Рыбный Мурман. 1990 г. Сентябрь.

ч П 9 :тради^^рНымм м£ |жам ie «Мурманрыбг(ром» работа КРИЗИС объедине­ ние м оп paoofaeT доволь­ но неплохо. Выполняем планы, живем с прибылью, а, за Первое r * йолуг'одие 1990 года мы даже заняли первое мес­ то в отрасли. Как будто повода для беспокойства за наше будущее нет? Стоимость наших производственных фондов почти полмиллиарда рублей, а прибыль в прошлом году составила 15 миллионов рублей, соответственно, рентабельность нашей работы три про ­ цента. За последние годы работы этот результат — один из лучших. К приме­ ру, за 1988 год мы получили всего лишь 7 миллионов прибыли, значит, и рента­ бельность в два раза ниже. Даже чело­ веку неискушенному в экономике циф­ ры говорят о том, что, ворочая сотня­ ми миллионов рублей капитала, зараба­ тываем средства, еле хватающие на «поддержание штанов». Многие надеются, что с переходом на рыночную экономику повысятся оп­ товые цены и за счет этого мы зажи­ вем припеваючи. Так ли это? Во-первых, оптовые цены повысятся не только на рыбопродукцию , но и на топливо, • металл, другие материально- технические ресурсы, повысится стои­ мость ремонта судов, других услуг по­ лучаемых флотом. Во-вторых, свобода ценообразования на рыбопродукцию , как и на все продовольственные това- ’ ры, значительно будет ограничена в от­ личие от других отраслей, производя­ щих ресурсы, потребляемые в нашем производстве. Мы это уже сегодня чув­ ствуем, покупая ресурсы по договорным ценам «на стороне», т. е. вне централи­ зованного снабжения. В-третьих, если бы мы даже получили свободу по ус­ тановлению цены на нашу продукцию , глубоко сомневаюсь, что мы найдем покупателя. А ведь при рыночных от­ ношениях цена будет определяться спросом, конкурентоспособностью то­ вара, а основная масса вырабатываемой нами продукции — это рыба м ороже ­ ная, в лучшем случае — обезглавлен­ ная, потрошеная, и при дальнейшем улучшении с продовольственными това­ рами в стране мы с нашей продукци ­ ей — чистейшие банкроты. Таким образом, пересмотр оптовых цен не сулит нам эльдорадо. ОВЧИНКА СТОИТ ВЫДЕЛКИ Несмотря на мрачную картину, нари­ сованную выше, я глубоко уверен в перспективе развития рыбной отрасли и, в частности, объединения «Мурман- рыбпром». Нужно разумно соединить огромные внутренние резервы, имею­ щиеся у объединения, с возможностями экономической реформы, проводимой в стране. В чем состоят внутренние ре­ зервы? Простые расчеты показывают, что увеличение направления сырья на пи­ щевые цели резко повышает выпуск товарной продукции в стоимостном вы­ ражении. Сегодня этот показатель со­ ставляет у нас по пищевым породам рыб 67 процентов, а с учетом криля ■сего лишь 59. Эффективное задейство­ вание этого резерва возможно при из­ менении существующих технологий вы­ пуска продукции на промысловых судах. При этом технология обработки рыбы должна быть направлена на глубокую разделку ее, выпуск филе, фарша и превращение этого ассортимента в ос­ новной, т. е. нужна специализация су­ дов. Сегодня доля этой продукции в общей массе пищевой составляет всего лишь 5 процентов. Приведу два примера: на ряде су*дов были установлены фаршевые линии, что позволило в среднем повысить вы­ ход товарной продукции в среднем на 5 процентов. Вместе с тем фаршевые машины малопроизводительны, с фар­ шем одновременно выпускается разде­ ланная, неразделанная продукция, что вызывает распыление трудовых усилий экипажа, продлевается время обработ­ ки сырья, поэтому на этих судах доля фарша в общем объеме выпуска про­ дукции не превышает 10 процентов. Второй пример. На БМРТ «Леонид Но­ воспасский» установлены высокопроиз­ водительные филейные линии. Работа этого судна показывает, что практиче­ ски все сырье направляется на выработ­ ку филе, что, по самым скромным под­ счетам, повысит выход товарной про ­ дукции на 20 процентов, значительно снизит затраты по доставке продукции и упаковочным материалам. Разный подход, разный и результат. Считается, что при нахождении на промысле на наших судах происходит непрерывный технологический процесс. Так ли это? Как известно, рыба ловится неравномерно в течение суток, сущест­ венны затраты на перебежку в поис­ ках продуктивных косяков. По наблю- 21 сентября 1990 года деииям ■ одном из основных районов промысла, в Тихом бкеане, простои тех­ нологического оборудования из-за от­ сутствия сырья-; составляю*' 30— 50 про­ центов промыслового времени. Добавь­ те к этому переходы к промыслу и об­ ратно в порты базирования, другие не­ производительные потери — ожидание топлива, транспортов, и получится, что выпуском продукции судоэкипажи за­ няты меньше половины рейса. Вместе с тем практически на всех наших круп ­ ных судах с их постройки имеются неис­ пользуемые консервные цехи. Почему нельзя во время вынужденных просто­ ев делать консервы, пресервы из мо ­ роженой продукции? Одна тонна м оро ­ женой продукции, переработанная в консервы, пресервы, дает примерно 400— 800 рублей дополнительной товар­ ной продукции, а это равноценно одной тонне дополнительно выловленной за­ мороженной продукции. Правда, выпуск этой продукции связан с массой проб­ лем, но ведь «овчинка стоит выделки». А КАДРЫ — КТО! Работа наших однотипных судов в одном районе промысла в одно и то же время характеризуется крайней не- Экономика Северного бассейна: МАРГАРИН, МАЙОНЕЗ И... ГРИБЫ В последнее время в наших уловах значительно возросла доля рыб пони­ женной ценности, так, самый большой удельный вес приходится на ставриду — 30 процентов, затем на криль — 12, путассу — 9, а на треску всего лишь 2 процента. В то же время мясо этих рыб является источником полноценно­ го животного белка, дефицит которого ощущается во всем мире. В этом и заключается основной резерв нашего развития. Традиционная технология — мороженая рыбопродукция — исчерпа­ ла себя. Яркий пример тому работа ры­ бокомбината в сравнении с нами, вы­ ше я уже приводил стоимость наших производственных фондов, стоимость основных производственных фондов ры­ бокомбината 44 миллиона, т. е. в десять раз меньше, а прибыли они получают в три-четыре раза больше нашего. Объ­ яснение простое — рыбокомбинат вы­ пускает готовую, пользующуюся потре­ бительским спросом рыбопродукцию . ЭЛЬДОРАДО - „ М у р м а н р ы б п р о м а " Путь к рынку равномерностью. Разница за рейс мо ­ жет достигать по вылову тысячи тонн, а по выпуску товарной продукции — в миллион рублей. Причина тому — раз­ ный уровень профессионально-органи­ заторских способностей судовых специа­ листов и в первую очередь капитанов. А что делается у нас по подбору, во­ спитанию и выдвижению в капитаны- директоры? Практически ничего. Сегод­ ня любому штурману, если он не отъяв­ ленный нарушитель, дорога на капитан­ ский мостик открыта. Но каждый ли способен по своим природным данным подняться на этот мостик, стать органи­ затором сложного производства, р у ко ­ водить коллективом, при этом в экстре­ мальных условиях работы? Конечно, есть у нас и грамотные, сильные капи­ таны, но какой процент их в общем ка­ питанском составе? Существует система подготовки штурманов как судоводите­ лей, а азы организаторской работы при ­ обретаются на собственном опыте, ме ­ тодом проб и ошибок. Сегодня наш плавсостав делится на две категории — командный и рядовой. Понятия эти весьма упрощенные, на са­ мом деле различия их более глубоки и сложны. Первая категория — это люди, сознательно выбравшие сложную про ­ фессию, посвящающие всю свою актив­ ную часть жизни флоту, получившие специальное образование. Вторая кате­ гория — в основном матросы, молодые ребята, пришедшие на флот подзарабо­ тать в течение 2 —3 лет, чтобы дальше устроить свою жизнь. Отсюда и разные интересы, социальные установки, отно­ шение к работе, к судну, зачастую при­ ходящие в противоречие. К примеру, введение пятидневной рабочей недели обусловило увеличение межрейсозого отдыха и относительное снижение за­ работной платы. Это породило у ча­ сти моряков , в основном рядового со­ става, нежелание отдыхать столько, мол, «я пришел работать на флот для того, чтобы зарабатывать, а не отдыхать». И наоборот, связавшие свою судьбу с флотом надолго, с удовольствием вос­ приняли возможность получения полно­ ценного отдыха. Ни в коем случае не умаляя рядовой состав, скажу: исклю ­ чительное значение для флота имеют судовые специалисты. В ближайшее время, в связи с приня­ тием Закона о выезде советских граж ­ дан за границу, перед нами очень остро встанет проблема отъезда наших штур­ манов, механиков, радиоспециалистоз за границу, и в первую очередь уйдут самые лучшие. Не исключена ситуация, когда нам придется остановить часть флота. Готовы ли мы к этому? Абсолют­ но нет. Свои кадры мы сможем сохра­ нить только при создании для них ус­ ловий, хотя бы приближенных к тем, ко ­ торые предложат им иностранные ры­ бодобывающие предприятия, А что у нас? Годовой выпуск фарша ку ­ линарного из ставриды достиг порядка 5 тысяч тонн в год, но мы уже сейчас столкнулись с проблемой его реализа­ ции. Оказывается, нашим потребителям гораздо выгодней закупать у нас про ­ сто мороженую рыбу и путем неслож­ ной технологии самим вырабатывать фарш, в дальнейшем превращая его в кулинарные изделия. Выше я уже приводил пример обо­ рудования наших судов филейными ли­ ниями и насколько повысится эффек­ тивность работы этих судов. Ну а даль­ ше что? То, что мы сделаем из став­ риды филе и заморозим его, вкусовые качества продукции не изменятся и пе­ ред на/>\и также встанет проблема сбы­ та, или сливки с этой продукции снимет кто-то другой, изготовив на основе ее пользующуюся спросом у потребителя продукцию . А разве не варварство из облавливаемой нами сардины изготав­ ливать продукцию на корм пушного зверя, когда консервы «Сардина в мас­ ле» во всем мире считаются деликатес­ ной продукцией? Та же ситуация с кри ­ ле/л, мясо которого — чистейший бе­ лок. Все эти примеры доказывают настоя­ тельную необходимость организации берегового производства, выработки из малоценных пород рыбы высококаче­ ственных, пользующихся спросом пи­ щевых рыбопродуктов. На первом эта­ пе это: консервы, пресервы в различ­ ных соусах и заливках, колбасно-соси­ сочное производство, рыбная кулина­ рия, ассортимент этой продукции весь­ ма разнообразен, есть разработанная и опробованная технология и техноло­ гическое оборудование. А дальше воз­ можности рыбного сырья практически неограниченны: это нетрадиционные рыбные продукты, и в первую очередь аналоговая продукция. На сегодняшний день известно более 600 наименований аналоговой продук­ ции — от аналогов грибов, лососевых и до аналогов ветчины. К нетрадицион­ ным продуктам следует отнести и боль­ шую группу лекарственных препаратов и продуктов лечебно-профилактическо­ го назначения, ферментные препараты, красители, вкусоароматические добав­ ки, продукты, получаемые на базе рыб­ ного жира: маргарин, майонез, салат­ ные масла, и отходов их производства — шампуни, поверхностно-активные ве­ щества. Стоимость нетрадиционных про­ дуктов во много раз превышает стои­ мость традиционных пищевых рыбных продуктов и кормовой муки , спрос на них не ограничен и они могли бы стать прочным фундаментом нашего разви­ тия. Организация берегового производства по пути нового, крупно го строительства потребует больших финансово-матери­ альных ресурсов, решения социальных проблем, поэтому наиболее рациональ­ ный путь выхода на берег — это созда­ ние малых предприятий, организация совместных предприятий, где будут сты­ коваться наши интересы с интересами партнеров. Совместных предприятий должно быть много, в разных регио­ нах страны, а при возможности и за ру­ бежом . При этом нужно делать ставку не на крупные, а на мелкие и средние предприятия, на основе мобильности производства, изучения потребностей местного рынка, возможностей партне­ ров и многих других факторов. Неуда­ чи, провалы в одном месте не должны существенно сказываться на стабильно­ сти работы объединения в целом, нам достаточно зависимости от сырьевой базы. СУДНО — СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА Претворение в жизнь практически всех резервов потребует существенных средств, а где нам их взять при наших прибылях? Ведь планы, не подкреплен­ ные финансами, в лучшем случае оста­ нутся прожектами. И тут встает вопрос — насколько разумно мы сумеем вос­ пользоваться возможностями, открыЕа^ ющимися проводимой в стране эконо­ мической реформой? Аренда предприятия в целом? Весьма заманчива степень свободы, даваемая этой формой хозяйствования, но одна свобода без привлечения дополнитель­ ных средств не позволит- нам сделать быстрый рывок. Путь нашего развития — это преобразование объединения в акционерное предприятие. Владеем мы почти полумиллиардным капиталом. Не­ сомненно, основным владельцем на первых порах останется государство. Приоритет продажи акций должен стро­ иться исходя из наших экономических интересов. Работники объединения, при­ обретая их, становятся совладельцами предприятия. В этом случае акция из категории чисто экономической превра­ щается и в социальную. Разве наши мо ­ ряки, владеющие акциями «Мурманрыб- прома», уедут работать за границу? Со­ хранение права получения дивидендов и при выходе на пенсию, снятие нало­ гового пресса путем превращения ча­ сти заработков моряков в акции — все это должно решить нашу кадровую проблему. Что и кто может стать ф ун д ам е и то /^ успеха? Смежники — реальная состыковка наших экономических интересов, допу­ стим, судоверфь, разве не будут заин­ тересованы быстро и качественно отре­ монтировать наши суда, если от этого будет зависеть размер дивидендов? Научные учреждения — разработка и быстрейшее внедрение прогрессив­ ных технологий и оборудования. Разве не лучший способ помещения своих акций? Банковские учреждения — это заин­ тересованность в финансировании на­ шего развития, объективный контроль, оперативные рекомендации по преодо­ лению финансовых затруднений, т. «. так называемые аудиторские услуги. Партнеры по совместным предприяти­ ям — технологическое и другое обору ­ дование, производственные помещения, трудовые ресурсы, знание потребностей местного рынка и т. д. Уверен, при со­ ответствующей проработке в акционе­ ры могли бы заполучить и иностранные фирмы. Работник объединения, владея акци­ ей, становится совладельцем предприя­ тия и будет получать свою долю при­ были от конечных результатов работы в целом коллектива объединения. Этот механизм не будет полный, если мы не сумеем привязать экономические инте­ ресы каждо го экипажа к результатам работы каждого конкретного судна, и тут самый действенный рычаг — арен­ дные взаимоотношения между экипа­ жами и правлением акционерного пред­ приятия, как представителя коллектива объединения в целом. А почему нельзя проработать вопрос предоставления нашим крупным про­ мысловым судам статуса свободной эко ­ номической зоны? Ведь наши корабли считаются территорией СССР, при этом территорией подвижной, мобильной. Кто еще обладает таким преимущест­ вом? Получение такого статуса во мно­ гом сняло бы существенные барьеры с нашей внешнеэкономической деятель­ ности, облегчило бы вход в экономиче- кие зоны иностранных государств, при­ влечение иностранного капитала. Б. КАДАГИДЗЕ, седущий инженер объединения «Мурманрыбпром». 4т РЫБНЫЙ МУРМАН /

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz