Рыбный Мурман. 1990 г. Сентябрь.
ч П 9 :тради^^рНымм м£ |жам ie «Мурманрыбг(ром» работа КРИЗИС объедине ние м оп paoofaeT доволь но неплохо. Выполняем планы, живем с прибылью, а, за Первое r * йолуг'одие 1990 года мы даже заняли первое мес то в отрасли. Как будто повода для беспокойства за наше будущее нет? Стоимость наших производственных фондов почти полмиллиарда рублей, а прибыль в прошлом году составила 15 миллионов рублей, соответственно, рентабельность нашей работы три про цента. За последние годы работы этот результат — один из лучших. К приме ру, за 1988 год мы получили всего лишь 7 миллионов прибыли, значит, и рента бельность в два раза ниже. Даже чело веку неискушенному в экономике циф ры говорят о том, что, ворочая сотня ми миллионов рублей капитала, зараба тываем средства, еле хватающие на «поддержание штанов». Многие надеются, что с переходом на рыночную экономику повысятся оп товые цены и за счет этого мы зажи вем припеваючи. Так ли это? Во-первых, оптовые цены повысятся не только на рыбопродукцию , но и на топливо, • металл, другие материально- технические ресурсы, повысится стои мость ремонта судов, других услуг по лучаемых флотом. Во-вторых, свобода ценообразования на рыбопродукцию , как и на все продовольственные това- ’ ры, значительно будет ограничена в от личие от других отраслей, производя щих ресурсы, потребляемые в нашем производстве. Мы это уже сегодня чув ствуем, покупая ресурсы по договорным ценам «на стороне», т. е. вне централи зованного снабжения. В-третьих, если бы мы даже получили свободу по ус тановлению цены на нашу продукцию , глубоко сомневаюсь, что мы найдем покупателя. А ведь при рыночных от ношениях цена будет определяться спросом, конкурентоспособностью то вара, а основная масса вырабатываемой нами продукции — это рыба м ороже ная, в лучшем случае — обезглавлен ная, потрошеная, и при дальнейшем улучшении с продовольственными това рами в стране мы с нашей продукци ей — чистейшие банкроты. Таким образом, пересмотр оптовых цен не сулит нам эльдорадо. ОВЧИНКА СТОИТ ВЫДЕЛКИ Несмотря на мрачную картину, нари сованную выше, я глубоко уверен в перспективе развития рыбной отрасли и, в частности, объединения «Мурман- рыбпром». Нужно разумно соединить огромные внутренние резервы, имею щиеся у объединения, с возможностями экономической реформы, проводимой в стране. В чем состоят внутренние ре зервы? Простые расчеты показывают, что увеличение направления сырья на пи щевые цели резко повышает выпуск товарной продукции в стоимостном вы ражении. Сегодня этот показатель со ставляет у нас по пищевым породам рыб 67 процентов, а с учетом криля ■сего лишь 59. Эффективное задейство вание этого резерва возможно при из менении существующих технологий вы пуска продукции на промысловых судах. При этом технология обработки рыбы должна быть направлена на глубокую разделку ее, выпуск филе, фарша и превращение этого ассортимента в ос новной, т. е. нужна специализация су дов. Сегодня доля этой продукции в общей массе пищевой составляет всего лишь 5 процентов. Приведу два примера: на ряде су*дов были установлены фаршевые линии, что позволило в среднем повысить вы ход товарной продукции в среднем на 5 процентов. Вместе с тем фаршевые машины малопроизводительны, с фар шем одновременно выпускается разде ланная, неразделанная продукция, что вызывает распыление трудовых усилий экипажа, продлевается время обработ ки сырья, поэтому на этих судах доля фарша в общем объеме выпуска про дукции не превышает 10 процентов. Второй пример. На БМРТ «Леонид Но воспасский» установлены высокопроиз водительные филейные линии. Работа этого судна показывает, что практиче ски все сырье направляется на выработ ку филе, что, по самым скромным под счетам, повысит выход товарной про дукции на 20 процентов, значительно снизит затраты по доставке продукции и упаковочным материалам. Разный подход, разный и результат. Считается, что при нахождении на промысле на наших судах происходит непрерывный технологический процесс. Так ли это? Как известно, рыба ловится неравномерно в течение суток, сущест венны затраты на перебежку в поис ках продуктивных косяков. По наблю- 21 сентября 1990 года деииям ■ одном из основных районов промысла, в Тихом бкеане, простои тех нологического оборудования из-за от сутствия сырья-; составляю*' 30— 50 про центов промыслового времени. Добавь те к этому переходы к промыслу и об ратно в порты базирования, другие не производительные потери — ожидание топлива, транспортов, и получится, что выпуском продукции судоэкипажи за няты меньше половины рейса. Вместе с тем практически на всех наших круп ных судах с их постройки имеются неис пользуемые консервные цехи. Почему нельзя во время вынужденных просто ев делать консервы, пресервы из мо роженой продукции? Одна тонна м оро женой продукции, переработанная в консервы, пресервы, дает примерно 400— 800 рублей дополнительной товар ной продукции, а это равноценно одной тонне дополнительно выловленной за мороженной продукции. Правда, выпуск этой продукции связан с массой проб лем, но ведь «овчинка стоит выделки». А КАДРЫ — КТО! Работа наших однотипных судов в одном районе промысла в одно и то же время характеризуется крайней не- Экономика Северного бассейна: МАРГАРИН, МАЙОНЕЗ И... ГРИБЫ В последнее время в наших уловах значительно возросла доля рыб пони женной ценности, так, самый большой удельный вес приходится на ставриду — 30 процентов, затем на криль — 12, путассу — 9, а на треску всего лишь 2 процента. В то же время мясо этих рыб является источником полноценно го животного белка, дефицит которого ощущается во всем мире. В этом и заключается основной резерв нашего развития. Традиционная технология — мороженая рыбопродукция — исчерпа ла себя. Яркий пример тому работа ры бокомбината в сравнении с нами, вы ше я уже приводил стоимость наших производственных фондов, стоимость основных производственных фондов ры бокомбината 44 миллиона, т. е. в десять раз меньше, а прибыли они получают в три-четыре раза больше нашего. Объ яснение простое — рыбокомбинат вы пускает готовую, пользующуюся потре бительским спросом рыбопродукцию . ЭЛЬДОРАДО - „ М у р м а н р ы б п р о м а " Путь к рынку равномерностью. Разница за рейс мо жет достигать по вылову тысячи тонн, а по выпуску товарной продукции — в миллион рублей. Причина тому — раз ный уровень профессионально-органи заторских способностей судовых специа листов и в первую очередь капитанов. А что делается у нас по подбору, во спитанию и выдвижению в капитаны- директоры? Практически ничего. Сегод ня любому штурману, если он не отъяв ленный нарушитель, дорога на капитан ский мостик открыта. Но каждый ли способен по своим природным данным подняться на этот мостик, стать органи затором сложного производства, р у ко водить коллективом, при этом в экстре мальных условиях работы? Конечно, есть у нас и грамотные, сильные капи таны, но какой процент их в общем ка питанском составе? Существует система подготовки штурманов как судоводите лей, а азы организаторской работы при обретаются на собственном опыте, ме тодом проб и ошибок. Сегодня наш плавсостав делится на две категории — командный и рядовой. Понятия эти весьма упрощенные, на са мом деле различия их более глубоки и сложны. Первая категория — это люди, сознательно выбравшие сложную про фессию, посвящающие всю свою актив ную часть жизни флоту, получившие специальное образование. Вторая кате гория — в основном матросы, молодые ребята, пришедшие на флот подзарабо тать в течение 2 —3 лет, чтобы дальше устроить свою жизнь. Отсюда и разные интересы, социальные установки, отно шение к работе, к судну, зачастую при ходящие в противоречие. К примеру, введение пятидневной рабочей недели обусловило увеличение межрейсозого отдыха и относительное снижение за работной платы. Это породило у ча сти моряков , в основном рядового со става, нежелание отдыхать столько, мол, «я пришел работать на флот для того, чтобы зарабатывать, а не отдыхать». И наоборот, связавшие свою судьбу с флотом надолго, с удовольствием вос приняли возможность получения полно ценного отдыха. Ни в коем случае не умаляя рядовой состав, скажу: исклю чительное значение для флота имеют судовые специалисты. В ближайшее время, в связи с приня тием Закона о выезде советских граж дан за границу, перед нами очень остро встанет проблема отъезда наших штур манов, механиков, радиоспециалистоз за границу, и в первую очередь уйдут самые лучшие. Не исключена ситуация, когда нам придется остановить часть флота. Готовы ли мы к этому? Абсолют но нет. Свои кадры мы сможем сохра нить только при создании для них ус ловий, хотя бы приближенных к тем, ко торые предложат им иностранные ры бодобывающие предприятия, А что у нас? Годовой выпуск фарша ку линарного из ставриды достиг порядка 5 тысяч тонн в год, но мы уже сейчас столкнулись с проблемой его реализа ции. Оказывается, нашим потребителям гораздо выгодней закупать у нас про сто мороженую рыбу и путем неслож ной технологии самим вырабатывать фарш, в дальнейшем превращая его в кулинарные изделия. Выше я уже приводил пример обо рудования наших судов филейными ли ниями и насколько повысится эффек тивность работы этих судов. Ну а даль ше что? То, что мы сделаем из став риды филе и заморозим его, вкусовые качества продукции не изменятся и пе ред на/>\и также встанет проблема сбы та, или сливки с этой продукции снимет кто-то другой, изготовив на основе ее пользующуюся спросом у потребителя продукцию . А разве не варварство из облавливаемой нами сардины изготав ливать продукцию на корм пушного зверя, когда консервы «Сардина в мас ле» во всем мире считаются деликатес ной продукцией? Та же ситуация с кри ле/л, мясо которого — чистейший бе лок. Все эти примеры доказывают настоя тельную необходимость организации берегового производства, выработки из малоценных пород рыбы высококаче ственных, пользующихся спросом пи щевых рыбопродуктов. На первом эта пе это: консервы, пресервы в различ ных соусах и заливках, колбасно-соси сочное производство, рыбная кулина рия, ассортимент этой продукции весь ма разнообразен, есть разработанная и опробованная технология и техноло гическое оборудование. А дальше воз можности рыбного сырья практически неограниченны: это нетрадиционные рыбные продукты, и в первую очередь аналоговая продукция. На сегодняшний день известно более 600 наименований аналоговой продук ции — от аналогов грибов, лососевых и до аналогов ветчины. К нетрадицион ным продуктам следует отнести и боль шую группу лекарственных препаратов и продуктов лечебно-профилактическо го назначения, ферментные препараты, красители, вкусоароматические добав ки, продукты, получаемые на базе рыб ного жира: маргарин, майонез, салат ные масла, и отходов их производства — шампуни, поверхностно-активные ве щества. Стоимость нетрадиционных про дуктов во много раз превышает стои мость традиционных пищевых рыбных продуктов и кормовой муки , спрос на них не ограничен и они могли бы стать прочным фундаментом нашего разви тия. Организация берегового производства по пути нового, крупно го строительства потребует больших финансово-матери альных ресурсов, решения социальных проблем, поэтому наиболее рациональ ный путь выхода на берег — это созда ние малых предприятий, организация совместных предприятий, где будут сты коваться наши интересы с интересами партнеров. Совместных предприятий должно быть много, в разных регио нах страны, а при возможности и за ру бежом . При этом нужно делать ставку не на крупные, а на мелкие и средние предприятия, на основе мобильности производства, изучения потребностей местного рынка, возможностей партне ров и многих других факторов. Неуда чи, провалы в одном месте не должны существенно сказываться на стабильно сти работы объединения в целом, нам достаточно зависимости от сырьевой базы. СУДНО — СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА Претворение в жизнь практически всех резервов потребует существенных средств, а где нам их взять при наших прибылях? Ведь планы, не подкреплен ные финансами, в лучшем случае оста нутся прожектами. И тут встает вопрос — насколько разумно мы сумеем вос пользоваться возможностями, открыЕа^ ющимися проводимой в стране эконо мической реформой? Аренда предприятия в целом? Весьма заманчива степень свободы, даваемая этой формой хозяйствования, но одна свобода без привлечения дополнитель ных средств не позволит- нам сделать быстрый рывок. Путь нашего развития — это преобразование объединения в акционерное предприятие. Владеем мы почти полумиллиардным капиталом. Не сомненно, основным владельцем на первых порах останется государство. Приоритет продажи акций должен стро иться исходя из наших экономических интересов. Работники объединения, при обретая их, становятся совладельцами предприятия. В этом случае акция из категории чисто экономической превра щается и в социальную. Разве наши мо ряки, владеющие акциями «Мурманрыб- прома», уедут работать за границу? Со хранение права получения дивидендов и при выходе на пенсию, снятие нало гового пресса путем превращения ча сти заработков моряков в акции — все это должно решить нашу кадровую проблему. Что и кто может стать ф ун д ам е и то /^ успеха? Смежники — реальная состыковка наших экономических интересов, допу стим, судоверфь, разве не будут заин тересованы быстро и качественно отре монтировать наши суда, если от этого будет зависеть размер дивидендов? Научные учреждения — разработка и быстрейшее внедрение прогрессив ных технологий и оборудования. Разве не лучший способ помещения своих акций? Банковские учреждения — это заин тересованность в финансировании на шего развития, объективный контроль, оперативные рекомендации по преодо лению финансовых затруднений, т. «. так называемые аудиторские услуги. Партнеры по совместным предприяти ям — технологическое и другое обору дование, производственные помещения, трудовые ресурсы, знание потребностей местного рынка и т. д. Уверен, при со ответствующей проработке в акционе ры могли бы заполучить и иностранные фирмы. Работник объединения, владея акци ей, становится совладельцем предприя тия и будет получать свою долю при были от конечных результатов работы в целом коллектива объединения. Этот механизм не будет полный, если мы не сумеем привязать экономические инте ресы каждо го экипажа к результатам работы каждого конкретного судна, и тут самый действенный рычаг — арен дные взаимоотношения между экипа жами и правлением акционерного пред приятия, как представителя коллектива объединения в целом. А почему нельзя проработать вопрос предоставления нашим крупным про мысловым судам статуса свободной эко номической зоны? Ведь наши корабли считаются территорией СССР, при этом территорией подвижной, мобильной. Кто еще обладает таким преимущест вом? Получение такого статуса во мно гом сняло бы существенные барьеры с нашей внешнеэкономической деятель ности, облегчило бы вход в экономиче- кие зоны иностранных государств, при влечение иностранного капитала. Б. КАДАГИДЗЕ, седущий инженер объединения «Мурманрыбпром». 4т РЫБНЫЙ МУРМАН /
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz