Рыбный Мурман. 1990 г. Сентябрь.

на ГОРДОСТЬ - If ГОРЕЧЬ ( Окончание . Нач. на 1-й стр.) пустить руки и попытаться распутать ноги, их постигнет участь тех двоих. И в этот критический миг матрос Сергей Марченко, обвязав себя стра­ ховочным поясом, прямо в робе ^ сапогах кинулся в бушующее море Ножом он перерезал веревки, и ос­ вобожденных моряков подняли борт. Надо сказать, Сергей уже награж ден медалью «За спасение утопаю^ щих»: он был на плавбазе «Алексей Хлобыстов» во время спасения эки пажа атомной подводной лодки «Комсомолец». Здесь Сергей риско вал жизнью , ведь он был без спаса тельного жилета, в одежде. Никто не приказывал, никто не просил. Сам увидел... Спасенных увели е каюты. В это время с самолета нам сказали, что на волнах е и д я т человека. Мы подо­ шли. Человек в жилете качался на волнах вниз лицом, это был один из погибших при спуске шлюпки. Как поднять его на борт? Тогда электрик Сергей Верцанов быстро разделся надел спасательный жилет и прыг­ нул в воду, обвязал спасательным концом тело моряка, с трудом до ­ плыл до штормтрапа. Подняли. Самолет указал еще одно место, где трое моряков в жилетах держа­ лись на воде. Спасли и их. Потом подняли тела еще двоих погибших. С самолета сообщили, что больше никого не видят, и дали «добро» всем уходить. Мы шли уже около получаса, к о ­ гда рулевой матрос Игорь Ходаре- нок увидел среди волн человека. Мы подошли. Оказалось, это моряк с «Коразона», около 10 часов находит­ ся в воде (он был в спасательном жилете). Когда его подняли на борт, он рассказал, что все суда прохо­ дили мимо него и наше тоже, и никто не видел его. Всех спасенных переодели, наши моряки отдавали свою одежду. На­ кормили. Разместили у себя в каю ­ тах. Мы пошли в Портленд. Там уже обо всем знали и в тот ж е день нам дали «добро» на заход. Уже на подходе к порту начали снимать нас на теле- и видео. В этот и на сле­ дующий день все газеты этого го ­ рода и бостонские газеты рассказы­ вали о нас. Телевидение показывало наш пароход и моряков. Только ош­ вартовались, прибыли автобусы и «скорая помощь», всех спасенных и тела погибших увезли. Мы знали го­ стиницу, в которой разместили мо ­ ряков с «Коразона», очень хотели их навестить. Но нам не разрешили. Видимо, иммиграционные власти го ­ товили им новые документы, поэтому временно изолировали. Пять человек во главе с капитаном были пригла­ шены на торжественный прием к мэ­ ру города, им вручили благодарст­ венное письмо экипажу и символиче­ ский ключ от города Портленда, а каждом у моряку — значок с эмбле­ мой этого города. Приказали управ­ ляющему городским транспортом во­ зить советских моряков бесплатно. Все американцы — и на официаль­ н ы х встречах, и на борту судна — го ­ ворили, что мы поступили в лучших морских традициях. И когда мы, уйдя из этого порта, пришвартова­ лись к «Риге», все проходящие мимо яхты поднимали рядом с американ­ ским советский флаг. У наших ребят в душе была такая гордость. А экипаж вновь сформи­ рован (судно только что из ремонта), много молодежи, для них это такой нравственный уро к ! Думали, придем в Мурманск, на причале оркестр, на­ чальство придет, поздравит... Пришли в 11 утра. Диспетчер рав­ нодушно сказал: «Хорошо. Стойте пока на рейде. Освободится при­ чал, поставим». Звоним в отдел со­ циального развития флота насчет поселения в ДМО . Женщина отвеча­ ет: «Да, радиограмму получили, но заявку еще не давали. А вы что, уже пришли? Завтра поселим!» .Горько на душе. Для американцев были чужими и мы, и моряки с «Коразона». Но какое уважительное, теплое отношение! А в родном пор­ ту... Человек и обстоятельства Еще не вышел в свет номер «Рыбного Мурмана» с расска­ зом о конфликтной ситуации на траулере «Мурманрыбпро- ма» («РМ», 1990, № 26), как в редакцию пришли моряки с другого судна, на этот раз тралфлотовского. Но суть конфликта, приведшего их в редакцию, та же: противопо­ ставление капитана команде. История событий такова. Рейс БМРТ «Закавказье» подходил к концу. Экипаж го ­ товился к заходу в порт Ка­ нады, до него оставалось трое суток. И вдруг по судовой трансляции прозвучало: «Чет­ вертому механику зайти к первому помощнику капитана». Сергей Лац (в 1988 году за­ кончил мореходку, сразу был принят в траловый флот) под­ нялся к помполиту. А. С. Фролкин был немно­ гословен: «Вы списаны с суд­ на, так как капитан Е ы р а ж а е т вам недоверие перед заходом в инпорт. Два часа на сборы и — пересадка на ТР «Виль­ гельм Пик». Передвижение по судну запрещено, кроме туа­ лета. В машину спускаться нельзя. Каюту держать откры­ той». Разъяснений не последова­ ло. Ничего не понимая, оглу­ шенный услышанным, Сергей отправился к старшему меха­ нику Ф. Ф . Ассапову с одним вопросом: «За что?» Тот уди­ вился не меньше Лаца. И тог­ да экипаж по просьбе четвер­ того механика прерЕал про­ смотр фильма е салоне коман­ ды и остался на профсоюзное собрание. Моряки решили переизбрать председателя судкома треть­ его помощника капитана П. Б. ФольЕерта за бездействие. Из­ брали предсудкома бывшего заместителя председателя А. Г. Полонского. Собрание выслушало С. И. Лаца: за хранение в помеще­ нии кондиционера рабочей одежды капитан наказал его. Но через некоторое время роба четвертого механика вновь сушилась в этом поме­ щении. Лац написал объясни­ тельную, которая не удовлет­ ворила капитана. Написал вто­ рую, опять «не то». На совете трудового коллектива Лацу объявили выговор и снизили КТУ за июль. Собрание решило: посколь­ ку ни капитан, ни помполит, ни бывший предсудкома на со­ брание не явились, а экипаж против списания четвертого механика, поручить судкому выяснить причины этого про ­ извола. Капитан А. К. Бесчеревных, ознакомившись с протоколом, объяснил, что Лац якобы со­ бирается бежать в Канаду, поэтому его следует заранее списать. Ответ капитана вызвал в экипаже бурную реакцию, сти­ хийно возникло общесудоЕое собрание. Цитирую протокол: «Первый помощник А. С. Ф рол кин : — Из личной беседы с чет­ вертым механиком, с членами машинной команды стало яс­ но, что С. И. Лац написал письмо (куда, кому и какое — без объяснений, на сборе эки ­ пажа выяснилось, что поздра­ вил радиограммой девушку, с которой познакомился в ка ­ надском порту в минувший заход. — И. Б.), готовил почву для ухода за границу. При пе­ ресадке на борт транспорта он убежал в каповое отделе­ ние, где между мной и Лацем завязалась борьба. Считаю ре­ шение капитана правильным и полностью согласен с ним. Боцман В. В. Федотовский : — Надо людям все объяс­ нять, а не будоражить личный состав. Матрос С. А. СкрипникоЕ: — Если С. И. Лац и заслу­ живает наказания, то не тако­ го серьезного. Обвинения высказаны после списания С. И. Лаца, ни одно из них на собрании не под­ тверждено фактами». Общесудовое, собрание со­ здает стачечный комитет: по два человека от каждой служ ­ бы. Он потребовал от капита­ на вернуть на судно С. И. Ла­ ца и найти пути решения кон­ фликта. В случае невыполне­ ния экипаж обещал объявить трехдневную забастовку, предупредив об этом «берег». Всю ответственность за слу­ чившееся стачком е о з л о ж и л на капитана и его первого помощника, не пожелавших разрешить сразу конфликт на судне. Еще не прошло суток после На этот раз обращение стач­ кома к экипажу призывало всех моряков «проявить со­ знательность и дисциплину при заходе в инпорт и на пе­ релете в Мурманск». После возвращения в М ур ­ манск состоялся сбор экипа­ жа. Не пересказывая всего того, что там говорилось, приведу (вкратце) выступления на сбо­ ре Двух юристов. Начальник юридического отдела флота С. Д- Кузнецо­ ва: — В действиях экипажа преобладали эмоции. Капи­ тан был вправе списать чет­ вертого механика, но сначала должен был издать приказ об этом. Что касается забастовки, то это был саботаж, а не за­ бастовка, поскольку не выпол­ нено ни одно условие ее за­ конного проведения. Специ­ альная комиссия определит КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ ДВА ЧАСА НА СБОРЫ списания С. И. Лаца и объяв­ ления о забастовке, когда со­ стоялось еще одно собрание. Капитан призвал экипаж Еер- нуться к работе. «Никаких РДО на берег не пойдет, от своих действий я не отказы­ ваюсь, с е оих решений отме­ нять не буду», — с ка зал А. К. Бесчеревных. После дебатов единогласно постановляется: забастовку продолжать, известив об этом руководство, СТК и профком флота, «Рыбный Мурман», на­ родного депутата РСФСР И. А. Рогачеву. Надо заметить, что в самом начале забастовки стачком об­ ратился к экипажу со следую­ щими требованиями: «Во время конфликта с ад­ министрацией организовать несение круглосуточных Е а х т в машинном отделении и на мо ­ стике для обеспечения живу­ чести судна и безопасности мореплавания. Организовать в ночное время несение пожар ­ ных вахт. Все распоряжения администрации относительно промысловой работы без ут­ верждения стачкома считать недействительными». На третий день — вновь сб- щесудовое собрание. Вновь А. К. Бесчеревных призЕвл экипаж приступить к работе. И снова отказ. В тот ж е день капитан по­ требовал перевести управле­ ние BPLLJ на мостик. Экстрен­ ное совещание стачкома ре­ шило: управление ВРШ не пе­ реводить, а для безопасности мореплавания организовать усиленные вахты на мостике и в машине, в каждой — представитель стачкома. Наступал день захода в порт Шелбурн и третий день забастовки. На общесудовом собрании стачком о 6 ъ я е и л о том, что слагает свои полно­ мочия, всю полноту власти пе­ редает администрации судна. С 20 часов все приказания ка­ питана являются обязательны­ ми для всех членов команды. Но, поскольку требования эки­ пажа к администрации не бы­ ли выполнены, стачечный ко ­ митет не распускается и по прибытии в Мурманск продол­ жит работу. величину ущерба, который на­ несен флоту, и меру ответст­ венности за случившееся и капитана, и экипажа. Общественный правовой ин­ спектор (ранее возглавлявший юридический отдел трслфлота) М. А. Алиев: — Судовая администрация пренебрегла понятием «закон­ ность». Согласно Уставу капи­ тан имел право списать моря ­ ка за нарушение дисциплины, несоответствие должности и больного. «По подозрению» — не повод для списания. Я по­ ка не' говорю о материальной ответственности, но уже ясно, что прямых убытков здесь нет, а есть так называемая упу­ щенная выгода. Понятно, что уж если два юриста по-разному оценивают случившееся на «Закавказье», то мне, журналисту, однознач­ но оценивать ситуацию и во­ все сложно. Но — с точки зрения закона. А вот с точки зрения нравственности, ду­ маю, следует высказать неко­ торые оценки. Тем паче они звучали в выступлениях на сборе экипажа и заместителя начальника флота Г. А. Кай- городова, и председателя об­ кома отраслевого профсоюза Ю. В. Макарова, и многих мо­ ряков. Во-первых, амбиции и капи­ тана, и первого помощника, нежелание их по-доброму, по- человечески поговорить с моряками вызвали именно та­ кую форму защиты у экипа­ жа. Моряки говорили в глаза (на сборе) А. С. Фролкину, что он в рейсе бездействовал как первый помощник. За­ давали вопрос ему и капита­ ну, почему они вышли из ря­ дов КПСС, на что А. С. Ф рол ­ кин ответил, что это — его личное дело. Капитан промол­ чал. Помполит в море не раз повторял, что вышел в по­ следний рейс, следовательно, считали моряки, ему все «до лампочки». Конечно, выход из партии — дело личное. Но, думается, рейс — не лучшее для этого время. Но главное, на мой взгляд, в другом : в отношении к лю­ дям. Я попросила на сборе Алексея Семеновича дать оценку своим действиям, ведь он вместе с капитаном ломал судьбу молодого парня. Сде­ лал ли помполит какой-либо шаг, чтобы помочь человеку, пусть даже собравшемуся бе­ жать из своей страны, стать «на путь истинный»? Ответ был таков: «Я был и остаюсь уверенным, что капи­ тан действовал правильно». Не понимаю такого. Можно было лишить «подозреваемо­ го» увольнения? Вполне. М ож ­ но было, видя разгорающийся конфликт на судне, найти под­ ход к решению его «мирным» путем? Конечно. На что же рассчитывал А. С. Фролкин? На былую практику, что «на­ чальник всегда прав»? Видимо, так. Во-вторых, судя по до ку ­ ментам, принесенным в ре­ дакцию , и по высказываниям моряков на сборе экипажа, А. К. Бесчеревных был не­ справедлив и к другим моря ­ кам. Причем все делалось втайне. Пример. Собрался капитан списать старшего механика. Было это еще в начале рей­ са. Ничего не говоря самому «деду», капитан вызывает к себе второго механика и спра­ шивает, сможет ли тот заме­ нить стармеха, поскольку его ждет списание? Только не на­ до говорить об этом Ф . Ф . Ассапову. Грубость, бесцеремонность в обращении с подчиненными А. К. Бесчеревных не были редкостью. Об этом много го ­ ворилось на сборе. А вот отрывок из доклад­ ной стачкому старшего меха­ ника Ф. Ф . Ассапова: «Начиная с 12 апреля я имел в рейсе притеснения, ос­ корбления и нецензурную брань в свой адрес от капи­ тана. Мне непонятно, за что ко мне такое нечеловеческое отношение. Капитан старался всячески унизить меня. С не­ цензурной бранью и оскорб ­ лениями обращался в ЦПУ, по судовой трансляции. Угрожал списанием, давал два часа на сборы на танкер «Нефте- горск», а потом на БМРТ «Па­ вел Орлов». Высмеивал ео время обеда. Все это слышали первый и третий помощники капитана...» Не брезговали руководите­ ли и такими методами: «По требованию капитана от электромеханика А. В. Буева объяснительная. На вопрос А. К. Бесчеревных: «Кого е о время швартовки судна вы ви­ дели на причале — мужчину или женщину, — вызывавших четвертого механика?» объяс­ няю, что я находился на шлю­ почной палубе, ни мужчину, ни женщину не Бидел». «Меня вызвали к капита­ ну. и заставили писать рапорт о разговоре с неизвестным четвертого механика. Никого на причале я не видел. Ма­ стер добычи А. А. Суббота». * * * рыбный мурман Все чаще слышим мы о разных конфликтах. И в боль­ шинстве случаев в основе этих конфликтов прямо-таки стран­ ная (и страшная) позиция ру­ ководителей: не рядом с людьми, а НАД ними. С недо­ сягаемой высоты этого НАД не видны люди, их боли и за­ боты. Я не утверждаю, что экипаж поступил правильно, объявив забастовку. Я утверждаю, что капитан и первый помощник поступили опрометчиво. И как бы там ни рассудила компетентная комиссия, ясно одно: протест моряков — это следствие. Причина же — р стиле и методах руководства. И. БЕРЕЗЮК. 21 сентября 1390 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz