Рыбный Мурман. 1990 г. Сентябрь.
•Ti Из редакционной почти ОПАМЯТНИКАХ Становятся все более ча стыми сообщения из восточ но-европейских стран о де монтаже памятников В. И. Ле нину, советским воинам-осво- бодителям. Вот и до Болгарии докатилась эта напасть, до са мой близкой нам славянской страны. • В газете «Младеж», органе Демократической молодежи, сообщается, что в городе Бур гасе по решению местных властей переименованы пло щади и улицы, бульвары, но сившие имена Георгия Димит рова, Парижской коммуны, В. И. Ленина, Васила Коларо- ва, Эрнста Тельмана. Отняли имя советского маршала Толбухина, освобож давшего Болгарию, у ж илищ -' ного комплекса и завода. Не повезло даже нашему сооте чественнику Ивану Мичурину, далекому от политики. Его имя отобрали у одного из книжных магазинов. Такое уже было в Болгарии, после сентября 1923 года, из памяти народа вытравливалось все русское и советское. Но тогда в страну пришел фа шизм. А сейчас что? Почему принудительно отнимают у болгар дорогие им имена на циональных и интернациональ ных героев? И. ТРОФИМОВА. ЧИТАТЕЛЬСКИЙ НАКАЗ Пишу зам по поводу созда ния городской газеты. Эта * проблема назрела давно. Газе та нужна. Но нужна именно газета, а не «печатное издание». Я хотел бы видеть ее типа «Рыбного Мурмана». Такой формат компактней, удобней при чтении и не мешает свои ми габаритами. Выходить газе та должна не реже двух раз в неделю. И чтоб купить ее мог каждый житель в этот же день, а не через день или неделю, как у нас практикуется. И еще, газета должна быть оператив ной, компетентной. В ней дол жны быть информация об о к ружающей среде, прогнозы, биографии наших ответствен ных и «главных» лиц. Газета должна проводить опросы об щественного мнения, печатать анкеты с вопросами. В ней должны быть объявления и информация о важных собы тиях (решения горсовета и т. д.) и многое другое, что может всплыть в процессе выпуска газеты. Всего сразу V нельзя предугадать. Все это должно иметь свое место в газете (объявления, например, на последней странице, реше ния — на первой, опросы, во просы — на второй и т. д.). И, наконец, название газеты. Пусть подскажут горожане. Я могу, если позволите, пре дложить свое название газе ты. Например: «Городская га зета», «Наша газета», «Коль ский залив» или просто «За лиз». А газета городу нужна. И еще одно предложение. Пора бы площади «Пять Углов» вернуть ее законное название. Все разно ее никто не назы вает площадью Конституции. Владимир. ТОЛЬКО ДАЙТЕ СВОБОДУ Сейчас много говорят о со здании городской газеты. Нам кажется, что «Рыбный М у р ман» и «Комсомолец Запо лярья» надо оставить и боль ше никаких газет не требует ся. Дайте только им полную свободу, сократите всех реви зоров по гласности и отправь те их на уборку урожая. Такой богатый урожай * стране — а у нас пустые при лавки и закупаем американ ский фурзж. Разговоров о пе чати у нас предостаточно, а борьбы с бюрократами, хапу гами и подпольными миллио нерами — никакой. Да бог с ней, с борьбой. Когда созидать начнем? Поче му бы, к примеру, не позабо титься о ветеранах труда и просто пожилых людях и не открыть для них льготную сто ловую? Как жить теперь в условиях рыночной экономи ки им, пережившим войну и отдавшим здоровье за ваше счастье? Хотя бы маленькую реальную помощь, чтобы не мыкались по нашим пустым магазинам. В войну мы знали, почему ели лебеду, а почему едим сейчас силос и нитраты (кстати, при богатых урожаях) — непонятно... Семья ПОПОВЫХ. ТОЖЕ ПОГИБАЛИ... Прочел в газете «Водный транспорт» о готовящемся мурманском издании Всесоюз ной Книги Памяти. Удивила меня несколько на думанная проблема. (Цити рую). «Как быть с погибшими моряками транспортных и ры бопромышленных- флотов? С одной стороны, они не были военными в прямом смысле, с другой — погибали в боях с немецкими самолетами и к о раблями, под пулями и бом бами, от ударов торпед, чаще всего — при доставке в М ур манск и Архангельск военных грузов». На мой взгляд, проблема решается просто. Постановле нием Государственного коми тета обороны на экипажи всех морских судов распространял ся Устав Военно-Морского Флота. Это позволило, минуя военкоматы, комплектовать су да готовыми экипажами, до бавляя к ним военного по мощника капитана и мини мальное количество военных моряков для технического об служивания вооружения и бо езапаса. Во время боев как военные, так и «вольнонаем ные», принимали участив в стрельбе из пушек и пулеме тов, то есть непосредственно участвовали в боях. Вторая группа документов периода Великой Отечествен ной войны — это Указы Пре зидиума Верховного Совета о награждении, которые форму лировались однозначно, а именно: «За образцовое вы полнение боевых заданий к о мандования на фронте борь бы с германским фашизмом и проявленную при этом храб рость и мужество наградить...» Такие формулировки Указов были и до вышеуказанного постановления ГКО. И поэтому не следует сомневаться в уча стии моряков в Великой Оте чественной войне из-за чисто формальных признаков. Не следует обращаться е Министерство обороны за при знанием заслуг моряков , по гибших именно t боях с ору жием в руках, как это делает журнал «Морской флот». По моему мнению, эти воп росы следует решать в Верхов ном Совете СССР и Совете Министров СССР, исходя из фактически имевших место со бытий. В. ВИНОГРАДОВ. старший научный сотруд ник Центрального научно- исследовательского инсти тута морского флота. ТАБАЧКУ БЫ! Кончается отпуск, скоро сно ва в море, и все проблемы, которые раньше волновали меня в связи с этим событием, тускнеют в сравнении с одной — что я буду там курить? Да, курю я. Подвержен такой вот вредной привычке, и никогда не думал, что это так страшно — остаться без сигареты. Че стное слово, я обойдусь без хлеба, без водки, даже одино чество без жены в морских условиях не так угнетает, как эта проклятая зависимость от никотина. М ежду прочим, это не блажь, как думают многие. Читал в «АиФ» — «табакоку рение — это распространен ная форма токсикомании. Име ет все особенности наркома нии. В состоянии абстиненции, которое характеризуется на рушением многих функций ор ганизма, люди беспокойны, раздражительны, агрессивны... Все пожелания сводятся к од ному — покурить». Вот так. А зы говорите — блажь. Ну ладно, здесь на берегу можно как-то выкрутиться. Купить на рынке пачку бол гарских сигарет по 5 рублей, достать у знакомых, на худой конец вдруг где-то д а выки-' нут курево в продажу. А в море? Когда до родного бе рега тысячи миль, а африкан ский (к примеру) — по ц е нам «кусается»? Представьте еще тяжелую работу в море, отдаленность от родных и близких. Сигарета, пожалуй, была единственным стрессо- снимателем. М ожно было по курить, расслабиться. А теперь даже не знаю, как будем ду шу отводить. В прошлом рейсе мы заку пили на валюту курево. Оно быстро кончилось. Поверьте, остаток рейса мужики думали не о работе, а о том, как пе ребиться до прихода. Курили и березовые веники, и даже чай. А что? Так и говорили: у нас безотходное производство. После того как выпьем свеже- заваренный чай, его сушат — и расфасовывают. Ни одна ча инка не пропала. Мне кажется руководителям флотов или СТК надо поза ботиться особо о тех, кто идет в море. Хотя бы накануне вы хода обеспечивать куревом. Где брать его? Можно закупать на валюту, по обмену на рыбу. Но что-то делать надо, а то мы в море не выживем. П. СПИВАКОВ, моряк. БЕЗ ПОСЫЛОК В конце августа в почтовых отделениях страны появились объявления: «В Мурманск и Мурманскую область посылки не принимаются в связи с от сутствием бензина». В чем же провинились м ур манчане? Сравните те же яб локи — магазинные (мелкие и неказистые) с южными (на- лизными, красными). Почему же не побаловать родных пусть маленьким, но приятным сюрпризом? А как быть с теми, кто слу жит в армии и на флоте? Вме сте со мной в далекой отсюда Виннице на почте стояла жен щина и умоляла принять по сылку сыну, который служит в Мурманске: «Здесь все до машнее, ко дню рождения!» Узы! Посылку солдат не полу чит. Итак, как нам объяснили, в Мурманске — дефицит бен зина. Машины связи стали на обсушку. Но разве не смогли этого предвидеть руководите ли связи и наши так много обещавшие депутаты? Мне ка жется могли и не только м о г ли, но и должны были это предвидеть. Ведь эта трагико медия с бензином повторяет ся каждую осень! Что можно было предпри нять? В других регионах, а той же Виннице, почтовые ма шины переведены на газ — и никаких проблем. На газ м о ж но было и у нас перевести не только почтовые машины, но и «Скорую помощь». Безус ловно, на переоборудование машин и строительство газо наполнительной станции нуж ны средства. Если бы все это сделали заранее — они бы окупились. Ведь убытка мы понесли больше! Ну хорошо, переоборудо вать и строить — долго, а по сылки и люди ждать не хотят. Почему бы не организовать выдачу посылок прямо на ж е лезнодорожном почтамте? Все можно сделать, если захотеть. Если по-настоящему заботить ся о людях. И. ГОНИКМАН. АРХАНГЕЛЬСК -ТАМ НАЧАЛО В «Рыбном Мурмане» за 29 июня 1990 года под заголов ком «Алгебра экономии» на печатана беседа корреспон дента «РМ» с начальником М урманского тралового фло та Г. В. Тишковым, посвящен ная 70-летию Мурманского тралового флота. Меня удивили два момента: фразы «к 70-летию Мурманс ко го тралового флота» и «от 12 маленьких национализиро ванных тральщиков до супер траулеров, до самого крупно го в стране флота — такое его путь за семь десятилетий». Ка ких семь десятилетий? Выхо дит, что Мурманский траловый флот рожден в 1920 году? Но где, каким документом это подтверждается? Кем этот д о кумент подписан? И где это в 1920 году в Мурманске суме ли отыскать и «национализи ровать» 12 тральщиков? Их там просто не было. В то время местные рыбаки занимались прибрежным ловом да . стави ли переметы с наживкой на обсушках в период отливов, а в следующий отлив собирали «урожай» рыбы. Если кто-то национализировал эти 12 дор и кочей, то надо и писать так, а не 12 тральщиков. Я приношу глубочайшие из винения рыбакам, всем работ никам Мурманского тралового флота, если невольно нанес им обиду. У меня нет в мыс лях умалить заслуги мурман ских рыбаков в развитии фло та — их дела говорят сами за себя. Но история есть история, и ее надо знать без домыслов, сокрытий и неточностей. Если я в чем-то буду не точен, прошу подправить, но истину в раз витии рыбных промыслов на Севере установить надо. Я считаю, что родиной оте чественного тралового лоза рыбы является Архангельская область. Вскоре после освобождения Севера от интервентов и бе логвардейцев в марте 1920 го да Архангельский губревком национализировал 12 трауле ров рыбопромышленной фир мы «Беззубиков и сыновья», которая арендовала эти траль щики у военного ведомства с 1919 года, и промысловой сек ции «Центросоюз», находив шиеся в г. Архангельске. Это были паровые суда с мощно стью главной силовой установ ки в 30 л. с. английской по стройки. Вот они-то и состави ли первую в Советской России траловую флотилию. Национализированнные пре дприятия — это фактория. Здесь имелся ледник каркас ной постройки с 12-ю дере вянными чанами для посолки рыбы, салотопный завод так же каркасной постройки. В нем строгали сало с тюленьих шкур, растапливали тюлений жир и обрабатывали тюленьи шкуры а сырце. Тут же были кочегарка, ма ленькая механическая мастер ская с 6-ю станками, кузница, с одним горном. На берегу Северной Двины стоял склад, где хранилось техническое оборудование. Причальная ли ния была выложена из реек отходов лесопиления. Пред назначалась она лишь для сто янки 2-х судов. Для перевозки тюленьих шкур и рыбы. На территории фактории была проложена узкоколейная ли ния. Продукцию выгружали вручную. Вот с этой приемной базы в Архангельске и началось раз витие рыбной промышленности Севера, в том числе и запо лярного. А. СКОРОДУМОВ, первый помощник капита на БМРТ «В. Киселев» (г. Ли ма, Республика Перу). 21 сентября 1990 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz