Рыбный Мурман. 1990 г. Сентябрь.
на ГОРДОСТЬ - If ГОРЕЧЬ ( Окончание . Нач. на 1-й стр.) пустить руки и попытаться распутать ноги, их постигнет участь тех двоих. И в этот критический миг матрос Сергей Марченко, обвязав себя стра ховочным поясом, прямо в робе ^ сапогах кинулся в бушующее море Ножом он перерезал веревки, и ос вобожденных моряков подняли борт. Надо сказать, Сергей уже награж ден медалью «За спасение утопаю^ щих»: он был на плавбазе «Алексей Хлобыстов» во время спасения эки пажа атомной подводной лодки «Комсомолец». Здесь Сергей риско вал жизнью , ведь он был без спаса тельного жилета, в одежде. Никто не приказывал, никто не просил. Сам увидел... Спасенных увели е каюты. В это время с самолета нам сказали, что на волнах е и д я т человека. Мы подо шли. Человек в жилете качался на волнах вниз лицом, это был один из погибших при спуске шлюпки. Как поднять его на борт? Тогда электрик Сергей Верцанов быстро разделся надел спасательный жилет и прыг нул в воду, обвязал спасательным концом тело моряка, с трудом до плыл до штормтрапа. Подняли. Самолет указал еще одно место, где трое моряков в жилетах держа лись на воде. Спасли и их. Потом подняли тела еще двоих погибших. С самолета сообщили, что больше никого не видят, и дали «добро» всем уходить. Мы шли уже около получаса, к о гда рулевой матрос Игорь Ходаре- нок увидел среди волн человека. Мы подошли. Оказалось, это моряк с «Коразона», около 10 часов находит ся в воде (он был в спасательном жилете). Когда его подняли на борт, он рассказал, что все суда прохо дили мимо него и наше тоже, и никто не видел его. Всех спасенных переодели, наши моряки отдавали свою одежду. На кормили. Разместили у себя в каю тах. Мы пошли в Портленд. Там уже обо всем знали и в тот ж е день нам дали «добро» на заход. Уже на подходе к порту начали снимать нас на теле- и видео. В этот и на сле дующий день все газеты этого го рода и бостонские газеты рассказы вали о нас. Телевидение показывало наш пароход и моряков. Только ош вартовались, прибыли автобусы и «скорая помощь», всех спасенных и тела погибших увезли. Мы знали го стиницу, в которой разместили мо ряков с «Коразона», очень хотели их навестить. Но нам не разрешили. Видимо, иммиграционные власти го товили им новые документы, поэтому временно изолировали. Пять человек во главе с капитаном были пригла шены на торжественный прием к мэ ру города, им вручили благодарст венное письмо экипажу и символиче ский ключ от города Портленда, а каждом у моряку — значок с эмбле мой этого города. Приказали управ ляющему городским транспортом во зить советских моряков бесплатно. Все американцы — и на официаль н ы х встречах, и на борту судна — го ворили, что мы поступили в лучших морских традициях. И когда мы, уйдя из этого порта, пришвартова лись к «Риге», все проходящие мимо яхты поднимали рядом с американ ским советский флаг. У наших ребят в душе была такая гордость. А экипаж вновь сформи рован (судно только что из ремонта), много молодежи, для них это такой нравственный уро к ! Думали, придем в Мурманск, на причале оркестр, на чальство придет, поздравит... Пришли в 11 утра. Диспетчер рав нодушно сказал: «Хорошо. Стойте пока на рейде. Освободится при чал, поставим». Звоним в отдел со циального развития флота насчет поселения в ДМО . Женщина отвеча ет: «Да, радиограмму получили, но заявку еще не давали. А вы что, уже пришли? Завтра поселим!» .Горько на душе. Для американцев были чужими и мы, и моряки с «Коразона». Но какое уважительное, теплое отношение! А в родном пор ту... Человек и обстоятельства Еще не вышел в свет номер «Рыбного Мурмана» с расска зом о конфликтной ситуации на траулере «Мурманрыбпро- ма» («РМ», 1990, № 26), как в редакцию пришли моряки с другого судна, на этот раз тралфлотовского. Но суть конфликта, приведшего их в редакцию, та же: противопо ставление капитана команде. История событий такова. Рейс БМРТ «Закавказье» подходил к концу. Экипаж го товился к заходу в порт Ка нады, до него оставалось трое суток. И вдруг по судовой трансляции прозвучало: «Чет вертому механику зайти к первому помощнику капитана». Сергей Лац (в 1988 году за кончил мореходку, сразу был принят в траловый флот) под нялся к помполиту. А. С. Фролкин был немно гословен: «Вы списаны с суд на, так как капитан Е ы р а ж а е т вам недоверие перед заходом в инпорт. Два часа на сборы и — пересадка на ТР «Виль гельм Пик». Передвижение по судну запрещено, кроме туа лета. В машину спускаться нельзя. Каюту держать откры той». Разъяснений не последова ло. Ничего не понимая, оглу шенный услышанным, Сергей отправился к старшему меха нику Ф. Ф . Ассапову с одним вопросом: «За что?» Тот уди вился не меньше Лаца. И тог да экипаж по просьбе четвер того механика прерЕал про смотр фильма е салоне коман ды и остался на профсоюзное собрание. Моряки решили переизбрать председателя судкома треть его помощника капитана П. Б. ФольЕерта за бездействие. Из брали предсудкома бывшего заместителя председателя А. Г. Полонского. Собрание выслушало С. И. Лаца: за хранение в помеще нии кондиционера рабочей одежды капитан наказал его. Но через некоторое время роба четвертого механика вновь сушилась в этом поме щении. Лац написал объясни тельную, которая не удовлет ворила капитана. Написал вто рую, опять «не то». На совете трудового коллектива Лацу объявили выговор и снизили КТУ за июль. Собрание решило: посколь ку ни капитан, ни помполит, ни бывший предсудкома на со брание не явились, а экипаж против списания четвертого механика, поручить судкому выяснить причины этого про извола. Капитан А. К. Бесчеревных, ознакомившись с протоколом, объяснил, что Лац якобы со бирается бежать в Канаду, поэтому его следует заранее списать. Ответ капитана вызвал в экипаже бурную реакцию, сти хийно возникло общесудоЕое собрание. Цитирую протокол: «Первый помощник А. С. Ф рол кин : — Из личной беседы с чет вертым механиком, с членами машинной команды стало яс но, что С. И. Лац написал письмо (куда, кому и какое — без объяснений, на сборе эки пажа выяснилось, что поздра вил радиограммой девушку, с которой познакомился в ка надском порту в минувший заход. — И. Б.), готовил почву для ухода за границу. При пе ресадке на борт транспорта он убежал в каповое отделе ние, где между мной и Лацем завязалась борьба. Считаю ре шение капитана правильным и полностью согласен с ним. Боцман В. В. Федотовский : — Надо людям все объяс нять, а не будоражить личный состав. Матрос С. А. СкрипникоЕ: — Если С. И. Лац и заслу живает наказания, то не тако го серьезного. Обвинения высказаны после списания С. И. Лаца, ни одно из них на собрании не под тверждено фактами». Общесудовое, собрание со здает стачечный комитет: по два человека от каждой служ бы. Он потребовал от капита на вернуть на судно С. И. Ла ца и найти пути решения кон фликта. В случае невыполне ния экипаж обещал объявить трехдневную забастовку, предупредив об этом «берег». Всю ответственность за слу чившееся стачком е о з л о ж и л на капитана и его первого помощника, не пожелавших разрешить сразу конфликт на судне. Еще не прошло суток после На этот раз обращение стач кома к экипажу призывало всех моряков «проявить со знательность и дисциплину при заходе в инпорт и на пе релете в Мурманск». После возвращения в М ур манск состоялся сбор экипа жа. Не пересказывая всего того, что там говорилось, приведу (вкратце) выступления на сбо ре Двух юристов. Начальник юридического отдела флота С. Д- Кузнецо ва: — В действиях экипажа преобладали эмоции. Капи тан был вправе списать чет вертого механика, но сначала должен был издать приказ об этом. Что касается забастовки, то это был саботаж, а не за бастовка, поскольку не выпол нено ни одно условие ее за конного проведения. Специ альная комиссия определит КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ ДВА ЧАСА НА СБОРЫ списания С. И. Лаца и объяв ления о забастовке, когда со стоялось еще одно собрание. Капитан призвал экипаж Еер- нуться к работе. «Никаких РДО на берег не пойдет, от своих действий я не отказы ваюсь, с е оих решений отме нять не буду», — с ка зал А. К. Бесчеревных. После дебатов единогласно постановляется: забастовку продолжать, известив об этом руководство, СТК и профком флота, «Рыбный Мурман», на родного депутата РСФСР И. А. Рогачеву. Надо заметить, что в самом начале забастовки стачком об ратился к экипажу со следую щими требованиями: «Во время конфликта с ад министрацией организовать несение круглосуточных Е а х т в машинном отделении и на мо стике для обеспечения живу чести судна и безопасности мореплавания. Организовать в ночное время несение пожар ных вахт. Все распоряжения администрации относительно промысловой работы без ут верждения стачкома считать недействительными». На третий день — вновь сб- щесудовое собрание. Вновь А. К. Бесчеревных призЕвл экипаж приступить к работе. И снова отказ. В тот ж е день капитан по требовал перевести управле ние BPLLJ на мостик. Экстрен ное совещание стачкома ре шило: управление ВРШ не пе реводить, а для безопасности мореплавания организовать усиленные вахты на мостике и в машине, в каждой — представитель стачкома. Наступал день захода в порт Шелбурн и третий день забастовки. На общесудовом собрании стачком о 6 ъ я е и л о том, что слагает свои полно мочия, всю полноту власти пе редает администрации судна. С 20 часов все приказания ка питана являются обязательны ми для всех членов команды. Но, поскольку требования эки пажа к администрации не бы ли выполнены, стачечный ко митет не распускается и по прибытии в Мурманск продол жит работу. величину ущерба, который на несен флоту, и меру ответст венности за случившееся и капитана, и экипажа. Общественный правовой ин спектор (ранее возглавлявший юридический отдел трслфлота) М. А. Алиев: — Судовая администрация пренебрегла понятием «закон ность». Согласно Уставу капи тан имел право списать моря ка за нарушение дисциплины, несоответствие должности и больного. «По подозрению» — не повод для списания. Я по ка не' говорю о материальной ответственности, но уже ясно, что прямых убытков здесь нет, а есть так называемая упу щенная выгода. Понятно, что уж если два юриста по-разному оценивают случившееся на «Закавказье», то мне, журналисту, однознач но оценивать ситуацию и во все сложно. Но — с точки зрения закона. А вот с точки зрения нравственности, ду маю, следует высказать неко торые оценки. Тем паче они звучали в выступлениях на сборе экипажа и заместителя начальника флота Г. А. Кай- городова, и председателя об кома отраслевого профсоюза Ю. В. Макарова, и многих мо ряков. Во-первых, амбиции и капи тана, и первого помощника, нежелание их по-доброму, по- человечески поговорить с моряками вызвали именно та кую форму защиты у экипа жа. Моряки говорили в глаза (на сборе) А. С. Фролкину, что он в рейсе бездействовал как первый помощник. За давали вопрос ему и капита ну, почему они вышли из ря дов КПСС, на что А. С. Ф рол кин ответил, что это — его личное дело. Капитан промол чал. Помполит в море не раз повторял, что вышел в по следний рейс, следовательно, считали моряки, ему все «до лампочки». Конечно, выход из партии — дело личное. Но, думается, рейс — не лучшее для этого время. Но главное, на мой взгляд, в другом : в отношении к лю дям. Я попросила на сборе Алексея Семеновича дать оценку своим действиям, ведь он вместе с капитаном ломал судьбу молодого парня. Сде лал ли помполит какой-либо шаг, чтобы помочь человеку, пусть даже собравшемуся бе жать из своей страны, стать «на путь истинный»? Ответ был таков: «Я был и остаюсь уверенным, что капи тан действовал правильно». Не понимаю такого. Можно было лишить «подозреваемо го» увольнения? Вполне. М ож но было, видя разгорающийся конфликт на судне, найти под ход к решению его «мирным» путем? Конечно. На что же рассчитывал А. С. Фролкин? На былую практику, что «на чальник всегда прав»? Видимо, так. Во-вторых, судя по до ку ментам, принесенным в ре дакцию , и по высказываниям моряков на сборе экипажа, А. К. Бесчеревных был не справедлив и к другим моря кам. Причем все делалось втайне. Пример. Собрался капитан списать старшего механика. Было это еще в начале рей са. Ничего не говоря самому «деду», капитан вызывает к себе второго механика и спра шивает, сможет ли тот заме нить стармеха, поскольку его ждет списание? Только не на до говорить об этом Ф . Ф . Ассапову. Грубость, бесцеремонность в обращении с подчиненными А. К. Бесчеревных не были редкостью. Об этом много го ворилось на сборе. А вот отрывок из доклад ной стачкому старшего меха ника Ф. Ф . Ассапова: «Начиная с 12 апреля я имел в рейсе притеснения, ос корбления и нецензурную брань в свой адрес от капи тана. Мне непонятно, за что ко мне такое нечеловеческое отношение. Капитан старался всячески унизить меня. С не цензурной бранью и оскорб лениями обращался в ЦПУ, по судовой трансляции. Угрожал списанием, давал два часа на сборы на танкер «Нефте- горск», а потом на БМРТ «Па вел Орлов». Высмеивал ео время обеда. Все это слышали первый и третий помощники капитана...» Не брезговали руководите ли и такими методами: «По требованию капитана от электромеханика А. В. Буева объяснительная. На вопрос А. К. Бесчеревных: «Кого е о время швартовки судна вы ви дели на причале — мужчину или женщину, — вызывавших четвертого механика?» объяс няю, что я находился на шлю почной палубе, ни мужчину, ни женщину не Бидел». «Меня вызвали к капита ну. и заставили писать рапорт о разговоре с неизвестным четвертого механика. Никого на причале я не видел. Ма стер добычи А. А. Суббота». * * * рыбный мурман Все чаще слышим мы о разных конфликтах. И в боль шинстве случаев в основе этих конфликтов прямо-таки стран ная (и страшная) позиция ру ководителей: не рядом с людьми, а НАД ними. С недо сягаемой высоты этого НАД не видны люди, их боли и за боты. Я не утверждаю, что экипаж поступил правильно, объявив забастовку. Я утверждаю, что капитан и первый помощник поступили опрометчиво. И как бы там ни рассудила компетентная комиссия, ясно одно: протест моряков — это следствие. Причина же — р стиле и методах руководства. И. БЕРЕЗЮК. 21 сентября 1390 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz