Рыбный Мурман. 1990 г. Сентябрь.

противоречия современного шпана Модернизация судов Не стану утверждать, что эки­ паж СТМ «Мария Мелентьева» сработал в минувшем рейсе луч­ ше всех однотипных судов в тра­ ловом флоте. Но то, что он один из лучших, — бесспорно. Вот показа­ тели минувшего рейса: план по вы­ лову — 177 процентов, по выпу­ ску пищевой — 179,4, филе — 180,4, рыбмуки — 218,3, жира — 412,1, по стоимости пищевой — 167,7, стоимости товарной продук ­ ции — 169,9 процента. Думаю , цифры довольно красноречивы. Александра Васильевича Варгано­ ва я знаю уже более десяти лет, с времен, когда мы оба были вто­ рыми помощниками. Д о меня здесь ходили без помполита, но капитан предложил мне пойти в рейс. И я не пожалел: в отноше­ ниях и с экипажем, и особенно с Александром Васильевичем у меня было полное взаимопонима­ ние. Интересный человек, отличный специалист старший мастер добы­ чи Михаил Николаевич Васюков. Все бы так! НОВЫЙ год Как моряки добились такого ус­ пеха? Почему именно этому эки­ пажу удалось превзойти показа­ тели моряков на таких же СТМах в одном и том же районе про­ мысла? *^Начну с того, что коллектив подбирался в течение последних двух лет, закрепились здесь наи­ более грамотные специалисты, трудяги. Впрочем, наверное, и в других экипажах моряки не хуже. Разница, видимо, в том, что люди привыкли друг к другу. Отсюда в экипаже особенный морально­ психологический климат, практи­ чески не возникает серьезных конфликтов. А насколько это важ­ но, думаю, морякам объяснять не требуется. Тем более что на судне отказа­ лись от командно-административ­ ных методов управления, отноше­ ния были доверительными, ува­ жительными. Уверен, что все кон ­ фликты на судах происходят из-за плохой организации труда. Я уже говорил, что экипаж под ­ бирался долго. Поэтому, навер­ ное, встретил я здесь столько очень хороших людей. Капитана АВГУСТЕ Зная, насколько важна грамотная настройка тралов, он проверяет все измерения, неизменно нахо­ дит ошибки ' изготовителей. И, пройдя через его руки, трал сра­ зу становится уловистым. Не слу­ чайно А. В. Варганов вот уже пять рейсов ходит в море только с Михаилом Николаевичем. В следующий рейс на СТМ «Ма­ рия Мелентьева» капитаном пой-, дет старший помощник Владимир Михайлович Бондаренко. Рыбац­ кое чутье — весьма нынче ред­ кое качество, — знание англий­ ского и испанского языков помо ­ гут ему стать хорошим капита­ ном. Третий механик Сергей Констан­ тинович Кравченко, матросы Ва­ силий Иванович Козедубов, Ана­ толий Иванович Межирицкий и многие, многие другие моряки, чье образцовое трудолюбие при ­ вело к столь высоким результа­ там рейса, — все это экипаж СТМ «Мария Мелентьева». Тяжело было. Подвахты посто­ янные. Нередко устраивались ав­ ралы. Да и проблем хватало. Например, по существующим расценкам невыгодно выпускать рыбную муку , морозить рыбу-ка- питана. В этом рейсе мы вылови­ ли 20 тонн этой рыбы. Зная, что нам за ее обработку, согласно сдель­ ным расценкам, пойдет на пай 2-50 за тонну, дали радиограмму начальнику флота, просили разре­ шения продать эту рыбу в Лас- Пальмасе и по акту отдать полу­ ченную валюту флоту. Ответа мы не получили. Наверное, прав наш капитан, выдвигая такую идею: выделить один из СТМов, не оборудован­ ный филейной линией, специаль­ но для добычи ценных пород рыб. И дать право капитану самостоя­ тельно реализовать ее в инпорту. Пусть не капитану, пусть такие полномочия дадут какому-либо специалисту флота. Не думаю, что своими действиями этот капи­ тан (или другой флотский специа­ лист) повлияет на изменение ми ­ ровых цен на рыбу, а выгода для флота была бы немалая. В предыдущем рейсе экипаж ходил в экспериментальном ва­ рианте по первой модели хозрас­ чета, заработок по нормативу ис­ числялся от стоимости товарной продукции. С тысячи рублей ее экипажу шло 39 рублей /2 копей­ ки. И подсчет упрощался до пре ­ дела, и заработок был куда выше, чем сейчас, отсюда шла гораздо большая заинтересованность мо ­ ряков в выпуске продукции улуч­ шенного ассортимента. Но... В следующий рейс экипаж ушел на обычных условиях. Тем не менее за три недели до окончания рейса и более чем за 4 месяца до окончания года был выполнен годовой план по всем показателям. Так что у экипажа «идет» 1991 год. С. КРИВОВ, первый помощник капитана СТМ «Мария Мелентьева» Мурманского тралового флота. Точка зрения МИНИСТЕРСТВУ Создать главные управления Министерства рыболовства на уровне бассейнов с теми же функ­ циями, что и у министерства. В состав бассейнового главного управления должны войти: специалисты по изучению и прогнозированию ресурсов, час­ тично из промразведок и НИРО; специалисты рыбводов по конт­ ролю изъятия ресурсов морей и океанов. Рыбводы как инспекти­ рующие организации целесооб­ разно упразднить, инспекторов по внутренним водоемам передать обществу рыболовов и охотников (или комитету по охране приро ­ ды); группа биологов-наблюдателей для работы на промысловых су­ дах. Работников Министерства рыбо­ ловства, бассейновых главных уп- р ^ л е н и й и НИРО перевести на систему получения зарплаты из средств бюджета. Систему преми­ рования увязать с качеством вы­ полнения государственных функ-. ций. Выдачей лицензий главное управление будет регулировать количество судов по районам промысла в зависимости от квот и сезонов. Причем любые струк­ турные изменения предприятий не повлияют на стратегию глав­ ных управлений. Более того, зна­ чительно расширятся возможно ­ сти перехода судов на аренду. Конечно, остается много пред­ приятий и организаций, прямо не связанных с добычей рыбы: судо­ верфь, порт, рыбокомбинат и другие. То есть чисто канадский вариант недостаточен. Здесь це­ лесообразно заполнить нишу ча­ стично норвежской схемой. Для чего необходимо создать на бассейнах единые торговые фирмы, включающие торговлю и сбыт рыбопродукции и материаль- 1Г но-технического снабжения внут­ ри страны, а также внешнюю тор­ говлю. Это можно сделать двумя путями. Первый, наиболее легкий — одновременно с созданием но­ вой структуры Министерства и главных управлений на бассейнах правительство своим постановле­ нием узаконивает бассейновые торгово-сбытовые фирмы. Именно так поступили норвежцы в 1939 году, создавая «Рофисклаг». Вто­ рой путь — создание акционер­ ных торговых фирм на бассейнах. Это лучший вариант, но требует согласия предприятий, и его реа­ лизация может растянуться на продолжительное время из-за от­ сутствия должного понимания зна­ чимости вопроса руководством предприятий. В принципе, полу­ чив одобрение правительства на первый вариант, предприятия мо ­ жно «вынудить» принять второй вариант по принципу: «из двух зол — меньшее». Второй вариант, конечно, предпочтительнее, так как в деятельности торговых фирм и предприятий не будут присут­ ствовать недоверие и антагонизм, столь обычные для советского — да и не только советского — че­ ловека по отношению к торговле. Получение прибыли акционерной фирмой и распределение между владельцами акций — серьезный стимул к совместной работе. Одновременно с фирмами дол­ жны создаваться и бассейновые коммерческие банки, возможно, с участием предприятий других отраслей для обеспечения доста­ точного уставного капитала и оборотных средств. Банки будут способствовать развитию «энергич­ ных» предприятий и в то же вре­ мя осуществлять финансовое дав­ ление на «нерадивые» предприя­ тия и организации. В целях раскрепощения работы командного состава судов, управ­ ленческого персонала, использо­ вания ими разумных рисковых ситуаций, необходимо способст­ вовать созданию в стране М о р ­ ского страхового общества по ти­ пу «Ллойда» на базе морского Регистра, который предваритель­ но необходимо вывести из соста­ ва Министерства морского фло­ та. Персоналом такого общества в виде морских страховых агентов могут стать бывшие работники бассейновых морских инспекций. Необходимо также учитывать реальную возможность, которая появляется при новой структуре, для получения 100-процентного госзаказа на производство про ­ дукции, из него до 30 процентов через бассейновые торговые фир­ мы будут поставлять рыбопро­ дукцию по распределению госве­ домств в больницы, детские до­ ма, армию, ИТК. Из осталь­ ных 70 процентов часть ресурсов будет выделяться торгово -про ­ мышленной палатой, МВЭС, ГВК или другим вновь созданным ко ­ ординационным внешнеторговым ведомством при правительстве страны. Оставшиеся ресурсы дол­ жны реализоваться внутри страны по прямым связям, опять же че­ рез бассейновую торговую фир­ му. Естественно, под распреде­ ленные ресурсы внутри страны и внешний рынок фонды на пере­ ходном этапе будут выделяться централизованно. Доля товаров для прямых связей должна поз­ волить через торговую акционер­ ную фирму компенсировать не­ достающие фонды и иметь ре­ зерв для решения социальных во­ просов предприятий. Это в свою очередь должно привести к зна­ чительному росту производитель­ ности труда по качеству и коли­ честву, максимальному использо­ ванию основных фондов и ре­ сурсов — природных и трудовых. В то же время открываются ши­ рокие возможности для развития различных форм кооперации и собственности. Такая система бу­ дет управляема, гибка. Обернутся ли затраты выгодой? © ЭКОНОМИКУ ДЕЛАЮТ ПЛАВБАЗЫ © 40 МИЛЛИОНОВ — НЕ ПО КАРМАНУ © РЕМОНТ! ДА ! © НА ВЕРФЬ В АНГЛИЮ © ВЫГОДА ОЧЕВИДНА Более 50 процентов всей прибыли на бассейне прихо­ дится на долю «Севрыбхолод- флота». Факт общеизвестный. Также известно, что «пого­ ду» в экономике этого фло­ та делают пока плавбазы. Когда знакомишься с фак­ тами работы групп судов, видишь: ТРы, танкерный флот работают все же в убыток. «Повинны» здесь и сложив­ шиеся тарифы па перевозку грузов, большие амортизаци­ онные отчисления (особенно ощутимо их бремя на судах- новостроях — так дорого они сейчас обходятся управле­ нию). Ну, и никак не сбро-* сишь со счетов взлетевшие в последнее время цепы на топ­ ливо, да и заработная пла­ та. с тенденцией неуклонно­ го повышения. — тоже тяж­ кий груз... Так что. хочешь организовать работу не в убыток — постоянно прояв­ ляй заботу... о плавбазах. На эту группу судов возлагаются дополнительные нагрузки. Вот для сравнения несколь­ ко цифр. К примеру, ТР по­ стройки 70-х годов типа «Карл Либкнехт» при затра­ тах в 2.5—3,5 миллиона, «возвращает» флоту лишь 1,5. В этом году и того .мень­ ше — всего лишь до милли­ она рублей. Остальное? Ос­ тальное наверстывают, как* нетрудно догадаться, па тех же плавучих заводах управ­ ления. Их — 11. Каждый в год может дать до 11 мил­ лионов рублей. Но это — предел мечтаний. К тому же, проявляя, как уже говори­ лось, заботу о них, о людях, здесь работающих, постоянно думай о том. чтобы не за­ гнать, не угробить эти при­ быльные единицы напряжен­ нейшими нагрузками на про­ мысле. Люди пока выдерживают, суда — не всегда. I I все-таки в управлении принимают решение: сохра­ нить в эксплуатации все одиннадцать! Даже несмотря на то, что некоторым из них уже более 24 лет. Срок за­ предельный. Но наверное, решение правильное, посколь­ ку ждать поступления новых производственных единиц не­ откуда. Да и будем откровен­ ны. ио карману ли сейчас флоту 30—40-миллионные аналоги? — В обозримые два-три го­ да, вряд ли, — подчеркивает начальник управления «Сев- рыбхолодфлот» А. Ф. Лева­ нов. — Вот когда научимся зарабатывать, да себе па жизнь оставлять5^ в том ко­ личестве, какое сейчас остав­ ляем. тогда да, може.м зага­ дывать. I I приобретать то, что действительно стоит при­ обретать. А пока... Пока же. реальнейшим об­ разом оценивая предрыиоч- ную ситуацию, здесь и о бу­ дущем думаю. Но п днем те­ кущим озабочены основа­ тельно. Хотелось бы подчеркнуть, не вдаваясь в излишние под­ робности, в чем же состоят конкретные заботы по плав­ базам, что предстоит сделать здесь? Ведь еще недавно па флоте шли бурные дебаты: есть ли смысл некоторым из них продлевать жизнь? «Есть», — посчитали в рыбный мурман «Севрыбхолодфлоте». II рас­ четы — технические, эконо­ мические, анализ производст­ венной перспективы — все это выглядит пока убедитель­ но. Хотя затраты... Затраты, здесь надо тоже сказать со всей откровен­ ностью, немалые. К примеру, па плавбазе «Севрыба» рас­ ходы на' ремонт (в управле­ нии придерживаются такой стратегии — ремонт плюс модернизация) только в Со­ юзе составят порядка 5 мил­ лионов рублей (работы вы­ полнены на Мурманской су­ доверфи и в производствен­ ных кооперативах). Едва ли не столько же, по уже в ин­ валюте, предстоит истратить в Гулле (Англия), куда плав­ база прибудет 10 сентября. Надо сказать, что в доках этого иипорта уже побывала одна из плавбаз управления. Но с таким объемом работ, какой предстоит осуществить на «Ссврыбе», в этот порт еще ии одно судно бассейна не заходило. Реконструкция предстоит серьезная. "Прежде всего об­ новляется рыбофабрика. С тем чтобы изготавливать до­ статочно широкий ассорти­ мент рыбной продукции. К тому же двух стандартов по фасовке изделий — совет­ ского и европейского. Далее инвалюта будет потрачена на значительное улучшение энергоснабжения: замена вспомогательных двигателе»! позволит создать потенциаль­ но иные энергоресурсы базы. Комфортны будут и условия проживания людей. I I все же основные работы развер­ нутся па рыбофабрике главном производственном узле плавбазы. Проектом предусмотрен монтаж четы­ рех линий: для разделки оке­ анических видов рыбы на филе, выработки пресервов и т. д. Все оборудование им­ портное. Особое место отво­ дится охлаждаемым бунке­ рам-накопителям. В них будет храниться достаточный запас сырья. Средства будут потрачены немалые. Но и отдача тоже ожидается большая. Главное, что с переходом на новые ры­ ночные отношения, когда бу­ дет делаться ставка па пред­ приимчивость, поиск опти­ мальных вариантов в исполь­ зовании полученной прибы­ ли, у флотов будут основа­ тельно развязаны руки. I I тогда многое, если не все, будет зависеть от того, как по-хозяйски, с максимальной для себя выгодой, будут ис­ пользоваться все наличные производственные мощности. Особенно плавбазы. Ведь раньше, чего греха таить, за­ нимаясь переоборудованием тех же рыбофабрик в кон­ сервный, к примеру, вариант, пе особо задумывались о вы­ годе. Сейчас иное дело. Не будет выгодно флоту такое переоборудование, кто же кроме него самого будет вы­ кладывать деньги? Чтобы че­ рез год-другой объявлять се­ бя банкротом? Так что упор на хозяйскую самостоятель­ ность и предприимчивость в «Севрыбхолодфлоте» сейчас делается основательный. И к грядущему рынку здесь на­ чали готовиться не сегодня. Г. ЖУКОВ. 7 сентября1990 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz