Рыбный Мурман. 1990 г. Январь.

A n n 4 r ; i t *: i : == H oM экономической и политике 8 и 9 января в Минрыбхозе СССР состоялось заседание Совета отрасли. В его работе приняли участие представите­ ли бассейнов страны, в том числе — Северного: руководи ­ тели, ведущие специалисты, председатели советов трудовых коллективов предприятий. Сегодня мы предлагаем вниманию читателей тексты вы­ ступлений северян — членов Совета отрасли. Д УМАЮ, ЧТО НЕ ОШИ­ БУСЬ, если скажу, что разговор, который продолжен сегодня, а речь идет о путях решения или устранения сто­ ящих проблем, как никогда, своевременен. Начало, ему, как мне представляется, бы­ ло положено па бассейновых конференциях плавсостава и пленуме Центрального Коми­ тета профсоюза отрасли. И хотелось бы надеяться, что те предложения, те критиче­ ские замечания, которые се­ годня высказываются, нако­ нец будут услышаны. Даже несмотря на то, что на таких мероприятиях, как всегда, отсутствуют представители центральных правительствен­ ных органов. Это дает осно­ вание сделать вывод о том, что рыбацкие заботы в про­ блеме агропромышленного сектора экономики теряются, не столь актуальны они и не столь злободневны. Но так ли это на самом деле? Ответить на это м ож но толь ­ ко однозначно : нет. Неужели в со знании д о л ж н о с т ны х лиц цен трал ьны х ор ганов со хр а н я ­ ется мнение , что океан — без­ донная бочка , набитая рыбой? И с тои т толь ко бросить кл и ч , к а к по велению волшебной п а ­ л о ч ки станет ловиться ры б ка И мала и велика ! Без д ополни ­ тельной финансовой помощи о трасли положение не у л у чш и т ­ ся. И, д ум аю , у ч а с т н и к и настоя ­ щего совета со мною со гла ся т ­ ся. Ибо не на словах, а на де­ ле они зн аю т , к а к и х за тра т, к а к и х усилий требуе т каж д ая добы тая и переработанная т о н ­ на ры бы , пы таю т с я хо ть к а к - то , но свести ко н цы с ко н ц а ­ ми , ла та ть ежедневно по я вл яю ­ щиеся проре хи в своем х о з я й ­ стве , с гладить со ци ал ьн ую на ­ пр яж е н н о с ть в ко л л е кти ва х . Я не утверждаю, н далек от мысли, что все резервы в этом исчерпаны. Отнюдь, как и прежде, лишь незиачи- простои из-за отсутствия топ­ лива, транспортов. Это лишь некоторая часть факторов, снижающих эффективность. Они, как говорится, лежат на поверхности. А если добавить к э том у и имеющ иеся по тери по п р и чи н е расхлябанно с ти и н е ор гани ­ зо ван но с ти , и им еющ и й ся г р у п ­ повой э гои зм флотов, п р ед пр и ­ я ти й и о тдел ьны х э к и п а ж е й , ко торы е реш аю т то л ь ко свои проблемы , то положение м ож ­ но оценива ть , м я г ко говоря , со­ всем не б ла гопол учным . Сейчас в местах и зы с к и в аю т ­ ся во змож но сти ус тране ния д ан но го не га тива , справедливо пола гая , что то л ь ко за счет э то го м ож но зна чи те л ь но на ­ рас ти ть объемы прои зводства , без д о по л ни тел ьны х средств . Не в полной мере, на мой взгляд . Е. Комаров: «Правительственная прогрэмма— дело первостепенное» тельная часть их приводится в действие. Реально оцени­ вая ситуацию, мы считаем, что в работе флотов и пред­ приятий перелом еще не на­ ступил. Развитие, объемы производства обеспечиваются только за счет экстенсивных факторов. Количество рабо­ тающих в море не сокраща­ ется, не лежит в музее и шкерочный нож. Не снижа­ ются у нас вынужденные способствуе т по выш е н ию ре­ з ул ь та ти в но с ти ф л о тс ки х э к и ­ паж ей и д ей с твующ ая сейчас система оплаты тр уда моряков . С ущ ествующ ая метода громо зд ­ ка , за п у тана , человек порой не знает за что или за к а к о й к о н к р е т н о вид работ он п о л у ­ чает зарплату? Непонятно и необъяснимо с точки зрения логики при­ нятие некоторых правитель­ ственных решении. Вызыва­ ет, к примеру, удивление принятие известного 402-го постановления Совмина СССР об улучшении условий труда и жизни работников рыбного хозяйства и последовавшего затем запрета па выдачу ли­ цензий на продажу рыбы, ко­ торое принято келейно, без информирования плавсостава. Данные действия поставили руководителей флотов перед задачей: за .счет чего же за­ рабатывать валюту и выпла­ чивать людям гарантирован­ ную правительством ее 33- процентную часть? По этой причине социальная напря­ женность еще больше возро­ сла, налицо противопостав­ ление руководителей флотов и плавсостава. И здесь, думается, как бы ^ V - крамольной, по мнению не­ которых, ни звучала сейчас тема повышения оптовых цен, но я не могу обойти ее мол­ чанием. Известно, в условиях хозрасчета в убыток- работать нельзя. В текущем году убы­ точные предприятия ^будут ликвидированы. Тогда вста­ ет тот же вопрос: что же де­ лать? Если мы хотим сохра­ нить флот, кадры, то цены повышать придется. Это за­ кономерно, объективно и оп­ равданно, так как с ухуди5с- нием сырьевой базы флоты работают в различных широ­ тах Мирового океана. А рас­ четы (пятилетнее задание) сделаны по Баренцеву морю. Есть и д р у го й вариан т : уве ­ л и чи ть до тацию государства на п о кры ти е расходов флотов. Но где взять д ен ь ги , ко гда ка зна пуста? В э ти х усло вия х , к а к один из выходов , было бы ес­ те с твенным дать б ольш ую са­ м остоятельность флотам в во­ проса х о п я ть -та ки внеш неэ ко ­ н о м и ч е с к и х связей , что позво ­ лило бы реш и ть мно гие проб ­ лемы м одерни зации , т е х н о л о ги ­ че с ко го оборудования и ремон­ та судов . Т а кж е счи таю , что кр ай не недостаточно уделяется вним ание р а зв и тию а к в а к у л ь т у ­ ры . О риен тир то л ь ко на о кеа ­ ниче с кое рыболовство ошибо ­ чен. Запад давно понял это и в клады вае т гром адны е средст­ ва на и с ку с с тв е н но е разведение рыбы . Мы ж е в значи тельной мере отстали в этом от д р у ги х стран . Полагаем, что настала по­ ра определиться и с нашими рыболовецкими колхозами. Крайне обострились згесь противоречия в выделении квоты, имеется целый ряд других насущных задач. Не­ которые хозяйства вообще хо­ тят выйти из системы рыбак- колхозсоюза. Проблема обо­ значилась, решать ее нужно. Но.в комплексе, и ни в коем случае не допустить ликвида­ ции сел на побережье полу­ острова. Многое из того, что я ска­ зал, есть в письме в Цент­ ральный Комитет партии, подписанном секретарями партийных комитетов пяти регионов. Чтобы решить ука­ занные проблемы, нужна правительственная программа развития рыбной отрасли. Е. КОМАРОВ, секретарь Мурманского об ­ ластного комитета КПСС. С т а в ш и й р е а л ь ­ н о с т ь ю сырьевой кризис, явно затянувшаяся перестройка структуры уп­ равления на бассейнах, мед­ лительность технического пе­ ревооружения флота, нако­ пившиеся десятилетиями про­ блемы и трудности социаль­ ных задач привели к резкому обострению напряженности в трудовых коллективах. Естественно, что трудно­ сти переживаемые отраслью в целом не обошли и наш коллектив. Мурманский траловый флот, старейший в отрасли, в этом году отмечающий свое 70-летие, i989 год начинал с о млн. рублей убытков. Для исправления положе­ ния была разработана про­ грамма производственной де­ ятельности, направленная на финансовое оздоровление экономики. Она состояла из следую­ щих основных элементов. На списанных судах было организовано производство пресервов и выпуск слабосо­ леной продукции. Силами флота восстанов­ лены три отслуживших свой срок крупнотоннажных судна — ППР «Рембрандт», «Ван Дейк», БМРТ «Всполох», ко­ торые впоследствии исполь­ зовались в производственном варианте (на приемке и обра­ ботке рыбопродукции в рай­ онах ЦВА и Баренцевом мо­ ре). Произведена модернизация рыбофабрик перспективных судов типа «Орленок», «Мо- онзунд», «Горизонт». Сокращены сроки ремонта судов путем создания под­ рядных коллективов из спе­ циалистов плавсостава и ра­ ботников базы технического обслуживания флота. Разработаны целевые про­ граммы по районам промыс­ ла и ассортименту выпускае­ мой продукции. Специалистами флота вое- 26 января 1990 года Г. Лидер: «Нам подачки не нужны» становлено и введено в экс­ плуатацию 11 судов подле­ жащих списанию (8 ППР и 3 БМРТ), что компенсирова­ ло потерю производственных мощностей, связанных с за­ дери;кой выхода судов из по­ воетроя. В результате проделанной работы флот, несмотря па потерю 460 судосуток из-за ожидания транспортов и топлива, произвел в 1980 го­ ду но отношению к 1988 го­ ду дополнительно товарной продукции на 20 млн. руб­ лей, получил 8,5 млн. руб­ лей прибыли и выполнил план года по производству и поставкам по всем показате­ лям. Что удалось реш ить по проб ­ лемам, поставленным на к о н ­ ференции ры ба ков Северного бассейна? Производится оплата допол ­ ни тельно го о т п у с к а э к и п а ж а м , работающ им за 70-м градусом северной ш и ро ты . Вы плачивается 33 процен та валю ты взамен с у то ч ны х . Решен вопрос заходов для о тды ха э к и п а ж е й в середине рейса. Строятся два дома х о з я й с т ­ венным способом . Начато строи тел ьство проф и ­ ла кто р и я для рыбаков . Разработаны п р ое кты р еж и ­ ма тр уда и о тды ха , оплаты труда , планир уе т ся ввести и х после обсуж дения на общефло­ т с ко й ко нф еренции в феврале. Сегодня в составе флота 114 единиц . Из н и х — 40 судов к р у п н о т о н н а ж н о го флота (ППР ти па «Грумант» , БМРТ типа «Алтай» , БМРТ п р о ч и х типов ) им ею т во зраст более 20 лет, то есть ф и зи че с ки и знош е ны . О сноекой уд ар ны й о тряд — это БАТ «Горизонт» , во зраст 15 лет, 8 судов новостроя ти па «моон зунд» , ко торы е флот толь , к о осваивает, но уж е сейчас ясно , что это морально устарее - шие суда. С редне тоннаж ны й флот — это ПСТ ти па «Баренцево море», 28 единиц , возраст 10 —15 лет. СТМ ти п а «Орленок» — 15 единиц , во зраст 3 года. Новый , 1990 год для флота ожидае тся слож ным . 43 процента наличного флота в 1990 году будет на­ ходиться вне эксплуатации. Уменьшены квоты вылова основных объектов промысла в близлежащих районах СВА, практически свернут промысел пищевых объек­ тов в районе АЧА и в то же время повышены цены па ма­ териальные ресурсы (топли­ во, основные материалы), ус­ луги смежных предприятий. В этих условиях объемы производства будут снижены к уровню 1989 года, и как результат — убыток флота может превысить 20 млн. рублей. Коллектив наметил прог­ рамму работы флота: восстановление отслужив­ ших свой срок судов — 3 единицы; сокращение сроков ремон­ та за счет интенсивного ис­ пользования собственной су­ доремонтной базы и передо­ вых методов организации труда, за счет чего рассчиты­ вает получить дополнительно 600 судосуток; максимально вырабатывать продукцию улучшенного ас­ сортимента; модернизировать рыбофаб- рики судов — 6 единиц; продолжить развитие бере­ говой обрабатывающей ин­ фраструктуры через создание совместных предприятий и производств. В.месте с тем для решения проблем, стоящих перед фло­ том, необходимо содействие Министерства рыбного хозяй­ ства СССР по следующим направлениям: в целях исключения непро­ изводительных простоев су­ дов в море оказать содей­ ствие в обеспечении рефем- костями и топливом; для сокращения сроков га­ рантийного и сопутствующе­ го ремонта (с 5 месяцев до 35 суток) оказать помощь в выделении валюты (или уменьшить размеры отчисле­ ний в централизованные фон­ ды Миирыбхоза СССР с 25% до 10%) для приобретения запасных частей в ГДР для судов типа СТМ и «Моон- зунд»; не повышать тарифы на перевозку рыбопродукции, топлива па 1990 год; изыскать возможность для компенсации затрат, связан­ ных с повышением цеп на материальные ресурсы до введения в действие новых оптовых цен па рыбопродук­ цию; на уровне Совмина СССР решить вопрос об освобожде­ нии предприятий рыбной от­ расли* от налогообложения прироста фонда заработной платы; при формировании эконо­ мических- нормативов \ia-J 3-ю пятилетку учитывать i S obi . i - шенпый уровень затрат Се­ верного региона; решения Министерства ры­ бного хозяйства СССР, непо­ средственно затрагивающие интересы трудовых коллек­ тивов, предварительно согла­ совывать с советами трудо­ вых коллективов. Экипажи судов флота име­ ют достаточную информацию о трудностях, ожидающих коллектив в 1990 году. Н е га ти вн ую р е а кц ию у моря ­ ко в вы зы в аю т реш ения , п р и н и ­ маемые на всех ур о в н я х , в том числе и прави тел ьством , на ­ правленны е на услож не ни е со­ здавшейся си туации . М оря ки счи таю т : перенос ср о ко в ввода но вы х оп товы х цен на 1991 год — э то ущемле ­ ние рыбной о трасли к а к добы ­ вающ ей , в сравнении с у го л ь ­ ной и топливной пр омыш ле н ­ но с тью . Введение налогообло ­ ж е н и я на пр и р о с т фонда опла ­ ты труда в период введения до ­ п о л н и те л ь ны х ль го т в оплате тр уда ха р а к те р и з у е т с я не­ обоснованным и зъ я тием д енеж ­ ны х средств в го суд ар с тве н ны й бю дже т. Ч увство не увер енно ­ сти в способности р у ко в о д и те ­ лей всех ран гов в т а н и х усло ­ вия х реш и ть проблемы м оря ­ ков , поставленны е на конф е ­ р е н ц и я х ры ба ков , создает со­ ц и а л ь н ую н а пр яж е н н о с ть п ко л л е к ти ва х , с н иж а е т прои звод ­ с тв е н н ую д и с ц и п л и н у и м ож ет привести к серьезным н е га ти в ­ ным последствиям . Мы надеемся, что те, от к о ­ го за в и си т реш ение э т и х проб ­ лем, в конечном и то ге пойм у т , что дол го т а к прод олж а ться не может. Необходимо п р ед пр и ­ нять срочны е и действенны е меры по о ка за н ию помощ и до ­ бы вающ им флотам . Нам не н у ­ ж н ы подач ки и д о тации , нам н у ж н ы норм альны е э ко н о м и ч е ­ с ки е условия . Моряки отчетливо сознают положение, в котором оказа­ лась страна, не хотят быть просителями, иждивенцами, они умеют и могут работать. И им нужно дать возмож­ ность работать нормально. Г. ЛИДЕР председатель СТК Мурман­ ского тралопого флота. РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz