Рыбный Мурман. 1990 г. Январь.
На разные темы « » Бабуш и другие предлагают Фирма веников не вяжет В гостинице «Арктика» от крылся ночной бар. Мурманск сделал первый шажок в сто рону принятых во всем мире норм. Бар работает до 5 часов утра. Здесь можно купить все возможные кондитерские изы ски, деликатесы, шампанское нескольких сортов, знаменитые коллекционные вина, сигареты лучших международных фирм, отличный кофе и прочее, про чее. Но — увы! — только за валюту. Городская молва саркастиче- • ски замечает по этому пово ду: «Знаем мы, кто там до ут ра тешится. Бездельники-спе кулянты, проститутки с рэке тирами и вся эта уголовная ма фия. У кого же еще валюта ■одится!» С другой стороны, слышно, фарцовщики чем-то очень недовольны и даже име ли нелицеприятный разговор С хозяевами бара. Третьи ут верждают, что бар хронически пустует и поэтому скоро вы летит в трубу. Один слух про тиворечивее другого . А на де ле? На деле у молодого со- ветско-финского предприятия совсем иные заботы. Ночной бар «Арктики» — детище финской фирмы «Марья Лиха» и советской организации «Желдоррестора- ны», специализирующейся на обслуживании • туристических маршрутов. Совместное пред приятие, получившее название «Бабуш», хорошо известно в Ленинграде, где уже немало его точек. Фирма заинтересо вана в многопрофильном со трудничестве с Мурманском . Бар рассчитан на 18 посети телей. Зачастую здесь собира ется до 40 человек. Иностран цы, как у нас говорят, люди без комплексов, садятся пря мо на пол, когда нет свобод ных мест. Так что не банкрот ство грозит хозяевам, а до саждает нехватка помещений. Местной публики я в баре не видел. При обслуживании здесь, разумеется, не задают вопросов покупателям, откуда у них валюта. Ведь это может быть и моряк, у которого ос тались деньги по декларации или иные честно заработанные средства. А может быть, друзья и подружки зарубеж ного туриста, которых он уго щает. Фарцовщики сюда не хо дят, остерегаясь, что их дохо дами могут заинтересоваться иные службы. То, что бар вызвал раздра жение у спекулянтов, это вер но. Раньше иностранцы были вынуждены покупать у них спиртное по баснословным це нам (бутылку водки, например, за 100 марок), а теперь могут взять в баре в десять раз де шевле и, главное, без риска: скажем, изысканное француз ское вино стоит 10 марок. Здесь все гораздо дешевле, чем в «Березке», причем це ны будут снижаться по мере роста спроса на товары. Обслуживание в баре сори ентировано на международные стандарты. Бармены прошли специальную подготовку, объ ясняются по меньшей мере на двух иностранных языках — как правило, английском и финском. Для зарубежных го стей это тем более приятно: наш кабацкий сервис шо кирует их варварством: им не понятно, как это весь обед или ужин орудовать одной и той же вилкой, одной ложкой, не говоря уже о кофе в гране ном стакане и прочей экзоти ке. Нет, в этом баре не тор гуют — здесь именно обслу живают. Во всяком случае, та ково кредо этого заведения. Здесь предлагают продук цию не только зарубежного производства, но и приготов ленную из местного сырья. Но как приготовленную! Ничего особенного в основе: яйца, овощи, фрукты, прочие не осо бо ходовые продукты, кото рые лежат и залеживаются на прилавках, сохнут, вянут, бьют ся и гниют, не находя свое временного и достаточного сбыта в магазинах. Все дело в технологии и оборудовании для приготовления блюд. Не даром хозяйки вздыхают над рецептами журнала «Бурда М о ден»: вот если бы и нам ми кроволновые печи!.. Действи тельно, если в баре за 14 се кунд готовят полтора литра от личного кофе, какого больше нигде в Мурманске не попь ешь.. Такая аппаратура,, сколь бы дорогой она ни была, о ку пает расходы с лихвой. А ка кие можно готовить пышки, а какие сэндвичи и мороженое ! Для нас, безвалютных, но не менее достойных высококаче ственного обслуживания! Александр Валехидис, хо зяин бара, считает одной из первых задач своего предприя тия создать в городе сеть то чек быстрого обслуживания на селения. Для этого нужно при обрести оборудование на за работанную в баре валюту. Чем шире сейчас торговля для иностранцев и чем больше для этого условий, тем скорее бу дет достигнута конечная цель — качественное обслуживание советских граждан в совмест ных с иностранными фирмами предприятиях. Застрельщики идеи нуждаются сейчас в со действии местных властей и предприятий общепита. М но гие финские фирмы заинтере сованы и ждут подобного со трудничества. А выгода для всех нас оче видна. И не только от дневных кафе. Ночные бары, на а а о й взгляд, решили бы многие острые для Мурманска пробле мы. Они выбили бы почву из- под ног водочников-спекулян- тов. С черным рынком нужно бороться прежде всего эконо мическими мерами. Практика убедительно показывает, что недоступность спиртного лишь развращает население, обост ряет проблему алкоголизма и пьянства, порождает разгул спекуляции, направляя гро мадные деньги мимо государ ственного кошелька — в кар ман шкуродера. Недаром же первая ласточ ка — валютный бар — вызва ла такое уныние в дружных рядах фарцменов. Огорчим ли мы так же эффективно и вок зальных торгашей? И скоро ли? НЕ МОЖЕТ БЫТЬ? ШАМАН ищет коллег «Шаманы всего мира, объ единяйтесь!» — таков лозунг выставки «Медведь — кап кан — принцесса», располо жившейся в Мурманской дет ской художественно}! школе. Экспозиция необычна. По явившись на свет белый в Гронингене (голландский: по братим Мурманска), она ко чует по городам и весям: по бывала в финском городе Рованиеми, в Вильнюсе, Ри ге, Таллинне, Петрозаводске. И вот теперь выставка гостит У мурманчан. мишку, подпись: «Я Локис. Я испуган. Я убиваю в себе медведя». Тут первобытное сооружение для ловли медве де}!. А здесь триптих «Кап кан Кя 9»: три газеты, тал линнская, карельская и на ша «Полярка», на каждой изображен мишка, лезущий па дерево за денежными ас сигнациями. Не менее ори гинально представлена тема принцессы. Основные экспонаты — их всего несколько — путешест вуют по городам, оставляя там творческие очажки-«фп- Одни считают ее странной причудой, другие — гумани стической акцией, кто-то — просто забавной игрой, а кто-то — философским экс периментом. Новизна идеи в том, что участниками выставки могут стать все желающие: нужно лишь принести свои экспона ты — рисунок*, фото, вещи цу либо письменный рас сказ, но... исключительно о медведях, капканах или прин цессах. «Мыслите глобально, делайте локально», — сове туют авторы эксперимента. II вот основные экспонаты обрастают принесенными книжками, рисунками, кон фетными фантиками, глиня ными фигурками, спичечны ми коробками... Финская под ставка под кофе соседствует со старинной карельской мра морной статуэткой и англий ским пособием по пользова нию капканами, детские иг рушки — с экологическими плакатами. Вот ржавая за мысловатая конструкция с цепыо — авангардистский трюк или декоративная без делица? Оказывается, настоя щий капкан. А вот на фото молодой охотник целится из ружья в имитированного МатериалыподготовленынашимкорреспондентомС.Архипозым 5 января 1990года лналы» выставки. Так экспе римент, ставший международ ным, объединяет в общий круг единомышленников раз ных стран. Кто авторы оригинальной идеи? Голландские художни ки Андриан Бреедвельд и его жена Марлеен ван Эпеге- ле. Они собиратели фолькло ра. Андриан — «специалист» по медведям и капканам, Марлеен отдает предпочте ние принцессам. Но почему именно прин цессы и медведи? И для че го такая необычная форма выставки? Пути нашего во ображения неисповедимы. Творческие озарения нередко вдохновлены некой загадоч ностью, необъяснимой при хотью. Дети и взрослые оди наково тянутся к игре, легко загораются атмосферой не посредственности. Все боль ше^! па мурманской выстав ке медведей и принцесс, все шире круг просветленных в общем действе людей, не ожиданно для самих себя ставших художниками, вы думщиками, творцами добра. Выставка предлагает воп росы для размышления: не исчезли ли принцессы и мед веди из нашей жизни? оста лись ли капканы в современ ной культуре, индустрии, пе дагогике, или паша страсть к охоте и истреблению нако нец преодолена? будут ли сочинены новые, сказки, но вые легенды в наши такие трудные и быстро меняю щиеся времена?.. . Спрашиваю Андриана о выставке: — Вы это серьезно? — Вполне. Это не шутка, не дурачество, не поверхност ная 'игра с вещами, а твор ческий опыт. В искусстве су ществует дистанция между образом и предметом изобра жения. Человек всегда стре мился понять природу твор чества, ставил различные экс перименты, размышлял vо сложном и простом, откры вая новые грани этого таин ства. Мы исследуем свою концепцию: способность каж дого человека преломлять мир реальных вещей в мир фантазий, образов, представ лений, — сказал Андриан Бреедвельд. Наши голландские гости связывают тему своего твор ческого эксперимента и с искусством шаманских меди таций. Этой идеей сейчас ув лечена вся Европа. Что это — очередное поветрие интел лектуалов или углубленное исследование? — Да, кто-то делает и из этого моду. Но в мире ис кусства шаманизм восприни мается весьма серьезно, — ответил художник. — Евро па связывает его с экологи ческими проблемами. В 60 е — 70-е годы Запад начал серьезно задумываться над своим будущим: слишком много стало"городов, про мышленных центров. С их На сильем начал заметно менять ся н стиль жизни — она ста ла более урбанистична, раци ональна, со всеми вытекаю щими психологическими по следствиями: некоммуника бельностью, узостью интере сов, депрессией одиночества и пессимистическими воззре ниями. Мы потеряли естест венную связь с природой, пе рестали с ней считаться. Жизнь стала слишком ис кусственной н схематичной. Мечта художников — обра тить человека к опыту тех времен и народов, которые более органично общались с природой, изучить этот опыт. Шаманские медитации мы воспринимаем как пси хологический рычаг, с по мощью которого можно воз действовать на человеческую природу, вернуть ей созида тельную способность к вооб ражению, ритуалу общения с природой, одушевлению е е ^ — Правда ли, что в ЕврУ пе создана ассоциация ша манов? — Этой проблемой зани маются люди, как правило, вне каких-либо коммерче ских пли рекламных интере сов. Сами по себе, по убеж дению или по собственной любознательности и за свои средства они ездят, собира ют все, что проливает свет на природу шаманских меди таций. Это единение не назо вешь какой-либо формальной организацией. — А медведи, капканы... — Это тоже что-то вро де ритуального приобщения ко всеобщей экологической озабоченности. Нам нужно сплачивать усилия, чтобы вернуть жизни ее естествен ное течение. ...Интересно, найдутся ли и у нас в Заполярье последо ватели шаманских изыска ний? рыбный мурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz