Рыбный Мурман. 1990 г. Сентябрь.

•л >«. t ; i | >v : ' . “ ‘ 1 I 1• ■ ■. • Страница репортера П О К Л О Н Н И К Х А Р Д -Р О К А И ГРАЕТ « Ч А К О Н У » Иная сенсация неприметна для большинства из нас. Узы, Мурманск поразительно ровно — как должное! — воспринял приезд знаменитого теперь уже (но разве это главное?), талантливейшего пианиста Ва­ лерия Кулешова. Нет, большой зал музучилища был, разуме ­ ется, полный на обоих концер ­ тах. Мурманские зрители встретили музыканта очень тепло — и это еще деликатно сказано. «На бис!» — кричали даже те, кто ничего подобно­ го от себя не ожидал. По шесть раз вызывали к роялю — и он без «звездного» кура- женья выходил иг видно бы­ ло, с удовольствием играл для публики. Что говорить — игра редкостная, неповтори­ мая. И репертуар, способный увлечь и самого неподготов­ ленного слушателя: «Чакона» и прелюдия фа минор Баха (а «Солярисе» звучала, помните?), «Пляски смерти» Сен-Санса, «Карназал» Шумана, «Крейсле- риана», Вивальди, Брамс, Пага­ нини, «Свадебный марш» Мен­ дельсона в транскрипции Горо­ вица... Воспитанник детских интер­ натов, скиталец по общежити­ ям глубокой провинции, препо­ даватель детской школы ис­ кусств з Бологом, Валерий Ку­ лешов на последнем междуна­ родном конкурсе пианистов в итальянском городе Больцано получил золотую медаль. «Но­ вый Горовиц» — назвали его итальянские газеты. Неслучай­ но: «великий романтик» рус­ ского происхождения из Аме ­ рики, прослушав конкурсную запись Валерия Кулешова, бла­ госклонно оценил игру «под­ ростка из России», который — только ли в силу возраста? — охотнее говорит о хард-роке и «Дип-Пёрпл», нежели о клас­ сике. В. СЕУРУЯРВИ. Присяга ХМГЙНЫ... ДЕЗЕРТИРЫ... К тем. кто оступился первый раз, но глубоко раскаялся в содеянном, за­ кон проявляет снисхождение, дает возможность исправить­ ся. загладить свою вину в глазах сограждан. Но в иных случаях криминал непрости­ телен и закон по отношению к преступнику неумолим. Так, военный трибунал осудил рядового Ш. Джурае- ва. Находясь в солдатском строю, он неоднократно на­ рушал армейские законы. Долгое время грубо, не по- товарищески относился к со­ служивцам. унижал их. запу­ гивал. Военный трибунал воз­ дал казарменному хулигану по заслугам: в течение не­ скольких лет Джураев будет отбывать наказание в дис­ циплинарном батальоне. Ведь мог бы служить честно, по уставу, не мешая другим. Мог. но не захотел... Рядовой Б. Монов тоже, к сожалению, позабыл о том, как присягал Родине перед лицом товарищей служить честно. А ведь не прошло еще гг года с той поры. Не по душе было Монову служить в суровом Запо­ лярье'. Решил найти себе ме­ стечко потеплее, где бы по­ меньше тягот и лишений, а побольше безделья и безот­ ветственности. Однажды не вернулся в свое•подразделе­ ние. Куда же он делся? Уда­ рился в бега. Много дней и ночей его разыскивали по­ всюду. Нашли-таки — помог­ ла милиция. Монов находил­ ся за несколько сот километ­ ров от части. Следствие. Потом заседа­ ние военного трибунала. И — неизбежный итог подоб­ ных ‘«приключений»: направ­ ление в дисбат. К военной присяге иной солдат относится формально, произносит, не задумываясь, серьезнейшие слова — клят­ ву! Такие, как Джураев и Монов, на себе испытали всю ответственность этого акта. Теперь для них звучит впол­ не внятно: «Если же я нару­ шу эту мою торжественную присягу, то пусть меня пос­ тигнет суровая кара совет­ ского закона, всеобщая нена­ висть и презрение советского народа*. Специально для «РМ» — майор В. БУРИК. г. Мурманск. 28 сентября1990 года 1 Клуб КАК СТАТЬ ИЗОБРЕТАТЕЛЕМ Идея овладения теорией ре­ шения изобретательских задач (ТРИЗ) некогда считалась аб­ сурдом. Теперь же популяр­ ность ее растет не по дням, а по часам. Вот и в Мурманске в областной научной библиоте­ ке появился клуб любителей технического творчества, к о ­ торый объединил энтузиастоз этого движения, — «триэов- цев». Мысль создать такой клуб возникла у нас весной, когда мы встретились с инте­ реснейшим человеком, препо­ давателем ТРИЗ Александром Борисовичем Селюцким. Те, кто знакомится с идеями ТРИЗ, не остаются безучастными к ним. Владение ими делает про ­ цесс изобретательства управ­ ляемым, дает возможность на­ учить любого желающего тех­ ническому творчеству. Теперь этому служит созданный в об­ ластной библиотеке информа­ ционный центр по ТРИЗ, став­ ший центром общения едино­ мышленников. Интересующую литературу нам предлагает родственная по задачам фирма «ИННО-ТЕКО» (г. Петроза­ водск), финансовую поддерж ­ ку будет оказывать областной совет ВОИР. О. ВОЛКОВА. Ярмарка! I ПРАЗДНИК РЕМЕСЕЛ Удивительные вещи, воссоздающие бытовую культуру поморов, показали мурманчанам мас­ тера народных промыслов из Архангельска. Вы­ ставка-продажа в Художественном музее в ми­ нувшие выходные дни была в лучших традициях русской ярмарки. Она так и называлась — «Тра­ диции и современность»: умельцы Поморья соче­ тают в творчестве старинные мотивы с примета­ ми современной эстетики. Интересно было открытие ярмарки, выливше­ еся в праздничное представление. На площадке перед входом в музей выступал хор М урманско ­ го музучилища, звучали народные песни, зрите­ лей увлекал за собой импровизированный хоро­ вод. Хлебом-солью встречали горожане архан­ гельских гостей. Праздник продолжался в зале музея, где посетителей ждали рукодельные иг­ рушки, сувениры, не только красивые, но и по­ лезные в быту вещи. Вот вы видите на снимке деревенское лоскут­ ное одеяло, а на «прилавке» — коробочки , бу­ тыль, корзинка из бересты. Леонид Мымрин по профессии бульдозерист, а смотрите-ка, как ма­ стерски плетет он из лозы — на глазах у зри­ телей — кошели, пояса, крестики (вот, поверх косоворотки красуется), туеса, бусы. На груди У него еще одна традиционная для архангельских промыслов поделка — глиняный двуглавый конь. На ярмарке можно было купить из рук знаме­ нитых мастеров глиняные игрушки — вельские глазурованные, крашеные архангельские. Руфина Пронченкоза предлагала покупателям расписные пряники-козули, какие по обыкновению выпека­ ли з деревнях на рождество, чтобы достаток и счастье з доме были целый год, — и хранили до следующего рождества. Пряники-матрешки, пря­ ники-рыбки, пряники-лошадки, олени, бабочки, елочки... Ребятня от них не отходила, пока все не раскупили. С умельцами из Архангельского художествен­ ного фонда приехал на мурманскую художест­ венную ярмарку и карельский мастер по плете­ нию из бересты Сергей Волов из Петрозазод- Фотовыставка ска, он тоже занимал зрителей искусной рабо­ той и складывал готовые изделия на пестр/^» тканую дорож ку — выбирайте! Особым спросом пользовались щепные птицы всевозможных размеров: то с большую тарел­ ку, то с кулачок младенца. Это один из самых светлых и любимых образов в славянском фольк­ лоре. Языческая богиня Мокош (или, как ее еще называли, «берегиня») ведала домашним хозяй­ ством и покровительствала ткачам. Ее традици­ онно изображали держащей а руках ребенка и птицу, то есть она объединяла и оберегала со ­ бою два хрупких существа, два звена живого ес­ тества — человеческий и животный мир. А ж у р ­ ную щепную птичку поморки подвешивали над детской колыбелью, чтобы раскрытыми крылами защищала бы дитя от невзгод, болезней, от не­ добрых сил. Так же почитался в славянском народном твор­ честве и образ коня, всадника — защитника, ве­ стника света и добра. На ярмарке мурманчане покупали глиняные его изображения, из сосново­ го корня, из лозы, пряничных наездников. Всеобщее внимание привлек редкостный экс­ понат — резной костяной оклад для книги Еван­ гелия. Резьба по кости — старинный поморский промысел. До сих пор архангельские мастера находят в земле бивни мамонта, которые служат прекрасным материалом для произведений изящного искусства. Наиболее характерным соединением совре­ менного, можно даже сказать авангардного ис­ кусства с традиционным народным, отличалась на выставке композиция Юрия Ходия «Помор­ ки»: стилизованная древняя, праславянская скульптура (три женские фигурки) окружена объемом, созданным из тонких реек и напомина­ ющим крестьянский сруб. Так изделия народ­ ных умельцев не просто служат для прикладных бытовых целей, но становятся произведениями концептуального искусства. С. ТРОФИМОВ, сотрудник Художественного музея. Фото Ю. ЧЕРНОПЯТОВА. ш РЫБАКИ, ВЫ ЖЕ ХУДОЖНИКИ! Изба посреди пустынного заполярного ландшафта, па заборе сушится вязаный но­ сок. Стоит у крылечка де­ душка, глядя на нас напря­ женно. сосредоточенно; он в «выходной» рубашке, вален­ ках, нелепых на куцей север­ ной травке, и сияет на нем по значительному случаю новая кепка; руки держит, как пристойно серьезному мужчине, по швам, в паль­ цах зажата (а куда денешь? и выкинуть жалко) потухшая папироска. Рядом с дедуш­ кой старенькая супруга его, которая и фотографировать- ся-то, видно, не желала, упи­ ралась — да вот. оторвали от работы, поставили, неуб­ ранную. стоять перед объек­ тивом; в драном фартуке по­ шива годов 50-х. затрапезной кофте, в валенках же и с та­ ким же степенным, хоть и несколько смущенным, взгля­ дом. Руки у женщины натру­ женные. черны от черной работы. Это снимок Д. Сабу­ рова, жителя города Запо­ лярного на выставке «Гла­ зами северян» в ДКиТ им. С. М. Кирова. 31 год' «дворцовому» фо­ токлубу — ныне народной фотостудии «Мурманск». I I каждый год его члены вы­ ставляют свои снимки на обо­ зрение землякам. Фотоэкспо­ зиции «Глазами северян» в холле рыбацкого Дворца культуры стали настолько привычными, что немудрено и не заметить, как одна вы­ ставка сменяет другую. А вы все же приглядитесь — и найдете немало талантливых работ. Тепло и проникновенно от­ носится к детям один из без­ условно одаренных художни­ ков С. Воронин, а ко взрос­ лым — с дружеской, безо­ бидной иронией; «Вернисаж», «Последний урок», «Еще один» — удивительно свет­ лые' жизнеутверждающие об­ разы. Но. как и в жизни, ря­ дом с радостью соседствует 14 печаль — как на трагичном снимке «Жила-была бабуш­ ка». Много в холле ДК сним­ ков, которые так и хочется пересказать. Это и морские репортажи В. Семакова — кстати, рыбака, рефмеханика из рыбакколхозсоюза; су­ ровый Мурман и уют россий­ ских деревень в этюдах С. Баркова — члена фотосту­ дии с 1959 года, а ныне ее руководителя (особенно тро­ гательны его сельские пар­ нишки и герои серии «Му­ жики»). Политической репли­ кой звучит остроумный сю­ жет А. Курчаиова «Обновле­ ние», веселым изяществом проникнут снимок В. Скопи­ на «Клюет!» Нестандарт­ ность. зоркость и задушев­ ность отличают такие работы В. Зайцева, как «Одиночест­ во». «Первый снег». «Зима. Минькино». Станислав Барков расска­ зал, что раньше у фотоклуба была основательная связь с рыбаками-фотолюбителями. В море да и на берегу во вре­ мя коротких стоянок* у них ведь нет условий для изго­ товления готовых снимков. Рыбаки присылали, приноси­ ли негативы в клуб. Тьд^нча- ми их просматривал и сам Барков, п его коллеги — и отбирали наилучшие для вы­ ставок, сами делали фотогра­ фии. Н были ведь талантли­ вые работы, проходившие не только на всесоюзные, по и международные выставки! В последнее время эта связь утратилась. Руководитель НФС намерен возродить ее Присылайте ваши пегатпвь в ДКиТ им. С. М. Кирова н£ его имя — вполне возмож по, что вашими снимками бу дет любоваться весь Мур маиск (из. скромности не го ворнм о большем). Вот. на пример, рыбак Валерий С( маков недавно побывал с своей выставкЬй в Тории (Финляндия). I I иастольк проникся симпатией к фш скому зрителю — взаимно» разумеется. — что подаpi свою выставку городу. А п дарок и по ' «тамошним» ц нам 'недешевый. — А. К Л О И Н Н ЕЫП МУРМА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz