Рыбный Мурман. 1990 г. Сентябрь.
v * A i / v / • Вы в детстве * индейцев играли? Ах. ‘ даже пытались удрать в Техас... ; Ну и как ? Говорите, милиция в Оле негорске сняла вас с поезда... Вот и у меня не получилось. Что ж, вре мя было суровое, к загранпоездкам без диппаспорта не приспособлен ное. Зато прошедшим летом четверо мурманских школь- никоз — два мальчика и две девочки — махнули в Джэксонвилл, штат Флорида. И ничего. Таможня взяла под козырек и дала «добро», даже чемоданы на пред мет провоза луков и винчестеров не проверяли. Инте ресуетесь подробностями, а это, пожалуйста, к замес тителю председателя бюро международного молодеж ного туризма «Спутник» обкома ВЛКСМ Александру Тимофееву: — Как известно, между СССР и США существует меж правительственное соглашение по обмену гражданами. Эта программа называется «Пипл ту пипл» — «Народ к народу», в соответствии с ней мы в Мурманске в прошлом году принимали пять групп американской м о лодежи. В одной из этих групп оказались представите ли джэксонвиллского отделения организации Си-Ай- Эс-Ви (Международные детские летние деревни). Си- Ай-Эс-Ви возникла сразу после второй мировой войны и работает активно: ежегодно проводит по всему миру около 70 деревень, куда из разных стран- съезжаются детские делегации. В разговоре выяснилось, что каж дый год из Советского Союза США выезжают неско лько таких групп, а в 1990 году ожидалось проведение деревни в Джэксонвилле, американцы сказали, что им было бы интересно в этом случае принять не просто советских детей, а ребят из своего города-побратима, • но сомневались, зная о наших трудностях, что это воз можно. Все обязательства по организации поездки взял на себя «Спутник», и уже в сентябре поступило официаль ное приглашение. Самым трудным было достать азиа- билеты на США, но с этим мы справились, а потом американцы прислали огромную кучу бумаг для офор мления. Всегда думал: сильнее наших бюрократов в мире нет, оказывается, американские ничем не уступают. Надо было оформить расписки родителей о том, что они до веряют жизнь и здоровье своих детей руководителю группы, информационные формы для всех членов де легации, заполнить у врача огромную медицинскую форму, где отмечается не только нынешнее состояние здоровья, но и все прививки, все перенесенные болезни, полисы страхования жизни от несчастного случая, на случай болезни. Как происходил отбор детей для поездки, мне ска зать трудно. Так как оснозным условием было — воз можность общаться, а официальный язык деревень — английский, мне предложили отдать одно место 51-й школе, а остальные — 40-й, директора и представили список тех, кто поедет, думаю, это лучшие дети, они хорошо знали язык. Был и еще один критерий отбора: возраст — 11 лет. Считается, что в этом возрасте дети стабильны и эмо ционально, и психологически, уже могут переносить изменения в климате, питании, уже успели переболеть детскими болезнями, хорошо воспринимают новый опыт, языки, культуру, у них еще нет политических предрассудков, они уже могут отсутствовать вне семьи в течение месяца и несут элементы культуры своей страны. Правила Си-Ай-Эс-Ви гласят, что каждая делегация должна провести в деревне свой национальный вечер: песни, танец, загадки, игры. Все, включая руководителя, должны иметь национальные костюмы (представляете, сколько у меня было с этим хлопот?), надо было еще изготовить 80 буклетов для детей и персонала деревни о своей стране. Времени на подготовку было мало, ре бята несколько дней позанимались во Дворце пионе ров, с ними общались работники КИДа, вскоре они разъехались на каникулы и встретились уже в Москве за день до отлета. В Нью -Йорк вылетели 27 июня, там нас встретили, мы пересели на другой самолет и уже ночью прилете ли в Джэксонвилл. А там — торжественная встреча: представители Си-Ай-Эс-Ви, общественности города, мэр, тележурналисты. После этого дети три дня жили в американских семьях, мальчики, например, посели лись у мэра Томаса Хазури. В один из дней наших ре бят свозили в Диснейуорлд, конечно же, для них это была незабываемая поездка. А потом переехали в деревню, собственно, это обыч ная школа (правда, частная), старая, не приспособленная для проживания. Мы, руководители делегаций (на язы ке деревни — «лидеры») сами устанавливали кровати, шкафы, тумбочки. В этом году в лагере собрались де ти и «лидеры» из 12 стран: Бразилии, Канады, Чили, Дании, Египта, Франции, Италии, Норвегии, Филиппин, Швеции, США и СССР. Прибавьте шестерых «джей-сиз» (вроде наших пионервожатых) и трех человек админи страции — вот и вся наша деревня. На экскурсии выбирались нечасто: съездили в Музей природы — уголок «дикого», не тронутого человеком леса, работники музея специально для ребят провели занятия. Были в Маринлэнде (дельфинарий, большой морской аквариум), ездили купаться на океан. Для м ур манских детей люди из джэксонвиллской ассоциации городов-побратимов хотели прозести отдельные экс курсии. Но администрация деревни возразила: принцип Си-Ай-Эс-Ви — равные возможности для всех. Всеобщее самоуправление — другой принцип дерев ни. Решения принимались на собрании, в котором раз ным правом голоса обладали и дети и взрослые. На пример, не всех устраивал отбой в 10 часов вечера, группа детей предложила передвинуть его на час поз же. Перевесом а 2— 3 голоса оставили прежнее время. Там же планировали, какие проводить виды деятельно сти. Распорядок дня был очень плотным: побудка, подъ ем флага лагеря4 исполнение гимна Си-Ай-Эс-Ви, завт рак, уборка. Потом два часа — рисование, танцы, пе ние, спортивные и национальные игры — это называ лось «эктивитиз». Потом час плазания (на территории Мир и мы школы было дза бассейна по 50 и 25 метроз, спортив ные площадки). Затем — обед, немного времени на отдых, и снова — «эктивитиз», плавание. После ужина проходили национальные вечера делегаций (по общему мнению выступление нашей группы было лучшим). Сво бодного времени за день набегало едва ли на час. В 21 час — спуск флага, гимн, подготовка ко сну, и все в пижамах собирались петь песни на ночь, после чего — отбой. Конечно, многие бегали, шумели — дети есть дети, — приходилось их успокаивать. К нашим претен зий не было, а вот египетские — баловались. Порой мы чуть ли не часовых выставляли. Хотя и сами не без греха: «лидеры» первыми стали по ночам мазать де тей зубной пастой. Идея была директора деревни, его звали Фил Лонг — это очень опытный человек, о таких руководителях можно только мечтать, работать с ним было изумительно интересно. В деревне дети жили в комнатах по 4 и 8 человек, причем так, чтобы в одной комнате не было двух че ловек из одной страны. Через две недели дети на вы ходные выехали в американские семьи, селились по двое, и опять — обязательно с участником из другой страны, но по своему выбору. Жили как у себя дома. У них уже не будет каких-то наших предрассудков к иностранцам, нашего недоверия. Для них было совер шенно нормально, что те же американцы прекрасно к ним относились. Чем отличаются такие деревни от наших пионерла герей. У нас везде дух соревновательности. Может быть, это и хорошо — здоровый дух спорта, кто лучше на рисует, споет. Там же никаких оценок, мест не дава лось. Состязательности, «кто лучше» — этого там не было. НАРОДНАЯ ДИПЛОМАТИЯ 'Лонгу Основная цель таких деревень, думаю, чтобы дети после знакомства друг с другом не представляли се бе, как можно с кем-то воевать, когда там живут их друзья. Чтоб и мыслей таких не возникало. Такие де ревни — это и есть борьба за мир. Мы, к сожалению, уехали на день раньше, чем ос тальные (так вышло с билетами на обратный путь). Мы уезжали в 6 часов утра, и все — дети и взрослые — встали провожать нас. Прекрасное зрелище — проща ние детей друг с другом . Здесь в деревне ты видишь Счастливо живущих детей Разных рас и разных стран. Мы пришли сюда, чтобы понять Образ мысли друг друга, Через общие дела увидеть, Как мы похожи — ты и я. Перед вами — первый куплет официального гимна Си-Ай-Эс-Ви. Незамысловатые строчки, зато ясна идея. Текстом гимна открывается памятка, рассылавшаяся хо зяевами руководителям делегаций. При знакомстве с официальными документами этой организации меня больше всего поразило, до каких мельчайших подробно стей разработана вся жизнь этой «мини-Земли для де тей». Вдумчивая, благожелательная забота сквозит в каждой строчке. Родителям напоминают: «Письма в США с других континентов идут долго. Так как дети скучают по дому особенно сильно в первые дни раз луки, будет лучше, если вы отправите в деревню пись ма для них за неделю до их отъезда туда, тогда, при ехав в деревню, они почти сразу получат весточку из дома». В летние деревни съезжаются дети разных р о дителей — богатых и бедных. Поэтому равенство — основа основ. Фил Лонг предупреждал: «У нас будет работать маленькая лавка (конфеты, открытки, марки). Пожалуйста, на эти цели не давайте больше 15 долла ров. Будет День больших покупок, рекомендуем дать детям для этого не больше 100 долларов. У нас приня то обмениваться подарками, они должны быть недоро гими, а лучше сделаны самими детьми». А разве не прекрасно звучит предложение: «Если у кого -то из вас во время пребывания в деревне будет день рождения, пришлите нам текст и ноты песни, ко то рую у вас принято петь в честь именинника, и мы спо ем ее асе вместе». А теперь лора представить наших «американцев», вс® они учатся а 40-й школе: Ира Галашина, ученица 6 «а», папа — военнослужа щий, мама — инженер гидрометслужбы ; Олег Харитонов, ученик 6 «в», папа — инженер-опе- ратор в «Арктикморнефтегазразведке», мама — зазуч в УПК; Катя Лобан, 7 «а» класс, папа — начальник отдела внешних связей Мурманского морско го пароходства, мама — терапевт поликлиники № 6. Как видите, обычные дети обычных родителей. К сожалению, мне не удалось встретиться с Романом К о саревым, учеником 51-й школы, но, судя по отсутствию у него домашнего телефона, и его родители не при надлежат к «административно-командной системе». Я так подробно останавливаюсь на должностях родителей потому, что у нас принято считать: «Ребенок в Амери ку поехал, значит, папа — «большая шишка». А они просто хорошие ребята. Судите по их ответам: — Вы как в США попали? Олег: — Я вообще ничего не знал. Меня как-то спра шивают: «Хочешь в Ам ери ку поехать?» Я говорю : «Ко нечно, хочу!» — А ребята в классе не интересовались, почему вы брали именно вас? Ира: — Конечно, все ребята спрашивали: «Почему вот ты едешь? Ты не самая лучшая». — А ты лучшая? — Ира: — Что вы, нет, конечно. Я вообще не знаю, как и почему меня выбрали, у нас в классе много хо роших ребят. — Как вы готовились к поездке? Катя: — Долго , почти два месяца. И с Тимофеевым, и во Д ворце пионеров. Я ходила к репетитору, занил***- лась разговорной речью. Олег: — Я сам дома языком занимался с родителя ми, у меня папа и мама английский знают, они мне по могали. Ира: — А я с учительницей в школе. — Вы жили в американских семьях. Ну и как там? Олег: — Мы с Романом у мэра жили. Здорово. Он, правда, дома не часто бывал — на работе целый день. А обедали вечером уже все вместе. Он дома одева ется как все, в майках каких-то ходит. Мы часто раз говаривали с ним о разном. О нашей стране спраши вал. Вообще — общались. Мэр о своей работе расска зывал, о жизни. Один раз ездили к его знакомым на день рождения. — Хозяевам по дому вы помогали? Катя: — Я пыталась, но они отказывались. Ну, как по могать: посуду за собой в мойку поставить, но они все время возмущались. — Деревня, в которой вы жили, похожа на наш пио нерский лагерь? Все вместе: «Конечно, отличается... Наверное, похо жа... Ну, здесь бассейн был... Режимом... В пионерском лагере много свободного времени, а у нас его не бы ло. — Я когда пионером был а лагере, меня а угол ста вили, ругали на линейке, обещали родителям написать, выгнать. А у вас в деревне? Катя: — Нас спрашивали, что можно улучшить. Не наказывали. Знаете, там были директор и два его П о мощника, мне показалось, что они психологи — если были трудные ситуации с детьми, взаимонепонимание, они старались помочь. Говорили, убеждали, но не гр о зили выгнать. Они как-то давали понять, что другие хо тят спокойствия. Мирили как-то. Олег: — Один раз «лидеры» ворвались после от боя с фломастерами и тех, кто не спал, кого поймали — разрисовали. Я не дался. Но это было не наказание. — Что было самое интересное? Все хором : — Дисней! Национальные вечера! Об щаться с ребятами! Катя: — Еще — океан. Если на волну забраться, се редину океана видно. Ну, не середину, а... далеко! А вообще-то, страшновато: там ведь акулы водятся. Очень хотелось посмотреть космодром на мысе Каназерал, но, говорят, детей туда не пускают. — Кто бы в какой стране хотел пожить? — Олег: — Мне здесь нравится. — Ясное дело. Ну а если поехать, пожить, а потом вернуться домой? Ира: — В-Америке . Наверное, в Джэксонвилле. Олег: — Тоже. Катя: — В Техасе. Американцы о нем так рассказы вали интересно. А еще, если можно, я бы хотела зо Францию , в Париж. — Кто привез из заграницы родителям подарки? Катя: — Я поводок для собаки купила... Сестре — се режки. И мы все привезли родителям жевачку. Ира: — Я купила им двухкассетник и фотоаппарат «Кодак». Беленький. Олег: — Я папе привез видеокассету. С мультиками. — Папе? Олег: — Ага. Я еще двоюродному брату «мерседес» купил! Игрушечный, правда... Отдал ему самое луч шее! — Так вы, получается, вообще-то не жадные? Олег: — Не-а. 21 сентября 1990 года Помните анекдот «с бородой», еще доперестроечной поры: — Опять в Париж хочется... — А что, ты там был? — Да нет, но вчера тоже хоте лось. Услышав его тогда, мы грустно посмеива лись: возможность увидеть Монмартр, Таймс- сквер, Пикадилли была у очень немногих и определя лось это нередко лишь принадлежностью к опреде ленной касте. А теперь двенадцатилетняя Катя Лобан мечтает о Париже и Техасе. Я почти уверен: она там побывает. И не только она. Веселые все-таки времена наступили, хотя колбасы по полфунта на талон дают, жить — интересно. Парадокс... Петр БОЛЬфЕВ. 8 РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz