Рыбный Мурман. 1990 г. Сентябрь.
Заметки о книгах Б. Блинова СОХРАНИТЬ ЧЕЛОВЕКИ Пять повестей Бориса Блинова опуб - линованы в к н и г а х «Порт» и <В начале было море», ко торы е выш ли не т а к дав но в Москве и в М урм ан с ке . Они ра с с ка зы в аю т не то л ь ко о труде моряков , и х неле гкой ж и з н и на промысле , и х б уднях и проблемах... Все это есть в пове стях , но есть еще и то , о тче го п о вести Блинова к а к -т о радостно п р и н и маю тся д уш ой , и это в наше-то м но го страдальное время, ко гд а газе ты ч и та ешь, к а к боевые свод ки , а к толстым л и те ра тур ны м ж ур н а л ам без табле тки ва лидола под я зы ком и пр и ка са ть с я не станеш ь . И хотя вся наша не пр и кр аш е нна я дей стви тельно сть у Бориса Блинова есть, радостно п р иним аеш ь повести , по том у что они еще и о д р уж бе , о любви , о сча стье — том , которое не замечаешь, к о г да оно есть, ко гд а просто ж и в еш ь , к о гда еще все спо кой но . Герои мурманского прозаика, который не один десяток лет профессионально связан с морем, — принципиальные, че стные и добрые люди, будь то бич Веня из повести «Последний бич» или мат рос Обиходов, герой повести «Судо вая роль», или взрослые, окружающие маленького Вада из повести «Вад Ш иря ев». Честные — в первую очередь сами перед собой. Отсюда и бескомпромисс ность, и неудобство для окружающих — не такие они, как все, пусть немного, но.не такие, не укладываются в отведен ные им жизнью ячейки, ведь чтобы уло житься, надо согнуться немного, искри виться, вот и топорщатся они углами и мешают кому-то жить. Хотя кому может помешать, напри мер, в общем-то безобидный, сам оби женный жизнью Веня Егоров из пове сти «Последний бич»? Живет в порту, в землянке. Ни разу за последние 15 лет не переступил порога проходной, не был В -Городе. Не потому, что блажь — об стоятельства так сложились. Вот, дума ется, и здесь не без разоблачений на шего богатого на укоры прошлого... Но посмотрим внимательнее на Веню. А Ве ня построил свою жизнь сам, сам оп ределил себе правила — работать на стоящих в порту судах, денег за работу не брать, не пить никогда больше. Порт для Вени — это и дом, и город, и государство со своими правилами, по рядками, законами. И вообще, порт, как живой, одушевленный организм, как система и жизненный срез, интересно показан у Бориса Блинова. Но что это за жизнь такая уродли вая, когда хороший и честный Веня не может переступить порога проходной, не может выйти из очерченного им же когда-то круга после незабываемой по пойки пятнадцать лет назад? Да, жизнь то уродливая, а вот человека в себе Ве ня сохранил. Матрос Обиходов из повести «Судо вая роль» не только отстаивает свои по зиции, пытаясь влиться в коллектив на новом для него судне, но и бьется за человеческое в других. Правда, понача лу он раздражает — уж больно хорош, больно смел, больно честен, так и ле зет со своими принципами, со своими высказываниями, далеко не лестными — кому это понравится? «Обиходов, чего ты добиваешься»? А чего добивается матрос Обиходов, что ему надо от людей? Вроде бы и немно гого. Правды. Уважения человеческого достоинства — независимо от того, кто какую ступеньку занимает на социаль ной лесенке... Кроме этой борьбы за человеческое в человеке Борис Блинов, тяготеющий к психологической прозе, описывая противостояние матроса и ко манды, матроса и капитана, — показы вает и борьбу характеров, и борьбу за лидерство и прочие проявления соци альной психологии. В повести «Сбой» тоже психология, тоже стычка двух характеров, но толь ко здесь тандем посложнее, не матрос- капитан, а извечное, старое как мир со четание: мужчина и женщина. Нынче вполне уже раскрепощенныг мы запросто обсуждаем в газетах, как тяжело мужчинам в море без женщины и как они при этом обходятся. А в по вести электромеханик Ярцев — умный, интеллигентный человек и молодая наг лая уборщица Красильникова, вставшая на его пути. И понимая, что это не то, не настоящее, что случился сбой какой- то, наваждение, Ярцев уходит меняясь со своим другом судами. Не потому ли уходит, чтобы сохранить себя, душевную чистоту свою, человека в себе? Ну а если мужчина в море, а женщи на на берегу ждет его терпеливо? Ждет и год, и два, и много лет. И вот он уже прощается с морем, идет на пенсию и стремится поскорее к жене в малень кий обустроенный домик в тихой сель ской местности. И жить бы им теперь вместе, не разлучаясь, но жена уми рает. Так случилось с Михаилом Петро вичем Потрясовым, героем повести «Вдоль большой дороги». Была у человека мечта: уйти на пен сию и отправиться путешествовать, за ниматься рыбалкой, благо целый арсе нал рыболовных снастей ожидал Потря- сова дома. Но смерть жены отняла у него беззаботность и предвкушение на слаждения от предстоящего путешест вия. И если теперь и отправится он в путь, то от безысходности, от горл... Ну, почему так бывает — мечтает че ловек о чем-то, стремится к этому, ущемляя себя, родных вниманием обде ляя, а потом что-то где-то не сработает или сработает не так — и остается че ловек ни с чем. Тогда на что же жизнь свою тратил? Значит, жить надо — сей час, другой-то жизни, другого варианта не будет. И любить друг друга — сей час, пока живые... У Блиноза в его повестях нет ни озлобленности, ни растерянности. На оборот, читая повести, попадаешь в ауру тепла, братства, любви и чувству ешь тогда прочность и устойчивость ми ра, если в нем человек сохраняет себя. Г. ДВОРЕЦКАЯ. Время путешествий Успешно завершен дальний шлюпочный поход по маршруту Пе трозаводск — Ярос лавль, посвященный 40- летию МВИМУ и 45- летию Победы. На двух 10-весель ных парусных гребных катерах и одном мото боте третьекурсники судоводительского фа культета прошли Taic называемую шлюпоч ную практику. Маршрут ” проходил по Онежскому озеру, реке Вытегре, шлю зам Волго-Балтийского канала, Белому морю, Рыбинскому водохра нилищу. Закончился он во флотилии юных моряков имени Ушако ва в Ярославле. — Поход не был легким, — рассказыва ет начальник штаба по хода капитан 3 ранга НА ШЛЮПКАХ В ПОВОЛЖЬЕ Е. Богомолов. — Пер вую педелю все вре мя лил дождь, отнюдь не всегда удавалось идти под парусом. На берегу во время отды ха участники похода жили в палатках, дели ли продовольственные трудности с деревен скими жителями. В походе удалось по видать много не толь ко интересного, ио и того, что вызвало тре вогу (имею в виду же сткую судьбу россий ской природы в этом уголке отечества). Мы, например, видели пе ред приходом в Ярос лавль, как одно из предприятий спустило в Волгу химические отходы, и ощутили ро ковые последствия это го: массовая гибель рыбы, растений, сами дышали отравленным воздухом. На привалах мы встречались с моло дежью, беседовали о ходе перестройки в их местности, об общих для Заполярья и По волжья проблемах. Все участники похо да, экипаж которого был скомплектован из преподавателей п кур сантов, свою задачу выполнили. В. ЗАСУХИН, наш внешт. ко р р . Ив Сибири добывали рыбу- Вышла в свет первая в отечествен ной историографии монография о ра боте рыбного хозяйства Сибири в го ды войны. Ее издателем стал Красно ярский университет, а авторами — ученые, историки 10. П. Прибыльскин и В .И. Федорченко. В монографии отмечается, что на второ.м году войны в Сибири в строй вступили десятки рыбных предприя тий. многократно возросла числен ность кадров, по зову партии и веле нию совести тысячи патриотов обжи ли суровые пространства тайги и тун дры, освоили богатые промысловые водоемы и обеспечили фронт и тыл. Если в 1940 году в водоемах Сиби ри было выловлено 47 тысяч топи рыбы, то в 1941 году уже — 51. в 1942 году — 89 тысяч тонн, в 1943 году — 120 тысяч тонн, в 1944 году — 92 тысячи топи, в 1945 году — 72 тысячи тонн рыбы. В процент ном отношении от общей добычи ры бы наркоматом рыбной промышлен ности СССР составляло соответствен но 3, 6, 4,4, 9,9; 11,0, 8,3 н 7,2 про цента. В годы войны Сибирь вышла на первое место среди пресноводных рыболовных хозяйств. Впечатляют дан ные о том, что рост добычи и расши рение базы обработки рыбы позволи ли повысить качество продукции. В 1941 — 1945 годах выпуск продукции высшего сорта на предприятиях Ир кутского рыбопромышленного треста увеличился в 4 раза. В результате полной и качественной обработки ры бы возросло производство высокоцен ных стойких п транспортабельных пи щевых продуктов, необходимых фрон ту: консервов, рыбы копченой и вя леной. Освоено производство новых видов продукции — рыбных консер вов (супы, рыбные сухари, крупа и др.). С 1942 года по 1944-й вы пуск консервов па предприятиях Бу рятии возрос более чрм в 3 раза. На севере Западной Сибири уже в 1943 году втрое увеличился выпуск рыб ных продуктов по сравнению с дово енным 1940 годом. Всего в годы вой ны здесь было изготовлено 14,5 мил лиона банок рыбных консервов. Не обошли авторы и трудности во енного времени: истощались запасы в старых водоемах, а выделенных средств пе хватало для освоения но вых промыслов и видов лова; крайне трудными сложились природно-клима тические условия в местах промысла: малая вода, штормы, морозы, от ко торых промерзали до основания рыб ные реки н озера, в разгар промысла рыбаков часто отвлекали на другие хозяйственные работы; оставляли же лать лучшего условия труда и быта... Читателям вашей газеты интересна* будет узнать из книги, что существен ный вклад в снабжение страны рыб ной продукцией внесли труженики си бирского " Севера. В 1941 —1945 го дах удельный вес Севера в государ ственных заготовках рыбы в Сибири составил 75,4 процента. Нет сомнения в том, что книга, ад ресованная историкам, экономистам, пропагандистам, преподавателям и студентам, будет с вниманием приня та ими. И. ЗАХАРОВ, доктор исторических наук, профес сор. г. Ленинград. , ПРОМЫСЛА о no fw im По предварительным данным диспетчерских служб флотов, сегодня ожидаются: экипаж РТМ-к-с-1806 «Александр Косарев» выезжает из Москвы поезд № 344 (53 человека), экипаж БМРТ-0130 «Диксон» самолетом из Москвы рейс № 2347 (20 человек) и выез жает поездом из Москвы № 112 (53 человека), танкер «Нефте- горск», БМРТ-0273 «Буран», БМРТ- 0421 «Полярное сияние»; 8 сентября: экипаж БМРТ-0131 «Заволжье» самолетом из Москвы рейс № 2339 (15 человек, ТР «Демьян Коротченко», СТР-0213 «Старобельск», экипаж БМРТ-0177 «Герои Заполярья» самолетом из Москвы рейс № 2347 (26 человек), ПСТ-1346 «Нагорск»; 9 сентября: ПСТ-1354 «Двуре- ченск», ППР-0324 «Ван Дейк», экипаж БМРТ-0131 «Заволжье» са молетом из Москвы рейс № 2347 (4 человека), ТР «Борис Сафонов», ТР «Виктор Лягин», ПСТ-1363 «Ге- ническ»; 10 сентября: ПСТ-1311 «Ва- динск», танкер «Кропоткин», ТР «Иван Айвазовский», СРТМ-0347 «Аякс» «по зеленой»; 11 сентября: ПСТ-1349 «Зелено- кумск», СРТМ-1623 «Карат», ТР «Ирбенский пролив», СРТМ-1446 «Новоильинск»; 12 сентября: ПСТ-1307 «Рыбак Заполярья», ПСТ-1323 «Киреевск»; 13 сентября: ПСТ-1317 «Красно- перекопск» с частью экипажа ППР-0810 «Прокопьевск», РТМ-к-с- 1807 «Адмирал Шабалин», экипаж БМРТ-0100 «Мурмансельдь» само летом из Москвы рейс N 2 2347 (70 человек); 14 сентября: экипаж БАТ-0053 «Александр Торцев» самолетами из Москвы рейс № 2347 (29 чело век), рейс № 2339 (38 человек), рейс N2 2341 (2 человека), ТР «По лярные зори», экипаж БМРТ-0018 «Леонид Иванов» самолетом из Москвы рейс № 2341; 15 сентября: ПСТ-1344 «Арте- мовск», ПСТ-1352 «XX съезд ком сомола Литвы», СРТР-0125 «Пове- нец», ТР «Матиас Тезен», экипаж БМРТ-0100 «Мурмансельдь» само летами из Москвы рейс № 2339 (4 человека) и рейс № 2347 (6 чело век), БМРТ-0448 «Торос»; 16 сентября: ПСТ-1322 «Кала- чинск», ТР «Пролив Вилькицкого», ТР «Константин Ольшанский»; 17 сентября: ПСТ-1325 «Кли- мовск», экипаж РТМ-к-с-1821 «Ле онид Гальченко» выезжает из Ле нинграда поезд N2 186 (37 чело век), самолетом из Москвы рейс N2 2347 (10 человек), танкер «Дар- ница»; 18 сентября: СТМ-0620 «Орь»; 19 сентября: экипаж РТМ-к-с-1821 «Леонид Гальченко» самолетами из Москвы рейс N2 2347 (49 чело век) и рейс N2 2341 (9 человек), СРТМ-0311 «Плес»; 20 сентября: экипаж РТМ-к-с-18Ю «Василий Филиппов» самолетом из Москвы рейс N2 2939 (76 чело век), танкер «Рига», экипаж БМРТ- 0399 «Харовск» самолетом из М о сквы рейс N2 2341, БМРТ-0422 «Ни колай Кононов». Профкомитет объединения «Мурманрыбпром» приглаша ет родных и близких моряков БМРТ-273 «Буран» на торж е ственную встречу экипажа 7 сентября в 11 часов. Детско-юношеская спор тивная школа по хоккею «Судоверфь* приглашает в группы обучения мальчиков 1979— 1983 годов рожде ния. Запись ежедневно с 9 до 18 часов на крытом хоккей ном стадионе спортшколы (за универмагом «Мур манск»). Телефон: 6-67-57; ЗНАКОМСТВА Симпатичная интересная женщина 42 лет познакомит ся с мужчиной. Спутника ж и з ни найти а этоал возрасте не легко, но надеюсь. Жильем обеспечена, разведена, двое взрослых д е т е й . Писать: 183038, Мурманск, главпочтамт, до востребования, абоненту «РМ» N2 01 79. Уважаемые читатели! Следу ющий номер сРыбного Мурма- на» выйдет 21 сентября с. г. Р \ 5 м О Е Куплю однокомнатную квартиру. Тел. 5-64-48; зво нить с 14.00 до 18.00. * * * Продается механическая пишущая машинка «Люба; ва>, новая. Звонить: стан ция Кола, тел.: 2-43-72, по сле 18.00. * * * СЧИТАТЬ н е д е й с т в и т е л ь н ы м диплом на звание судово го ме х а н и к а ДВС II разряда № 2339/79, вы данны й М урм ан с ким м ор с ким рыбным п о р т о м 28 марта 1979 г. на имя ОРЕ ХОВА Юрия Алексеевича . Редактор С. Н. ДАЩИНСКИЙ . 183038, Мурманск, ул. Шмид та, 43 (1-й этаж, правое крыло). Телефон для справок — 7-47-08. Редактор — 7-47-19 (АТС рыб ного порта — 40-90), ответствен ный секретарь — 7-40-63. (H H J - ж р ОТДЕЛЫ: общественных орга низаций — 7-73-45, экономичес кий — 7-74-91, 7-63-66, культуры — 7-62-64, писем — 7-47-08, ин формации — 7-73-45, ф отокор респондент — 7-84-85. «Рыбный Мурман». Индекс 52832 Типография издательства обкома КПСС. 183038, г. Мурманск, ул. К. Маркса, 18 Печать высокая Тираж 19035. Зак. 3525.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz