Рыбный Мурман. 1990 г. Сентябрь.
Литературная страница ЭТА НЕТИПИЧНАЯ ЛЮБИМАЯ Когда автор выдумывает юмористи ческие рассказы, он точно знает, каков должен быть образ любимой: нежная и хрупкая девушка, этакая в меру кап ризная блондиночка По имени Света, с элегантной прической и стройными нож ками... * ★ * В областной город Н. автора занесла нелегкая. Имеется в виду нелегкая до ля разъездного корреспондента. Ну да не о том речь. В городе Н. автор уви дел ее. У нее была не то чтобы слиш ком грубая, но очень уж неуклюжая фигура. Зато черты лица настолько правильные, что обладательница их не казалась привлекательной: если бы ка кая-нибудь фабрика игрушек выпусти ла куклу с таким лицом, то очень мо жет быть, это изделие даже забракова ли бы е ОТК... * * * По перрону города Н. напыжившийся носильщик упорно катил доверху на груженную тележку. Под тяжестью кла ди левое заднее колесико жалобно пи щало и подобострастно вихляло из сто роны в сторону. На тележке, опершись ладонями о массу чемоданов, сидела она и озорно смеялась. Минутой раньше она вышла из ваго на в сопровождении спутника. Он шагнул на платформу первым, ухнул две чемодана на асфальт, подал ей руку. — Хочешь, донесу на руках до так си?! Она ахнула и вспыхнула улыбкой. — Сумасшедший! Люди увидят... — Ну и пусть. Изредка можно, не избалуются... — Стой, стой! А чемоданы-то? — А что с чемоданами сделается? Постоят. И возьмет кто — разве жалко? Пусть порадуются... IФЕНО-МЕН Очередей Конопельчев не любил. Придет утром в парикмахерскую номер семь, а там очередь. Конопельчев и без того сильно волновался, а ему еще ждать... Вот он и сядет на край стула, газету свернет в трубочку, зажмет в кулаке и гоняет другой ладонью вверх- вниз. Очень это раздражало других клиентов. А Конопельчев на них внимания вро де и не обращал, ждал своего мастера, Верку. Девки , как его увидят в зеркало, сразу ей: Верка, твой пришел. А она ворчать: он такой же мой, как снег зи мой. И натянуто хихикнет, вроде ей все равно. Вот так Конопельчев дожидался, ко г да у Верки кресло освободится, и са дился, зафиксировав на лице неестест венную, заискивающую улыбку. — Постричь, что ль? — спрашивала Верка, изображая излишнюю делови тость, переставляя по столу пузырьки и обшмыгивая шею клиента полотенцем, хотя шея у Конопельчева всегда была чистая и сухая. ^ Он кивал и густо краснел — от шеи к ушам и к щекам. Он Е с е время, пока сидел в кресле, млел и молчал. Она стригла, а он молчал. Только в конце процедуры неизменно просил намо чить волосы и уложить их феном. Лад- Но что дороже , зато долго. Его давно заприметили в парикмахерской номер семь и из-за этого фена прозвали Вер киным фено-меном. А вскоре произошло вот что. Как-то замолчало в салоне радио — такое случалось с местной трансляцией. Ма стера, лишившись потока информации, разговорились за работой и ну давай обсуждать Конопельчева. ■— Ходит он сюда к тебе, Верка, а ты квашня квашней, — заявила Долина Петровна, наклоняя при этом тремя пальцами покорную голову очередного клиента. — Точно, — вмешалась Лазареве, по обыкновению заглядывая поверх шеве люры своего клиента в зеркало и по правляя собственную прическу. — А мужик -то вроде обстоятельный, стес нительный... Вот так возникла мысль о носильщи ке. Сраженный вопиющей неожидан ностью заказа, тот не слишком сопро тивлялся. Только взял за провоз чужой любимой двойную плату и, сквозь смех, пояснил: — Страховые!.. Сделалось до того уютно, что многим отъезжающим остро захотелось остать ся еще хоть ненадолго в этом област ном городе Н. Областной город Н! Суметь ли авто ру описать твои проспекты, скверы и фонтаны (четыре штуки) твои?! Твои величавые здания пожарной каланчи семнадцатого века и областного «Урожай» двадцатого?! Твой строгий и п л а в н ы й ритм, навевающий смутные ас социации с ласкающе-неторопливыми речными струями или с еще более неторопливым броуновским движением футболистов по полю?1 Да и вообще, мало ли о чем начинаешь думать, ока завшись на твоих равнодушных ко вся ческой суете улицах?! Вот, например, поцелуй. Как воспри мут его твои антидемографически на строенные старушки и твое джинсовое молодое поколение? С тоящ ий на площ ади м е ж д у г о р о д н ы й телефон-аатомат собрал небольшую очередь. Пара к паре, стайка студен тов... А в будке... Автор узнал свою героиню сразу. Спутник ее, огрузший под тяжестью четырех сумок, смиренно присел на перевернутый ящик из-под томатов. Любимая его разговаривала с мамой, и благодаря аккуратно высажен ному стеклу в двери будки вся очередь знала, поняла и одобряла причины ее хорошего настроения. И он не вытер пел, бросил сумки, стал протискивать ся к телефону. — Мы вдвоем, товарищи!.. — Знаем мы вас! — отреагировала очередь и сплотила ряды. — Пролезете и тоже начнете звонить! — Да не буду я звонить! Я... Я ее по целую только! — Не выйдет! — осадила его оче редь. — Ишь, предлог нашел! — Ну, хорошо. Не верите — не верь те. Передайте тогда, пожалуйста! И он звонко чмокнул ближнюю спор щицу. Та замерла, приготовившись возму титься, и вдруг улыбнулась и так же напористо наградила поцелуем следую щего. Весело и неторопливо двигался этот поцелуй его хозяйке. А та озорно ждала его, успев сообщить в трубку: — Мамуля, погоди секунду, я немно го занята... Исполать тебе, областной город Н. Не надо миллиона алых роз. Это пе ребор, честное слово. А если уже пройдена стадия ухажи ваний и уже не только сердца слились в едином ритме, но и финансы тоже объединились — тут становится совер шенно ясно, что миллион алых роз не только безумно много, но и безумно дорого. Так вот, у него хватило этих общих денег не на миллион — штук на сорок. Автор снова встретил влюблен ных на вокзале — они уезжали. У нее был этот пышный, почти что необхват ный букет, а у него, кроме чемоданов и сумок, — целлофановый пакет с пи рожками. Это на сдачу. Вот и все. И снова на них все смотре ли, и снова завидовали. А она была та кая... Ну-у, нефотогеничная, что ли... Если не сказать больше. И если бы ка кой режиссер выдумал экранизировать этот рассказ, то ее саму не взял бы да же на пробу. Евгений ОБУХОВ Представляя на своих страницах местных литераторов, мы всегда со провождали их произведения био графическими справками. Евгений Алексеевич Обухов облегчил нашу работу — о себе написал сам. Эта его автобиография опубликована в первом сборнике юмористических рассказов «Почем крокодилы», к о торый вышел в 1984 году в Мурман ске. Сегодня мы держим в руках другую его книж ку — «Силуэты в золоченых рамах», откуда взяли два публикуемых рассказа. Вот эта биография. «Всю жизнь из меня что-то не по лучалось. Тридцать лет назад родите ли ждали девочку, но родился я. Дальше — больше. В школе из ме ня не вышел отличник. И не проклю нулся музыкант-виртуоз. Так же уве ренно из меня не получился чемпи он по легкой атлетике. Я любил литературу, но не стал студентом-филологом: окончил пи щевой институт. В один прекрасный день из меня безнадежно не получился холостяк. В последующие годы я успешно не стал инженером и журналистом. А недавно я понял, что не стану и ря довым солдатом — теперь я офи цер Советской Армии. Однажды я показал другу свои стихи. «Пиши!» — воскликнул он, из тебя получится поэт. И тогда я сделал еще одну по пытку — начал писать юмористиче ские рассказы». — Без кольца , подс ка зала Д ол ина Петровна . — Во, без кольца. Ты б ему хоть сло во какое теплое. — Чо я ему, гидрометцентр? — по- еела плечиком Верка. — Небось не развалишься. Приятно, мол, видеть и все такое. Верка хмыкнула, но совету последо вала. В пятницу, как обычно, Конопель чев, отбыв нервную очередь, уселся в кресло. А она ему вдруг улыбнулась: — Бас как всегда? Он ком о к в горле проглотил и кив нул. — А что ж это вы к нам редко за глядываете? — продолжила Верка и состроила чере-з зеркало глазки. — РоЗЕе редко? Раз в неделю... — глухо отозвался Конопельчев. — Это я к слову, — Броде бы без различным тоном продолжила Верка. — Но можно бы и почаще. Конопельчев напрягся, а потом чуть слышно ответил: — Спасибо. Я попробую . И появился в следующий вторник. Так он стал ходить два раза в неделю, потом — через день. Пролетел еще месяц. И однажды, когда нафененный Конопельчев, пробормотав свое обыч ное «До следующего свидания, това рищ мастер», расплатился и ушел, в очередной раз выводя Верку в передо вики по показателю выполнения финан сового плана, Долина Петровна вдруг замерла, оперлась о стенку и пробор мотала: — Верк, а Верк? — Чего? — беззаботно обернулась те, но, глянув не Долину Петровну, ощу тила волнение и даже некоторую жуть. — А того. Он ведь обрастает, — ис пуганно прошептала Долина Петровна, и у Верки от мгновенного озарения пе рехватило дыхание. — Он стриженный уходит, а назавтра опять — будто ме сяц ножниц не видал. — Н-не з-замечале... — выдавила Верка и заозиралась. А Конопельчев пришел на следующий день и приладился посещать парик махерскую номер семь ежедневно*. В субботу после смены Верка разреве лась в подсобке и заявила, что хоть и комсомолка и во всякие там бермуд ские треугольники и в снежных челове ков не верит, но больше так не может. — Дура, послушалась вас, дозавлека- лась! — всхлипывала она и косилась на мутное вечернее окно. Устроили консилиум. — Ты не реви, — шепеляво велела Лазарева (она как раз красила губы). — Может, он просто химик какой... От химикатов, говорят, бывает. Зато они деньжищу гребут... — А я так думаю — шпивон, — твер до заявила уборщица Ягодкина. У нее на все было сЕое, правда, не слишком стойкое мнение. — Он, поди, пари* каждый день меняет, чтоб не узнали. — Чего тут у нас шпионить? — хихик нула Долина Петровна. — Формулу тройного одеколона? — Нет, с париком — это похоже, — возразила Лазарева, водрузив ногу £ шлепанце на стул и поправляя колго- точную пятку. — Теперь парик на клей посадят — и не отличишь. Но не шпи он, а артист скорее. Ты, Верка, назавт ра причепурься, может, вас как раз скрытой камерой снимают. Верка приободренно шмыгнула но сом. — Ага. Сняли и добавили, — ехидно отомстила за своего непризнанного «шпивона» Ягодкина. — Не иначе как братовья они, которые стричься-т ходят. — Во, во, — подхватила тон Долина Петровна. — Дюжина близнецов, сплошные феномены. Ягодкина обиделась и ушла мести г.ол . Лазарева разлила чай, заваренный в округлом эмалированном кувшине, что числился по описи для мытья голо вы. Остатками гущи смочила пальцы и Но, к счастью, этот рассказ никогда не появится Ни на одном экране, пото му что ни один экран не в состоянии передать, как божественно вкусны куп ленные для любимой в областном го роде Н. на последнюю мелочь, остав шуюся от сорока розовых цветков, жа ренные в подсолнечном масле пирож ки с яйцом и рисом, которыми придет ся питаться весь день до утра, пока по езд не придет на конечную станцию. И дородная буфетчица в крахмальном ко кошнике и белом халате, на котором три пластмассовые пуговицы и одна серая матерчатая, проворно натыкаю щая на вилку эти теплые податливые пирожки, кажется тем двум счастливым в тусклом свете вокзальных плафонов всемогущей и божественно красивой... Да, собственно, все оно так и есть не самом деле. энергично захлопала себя по щекам. — Я тебе, Верок, вот что скажу, — подвела она итог дискуссии дребезжа щим от частых шлепков голосом. — /]юбит он тебя. А ради любви и не t ^ j кое совершают. Это даже ученые при знают. А шевелюру отрастить — поду* маешь, дело обычное, ты не пугайся. Последний монолог возымел на Вер ку своеобразное действие. Назавтре она выглядела строго и даже сурово, казалось, уголки ее губ оттягивают кни- зу упругие невидимыо нити. — Вы о себе много не воображайте, — неожиданно заявила она Конопель- чеву. — Иные ради любимых звезду с неба достанут — те только намекнут, а уж готово. А волосы растить в семей ной жизни ни к чему, лишняя работа женщине — и всего делов. А если уж лично обо мне спрашиваете... Она сделала паузу. Конопельчев вжался в кресло и не думал ничего спрашивать. —• ...Если уж вы так настаиваете, то мне мужчины крупные нравятся, с ак центом во внешности. Как певец Рус- сос или как вождь Зоркий Сокол, на пример. А с вас рупь тридцать, фен се годня не работает. Девки молчали и с удивлением по глядывали на Верку. На следующий день очередь ахнуле. По ступенькам процокали копыта, була ный, светло-желтой масти конь распах нул грудью дверь, Конопельчев велича во стряхнул с посмуглевшего раскосого лица прядь выбившихся из-под золотой диадемы волос, расправил свои мощ ные метровые плечи и издал победный клич. Через два месяца Верка вышла за муж . Свадьбу справляли на все сто — и персон, и процентов. Вечером, когда гости во дворе под гармонь лихо ут рамбовывали землю, молодые убежали из-за стола в ближний сквер, сели на лавочку. Новоиспеченный Веркин м уж — на ладчик с механического Юрка Кузгинов — сноровисто обнял оцепеневшую Вер ку и поцеловал в щеку. В эту секунду в небе вспыхнула и упала к их ногам го рячая звезда. Молодожен вежливо кашлянул, от странился, достал сигарету и, подкатив звезду поближе мыском саламандров- ской туфли, уверенно и обстоятельно прикурил. РЫБНЫЙ МУРМАН 13 28 сентября 1890 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz