономическая политика Северного бассейна: ТОТ РАЗГОВОР в редакции состоялся в ка­ нун нового, 1990 года. Как нам кажется, он На эти и многие другие вопросы сделали по­ пытку ответить второй секретарь Мурманского горкома КПСС В. Ф . НИКИТИН, первый секре- и г „ : « г « т г ,= . о . , , * ™ ™ ю и * « . « . вершенно новыми гранями экономической дея- ЧЕНКО, замести,ель заместитель тельностн. Речь шла не только о подготовке горисполкома Г С ПОДОБЕДОВЛ. заместитель предприятий Северного бассейна к переходу на региональный хозрасчет, к работе в условиях ЛЕВАНОВ, зам* с™ £ . и КУХтин экономической самостоятельности. Да, мы про- объединения «Мурманрыбпром» А. И. КУХТИН, изводим немало рыбы, хотим увеличить и дове- секретарь партийного комитета «Мурманрыопро- сти ее количество до 19,5 кг на душу населения. ма)> п А БОРДЮК, секретарь парткома Мурман- Однако только ли рыбой жив северянин! Что де- ^ ого алового флота н . Г. ТРОПИН, инструктор ---—------ ——— . « . A . i. a C i • п л п AniiUTL /■ п ПЫПЛЫ If UA. Г М урманского горкома КПСС А. М. ВАРВАРИН. лается для того чтобы повернуться лицом к че ловеку! Что за цифрами? — Итак, удалось ли фпотам преодолеть негативные тенден­ ции в экономике, имевшие ме­ сто в начале прошлого года? Никитин: — В целом как бы ни было трудно, год сложил­ ся нсе-таки не так плохо. Это не значит, что я хочу сгладить углы. Но ведь и то, что уда­ лось сделать, никак нельзя сбрасывать со счета. Возьмем прибыль. Ожида­ лось, что она будет ниже, чем запланировано. Но положение все-таки выправилось. И если бы еще и головное предприя­ тие БПО «Севрыба», как гово­ рится, нашло бы в себе силы чуть поднажать на финише, то флотские копилки стали бы еще богаче. Но вот поставки по до гово ­ рам... Напомню, что выполне­ ние составляет 97,5 процента. Подвели «Мурманрыбпром», рыбокомбинат, траловый флот. В общем, в стоимостном выра­ жении отставание определяет­ ся где-то в пределах 30 мил­ лионов рублей. Это, естественно, сказывает­ ся на жителях Мурманска. К примеру, из 36 наименований рыбной кулинарии, которая была не так давно в наших ма­ газинах, осталось 12. Из 32 ви­ дов консервов, бывших в про ­ даже каких-нибудь 3-4 года назад, имеются только 10. — Как конкретно на флотах оценивают свои возможности? Тропин: — Если сравнивать работу нашего флота в истек­ шем году с 1988-м, то коллек­ тиву удалось значительно по­ править положение. Тем не менее нас очень тревожит планируемый на текущий год объем производства пищевой продукции. Боюсь, что это не­ реальная цифра. — Почему? Тропин: — Давайте проана­ лизируем ситуацию. Чтобы сработать очень ус­ пешно, надо, как минимум, деа условия. Первое — устойчивая промысловая база. И второе — наличие судов на промыс­ ле. По сравнению с 1988 годом положение с сырьезой базой становится все хуже и хуже. Очень много мы потеряли на выпуске пищевой в Антарк­ тической части Атлантики. И вот узнаем: в текущем году на все министерство выделена квота на вылоз всего лишь 30 тысяч тонн рыбы в АЧА. Гралфлот- банрот? — Положение незавидное, но ведь даже то, что выделено, надо еще суметь взять! Чем? Тропин: — Справедливый во­ прос. Ограничение сырья — это, конечно, ощутимое пре ­ пятствие на пути реализации наших планов. Но как быть, когда к тому же до 43 про­ центов флота будет находить­ ся вне эксплуатации? Здесь задумываться приходится очень и очень крепко . Вы ведь знае­ те, что суда типа БАТ, СТМ становятся в этом году в ре­ монт. Нас беспокоит финансовое положение. Об этом тоже сто­ ит задуматься именно в нача­ ле года. Что здесь имеется б виду? В 1990 году, как изве­ стно, повышаются оптовые це­ ны на топливо, подорожают и транспортные услуги. Предва­ рительные расчеты наших эко ­ номистов показывают, что только вследствие этих, как мы полагаем, явно взвинчен­ ных цен, затраты возрастут не менее чем на 16 миллионоб рублей. Кроме того, возможен и пе­ рерасход фонда заработной платы. Он в 1989 году был пре­ вышен весьма ощутимо — на 5 миллионов рублей. Прогнозы на 1990 год могут быть таковы, что заканчивать его придется с убытками по меньшей мере в 26 миллионов рублей. — А к а к м о гу т ощ у ти т ь на себе, своих семьях , личном до ­ с та тке моряки? Ведь флот мо­ ж е т объявить себя банкротом? Тропин: — Надеемся, что до этого дело не дойдет. Хотя положение серьезное. Букваль­ но в канун Нового года сос­ тоялось заседание производ­ ственного совета флота, на ко ­ тором мы подробнейшим об ­ разом проанализировали скла­ дывающуюся ситуацию. И по­ явилась уверенность: должна давать результаты скорректи ­ рованная программа действий. Спад, действительно, подобен банкротству. Управляющие и управляемые — Не получается ли из ва­ ш и х слов, что управленцы что- то там п р и ки д ы в аю т , р а с сч и ты ­ вают, а на долю м оря ков оста ­ ется тол ь ко одно —• дасай план . И сот вопросы : имеет ли к а ­ ж д ы й э к и п а ж собственн ую п р о ­ грам м у действий? К а к м оря ки у ч а с тв ую т в процессе повыш е ­ ния эфф ективно сти работы флота? Тропин: — К сожалению, жизнь нам преподает уроки. Мы с коллективом какое-то время действительно шли, ну * jto ли, параллельными курса­ ми. И что-то управленцы утря­ сали, увязывали какие-то воп­ росы с экипажами, согласовы­ вали... Сейчас же общие забо­ ты начинают сплачивать и уп­ равление. и плавсостав. Глав­ ное — стараемся поддержи­ вать очень откровенный и де­ ловой диалог с экипажами, не скрывая, не утаивая ничего от морякоз. С этой целью регу­ лярно руководство флота вы­ ходит в районы промысла... — Только давайте сра зу до­ говорим ся , стои т ли та ки е ф а к ­ ты выдавать за ка кое -то д о с ти ­ жение? Наверное, з то и многое д р у гое д олж но бы ть нормой работы всех у п р а в л е н ч е с ки х звеньев , свер ху дони зу . Никитин: — Вообще, лично я считаю, что надо больше информировать наших рыба­ ков. Каждый моряк сегодня должен действительно знать как можно больше, полнее су­ дить о том, чем живет отрасль в целом, как живет родной флот? Человеку тогда, уверен, будет намного легче и что-то потребовать от руководства, как-то повлиять на события, действовать более решитель­ но и добиваться конкретных перемен. — Обратная связь во зможна то гда , ко гда не ры б а к будет для флота, а флот для ры ба ка . Леванов: — Прежде чем кто- то из нас возьмет слово, зада­ димся вопросом : чем же все- таки отличаются наши размыш­ ления от размышлений, ска­ жем , двух-трехлетней давно­ сти? Не надо забывать: 1990 год должен быть в большей степени переломным, подгото­ вительным к работе в 13-й пя­ тилетке. Правильно люди гово­ рят: перестройка пока больше ощущается в словах, а не на делах! Кухтин: — Я с этим согла­ ситься не могу. Разве то, о чем мы с вами тут говорим, — одни слова?! Какие бы пробле­ мы ни поднимали, за ними сто­ ят самые реальные и конкрет­ ные дела. Бордюк: — Моряки нам под­ сказывают, предлагая с крупу ­ лезно изучить работу на су­ дах именно с долевой систе­ мой оплаты труда. Есть на­ дежда, что это также будет детально рассмотрено и нашим Минрыбхозом. Но сидеть сло­ жа руки не приходится. Боль­ шие надежды, к примеру, мы сейчас связываем с работой БМРТ «Иван Бочков», экипаж которого, по нашим расчетам, один даст флоту товарной продукции не менее чем на 10 миллионов рублей. А таких су­ дов у нас — 20! Вот здесь для объединения могут быть ощу­ тимые резервы. Насущная за­ дача: надо всем флотом пере­ ходить на такие подрядные формы. И завязывать на них управленческие звенья. Один экипаж погоду нам вряд ли сделает. К сожалению, дейст­ вительно у нас пока конструк­ тивного диалога управленцев и плавсостава не наблюдается. Машины вместо рыбы Кухтин: — Мы в «Мурман- рыбпроме», как трудно бы ни живем, все ж е стараемся хоть что-то, но уже сейчас реаль­ ное делать для людей... — Слышали , что вы «форды» начали з а к у п а т ь за гра ницей и распределять их среди моря ­ ков , мясом в большом объеме р а зж и ли сь . Т а к ли это? И за счет чего? Круглый стол Кухтин: — Позвольте пока не отвечать на такие слишком уж прямо поставленные вопро­ сы. Поверьте, все не так про ­ сто — взяли и купили. Хотя, действительно, и то же мясо, и машины для наших моряков, мы в этом году «выбили». Но не с помощью ходоков по вы­ соким инстанциям, а просто стали более предприимчиво вести свои дела. Хотя, чувст­ вую, что звучит сейчас, пожа­ луй, слишком громко . Почему на первый план вы­ шел человек? Да потому, что он, моряк, — главная фигура на флоте. Он — главная наша ценность, и он в первую оче­ редь должен пользоваться благами, заработанными собст­ венными руками. И они зара­ ботаны. Вот в чем дело. Хотя план, вы знаете, не выполнен, но ведь — по валу. Мы в нем и не нуждаемся. Вал — день вчерашний, и давайте забудем о нем навсегда. Наши основ­ ные показатели — это при­ быль, 1 ,оставки с учетом пере­ счета (рыбаки делали упор на углубленную разделку продук­ ции) выполнены с блеском. Главное, мы никому ничего не должны. И эксплуатационные показатели у нас также, как и у наших коллег-тралфлотов- цев, выше министерских. Ска­ ж у одно, люди работают на совесть, стараются, как позво­ ляет техника... Хотя и здесь есть проблемы. Но о них — чуть позже. Беспокоит другое. Прав Ни­ колай Григорьевич, сейчас со­ здается катастрофическое по ­ ложение, связанное с интенсив­ ным уменьшением районов промысла, квот. Некоторые районы сейчас просто закры ­ ты. И если не принять карди­ нальных мер, не найти выход, около 50 процентов нашего флота будет просто не нужно: корабли встанут на прикол. Взять хотя бы, к примеру, район Центрально-Восточной и Юго-Восточной Атлантики, где промышляют наши суда. Из­ вестные политические события уже сейчас ставят вопросы: а если придется оттуда уйти? И навсегда? Но выход есть — создание совместных предприятий. На этой основе мы сможем по­ лучать доступ в зоны промы­ сла иностранных государств. Сейчас для нас это очень ва­ жно . Концепцию эту mjjl ста­ нем развивать и углублтГгь. — А ле кса нд р И ванович , из­ вестно , что ча с ть ' средстЕ «М урманры бпром » уж е сейчас «переначивает» с добы чи ры ­ бы и м оре прод у кто в совсем на д р у ги е цели. Какие? Кухтин: — Я вообще счи­ таю, что 40 процентов всех севрыбовских средств следует переместить в иные сферы. Постараюсь объяснить эти идеи. Вот передо мной — переый номер газеты «Тралфлот» за 1934 год. Читаю заголовки: «Простояли 4 часа», «Это мы­ ло не для вас», «Организовать озеркый лов рыбы», «Потеря­ ли список на продукты...» Что же это такое— задаю вопрос. Полвека с лишним прешло, а проблемы все те же. Поэтому мурманрыбпромовцы не хотят, чтобы история повторялась. И замыслы стараемся переводить в плоскость практического ре­ шения. Создана, к примеру, фирма «Моретрон», с ее по­ мощью мы не только ^ с ш и - рили диапазон услуг по сер­ висному обслуживанию судо ­ вой радиоэлектронной аппара­ туры импортного производства, но и сделали дальнейшие ша­ ги в области нашего между­ народного сотрудничества. Пользуясь случаем, что здесь находятся представители наших городских властей, хочу высказать и такую мысль, к ней нужно привыкать: сколь­ ко бы мы ни кормили наш го­ род, нашу страну рыбой, осо­ бенно такой, как треска, пал­ тус, окунь, — такого объема, какой был, к нашему великому сожалению, больше уже ни­ когда не будет! Пора нам по- 5 января 1390 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz