Рыбный Мурман. 1990 г. Сентябрь.

По страницам печати. " Книга американского ученого доктора Реймонда Моуди «Жизнь после жизни» (исследования феномена продолжения жизни после смерти тела) вышла в издательстве Стэкпоул, США, в 1976 году. Автор изучал философию в университете в Вирджинии, в 1969 году получил докторскую степень и три года преподавал в Калифорнийском университете, занимаясь в основном этикой, логикой и философией языка. Затем доктор Моуди начал изу­ чать медицину, специализируясь в области психиатрии. 8 то же время начались его исследования продолжения жизни после смерти тела — область, в которой он является признанным пио ­ нером. себя окруженным серой, мут­ ной атмосферой. Он очень удизлен тем, что находится вне своего физичес­ кого тела. Он видит своих род ­ ственников или друзей, рыда­ ющих над его телом, кото ­ рое они приготавливают к по­ гребению. Но когда он пробу­ ет отозваться, никто не видит и не слышит его. Он еще не осознает, что он мертв, и он С ЛЕДУЮЩИМ ЭТАПОМ общения со светящимся существом являются КАРТИНЫ ПРОШЛОГО. По словам авто­ ра, появление светящегося су­ щества и его вопросы — лишь прелюдия «...к самому порази­ тельному и напряженному м о ­ менту, во время которого светящееся существо показы­ вает человеку картины, как бы обзор его жизни. Часто быва­ ет очевидно, что светящееся существо знает всю жизнь челозека и не нуждается з инф орм ации . Его единствен­ ное намерение — вызвать ре ­ акцию». В нескольких случаях паци­ енты рассказывали автору, как во время своего умирания они «...приближались к чему- то, .что можно было назвать ГРАНИЦЕЙ или каким-то ПРЕ­ ДЕЛОМ». В разных свидетель­ ствах это явление описывается по-разному — в виде какого- то водного пространства, се­ ро го тумана, двери, ограды, тянущейся через поле, или простой линии. «Почти все помнят, что в первые мгновения их смерти доминируют безумное жела­ ние вернуться обратно в тело и горестное переживание сво­ ей кончины. Однако, когда умерший достигает определен­ ных стадий умирания, он не хочет возвращаться обратно и даже сопротивляется возвра­ щению в свое тело. Это осо ­ бенно характерно для тех слу­ чаев, в которых имела место в с т р е ч а со светящимся суще­ ством. Как очень патетически выразился один мужчина: «Я хотел бы никогда не покидать это существо». Встречались, правда, некото­ рые исключения, когда «...лю­ ди рассказывали мне, что, не­ смотря на то, что они чувст­ вовали себя очень хорошо и спокойно в своем новом бес­ телесном состоянии и даже были рады этому состоянию, они все Же стремились вер­ нуться к физической жизни, так как сознавали, что у них есть очень важные дела, ко ­ торые остались несделанны­ ми». Есть поразительное свиде­ тельство одной женщины, пе­ режившей состояние клиниче­ ской смерти: «Теперь я не боюсь уме ­ реть. Это не значит, что смерть для меня желанна или что я хочу умереть прямо сейчас. Я не хочу жить там прямо ^сейчас, потому что я полагаю, что должна жить здесь. Но я не боюсь смерти, потому что я знаю, куда пойду после то­ го, как оставлю этот мир, так как я уже была там раньше». Интересно, что вне зависи­ мости от предшествующих ре ­ лигиозных взглядов идея по­ смертной награды-наказания отсутствовала или отвергалась на основании личного опыта. «К своему великому изумле­ нию, они обнаруживали, что даже тогда, когда в присут­ ствии светящегося существа демонстрировались их несо­ мненно ужасные и грешные поступки, они не чувствовали с его стороны никакой ярости или гнева, а только одно по­ нимание и даже юмор». Обобщая опыт людей, по ­ бывавших за границей жизни, автор приводит параллельные свидетельства, встречающиеся в писаниях различных эпох, цивилизаций и культур. В пер ­ вую очередь, разумеется, речь г идет о Библии. Есть лишь два РЫБНЫЙМУРМАН ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ЖИЗНИ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ? ветхозаветных текста, конкрет ­ но говорящих о жизни после смерти: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Вос- пряните и торжествуйте, по­ верженные во прахе: ибо ро ­ са Твоя — роса растений, и земля извергнет мертвецов». (Исайя, 26, 19). «И многие из спящих в пра­ хе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамле­ ние». (Дан. 12, 2). Еще более интересные па­ раллели принадлежат апосто­ лу Павлу, который объясняет, какое тело будут иметь мерт­ вые: «Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? И в ка­ ком теле придут? Безрассуд­ ный! То, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое. Но Бог да­ ет ему тело, как хочет, и каждом у семени свое тело... Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небес­ ная, иная слава земных... Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничтоже­ нии, восстает во славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восста­ ет тело духовное. ...Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо востру­ бит — и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменим­ ся...» (1 Кор. 15, 35—52). Как видно, замечание Павла о нематериальности духовного тела прекрасно согласуется с сообщениями перенесших кли­ ническую смерть. Д АЛЕЕ АВТОР ссылается на Платона, рассуждения ко ­ торого о жизни после смерти чрезвычайно похожи на соб­ ранные свидетельства. Следующим источником па­ раллельных свидетельств явля­ ется «Тибетская книга мерт­ вых», составленная на основа­ нии преданий мудрецов пре- дысторического Тибета в вось­ мом веке нашей эры. В этой книге детально описаны ста­ дии, переживаемые душой пос­ ле физической смерти, чрезвы­ чайно похожие на свидетель­ ства, собранные автором. «Во-первых, «Тибетская кни­ га мертвых» описывает м гно ­ вения, когда душа отделяется от тела. На какое-то время ду­ ша погружается в забвение и находится как бы в пустоте, но не физической пустоте, хотя и сохраняет сознание. Умираю­ щий может слышать тревож ­ ные и пугающие звуки, похо­ жие на ветер, и чувствовать смущен. Он спрашивает себя, жив он или мертв, и когда, наконец, осознает, что умер, он недоумевает, куда идти и что делать. Ненадолго он оста­ ется на том ж е месте, где жил. Он замечает, что у него по- прежнему есть тело.., которое состоит из нематериальной субстанции... Он может встре­ тить другие существа, находя­ щиеся в таком ж е состоянии. «Тибетская книга мертвых» описывает чистый и ясный свет, от которого исходит только любовь и сочувствие». Еще одним удивительным примером совпадения с со­ временными свидетельствами является описание личного опыта Эммануэля Сведенборга (1688— 1722): «Я был в состоянии бесчув­ ственности по отношению к ощущениям, т. е. почти мерт­ вым, но внутренняя жизнь и сознание оставались нетрону­ тыми, так что я запомнил все, что со мною происходило и что происходит с теми, кто возвращается к жизни. Осо­ бенно ясно я запомнил ощу­ щение выхода моего сознания, т. е. моего духа из тела. ...Духи людей, отошедших из мира сего сравнительно не­ давно, присутствуют здесь.., друзья умирающего узнают его, он встречается также с теми, кого он знал в земной жизни... Умерший получает от своих друзей, если можно так выразиться, советы, относящие­ ся к его новому состоянию в вечной жизни...» D КОНЦЕ КНИГИ автор при- водит наиболее харак­ терные вопросы, которые ему задавали в различных аудито­ риях на протяжении несколь­ ких лет. Ряд вопросов настоль­ ко интересен, что мы считаем необходимым привести их вме­ сте с ответами доктора М оу ­ ди: — Если предсмертный опыт переживается так часто, как вы гооорите, то почему это не обсуждается широко ! — Имеется несколько при­ чин. Главным образом, играет роль тот факт, что в наше вре­ мя все предубеждены против мысли о продолжении жизни после смерти... Я убежден, что огромная масса материа­ ла лежит скрытой в памяти людей, имевших подобный опыт. Но они из боязни быть объявленными «сумасшедши­ ми» или фантазерами никогда не рассказывали об этом ни­ кому, кроме одного-двух близ­ ких друзей или родственни­ ков... — Как вы можете быть уве­ рены в том, что все эти люди вас не обманывали! — Мне приходилось беседо­ вать с умудренными опытом, зрелыми, эмоционально устой­ чивыми людьми.., которые бы­ ли необычайно взволнованы и даже плакали, рассказывая о том, что с ними произошло... В их голосе я слышал теплоту, искренность и такие чувства, о которых трудно рассказы­ вать. Наиболее серьезным подтверждением правдивости является поразительное сход­ ство столь большого числа свидетельств. Как могло слу­ читься, что так много людей, с которыми мне пришлось встречаться, лгали мне об од­ ном и том же на протяжении восьми лет?.. — Были ли все эти люди ре ­ лигиозными до того, как это с ними произошло! И если это так, то не участвовали ли их религиозные верования и их среда в формировании пере­ житого ими! — В какой-то мере да.., од ­ нако в течение всего исследо­ вания я не слышал ни одного описания рая или ада, чем-то напоминающего привычные картины, характерные для дан­ ной религиозной группы... В нескольких случаях я получил свидетельства от лиц, не при­ держивающихся никаких рели­ гиозных верований до пере­ житого ими. Их рассказы по содержанию не отличаются заметным образом от расска­ зов людей глубоко религиоз­ ных. М ежду прочим, иногда раз­ даются голоса, что предсмерт­ ный опыт есть нечто «демони­ ческое», направляемое темны­ ми силами. Мы считаем это мнение абсурдным, исходя из тех же соображений, что и доктор Моуди: «...Мне представляется, что лучший способ различить, кем направляется получаемый людьми опыт — Богом или дьяволом, — это посмотреть, что говорят эти люди после того, что с ними произошло. Я полагаю, что Бог будет настав­ лять тех, кому Он явился, жить в любви и всепрощении. Дьявол же будет настраивать своих служителей идти путем ненависти и разрушения. Не­ сомненно, те люди, с которы ­ ми мне довелось беседовать, возвратились после своего не­ обычного опыта обновленны­ ми, с решимостью следовать первым путем, а не вторым. В свете всех тех махинаций, которые гипотетический де­ мон должен был бы предпри­ нимать для того, чтобы обма­ нуть свои несчастные жертвы (да и с какой целью?), он, к о ­ нечно, потерпел полную неуда­ чу, насколько я могу судить, если он посылает столь убеж ­ денных эмиссаров, но не для своей программы!» ВАЖ НОС ТЬ исследования, проведенного автором, не вызывает сомнений. В кон ­ це концов речь идет о таких основополагающих вопросах человеческого бытия, как смысл жизни, ответственность за содеянное, ощущение не­ преходящей ценности Добра и Любви. Есть и прикладной, медицинский аспект этой про ­ блемы, не говоря уже о ее значимости для священников и психологов. «Однако здесь затрагивают­ ся вопросы еще более важ­ ные, чем чисто академические и медицинские. Сюда относит­ ся проблема глубоко личная, ибо от того, что мы узнаем о смерти, зависит то, как мы бу­ дем жить. Если опыт, о кото ­ ром рассказывалось в этой книге, реален, то он находится в безусловной зависимости от того, что каждый из нас де ­ лает в этой жизни. И в этом случае совершенно справедли­ во, что мы не можем доста­ точно полно понимать эту жизнь, если мы не можем уловить хоть проблеска того, что лежит за ней». Вадим МОЛОДЫЙ. «Московский комсомолец*. ЭТО ЛЮБОПЫТНО и вновь «Титаник» Английское министерство пу­ тей сообщений собирается вновь разобраться в обстоятельствах гибели «Титаника» в 1912 го­ ду, когда погибло более 1500 человек. Па этот раз под расследова- ваиие попал капитан «Калифор­ нии» Стаилей Лорд. «Калифор­ ния», находясь па пути в Бос­ тон. была именно тем судном, которое находилось ближе все­ го к тонущему «Титанику», но не пришло на помощь. А это сделало судно, находящееся значительно дальше. «Калифорния» была только в 15 км в то время, как «Тита­ ник» пускал сигнальные раке­ ты. Капитан Лорд, умерший в 19G2 году, всю свою жизнь ут­ верждал. что «Калифорния» была в 30 км от тонущего пас­ сажирского судна и что было невозможно что-либо сделать из- за большого количества льда. Сын капитана и его друзья считают, что нападки на капи­ тана Лорда являются попытка­ ми найти козла отпущения и отвлечь внимание от того фак­ та, что «Титаник» не был обо­ рудован необходимым количе­ ством спасательных лодок. Из норвежской газеты *Хар- стад Тидсндс». Перевод Ю. Арланова. Из «Книги ошибок» В книге Билла Брайсона со­ браны описания действительных событий, напечатанные в пери­ одических изданиях. В СЛЕДУЮЩИЙ РАЗ ПОПРОБУЙ Ш КАФ Генрих Шваб из Вены попал в классическое положение — когда муж его любовницы не­ ожиданно вернулся домой. Он реагировал классическим спосо­ бом, схватив одежду и нырнув под кровать. Он ие рассчитал, однако, что муж, коммивояжер, по имени Вольфганг, был нездо­ ров и решил сразу же лечь. Не­ смотря па наготу и неудобство герр Шваб подумал, что будет более благоразумно переждать ночь под кроватью, чем риско­ вать разбудить мужчину, кото­ рый. как он знал, был огром­ ным мужиком с диким характе­ ром. Но к его ужасу наутро Вольфганг пе показал ни малей­ шего желания вставать и дейст­ вительно провел целый день в постели, читая, дремля, смотря телевизор. Шваб оставался скрюченный под кроватью весь день п еще одну долгую ночь, подавляя все виды естествен­ ных нужд. На следующее утро Вольфганг наконец объявил, что готов выйти на божий свет, и. одевшись и поцеловав на прощание жену, ушел. После окончания своего тридцатидевя­ тичасового испытания одереве­ невший голый Шваб вылез из- под кровати. Через мгновение открылась дверь. Это был Вольфганг. вернувшийся за ключами от машины. Он поста­ вил Швабу дбэ синяка, расква­ сил губу и выбил два зуба. НЕ ЗА ЧТО БЛАГОДАРИТЬ Когда в 1978 году кот одной пожилой дамы из Лондона за­ стрял на дереве, подразделение Британской армии любезно при­ шло на помощь и спасло жи­ вотное. Приняв сердечные бла­ годарности женщины и аплодис­ менты прохожих, солдаты заб­ рались в грузовик и уехали — раздавив при этом кота. ВСЕ ВЫШЕ, ВЫШЕ — И НА НЕБО Проведя множество часов до­ ма, разучивая крики птиц, фран­ цузский орнитолог Мариус Жи­ ро пошел затем в лес испытать свое умение и был почти сразу нее убит каким-то охотником. Газета «Перекресток». г.'Ленинград. 11 28 сентября1990 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz