Рыбный Мурман. 1990 г. Январь.

D N« ЗВ от 22 декабря 1989 года * * наша газета открыла рубрику «К 70-летию М урманского тралового фло­ та», которое отмечается в конце июня нынешнего года. Первым выступил « м Л р малом из истории этого предприя­ тия его ветеран В. А. Доричев — опуб ­ ликован отрывок из написанной им д о ­ кументальной повести. Сегодня читате­ лям предлагается окончание материала. * • • Волей-неволей пришлось мне выска­ зывать претензии в адрес тралмейсте­ ра Максимова. — Промерьте и проверьте тралы, их вооружение! — давал я указания тралмейстеру. Не раз и сам вместе с ним занимался промерами и провер­ кой. Но все наши труды оказались напрасными. Тралмейстер не раз перевооружал нижние подборы по другим вариан­ там, по уловы не повышались. — Дело не в нижних подборах, а в верхних! — сказал я как-то трал­ мейстеру. — Гидродинамические кух- тыли не увеличивают, а наоборот, уменьшают вертикальное раскрытие трала! — Не может этого быть! — отве­ тил он. — В чем тогда причина? спро­ сил я у Максимова. — Виной проло- коЯ^я все же считаю кухтыли. — Нет, нет! — ответил он. — Де­ ло не в них. Эти кухтыли увеличива­ ют вертикальное раскрытие трала! — А в чем же? — снова спросил я его. Максимов не ответил па мой воп­ рос. Он только пожимал плечами, счи­ тая виновником капитана. И, как ста­ ло мне известно позднее, он говорил морякам: — Капитан не умеет ловить ры­ бу. Нашлись и скептики, которые под­ держали его. Моряки не знали меня, и тоже оказались па стороне трал­ мейстера. Только один матрос Лари­ онов был па моей стороне, поддержи­ вал меня среди команды, заявляя им, что капитан и на стареньком судне ловил хорошо. Нельзя было сказать, что траулер не ловил рыбу. Мы поднимали и не­ плохие уловы. На обработке рыбы работали вахта и подвахта. Нередко выходила и подсобная сила. Но все же наши уловы оказались ниже дру­ гих судов' Меня не раз ругали на пСмысловых радиосоветах. В то вре­ мя в море находился начальник фло­ та В. М. Маевский. Он высказывал упреки в мой адрес. Я у него все еще находился в немилости. Не мог он простить мне письмо министру. Без него меня назначили и на новый тра­ улер. Мы усиленно искали причины недо­ ловов. Стали грешить па скорость хо­ да с тралом. Для проверки измеряли ее по планширному лагу. Но механи­ ки держали те обороты, которые зака­ зывал мостик. Такая проверка отра­ зилась па настроении некоторых ме­ хаников. И в первые дни работы на промысле стала складываться обо мне нехорошая репутация, как о «неуло­ вистом капитане». При работе мы пользовались рыбо­ поисковым эхолотом «ХАГ-240». Он нередко на экране фишлупы показы­ вал косяк рыбы. В таких случаях ра­ дист Цветков говорил: — Сейчас поднимем хороший улов. Но он оказывался ниже, чем пред­ полагали. I I у нас стало складывать­ ся недоверие и к прибору... С М ы не раз пристраивались к хоро­ шо работавшим траулерам, дублиро­ вали их курсы. Но и это не приносило нам успеха. — В чем дело? — неоднократно я задавал вопрос сам себе и штурманам. — Каковы причины? Только мы не могли найти ответа на эти вопросы. Неоднократно я сове­ товался с капитанами хорошо рабо­ тавших судов. Вызывал меня на бесе­ ду руководитель промыслом. Но и он не мог ничего сказать определенного. Помощь пришла неожиданно. Как- то на дневной вахте второй помощ­ ник Хабаров поднимал трал левого борта. В то время около нас прохо­ дил РТ-58 Архангельского тралового флота. Капитан этого траулера на­ блюдал в бинокль за нашим уловом. Увидев кухтыли с тарелками на верх­ ней подборе, он крикнул: — Снимите эти кухтыли! Из-за них вы в пролове! После этого я принял решение сре­ зать тарелки с кухтылей и вызвал на мостик старшего механика. — Несите в токарную мастерскую, и - сказал он. — Срежем. К 70'Летию Мурманского тралового флота Ц Как на новом траулере В. А. Доричев «догоняли» план х ш т Я р Ж ■ 5 # ш - ‘k-fv. ш I I I ■ ОТРЫВОК ИЗ ДОКУМЕНТАЛЬНОЙ ПОВЕСТИ Я не стал беспокоить тралмейстера Максимова, а приказал его помощни­ ку отнести кухтыли в мастерскую. Слесарь Казбек Захарович Плиев сре­ зал тарелки. Уже на вахте старпома перевооружили верхнюю подбору правого трала и перешли на_него. Первое же траление с кухтылями без тарелок- принесло богатый улов, по­ следующие тоже. Траулер начал ра­ ботать даже несколько лучше ряда других судов. На следующий день утром я вновь дал задание слесарю Плиеву обрезать тарелки с кухтылей для вооружения верхней подборы левого трала. Но тралмейстер Максимов заупрямился и отказался нести кухтыли в токарку. Пришлось заставить его выполнять мое распоряжение в принудительном порядке. — Пожалуюсь в промысловый от­ дел! — заявил он мне. — Вы портите стандартное промысловое снабжение. — Ваше право жаловаться! — ска­ зал я ему. — А в море выполняйте мои распоряжения! За отказ отправ­ лю в порт! Помполит В. А. Коридзе и старший помощник Г. С. Завьялов слышали мой разговор с тралмейстером. И они оба обязали тралмейстера выполнить мое приказание. — Лентяй! — сказал про него пом­ полит, возвратившись с палубы в рубку. — Вы оказались правы. Тралмейстеру пришлось волей-нево­ лей подчиниться и выполнить мое рас­ поряжение. Он вместе со своими по­ мощниками перевооружил трал лево­ го борта. В тот же день РТ-282 продолжал иметь богатые уловы. После дневной промысловой сводки на радиосовеща- нни руководитель промысла, анализи­ руя работу флота, сказал: — РТ-282 с начала рейса работал плохо. Сегодня у него высокие уло­ вы. Прошу капитана рассказать, как добились улучшения работы, где и на каких глубинах работаете? Когда подошла моя очередь для вы­ ступления, я сразу назвал причину плохой работы. Она для меня стала ясна. Только в душе я ругал себя за то, что не обрезал тарелки сразу, в первые дни работы на промысле. А затем я рассказал капитанам об оче­ редных уловах. — Мы работаем в группе у буя, — сказал я. — По нашему прибору есть слабые показания рыбы у грунта, и мы придерживаемся глубин порядка 180—210 метров. Следуем перемен­ ными курсами, ориентируясь показа­ ниями фишлупы. Прошу капитанов, у кого есть возможность, дать нам связ­ ку шаровых металлических кухтылей для вооружения подборы хотя бы од­ ного трала.. В конце радиосовета взял слово на­ чальник флота. Касаясь работы РТ-282, Маевский в своем выступлении крепко обрушил­ ся на меня за порчу стандартного про­ мыслового снаряжения: — По приходе в порт РТ-282 мы детально разберемся и привлечем ка­ питана к строгой административной ответственности, удержим с него сто­ имость кухтылей. Прошу капитана приготовить объяснительную записку. — Где же правда? — спросил я у помполита после выступления началь­ ника флота. — Когда плохо работа­ ли, ругали. А как улучшили работу, то снова оказался я виноват. — Не расстраивайтесь, — сказал помполит. — Если накажет, то най­ дем и на пего управу. Несмотря на неудачи в первой по­ ловине рейса, экипаж успешно выпол­ нил задание. Так была достигнута первая трудовая победа. Она доста­ лась нам нелегко. По приходе в порт я в.месте с пом­ политом был па докладе у начальни­ ка отряда К. Л. Буркова. Он посмот­ рел мое рейсовое донесение, данные последней пятидневки и сказал: — Плохо у тебя дело. Траулер в долгу перед государством. Пожалуй, ничего у тебя не получится с работой на новом судне. — Получится! — уверенно ответил я. —- Траулеру дан план с первого января. А он в то время стоял еще в Польше, п начал работу па промыс­ ле только в первой половине февраля. Пока он достраивался па заводе, стал уже должником. Не я виноват в том, что плановики в своей работе допус­ кают ошибки, промахи. — Почему ты плохо работал в первой половине рейса? — спросил у меня начальник отряда. — В порт до­ ставил меньше рыбы, чем другие тра­ улеры, хотя и выполнил рейсовый план. Пришлось давать объяснения на­ чальнику отряда. Скажу коротко о втором рейсе: не­ смотря на неблагоприятную обстанов- ку, мы взяли полный груз. В порту о злополучных кухтылях со срезанными тарелками никто и не вспомнил. Маевскому, как видно, бы­ ло не до них: решался вопрос о даль­ нейшем пребывании его в должности начальника флота. — Молодец! — сказал мне на до­ к-ладе па этот раз начальник отряда. — Мы внимательно следили по свод­ кам за твоей работой. Пожалуй, пой­ дет у тебя дело. План первого квар­ тала ты выполнил. Через пять суток стоянки в пор­ ту траулер ушел в море па промысел окуня. На Копытовской банке боль­ шие глубины. Окунь ловится па них. Для облова его требовалось травить ваеров больше, чем при промысле тре­ ски. Но в порту нам не дали допол­ нительного ваерного троса — его не было на складах отдела снабжения... По промысловым сводкам в том районе продолжала удерживаться ста­ бильная промысловая обстановка. У большинства траулеров были богатые уловы. Анализируя сводки, я обра­ щал внимание не на уловы. Меня ин­ тересовали больше всего глубины, па которых держался окунь. Я уже ре­ шил использовать для удлинения ваеров имевшийся запас буксирного троса. Но случилось так, что сразу ловом окупя на Копытовской банке заняться нам не пришлось. ...По дневной промысловой сводка поисковый РТ-192 имел уловы окуня на южном склоне «Медвежки». Руко­ водитель промысла А. В. Ружпнкоа дал мне указание следовать к РТ< 192. Пришлось выполнять указа] n i капптапа-флагмаиа. Более полсуток мы затратили па переход. Начали ра* боту в районе РТ-192. Первое тр'алш ние принесло улов 0,2 тонны окуня i трески, второе — 0,3 тонны. А п н исковикн дали в утренней сводке две тонны. Мне удалось в бипок/:£ увидеть подъем трала на РТ-192- •; улов его был не выше нашего. — Врет сто девяносто второй! — сказал я помполпту, когда увидел в сводке снова липовый улов: 3 и 5 топи. И на промысловом совете капи­ тан РТ-192, мягко говоря, «заливал» по поводу подъемов и обстановки з районе. Просто ему надо было перед уходом в порт иметь на своем счету еще один косяк. Я, получив слово, ес- тественно, опроверг выступление по­ исковика, сказал, что здесь и суточ­ ное задание невозможно выполнить* Попросил разрешения перейти на Ко­ пытовскую. Руководитель промысла никак не среагировал на наши выступ­ ления... Вскоре РТ-192 снял свой буй и ушел в порт. За двое суток* работы на «Медвежке» мы добыли всего около пяти тонн рыбы, а на Копытовской за эго время экипажи взяли но 40 и бо­ лее топи окуня. На наше счастье, в районе о. Медвежий погода испорти­ лась и мы иочыо перебежали на Ко­ пытовскую банку. Флагман этого «не заметил»... ;. Окупь-клювач ловился только 9 дневное время и особенно обильно 9 ясную, солнечную погоду. Вечеров уловы его снижались, а иочыо он поднимался над грунтом, совершая вертикальные миграции. Поэтому а ночное время траулеры не работали.; Большинство их лежало в дрейфе,- Моряки в это время обрабатывали рыбу, выловленную за день, и чинил it ловушки. В первое время траулер «Алтай» тоже лежал в дрейфе.- Но в последую* щие дни на норд-ост и норд от нашего буя на глубинах около трехсот метров мы обнаружили концентрации Kpyif- иого сииекорого палтуса с приловов крупной трески. За двухчасовое трад ление поднимали от одной до дву* тонн. Эго увеличивало наш суточный вылов. Синекорый палтус нужен бьц для выработки на коптильном заводе деликатесной продукции — копчено* сгей-балыков. Траулер «Алтай» девять суток прей мышлял па Копытовской банке. 34 это время моряки набрали полный трюмы рыбы. Но общая продолжй* тельпость плавания составила окол<1 восемнадцати суток. Из них трое су* ток мы потеряли непроизводительно из-за плохого оперативного руководств ва флотом в море. Тот рейс мы спланировали «по зе* лепой улице». Пока шла выгрузка ры­ бопродукции в порту, доставили сиаб< жение и продукты. На второй день прихода еще продолжалась выгрузка рыбы. В то время траулер уже гото­ вился к* отходу в море. — Выгрузили двести девять тони, — доложил мне рыбмастер Евгений Потапов. — Из них окуня сто семь­ десят пять тони. ...Траулер вернулся в порт в пер­ вой декаде мая. К тому времени моря­ ки выполнили пятимесячный план и покрыли январский долг. Доставленные в порт два полных груза «по зеленой» вывели траулер «Алтай» в число лучших судов фло­ та. По количеству добытой рыбы он оказался па десятом месте среди траулеров бортового траления. РЫБНЫЙ МУРМАН 5 января 1990 года %

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz