Рыбный Мурман. 1990 г. Январь.
A n n 4 r ; i t *: i : == H oM экономической и политике 8 и 9 января в Минрыбхозе СССР состоялось заседание Совета отрасли. В его работе приняли участие представите ли бассейнов страны, в том числе — Северного: руководи тели, ведущие специалисты, председатели советов трудовых коллективов предприятий. Сегодня мы предлагаем вниманию читателей тексты вы ступлений северян — членов Совета отрасли. Д УМАЮ, ЧТО НЕ ОШИ БУСЬ, если скажу, что разговор, который продолжен сегодня, а речь идет о путях решения или устранения сто ящих проблем, как никогда, своевременен. Начало, ему, как мне представляется, бы ло положено па бассейновых конференциях плавсостава и пленуме Центрального Коми тета профсоюза отрасли. И хотелось бы надеяться, что те предложения, те критиче ские замечания, которые се годня высказываются, нако нец будут услышаны. Даже несмотря на то, что на таких мероприятиях, как всегда, отсутствуют представители центральных правительствен ных органов. Это дает осно вание сделать вывод о том, что рыбацкие заботы в про блеме агропромышленного сектора экономики теряются, не столь актуальны они и не столь злободневны. Но так ли это на самом деле? Ответить на это м ож но толь ко однозначно : нет. Неужели в со знании д о л ж н о с т ны х лиц цен трал ьны х ор ганов со хр а н я ется мнение , что океан — без донная бочка , набитая рыбой? И с тои т толь ко бросить кл и ч , к а к по велению волшебной п а л о ч ки станет ловиться ры б ка И мала и велика ! Без д ополни тельной финансовой помощи о трасли положение не у л у чш и т ся. И, д ум аю , у ч а с т н и к и настоя щего совета со мною со гла ся т ся. Ибо не на словах, а на де ле они зн аю т , к а к и х за тра т, к а к и х усилий требуе т каж д ая добы тая и переработанная т о н на ры бы , пы таю т с я хо ть к а к - то , но свести ко н цы с ко н ц а ми , ла та ть ежедневно по я вл яю щиеся проре хи в своем х о з я й стве , с гладить со ци ал ьн ую на пр яж е н н о с ть в ко л л е кти ва х . Я не утверждаю, н далек от мысли, что все резервы в этом исчерпаны. Отнюдь, как и прежде, лишь незиачи- простои из-за отсутствия топ лива, транспортов. Это лишь некоторая часть факторов, снижающих эффективность. Они, как говорится, лежат на поверхности. А если добавить к э том у и имеющ иеся по тери по п р и чи н е расхлябанно с ти и н е ор гани зо ван но с ти , и им еющ и й ся г р у п повой э гои зм флотов, п р ед пр и я ти й и о тдел ьны х э к и п а ж е й , ко торы е реш аю т то л ь ко свои проблемы , то положение м ож но оценива ть , м я г ко говоря , со всем не б ла гопол учным . Сейчас в местах и зы с к и в аю т ся во змож но сти ус тране ния д ан но го не га тива , справедливо пола гая , что то л ь ко за счет э то го м ож но зна чи те л ь но на рас ти ть объемы прои зводства , без д о по л ни тел ьны х средств . Не в полной мере, на мой взгляд . Е. Комаров: «Правительственная прогрэмма— дело первостепенное» тельная часть их приводится в действие. Реально оцени вая ситуацию, мы считаем, что в работе флотов и пред приятий перелом еще не на ступил. Развитие, объемы производства обеспечиваются только за счет экстенсивных факторов. Количество рабо тающих в море не сокраща ется, не лежит в музее и шкерочный нож. Не снижа ются у нас вынужденные способствуе т по выш е н ию ре з ул ь та ти в но с ти ф л о тс ки х э к и паж ей и д ей с твующ ая сейчас система оплаты тр уда моряков . С ущ ествующ ая метода громо зд ка , за п у тана , человек порой не знает за что или за к а к о й к о н к р е т н о вид работ он п о л у чает зарплату? Непонятно и необъяснимо с точки зрения логики при нятие некоторых правитель ственных решении. Вызыва ет, к примеру, удивление принятие известного 402-го постановления Совмина СССР об улучшении условий труда и жизни работников рыбного хозяйства и последовавшего затем запрета па выдачу ли цензий на продажу рыбы, ко торое принято келейно, без информирования плавсостава. Данные действия поставили руководителей флотов перед задачей: за .счет чего же за рабатывать валюту и выпла чивать людям гарантирован ную правительством ее 33- процентную часть? По этой причине социальная напря женность еще больше возро сла, налицо противопостав ление руководителей флотов и плавсостава. И здесь, думается, как бы ^ V - крамольной, по мнению не которых, ни звучала сейчас тема повышения оптовых цен, но я не могу обойти ее мол чанием. Известно, в условиях хозрасчета в убыток- работать нельзя. В текущем году убы точные предприятия ^будут ликвидированы. Тогда вста ет тот же вопрос: что же де лать? Если мы хотим сохра нить флот, кадры, то цены повышать придется. Это за кономерно, объективно и оп равданно, так как с ухуди5с- нием сырьевой базы флоты работают в различных широ тах Мирового океана. А рас четы (пятилетнее задание) сделаны по Баренцеву морю. Есть и д р у го й вариан т : уве л и чи ть до тацию государства на п о кры ти е расходов флотов. Но где взять д ен ь ги , ко гда ка зна пуста? В э ти х усло вия х , к а к один из выходов , было бы ес те с твенным дать б ольш ую са м остоятельность флотам в во проса х о п я ть -та ки внеш неэ ко н о м и ч е с к и х связей , что позво лило бы реш и ть мно гие проб лемы м одерни зации , т е х н о л о ги че с ко го оборудования и ремон та судов . Т а кж е счи таю , что кр ай не недостаточно уделяется вним ание р а зв и тию а к в а к у л ь т у ры . О риен тир то л ь ко на о кеа ниче с кое рыболовство ошибо чен. Запад давно понял это и в клады вае т гром адны е средст ва на и с ку с с тв е н но е разведение рыбы . Мы ж е в значи тельной мере отстали в этом от д р у ги х стран . Полагаем, что настала по ра определиться и с нашими рыболовецкими колхозами. Крайне обострились згесь противоречия в выделении квоты, имеется целый ряд других насущных задач. Не которые хозяйства вообще хо тят выйти из системы рыбак- колхозсоюза. Проблема обо значилась, решать ее нужно. Но.в комплексе, и ни в коем случае не допустить ликвида ции сел на побережье полу острова. Многое из того, что я ска зал, есть в письме в Цент ральный Комитет партии, подписанном секретарями партийных комитетов пяти регионов. Чтобы решить ука занные проблемы, нужна правительственная программа развития рыбной отрасли. Е. КОМАРОВ, секретарь Мурманского об ластного комитета КПСС. С т а в ш и й р е а л ь н о с т ь ю сырьевой кризис, явно затянувшаяся перестройка структуры уп равления на бассейнах, мед лительность технического пе ревооружения флота, нако пившиеся десятилетиями про блемы и трудности социаль ных задач привели к резкому обострению напряженности в трудовых коллективах. Естественно, что трудно сти переживаемые отраслью в целом не обошли и наш коллектив. Мурманский траловый флот, старейший в отрасли, в этом году отмечающий свое 70-летие, i989 год начинал с о млн. рублей убытков. Для исправления положе ния была разработана про грамма производственной де ятельности, направленная на финансовое оздоровление экономики. Она состояла из следую щих основных элементов. На списанных судах было организовано производство пресервов и выпуск слабосо леной продукции. Силами флота восстанов лены три отслуживших свой срок крупнотоннажных судна — ППР «Рембрандт», «Ван Дейк», БМРТ «Всполох», ко торые впоследствии исполь зовались в производственном варианте (на приемке и обра ботке рыбопродукции в рай онах ЦВА и Баренцевом мо ре). Произведена модернизация рыбофабрик перспективных судов типа «Орленок», «Мо- онзунд», «Горизонт». Сокращены сроки ремонта судов путем создания под рядных коллективов из спе циалистов плавсостава и ра ботников базы технического обслуживания флота. Разработаны целевые про граммы по районам промыс ла и ассортименту выпускае мой продукции. Специалистами флота вое- 26 января 1990 года Г. Лидер: «Нам подачки не нужны» становлено и введено в экс плуатацию 11 судов подле жащих списанию (8 ППР и 3 БМРТ), что компенсирова ло потерю производственных мощностей, связанных с за дери;кой выхода судов из по воетроя. В результате проделанной работы флот, несмотря па потерю 460 судосуток из-за ожидания транспортов и топлива, произвел в 1980 го ду но отношению к 1988 го ду дополнительно товарной продукции на 20 млн. руб лей, получил 8,5 млн. руб лей прибыли и выполнил план года по производству и поставкам по всем показате лям. Что удалось реш ить по проб лемам, поставленным на к о н ференции ры ба ков Северного бассейна? Производится оплата допол ни тельно го о т п у с к а э к и п а ж а м , работающ им за 70-м градусом северной ш и ро ты . Вы плачивается 33 процен та валю ты взамен с у то ч ны х . Решен вопрос заходов для о тды ха э к и п а ж е й в середине рейса. Строятся два дома х о з я й с т венным способом . Начато строи тел ьство проф и ла кто р и я для рыбаков . Разработаны п р ое кты р еж и ма тр уда и о тды ха , оплаты труда , планир уе т ся ввести и х после обсуж дения на общефло т с ко й ко нф еренции в феврале. Сегодня в составе флота 114 единиц . Из н и х — 40 судов к р у п н о т о н н а ж н о го флота (ППР ти па «Грумант» , БМРТ типа «Алтай» , БМРТ п р о ч и х типов ) им ею т во зраст более 20 лет, то есть ф и зи че с ки и знош е ны . О сноекой уд ар ны й о тряд — это БАТ «Горизонт» , во зраст 15 лет, 8 судов новостроя ти па «моон зунд» , ко торы е флот толь , к о осваивает, но уж е сейчас ясно , что это морально устарее - шие суда. С редне тоннаж ны й флот — это ПСТ ти па «Баренцево море», 28 единиц , возраст 10 —15 лет. СТМ ти п а «Орленок» — 15 единиц , во зраст 3 года. Новый , 1990 год для флота ожидае тся слож ным . 43 процента наличного флота в 1990 году будет на ходиться вне эксплуатации. Уменьшены квоты вылова основных объектов промысла в близлежащих районах СВА, практически свернут промысел пищевых объек тов в районе АЧА и в то же время повышены цены па ма териальные ресурсы (топли во, основные материалы), ус луги смежных предприятий. В этих условиях объемы производства будут снижены к уровню 1989 года, и как результат — убыток флота может превысить 20 млн. рублей. Коллектив наметил прог рамму работы флота: восстановление отслужив ших свой срок судов — 3 единицы; сокращение сроков ремон та за счет интенсивного ис пользования собственной су доремонтной базы и передо вых методов организации труда, за счет чего рассчиты вает получить дополнительно 600 судосуток; максимально вырабатывать продукцию улучшенного ас сортимента; модернизировать рыбофаб- рики судов — 6 единиц; продолжить развитие бере говой обрабатывающей ин фраструктуры через создание совместных предприятий и производств. В.месте с тем для решения проблем, стоящих перед фло том, необходимо содействие Министерства рыбного хозяй ства СССР по следующим направлениям: в целях исключения непро изводительных простоев су дов в море оказать содей ствие в обеспечении рефем- костями и топливом; для сокращения сроков га рантийного и сопутствующе го ремонта (с 5 месяцев до 35 суток) оказать помощь в выделении валюты (или уменьшить размеры отчисле ний в централизованные фон ды Миирыбхоза СССР с 25% до 10%) для приобретения запасных частей в ГДР для судов типа СТМ и «Моон- зунд»; не повышать тарифы на перевозку рыбопродукции, топлива па 1990 год; изыскать возможность для компенсации затрат, связан ных с повышением цеп на материальные ресурсы до введения в действие новых оптовых цен па рыбопродук цию; на уровне Совмина СССР решить вопрос об освобожде нии предприятий рыбной от расли* от налогообложения прироста фонда заработной платы; при формировании эконо мических- нормативов \ia-J 3-ю пятилетку учитывать i S obi . i - шенпый уровень затрат Се верного региона; решения Министерства ры бного хозяйства СССР, непо средственно затрагивающие интересы трудовых коллек тивов, предварительно согла совывать с советами трудо вых коллективов. Экипажи судов флота име ют достаточную информацию о трудностях, ожидающих коллектив в 1990 году. Н е га ти вн ую р е а кц ию у моря ко в вы зы в аю т реш ения , п р и н и маемые на всех ур о в н я х , в том числе и прави тел ьством , на правленны е на услож не ни е со здавшейся си туации . М оря ки счи таю т : перенос ср о ко в ввода но вы х оп товы х цен на 1991 год — э то ущемле ние рыбной о трасли к а к добы вающ ей , в сравнении с у го л ь ной и топливной пр омыш ле н но с тью . Введение налогообло ж е н и я на пр и р о с т фонда опла ты труда в период введения до п о л н и те л ь ны х ль го т в оплате тр уда ха р а к те р и з у е т с я не обоснованным и зъ я тием д енеж ны х средств в го суд ар с тве н ны й бю дже т. Ч увство не увер енно сти в способности р у ко в о д и те лей всех ран гов в т а н и х усло вия х реш и ть проблемы м оря ков , поставленны е на конф е р е н ц и я х ры ба ков , создает со ц и а л ь н ую н а пр яж е н н о с ть п ко л л е к ти ва х , с н иж а е т прои звод с тв е н н ую д и с ц и п л и н у и м ож ет привести к серьезным н е га ти в ным последствиям . Мы надеемся, что те, от к о го за в и си т реш ение э т и х проб лем, в конечном и то ге пойм у т , что дол го т а к прод олж а ться не может. Необходимо п р ед пр и нять срочны е и действенны е меры по о ка за н ию помощ и до бы вающ им флотам . Нам не н у ж н ы подач ки и д о тации , нам н у ж н ы норм альны е э ко н о м и ч е с ки е условия . Моряки отчетливо сознают положение, в котором оказа лась страна, не хотят быть просителями, иждивенцами, они умеют и могут работать. И им нужно дать возмож ность работать нормально. Г. ЛИДЕР председатель СТК Мурман ского тралопого флота. РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz