Рыбный Мурман. 1990 г. Январь.
Применение буксируемых подводных аппаратов в рыбном хозяйстве страны началось в 1964 году с постройки и вво- J a в эксплуатацию «Атланта-1». Создан н был в Калининграде для работ в Атлантике, поэтому и получил такое звучное название. Дальнейшим развитием этого типа подводных аппаратов яеилось создание в начале 70-х годов серии буксируемых подводных аппаратов «Тетис», один из которых и поступил на Северный бас сейн. Аппараты, поступившие в Кали нинград, работать начали сразу — там был опыт их эксплуатации, знали их воз можности. На остальных бассейнах на ступило долгое затишье, у нас, в М ур манске, оно длилось 3 года. Необходи мо отметить, что сама идея настройки тралов промысловых судов была выска зана старшим научным сотрудником ПИНРО М. Л. Заферманом в 1979 году, а в следующем южане, которые до это го почти не работали с «Тетисом», на чали настраивать тр’алы в промышлен ном масштабе. Результаты были отлич ными, уловы промысловых судов зна чительно повысились. Только тогда и у нас обратили внимание на «Тетис». Пер вый ж е рейс судна-носителя «Артеми да» показал отличные результаты, ни- | чуть не хуже, чем у южан. Но об этом ^розже. Владелец «Тетисов» в Севастополе — база «Гидронавт» — подвел некоторые итоги своей работы с 1980 по 1986 гг. Было проведено 362 профилактических осмотра траловых систем почти во всех районах Мирового океана, в работе ору дий лова, их отдельных узлов и эле ментов. У 93 процентов траулеров бы- лр выявлено 1193 отклонения, даны ре комендации по их устранению. По мне нию руководства бассейна, каждый «Те тис» «заменял» в среднем два промыс ловых судна типа БМРТ в год. Как я уж е говорил, эксплуатация «Те- тиса» началась у нас с 1980 года. За это время сложились два основных на правления его применения: 1. Для исследования сырьевой базы промысла путем определения коэффи циента уловистости тралов (по темати ке ПИНРО). 2. Для настройки промысловых и экс периментальных тралов. Следует отметить, что для решения первой группы задач, связанных с изу чением уловистости тралов, «Тетис» при менялся сравнительно часто и эффек тивно (сдерживало только недостаточ н е е финансирование), что позволило "впервые в мировой практике получить фактические, а не расчетные данные о дифференцированной уловистости тра лов, имеющих широкое и разнообраз ное приложение к теории и практике рыболовства. Как ни странно, но для настройки и профилактических осмотров промысло вых и экспериментальных тралов на нашем бассейне «Тетис» использовался редко и эпизодически, несмотря на то, что во всех случаях получали прямой экономический эффект за счет увеличе ния производительности орудий лова. Так, б 1981 году в результате настройки тралов на промысле путассу суточная производительность судов возросла от 5 процентов (у судна-носителя «Артеми да») до 44 процентов (БМРТ «Николай Закоркин»). Экономический эффект от настройки одного трала, по расчетам «Гипрорыбфлота», составил около 20 тысяч рублей. Успех? Да, успех, но не только. Пе ред флотами бассейна открылся эконо мически выгодный путь совершенствова ния орудий лова как новых, так и по сле ремонта, и, как следствие — сокра- '^щ е н и е промыслового времени при тех же объемах добычи, то есть экономия горюче-смазочных материалов, умень шение износа тралов и т. д. Экипаж ап парата настроился на напряженную ра боту. Но тут подоспел капитальный ре монт судна-носителя «Артемида». «Те тис» был снят, отправлен на склад и ни кто даже не м о г предположить, что он там будет ржаветь почти три года. Все было забыто, как говорится, с глаз до лой — из сердца вон. Экипажу предло жили искать работу по другой специаль ности. Спас положение главный инже нер ВРПО «Севрыба» С. В. Киреев. Как временная мера, до выхода «Артеми ды» из ремонта, в качестве судна-носи теля был предложен СРТМК «Новоиль- инск», но даже и его простейшее пере оборудование затянулось более чем на год. Временное — оно и есть времен ное: спуско-подъемное устройство ап парата было сделано на уровне ниже всякой критики : «протянете как-нибудь, ребята, это ненадолго». Нет ничего бо лее постоянного, чем временное соору жение, — заповедь строителей смело .•* : Z>Z:4:* Наука ~ производству 7 выведен из эксплуатации в связи с ре монтом судна-носителя и судьба его не ясна. «Есть мнение» сдать его в метал лолом. Вот таковы результаты нашей работы за почти 10-летний срок эксплуатации аппарата. Не густо. Не сомневаюсь, что руководители рыбной отрасли имеют информацию с других бассейнов, но никого не насто рожила информация с Дальнего Восто ка. Дело в том, что наши коллеги из Турнифа свой «Тетис» продали базе «Гидронавт». А когда наших коллег при жало дальше некуда, им пришлось об ращаться к базе на поклон. И вот уже год без малого севастопольский «Тетис» работает в Тихом океане. И теперь представьте, во сколько обходится та стройка тралов ведется регулярно и дает наибольший эффект в тех случаях, когда не я вл яе тс я она самоцелью, а проводится в комплексе с разработкой рекомендаций по совершенствованию существующих и созданию новых конст рукций тралов, исследованием их уло вистости. Внедрение рекомендаций, полученных на основании обобщения результатов подводных наблюдений, по зволяет также получать дополнительную прибыль в течение ряда последующих лет за счет повышения производитель ности лова, совершенствования прогно зирования и регулирования промысла, внедрения научно обоснованных ре ко мендаций по совершенствованию техни ки и тактики лова. У нас здесь «и конь не Еалялся»... Что имеем, не храним. Потеряем —плачем можно применить и в этом случае. Тем не менее, в конце лета 1984 года «Тетис» вышел в следующий рейс. За столь долгое время сменилось началь ство промысловых флотов, ушли те, которые знали возможности аппарата, а пришедшие на их место и не хотели ни чего знать. Мы-то, экипаж аппарата, ду мали, что нас на части разорвут, но за весь 1985 год удалось настроить всего около 20 судов — это меньше, чем за один только рейс «Артемиды» в 1981-м. Но вот окончилось лето, кончился рейс, «Тетис» опять был снят и всю зи му простоял на берегу. Два рейса 1986 года были самыми результативными за всю «жизнь» «Тетиса». Довольно быстро провели работы по тематике ПИНРО и стали ждать вызова на промысел путас су и с к ум б р и и . Т р иж ды (!) управление «С е в ры б п р ом р а зЕ е д ка » обращалось к руководству промысловых флотов с со общением о готовности оказать по мощь в настройке тралов, и только к концу июля было получено милостивое согласие. Мы набросились на раб о ту со всем возможным рвением — рейс под ходил к концу и времени оставалось в обрез: всего 8 суток на работу , 30 тралов 27-ми промысловых судов. В по груже ниях «Тетиса» из-за отсутствия штатного подводного наблюдателя принимали участие старшие мастера лова тралового флота В. И. Здерчук, А. В. Селезнев, флагманский мастер добычи «Мурман- рыбпрома» А. М. Дударев. Как правило, за одно погружение длительностью 4— 5 часов осматривалось не менее 3—4 тралов. В отдельных случаях продолжи тельность погружения достигала 8 ча сов, что позволило осмотреть до 7 тра лов. Не от хорошей жизни мы шли на столь грубые нарушения, все помнили о сроке окончания рейса. Что же мы увидели под водой? Чуде са, да и только! В расчете на один трал приходилось по 2— 3 дефекта раз личной степени значимости. У 60-ти про центов обследованных тралов наблюда лись дефекты в работе щитков, у 53 — «непромысловые» порызы сетной дели, у 40 — закрутка мешка и канатов, у 33 — неправильное крепление вибратора тралового зонда. У 6 процентов тралов мешки были закручены до трех оборо тов! Какой уж тут улов... Снова успех? Да, и не случайный. Ког да же произвели анализ работы по су довым сводкам, то выяснилось, что при бавка улова составила 600 т, что экви валентно вылову промыслового судна типа БМРТ за месяц при имевшей место средней производительности лова. Осенью того же года мы начали ра боты по определению выживаемости рыб, прошедших через ячею трала, но, несмотря на очередную важность этих работ, они были свернуты и не возоб новлены до сих пор. Но хочется говорить про 1987-й и 1988 годы, да и смысла нет — в 1987-м двое суток на настройку, три судна, че тыре трала — все с крупными недостат ками. В 1988-м — сутки (три трала). Ни один из наших «гигантов» — ни трало вый, ни «Мурманрыбпром» — не захо тели принять наши предложения. На сегодняшний день «Тетис» вообще самая работа, которую вполне мог сде лать свой аппарат?! Поистине, что име ем — не храним, потерявши — плачем. И нет никакой гарантии, что наш «Те тис» не ждет та же судьба. Каковы же причины сложившегося не благоприятного положения с нашим «Тетисом»? Она Есего одна — это не понимание (и, если хотите, нежелание понять) некоторыми руководителями флотов и служб добычи важности и перспективности настройки и профилак тических осмотров тралов и, как след ствие, отказ промысловых флотов фи нансировать эксплуатацию судна-носите ля с подводным аппаратом. В погоне за сиюминутной выгодой ру ководители флотов стали экономить на всем, на чем только можно. И на том, на чем экономить невыгодно. Эконо мия ради экономии — эта «детская бо лезнь» хозрасчета и самофинансирова ния особенно ярко проявляется на на шем бассейне. Очень жаль, что наши руководители неясно представляют се бе термин — «упущенная выгода». Вот конкретный пример. В районе моря Ир- мингера на промысле окуня за период май-июнь 1988 года суда «Севрыбы» • значительно проигрывали в производи тельности однотипным судам «Запры- бы», в мае — 5625 руб. на судосутки ло ва, в июне — 7500 рублей. Вдумайтесь в эти цифры. Проигрыш судам «Югры- бы» еще значительней. Аналогичная картина и в районе ЮВТО. . Вот еще. Потери флотов за июнь- август 1988 года от эксплуатации нена строенных тралов составили: — на промысле окуня в море Ирмин- гера —- 406 тонн, — на промысле скумбрии в Норвеж ском море — 1 64 тонны (только за июль), — на промысле путассу — 633 тонны. Вот сколько дополнительной продук ции можно было бы получить, если бы суда, ловящие ниже среднего уровня по району промысла, увеличили произ водительность всего на 5,3 процента (по минимальным дачным базы «Гидро навт»). Для «Тетиса» эта задача не пред ставляет трудности. Опыт работы с БПА «Тетис» свиде тельствует о том, что оперативная на- Несть числа приказам, постановлени ям и решениям по «Тетису». Самое свежее — решение Совета директоров БПО «Севрыба» от 30 августа 1989 года, которое состоялось под председатель ством Б. Ф. Корельского. Хорошее ре шение, да только не выполняется. Опять все то же : флоты не финансируют, а НПО «Севрыбпоиск» не желает произ водить ремонт аппарата и не заказыва ет проект переоборудования судна-но- сителя. Хорошо, что был заказан и сей час исполнен «Севгипрорыбфлотом» сравнительный анализ выбора судна-но- сителя из нынешнего «Новоильинска» и нового, такого же СРТМК, но научного варианта. НПО не заинтересовано отда вать под такое «гиблое» дело новое судно, и затраты на переоборудование в принципе равные, но... на «Новоиль- инск» все резервы выбраны, нет разви тия. Ведь сейчас недостаточно только сказать, где неполадки в трале. Необ ходимо сервисное обслуживание, а это значит — видео, кино, фото. Где всем этим заниматься на «Новоильинске», где и кают-то впритык, нужна лаборатория. Здесь ничего не сказано было о на учных работах. Я не могу достаточно квалифицированно рассказать о воз можностях эксплуатации «Тетиса» в этом направлении и надеюсь, что уче ные ПИНРО дополнят мои заметки. Уважаемые промысловики! Обраща юсь в первую очередь к тем, кто по гружался в «Тетисе». Скажите свое сло во, выскажите свое мнение. Думаю , что есть что сказать и конструкторам тра лов. Остались же среди нас неравно душные люди, которым еще не на все наплевать, которые не поддались пси хологии «временщиков». Без вашей по мощи подводные исследования, которые работают на завтрашний, а то и после завтрашний день, будут свернуты. Если это и произойдет, то все равно через некоторое время жизнь заставит вер нуться к этим исследованиям, но только начинать снова — гораздо труднее, и начинать придется на пустом месте. Д . ЖУК, командир подводного аппарата «Те тис». ш ш саа БНЫЙ МУРМАН 26 января 1990 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz