Рыбный Мурман. 1990 г. Сентябрь.
»- О -русская зсзьщ. \ - • 1; Tile у же з& x d iA ouL «Слово о полку Игореве». Н АЧАЛО этому рейсу было поло жено давно, лет двадцать пять назад, когда Никита Сергеевич Хрущев приехал в наш город. Я то гда учился в мореходке и стоял в оцеплении на стадионе. где ему устроили встречу. Он очень не удачно начал: «Дорогие се веряне! Вы нам вдвойне дороги!..» Намекал на наши полярные надбавки. «Дорогим северянам» это не понрави лось, и они не очень гостеприимно с ним обошлись. Дубленые глотки ора ли па весь стадион: «Почему носков пет! Куда лезвия делись?!» Снаружи поддатая толпа па ворота навалилась и снесла их напрочь. Вот тогда нам и пришлось немного пошуровать. Но не сильно, десяток носов разбили да осо бо ретивым руки закрутили назад. Ни кита Сергеевич этот инцидент увидел и приказал с трибуны: «Всех впус тить!» Но народ пе угомонился, мешал ему говорить и до такой степени его рассердил, что он, глядя в камеры Интервидения, несдержанно закричал: «Вы что, мать вашу! Лезвия, носки им подавай, а к иностранцам — го лым задом!» * Иптервидешпо-то ладно, они могут по переводить, ну а мы-то слышали, удивились и долго потом судачили в городе: это в каком же смысле голым? Что оп этим хотел сказать? Но к еди ному мнению так и не пришли. Потом оп мимо меня проходил, по чти вплотную, красный, потный, и маленькие глазки метали молнии. А за ним плелась городская верхушка. Говорят, отцам города от пего здо рово досталось. По неблагоприятное впечатление несколько сгладил до клад молодого инженера о флотских делах. Слушая его, Никита Сергеевич отмяк, улыбнулся н милостиво похва лил: «Такие кадры нам и в Москве нужны». И тем решил участь нашего земляка. Земляк перебрался в столицу, на чал быстро расти и скоро стал замми нистра. Правда, злые языки погова ривали. что успехами своими оп обя зан родству с Косыгиным, по как бы там ни было, мы в городе всегда зна ли, что в Москве есть наш человек, и, когда фамилия его мелькала в га зетах, на душе становилось теплее: он честный, справедливый, в обиду своих ие даст. Так и оказалось. Даже когда прежнюю ишковскую мафию всю разгромили, оп единственный из замов остался незапятнанным и, есте ственно, стал министром. Но для него это еще не был потолок восхождения. Когда Михаил Сергеевич Горбачев по ехал па Дальний Восток, он увидел, что благодаря заботам нашего земля ка в магазинах там полно рыбы. Ол оценил это по достоинству и поднял министра еще выше: назначил его за ведовать всеми международными свя зями. Ну а тот, конечно, не забыл, кто его вырастил, и когда представи лась возможность эти связи расши рять, доверил северянам быть в аван гарде международного рыбного со трудничества. А здесь, па месте, решили, что до стойней нашего корвета для такой благородной Цели пе найти. Но мы еще в доке стояли, в ремонте. Мороз — двадцать градусов, котел не рабо тает, судно практически заморожено, н вдруг на пас как обвал: через день выходить в морс! Мы, зиая наши по- ♦грядки, не верим, подсмеиваемся: нере ально это, вспомогачи раскиданы, главный дизель не готов, рулевка не собрана — дней десять на^все уйдет, да и команда еще в разброде. За сут ки мороз даже из кают не выветрит ся. Но тут, видно, какими-то другими критериями руководствовались. Где уж нам возникать, когда Москва с Вашингтоном договорились. Судовую команду никто и слушать не стал. Де ду в службе прямо сказали: «Наша главная задача — тебя из порта вы толкнуть. А там — жить захочешь — дойдешь!» Ну и, правду сказать, чтобы вы толкнуть нас, усилии приложили не мало. Такая работа, наверное, только на космодроме бывает, перед запус ком. Спецы всех профилей и специаль ностей, по бригаде на механизм, дне вали и ночевали у нас эти полтора суток. Уже бродили шатаясь, па ме сте засыпали, но все же сил у них хватило дать нам первый толчок*, что бы из залива выйти. Они получили •^свои наградные и отправились спать, г а мы приняли эстафету, и началась работа, о которой вспоминать прихо дится, как о страшном сне. Отсырев шие электрощиты взрывались, как но вогодние петарды, двигатели горели, размороженные трубы лопались и за ливали механизмы, вспомогачи отка зывались держать нагрузку, и судно обесточивалось в самый рискованный момент. Не знаю, как штурманы па мостике, а мы, механики, пока до Ан глии неделю топали, хорошо если по три часа в сутки спать успевали. Но жить мы все очень хотели и потому, хоть и медленно, но продвигались впе ред. Последний раз судно обесточн- лось у Плимута, куда зашли по пути, чтобы затовариться тарой и рыбой на переход. Вот тогда мы и оцепили, ка кой волевой у пас новый капитан — не паниковал, пе матерился, а спо койно извещал с моста темную ма шину: <-До берега осталось пятьсот Т страница знакомые люди. Да и тех, кого в лицо знал, в форме с трудом узнавал — чистые; представительные, паряжеи- иые, словно ждали чего-то необычно го. . Капитан, как все базовики, любил парадное обличье. I I сам оп в форме уже не напоминал комментатора Во вина, сильнее стал, подтянутей, даже могучий живот куда-то убрался. Все, что он мог сказать, мы, конечно, и са ми знали, по послушать его хотелось, посмотреть, оценить лишний раз, да и самим наболевшие слова произне сти. Не хотелось думать, что для флотского начальства он такая же пе- Фрагмент рассказа " «•Поэт в России — больше, чем поэт». А прозаик? А м ор я к или инж енер , на пример? Или если не то л ь ко о проф ес сиональном — а м урм анчанин? Не знаю , к а к в д р у г и х с трана х , но в России , это сложилось издревле и остается неизм ен ным при лю бы х го с уд а р с тве н ны х улож е н ия х , независимо от лю бы х переворотов, п о л и ти ч е с ки х , соци ал ьны х , военны х и п р о ч и х по тря се ний и взры вов : чтобы о п ределить для себя человека , нам мало зна ть , кто он по специал ьно сти , чем за нимается , где ж и в е т — нам важно в нем что-то еще, неуловимое . бестелес ное, тр удно определяемое словом, но, бы ть может, самое сущее. Вот о чем стало мне дум аться , ко гда по просьбе ред а кции «Рыбно го Мурма- на» я взялся за э ту к о р о т е н ь к ую заме т о ч к у о Борисе Николаевиче Блинове. Т а к нто ж е он , Борис Блинов, _ для меня, разумеется (а хочется , чтоб стал и для вас, читатель)? Моряк? Конечно ! Судовой инж енер - э л е к тр ом е ха н и к , о с тавивш ий за кормой сто л ь ко миль, прош едш ий с то л ь ко мо рей и о кеанов , о тдавш ий флоту и флот с ко й работе столь ко лет и сил,, что с лихвой хва тило бы на и н ую целую ж и з н ь . М урманчанин? Без в с я ки х сомнений ! Настоящий гр а ж д а н и н М урм ан с ка : и по рож дению , и по том у , к а к полно и ор га н и ч н о вобрал в себя д у х , атмосфе р у , своеобычность человеческих взаи мосвязей и о тнош ений — всего того , что и о тличае т подлинно город о т просто населенно го п ун н та , а горож а н наш их от просто о тве тс тве нны х и п р о ч и х к в а р ти р о съ емщ и ко в . М урм ан чанин по дея тельной заботе о се годняш нем и за в тра шнем д уховном , и н телле ктуальном , да и п о п ро с т у бытовом наполнении и бла го ус трой с тве города и нас, его гор ож а н . По не прим и р им ом у н е пр и я тию то го , что э том у пр о ти ви тся и мешает. К то еще — хо рош и й человек? Интел лектуал? Добрый и надеж ны й товарищ? Для меня , знающ е го Бориса много лет, видевш его его в р а зны х обстоятельствах и с и т у а ц и я х , рабо тающ е го рядом с ним в одной писа тельс кой ор га н и зац и и , т у т нет н и к а к и х вопросов. Впрочем , мои слова т у т , уверен , и ни к чему. Потому что Борис Блинов все расска зал и продолжае т р а сс ка зы ва ть о себе сам. П рочитайте его светлый и гр у с т ны й р а с с ка з «Вершина Ян-Майена» , его ж е с т к у ю , т а к долго и тр удно п р об и в а вш ую ся к м у рм а н с ком у чи тателю повесть «Личное дело», его те пл ую , ч у ть усм еш л и в ую повесть «Последний бич» , а л у ч ше то го — проч ти те целином его к н и ги повестей и расска зов «Вершина Ян- Майена», «Личное дело», н а пи са н н ую вместе с братом «Друзья из М еж д урей сового», «Порт», «В начале было мо ре...» — проч ти те все это и вам не надо будет ниче го объясня ть . Вы сами , к а к и я, убедитесь: Борис Блинов — д ос той ный наш зем л я к, по -настоящ ем у добрый человек и серьезный писатель. Вот, пож ал уй , и все. Мне остается лиш ь удиви ться : неужели Борису *— уж е пятьдесят? или тол ь ко еще? И пожела ть — ему, себе, нам всем —- новы х его рас ска зов , повестей , романов ... Счастливой тебе работы , Борис! Леонид КРЕИН. Вчера в областной научной библиоте ке состоялся творческий вечер Бориса Блинова, посвященный его пятидесяти летию. Предлагаем вам познакомиться с отрывком из нового рассказа мурман ского писателя и моряка. метров». В машине как ошпаренные метались механики, пытаясь запу стить скисший вспомогач, а из ди намика с интервалами доносилось: «До берега осталось четыреста мет ров... До берега триста метров... Ос талось двести метров...» На этом рас стоянии затарахтел вспомогач, элек тромеханик дал питание, и дизель, вздохнув с натугой, начал молотить. «Спасибо, мехаиичкп!» — поблагода рил с мостика капитан, н в голосе его было столько облегчения, будто до этого он удерживал судно на своих плечах. После Англии мы уже уразумели, что самое страшное позади и Соеди ненные Штаты Америки будут иметь возможность с нами познакомиться. Когда капитан собрал вместе от- цов-командиров, к удивлению моему в кают-компании оказались пе все inка, как и мы. Коль ои первый па связи с ними, то уже вроде бы и сам оттуда, а потому и ответственность па пего ложится за такое рискованное начало рейса. Каждый про себя скла дывал, собирал в одну кучу претен зии по своему заведованию, кое-кто на бумажке прикидывал, чтобы, когда получит слово, скопом вывалить все на большую и уважаемую капитан скую ГОЛОВУ. v - Капитан поджидал опаздывающих, молчал, изредка вскидывал крупные, навыкате глаза, ощупывал команди ров, стараясь уловить настрои. Тугой воротничок сдавливал шею где-то под складками подбородка, лицо было красно, на лбу поблескивала испари на. Последним вбежал радист Сережа Баскаков и, оправдываясь, постучал ио часам, приложил к уху. РЫБНЫЙМУРМАН 13 Уже с первых слов капитана было ясно, что он верно оценил чувства подчиненных. Он настроился па ту же волну и громко, сильно, определенно принялся ругать береговое начальст во. Получалось, что напрасно мы при числили его к тем, кто готов был нас угробить. Оп пе с ними, а с нами, и крыть нам нечем. Еще говорить не начав, мы уже пар стравили, посво бодней себя почувствовали и готовы были принять за своего, но какая-то неясность все же осталась. Голос у него был поставлен, .мысль работала. Оп отчетливо сформулиро вал наши задачи, ио их воплощение целиком оставил на нашей совести, пе считаясь с обстоятельствами. Раз ве так можно? Скидку на обстоятель ства он должен был сделать, хотя бы па словах. Тогда бы и видно стало, что он действительно с памп. Кают- компания загудела. Народ понял, что нас провели на мякине, и нетерпели во ждал возможности рвануться в атаку. Едва капитан смолк, раздался нерв ный, взвинченный- голос рефа Юры Осадчего: — При такой воде нам сорок- тонн ие сделать! На нем и в Барепцухе то только тридцать давали! — Траловая лебедка с постройки по работает, и никто ее пе предъяв лял, —• определенно высказался эле ктромеханик* Михаил Леонтьич. Механик техоборудования Веля Стапчук, самый старый на судне кадр и самый замотанный, выдавил из се бя, с трудом подбирая слова: — Восемь тысяч банок — это то го... из области сказки. Одна линия в работе — только половину. И даже трудяга дед, всегда покла дистый, почесал карандашиком за ухом и с сомнением произнес: — Четырнадцать узлов пе дадим. Десять —• куда ни шло. Капитан был опытный базовик. Ио оп знать не знал, на какое судно по пал. Его только накануне отхода сдернули с родиои базы, учитывая знание английского и недюжинную пробивную силу. Там его знали, лю били. каждое слово подхватывали па лету. Реакция собрания показалась ему несправедливой. У пего был в запасе один козырь, который он мог кинуть — диапазон его голоса неиз мерим. — ио это на крайний случай. От деда поддержки не последовало, с этим приходилось считаться. Растерянность капитана длилась секунды, оп готов был вступить в конкретные переговоры, подыскивал аргументы, вдруг с задних мест про звучал задумчивый голос: — Да. это тебе пе база! Говоривший ие рассчитывал быть услышанным, произнес больше для себя, размышляя, но в неожиданной паузе слова прозвучали как вызов. Мясистое лицо капитана подобра лось, он прикрыл веками крупные глаза, а когда снова взглянул на со брание, это уже пе глаза были, а два бушующих кратера. В наступившей тишине стало слышно, как могучие легкие засасывают воздух. Дед ео - брал голову в плечи, словно ждал удара. Карандаш с хрустом лопнул в его руках. Дед вертел в пальцах по ловники. явно смущаясь всеобщим вниманием. Протяжно выдохнул капи тан н с приятной хрипотцой произ нес: — Что делать, братцы? Назад хо да пет! — А пас спросили? Кто это плани ровал? Мы что, волшебники: из дерь ма конфетку делать... Музейный па роход, — облегченно загалдели мужи ки. — Дать РДО земляку, пусть раз берется. —- Чего уж теперь-то? — сказал дед. — Постараемся, Иван Фомич. Но только дай ты нам денек отоспаться. Возбужденно гомоня, стравливая оставшийся пар, народ расходился. Работа, которая начинала уже вхо дить в нормальное русло, снова раз двинула берега. Но все же общее об легчение, непонятно откуда взявшее ся чувство справедливости и уверен ности в себе преобладало в настрое нии командиров. Дарованный впереди свободный вечер подтверждал, что да же здесь, в старой коробке, жизнь ли шена однообразия. 21 сентября1990 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz