Рыбный Мурман. 1990 г. Январь.
4-5 Экономическая политика Северного бассейна: ТОТ РАЗГОВОР в редакции состоялся в ка нун нового, 1990 года. Как нам кажется, он На эти и многие другие вопросы сделали по пытку ответить второй секретарь Мурманского горкома КПСС В. Ф . НИКИТИН, первый секре- и г „ : « г « т г ,= . о . , , * ™ ™ ю и * « . « . вершенно новыми гранями экономической дея- ЧЕНКО, замести,ель заместитель тельностн. Речь шла не только о подготовке горисполкома Г С ПОДОБЕДОВЛ. заместитель предприятий Северного бассейна к переходу на региональный хозрасчет, к работе в условиях ЛЕВАНОВ, зам* с™ £ . и КУХтин экономической самостоятельности. Да, мы про- объединения «Мурманрыбпром» А. И. КУХТИН, изводим немало рыбы, хотим увеличить и дове- секретарь партийного комитета «Мурманрыопро- сти ее количество до 19,5 кг на душу населения. ма)> п А БОРДЮК, секретарь парткома Мурман- Однако только ли рыбой жив северянин! Что де- ^ ого алового флота н . Г. ТРОПИН, инструктор ---—------ ——— . « . A . i. a C i • п л п AniiUTL /■ п ПЫПЛЫ If UA. Г М урманского горкома КПСС А. М. ВАРВАРИН. лается для того чтобы повернуться лицом к че ловеку! Что за цифрами? — Итак, удалось ли фпотам преодолеть негативные тенден ции в экономике, имевшие ме сто в начале прошлого года? Никитин: — В целом как бы ни было трудно, год сложил ся нсе-таки не так плохо. Это не значит, что я хочу сгладить углы. Но ведь и то, что уда лось сделать, никак нельзя сбрасывать со счета. Возьмем прибыль. Ожида лось, что она будет ниже, чем запланировано. Но положение все-таки выправилось. И если бы еще и головное предприя тие БПО «Севрыба», как гово рится, нашло бы в себе силы чуть поднажать на финише, то флотские копилки стали бы еще богаче. Но вот поставки по до гово рам... Напомню, что выполне ние составляет 97,5 процента. Подвели «Мурманрыбпром», рыбокомбинат, траловый флот. В общем, в стоимостном выра жении отставание определяет ся где-то в пределах 30 мил лионов рублей. Это, естественно, сказывает ся на жителях Мурманска. К примеру, из 36 наименований рыбной кулинарии, которая была не так давно в наших ма газинах, осталось 12. Из 32 ви дов консервов, бывших в про даже каких-нибудь 3-4 года назад, имеются только 10. — Как конкретно на флотах оценивают свои возможности? Тропин: — Если сравнивать работу нашего флота в истек шем году с 1988-м, то коллек тиву удалось значительно по править положение. Тем не менее нас очень тревожит планируемый на текущий год объем производства пищевой продукции. Боюсь, что это не реальная цифра. — Почему? Тропин: — Давайте проана лизируем ситуацию. Чтобы сработать очень ус пешно, надо, как минимум, деа условия. Первое — устойчивая промысловая база. И второе — наличие судов на промыс ле. По сравнению с 1988 годом положение с сырьезой базой становится все хуже и хуже. Очень много мы потеряли на выпуске пищевой в Антарк тической части Атлантики. И вот узнаем: в текущем году на все министерство выделена квота на вылоз всего лишь 30 тысяч тонн рыбы в АЧА. Гралфлот- банрот? — Положение незавидное, но ведь даже то, что выделено, надо еще суметь взять! Чем? Тропин: — Справедливый во прос. Ограничение сырья — это, конечно, ощутимое пре пятствие на пути реализации наших планов. Но как быть, когда к тому же до 43 про центов флота будет находить ся вне эксплуатации? Здесь задумываться приходится очень и очень крепко . Вы ведь знае те, что суда типа БАТ, СТМ становятся в этом году в ре монт. Нас беспокоит финансовое положение. Об этом тоже сто ит задуматься именно в нача ле года. Что здесь имеется б виду? В 1990 году, как изве стно, повышаются оптовые це ны на топливо, подорожают и транспортные услуги. Предва рительные расчеты наших эко номистов показывают, что только вследствие этих, как мы полагаем, явно взвинчен ных цен, затраты возрастут не менее чем на 16 миллионоб рублей. Кроме того, возможен и пе рерасход фонда заработной платы. Он в 1989 году был пре вышен весьма ощутимо — на 5 миллионов рублей. Прогнозы на 1990 год могут быть таковы, что заканчивать его придется с убытками по меньшей мере в 26 миллионов рублей. — А к а к м о гу т ощ у ти т ь на себе, своих семьях , личном до с та тке моряки? Ведь флот мо ж е т объявить себя банкротом? Тропин: — Надеемся, что до этого дело не дойдет. Хотя положение серьезное. Букваль но в канун Нового года сос тоялось заседание производ ственного совета флота, на ко тором мы подробнейшим об разом проанализировали скла дывающуюся ситуацию. И по явилась уверенность: должна давать результаты скорректи рованная программа действий. Спад, действительно, подобен банкротству. Управляющие и управляемые — Не получается ли из ва ш и х слов, что управленцы что- то там п р и ки д ы в аю т , р а с сч и ты вают, а на долю м оря ков оста ется тол ь ко одно —• дасай план . И сот вопросы : имеет ли к а ж д ы й э к и п а ж собственн ую п р о грам м у действий? К а к м оря ки у ч а с тв ую т в процессе повыш е ния эфф ективно сти работы флота? Тропин: — К сожалению, жизнь нам преподает уроки. Мы с коллективом какое-то время действительно шли, ну * jto ли, параллельными курса ми. И что-то управленцы утря сали, увязывали какие-то воп росы с экипажами, согласовы вали... Сейчас же общие забо ты начинают сплачивать и уп равление. и плавсостав. Глав ное — стараемся поддержи вать очень откровенный и де ловой диалог с экипажами, не скрывая, не утаивая ничего от морякоз. С этой целью регу лярно руководство флота вы ходит в районы промысла... — Только давайте сра зу до говорим ся , стои т ли та ки е ф а к ты выдавать за ка кое -то д о с ти жение? Наверное, з то и многое д р у гое д олж но бы ть нормой работы всех у п р а в л е н ч е с ки х звеньев , свер ху дони зу . Никитин: — Вообще, лично я считаю, что надо больше информировать наших рыба ков. Каждый моряк сегодня должен действительно знать как можно больше, полнее су дить о том, чем живет отрасль в целом, как живет родной флот? Человеку тогда, уверен, будет намного легче и что-то потребовать от руководства, как-то повлиять на события, действовать более решитель но и добиваться конкретных перемен. — Обратная связь во зможна то гда , ко гда не ры б а к будет для флота, а флот для ры ба ка . Леванов: — Прежде чем кто- то из нас возьмет слово, зада димся вопросом : чем же все- таки отличаются наши размыш ления от размышлений, ска жем , двух-трехлетней давно сти? Не надо забывать: 1990 год должен быть в большей степени переломным, подгото вительным к работе в 13-й пя тилетке. Правильно люди гово рят: перестройка пока больше ощущается в словах, а не на делах! Кухтин: — Я с этим согла ситься не могу. Разве то, о чем мы с вами тут говорим, — одни слова?! Какие бы пробле мы ни поднимали, за ними сто ят самые реальные и конкрет ные дела. Бордюк: — Моряки нам под сказывают, предлагая с крупу лезно изучить работу на су дах именно с долевой систе мой оплаты труда. Есть на дежда, что это также будет детально рассмотрено и нашим Минрыбхозом. Но сидеть сло жа руки не приходится. Боль шие надежды, к примеру, мы сейчас связываем с работой БМРТ «Иван Бочков», экипаж которого, по нашим расчетам, один даст флоту товарной продукции не менее чем на 10 миллионов рублей. А таких су дов у нас — 20! Вот здесь для объединения могут быть ощу тимые резервы. Насущная за дача: надо всем флотом пере ходить на такие подрядные формы. И завязывать на них управленческие звенья. Один экипаж погоду нам вряд ли сделает. К сожалению, дейст вительно у нас пока конструк тивного диалога управленцев и плавсостава не наблюдается. Машины вместо рыбы Кухтин: — Мы в «Мурман- рыбпроме», как трудно бы ни живем, все ж е стараемся хоть что-то, но уже сейчас реаль ное делать для людей... — Слышали , что вы «форды» начали з а к у п а т ь за гра ницей и распределять их среди моря ков , мясом в большом объеме р а зж и ли сь . Т а к ли это? И за счет чего? Круглый стол Кухтин: — Позвольте пока не отвечать на такие слишком уж прямо поставленные вопро сы. Поверьте, все не так про сто — взяли и купили. Хотя, действительно, и то же мясо, и машины для наших моряков, мы в этом году «выбили». Но не с помощью ходоков по вы соким инстанциям, а просто стали более предприимчиво вести свои дела. Хотя, чувст вую, что звучит сейчас, пожа луй, слишком громко . Почему на первый план вы шел человек? Да потому, что он, моряк, — главная фигура на флоте. Он — главная наша ценность, и он в первую оче редь должен пользоваться благами, заработанными собст венными руками. И они зара ботаны. Вот в чем дело. Хотя план, вы знаете, не выполнен, но ведь — по валу. Мы в нем и не нуждаемся. Вал — день вчерашний, и давайте забудем о нем навсегда. Наши основ ные показатели — это при быль, 1 ,оставки с учетом пере счета (рыбаки делали упор на углубленную разделку продук ции) выполнены с блеском. Главное, мы никому ничего не должны. И эксплуатационные показатели у нас также, как и у наших коллег-тралфлотов- цев, выше министерских. Ска ж у одно, люди работают на совесть, стараются, как позво ляет техника... Хотя и здесь есть проблемы. Но о них — чуть позже. Беспокоит другое. Прав Ни колай Григорьевич, сейчас со здается катастрофическое по ложение, связанное с интенсив ным уменьшением районов промысла, квот. Некоторые районы сейчас просто закры ты. И если не принять карди нальных мер, не найти выход, около 50 процентов нашего флота будет просто не нужно: корабли встанут на прикол. Взять хотя бы, к примеру, район Центрально-Восточной и Юго-Восточной Атлантики, где промышляют наши суда. Из вестные политические события уже сейчас ставят вопросы: а если придется оттуда уйти? И навсегда? Но выход есть — создание совместных предприятий. На этой основе мы сможем по лучать доступ в зоны промы сла иностранных государств. Сейчас для нас это очень ва жно . Концепцию эту mjjl ста нем развивать и углублтГгь. — А ле кса нд р И ванович , из вестно , что ча с ть ' средстЕ «М урманры бпром » уж е сейчас «переначивает» с добы чи ры бы и м оре прод у кто в совсем на д р у ги е цели. Какие? Кухтин: — Я вообще счи таю, что 40 процентов всех севрыбовских средств следует переместить в иные сферы. Постараюсь объяснить эти идеи. Вот передо мной — переый номер газеты «Тралфлот» за 1934 год. Читаю заголовки: «Простояли 4 часа», «Это мы ло не для вас», «Организовать озеркый лов рыбы», «Потеря ли список на продукты...» Что же это такое— задаю вопрос. Полвека с лишним прешло, а проблемы все те же. Поэтому мурманрыбпромовцы не хотят, чтобы история повторялась. И замыслы стараемся переводить в плоскость практического ре шения. Создана, к примеру, фирма «Моретрон», с ее по мощью мы не только ^ с ш и - рили диапазон услуг по сер висному обслуживанию судо вой радиоэлектронной аппара туры импортного производства, но и сделали дальнейшие ша ги в области нашего между народного сотрудничества. Пользуясь случаем, что здесь находятся представители наших городских властей, хочу высказать и такую мысль, к ней нужно привыкать: сколь ко бы мы ни кормили наш го род, нашу страну рыбой, осо бенно такой, как треска, пал тус, окунь, — такого объема, какой был, к нашему великому сожалению, больше уже ни когда не будет! Пора нам по- 5 января 1390 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz