Рыбный Мурман. 1990 г. Сентябрь.
•л >«. t ; i | >v : ' . “ ‘ 1 I 1• ■ ■. • Страница репортера П О К Л О Н Н И К Х А Р Д -Р О К А И ГРАЕТ « Ч А К О Н У » Иная сенсация неприметна для большинства из нас. Узы, Мурманск поразительно ровно — как должное! — воспринял приезд знаменитого теперь уже (но разве это главное?), талантливейшего пианиста Ва лерия Кулешова. Нет, большой зал музучилища был, разуме ется, полный на обоих концер тах. Мурманские зрители встретили музыканта очень тепло — и это еще деликатно сказано. «На бис!» — кричали даже те, кто ничего подобно го от себя не ожидал. По шесть раз вызывали к роялю — и он без «звездного» кура- женья выходил иг видно бы ло, с удовольствием играл для публики. Что говорить — игра редкостная, неповтори мая. И репертуар, способный увлечь и самого неподготов ленного слушателя: «Чакона» и прелюдия фа минор Баха (а «Солярисе» звучала, помните?), «Пляски смерти» Сен-Санса, «Карназал» Шумана, «Крейсле- риана», Вивальди, Брамс, Пага нини, «Свадебный марш» Мен дельсона в транскрипции Горо вица... Воспитанник детских интер натов, скиталец по общежити ям глубокой провинции, препо даватель детской школы ис кусств з Бологом, Валерий Ку лешов на последнем междуна родном конкурсе пианистов в итальянском городе Больцано получил золотую медаль. «Но вый Горовиц» — назвали его итальянские газеты. Неслучай но: «великий романтик» рус ского происхождения из Аме рики, прослушав конкурсную запись Валерия Кулешова, бла госклонно оценил игру «под ростка из России», который — только ли в силу возраста? — охотнее говорит о хард-роке и «Дип-Пёрпл», нежели о клас сике. В. СЕУРУЯРВИ. Присяга ХМГЙНЫ... ДЕЗЕРТИРЫ... К тем. кто оступился первый раз, но глубоко раскаялся в содеянном, за кон проявляет снисхождение, дает возможность исправить ся. загладить свою вину в глазах сограждан. Но в иных случаях криминал непрости телен и закон по отношению к преступнику неумолим. Так, военный трибунал осудил рядового Ш. Джурае- ва. Находясь в солдатском строю, он неоднократно на рушал армейские законы. Долгое время грубо, не по- товарищески относился к со служивцам. унижал их. запу гивал. Военный трибунал воз дал казарменному хулигану по заслугам: в течение не скольких лет Джураев будет отбывать наказание в дис циплинарном батальоне. Ведь мог бы служить честно, по уставу, не мешая другим. Мог. но не захотел... Рядовой Б. Монов тоже, к сожалению, позабыл о том, как присягал Родине перед лицом товарищей служить честно. А ведь не прошло еще гг года с той поры. Не по душе было Монову служить в суровом Запо лярье'. Решил найти себе ме стечко потеплее, где бы по меньше тягот и лишений, а побольше безделья и безот ветственности. Однажды не вернулся в свое•подразделе ние. Куда же он делся? Уда рился в бега. Много дней и ночей его разыскивали по всюду. Нашли-таки — помог ла милиция. Монов находил ся за несколько сот километ ров от части. Следствие. Потом заседа ние военного трибунала. И — неизбежный итог подоб ных ‘«приключений»: направ ление в дисбат. К военной присяге иной солдат относится формально, произносит, не задумываясь, серьезнейшие слова — клят ву! Такие, как Джураев и Монов, на себе испытали всю ответственность этого акта. Теперь для них звучит впол не внятно: «Если же я нару шу эту мою торжественную присягу, то пусть меня пос тигнет суровая кара совет ского закона, всеобщая нена висть и презрение советского народа*. Специально для «РМ» — майор В. БУРИК. г. Мурманск. 28 сентября1990 года 1 Клуб КАК СТАТЬ ИЗОБРЕТАТЕЛЕМ Идея овладения теорией ре шения изобретательских задач (ТРИЗ) некогда считалась аб сурдом. Теперь же популяр ность ее растет не по дням, а по часам. Вот и в Мурманске в областной научной библиоте ке появился клуб любителей технического творчества, к о торый объединил энтузиастоз этого движения, — «триэов- цев». Мысль создать такой клуб возникла у нас весной, когда мы встретились с инте реснейшим человеком, препо давателем ТРИЗ Александром Борисовичем Селюцким. Те, кто знакомится с идеями ТРИЗ, не остаются безучастными к ним. Владение ими делает про цесс изобретательства управ ляемым, дает возможность на учить любого желающего тех ническому творчеству. Теперь этому служит созданный в об ластной библиотеке информа ционный центр по ТРИЗ, став ший центром общения едино мышленников. Интересующую литературу нам предлагает родственная по задачам фирма «ИННО-ТЕКО» (г. Петроза водск), финансовую поддерж ку будет оказывать областной совет ВОИР. О. ВОЛКОВА. Ярмарка! I ПРАЗДНИК РЕМЕСЕЛ Удивительные вещи, воссоздающие бытовую культуру поморов, показали мурманчанам мас тера народных промыслов из Архангельска. Вы ставка-продажа в Художественном музее в ми нувшие выходные дни была в лучших традициях русской ярмарки. Она так и называлась — «Тра диции и современность»: умельцы Поморья соче тают в творчестве старинные мотивы с примета ми современной эстетики. Интересно было открытие ярмарки, выливше еся в праздничное представление. На площадке перед входом в музей выступал хор М урманско го музучилища, звучали народные песни, зрите лей увлекал за собой импровизированный хоро вод. Хлебом-солью встречали горожане архан гельских гостей. Праздник продолжался в зале музея, где посетителей ждали рукодельные иг рушки, сувениры, не только красивые, но и по лезные в быту вещи. Вот вы видите на снимке деревенское лоскут ное одеяло, а на «прилавке» — коробочки , бу тыль, корзинка из бересты. Леонид Мымрин по профессии бульдозерист, а смотрите-ка, как ма стерски плетет он из лозы — на глазах у зри телей — кошели, пояса, крестики (вот, поверх косоворотки красуется), туеса, бусы. На груди У него еще одна традиционная для архангельских промыслов поделка — глиняный двуглавый конь. На ярмарке можно было купить из рук знаме нитых мастеров глиняные игрушки — вельские глазурованные, крашеные архангельские. Руфина Пронченкоза предлагала покупателям расписные пряники-козули, какие по обыкновению выпека ли з деревнях на рождество, чтобы достаток и счастье з доме были целый год, — и хранили до следующего рождества. Пряники-матрешки, пря ники-рыбки, пряники-лошадки, олени, бабочки, елочки... Ребятня от них не отходила, пока все не раскупили. С умельцами из Архангельского художествен ного фонда приехал на мурманскую художест венную ярмарку и карельский мастер по плете нию из бересты Сергей Волов из Петрозазод- Фотовыставка ска, он тоже занимал зрителей искусной рабо той и складывал готовые изделия на пестр/^» тканую дорож ку — выбирайте! Особым спросом пользовались щепные птицы всевозможных размеров: то с большую тарел ку, то с кулачок младенца. Это один из самых светлых и любимых образов в славянском фольк лоре. Языческая богиня Мокош (или, как ее еще называли, «берегиня») ведала домашним хозяй ством и покровительствала ткачам. Ее традици онно изображали держащей а руках ребенка и птицу, то есть она объединяла и оберегала со бою два хрупких существа, два звена живого ес тества — человеческий и животный мир. А ж у р ную щепную птичку поморки подвешивали над детской колыбелью, чтобы раскрытыми крылами защищала бы дитя от невзгод, болезней, от не добрых сил. Так же почитался в славянском народном твор честве и образ коня, всадника — защитника, ве стника света и добра. На ярмарке мурманчане покупали глиняные его изображения, из сосново го корня, из лозы, пряничных наездников. Всеобщее внимание привлек редкостный экс понат — резной костяной оклад для книги Еван гелия. Резьба по кости — старинный поморский промысел. До сих пор архангельские мастера находят в земле бивни мамонта, которые служат прекрасным материалом для произведений изящного искусства. Наиболее характерным соединением совре менного, можно даже сказать авангардного ис кусства с традиционным народным, отличалась на выставке композиция Юрия Ходия «Помор ки»: стилизованная древняя, праславянская скульптура (три женские фигурки) окружена объемом, созданным из тонких реек и напомина ющим крестьянский сруб. Так изделия народ ных умельцев не просто служат для прикладных бытовых целей, но становятся произведениями концептуального искусства. С. ТРОФИМОВ, сотрудник Художественного музея. Фото Ю. ЧЕРНОПЯТОВА. ш РЫБАКИ, ВЫ ЖЕ ХУДОЖНИКИ! Изба посреди пустынного заполярного ландшафта, па заборе сушится вязаный но сок. Стоит у крылечка де душка, глядя на нас напря женно. сосредоточенно; он в «выходной» рубашке, вален ках, нелепых на куцей север ной травке, и сияет на нем по значительному случаю новая кепка; руки держит, как пристойно серьезному мужчине, по швам, в паль цах зажата (а куда денешь? и выкинуть жалко) потухшая папироска. Рядом с дедуш кой старенькая супруга его, которая и фотографировать- ся-то, видно, не желала, упи ралась — да вот. оторвали от работы, поставили, неуб ранную. стоять перед объек тивом; в драном фартуке по шива годов 50-х. затрапезной кофте, в валенках же и с та ким же степенным, хоть и несколько смущенным, взгля дом. Руки у женщины натру женные. черны от черной работы. Это снимок Д. Сабу рова, жителя города Запо лярного на выставке «Гла зами северян» в ДКиТ им. С. М. Кирова. 31 год' «дворцовому» фо токлубу — ныне народной фотостудии «Мурманск». I I каждый год его члены вы ставляют свои снимки на обо зрение землякам. Фотоэкспо зиции «Глазами северян» в холле рыбацкого Дворца культуры стали настолько привычными, что немудрено и не заметить, как одна вы ставка сменяет другую. А вы все же приглядитесь — и найдете немало талантливых работ. Тепло и проникновенно от носится к детям один из без условно одаренных художни ков С. Воронин, а ко взрос лым — с дружеской, безо бидной иронией; «Вернисаж», «Последний урок», «Еще один» — удивительно свет лые' жизнеутверждающие об разы. Но. как и в жизни, ря дом с радостью соседствует 14 печаль — как на трагичном снимке «Жила-была бабуш ка». Много в холле ДК сним ков, которые так и хочется пересказать. Это и морские репортажи В. Семакова — кстати, рыбака, рефмеханика из рыбакколхозсоюза; су ровый Мурман и уют россий ских деревень в этюдах С. Баркова — члена фотосту дии с 1959 года, а ныне ее руководителя (особенно тро гательны его сельские пар нишки и герои серии «Му жики»). Политической репли кой звучит остроумный сю жет А. Курчаиова «Обновле ние», веселым изяществом проникнут снимок В. Скопи на «Клюет!» Нестандарт ность. зоркость и задушев ность отличают такие работы В. Зайцева, как «Одиночест во». «Первый снег». «Зима. Минькино». Станислав Барков расска зал, что раньше у фотоклуба была основательная связь с рыбаками-фотолюбителями. В море да и на берегу во вре мя коротких стоянок* у них ведь нет условий для изго товления готовых снимков. Рыбаки присылали, приноси ли негативы в клуб. Тьд^нча- ми их просматривал и сам Барков, п его коллеги — и отбирали наилучшие для вы ставок, сами делали фотогра фии. Н были ведь талантли вые работы, проходившие не только на всесоюзные, по и международные выставки! В последнее время эта связь утратилась. Руководитель НФС намерен возродить ее Присылайте ваши пегатпвь в ДКиТ им. С. М. Кирова н£ его имя — вполне возмож по, что вашими снимками бу дет любоваться весь Мур маиск (из. скромности не го ворнм о большем). Вот. на пример, рыбак Валерий С( маков недавно побывал с своей выставкЬй в Тории (Финляндия). I I иастольк проникся симпатией к фш скому зрителю — взаимно» разумеется. — что подаpi свою выставку городу. А п дарок и по ' «тамошним» ц нам 'недешевый. — А. К Л О И Н Н ЕЫП МУРМА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz