Рыбный Мурман. 1990 г. Сентябрь.
противоречия современного шпана Модернизация судов Не стану утверждать, что эки паж СТМ «Мария Мелентьева» сработал в минувшем рейсе луч ше всех однотипных судов в тра ловом флоте. Но то, что он один из лучших, — бесспорно. Вот показа тели минувшего рейса: план по вы лову — 177 процентов, по выпу ску пищевой — 179,4, филе — 180,4, рыбмуки — 218,3, жира — 412,1, по стоимости пищевой — 167,7, стоимости товарной продук ции — 169,9 процента. Думаю , цифры довольно красноречивы. Александра Васильевича Варгано ва я знаю уже более десяти лет, с времен, когда мы оба были вто рыми помощниками. Д о меня здесь ходили без помполита, но капитан предложил мне пойти в рейс. И я не пожалел: в отноше ниях и с экипажем, и особенно с Александром Васильевичем у меня было полное взаимопонима ние. Интересный человек, отличный специалист старший мастер добы чи Михаил Николаевич Васюков. Все бы так! НОВЫЙ год Как моряки добились такого ус пеха? Почему именно этому эки пажу удалось превзойти показа тели моряков на таких же СТМах в одном и том же районе про мысла? *^Начну с того, что коллектив подбирался в течение последних двух лет, закрепились здесь наи более грамотные специалисты, трудяги. Впрочем, наверное, и в других экипажах моряки не хуже. Разница, видимо, в том, что люди привыкли друг к другу. Отсюда в экипаже особенный морально психологический климат, практи чески не возникает серьезных конфликтов. А насколько это важ но, думаю, морякам объяснять не требуется. Тем более что на судне отказа лись от командно-административ ных методов управления, отноше ния были доверительными, ува жительными. Уверен, что все кон фликты на судах происходят из-за плохой организации труда. Я уже говорил, что экипаж под бирался долго. Поэтому, навер ное, встретил я здесь столько очень хороших людей. Капитана АВГУСТЕ Зная, насколько важна грамотная настройка тралов, он проверяет все измерения, неизменно нахо дит ошибки ' изготовителей. И, пройдя через его руки, трал сра зу становится уловистым. Не слу чайно А. В. Варганов вот уже пять рейсов ходит в море только с Михаилом Николаевичем. В следующий рейс на СТМ «Ма рия Мелентьева» капитаном пой-, дет старший помощник Владимир Михайлович Бондаренко. Рыбац кое чутье — весьма нынче ред кое качество, — знание англий ского и испанского языков помо гут ему стать хорошим капита ном. Третий механик Сергей Констан тинович Кравченко, матросы Ва силий Иванович Козедубов, Ана толий Иванович Межирицкий и многие, многие другие моряки, чье образцовое трудолюбие при вело к столь высоким результа там рейса, — все это экипаж СТМ «Мария Мелентьева». Тяжело было. Подвахты посто янные. Нередко устраивались ав ралы. Да и проблем хватало. Например, по существующим расценкам невыгодно выпускать рыбную муку , морозить рыбу-ка- питана. В этом рейсе мы вылови ли 20 тонн этой рыбы. Зная, что нам за ее обработку, согласно сдель ным расценкам, пойдет на пай 2-50 за тонну, дали радиограмму начальнику флота, просили разре шения продать эту рыбу в Лас- Пальмасе и по акту отдать полу ченную валюту флоту. Ответа мы не получили. Наверное, прав наш капитан, выдвигая такую идею: выделить один из СТМов, не оборудован ный филейной линией, специаль но для добычи ценных пород рыб. И дать право капитану самостоя тельно реализовать ее в инпорту. Пусть не капитану, пусть такие полномочия дадут какому-либо специалисту флота. Не думаю, что своими действиями этот капи тан (или другой флотский специа лист) повлияет на изменение ми ровых цен на рыбу, а выгода для флота была бы немалая. В предыдущем рейсе экипаж ходил в экспериментальном ва рианте по первой модели хозрас чета, заработок по нормативу ис числялся от стоимости товарной продукции. С тысячи рублей ее экипажу шло 39 рублей /2 копей ки. И подсчет упрощался до пре дела, и заработок был куда выше, чем сейчас, отсюда шла гораздо большая заинтересованность мо ряков в выпуске продукции улуч шенного ассортимента. Но... В следующий рейс экипаж ушел на обычных условиях. Тем не менее за три недели до окончания рейса и более чем за 4 месяца до окончания года был выполнен годовой план по всем показателям. Так что у экипажа «идет» 1991 год. С. КРИВОВ, первый помощник капитана СТМ «Мария Мелентьева» Мурманского тралового флота. Точка зрения МИНИСТЕРСТВУ Создать главные управления Министерства рыболовства на уровне бассейнов с теми же функ циями, что и у министерства. В состав бассейнового главного управления должны войти: специалисты по изучению и прогнозированию ресурсов, час тично из промразведок и НИРО; специалисты рыбводов по конт ролю изъятия ресурсов морей и океанов. Рыбводы как инспекти рующие организации целесооб разно упразднить, инспекторов по внутренним водоемам передать обществу рыболовов и охотников (или комитету по охране приро ды); группа биологов-наблюдателей для работы на промысловых су дах. Работников Министерства рыбо ловства, бассейновых главных уп- р ^ л е н и й и НИРО перевести на систему получения зарплаты из средств бюджета. Систему преми рования увязать с качеством вы полнения государственных функ-. ций. Выдачей лицензий главное управление будет регулировать количество судов по районам промысла в зависимости от квот и сезонов. Причем любые струк турные изменения предприятий не повлияют на стратегию глав ных управлений. Более того, зна чительно расширятся возможно сти перехода судов на аренду. Конечно, остается много пред приятий и организаций, прямо не связанных с добычей рыбы: судо верфь, порт, рыбокомбинат и другие. То есть чисто канадский вариант недостаточен. Здесь це лесообразно заполнить нишу ча стично норвежской схемой. Для чего необходимо создать на бассейнах единые торговые фирмы, включающие торговлю и сбыт рыбопродукции и материаль- 1Г но-технического снабжения внут ри страны, а также внешнюю тор говлю. Это можно сделать двумя путями. Первый, наиболее легкий — одновременно с созданием но вой структуры Министерства и главных управлений на бассейнах правительство своим постановле нием узаконивает бассейновые торгово-сбытовые фирмы. Именно так поступили норвежцы в 1939 году, создавая «Рофисклаг». Вто рой путь — создание акционер ных торговых фирм на бассейнах. Это лучший вариант, но требует согласия предприятий, и его реа лизация может растянуться на продолжительное время из-за от сутствия должного понимания зна чимости вопроса руководством предприятий. В принципе, полу чив одобрение правительства на первый вариант, предприятия мо жно «вынудить» принять второй вариант по принципу: «из двух зол — меньшее». Второй вариант, конечно, предпочтительнее, так как в деятельности торговых фирм и предприятий не будут присут ствовать недоверие и антагонизм, столь обычные для советского — да и не только советского — че ловека по отношению к торговле. Получение прибыли акционерной фирмой и распределение между владельцами акций — серьезный стимул к совместной работе. Одновременно с фирмами дол жны создаваться и бассейновые коммерческие банки, возможно, с участием предприятий других отраслей для обеспечения доста точного уставного капитала и оборотных средств. Банки будут способствовать развитию «энергич ных» предприятий и в то же вре мя осуществлять финансовое дав ление на «нерадивые» предприя тия и организации. В целях раскрепощения работы командного состава судов, управ ленческого персонала, использо вания ими разумных рисковых ситуаций, необходимо способст вовать созданию в стране М о р ского страхового общества по ти пу «Ллойда» на базе морского Регистра, который предваритель но необходимо вывести из соста ва Министерства морского фло та. Персоналом такого общества в виде морских страховых агентов могут стать бывшие работники бассейновых морских инспекций. Необходимо также учитывать реальную возможность, которая появляется при новой структуре, для получения 100-процентного госзаказа на производство про дукции, из него до 30 процентов через бассейновые торговые фир мы будут поставлять рыбопро дукцию по распределению госве домств в больницы, детские до ма, армию, ИТК. Из осталь ных 70 процентов часть ресурсов будет выделяться торгово -про мышленной палатой, МВЭС, ГВК или другим вновь созданным ко ординационным внешнеторговым ведомством при правительстве страны. Оставшиеся ресурсы дол жны реализоваться внутри страны по прямым связям, опять же че рез бассейновую торговую фир му. Естественно, под распреде ленные ресурсы внутри страны и внешний рынок фонды на пере ходном этапе будут выделяться централизованно. Доля товаров для прямых связей должна поз волить через торговую акционер ную фирму компенсировать не достающие фонды и иметь ре зерв для решения социальных во просов предприятий. Это в свою очередь должно привести к зна чительному росту производитель ности труда по качеству и коли честву, максимальному использо ванию основных фондов и ре сурсов — природных и трудовых. В то же время открываются ши рокие возможности для развития различных форм кооперации и собственности. Такая система бу дет управляема, гибка. Обернутся ли затраты выгодой? © ЭКОНОМИКУ ДЕЛАЮТ ПЛАВБАЗЫ © 40 МИЛЛИОНОВ — НЕ ПО КАРМАНУ © РЕМОНТ! ДА ! © НА ВЕРФЬ В АНГЛИЮ © ВЫГОДА ОЧЕВИДНА Более 50 процентов всей прибыли на бассейне прихо дится на долю «Севрыбхолод- флота». Факт общеизвестный. Также известно, что «пого ду» в экономике этого фло та делают пока плавбазы. Когда знакомишься с фак тами работы групп судов, видишь: ТРы, танкерный флот работают все же в убыток. «Повинны» здесь и сложив шиеся тарифы па перевозку грузов, большие амортизаци онные отчисления (особенно ощутимо их бремя на судах- новостроях — так дорого они сейчас обходятся управле нию). Ну, и никак не сбро-* сишь со счетов взлетевшие в последнее время цепы на топ ливо, да и заработная пла та. с тенденцией неуклонно го повышения. — тоже тяж кий груз... Так что. хочешь организовать работу не в убыток — постоянно прояв ляй заботу... о плавбазах. На эту группу судов возлагаются дополнительные нагрузки. Вот для сравнения несколь ко цифр. К примеру, ТР по стройки 70-х годов типа «Карл Либкнехт» при затра тах в 2.5—3,5 миллиона, «возвращает» флоту лишь 1,5. В этом году и того .мень ше — всего лишь до милли она рублей. Остальное? Ос тальное наверстывают, как* нетрудно догадаться, па тех же плавучих заводах управ ления. Их — 11. Каждый в год может дать до 11 мил лионов рублей. Но это — предел мечтаний. К тому же, проявляя, как уже говори лось, заботу о них, о людях, здесь работающих, постоянно думай о том. чтобы не за гнать, не угробить эти при быльные единицы напряжен нейшими нагрузками на про мысле. Люди пока выдерживают, суда — не всегда. I I все-таки в управлении принимают решение: сохра нить в эксплуатации все одиннадцать! Даже несмотря на то, что некоторым из них уже более 24 лет. Срок за предельный. Но наверное, решение правильное, посколь ку ждать поступления новых производственных единиц не откуда. Да и будем откровен ны. ио карману ли сейчас флоту 30—40-миллионные аналоги? — В обозримые два-три го да, вряд ли, — подчеркивает начальник управления «Сев- рыбхолодфлот» А. Ф. Лева нов. — Вот когда научимся зарабатывать, да себе па жизнь оставлять5^ в том ко личестве, какое сейчас остав ляем. тогда да, може.м зага дывать. I I приобретать то, что действительно стоит при обретать. А пока... Пока же. реальнейшим об разом оценивая предрыиоч- ную ситуацию, здесь и о бу дущем думаю. Но п днем те кущим озабочены основа тельно. Хотелось бы подчеркнуть, не вдаваясь в излишние под робности, в чем же состоят конкретные заботы по плав базам, что предстоит сделать здесь? Ведь еще недавно па флоте шли бурные дебаты: есть ли смысл некоторым из них продлевать жизнь? «Есть», — посчитали в рыбный мурман «Севрыбхолодфлоте». II рас четы — технические, эконо мические, анализ производст венной перспективы — все это выглядит пока убедитель но. Хотя затраты... Затраты, здесь надо тоже сказать со всей откровен ностью, немалые. К примеру, па плавбазе «Севрыба» рас ходы на' ремонт (в управле нии придерживаются такой стратегии — ремонт плюс модернизация) только в Со юзе составят порядка 5 мил лионов рублей (работы вы полнены на Мурманской су доверфи и в производствен ных кооперативах). Едва ли не столько же, по уже в ин валюте, предстоит истратить в Гулле (Англия), куда плав база прибудет 10 сентября. Надо сказать, что в доках этого иипорта уже побывала одна из плавбаз управления. Но с таким объемом работ, какой предстоит осуществить на «Ссврыбе», в этот порт еще ии одно судно бассейна не заходило. Реконструкция предстоит серьезная. "Прежде всего об новляется рыбофабрика. С тем чтобы изготавливать до статочно широкий ассорти мент рыбной продукции. К тому же двух стандартов по фасовке изделий — совет ского и европейского. Далее инвалюта будет потрачена на значительное улучшение энергоснабжения: замена вспомогательных двигателе»! позволит создать потенциаль но иные энергоресурсы базы. Комфортны будут и условия проживания людей. I I все же основные работы развер нутся па рыбофабрике главном производственном узле плавбазы. Проектом предусмотрен монтаж четы рех линий: для разделки оке анических видов рыбы на филе, выработки пресервов и т. д. Все оборудование им портное. Особое место отво дится охлаждаемым бунке рам-накопителям. В них будет храниться достаточный запас сырья. Средства будут потрачены немалые. Но и отдача тоже ожидается большая. Главное, что с переходом на новые ры ночные отношения, когда бу дет делаться ставка па пред приимчивость, поиск опти мальных вариантов в исполь зовании полученной прибы ли, у флотов будут основа тельно развязаны руки. I I тогда многое, если не все, будет зависеть от того, как по-хозяйски, с максимальной для себя выгодой, будут ис пользоваться все наличные производственные мощности. Особенно плавбазы. Ведь раньше, чего греха таить, за нимаясь переоборудованием тех же рыбофабрик в кон сервный, к примеру, вариант, пе особо задумывались о вы годе. Сейчас иное дело. Не будет выгодно флоту такое переоборудование, кто же кроме него самого будет вы кладывать деньги? Чтобы че рез год-другой объявлять се бя банкротом? Так что упор на хозяйскую самостоятель ность и предприимчивость в «Севрыбхолодфлоте» сейчас делается основательный. И к грядущему рынку здесь на чали готовиться не сегодня. Г. ЖУКОВ. 7 сентября1990 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz