Рыбный Мурман. 1990 г. Сентябрь.

•Ti Из редакционной почти ОПАМЯТНИКАХ Становятся все более ча­ стыми сообщения из восточ­ но-европейских стран о де­ монтаже памятников В. И. Ле­ нину, советским воинам-осво- бодителям. Вот и до Болгарии докатилась эта напасть, до са­ мой близкой нам славянской страны. • В газете «Младеж», органе Демократической молодежи, сообщается, что в городе Бур­ гасе по решению местных властей переименованы пло­ щади и улицы, бульвары, но­ сившие имена Георгия Димит­ рова, Парижской коммуны, В. И. Ленина, Васила Коларо- ва, Эрнста Тельмана. Отняли имя советского маршала Толбухина, освобож ­ давшего Болгарию, у ж илищ -' ного комплекса и завода. Не повезло даже нашему сооте­ чественнику Ивану Мичурину, далекому от политики. Его имя отобрали у одного из книжных магазинов. Такое уже было в Болгарии, после сентября 1923 года, из памяти народа вытравливалось все русское и советское. Но тогда в страну пришел фа­ шизм. А сейчас что? Почему принудительно отнимают у болгар дорогие им имена на­ циональных и интернациональ­ ных героев? И. ТРОФИМОВА. ЧИТАТЕЛЬСКИЙ НАКАЗ Пишу зам по поводу созда­ ния городской газеты. Эта * проблема назрела давно. Газе­ та нужна. Но нужна именно газета, а не «печатное издание». Я хотел бы видеть ее типа «Рыбного Мурмана». Такой формат компактней, удобней при чтении и не мешает свои­ ми габаритами. Выходить газе­ та должна не реже двух раз в неделю. И чтоб купить ее мог каждый житель в этот же день, а не через день или неделю, как у нас практикуется. И еще, газета должна быть оператив­ ной, компетентной. В ней дол­ жны быть информация об о к ­ ружающей среде, прогнозы, биографии наших ответствен­ ных и «главных» лиц. Газета должна проводить опросы об ­ щественного мнения, печатать анкеты с вопросами. В ней должны быть объявления и информация о важных собы­ тиях (решения горсовета и т. д.) и многое другое, что может всплыть в процессе выпуска газеты. Всего сразу V нельзя предугадать. Все это должно иметь свое место в газете (объявления, например, на последней странице, реше­ ния — на первой, опросы, во­ просы — на второй и т. д.). И, наконец, название газеты. Пусть подскажут горожане. Я могу, если позволите, пре­ дложить свое название газе­ ты. Например: «Городская га­ зета», «Наша газета», «Коль­ ский залив» или просто «За­ лиз». А газета городу нужна. И еще одно предложение. Пора бы площади «Пять Углов» вернуть ее законное название. Все разно ее никто не назы­ вает площадью Конституции. Владимир. ТОЛЬКО ДАЙТЕ СВОБОДУ Сейчас много говорят о со­ здании городской газеты. Нам кажется, что «Рыбный М у р ­ ман» и «Комсомолец Запо­ лярья» надо оставить и боль­ ше никаких газет не требует­ ся. Дайте только им полную свободу, сократите всех реви­ зоров по гласности и отправь­ те их на уборку урожая. Такой богатый урожай * стране — а у нас пустые при­ лавки и закупаем американ­ ский фурзж. Разговоров о пе­ чати у нас предостаточно, а борьбы с бюрократами, хапу­ гами и подпольными миллио­ нерами — никакой. Да бог с ней, с борьбой. Когда созидать начнем? Поче­ му бы, к примеру, не позабо­ титься о ветеранах труда и просто пожилых людях и не открыть для них льготную сто­ ловую? Как жить теперь в условиях рыночной экономи ­ ки им, пережившим войну и отдавшим здоровье за ваше счастье? Хотя бы маленькую реальную помощь, чтобы не мыкались по нашим пустым магазинам. В войну мы знали, почему ели лебеду, а почему едим сейчас силос и нитраты (кстати, при богатых урожаях) — непонятно... Семья ПОПОВЫХ. ТОЖЕ ПОГИБАЛИ... Прочел в газете «Водный транспорт» о готовящемся мурманском издании Всесоюз­ ной Книги Памяти. Удивила меня несколько на­ думанная проблема. (Цити­ рую). «Как быть с погибшими моряками транспортных и ры ­ бопромышленных- флотов? С одной стороны, они не были военными в прямом смысле, с другой — погибали в боях с немецкими самолетами и к о ­ раблями, под пулями и бом ­ бами, от ударов торпед, чаще всего — при доставке в М ур ­ манск и Архангельск военных грузов». На мой взгляд, проблема решается просто. Постановле­ нием Государственного коми ­ тета обороны на экипажи всех морских судов распространял­ ся Устав Военно-Морского Флота. Это позволило, минуя военкоматы, комплектовать су­ да готовыми экипажами, до ­ бавляя к ним военного по­ мощника капитана и мини­ мальное количество военных моряков для технического об ­ служивания вооружения и бо­ езапаса. Во время боев как военные, так и «вольнонаем­ ные», принимали участив в стрельбе из пушек и пулеме­ тов, то есть непосредственно участвовали в боях. Вторая группа документов периода Великой Отечествен­ ной войны — это Указы Пре­ зидиума Верховного Совета о награждении, которые форму­ лировались однозначно, а именно: «За образцовое вы­ полнение боевых заданий к о ­ мандования на фронте борь ­ бы с германским фашизмом и проявленную при этом храб­ рость и мужество наградить...» Такие формулировки Указов были и до вышеуказанного постановления ГКО. И поэтому не следует сомневаться в уча­ стии моряков в Великой Оте­ чественной войне из-за чисто формальных признаков. Не следует обращаться е Министерство обороны за при­ знанием заслуг моряков , по­ гибших именно t боях с ору ­ жием в руках, как это делает журнал «Морской флот». По моему мнению, эти воп­ росы следует решать в Верхов­ ном Совете СССР и Совете Министров СССР, исходя из фактически имевших место со­ бытий. В. ВИНОГРАДОВ. старший научный сотруд­ ник Центрального научно- исследовательского инсти­ тута морского флота. ТАБАЧКУ БЫ! Кончается отпуск, скоро сно­ ва в море, и все проблемы, которые раньше волновали меня в связи с этим событием, тускнеют в сравнении с одной — что я буду там курить? Да, курю я. Подвержен такой вот вредной привычке, и никогда не думал, что это так страшно — остаться без сигареты. Че­ стное слово, я обойдусь без хлеба, без водки, даже одино­ чество без жены в морских условиях не так угнетает, как эта проклятая зависимость от никотина. М ежду прочим, это не блажь, как думают многие. Читал в «АиФ» — «табакоку­ рение — это распространен­ ная форма токсикомании. Име­ ет все особенности наркома­ нии. В состоянии абстиненции, которое характеризуется на­ рушением многих функций ор ­ ганизма, люди беспокойны, раздражительны, агрессивны... Все пожелания сводятся к од ­ ному — покурить». Вот так. А зы говорите — блажь. Ну ладно, здесь на берегу можно как-то выкрутиться. Купить на рынке пачку бол­ гарских сигарет по 5 рублей, достать у знакомых, на худой конец вдруг где-то д а выки-' нут курево в продажу. А в море? Когда до родного бе­ рега тысячи миль, а африкан­ ский (к примеру) — по ц е ­ нам «кусается»? Представьте еще тяжелую работу в море, отдаленность от родных и близких. Сигарета, пожалуй, была единственным стрессо- снимателем. М ожно было по ­ курить, расслабиться. А теперь даже не знаю, как будем ду­ шу отводить. В прошлом рейсе мы заку­ пили на валюту курево. Оно быстро кончилось. Поверьте, остаток рейса мужики думали не о работе, а о том, как пе­ ребиться до прихода. Курили и березовые веники, и даже чай. А что? Так и говорили: у нас безотходное производство. После того как выпьем свеже- заваренный чай, его сушат — и расфасовывают. Ни одна ча­ инка не пропала. Мне кажется руководителям флотов или СТК надо поза­ ботиться особо о тех, кто идет в море. Хотя бы накануне вы­ хода обеспечивать куревом. Где брать его? Можно закупать на валюту, по обмену на рыбу. Но что-то делать надо, а то мы в море не выживем. П. СПИВАКОВ, моряк. БЕЗ ПОСЫЛОК В конце августа в почтовых отделениях страны появились объявления: «В Мурманск и Мурманскую область посылки не принимаются в связи с от­ сутствием бензина». В чем же провинились м ур ­ манчане? Сравните те же яб­ локи — магазинные (мелкие и неказистые) с южными (на- лизными, красными). Почему же не побаловать родных пусть маленьким, но приятным сюрпризом? А как быть с теми, кто слу­ жит в армии и на флоте? Вме­ сте со мной в далекой отсюда Виннице на почте стояла жен­ щина и умоляла принять по­ сылку сыну, который служит в Мурманске: «Здесь все до ­ машнее, ко дню рождения!» Узы! Посылку солдат не полу­ чит. Итак, как нам объяснили, в Мурманске — дефицит бен­ зина. Машины связи стали на обсушку. Но разве не смогли этого предвидеть руководите­ ли связи и наши так много обещавшие депутаты? Мне ка­ жется могли и не только м о г­ ли, но и должны были это предвидеть. Ведь эта трагико­ медия с бензином повторяет­ ся каждую осень! Что можно было предпри­ нять? В других регионах, а той же Виннице, почтовые ма­ шины переведены на газ — и никаких проблем. На газ м о ж ­ но было и у нас перевести не только почтовые машины, но и «Скорую помощь». Безус­ ловно, на переоборудование машин и строительство газо­ наполнительной станции нуж ­ ны средства. Если бы все это сделали заранее — они бы окупились. Ведь убытка мы понесли больше! Ну хорошо, переоборудо­ вать и строить — долго, а по­ сылки и люди ждать не хотят. Почему бы не организовать выдачу посылок прямо на ж е ­ лезнодорожном почтамте? Все можно сделать, если захотеть. Если по-настоящему заботить­ ся о людях. И. ГОНИКМАН. АРХАНГЕЛЬСК -ТАМ НАЧАЛО В «Рыбном Мурмане» за 29 июня 1990 года под заголов­ ком «Алгебра экономии» на­ печатана беседа корреспон ­ дента «РМ» с начальником М урманского тралового фло­ та Г. В. Тишковым, посвящен­ ная 70-летию Мурманского тралового флота. Меня удивили два момента: фразы «к 70-летию Мурманс­ ко го тралового флота» и «от 12 маленьких национализиро­ ванных тральщиков до супер­ траулеров, до самого крупно ­ го в стране флота — такое его путь за семь десятилетий». Ка­ ких семь десятилетий? Выхо­ дит, что Мурманский траловый флот рожден в 1920 году? Но где, каким документом это подтверждается? Кем этот д о ­ кумент подписан? И где это в 1920 году в Мурманске суме­ ли отыскать и «национализи­ ровать» 12 тральщиков? Их там просто не было. В то время местные рыбаки занимались прибрежным ловом да . стави­ ли переметы с наживкой на обсушках в период отливов, а в следующий отлив собирали «урожай» рыбы. Если кто-то национализировал эти 12 дор и кочей, то надо и писать так, а не 12 тральщиков. Я приношу глубочайшие из ­ винения рыбакам, всем работ­ никам Мурманского тралового флота, если невольно нанес им обиду. У меня нет в мыс­ лях умалить заслуги мурман­ ских рыбаков в развитии фло­ та — их дела говорят сами за себя. Но история есть история, и ее надо знать без домыслов, сокрытий и неточностей. Если я в чем-то буду не точен, прошу подправить, но истину в раз­ витии рыбных промыслов на Севере установить надо. Я считаю, что родиной оте­ чественного тралового лоза рыбы является Архангельская область. Вскоре после освобождения Севера от интервентов и бе­ логвардейцев в марте 1920 го ­ да Архангельский губревком национализировал 12 трауле­ ров рыбопромышленной фир­ мы «Беззубиков и сыновья», которая арендовала эти траль­ щики у военного ведомства с 1919 года, и промысловой сек­ ции «Центросоюз», находив­ шиеся в г. Архангельске. Это были паровые суда с мощно­ стью главной силовой установ­ ки в 30 л. с. английской по ­ стройки. Вот они-то и состави­ ли первую в Советской России траловую флотилию. Национализированнные пре­ дприятия — это фактория. Здесь имелся ледник каркас­ ной постройки с 12-ю дере­ вянными чанами для посолки рыбы, салотопный завод так­ же каркасной постройки. В нем строгали сало с тюленьих шкур, растапливали тюлений жир и обрабатывали тюленьи шкуры а сырце. Тут же были кочегарка, ма­ ленькая механическая мастер­ ская с 6-ю станками, кузница, с одним горном. На берегу Северной Двины стоял склад, где хранилось техническое оборудование. Причальная ли­ ния была выложена из реек отходов лесопиления. Пред­ назначалась она лишь для сто­ янки 2-х судов. Для перевозки тюленьих шкур и рыбы. На территории фактории была проложена узкоколейная ли­ ния. Продукцию выгружали вручную. Вот с этой приемной базы в Архангельске и началось раз­ витие рыбной промышленности Севера, в том числе и запо­ лярного. А. СКОРОДУМОВ, первый помощник капита­ на БМРТ «В. Киселев» (г. Ли­ ма, Республика Перу). 21 сентября 1990 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz