Рыбный Мурман. 1990 г. Сентябрь.
По страницам печати. " Книга американского ученого доктора Реймонда Моуди «Жизнь после жизни» (исследования феномена продолжения жизни после смерти тела) вышла в издательстве Стэкпоул, США, в 1976 году. Автор изучал философию в университете в Вирджинии, в 1969 году получил докторскую степень и три года преподавал в Калифорнийском университете, занимаясь в основном этикой, логикой и философией языка. Затем доктор Моуди начал изу чать медицину, специализируясь в области психиатрии. 8 то же время начались его исследования продолжения жизни после смерти тела — область, в которой он является признанным пио нером. себя окруженным серой, мут ной атмосферой. Он очень удизлен тем, что находится вне своего физичес кого тела. Он видит своих род ственников или друзей, рыда ющих над его телом, кото рое они приготавливают к по гребению. Но когда он пробу ет отозваться, никто не видит и не слышит его. Он еще не осознает, что он мертв, и он С ЛЕДУЮЩИМ ЭТАПОМ общения со светящимся существом являются КАРТИНЫ ПРОШЛОГО. По словам авто ра, появление светящегося су щества и его вопросы — лишь прелюдия «...к самому порази тельному и напряженному м о менту, во время которого светящееся существо показы вает человеку картины, как бы обзор его жизни. Часто быва ет очевидно, что светящееся существо знает всю жизнь челозека и не нуждается з инф орм ации . Его единствен ное намерение — вызвать ре акцию». В нескольких случаях паци енты рассказывали автору, как во время своего умирания они «...приближались к чему- то, .что можно было назвать ГРАНИЦЕЙ или каким-то ПРЕ ДЕЛОМ». В разных свидетель ствах это явление описывается по-разному — в виде какого- то водного пространства, се ро го тумана, двери, ограды, тянущейся через поле, или простой линии. «Почти все помнят, что в первые мгновения их смерти доминируют безумное жела ние вернуться обратно в тело и горестное переживание сво ей кончины. Однако, когда умерший достигает определен ных стадий умирания, он не хочет возвращаться обратно и даже сопротивляется возвра щению в свое тело. Это осо бенно характерно для тех слу чаев, в которых имела место в с т р е ч а со светящимся суще ством. Как очень патетически выразился один мужчина: «Я хотел бы никогда не покидать это существо». Встречались, правда, некото рые исключения, когда «...лю ди рассказывали мне, что, не смотря на то, что они чувст вовали себя очень хорошо и спокойно в своем новом бес телесном состоянии и даже были рады этому состоянию, они все Же стремились вер нуться к физической жизни, так как сознавали, что у них есть очень важные дела, ко торые остались несделанны ми». Есть поразительное свиде тельство одной женщины, пе режившей состояние клиниче ской смерти: «Теперь я не боюсь уме реть. Это не значит, что смерть для меня желанна или что я хочу умереть прямо сейчас. Я не хочу жить там прямо ^сейчас, потому что я полагаю, что должна жить здесь. Но я не боюсь смерти, потому что я знаю, куда пойду после то го, как оставлю этот мир, так как я уже была там раньше». Интересно, что вне зависи мости от предшествующих ре лигиозных взглядов идея по смертной награды-наказания отсутствовала или отвергалась на основании личного опыта. «К своему великому изумле нию, они обнаруживали, что даже тогда, когда в присут ствии светящегося существа демонстрировались их несо мненно ужасные и грешные поступки, они не чувствовали с его стороны никакой ярости или гнева, а только одно по нимание и даже юмор». Обобщая опыт людей, по бывавших за границей жизни, автор приводит параллельные свидетельства, встречающиеся в писаниях различных эпох, цивилизаций и культур. В пер вую очередь, разумеется, речь г идет о Библии. Есть лишь два РЫБНЫЙМУРМАН ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ЖИЗНИ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ? ветхозаветных текста, конкрет но говорящих о жизни после смерти: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Вос- пряните и торжествуйте, по верженные во прахе: ибо ро са Твоя — роса растений, и земля извергнет мертвецов». (Исайя, 26, 19). «И многие из спящих в пра хе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамле ние». (Дан. 12, 2). Еще более интересные па раллели принадлежат апосто лу Павлу, который объясняет, какое тело будут иметь мерт вые: «Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? И в ка ком теле придут? Безрассуд ный! То, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое. Но Бог да ет ему тело, как хочет, и каждом у семени свое тело... Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небес ная, иная слава земных... Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничтоже нии, восстает во славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восста ет тело духовное. ...Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо востру бит — и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменим ся...» (1 Кор. 15, 35—52). Как видно, замечание Павла о нематериальности духовного тела прекрасно согласуется с сообщениями перенесших кли ническую смерть. Д АЛЕЕ АВТОР ссылается на Платона, рассуждения ко торого о жизни после смерти чрезвычайно похожи на соб ранные свидетельства. Следующим источником па раллельных свидетельств явля ется «Тибетская книга мерт вых», составленная на основа нии преданий мудрецов пре- дысторического Тибета в вось мом веке нашей эры. В этой книге детально описаны ста дии, переживаемые душой пос ле физической смерти, чрезвы чайно похожие на свидетель ства, собранные автором. «Во-первых, «Тибетская кни га мертвых» описывает м гно вения, когда душа отделяется от тела. На какое-то время ду ша погружается в забвение и находится как бы в пустоте, но не физической пустоте, хотя и сохраняет сознание. Умираю щий может слышать тревож ные и пугающие звуки, похо жие на ветер, и чувствовать смущен. Он спрашивает себя, жив он или мертв, и когда, наконец, осознает, что умер, он недоумевает, куда идти и что делать. Ненадолго он оста ется на том ж е месте, где жил. Он замечает, что у него по- прежнему есть тело.., которое состоит из нематериальной субстанции... Он может встре тить другие существа, находя щиеся в таком ж е состоянии. «Тибетская книга мертвых» описывает чистый и ясный свет, от которого исходит только любовь и сочувствие». Еще одним удивительным примером совпадения с со временными свидетельствами является описание личного опыта Эммануэля Сведенборга (1688— 1722): «Я был в состоянии бесчув ственности по отношению к ощущениям, т. е. почти мерт вым, но внутренняя жизнь и сознание оставались нетрону тыми, так что я запомнил все, что со мною происходило и что происходит с теми, кто возвращается к жизни. Осо бенно ясно я запомнил ощу щение выхода моего сознания, т. е. моего духа из тела. ...Духи людей, отошедших из мира сего сравнительно не давно, присутствуют здесь.., друзья умирающего узнают его, он встречается также с теми, кого он знал в земной жизни... Умерший получает от своих друзей, если можно так выразиться, советы, относящие ся к его новому состоянию в вечной жизни...» D КОНЦЕ КНИГИ автор при- водит наиболее харак терные вопросы, которые ему задавали в различных аудито риях на протяжении несколь ких лет. Ряд вопросов настоль ко интересен, что мы считаем необходимым привести их вме сте с ответами доктора М оу ди: — Если предсмертный опыт переживается так часто, как вы гооорите, то почему это не обсуждается широко ! — Имеется несколько при чин. Главным образом, играет роль тот факт, что в наше вре мя все предубеждены против мысли о продолжении жизни после смерти... Я убежден, что огромная масса материа ла лежит скрытой в памяти людей, имевших подобный опыт. Но они из боязни быть объявленными «сумасшедши ми» или фантазерами никогда не рассказывали об этом ни кому, кроме одного-двух близ ких друзей или родственни ков... — Как вы можете быть уве рены в том, что все эти люди вас не обманывали! — Мне приходилось беседо вать с умудренными опытом, зрелыми, эмоционально устой чивыми людьми.., которые бы ли необычайно взволнованы и даже плакали, рассказывая о том, что с ними произошло... В их голосе я слышал теплоту, искренность и такие чувства, о которых трудно рассказы вать. Наиболее серьезным подтверждением правдивости является поразительное сход ство столь большого числа свидетельств. Как могло слу читься, что так много людей, с которыми мне пришлось встречаться, лгали мне об од ном и том же на протяжении восьми лет?.. — Были ли все эти люди ре лигиозными до того, как это с ними произошло! И если это так, то не участвовали ли их религиозные верования и их среда в формировании пере житого ими! — В какой-то мере да.., од нако в течение всего исследо вания я не слышал ни одного описания рая или ада, чем-то напоминающего привычные картины, характерные для дан ной религиозной группы... В нескольких случаях я получил свидетельства от лиц, не при держивающихся никаких рели гиозных верований до пере житого ими. Их рассказы по содержанию не отличаются заметным образом от расска зов людей глубоко религиоз ных. М ежду прочим, иногда раз даются голоса, что предсмерт ный опыт есть нечто «демони ческое», направляемое темны ми силами. Мы считаем это мнение абсурдным, исходя из тех же соображений, что и доктор Моуди: «...Мне представляется, что лучший способ различить, кем направляется получаемый людьми опыт — Богом или дьяволом, — это посмотреть, что говорят эти люди после того, что с ними произошло. Я полагаю, что Бог будет настав лять тех, кому Он явился, жить в любви и всепрощении. Дьявол же будет настраивать своих служителей идти путем ненависти и разрушения. Не сомненно, те люди, с которы ми мне довелось беседовать, возвратились после своего не обычного опыта обновленны ми, с решимостью следовать первым путем, а не вторым. В свете всех тех махинаций, которые гипотетический де мон должен был бы предпри нимать для того, чтобы обма нуть свои несчастные жертвы (да и с какой целью?), он, к о нечно, потерпел полную неуда чу, насколько я могу судить, если он посылает столь убеж денных эмиссаров, но не для своей программы!» ВАЖ НОС ТЬ исследования, проведенного автором, не вызывает сомнений. В кон це концов речь идет о таких основополагающих вопросах человеческого бытия, как смысл жизни, ответственность за содеянное, ощущение не преходящей ценности Добра и Любви. Есть и прикладной, медицинский аспект этой про блемы, не говоря уже о ее значимости для священников и психологов. «Однако здесь затрагивают ся вопросы еще более важ ные, чем чисто академические и медицинские. Сюда относит ся проблема глубоко личная, ибо от того, что мы узнаем о смерти, зависит то, как мы бу дем жить. Если опыт, о кото ром рассказывалось в этой книге, реален, то он находится в безусловной зависимости от того, что каждый из нас де лает в этой жизни. И в этом случае совершенно справедли во, что мы не можем доста точно полно понимать эту жизнь, если мы не можем уловить хоть проблеска того, что лежит за ней». Вадим МОЛОДЫЙ. «Московский комсомолец*. ЭТО ЛЮБОПЫТНО и вновь «Титаник» Английское министерство пу тей сообщений собирается вновь разобраться в обстоятельствах гибели «Титаника» в 1912 го ду, когда погибло более 1500 человек. Па этот раз под расследова- ваиие попал капитан «Калифор нии» Стаилей Лорд. «Калифор ния», находясь па пути в Бос тон. была именно тем судном, которое находилось ближе все го к тонущему «Титанику», но не пришло на помощь. А это сделало судно, находящееся значительно дальше. «Калифорния» была только в 15 км в то время, как «Тита ник» пускал сигнальные раке ты. Капитан Лорд, умерший в 19G2 году, всю свою жизнь ут верждал. что «Калифорния» была в 30 км от тонущего пас сажирского судна и что было невозможно что-либо сделать из- за большого количества льда. Сын капитана и его друзья считают, что нападки на капи тана Лорда являются попытка ми найти козла отпущения и отвлечь внимание от того фак та, что «Титаник» не был обо рудован необходимым количе ством спасательных лодок. Из норвежской газеты *Хар- стад Тидсндс». Перевод Ю. Арланова. Из «Книги ошибок» В книге Билла Брайсона со браны описания действительных событий, напечатанные в пери одических изданиях. В СЛЕДУЮЩИЙ РАЗ ПОПРОБУЙ Ш КАФ Генрих Шваб из Вены попал в классическое положение — когда муж его любовницы не ожиданно вернулся домой. Он реагировал классическим спосо бом, схватив одежду и нырнув под кровать. Он ие рассчитал, однако, что муж, коммивояжер, по имени Вольфганг, был нездо ров и решил сразу же лечь. Не смотря па наготу и неудобство герр Шваб подумал, что будет более благоразумно переждать ночь под кроватью, чем риско вать разбудить мужчину, кото рый. как он знал, был огром ным мужиком с диким характе ром. Но к его ужасу наутро Вольфганг пе показал ни малей шего желания вставать и дейст вительно провел целый день в постели, читая, дремля, смотря телевизор. Шваб оставался скрюченный под кроватью весь день п еще одну долгую ночь, подавляя все виды естествен ных нужд. На следующее утро Вольфганг наконец объявил, что готов выйти на божий свет, и. одевшись и поцеловав на прощание жену, ушел. После окончания своего тридцатидевя тичасового испытания одереве невший голый Шваб вылез из- под кровати. Через мгновение открылась дверь. Это был Вольфганг. вернувшийся за ключами от машины. Он поста вил Швабу дбэ синяка, расква сил губу и выбил два зуба. НЕ ЗА ЧТО БЛАГОДАРИТЬ Когда в 1978 году кот одной пожилой дамы из Лондона за стрял на дереве, подразделение Британской армии любезно при шло на помощь и спасло жи вотное. Приняв сердечные бла годарности женщины и аплодис менты прохожих, солдаты заб рались в грузовик и уехали — раздавив при этом кота. ВСЕ ВЫШЕ, ВЫШЕ — И НА НЕБО Проведя множество часов до ма, разучивая крики птиц, фран цузский орнитолог Мариус Жи ро пошел затем в лес испытать свое умение и был почти сразу нее убит каким-то охотником. Газета «Перекресток». г.'Ленинград. 11 28 сентября1990 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz