Рыбный Мурман. 1990 г. Январь.
D N« ЗВ от 22 декабря 1989 года * * наша газета открыла рубрику «К 70-летию М урманского тралового фло та», которое отмечается в конце июня нынешнего года. Первым выступил « м Л р малом из истории этого предприя тия его ветеран В. А. Доричев — опуб ликован отрывок из написанной им д о кументальной повести. Сегодня читате лям предлагается окончание материала. * • • Волей-неволей пришлось мне выска зывать претензии в адрес тралмейсте ра Максимова. — Промерьте и проверьте тралы, их вооружение! — давал я указания тралмейстеру. Не раз и сам вместе с ним занимался промерами и провер кой. Но все наши труды оказались напрасными. Тралмейстер не раз перевооружал нижние подборы по другим вариан там, по уловы не повышались. — Дело не в нижних подборах, а в верхних! — сказал я как-то трал мейстеру. — Гидродинамические кух- тыли не увеличивают, а наоборот, уменьшают вертикальное раскрытие трала! — Не может этого быть! — отве тил он. — В чем тогда причина? спро сил я у Максимова. — Виной проло- коЯ^я все же считаю кухтыли. — Нет, нет! — ответил он. — Де ло не в них. Эти кухтыли увеличива ют вертикальное раскрытие трала! — А в чем же? — снова спросил я его. Максимов не ответил па мой воп рос. Он только пожимал плечами, счи тая виновником капитана. И, как ста ло мне известно позднее, он говорил морякам: — Капитан не умеет ловить ры бу. Нашлись и скептики, которые под держали его. Моряки не знали меня, и тоже оказались па стороне трал мейстера. Только один матрос Лари онов был па моей стороне, поддержи вал меня среди команды, заявляя им, что капитан и на стареньком судне ловил хорошо. Нельзя было сказать, что траулер не ловил рыбу. Мы поднимали и не плохие уловы. На обработке рыбы работали вахта и подвахта. Нередко выходила и подсобная сила. Но все же наши уловы оказались ниже дру гих судов' Меня не раз ругали на пСмысловых радиосоветах. В то вре мя в море находился начальник фло та В. М. Маевский. Он высказывал упреки в мой адрес. Я у него все еще находился в немилости. Не мог он простить мне письмо министру. Без него меня назначили и на новый тра улер. Мы усиленно искали причины недо ловов. Стали грешить па скорость хо да с тралом. Для проверки измеряли ее по планширному лагу. Но механи ки держали те обороты, которые зака зывал мостик. Такая проверка отра зилась па настроении некоторых ме хаников. И в первые дни работы на промысле стала складываться обо мне нехорошая репутация, как о «неуло вистом капитане». При работе мы пользовались рыбо поисковым эхолотом «ХАГ-240». Он нередко на экране фишлупы показы вал косяк рыбы. В таких случаях ра дист Цветков говорил: — Сейчас поднимем хороший улов. Но он оказывался ниже, чем пред полагали. I I у нас стало складывать ся недоверие и к прибору... С М ы не раз пристраивались к хоро шо работавшим траулерам, дублиро вали их курсы. Но и это не приносило нам успеха. — В чем дело? — неоднократно я задавал вопрос сам себе и штурманам. — Каковы причины? Только мы не могли найти ответа на эти вопросы. Неоднократно я сове товался с капитанами хорошо рабо тавших судов. Вызывал меня на бесе ду руководитель промыслом. Но и он не мог ничего сказать определенного. Помощь пришла неожиданно. Как- то на дневной вахте второй помощ ник Хабаров поднимал трал левого борта. В то время около нас прохо дил РТ-58 Архангельского тралового флота. Капитан этого траулера на блюдал в бинокль за нашим уловом. Увидев кухтыли с тарелками на верх ней подборе, он крикнул: — Снимите эти кухтыли! Из-за них вы в пролове! После этого я принял решение сре зать тарелки с кухтылей и вызвал на мостик старшего механика. — Несите в токарную мастерскую, и - сказал он. — Срежем. К 70'Летию Мурманского тралового флота Ц Как на новом траулере В. А. Доричев «догоняли» план х ш т Я р Ж ■ 5 # ш - ‘k-fv. ш I I I ■ ОТРЫВОК ИЗ ДОКУМЕНТАЛЬНОЙ ПОВЕСТИ Я не стал беспокоить тралмейстера Максимова, а приказал его помощни ку отнести кухтыли в мастерскую. Слесарь Казбек Захарович Плиев сре зал тарелки. Уже на вахте старпома перевооружили верхнюю подбору правого трала и перешли на_него. Первое же траление с кухтылями без тарелок- принесло богатый улов, по следующие тоже. Траулер начал ра ботать даже несколько лучше ряда других судов. На следующий день утром я вновь дал задание слесарю Плиеву обрезать тарелки с кухтылей для вооружения верхней подборы левого трала. Но тралмейстер Максимов заупрямился и отказался нести кухтыли в токарку. Пришлось заставить его выполнять мое распоряжение в принудительном порядке. — Пожалуюсь в промысловый от дел! — заявил он мне. — Вы портите стандартное промысловое снабжение. — Ваше право жаловаться! — ска зал я ему. — А в море выполняйте мои распоряжения! За отказ отправ лю в порт! Помполит В. А. Коридзе и старший помощник Г. С. Завьялов слышали мой разговор с тралмейстером. И они оба обязали тралмейстера выполнить мое приказание. — Лентяй! — сказал про него пом полит, возвратившись с палубы в рубку. — Вы оказались правы. Тралмейстеру пришлось волей-нево лей подчиниться и выполнить мое рас поряжение. Он вместе со своими по мощниками перевооружил трал лево го борта. В тот же день РТ-282 продолжал иметь богатые уловы. После дневной промысловой сводки на радиосовеща- нни руководитель промысла, анализи руя работу флота, сказал: — РТ-282 с начала рейса работал плохо. Сегодня у него высокие уло вы. Прошу капитана рассказать, как добились улучшения работы, где и на каких глубинах работаете? Когда подошла моя очередь для вы ступления, я сразу назвал причину плохой работы. Она для меня стала ясна. Только в душе я ругал себя за то, что не обрезал тарелки сразу, в первые дни работы на промысле. А затем я рассказал капитанам об оче редных уловах. — Мы работаем в группе у буя, — сказал я. — По нашему прибору есть слабые показания рыбы у грунта, и мы придерживаемся глубин порядка 180—210 метров. Следуем перемен ными курсами, ориентируясь показа ниями фишлупы. Прошу капитанов, у кого есть возможность, дать нам связ ку шаровых металлических кухтылей для вооружения подборы хотя бы од ного трала.. В конце радиосовета взял слово на чальник флота. Касаясь работы РТ-282, Маевский в своем выступлении крепко обрушил ся на меня за порчу стандартного про мыслового снаряжения: — По приходе в порт РТ-282 мы детально разберемся и привлечем ка питана к строгой административной ответственности, удержим с него сто имость кухтылей. Прошу капитана приготовить объяснительную записку. — Где же правда? — спросил я у помполита после выступления началь ника флота. — Когда плохо работа ли, ругали. А как улучшили работу, то снова оказался я виноват. — Не расстраивайтесь, — сказал помполит. — Если накажет, то най дем и на пего управу. Несмотря на неудачи в первой по ловине рейса, экипаж успешно выпол нил задание. Так была достигнута первая трудовая победа. Она доста лась нам нелегко. По приходе в порт я в.месте с пом политом был па докладе у начальни ка отряда К. Л. Буркова. Он посмот рел мое рейсовое донесение, данные последней пятидневки и сказал: — Плохо у тебя дело. Траулер в долгу перед государством. Пожалуй, ничего у тебя не получится с работой на новом судне. — Получится! — уверенно ответил я. —- Траулеру дан план с первого января. А он в то время стоял еще в Польше, п начал работу па промыс ле только в первой половине февраля. Пока он достраивался па заводе, стал уже должником. Не я виноват в том, что плановики в своей работе допус кают ошибки, промахи. — Почему ты плохо работал в первой половине рейса? — спросил у меня начальник отряда. — В порт до ставил меньше рыбы, чем другие тра улеры, хотя и выполнил рейсовый план. Пришлось давать объяснения на чальнику отряда. Скажу коротко о втором рейсе: не смотря на неблагоприятную обстанов- ку, мы взяли полный груз. В порту о злополучных кухтылях со срезанными тарелками никто и не вспомнил. Маевскому, как видно, бы ло не до них: решался вопрос о даль нейшем пребывании его в должности начальника флота. — Молодец! — сказал мне на до к-ладе па этот раз начальник отряда. — Мы внимательно следили по свод кам за твоей работой. Пожалуй, пой дет у тебя дело. План первого квар тала ты выполнил. Через пять суток стоянки в пор ту траулер ушел в море па промысел окуня. На Копытовской банке боль шие глубины. Окунь ловится па них. Для облова его требовалось травить ваеров больше, чем при промысле тре ски. Но в порту нам не дали допол нительного ваерного троса — его не было на складах отдела снабжения... По промысловым сводкам в том районе продолжала удерживаться ста бильная промысловая обстановка. У большинства траулеров были богатые уловы. Анализируя сводки, я обра щал внимание не на уловы. Меня ин тересовали больше всего глубины, па которых держался окунь. Я уже ре шил использовать для удлинения ваеров имевшийся запас буксирного троса. Но случилось так, что сразу ловом окупя на Копытовской банке заняться нам не пришлось. ...По дневной промысловой сводка поисковый РТ-192 имел уловы окуня на южном склоне «Медвежки». Руко водитель промысла А. В. Ружпнкоа дал мне указание следовать к РТ< 192. Пришлось выполнять указа] n i капптапа-флагмаиа. Более полсуток мы затратили па переход. Начали ра* боту в районе РТ-192. Первое тр'алш ние принесло улов 0,2 тонны окуня i трески, второе — 0,3 тонны. А п н исковикн дали в утренней сводке две тонны. Мне удалось в бипок/:£ увидеть подъем трала на РТ-192- •; улов его был не выше нашего. — Врет сто девяносто второй! — сказал я помполпту, когда увидел в сводке снова липовый улов: 3 и 5 топи. И на промысловом совете капи тан РТ-192, мягко говоря, «заливал» по поводу подъемов и обстановки з районе. Просто ему надо было перед уходом в порт иметь на своем счету еще один косяк. Я, получив слово, ес- тественно, опроверг выступление по исковика, сказал, что здесь и суточ ное задание невозможно выполнить* Попросил разрешения перейти на Ко пытовскую. Руководитель промысла никак не среагировал на наши выступ ления... Вскоре РТ-192 снял свой буй и ушел в порт. За двое суток* работы на «Медвежке» мы добыли всего около пяти тонн рыбы, а на Копытовской за эго время экипажи взяли но 40 и бо лее топи окуня. На наше счастье, в районе о. Медвежий погода испорти лась и мы иочыо перебежали на Ко пытовскую банку. Флагман этого «не заметил»... ;. Окупь-клювач ловился только 9 дневное время и особенно обильно 9 ясную, солнечную погоду. Вечеров уловы его снижались, а иочыо он поднимался над грунтом, совершая вертикальные миграции. Поэтому а ночное время траулеры не работали.; Большинство их лежало в дрейфе,- Моряки в это время обрабатывали рыбу, выловленную за день, и чинил it ловушки. В первое время траулер «Алтай» тоже лежал в дрейфе.- Но в последую* щие дни на норд-ост и норд от нашего буя на глубинах около трехсот метров мы обнаружили концентрации Kpyif- иого сииекорого палтуса с приловов крупной трески. За двухчасовое трад ление поднимали от одной до дву* тонн. Эго увеличивало наш суточный вылов. Синекорый палтус нужен бьц для выработки на коптильном заводе деликатесной продукции — копчено* сгей-балыков. Траулер «Алтай» девять суток прей мышлял па Копытовской банке. 34 это время моряки набрали полный трюмы рыбы. Но общая продолжй* тельпость плавания составила окол<1 восемнадцати суток. Из них трое су* ток мы потеряли непроизводительно из-за плохого оперативного руководств ва флотом в море. Тот рейс мы спланировали «по зе* лепой улице». Пока шла выгрузка ры бопродукции в порту, доставили сиаб< жение и продукты. На второй день прихода еще продолжалась выгрузка рыбы. В то время траулер уже гото вился к* отходу в море. — Выгрузили двести девять тони, — доложил мне рыбмастер Евгений Потапов. — Из них окуня сто семь десят пять тони. ...Траулер вернулся в порт в пер вой декаде мая. К тому времени моря ки выполнили пятимесячный план и покрыли январский долг. Доставленные в порт два полных груза «по зеленой» вывели траулер «Алтай» в число лучших судов фло та. По количеству добытой рыбы он оказался па десятом месте среди траулеров бортового траления. РЫБНЫЙ МУРМАН 5 января 1990 года %
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz