Рыбный Мурман. 1990 г. Январь.

На разные темы « » Бабуш и другие предлагают Фирма веников не вяжет В гостинице «Арктика» от­ крылся ночной бар. Мурманск сделал первый шажок в сто­ рону принятых во всем мире норм. Бар работает до 5 часов утра. Здесь можно купить все­ возможные кондитерские изы­ ски, деликатесы, шампанское нескольких сортов, знаменитые коллекционные вина, сигареты лучших международных фирм, отличный кофе и прочее, про­ чее. Но — увы! — только за валюту. Городская молва саркастиче- • ски замечает по этому пово­ ду: «Знаем мы, кто там до ут­ ра тешится. Бездельники-спе­ кулянты, проститутки с рэке­ тирами и вся эта уголовная ма­ фия. У кого же еще валюта ■одится!» С другой стороны, слышно, фарцовщики чем-то очень недовольны и даже име­ ли нелицеприятный разговор С хозяевами бара. Третьи ут­ верждают, что бар хронически пустует и поэтому скоро вы­ летит в трубу. Один слух про­ тиворечивее другого . А на де­ ле? На деле у молодого со- ветско-финского предприятия совсем иные заботы. Ночной бар «Арктики» — детище финской фирмы «Марья Лиха» и советской организации «Желдоррестора- ны», специализирующейся на обслуживании • туристических маршрутов. Совместное пред­ приятие, получившее название «Бабуш», хорошо известно в Ленинграде, где уже немало его точек. Фирма заинтересо­ вана в многопрофильном со­ трудничестве с Мурманском . Бар рассчитан на 18 посети­ телей. Зачастую здесь собира­ ется до 40 человек. Иностран­ цы, как у нас говорят, люди без комплексов, садятся пря­ мо на пол, когда нет свобод­ ных мест. Так что не банкрот­ ство грозит хозяевам, а до ­ саждает нехватка помещений. Местной публики я в баре не видел. При обслуживании здесь, разумеется, не задают вопросов покупателям, откуда у них валюта. Ведь это может быть и моряк, у которого ос­ тались деньги по декларации или иные честно заработанные средства. А может быть, друзья и подружки зарубеж­ ного туриста, которых он уго ­ щает. Фарцовщики сюда не хо­ дят, остерегаясь, что их дохо­ дами могут заинтересоваться иные службы. То, что бар вызвал раздра­ жение у спекулянтов, это вер­ но. Раньше иностранцы были вынуждены покупать у них спиртное по баснословным це­ нам (бутылку водки, например, за 100 марок), а теперь могут взять в баре в десять раз де­ шевле и, главное, без риска: скажем, изысканное француз­ ское вино стоит 10 марок. Здесь все гораздо дешевле, чем в «Березке», причем це­ ны будут снижаться по мере роста спроса на товары. Обслуживание в баре сори­ ентировано на международные стандарты. Бармены прошли специальную подготовку, объ­ ясняются по меньшей мере на двух иностранных языках — как правило, английском и финском. Для зарубежных го ­ стей это тем более приятно: наш кабацкий сервис шо­ кирует их варварством: им не­ понятно, как это весь обед или ужин орудовать одной и той же вилкой, одной ложкой, не говоря уже о кофе в гране­ ном стакане и прочей экзоти ­ ке. Нет, в этом баре не тор ­ гуют — здесь именно обслу­ живают. Во всяком случае, та­ ково кредо этого заведения. Здесь предлагают продук­ цию не только зарубежного производства, но и приготов­ ленную из местного сырья. Но как приготовленную! Ничего особенного в основе: яйца, овощи, фрукты, прочие не осо­ бо ходовые продукты, кото­ рые лежат и залеживаются на прилавках, сохнут, вянут, бьют­ ся и гниют, не находя свое­ временного и достаточного сбыта в магазинах. Все дело в технологии и оборудовании для приготовления блюд. Не­ даром хозяйки вздыхают над рецептами журнала «Бурда М о ­ ден»: вот если бы и нам ми­ кроволновые печи!.. Действи­ тельно, если в баре за 14 се­ кунд готовят полтора литра от­ личного кофе, какого больше нигде в Мурманске не попь­ ешь.. Такая аппаратура,, сколь бы дорогой она ни была, о ку ­ пает расходы с лихвой. А ка ­ кие можно готовить пышки, а какие сэндвичи и мороженое ! Для нас, безвалютных, но не менее достойных высококаче­ ственного обслуживания! Александр Валехидис, хо­ зяин бара, считает одной из первых задач своего предприя­ тия создать в городе сеть то­ чек быстрого обслуживания на­ селения. Для этого нужно при­ обрести оборудование на за­ работанную в баре валюту. Чем шире сейчас торговля для иностранцев и чем больше для этого условий, тем скорее бу­ дет достигнута конечная цель — качественное обслуживание советских граждан в совмест­ ных с иностранными фирмами предприятиях. Застрельщики идеи нуждаются сейчас в со­ действии местных властей и предприятий общепита. М но ­ гие финские фирмы заинтере­ сованы и ждут подобного со­ трудничества. А выгода для всех нас оче­ видна. И не только от дневных кафе. Ночные бары, на а а о й взгляд, решили бы многие острые для Мурманска пробле­ мы. Они выбили бы почву из- под ног водочников-спекулян- тов. С черным рынком нужно бороться прежде всего эконо ­ мическими мерами. Практика убедительно показывает, что недоступность спиртного лишь развращает население, обост­ ряет проблему алкоголизма и пьянства, порождает разгул спекуляции, направляя гро ­ мадные деньги мимо государ­ ственного кошелька — в кар­ ман шкуродера. Недаром же первая ласточ­ ка — валютный бар — вызва­ ла такое уныние в дружных рядах фарцменов. Огорчим ли мы так же эффективно и вок­ зальных торгашей? И скоро ли? НЕ МОЖЕТ БЫТЬ? ШАМАН ищет коллег «Шаманы всего мира, объ­ единяйтесь!» — таков лозунг выставки «Медведь — кап­ кан — принцесса», располо­ жившейся в Мурманской дет­ ской художественно}! школе. Экспозиция необычна. По­ явившись на свет белый в Гронингене (голландский: по­ братим Мурманска), она ко­ чует по городам и весям: по­ бывала в финском городе Рованиеми, в Вильнюсе, Ри­ ге, Таллинне, Петрозаводске. И вот теперь выставка гостит У мурманчан. мишку, подпись: «Я Локис. Я испуган. Я убиваю в себе медведя». Тут первобытное сооружение для ловли медве­ де}!. А здесь триптих «Кап­ кан Кя 9»: три газеты, тал­ линнская, карельская и на­ ша «Полярка», на каждой изображен мишка, лезущий па дерево за денежными ас­ сигнациями. Не менее ори­ гинально представлена тема принцессы. Основные экспонаты — их всего несколько — путешест­ вуют по городам, оставляя там творческие очажки-«фп- Одни считают ее странной причудой, другие — гумани­ стической акцией, кто-то — просто забавной игрой, а кто-то — философским экс­ периментом. Новизна идеи в том, что участниками выставки могут стать все желающие: нужно лишь принести свои экспона­ ты — рисунок*, фото, вещи­ цу либо письменный рас­ сказ, но... исключительно о медведях, капканах или прин­ цессах. «Мыслите глобально, делайте локально», — сове­ туют авторы эксперимента. II вот основные экспонаты обрастают принесенными книжками, рисунками, кон­ фетными фантиками, глиня­ ными фигурками, спичечны­ ми коробками... Финская под­ ставка под кофе соседствует со старинной карельской мра­ морной статуэткой и англий­ ским пособием по пользова­ нию капканами, детские иг­ рушки — с экологическими плакатами. Вот ржавая за­ мысловатая конструкция с цепыо — авангардистский трюк или декоративная без­ делица? Оказывается, настоя­ щий капкан. А вот на фото молодой охотник целится из ружья в имитированного МатериалыподготовленынашимкорреспондентомС.Архипозым 5 января 1990года лналы» выставки. Так экспе­ римент, ставший международ­ ным, объединяет в общий круг единомышленников раз­ ных стран. Кто авторы оригинальной идеи? Голландские художни­ ки Андриан Бреедвельд и его жена Марлеен ван Эпеге- ле. Они собиратели фолькло­ ра. Андриан — «специалист» по медведям и капканам, Марлеен отдает предпочте­ ние принцессам. Но почему именно прин­ цессы и медведи? И для че­ го такая необычная форма выставки? Пути нашего во­ ображения неисповедимы. Творческие озарения нередко вдохновлены некой загадоч­ ностью, необъяснимой при­ хотью. Дети и взрослые оди­ наково тянутся к игре, легко загораются атмосферой не­ посредственности. Все боль­ ше^! па мурманской выстав­ ке медведей и принцесс, все шире круг просветленных в общем действе людей, не­ ожиданно для самих себя ставших художниками, вы­ думщиками, творцами добра. Выставка предлагает воп­ росы для размышления: не исчезли ли принцессы и мед­ веди из нашей жизни? оста­ лись ли капканы в современ­ ной культуре, индустрии, пе­ дагогике, или паша страсть к охоте и истреблению нако­ нец преодолена? будут ли сочинены новые, сказки, но­ вые легенды в наши такие трудные и быстро меняю­ щиеся времена?.. . Спрашиваю Андриана о выставке: — Вы это серьезно? — Вполне. Это не шутка, не дурачество, не поверхност­ ная 'игра с вещами, а твор­ ческий опыт. В искусстве су­ ществует дистанция между образом и предметом изобра­ жения. Человек всегда стре­ мился понять природу твор­ чества, ставил различные экс­ перименты, размышлял vо сложном и простом, откры­ вая новые грани этого таин­ ства. Мы исследуем свою концепцию: способность каж­ дого человека преломлять мир реальных вещей в мир фантазий, образов, представ­ лений, — сказал Андриан Бреедвельд. Наши голландские гости связывают тему своего твор­ ческого эксперимента и с искусством шаманских меди­ таций. Этой идеей сейчас ув­ лечена вся Европа. Что это — очередное поветрие интел­ лектуалов или углубленное исследование? — Да, кто-то делает и из этого моду. Но в мире ис­ кусства шаманизм восприни­ мается весьма серьезно, — ответил художник. — Евро­ па связывает его с экологи­ ческими проблемами. В 60 е — 70-е годы Запад начал серьезно задумываться над своим будущим: слишком много стало"городов, про­ мышленных центров. С их На­ сильем начал заметно менять­ ся н стиль жизни — она ста­ ла более урбанистична, раци­ ональна, со всеми вытекаю­ щими психологическими по­ следствиями: некоммуника­ бельностью, узостью интере­ сов, депрессией одиночества и пессимистическими воззре­ ниями. Мы потеряли естест­ венную связь с природой, пе­ рестали с ней считаться. Жизнь стала слишком ис­ кусственной н схематичной. Мечта художников — обра­ тить человека к опыту тех времен и народов, которые более органично общались с природой, изучить этот опыт. Шаманские медитации мы воспринимаем как пси­ хологический рычаг, с по­ мощью которого можно воз­ действовать на человеческую природу, вернуть ей созида­ тельную способность к вооб­ ражению, ритуалу общения с природой, одушевлению е е ^ — Правда ли, что в ЕврУ пе создана ассоциация ша­ манов? — Этой проблемой зани­ маются люди, как правило, вне каких-либо коммерче­ ских пли рекламных интере­ сов. Сами по себе, по убеж­ дению или по собственной любознательности и за свои средства они ездят, собира­ ют все, что проливает свет на природу шаманских меди­ таций. Это единение не назо­ вешь какой-либо формальной организацией. — А медведи, капканы... — Это тоже что-то вро­ де ритуального приобщения ко всеобщей экологической озабоченности. Нам нужно сплачивать усилия, чтобы вернуть жизни ее естествен­ ное течение. ...Интересно, найдутся ли и у нас в Заполярье последо­ ватели шаманских изыска­ ний? рыбный мурман

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz