Рыбный Мурман. 1990 г. Сентябрь.
Реабилитированные слова «коммерция», «дивиденды», «бизнес» звучат сейчас для нашего уха так же таинственно- сладко, как «гардемарин», «парламент», «инаугурация». На верхнюю ступеньку лестницы общественного престижа бод ро взбирается «советский купец» второго — послензповского — поколения. Коммерсант — новый герой нашего времени, но прежних любимцев отечественной прессы — шахтеров и трактористов — «отразить» в очерке было нетрудно: «На заре, на росном поле за штурвалом своего комбайна зорко следит за ходом битвы за урожай усталый, но счастливый передовик-механн- затор Иван Ильич" Пшеничный... и т. д.» Но как «героизиро вать» менеджера или бухгалтера? «На заре, перед сгорев шим от непосильной нагрузки компьютером, в сизом от та бачного дыма кабинете снднт усталый, но счастливый удар ник регулируемой рыночной экономики брокер Сидор Петро вич Сальдо-Бульдов». Так не пойдет. Красота работы пред принимателя в умении найти свежую идею, оттеснив конку рентов, внедрить се и, простите, огрести на этом капитал. Экономика Северного бассейна: кто кого « U D t L 1 » : М онолог делового человека В -ЗАМЕСТИТЕЛЬ гене- ^ рального директора рыбокомбината по экономике 10. В. Мананков — заметный человек в мурманском «-рыб ном бизнесе»; наверное, его коллегам-коикурентам будет интересно наблюдать, как Юрий Васильевич обосно вывает свое стремление от хватить «кусок пирога» у «.Севрыбсбыта»: -— Сейчас у пас на к о м б и нате собственная сбытовая деятельность, мягко говоря, существует в ущербном ви де. Официально вся выра батываемая нами продук ция поступает единственному получателю — бассейновой сбытовой организации «Сев- рыбебыту». Они наш единст венный, монопольный поку патель. Коммерческая дея тельность комбината сводит ся к заключению раз в год договора па поставку продук ции. I I за это мы платим «Севрыбсбыту > 1,7 миллио на рублей в год (а раньше — около 2,5 миллиона). И хотя, как изготовитель, за качество продукции отвечаем мы, по после ее отгрузки мы теряем всякую связь с конеч ным получателем — област ными сбытовыми конторами. При этом получилось так; что постепенно «Севрыбсбыт > переложил на нас даже обя занности по прямой погруз ке рыбы в вагоны, и сейчас, например, за открытую пере сортицу мы с ними несем от ветственность пополам. Та ким образом, все услуги сбы товиков нам состоят лишь в том, что они дают наряд на отгрузку нашей продукции. I I за это мы им платим нема лые деньги, что я считаю экономически необоснован ным, а самое главное: это сводит па нет коммерче ские отношения между изго товителем п непосредствен ным получателем. Я подсчитал в свое время, что реализация продукции своими силами дала бы нам только чистой экономии на сбытовых издержках порядка 1,5 миллиона рублей. Мы могли бы заключить прямые договоры о поставках со сбы товыми конторами в 50 об ластях, мы бы полностью обеспечили поставки этим областям копченой и соленой продукции, консервов, кото рые они сегодня- получают от Северного бассейна. Та ким образом, обязанностью «Севрыбсбыта* осталось бы обеспечение этих областей только мороженой продукци ей. Причем в областях с годовым поступлением от ты сячи тонн и выше мы могли бы иметь своих агентов, что бы они встречали продукцию «на пороге» — сейчас есть большие потери, система та кова, что мы должны отда вать получателям продукцию 1 сентября1990 года «под честное мы агентов - бы отпала. слово», имен - эта проблема Вот об этом я написал 4 года назад письмо Каргину, его зам Тимофеев тогда от казал, года полтора назад я повторно «запулил:» такую бумагу Каргину, но ответ пришел уже от Соколовой, мол, прежде чем браться за это дело, вы сначала возьми те у «Севрыбсбыта» базу ме стного рынка, фирменную торговлю. Что ж, если руководство ваться идеей, что коллектив действительно должен осу ществлять полностью всю хо зяйственную деятельность самостоятельно, я пришел к мысли, что, действительно, комбинату надо взять на се бя обеспечение Мурманской области рыбопродукцией, как это делают областные сбытовые конторы. Мурманск — единственное место, где бассейновая сбытовая органи зация — <Севрыбсбыт» — взяла па себя и функции об ластной. В пашем случае в обес печении рыбопродукцией за действованы рыбокомбинат и флоты, «Севрыбсбыт», управ ление торговли и автотранс портные предприятия. И ху же от этого прежде всего на селению области. В этой цепочке где-нибудь всегда возникают сбои. Мурманская область потребляет в год 60 тысяч тонн рыбопродукции, из них треть уходит на при граничную торговлю, а из ос тавшегося половину произво дим мы, причем главным об разом — это продукция улучшенного ассортимента. Поэтому я абсолютно убеж ден: мы в состоянии взять па себя функции областной сбы товой конторы. Тогда в цепи устраняется по меиьшей ме ре одно лишнее звено — «Севрыбсбыт». Мы бы рас ширили в области сеть фирменных .магази нов, построили бы фир менный рыбный ресторан («Дары моря» не выдержи вает никакой критики), раз вернули сеть 'закусочных н пирожковых. Выиграли бы и мурманчане, и рыбокомби нат тоже: не только за счет дополнительного дохода, по и па объеме переработки, до полнительные 40 тысяч тонн рыбопродукции позволили бы нам оптимально загрузить своп мощности. Но вот если раньше «Сев рыбсбыт» сам настроен был отдать нам фирменную тор говлю, то сейчас, когда за пахло рыночной экономикой, Ольга Лаврентьевна Соколо ва, генеральный директор фирмы, настроена противопо ложно, более того, говорит: «Отдайте нам коптильный завод, мы сами займемся обеспечением копченой про дукцией и кулинарией». Ко нечно, определенные резоны у нее есть, по не думаю, что это будет эффективнее пред лагаемого мной варианта. Кстати говоря, он соответст вует мировой практике: вез де промышленность развива ется до того уровня, когда сама начинает заниматься сбытом продукции. А не на оборот, чтобы торговля под чиняла себе промышленность. ТОМ, что говорит Юрий Васильевич, много верного. Наверное, са мое страшное сейчас среди людей интеллигентных руга тельство — ' «монополист». Ах, «Севрыбсбыт» — моно полист, значит — ату его! Сегодня мы за конкуренцию во всех сферах деятельности. Абсурдно стало утверждать, что производитель товара не имеет права самостоятельно им распоряжаться. А ведь в нашем случае производитель — рыбоком бинат — многолетней дав ности приказами и распоря жениями просто-такп вынуж ден прибегать к дорогостоя щим услугам «Севрыбсбыта». Этакий брак не только без взаимной любви, но далее и без обоюдного расчета. Кста ти, на комбинате всерьез го товятся объявить себя госу дарственно - кооперативным объединением, и если так оно и случится, то кто заставит их прибегать к помощи «Сев рыбсбыта»? Юрий Ва сильевич напирает: вы году от принятия его предло жений получат мурманчане, честно указывает п па «ко рыстный» интерес комбината — получить от флотов допол нительную рыбу для обра ботки, упоминает и о <своих резонах» сбытовиков. JI все же он, как истинный коммерсант, лукавит. Манан ков не против существова ния «Севрыбсбыта», но хо чет отобрать у него право распоряжаться ходовой (и дорогой) продукцией, а оста вить «кости» вроде криля да мелочи третьей группы. <Подмяв» сбытовиков, ком бинат захочет завладеть и торговлей, а потом, наверное, и флотами, и вот, пожалуй ста, — перед вамп новый монополист. Стремление стать монопольным производителем и распорядителем естественно и вполне объяснимо — вы годы такого положения оче видны. I I последнее: есть у Ма- нанкова идея (коллектив ры бокомбината поддержал ее) — открыть в Мурманске за счет средств комбината бес платную благотворительную столовую для малоимущих. Идее уже год, по исполкомы — городской и районные — не спешат ее подхватить. По чему? Может быть, потому, что, как считает Юрий Ва сильевич: «Нам бы это обо шлось тысяч в 100— 120 в год, но не из фондов эконо мического стимулирования, а из той продукции, которую мы по прямому назначению использовать не можем: с различными технологически ми отклонениями — рыба со срывом кожи, треснутая таблетка бульонного концен трата». Как тут быть? Можно не годовать: «На тебе, убогий, бракованное. А мы на этом улучшим показатели по реа лизации». Можно, наоборот, — позавидовать: «Умеет же человек и людям поЛьзу принести, и сам внакладе не остаться» Это, кстати, черта настоя щего предпринимателя. Го ворят, скоро их у нас будет много. Крупным планом При первом же взгляде на это фото в глаза бросается несо ответствие: стоит на палубе молодой вахтенный помощник ка питана, судя по нашивкам — четвертый , а над левым карманом — орденские планки, целых три. Странно, вроде бы молодой, когда успел? Что ж, Валерий Бециву тайны из своих наград не делает: Аф ганистан, ВДВ, разведка. А потом учеба в Мурманске в высшей мореходке. Ila ТР «Тамбов» в декабре 19S9 года он проходил штурманскую практику, сюда же попал и после распределения. Фото В. КОРЕЦКОГО. .............. Судьба М РХ СССР. ТРИ КОЗЫРЯ Абсолютно неопровержимая истина — с введением рыночной эко номики отпадет необходимость во многих из нынешних государст венных органов управления. «(Надо ли сохранять Минрыбхоз СССР и если «да», то в каком виде!» — этой теме была посвящена опу бликованная в «РМ» от 17 августа 1990 г. статья генерального дирек тора АРП «Севрыба» В. Ф . Корельского «Не рубить сплеча». Сегодня свою точку зрения по этому вопросу высказывает дирек тор по внешнеэкономическим связям фирмы «Севрыбсбыт» В. К. СИМАК. Независимо от того, какого ти пе — социалистического или ка питалистического — рыночная экономика будет вводиться в СССР, ориентация должна быть на отказ от жесткого централизован ного планирования и распределе ния. Необходимо создание госу дарственных систем, которые могли бы управлять через нало ги, пошлины, тарифы деятель ностью производителей. При этом вполне возможна ориентация на структурные модели, сформиро ванные на Западе. Для ответа на вопрос: «Каким быть Минрыбхозу?» в первую очередь необходимо определить, какие функции в рыбной морской отрасли и на каких уровнях дол жны оставаться централизованны ми. Рассматривая канадскую модель рыбной отрасли, которая совер шенствовалась в конце 70-х, на чале 80-х годов, мы видим, что особое внимание обращено на научную оценку, прогнозирование и лицензионное распределение ресурсов, а также контроль их изъятия. Управляется система че рез федеральное и 4 региональ ных министерства. Норвежское министерство ры боловства распределяет ресурсы рыбакам через торговые фирмы, в основном — «Рофисклаг» и «Норгесильдесальслаг». Эти фир мы осуществляют продажу рыбо продукции как внутри страны, так и за рубежом , координируют ин- - тересы рыбаков и перерабатыва ющих предприятий. Торговые фирмы находятся также под сильным влиянием профсоюзов. Интересен принцип кадрового обеспечения. Например, в «Ро- фисклаге» работают около 100 человек, 30 процентов из них — профессионалы в области торгов ли, как правило, бывшие морские специалисты и работают постоян но. 70 процентов работников еже годно уходят в рыбную промыш ленность, а новые п р и х о д я т ^ в фирму. С учетом анализа ситуации в рыбной отрасли СССР и в целях дальнейшего ее развития в на стоящее время необходимо со хранить за Министерством рыбо ловства СССР только три функ ции: — распределение морских и океанических ресурсов внутри 200-мильных зон СССР, в между народных водах и зонах иностран ных государств; — обеспечение научно обосно ванными квотами на вылов рыбы и прогнозами распределения; — контроль изъятия морских ресурсов. Союзное министерство должно на первом этапе скоординировать распределение ресурсов с респу бликанскими и региональными властями и передать их своим ре гиональным (территориальным) главным управлениям для даль нейшего распределения между предприятиями и судами. РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz