Рыбный Мурман. 1990 г. Январь.
т о н бтсейпоёой конференции ч * I X 5 * ‘ Нередко нас, журналистов, упрекают, иго, мол, садя по на шим публикациям, а море ходят сплошь «отличные специали сты» да «великие труженики». Схемы какие-то, а не живые люди, которым свойственно норой оступаться. Действительно, каждый из нас не ангел, ошибиться .может любой, всякое бы вает. По главное, по чему нас оценивают — ото отношение к делу. И особенно ценится оно в море. Вот таков и Пеан. Степанович ЖУМЛРЬ (на снимке слева), моторист НПО «Ссерыбпоиск»: в морс работает — залюбуешь ся, немало у него и благодарностей, и премий за труд. Л на берегу бывало, что оступался. Но всякий раз прощали ему «прегрешения», поскольку знали: в море на него можно поло житься, любую работу сделает «на отлично». Так было и на IICT «Георгиевен», когда по возвращении траулера в порт наш фотокорреспондент заснял Ивана Степановича вместе с чет вертым механиком Валерием Григорьевичем РОЖКОВЫМ. Тогда экипаж,' работая в промысловом варианте, выполнил план на 170 процентов. Потом\ сдавали судно Регистру — слож ная задача. И вот теперь экипаж в отпуске. -v Впереди новые рейсы, видимо, расстанутся механик с мото ристом, пойдут па разных судах , да и не это главное. /худа важней отношение к делу, к механизмам, друг к другу... Л что касается Валерия Григорьевича, то его как знающего, хорошего специалиста направят на судно уже в должности третьего механика. И. ВОЛКОВА. Ф ото В. КОРЕЦКОГО. проблема и профсоюза порта — изба вить женщин от тяжелого фи зического труда. А до того времени женщины вручную укладывали соленую рыбу (пал тус или зубатку) в ящики, стряхивая соль с тушки и выби рая ее из брюшка. Ведь допу стимое количество соли состав ляет по нормативам для зубат- 10 процентов, а для палту са — 3-4 процента. Не стало женских бригад, и докеры -мужчины по мере сил начали увиливать от неблаго дарной, грязной, низкооплачи ваемой работы. Как побыстрей е ыгрузить рыбу? Запускай транспортер, пусть все свали вается в стампу, перевернем ее на причал... Конечно, будет много мехповреждений, конеч но, соль вся останется «на ме сте» — зато быстро. В итоге количество соли... Впрочем, вот документы — акты, подписанные, в частно сти, сдатчиками продукции М урманского тралового флота: акт с ПСТ «XX съезд комсомо ла Литвы» (27 декабря 1989 го да): содержание соли 2 палтусе — 21,4 процента, ПСТ «Зелено- кумск» (в тот ж е день) — 35 процентов! Кстати, зачистка трюмов докерам оплачивается, а уборка соли на комбинате ^ — нет. Естественно, работники ком бината требуют, чтобы лишняя соль была удалена. В ответ докеры... уходят вообще. Вот п р и м е р : 6 декабря начали вы грузку соленого палтуса с ПСТ «Рыбак Заполярья». Подняли одну стампу, выяснилось, что в ней четверть веса рыбы со ставляет соль. Потребовали от ряхнуть. До керы ушли с этого судна. 7 декабря вы грузки не было, п о с к о л ь к у н и кто из пор товиков не пришел. 8 декабря Еы гру зили о к о л о 20 тонн с ут ра и 35 тонн с 16 часов, соль состазила 33,7 процента. Вы грузка остановлена. Ну что делать в такой ситу ации? Видимо, следует еыяс - нить точку зрения рыбного порта. Звоню начальнику пер вого грузового района Петру Павловичу Бутусову, объясняю суть проблемы и слышу: — 29 сентября прош ло го го да совет тр удово го ко лл е кти ва порта обратился к колл е кти вам флотов и ры б о ком б ина та : да вайте , мол, то вар ищ и специа л и с ты , сядем рядком да п о п р о буем най ти выход . Мы ж е по нимаем , что и для флота, и для ком б и на та н уж е н чи с ты й вес соленой п р о д у к ц и и , чтобы взаиморасче ты были то ч ны м и . А наши ребята м ер зн у т сначала в трюм е траулера , с тр я хивая соль и у клады ва я ры б у в ящ и к , потом т у ж е сам ую работу, на ветру и морозе, о пя ть ж е вр уч н ую , ведут на причале , пере клады вая п р о д у к ц ию из ящ и ка в ко н те й н е р ры боком бина та . — А на ком б и на те говорят, ч то пы ры б у по тр а н с п о р те р у в с та м п у гони те , горю ю т , что ящ и к о в не стало. — Нет, нет. Все в р у ч н ую , по «хвосту» берем, о тряхиваем , в ящ и к склады ваем . — I I ч то ж е о тветили саше- м у стк? — Ничего . По сей день о т вета нет. Замечу, п о ка не было массового подхода ПСТ с соле ной п р од у кц и е й , обходились без особых ко нф л и к то в . А в д е каб ре ПС | пош ли в п о р т ко ся ком . И мы встали «в позу» ! Не мо ж ем мы д е рж а ть та кое количе ство людей , чтобы и в трюм е , и на причале тря сли рыбу. К с та ти , сейчас пал тус -то ка ко й — ш к у р а да соль! На ком б и на те тож е встали «в по зу» : соль нам не н уж н а . — А флот? — Ф л о т забо ти тся лиш ь о том , чтобы сдать п р о д у кц ию бс-з за д е рж е к , с м а ксим ал ьным весом и вы со кой сор тно с тью . — А к а к считаете вы? — Я д ум аю , ры б у долж ны п р и н им а т ь в том виде, ка ка я она есть, то есть по весу б р у т то . Ведь п р о д у кц и я т а к и на зы вается — пол уф абри ка т . И у ж если « трясти» ры бу , то в одном месте, а не по всей те х н о ло ги че с кой цепо ч ке . — Т а к, м ож е т , соберрм в ре д а кц и и всех заин тер е со ва н ны х то варищ ей да попробуем д о го вориться? — Можно , ко нечно . Только это лучш е сделать после п уб л и ка ц и и . — Почему? — Злее будем! Ну что ж , если злость на п о л ь з у о бщ е го дела , пусть она б уде т . Лишь бы не р у к о водствовались ею в отстаива нии гр у п п о вы х ин тере сов . И. БЕРЕЗЮК. (Наш корр .) П I К АПИТАНЫ и первые по мощники группы судов, работавших в ЮВТО, прислали в редакцию радиограмму. Мы назвали ее так: «Конференция решила. Изменений нет» («РМ», 1989, № 36). В ней речь шла о том, что моряки вы нуждены отдыхать в порту Кальяо — «месте постоянных разбойничьих нападений на советских моряков , ставя под угрозу потом и здоровьем за работанную валюту и собст венную жизнь». Сетовали ав торы радиограммы и на то, что продолжительность рей сов — сверх всяких медицин ских рекомендаций. Требовали обязательного захода на от дых в середине рейса в бли жайшие порты. Вскоре в редакцию пришло письмо от членов экипажа РТМК-с «Захар Сорокин», ра ботающего в южных широтах Тихого океана, в районе Чи ли. «В Минрыбхозе точно опре делили, если заход на отдых в иипорт невозможен по эконо мическим причинам, то мак симальная продолжительность рейса должна составлять 110 суток с одним заходом в кон це рейса. Паш экипаж нахо дится в подобных условиях, однако продолжительность по чему-то составляет 158 суток. Отдых в Мурманске после ше стимесячного рейса на время МРТО составляет в основном чуть больше двух недель , а затем, опять на полгода в мо ре. Моряки практически не успевают отдохнуть пи в пн- порту , ни дома в семье. Не отдохнув ни морально, пи физически, люди изматывают ся до предела, хотя везде го ворят и пишут о заботе о моряках , людей тяжелейшей профессии. Ближайшая стра на, куда заходят на отдых су да, — Панама. По идя туда , мы ставим себя в материаль но невыгодное положение, т. к. план на эти дополнитель ные сутки перехода не сни жается. Мы согласны даже па трос суток отдыха, вместо ше сти, но отдыха полноценного. Неужели нельзя откорректи ровать план, включая заход в Панаму на отдых, перевести РПК из Кальяо в Гавану? В. ЛЮБИМОВ, третий ме ханик. В. ГРЕБЕШОК, моторист. В . КАЛЕС1111, мо торист. А. ТИМОФЕЕВ, ре(фмаши нист». На письмо моряков отвеча ет директор по внешнеэконо мическим связям фирмы «Сев- рыбебыт», главный специалист ассоциации «Севрыба» В. Н. СИМАН: — Нельзя не согласиться с наличием определенных слож ностей, которые возникают при заходах наших судов в порты Перу. Это связано с действием террористических групп в городах Кальяо и Лима. Имеются такие факты нападений на моряков с целью ограблений, ворозства при посещениях ими магазинов, музеев, различных достопри мечательностей. В морском порту и тем более аэропорту нападений нет, поскольку там военная охрана. Что касается возможности взрывов самоле тов, то вероятность таких ак ций не выше, чем в любых развитых странах. Как показы вает практика последних лет, ситуация развивается не в пользу последних. Найти обё- тозанную землю, где была бы гарантия абсолютного спокой ствия и тишины, вряд ли воз можно. Таким образом, протесты в основном сводятся к трудно стям (включая опасность), с которыми моряки сталкивают ся при удовлетворении жела ния выгоднее использо- О Т Д Ы Х в Чили (Отвечают руководители) ;1 IS вать свою валюту. Кстати, в связи с инфляцией в Перу цены на ширпотреб резко воз росли и это тоже в немалой степени влияет на позедение моряков . Что касается Панамы, то там в настоящее время не спокойно. Гавана находится далеко от районов промысла. Если даже пойти на затраты, то весь флот на ремонт там не разместить. Чтобы помочь морякам, на чиная с августа минувшего го да Минрыбхозом СССР и «Сев- рыбой» ведется активная ра бота по организации заходов на отдых экипажей в порты Чили. Во-первых, эти порты располагаются близко от рай- оноз промысла в открытой ча сти ЮВТО на расстоянии 1-2 суток перехода, во-вторых, в стране прекрасный климат и сервис. Надеемся, что в бли жайшее время ситуация в Чи ли сложится более благоприят но для развития нормальных экономических отношений. Пе реписка с чилийскими фирма ми ведется, имеются опреде ленные договоренности. * * * На эту же тему — о про должительности пребывания экипажей в море, о портах за хода, продолжительности сто янок и т. д. — писали моряки плавбазы «Виктор Кингисепп» в статье «НА РЕЙДЕ АЛЛАПУ- ЛА» («РМ», 1989, № 37). Экипажу отвечает председа тель профсоюзного комитета управления «Севрыбхолод- флот» А. П. НОВИЦКИЙ: — Проблемы и предложе ния, поднятые в корреспон денции «На рейде Аллапула», рассмотрены руководством флота и профсоюзным коми тетом с участием председате ля совета трудового коллекти ва. Приняты следующие реше ния. Разрешить администрации судов, находящихся в длитель ных рейсах, осуществлять пер вый заход в иностранный порт для отдыха экипажей в пери од от 60 до 100 суток. Не использовать спасатель ные средства плавбаз для до ставки членов экипажа в ино странных портах для отдыха на берегу. Выполнять заходы в ближай шие от районов промысла пор ты (в том числе Глазго, Нью касл), в которых имеются обо рудованные причальные линии, позволяющие стоянку крупно- тоннажных судов. Приказом Минрыбхоза СССР от 3 июля 1986 года опреде лено, что суммированное вре мя для отдыха экипажей про изводственных судов в загра ничном рейсе (продолжитель ностью сзыше 140 суток) со ставляет 6 суток, которые рей совым заданием исключаются из промысловых. Руководством флота будет поставлен вопрос перед Мин рыбхозом СССР о том, чтобы при заключении контрактов с инофирмами определялись точные сроки промежуточных заходов в инпорты с учетом промысловой обстановки. Выходные и праздничные дни для иностранных рыбаков, в которые согласно условиям контрактов поставки сырья не осуществляются, также исклю чаются из производственной деятельности. Приказом Минрыбхоза СССР от 1985 года утверждены «Нормы по эксплуатации фло та рыбной промышленности СССР», согласно которым пре дусмотрена плавбазы в плановая стоянка порту 12 суток. В этот период выполняется тех обслуживание, текущий ре- . монт, комплектация экипажа. При завершении этих работ экономически необоснованно продолжение стоянки до нор мативной. Если не проводится техобслуживание, ремонт и т. д., держать плавбазы в пор ту только с целью отдыха эки пажа нецелесообразно, по скольку для этой цели необ ходимо планировать 18 суток (6 — инпорт, 12 — совпорт). По решению бассейновых конференций плавсостава ЦК профсоюза работников рыбно го хозяйства потребовал от руководства флотов прекра тить практику нарушений сро ков непрерывного пребывания в море. Причем обком проф союза работников рыбного хо зяйства предупредил руково дителей всех рангов, в том числе администрацию судов, что на должностных лиц, до пускающих нарушения норма тивных сроков, будут направ ляться представления в тран спортную прокуратуру для возбуждения уголовных дел за нарушение коллективного до говора. Рейс может быть про длен Минрыбхозом СССР и ЦК профсоюза по просьбе экипажа. Поэтому впредь при спаренных рейсах плавбаз бу дет осуществляться 100-про- центная замена экипажа. Учитывая, что на бассейно вой конференции принято ре шение о переводе всего плав состава на работу с двумя выходными днями, такая заме на становится основным усло вием обеспечения всего плав- состаза одинаковыми условия ми работы и заработной пла ты, предоставления отпуска и отгулов, выходных дней. Решение вопроса об отзыве экипажей в порт в период от сутствия промысловой обста новки крайне осложнено ус ловиями контрактов с иност ранными фирмами, утвержден ными графиками постановки судов в ремонт, а также не хватки ремонтных мощностей, причальных линий. В связи с этим заходы в порт Мурманск и порты Прибалтики в этот период для отдыха членов экипажей не представляются возможными. Б отдельных случаях при пе редислокации плавбаз этот вопрос будет рассматриваться руководством флота с учетом мнения всего экипажа. И наконец, близко примы кающая по смыслу к вышена званным, тема взаимодействия моряков с представителями Минрыбхоза в инпортах. О ней шла речь с публикации «ПРЕД СТАВЛЯТЬ — ЗНАЧИТ РАБО ТАТЬ» («РМ», 1989, № 38). На статью ответил замести тель начальника Главного уп равления кадров, учебных за ведений и социального разви тия Министерства рыбного хо зяйства СССР Р. М. ВОЛОСЕ ВИЧ: — В целях улучшения орга низации культурного обслу живания членов экипажей су- доз заграничного плавания в иностранных портах приняты предложения ЕПО, объедине ний (управлений) флотов и установлены ответственные за создание материальной базы отдыха судоэкипажей в основ ных портах базирования флота за рубежодл.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz