Рыбный Мурман. 1990 г. Январь.
/о Резонанс <А4 Спасибо за намять Уважаемая редакция! С большим интересом прочел в вашем еженедельнике «Рыб ный Мурман» документаль ную повесть А. В. Кривенко «Лосось» идет на мины». Ин терес к повести был продик тован еще и тем, что коман диром этого легендарного ТЩ-32 был мой отец И. И. Дугладзе. Мне не раз прихо дилось слышать из его уст о славном и дружном экипа же траулера. За каждым чле ном его команды — прекра сно прожитая жизнь, полная самоотверженного труда, лю бви и преданности Родине. Как это часто бывает, годы великих испытаний способст вуют выявлению лучших ка честв советских людей, гото вых совершать подвиги, по добные подвигу моряков ТЩ-32. Это даже не подвиг, а скорее скромная, ко вдох новенная работа простых тружеников моря. А. В. Кри венко в своей повести в хронологической последова тельности, как бы перелис тывая судовой журнал, с до кументальной ТОЧНОСТЬЮ БОС" создает яркие страницы би ографии Краснознаменного тральщика. Повесть написана в л у чш и х , за бы ты х , к сожалению , трад и ц и я х «воспитания историей» но- вого по коления м оря ков . Зто л и тер а ту р ны й п а м я тн и к моря кам мирно го ры боловец ко го траулера , ко тором у приш лось в годы войны ста ть на защ и ту Родины . Я сердечно благодарен ав тору повести Алевтине Ва сильевне Кривенко за ее бла городный кропотливый труд. Написать подобную. повесть, как мне кажется, это по кру пицам изо дня в день, из го да в год собирать необходи- Летом 1989 года (№ 19, 21, 22, 23 и 24) «Рыбный Мурман» опу бликовал сокращенный вариант документальной повести А. Крн- ненко «Лосось» идет на мины» — о Краснознаменном ТЩ-32, единственном в годы Великой Отечественной войны тральщике, удостоенном такой высокой боевой награды. Сегодня знакомим читателей с откликами на это выступление. Все фотографии — 1943— 1945 гг. мый материал для воскреше ния давно минувших собы тий. Мне хорош о известно , с к а ким упорством и на с той ч и востью Алевтина Васильевна собирает до кум е н ты и э к с п о н а ты для музея КСФ о героичес- н и х делах североморцев . Одна ко это особая тема, за с л уж и в а ющ ая бла годарной о ц е н ки ее на учной деятельности . Я признателен редакции еженедельника «Рыбный Мур ман»* опубликовавшей по весть А. В. Кривенко «Ло сось» идет на мины» к 45-ле тию Победы на Севере. Творческих вам успехов! С уважением — О. И. ДУГЛАДЗЕ, кинорежиссер киностудии «Ленфильм». ОТ РЕДАКЦИИ . Б разговоре по телефону Отар Ильич поде лился своими тв орче с ким и пла нами . Есть у него за д ум ка — сделать д о кум е н та л ьн ую лен ту о Красно знам енном ТЩ -32 , к о торым командовал е го отец . НА СНИМКЕ — И. И. Дуг ладзе, Б л а г о д а р е н сотрудникам еженедельника за то, что опубликовали повесть «Ло сось» идет на мины». Пусть и в сокращенном варианте, но все-таки не прошли мимо это го материала и е с п о м н и л и нас, стариков, добрыми словами и уделили нам внимание. Я внимательно прочитал ссе присланное и восхищен всем, что вы делаете для нашего Северного флота и для его ве теранов, их родных и близ ких. Спасибо вам, Алевтина Васильевна, за ваш фанатиче ский труд, который иначе и не назовешь. Видно, что все на писанное вы пропустили через свое сердце. Рад, что увидел вас на фотографии. А то мы столько лет переписываемся с вами, но вот на фото увидел вас впервые. Я удивлен, что бы собрали столько материала о ТЩ-32. Материал правдивый, большой, о тружениках моря. Глядя с высоты современности, дума ешь, на каких же кораблях мы М ы в е р и л и в п о б е д у ! » 13 сентября 19S9 года. Здравствуйте, Алевтина Васильевна! В первую очередь я хочу перед вами извиниться за задержку с ответом. Здоровье подвело. Сегодня мне исполнилось 76 лет и память моя, ко нечно, уже не та... Ваша повесть «Лосось» идет на мины» помогла мне вспомнить опасные боевые походы нашего Кра снознаменного Т1Ц-32. Я взял карту большого масштаба и проверил по ней все, о чем вы пишете. Какой точный рас сказ у вас! В повести правильно описаны острова, проливы, берега и мелководья (кошки). На нашем тральщике были сильные моряки, преданные на шей Родине до конца. Траление страшных акустических мин, бомбежки фашистских самолетов и атаки субмарин не могли сломить нашу волю. Мы верили в победу. Вы правильно при вели слова Ильи Ивановича Дугладзе: «Мы погибнем все вместе или победим!» В Архангельске из экипажа ТЩ-32 живут электрик Воло дя Иванов и старшина сигнальщиков Леонид Доценков. А старшина машинистов, а потом командир БЧ-5 Павел Антоно вич Пименов скончался два года назад. На снимке, который газета опубликовала 11 августа, справа налево в первом ря ду — электрик Володя Иванов, потом я, дальше Павел Пи менов. Во втором ряду слева — кочегар Поляков. Большое спасибо редколлегии «Рыбного Мурмана» за то, что опубликован этот снимок. С уважением— бывший штурман, г потом командир ТЩ-32 К. П. ДО Б РО ^ ДЕЕВ. НА СНИМКЕ — автор. . г. Архангельск . «Железная команда не знала нытья» плавали! Железная команда не знала нытья. Многие прошли всю войну и удостоены двух медалей: «За оборону Совет ского Заполярья» и «За побе ду над Германией в Великой Отечественной войне 1941— 1945 гг.». На будущее я хотел бы ав то р у и читателям р а с кры т ь не ко торы е моменты в нашей во енной служ бе . Когда м ор я ки на ш л ю п к а х у н и ч то ж а л и мины в море, то ш л ю п к у мы не разворачивали потом , а быстрее уходили от опасно го места. Э л е ктром а гни тны е мины рас счи таны на 22 им п уль са и плю с два п р и тралении — для надежности . Общий вес в зры в ч а т ки 300 — 350 н г. По переходу конвоя Нарьян - Мар — Новый Порт на Оби — это , прим ерно , 2500 миль. Д ви ж е ние под берегом на малых гл уб и н а х . В любой момент м ож но у н ры ть ся от ш торма . Командир конво я ка п и та н 1-го ран га Елисеев, н а чал ь н и к ш та ба Новоземельской базы . Зам. его — ком а нд ир ТЩ -32 (по п р и ка зу ). 11 сентября 1943 года в Со- ломбале у стенки был вручен тральщику орден Красного Знамени и Краснознаменный Военно-Морской флаг коман дующим Иокангской базой контр-адмиралом Абрамовым. Я был дежурным по кораблю и командовал подъемом Крас нознаменного флага, флагов расцвечивания и стеньгового флага, как положено. Были вручены награды. Я был молод на ТЩ-32. Прослужил на нем с 9.2.1943 г. по 3G.04.1944 г. А потом продолжил службу не, крейсере «Мурманск». 4^ Вот такие советы мне хоте лось Бысказать вам, Алевтина Васильевна, так как знаю, что вы будете продолжать работу ь над материалом «Лосось» идет на мины». Очень бы хотелось, чтобы рукопись была издана, ибо* о рыболовных траулерах, ставших в дни войны военны ми кораблями, написано очень мало и скупо. !Это еще одна нераскрытая страница истории Северного флота. С благодарностью — Е. В. АТРОШЕНКО, бывший коман дир БЧ-2, 3 Краснознаменного тральщика № 32. ИЛ СНИМКЕ — автор. г. Черкассы. П ОЛУЧИЛ все 5 номеров еженедельника «Рыб ный Мурман» с повестью «Лосось» идет на мины». Большое спасибо редакции «Рыбного Мурмана» за то, что опубликовала эту по весть, за то, что вспомнили нас, ветеранов, которые в трудное и суровое для Роди ны время защищали ее и ве ли неравные бои с фашиста ми в море, на суше и в воз духе. Сердечно благодарю авто ра. Алевтина Васильевна про делала огромную и кропот ливую работу по сбору мате риалов о Краснознаменном ТЩ-32 и других тральщиков Северного флота. Не только я, но и моя жена, сын и внук с увлечением прочитали по весть «Лосось» идет на ми ны». Конечно, повесть всколыхнула мои чув ства. Я всю войну прослу жил на ТЩ-53, в одном ди визионе с ТЩ-32, и был не посредственным участником многих событий, описанных в А смерть ходила рядом Л Ш я повести, многие лица хоро шо знакомы мне. Почти полвека отделяют нас от той поры, когда про ходили описываемые собы тия. И вот сейчас, прочитав повесть, в памяти все осве жил. Перед глазами встают те тяжелые грозные годы войны, героические подвиги боевых товарищей. Да, тяже ло было победить, тяжело и выжить! В повести боевые походы описаны без прикрас. Это имеет большую ценность. Я все-таки надеюсь, что когда-нибудь повесть выйдет в свет целиком. По моему мнению, в ней следовало бы кратко ознакомить читате лей с тем, что собой пред ставлял ТЩ-32 и ему подоб ные корабли. Давно таких траулеров не строят, и моло дые люди не имеют предста вления о них. «Лосось» был по строен в Германии , у го л ь ны й , полное во доизмещ ение прим ерно 1000 то нн , с ко ро с ть 10 узлов (18,5 нм /час), „осадка корабля п р и мерно 4 м, длина 47 метров, гру зо по дъ ем но с ть 250 то нн . К а к м и н ны й тр а л ьщ и к , он имел мно го недостатков : 1. Малая с ко р о с т ь — 10 у з лов. Нередко ко н во и р уемы е с у да имели с ко р о с т ь больше. 2. Т р а л ьщ и к у го л ь н ы й ; в вой н у у гол ь , н а к правило , был н и з к о го качества и по этом у дер ж а т ь пар «на марке» было тр удно . 3. П од се кающ ий зм ей ко вы й трал был однобор тны й , т. е. ставился то л ь ко с одного бор та , к о н с т р у к ц и я корабля не позволяла с та ви ть трал с обо и х бортов , поэ том у и ш и рина за хва та трала была вдвое мень ше. 4. Не было м а гн и тн о го трала . 5. Осадка нормой 4 м для т р а л ьщ и к а — это много . 6. Гл убинны е бомбы мало го калибр а . 7. Не было а к у с т и к и , борьба с подводными лод кам и п р о х о дила вслепую . 8. Н и зки е маневренны е ка че ства . 9. Слабое ш турм а н с ко е воор у ж ение . И вот, несмотря на эти не достатки, ТЩ-32 и подобные ему корабли успешно выпол няли боевые задачи. Очень часто они были связаны с большим риском для жизни, можно сказать — смерть хо дила рядом. Образцом выполнения бое вых заданий был ТЩ-32, за что заслуженно награжден орденом Красного Знамени. Неплохо было бы в пове сти кратко осветить послево енное боевое траление. Вой на окончилась, а для траль щиков она продолжалась, на до было очистить моря от мин. Боевое траление — это ра бота тяжелая и опасная. Кра снознаменный ТЩ-32 прини мал самое активное участие в боевом тралении, был флаг манским кораблем. В целом, на мой взгляд, повесть написана хорошо и явится ценным материалом в воспитании подрастающего поколения на лучших боевых традициях моряков-север<Я морцев. ...В этом году, находясь в отпуске, я посетил Рязань, где встретился со своим бо евым товарищем Горшковым Иваном Михайловичем — фельдшером ТЩ-32. Хотя времени для встречи с ним было мало, но все же мы ус пели о многом поговорить. Главным в разговоре были воспоминания о войне, о то варищах. Большое всем спасибо за внимание к ветеранам-севе- роморцам! С уважением — Г. В. ДИКАРЕВСКИЙ, бывший командир БЧ-1 Краснознаменного траль щика № 32 Северного фло та (1945— 1946 гг.) е. Туапсе . 12 яиваря 1980года шш= рыбный мурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz