Рыбный Мурман. 1990 г. Январь.

т о н бтсейпоёой конференции ч * I X 5 * ‘ Нередко нас, журналистов, упрекают, иго, мол, садя по на­ шим публикациям, а море ходят сплошь «отличные специали­ сты» да «великие труженики». Схемы какие-то, а не живые люди, которым свойственно норой оступаться. Действительно, каждый из нас не ангел, ошибиться .может любой, всякое бы­ вает. По главное, по чему нас оценивают — ото отношение к делу. И особенно ценится оно в море. Вот таков и Пеан. Степанович ЖУМЛРЬ (на снимке слева), моторист НПО «Ссерыбпоиск»: в морс работает — залюбуешь­ ся, немало у него и благодарностей, и премий за труд. Л на берегу бывало, что оступался. Но всякий раз прощали ему «прегрешения», поскольку знали: в море на него можно поло­ житься, любую работу сделает «на отлично». Так было и на IICT «Георгиевен», когда по возвращении траулера в порт наш фотокорреспондент заснял Ивана Степановича вместе с чет­ вертым механиком Валерием Григорьевичем РОЖКОВЫМ. Тогда экипаж,' работая в промысловом варианте, выполнил план на 170 процентов. Потом\ сдавали судно Регистру — слож­ ная задача. И вот теперь экипаж в отпуске. -v Впереди новые рейсы, видимо, расстанутся механик с мото­ ристом, пойдут па разных судах , да и не это главное. /худа важней отношение к делу, к механизмам, друг к другу... Л что касается Валерия Григорьевича, то его как знающего, хорошего специалиста направят на судно уже в должности третьего механика. И. ВОЛКОВА. Ф ото В. КОРЕЦКОГО. проблема и профсоюза порта — изба­ вить женщин от тяжелого фи­ зического труда. А до того времени женщины вручную укладывали соленую рыбу (пал­ тус или зубатку) в ящики, стряхивая соль с тушки и выби­ рая ее из брюшка. Ведь допу ­ стимое количество соли состав­ ляет по нормативам для зубат- 10 процентов, а для палту­ са — 3-4 процента. Не стало женских бригад, и докеры -мужчины по мере сил начали увиливать от неблаго­ дарной, грязной, низкооплачи­ ваемой работы. Как побыстрей е ыгрузить рыбу? Запускай транспортер, пусть все свали­ вается в стампу, перевернем ее на причал... Конечно, будет много мехповреждений, конеч­ но, соль вся останется «на ме­ сте» — зато быстро. В итоге количество соли... Впрочем, вот документы — акты, подписанные, в частно­ сти, сдатчиками продукции М урманского тралового флота: акт с ПСТ «XX съезд комсомо ­ ла Литвы» (27 декабря 1989 го ­ да): содержание соли 2 палтусе — 21,4 процента, ПСТ «Зелено- кумск» (в тот ж е день) — 35 процентов! Кстати, зачистка трюмов докерам оплачивается, а уборка соли на комбинате ^ — нет. Естественно, работники ком ­ бината требуют, чтобы лишняя соль была удалена. В ответ докеры... уходят вообще. Вот п р и м е р : 6 декабря начали вы­ грузку соленого палтуса с ПСТ «Рыбак Заполярья». Подняли одну стампу, выяснилось, что в ней четверть веса рыбы со­ ставляет соль. Потребовали от­ ряхнуть. До керы ушли с этого судна. 7 декабря вы грузки не было, п о с к о л ь к у н и кто из пор­ товиков не пришел. 8 декабря Еы гру зили о к о л о 20 тонн с ут­ ра и 35 тонн с 16 часов, соль состазила 33,7 процента. Вы­ грузка остановлена. Ну что делать в такой ситу­ ации? Видимо, следует еыяс - нить точку зрения рыбного порта. Звоню начальнику пер­ вого грузового района Петру Павловичу Бутусову, объясняю суть проблемы и слышу: — 29 сентября прош ло го го ­ да совет тр удово го ко лл е кти ва порта обратился к колл е кти вам флотов и ры б о ком б ина та : да ­ вайте , мол, то вар ищ и специа ­ л и с ты , сядем рядком да п о п р о ­ буем най ти выход . Мы ж е по ­ нимаем , что и для флота, и для ком б и на та н уж е н чи с ты й вес соленой п р о д у к ц и и , чтобы взаиморасче ты были то ч ны м и . А наши ребята м ер зн у т сначала в трюм е траулера , с тр я хивая соль и у клады ва я ры б у в ящ и к , потом т у ж е сам ую работу, на ветру и морозе, о пя ть ж е вр уч ­ н ую , ведут на причале , пере ­ клады вая п р о д у к ц ию из ящ и ка в ко н те й н е р ры боком бина та . — А на ком б и на те говорят, ч то пы ры б у по тр а н с п о р те р у в с та м п у гони те , горю ю т , что ящ и к о в не стало. — Нет, нет. Все в р у ч н ую , по «хвосту» берем, о тряхиваем , в ящ и к склады ваем . — I I ч то ж е о тветили саше- м у стк? — Ничего . По сей день о т ­ вета нет. Замечу, п о ка не было массового подхода ПСТ с соле­ ной п р од у кц и е й , обходились без особых ко нф л и к то в . А в д е каб ­ ре ПС | пош ли в п о р т ко ся ком . И мы встали «в позу» ! Не мо­ ж ем мы д е рж а ть та кое количе ­ ство людей , чтобы и в трюм е , и на причале тря сли рыбу. К с та ти , сейчас пал тус -то ка ко й — ш к у р а да соль! На ком б и на ­ те тож е встали «в по зу» : соль нам не н уж н а . — А флот? — Ф л о т забо ти тся лиш ь о том , чтобы сдать п р о д у кц ию бс-з за д е рж е к , с м а ксим ал ьным весом и вы со кой сор тно с тью . — А к а к считаете вы? — Я д ум аю , ры б у долж ны п р и н им а т ь в том виде, ка ка я она есть, то есть по весу б р у т ­ то . Ведь п р о д у кц и я т а к и на ­ зы вается — пол уф абри ка т . И у ж если « трясти» ры бу , то в одном месте, а не по всей те х ­ н о ло ги че с кой цепо ч ке . — Т а к, м ож е т , соберрм в ре ­ д а кц и и всех заин тер е со ва н ны х то варищ ей да попробуем д о го ­ вориться? — Можно , ко нечно . Только это лучш е сделать после п уб ­ л и ка ц и и . — Почему? — Злее будем! Ну что ж , если злость на п о л ь з у о бщ е го дела , пусть она б уде т . Лишь бы не р у к о ­ водствовались ею в отстаива ­ нии гр у п п о вы х ин тере сов . И. БЕРЕЗЮК. (Наш корр .) П I К АПИТАНЫ и первые по­ мощники группы судов, работавших в ЮВТО, прислали в редакцию радиограмму. Мы назвали ее так: «Конференция решила. Изменений нет» («РМ», 1989, № 36). В ней речь шла о том, что моряки вы­ нуждены отдыхать в порту Кальяо — «месте постоянных разбойничьих нападений на советских моряков , ставя под угрозу потом и здоровьем за­ работанную валюту и собст­ венную жизнь». Сетовали ав­ торы радиограммы и на то, что продолжительность рей­ сов — сверх всяких медицин­ ских рекомендаций. Требовали обязательного захода на от­ дых в середине рейса в бли­ жайшие порты. Вскоре в редакцию пришло письмо от членов экипажа РТМК-с «Захар Сорокин», ра­ ботающего в южных широтах Тихого океана, в районе Чи­ ли. «В Минрыбхозе точно опре­ делили, если заход на отдых в иипорт невозможен по эконо­ мическим причинам, то мак­ симальная продолжительность рейса должна составлять 110 суток с одним заходом в кон­ це рейса. Паш экипаж нахо­ дится в подобных условиях, однако продолжительность по­ чему-то составляет 158 суток. Отдых в Мурманске после ше­ стимесячного рейса на время МРТО составляет в основном чуть больше двух недель , а затем, опять на полгода в мо­ ре. Моряки практически не успевают отдохнуть пи в пн- порту , ни дома в семье. Не отдохнув ни морально, пи физически, люди изматывают­ ся до предела, хотя везде го­ ворят и пишут о заботе о моряках , людей тяжелейшей профессии. Ближайшая стра­ на, куда заходят на отдых су­ да, — Панама. По идя туда , мы ставим себя в материаль­ но невыгодное положение, т. к. план на эти дополнитель­ ные сутки перехода не сни­ жается. Мы согласны даже па трос суток отдыха, вместо ше­ сти, но отдыха полноценного. Неужели нельзя откорректи­ ровать план, включая заход в Панаму на отдых, перевести РПК из Кальяо в Гавану? В. ЛЮБИМОВ, третий ме­ ханик. В. ГРЕБЕШОК, моторист. В . КАЛЕС1111, мо торист. А. ТИМОФЕЕВ, ре(фмаши­ нист». На письмо моряков отвеча­ ет директор по внешнеэконо­ мическим связям фирмы «Сев- рыбебыт», главный специалист ассоциации «Севрыба» В. Н. СИМАН: — Нельзя не согласиться с наличием определенных слож­ ностей, которые возникают при заходах наших судов в порты Перу. Это связано с действием террористических групп в городах Кальяо и Лима. Имеются такие факты нападений на моряков с целью ограблений, ворозства при посещениях ими магазинов, музеев, различных достопри­ мечательностей. В морском порту и тем более аэропорту нападений нет, поскольку там военная охрана. Что касается возможности взрывов самоле­ тов, то вероятность таких ак­ ций не выше, чем в любых развитых странах. Как показы­ вает практика последних лет, ситуация развивается не в пользу последних. Найти обё- тозанную землю, где была бы гарантия абсолютного спокой­ ствия и тишины, вряд ли воз­ можно. Таким образом, протесты в основном сводятся к трудно­ стям (включая опасность), с которыми моряки сталкивают­ ся при удовлетворении жела­ ния выгоднее использо- О Т Д Ы Х в Чили (Отвечают руководители) ;1 IS вать свою валюту. Кстати, в связи с инфляцией в Перу цены на ширпотреб резко воз­ росли и это тоже в немалой степени влияет на позедение моряков . Что касается Панамы, то там в настоящее время не­ спокойно. Гавана находится далеко от районов промысла. Если даже пойти на затраты, то весь флот на ремонт там не разместить. Чтобы помочь морякам, на­ чиная с августа минувшего го ­ да Минрыбхозом СССР и «Сев- рыбой» ведется активная ра­ бота по организации заходов на отдых экипажей в порты Чили. Во-первых, эти порты располагаются близко от рай- оноз промысла в открытой ча­ сти ЮВТО на расстоянии 1-2 суток перехода, во-вторых, в стране прекрасный климат и сервис. Надеемся, что в бли­ жайшее время ситуация в Чи­ ли сложится более благоприят­ но для развития нормальных экономических отношений. Пе­ реписка с чилийскими фирма­ ми ведется, имеются опреде­ ленные договоренности. * * * На эту же тему — о про­ должительности пребывания экипажей в море, о портах за­ хода, продолжительности сто­ янок и т. д. — писали моряки плавбазы «Виктор Кингисепп» в статье «НА РЕЙДЕ АЛЛАПУ- ЛА» («РМ», 1989, № 37). Экипажу отвечает председа­ тель профсоюзного комитета управления «Севрыбхолод- флот» А. П. НОВИЦКИЙ: — Проблемы и предложе­ ния, поднятые в корреспон ­ денции «На рейде Аллапула», рассмотрены руководством флота и профсоюзным коми ­ тетом с участием председате­ ля совета трудового коллекти­ ва. Приняты следующие реше­ ния. Разрешить администрации судов, находящихся в длитель­ ных рейсах, осуществлять пер­ вый заход в иностранный порт для отдыха экипажей в пери­ од от 60 до 100 суток. Не использовать спасатель­ ные средства плавбаз для до­ ставки членов экипажа в ино­ странных портах для отдыха на берегу. Выполнять заходы в ближай­ шие от районов промысла пор­ ты (в том числе Глазго, Нью­ касл), в которых имеются обо­ рудованные причальные линии, позволяющие стоянку крупно- тоннажных судов. Приказом Минрыбхоза СССР от 3 июля 1986 года опреде­ лено, что суммированное вре­ мя для отдыха экипажей про­ изводственных судов в загра­ ничном рейсе (продолжитель­ ностью сзыше 140 суток) со­ ставляет 6 суток, которые рей­ совым заданием исключаются из промысловых. Руководством флота будет поставлен вопрос перед Мин­ рыбхозом СССР о том, чтобы при заключении контрактов с инофирмами определялись точные сроки промежуточных заходов в инпорты с учетом промысловой обстановки. Выходные и праздничные дни для иностранных рыбаков, в которые согласно условиям контрактов поставки сырья не осуществляются, также исклю­ чаются из производственной деятельности. Приказом Минрыбхоза СССР от 1985 года утверждены «Нормы по эксплуатации фло­ та рыбной промышленности СССР», согласно которым пре­ дусмотрена плавбазы в плановая стоянка порту 12 суток. В этот период выполняется тех­ обслуживание, текущий ре- . монт, комплектация экипажа. При завершении этих работ экономически необоснованно продолжение стоянки до нор­ мативной. Если не проводится техобслуживание, ремонт и т. д., держать плавбазы в пор­ ту только с целью отдыха эки­ пажа нецелесообразно, по­ скольку для этой цели необ­ ходимо планировать 18 суток (6 — инпорт, 12 — совпорт). По решению бассейновых конференций плавсостава ЦК профсоюза работников рыбно­ го хозяйства потребовал от руководства флотов прекра­ тить практику нарушений сро­ ков непрерывного пребывания в море. Причем обком проф­ союза работников рыбного хо­ зяйства предупредил руково ­ дителей всех рангов, в том числе администрацию судов, что на должностных лиц, до ­ пускающих нарушения норма­ тивных сроков, будут направ­ ляться представления в тран­ спортную прокуратуру для возбуждения уголовных дел за нарушение коллективного до­ говора. Рейс может быть про­ длен Минрыбхозом СССР и ЦК профсоюза по просьбе экипажа. Поэтому впредь при спаренных рейсах плавбаз бу­ дет осуществляться 100-про- центная замена экипажа. Учитывая, что на бассейно­ вой конференции принято ре­ шение о переводе всего плав­ состава на работу с двумя выходными днями, такая заме­ на становится основным усло­ вием обеспечения всего плав- состаза одинаковыми условия­ ми работы и заработной пла­ ты, предоставления отпуска и отгулов, выходных дней. Решение вопроса об отзыве экипажей в порт в период от­ сутствия промысловой обста­ новки крайне осложнено ус­ ловиями контрактов с иност­ ранными фирмами, утвержден­ ными графиками постановки судов в ремонт, а также не­ хватки ремонтных мощностей, причальных линий. В связи с этим заходы в порт Мурманск и порты Прибалтики в этот период для отдыха членов экипажей не представляются возможными. Б отдельных случаях при пе­ редислокации плавбаз этот вопрос будет рассматриваться руководством флота с учетом мнения всего экипажа. И наконец, близко примы­ кающая по смыслу к вышена­ званным, тема взаимодействия моряков с представителями Минрыбхоза в инпортах. О ней шла речь с публикации «ПРЕД­ СТАВЛЯТЬ — ЗНАЧИТ РАБО­ ТАТЬ» («РМ», 1989, № 38). На статью ответил замести­ тель начальника Главного уп­ равления кадров, учебных за­ ведений и социального разви­ тия Министерства рыбного хо­ зяйства СССР Р. М. ВОЛОСЕ­ ВИЧ: — В целях улучшения орга­ низации культурного обслу­ живания членов экипажей су- доз заграничного плавания в иностранных портах приняты предложения ЕПО, объедине­ ний (управлений) флотов и установлены ответственные за создание материальной базы отдыха судоэкипажей в основ­ ных портах базирования флота за рубежодл.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz