Рыбный Мурман. 1990 г. Сентябрь.
Все ближе новый год, с начала ко то ро го приходят к нам совершенно но вые экономические отношения. А г точ нее сказать, с 1 января ре зко изменит ся вся наша жизнь. Какой будет экономика Северного бассейна в условиях рыночных отноше ний! Об этом беседа нашего коррес пондента с директором по экономи ке ассоциации «Севрыба» Г. С. Подо- бедовой. Напомним: Галина Сергеевна 15 лет работала в управлении Мурманского тралового флота, затем 12 лет — в плановом отделе «Севрыбы». Следую щие семь лет была заместителем пред седателя горисполкома. В этом году по приглашению генерального директора ассоциации В. Ф . Корельского верну лась * «Севрыбу». Идем к рынку с массой обслуживающих произ водств. Ему нужен судоремонт, нуж но везти на промысел топливо, тару, тралы, продукты питания и т. д., вы возить продукцию, сбывать ее. Будут все это сами осуществлять? Так* ап парат управления как разрастется! Координирующий орган необходим. Тогда потерь меньше. Думаю, раз создали ассоциацию, сделали шаг к совершенствованию структуры, надо привести ее в соот ветствие с требованиями времени не только по горизонтальным, но и по вертикальным связям. ганизация произведена в начале июня нынешнего года. Они пошли по пути избавления от убыточных судов. Результат за 1 по лугодие: убытки снижены почти на 5 миллионов рублей. В рыночных условиях нельзя работать убыточно, обанкротишься. А у нас. на Север ном бассейне, это особенно важно: без государственной дотации бассейн — убыточное предприятие. Поэтому одна надежда на реформу оптовых и розничных цен. — А если в будущем году отка жут в дотации? БЕСЕДА С ДИРЕКТОРОМ ПО ЭКОНОМИКЕ АРП «СЕВРЫБА» Г. С. П0Д0БЕД0В0Й - — СЕГОДНЯ ТРУДНО А ЗАВТРА... — Галина Сергеевна, вы уходили в горисполком из ВРИО, без вас про шла реорганизация структуры в БГЮ, теперь — ассоциация. Что, на ваш взгляд, изменилось? — Знаете, у меня такое чувство, словно я вернулась после длительной командировки домой. Встретили доб рожелательно и здесь, и в .министер стве. Что изменилось? Мне кажется, со кращение аппарата «Севрыбы», его функций произошло механически. Ведь остался Минрыбхоз с теми же требованиями по отчетности и другой документации, с тем же распределе нием планов по показателям до ме лочей. Но предприятиям дано право действовать самостоятельно, они воз мущаются в ответ па паши запросы предоставить то-то и то-то. Министер ство же требует что с большого ап парата. что с сокращенного. Короче говоря, нагрузки возросли, до множе ства дел просто руки не доходят. Еще бо. ее важно другое: когда лю ди объединяются в ассоциацию, они вносят определенный вступительный взнос, создается фонд, потом он на ращивается. Мы не создали такого фонда. Отсюда — разные неувязки. Например, уже сейчас камнем претк новения стала «Севрыбпромразвед- ка». Ведь невозможно в нынешних, а тем более н будущих, условиях раз ложить средства на содержание ее по флотам. Сумма большая, она у каждого флота увеличивает затраты, а кто посчитает, какой «приварок» получит флот от работы «Севрыбпо- иска», то есть оправдаются ли затра ченные на него средства? Был бы общий фонд, эта и многие другие об щебассейновые задачи решались бы проще. Мы даже свою газету «Рыбный Мурмап» не можем содержать. Был бы централизованный фонд, стали бы мы просить у предприятий по 10— 15 тысяч? — Стало быть, все вокруг зависит от желания предприятий перечислять деньги? — Пока так. Ведь нормативы от числений в централизованный фонд Мннрыбхоза действуют в течеппе 1908— 1990 годов. В апреле был арестован счет «Севрыбы», посколь ку предприятия не произвели отчис лении за 1989 год в Минрыбхоз, за должали мы тогда 9.5 миллиона руб лей. В министерстве говорят, мол, у вас теперь все полномочия, а они бумажные, поскольку нет никаких экономических рычагов. Вот уже и сегодня мы должны Mi inрыбхозу 47 миллионов рублей. А это значит — на эту сумму не получают средств от раслевая наука и лечебные заведе ния. — А если предприятия вообще от кажутся отчислять средства. Скажут: зачем нам надстройки, мы сами... — Вы думаете, они смогут без и;*- обойтись? С колокольни флота не все видно. Например, решит трал- флот: буду работать по договорам со всеми предприятиями, развивать про изводство пли соцсферу — как ре шит коллектив. Но ведь флот связан 1 сентября 1990 года — Много было споров оо объеди ненном флоте. — В ту пору идея соответствовала задачам управления. Сейчас, когда переходим к рынку, необходимо раз укрупнение. потому что громадина нс- мобильпа. Не может быстро пере страиваться. Ведь почему сейчас со здаются малые предприятия, пере даются в различные виды собствен ности основные фонды? Именно для того, чтобы оперативно реагировать на запросы потребителя, быстро пе рестраивать производство. Ну-ка, пе рестройте такую махину, как рыбо комбинат! Сложность в том, что мы все за централизовали. разукрупнять труд но. В рынке главное — работать рен табельно. выпускать продукцию кон курентоспособную как внутри стра ны, так и за ее пределами. Каждое подразделение должно работать па конечный результат, считать затраты, сопоставлять с доходами. — Галниа Сергеевна, вы упомяну ли о передаче основных фондов в собственность. Что именно можно пе редать у нас на бассейне? — В концепции правительства .о переходе к рыночной экономике од ним из элементов названа приватиза ция собственности. У нас возникает вопрос: до какого предела это можно делать? Является ли судно элемен том передачи в собственность или ото касается цеха, завода, предприятия? Закон о собственности есть, по он не работает. Необходимы подзакон ные акты. В концепции правительства мы чи таем, что нельзя отдавать в собствен ность объекты энергетической систе мы, железнодорожного, воздушного, морского транспорта. Мы спросили в Минрыбхозе, подходит ли под термин «морской транспорт» рыболовный флот, ответа не получили. — А как вы сами относитесь к то му, чтобы передавать в собственность суда? — Может, я заблуждаюсь, но счи таю, что, поскольку именно добываю щие и обрабатывающие суда состав ляют основу отрасли, экипажи посто янно меняются, нельзя отдавать каж дое судно в собственность экипажа. — А в аренду? — Пожалуйста. Но без выкупа. Представляете, каждое судно — ма лое предприятие! — Но ведь есть суда, у которых остаточная стоимость чуть ли не ну левая. Они — балласт для флота. Никто, думаю, не захочет выкупать «Моонзунд». — Почему лее, можно не сразу вы купать. взять в аренду, заработать деньги. Все зависит от главного во проса: можно или нельзя? Другое де ло. выкупить все основные фонды, включая суда, коллективом предприя тия, создать народное 'предприятие. У нас сейчас в Архангельском трал- флоте взяли в коллективную собст венность дешевые суда, а крупнотон нажные, дорогие, остались в государ ственной собственности. — И как у них дела? — Пока трудно судить. Ведь реор — Мы уже получили сообщение из министерства, что с 1 сентября дота ция передается на .места. То есть разницу между оптовой и розничной ценой нам будут возмещать те, кто покупает у нас рыбу. Есть опасения, что местные орга ны. получив из госбюджета эти сред ства. не отдадут их нам, а направят на свои первоочередные нужды. Тог да мы опять будем в долгах. Мы об ращались в Минфин н Минрыбхоз. что'бы вводили это новшество хотя бы с 1 января, чтобы, во-первых, год «закрыть», во-вторых, проработать с органами па местах механизм возме щения дотации. Опасаемся также, что дотация бу дет лишь па плановые объемы рыбы. А как быть со сверхплановой? На нее дотации не найдется. Выход один: повышение розничных цеи. Но до ка кого предела? Пока ясности в этом вопросе пет. Ждем решений по окон чательному варианту перехода к* рын ку. Может получиться так, что без го сударственной дотации нам не обой тись. Сейчас она составляет 300 мил лионов рублей в год. Дополнитель ные затраты в связи с удорожанием топлива, тарифов, услуг, материалов, повышением процентов отчислений соцстраху и т. д. Плюс известное 402-е постановление (оплата ночных, переработки, «потолки» и прочее), плюс 33 процента валюты. Так вот. учитывая рост затрат по всем направ лениям и норматив рентабельности — 30 процентов, дотация должна возрасти в пять раз, не 300 миллио нов, а полтора миллиарда. — Да, перспектива! Галина Серге евна, когда вся страна перейдет на рыночные отношения, будет ли пла нирование? — Г1о идее, план и рынок — ве щи разные. Но перспективное пла нирование необходимо для ориенти ра. Может, оно будет связано с раз витием региона. Ио без плана или программы нам не обойтись: что производить, какие основные фонды иметь, как их заменять, па какие средства и т. д.. чтобы получать прибыль и наращивать ее. Капитали сты тоже работают по долгосрочным программам. Это законы экономики. В рыночных условиях еще важнее знать, как* будет развиваться отрасль, исходя из состояния сырьевой базы, международной, обстановки. — А что будет с министерством? Мнения пока противоречивы; одни считают, что оно не нужно, др.^- гие более осторожны в суждениях, говорят, нельзя разрывать отрасль на клочки. На последнем заседании со вета отрасли все представители бас сейнов единодушно высказались, что должен быть обязательно орган, ко1 ордппирующий деятельность бассей нов. Не важно как он будет назы ваться: министерством, комитетом или как-то иначе. А, может, мы так думаем, исходя из многолетнего опы та, ие можем переломить привычное мнение, что без руководства сверху нам не обойтись. В любом случае в основе взаимо отношений по вертикали не приказ, а договор. — Бог с ним, с министерством. Как будем налоги платить? — Налог с предприятий пока на зван таким: 45 процентов от получае мой прибыли. Для нашего бассейна это непомерный груз при несоответ ствии оптовых и розничных цеп, при двойных затратах в сравнения, ска жем, с Западным бассейном. Мы на работали целый пакет предложений к правительству России, в том числе об освобождении нас либо от отчпе^ц- ний в союзный бюджет, либо в рес публиканский. И еще просплп при расчете уровня цен. «освободить» за траты от полярных надбавок и рай онного коэффициента. Это было бы той же компенсацией за то. что мы живем в сложных климатических ус ловиях. ' — Галина Сергеевна, что будем делать со снабжением в условиях рынка? — Это самый сложный вопрос. А без его решения все остальное — ничто. Для развития производства нужны .материальные ресурсы, а их изготавливают па других производст вах. Меня, да и не только меня, очень тревожат складывающиеся сейчас от ношения в этом плане: обмен. Это такой шаг назад! Он никак не вяжет ся с рынком, поскольку в основе рынка лежат товарно-денежные отно шения. А мы опять идем к натураль ному обмену. Причем обмен прини мает такие масштабы, что становит ся страшно: кто дороже заплатит, у кого цепней продукция, тог и полу чит материалы. ^ Уже нередки заявления, что дадут материалы лишь за конвертируемую валюту. Как* можно внутри страны за продукцию, изготовленную в стране, требовать такое? Это же не междуна родный рынок. — Так что, никакой управы на них нет? — Строя правовое государство, не обходимо выработать законы о дого ворах па поставку материально-тех нических ресурсов. За их нарушение обязать поставщика полностью возме щать нанесенный предприятию ущерб. Тогда появятся экономические рычаги. экономические интересы. Сейчас штрафы мизерные в сравне нии с убытками, которые несет ни в чем «не повинное предприятие. Я поддерживаю точку зрения Н. И. Рыжкова, что у нас должен быть об щегосударственный рынок. Нельзя разделиться па 15 рынков, да если еще и по автономным республикам делить — вообще можно до абсурда дойти. — А не растащат ли общегосудар ственный рынок по частным с нашей- то психологией? W — Я говорю о том. чтобы не де лилось все ио республикам: ты из другой республики, тебе нет ничего. Вдумайтесь, одип-единственный в стране Куйбышевский алюминиевый завод поставляет продукцию, в част ности. и для нашего тарного комби ната. Чуть что — встал тарный ком бинат. Товары, товары, товары — вот что нужно для существования рынка. Мне думается, надо скорей делать наш рубль конвертируемым. — А как это сделать? — Эго — проблемы правительст ва. — Я так понимаю, Галина Серге евна. что вопросов сегодня больше, чем ответов. Так и просится расхо жая фраза: будущее наше темно ЦЫ непонятно. Щ — Действительно, рынок для п$*с еще в тумане. Мы в его условиях йе работали, у всех представление о нем довольно приблизительное. Какие рычаги будут регулировать этот ры нок: то ли цепы, то ли законы, то ли налоги. Ждем. Беседовала И. БЕРЕЗЮК. ЕНШШ МУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz