Рыбный Мурман. 1990 г. Январь.

/о Резонанс <А4 Спасибо за намять Уважаемая редакция! С большим интересом прочел в вашем еженедельнике «Рыб­ ный Мурман» документаль­ ную повесть А. В. Кривенко «Лосось» идет на мины». Ин­ терес к повести был продик­ тован еще и тем, что коман­ диром этого легендарного ТЩ-32 был мой отец И. И. Дугладзе. Мне не раз прихо­ дилось слышать из его уст о славном и дружном экипа­ же траулера. За каждым чле­ ном его команды — прекра­ сно прожитая жизнь, полная самоотверженного труда, лю­ бви и преданности Родине. Как это часто бывает, годы великих испытаний способст­ вуют выявлению лучших ка­ честв советских людей, гото­ вых совершать подвиги, по­ добные подвигу моряков ТЩ-32. Это даже не подвиг, а скорее скромная, ко вдох­ новенная работа простых тружеников моря. А. В. Кри­ венко в своей повести в хронологической последова­ тельности, как бы перелис­ тывая судовой журнал, с до­ кументальной ТОЧНОСТЬЮ БОС" создает яркие страницы би­ ографии Краснознаменного тральщика. Повесть написана в л у чш и х , за бы ты х , к сожалению , трад и ­ ц и я х «воспитания историей» но- вого по коления м оря ков . Зто л и тер а ту р ны й п а м я тн и к моря ­ кам мирно го ры боловец ко го траулера , ко тором у приш лось в годы войны ста ть на защ и ту Родины . Я сердечно благодарен ав­ тору повести Алевтине Ва­ сильевне Кривенко за ее бла­ городный кропотливый труд. Написать подобную. повесть, как мне кажется, это по кру­ пицам изо дня в день, из го­ да в год собирать необходи- Летом 1989 года (№ 19, 21, 22, 23 и 24) «Рыбный Мурман» опу­ бликовал сокращенный вариант документальной повести А. Крн- ненко «Лосось» идет на мины» — о Краснознаменном ТЩ-32, единственном в годы Великой Отечественной войны тральщике, удостоенном такой высокой боевой награды. Сегодня знакомим читателей с откликами на это выступление. Все фотографии — 1943— 1945 гг. мый материал для воскреше­ ния давно минувших собы­ тий. Мне хорош о известно , с к а ­ ким упорством и на с той ч и ­ востью Алевтина Васильевна собирает до кум е н ты и э к с п о н а ­ ты для музея КСФ о героичес- н и х делах североморцев . Одна­ ко это особая тема, за с л уж и в а ­ ющ ая бла годарной о ц е н ки ее на учной деятельности . Я признателен редакции еженедельника «Рыбный Мур­ ман»* опубликовавшей по­ весть А. В. Кривенко «Ло­ сось» идет на мины» к 45-ле­ тию Победы на Севере. Творческих вам успехов! С уважением — О. И. ДУГЛАДЗЕ, кинорежиссер киностудии «Ленфильм». ОТ РЕДАКЦИИ . Б разговоре по телефону Отар Ильич поде­ лился своими тв орче с ким и пла ­ нами . Есть у него за д ум ка — сделать д о кум е н та л ьн ую лен ту о Красно знам енном ТЩ -32 , к о ­ торым командовал е го отец . НА СНИМКЕ — И. И. Дуг­ ладзе, Б л а г о д а р е н сотрудникам еженедельника за то, что опубликовали повесть «Ло­ сось» идет на мины». Пусть и в сокращенном варианте, но все-таки не прошли мимо это­ го материала и е с п о м н и л и нас, стариков, добрыми словами и уделили нам внимание. Я внимательно прочитал ссе присланное и восхищен всем, что вы делаете для нашего Северного флота и для его ве­ теранов, их родных и близ­ ких. Спасибо вам, Алевтина Васильевна, за ваш фанатиче­ ский труд, который иначе и не назовешь. Видно, что все на­ писанное вы пропустили через свое сердце. Рад, что увидел вас на фотографии. А то мы столько лет переписываемся с вами, но вот на фото увидел вас впервые. Я удивлен, что бы собрали столько материала о ТЩ-32. Материал правдивый, большой, о тружениках моря. Глядя с высоты современности, дума­ ешь, на каких же кораблях мы М ы в е р и л и в п о б е д у ! » 13 сентября 19S9 года. Здравствуйте, Алевтина Васильевна! В первую очередь я хочу перед вами извиниться за задержку с ответом. Здоровье подвело. Сегодня мне исполнилось 76 лет и память моя, ко­ нечно, уже не та... Ваша повесть «Лосось» идет на мины» помогла мне вспомнить опасные боевые походы нашего Кра­ снознаменного Т1Ц-32. Я взял карту большого масштаба и проверил по ней все, о чем вы пишете. Какой точный рас­ сказ у вас! В повести правильно описаны острова, проливы, берега и мелководья (кошки). На нашем тральщике были сильные моряки, преданные на­ шей Родине до конца. Траление страшных акустических мин, бомбежки фашистских самолетов и атаки субмарин не могли сломить нашу волю. Мы верили в победу. Вы правильно при­ вели слова Ильи Ивановича Дугладзе: «Мы погибнем все вместе или победим!» В Архангельске из экипажа ТЩ-32 живут электрик Воло­ дя Иванов и старшина сигнальщиков Леонид Доценков. А старшина машинистов, а потом командир БЧ-5 Павел Антоно­ вич Пименов скончался два года назад. На снимке, который газета опубликовала 11 августа, справа налево в первом ря­ ду — электрик Володя Иванов, потом я, дальше Павел Пи­ менов. Во втором ряду слева — кочегар Поляков. Большое спасибо редколлегии «Рыбного Мурмана» за то, что опубликован этот снимок. С уважением— бывший штурман, г потом командир ТЩ-32 К. П. ДО Б РО ^ ДЕЕВ. НА СНИМКЕ — автор. . г. Архангельск . «Железная команда не знала нытья» плавали! Железная команда не знала нытья. Многие прошли всю войну и удостоены двух медалей: «За оборону Совет­ ского Заполярья» и «За побе­ ду над Германией в Великой Отечественной войне 1941— 1945 гг.». На будущее я хотел бы ав ­ то р у и читателям р а с кры т ь не ­ ко торы е моменты в нашей во­ енной служ бе . Когда м ор я ки на ш л ю п к а х у н и ч то ж а л и мины в море, то ш л ю п к у мы не разворачивали потом , а быстрее уходили от опасно го места. Э л е ктром а гни тны е мины рас ­ счи таны на 22 им п уль са и плю с два п р и тралении — для надежности . Общий вес в зры в ч а т ки 300 — 350 н г. По переходу конвоя Нарьян - Мар — Новый Порт на Оби — это , прим ерно , 2500 миль. Д ви ­ ж е ние под берегом на малых гл уб и н а х . В любой момент м ож но у н ры ть ся от ш торма . Командир конво я ка п и та н 1-го ран га Елисеев, н а чал ь н и к ш та ­ ба Новоземельской базы . Зам. его — ком а нд ир ТЩ -32 (по п р и ­ ка зу ). 11 сентября 1943 года в Со- ломбале у стенки был вручен тральщику орден Красного Знамени и Краснознаменный Военно-Морской флаг коман­ дующим Иокангской базой контр-адмиралом Абрамовым. Я был дежурным по кораблю и командовал подъемом Крас­ нознаменного флага, флагов расцвечивания и стеньгового флага, как положено. Были вручены награды. Я был молод на ТЩ-32. Прослужил на нем с 9.2.1943 г. по 3G.04.1944 г. А потом продолжил службу не, крейсере «Мурманск». 4^ Вот такие советы мне хоте­ лось Бысказать вам, Алевтина Васильевна, так как знаю, что вы будете продолжать работу ь над материалом «Лосось» идет на мины». Очень бы хотелось, чтобы рукопись была издана, ибо* о рыболовных траулерах, ставших в дни войны военны­ ми кораблями, написано очень мало и скупо. !Это еще одна нераскрытая страница истории Северного флота. С благодарностью — Е. В. АТРОШЕНКО, бывший коман­ дир БЧ-2, 3 Краснознаменного тральщика № 32. ИЛ СНИМКЕ — автор. г. Черкассы. П ОЛУЧИЛ все 5 номеров еженедельника «Рыб­ ный Мурман» с повестью «Лосось» идет на мины». Большое спасибо редакции «Рыбного Мурмана» за то, что опубликовала эту по­ весть, за то, что вспомнили нас, ветеранов, которые в трудное и суровое для Роди­ ны время защищали ее и ве­ ли неравные бои с фашиста­ ми в море, на суше и в воз­ духе. Сердечно благодарю авто­ ра. Алевтина Васильевна про­ делала огромную и кропот­ ливую работу по сбору мате­ риалов о Краснознаменном ТЩ-32 и других тральщиков Северного флота. Не только я, но и моя жена, сын и внук с увлечением прочитали по­ весть «Лосось» идет на ми­ ны». Конечно, повесть всколыхнула мои чув­ ства. Я всю войну прослу­ жил на ТЩ-53, в одном ди­ визионе с ТЩ-32, и был не­ посредственным участником многих событий, описанных в А смерть ходила рядом Л Ш я повести, многие лица хоро­ шо знакомы мне. Почти полвека отделяют нас от той поры, когда про­ ходили описываемые собы­ тия. И вот сейчас, прочитав повесть, в памяти все осве­ жил. Перед глазами встают те тяжелые грозные годы войны, героические подвиги боевых товарищей. Да, тяже­ ло было победить, тяжело и выжить! В повести боевые походы описаны без прикрас. Это имеет большую ценность. Я все-таки надеюсь, что когда-нибудь повесть выйдет в свет целиком. По моему мнению, в ней следовало бы кратко ознакомить читате­ лей с тем, что собой пред­ ставлял ТЩ-32 и ему подоб­ ные корабли. Давно таких траулеров не строят, и моло­ дые люди не имеют предста­ вления о них. «Лосось» был по строен в Германии , у го л ь ны й , полное во­ доизмещ ение прим ерно 1000 то нн , с ко ро с ть 10 узлов (18,5 нм /час), „осадка корабля п р и ­ мерно 4 м, длина 47 метров, гру зо по дъ ем но с ть 250 то нн . К а к м и н ны й тр а л ьщ и к , он имел мно го недостатков : 1. Малая с ко р о с т ь — 10 у з ­ лов. Нередко ко н во и р уемы е с у ­ да имели с ко р о с т ь больше. 2. Т р а л ьщ и к у го л ь н ы й ; в вой ­ н у у гол ь , н а к правило , был н и ­ з к о го качества и по этом у дер ­ ж а т ь пар «на марке» было тр удно . 3. П од се кающ ий зм ей ко вы й трал был однобор тны й , т. е. ставился то л ь ко с одного бор ­ та , к о н с т р у к ц и я корабля не позволяла с та ви ть трал с обо­ и х бортов , поэ том у и ш и рина за хва та трала была вдвое мень ­ ше. 4. Не было м а гн и тн о го трала . 5. Осадка нормой 4 м для т р а л ьщ и к а — это много . 6. Гл убинны е бомбы мало го калибр а . 7. Не было а к у с т и к и , борьба с подводными лод кам и п р о х о ­ дила вслепую . 8. Н и зки е маневренны е ка че ­ ства . 9. Слабое ш турм а н с ко е воор у ­ ж ение . И вот, несмотря на эти не­ достатки, ТЩ-32 и подобные ему корабли успешно выпол­ няли боевые задачи. Очень часто они были связаны с большим риском для жизни, можно сказать — смерть хо­ дила рядом. Образцом выполнения бое­ вых заданий был ТЩ-32, за что заслуженно награжден орденом Красного Знамени. Неплохо было бы в пове­ сти кратко осветить послево­ енное боевое траление. Вой­ на окончилась, а для траль­ щиков она продолжалась, на­ до было очистить моря от мин. Боевое траление — это ра­ бота тяжелая и опасная. Кра­ снознаменный ТЩ-32 прини­ мал самое активное участие в боевом тралении, был флаг­ манским кораблем. В целом, на мой взгляд, повесть написана хорошо и явится ценным материалом в воспитании подрастающего поколения на лучших боевых традициях моряков-север<Я морцев. ...В этом году, находясь в отпуске, я посетил Рязань, где встретился со своим бо­ евым товарищем Горшковым Иваном Михайловичем — фельдшером ТЩ-32. Хотя времени для встречи с ним было мало, но все же мы ус­ пели о многом поговорить. Главным в разговоре были воспоминания о войне, о то­ варищах. Большое всем спасибо за внимание к ветеранам-севе- роморцам! С уважением — Г. В. ДИКАРЕВСКИЙ, бывший командир БЧ-1 Краснознаменного траль­ щика № 32 Северного фло­ та (1945— 1946 гг.) е. Туапсе . 12 яиваря 1980года шш= рыбный мурман

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz