Рыбный Мурман. 1990 г. Сентябрь.

Заметки о книгах Б. Блинова СОХРАНИТЬ ЧЕЛОВЕКИ Пять повестей Бориса Блинова опуб - линованы в к н и г а х «Порт» и <В начале было море», ко торы е выш ли не т а к дав ­ но в Москве и в М урм ан с ке . Они ра с ­ с ка зы в аю т не то л ь ко о труде моряков , и х неле гкой ж и з н и на промысле , и х б уднях и проблемах... Все это есть в пове стях , но есть еще и то , о тче го п о ­ вести Блинова к а к -т о радостно п р и н и ­ маю тся д уш ой , и это в наше-то м но го ­ страдальное время, ко гд а газе ты ч и та ­ ешь, к а к боевые свод ки , а к толстым л и ­ те ра тур ны м ж ур н а л ам без табле тки ва­ лидола под я зы ком и пр и ка са ть с я не станеш ь . И хотя вся наша не пр и кр аш е нна я дей ­ стви тельно сть у Бориса Блинова есть, радостно п р иним аеш ь повести , по том у что они еще и о д р уж бе , о любви , о сча ­ стье — том , которое не замечаешь, к о г ­ да оно есть, ко гд а просто ж и в еш ь , к о ­ гда еще все спо кой но . Герои мурманского прозаика, который не один десяток лет профессионально связан с морем, — принципиальные, че­ стные и добрые люди, будь то бич Веня из повести «Последний бич» или мат­ рос Обиходов, герой повести «Судо­ вая роль», или взрослые, окружающие маленького Вада из повести «Вад Ш иря ­ ев». Честные — в первую очередь сами перед собой. Отсюда и бескомпромисс­ ность, и неудобство для окружающих — не такие они, как все, пусть немного, но.не такие, не укладываются в отведен­ ные им жизнью ячейки, ведь чтобы уло­ житься, надо согнуться немного, искри­ виться, вот и топорщатся они углами и мешают кому-то жить. Хотя кому может помешать, напри­ мер, в общем-то безобидный, сам оби­ женный жизнью Веня Егоров из пове­ сти «Последний бич»? Живет в порту, в землянке. Ни разу за последние 15 лет не переступил порога проходной, не был В -Городе. Не потому, что блажь — об­ стоятельства так сложились. Вот, дума­ ется, и здесь не без разоблачений на­ шего богатого на укоры прошлого... Но посмотрим внимательнее на Веню. А Ве­ ня построил свою жизнь сам, сам оп ­ ределил себе правила — работать на стоящих в порту судах, денег за работу не брать, не пить никогда больше. Порт для Вени — это и дом, и город, и государство со своими правилами, по­ рядками, законами. И вообще, порт, как живой, одушевленный организм, как система и жизненный срез, интересно показан у Бориса Блинова. Но что это за жизнь такая уродли­ вая, когда хороший и честный Веня не может переступить порога проходной, не может выйти из очерченного им же когда-то круга после незабываемой по ­ пойки пятнадцать лет назад? Да, жизнь то уродливая, а вот человека в себе Ве­ ня сохранил. Матрос Обиходов из повести «Судо­ вая роль» не только отстаивает свои по­ зиции, пытаясь влиться в коллектив на новом для него судне, но и бьется за человеческое в других. Правда, понача­ лу он раздражает — уж больно хорош, больно смел, больно честен, так и ле­ зет со своими принципами, со своими высказываниями, далеко не лестными — кому это понравится? «Обиходов, чего ты добиваешься»? А чего добивается матрос Обиходов, что ему надо от людей? Вроде бы и немно­ гого. Правды. Уважения человеческого достоинства — независимо от того, кто какую ступеньку занимает на социаль­ ной лесенке... Кроме этой борьбы за человеческое в человеке Борис Блинов, тяготеющий к психологической прозе, описывая противостояние матроса и ко ­ манды, матроса и капитана, — показы ­ вает и борьбу характеров, и борьбу за лидерство и прочие проявления соци­ альной психологии. В повести «Сбой» тоже психология, тоже стычка двух характеров, но толь­ ко здесь тандем посложнее, не матрос- капитан, а извечное, старое как мир со­ четание: мужчина и женщина. Нынче вполне уже раскрепощенныг мы запросто обсуждаем в газетах, как тяжело мужчинам в море без женщины и как они при этом обходятся. А в по­ вести электромеханик Ярцев — умный, интеллигентный человек и молодая наг­ лая уборщица Красильникова, вставшая на его пути. И понимая, что это не то, не настоящее, что случился сбой какой- то, наваждение, Ярцев уходит меняясь со своим другом судами. Не потому ли уходит, чтобы сохранить себя, душевную чистоту свою, человека в себе? Ну а если мужчина в море, а женщи­ на на берегу ждет его терпеливо? Ждет и год, и два, и много лет. И вот он уже прощается с морем, идет на пенсию и стремится поскорее к жене в малень­ кий обустроенный домик в тихой сель­ ской местности. И жить бы им теперь вместе, не разлучаясь, но жена уми ­ рает. Так случилось с Михаилом Петро­ вичем Потрясовым, героем повести «Вдоль большой дороги». Была у человека мечта: уйти на пен­ сию и отправиться путешествовать, за­ ниматься рыбалкой, благо целый арсе­ нал рыболовных снастей ожидал Потря- сова дома. Но смерть жены отняла у него беззаботность и предвкушение на­ слаждения от предстоящего путешест­ вия. И если теперь и отправится он в путь, то от безысходности, от горл... Ну, почему так бывает — мечтает че­ ловек о чем-то, стремится к этому, ущемляя себя, родных вниманием обде ­ ляя, а потом что-то где-то не сработает или сработает не так — и остается че­ ловек ни с чем. Тогда на что же жизнь свою тратил? Значит, жить надо — сей­ час, другой-то жизни, другого варианта не будет. И любить друг друга — сей­ час, пока живые... У Блиноза в его повестях нет ни озлобленности, ни растерянности. На­ оборот, читая повести, попадаешь в ауру тепла, братства, любви и чувству­ ешь тогда прочность и устойчивость ми ­ ра, если в нем человек сохраняет себя. Г. ДВОРЕЦКАЯ. Время путешествий Успешно завершен дальний шлюпочный поход по маршруту Пе­ трозаводск — Ярос­ лавль, посвященный 40- летию МВИМУ и 45- летию Победы. На двух 10-весель­ ных парусных гребных катерах и одном мото­ боте третьекурсники судоводительского фа­ культета прошли Taic называемую шлюпоч­ ную практику. Маршрут ” проходил по Онежскому озеру, реке Вытегре, шлю­ зам Волго-Балтийского канала, Белому морю, Рыбинскому водохра­ нилищу. Закончился он во флотилии юных моряков имени Ушако­ ва в Ярославле. — Поход не был легким, — рассказыва­ ет начальник штаба по­ хода капитан 3 ранга НА ШЛЮПКАХ В ПОВОЛЖЬЕ Е. Богомолов. — Пер­ вую педелю все вре­ мя лил дождь, отнюдь не всегда удавалось идти под парусом. На берегу во время отды­ ха участники похода жили в палатках, дели­ ли продовольственные трудности с деревен­ скими жителями. В походе удалось по­ видать много не толь­ ко интересного, ио и того, что вызвало тре­ вогу (имею в виду же­ сткую судьбу россий­ ской природы в этом уголке отечества). Мы, например, видели пе­ ред приходом в Ярос­ лавль, как одно из предприятий спустило в Волгу химические отходы, и ощутили ро­ ковые последствия это­ го: массовая гибель рыбы, растений, сами дышали отравленным воздухом. На привалах мы встречались с моло­ дежью, беседовали о ходе перестройки в их местности, об общих для Заполярья и По­ волжья проблемах. Все участники похо­ да, экипаж которого был скомплектован из преподавателей п кур­ сантов, свою задачу выполнили. В. ЗАСУХИН, наш внешт. ко р р . Ив Сибири добывали рыбу- Вышла в свет первая в отечествен­ ной историографии монография о ра­ боте рыбного хозяйства Сибири в го­ ды войны. Ее издателем стал Красно­ ярский университет, а авторами — ученые, историки 10. П. Прибыльскин и В .И. Федорченко. В монографии отмечается, что на второ.м году войны в Сибири в строй вступили десятки рыбных предприя­ тий. многократно возросла числен­ ность кадров, по зову партии и веле­ нию совести тысячи патриотов обжи­ ли суровые пространства тайги и тун­ дры, освоили богатые промысловые водоемы и обеспечили фронт и тыл. Если в 1940 году в водоемах Сиби­ ри было выловлено 47 тысяч топи рыбы, то в 1941 году уже — 51. в 1942 году — 89 тысяч тонн, в 1943 году — 120 тысяч тонн, в 1944 году — 92 тысячи топи, в 1945 году — 72 тысячи тонн рыбы. В процент­ ном отношении от общей добычи ры­ бы наркоматом рыбной промышлен­ ности СССР составляло соответствен­ но 3, 6, 4,4, 9,9; 11,0, 8,3 н 7,2 про­ цента. В годы войны Сибирь вышла на первое место среди пресноводных рыболовных хозяйств. Впечатляют дан­ ные о том, что рост добычи и расши­ рение базы обработки рыбы позволи­ ли повысить качество продукции. В 1941 — 1945 годах выпуск продукции высшего сорта на предприятиях Ир­ кутского рыбопромышленного треста увеличился в 4 раза. В результате полной и качественной обработки ры­ бы возросло производство высокоцен­ ных стойких п транспортабельных пи­ щевых продуктов, необходимых фрон­ ту: консервов, рыбы копченой и вя­ леной. Освоено производство новых видов продукции — рыбных консер­ вов (супы, рыбные сухари, крупа и др.). С 1942 года по 1944-й вы­ пуск консервов па предприятиях Бу­ рятии возрос более чрм в 3 раза. На севере Западной Сибири уже в 1943 году втрое увеличился выпуск рыб­ ных продуктов по сравнению с дово­ енным 1940 годом. Всего в годы вой­ ны здесь было изготовлено 14,5 мил­ лиона банок рыбных консервов. Не обошли авторы и трудности во­ енного времени: истощались запасы в старых водоемах, а выделенных средств пе хватало для освоения но­ вых промыслов и видов лова; крайне трудными сложились природно-клима­ тические условия в местах промысла: малая вода, штормы, морозы, от ко­ торых промерзали до основания рыб­ ные реки н озера, в разгар промысла рыбаков часто отвлекали на другие хозяйственные работы; оставляли же­ лать лучшего условия труда и быта... Читателям вашей газеты интересна* будет узнать из книги, что существен­ ный вклад в снабжение страны рыб­ ной продукцией внесли труженики си­ бирского " Севера. В 1941 —1945 го­ дах удельный вес Севера в государ­ ственных заготовках рыбы в Сибири составил 75,4 процента. Нет сомнения в том, что книга, ад­ ресованная историкам, экономистам, пропагандистам, преподавателям и студентам, будет с вниманием приня­ та ими. И. ЗАХАРОВ, доктор исторических наук, профес­ сор. г. Ленинград. , ПРОМЫСЛА о no fw im По предварительным данным диспетчерских служб флотов, сегодня ожидаются: экипаж РТМ-к-с-1806 «Александр Косарев» выезжает из Москвы поезд № 344 (53 человека), экипаж БМРТ-0130 «Диксон» самолетом из Москвы рейс № 2347 (20 человек) и выез­ жает поездом из Москвы № 112 (53 человека), танкер «Нефте- горск», БМРТ-0273 «Буран», БМРТ- 0421 «Полярное сияние»; 8 сентября: экипаж БМРТ-0131 «Заволжье» самолетом из Москвы рейс № 2339 (15 человек, ТР «Демьян Коротченко», СТР-0213 «Старобельск», экипаж БМРТ-0177 «Герои Заполярья» самолетом из Москвы рейс № 2347 (26 человек), ПСТ-1346 «Нагорск»; 9 сентября: ПСТ-1354 «Двуре- ченск», ППР-0324 «Ван Дейк», экипаж БМРТ-0131 «Заволжье» са­ молетом из Москвы рейс № 2347 (4 человека), ТР «Борис Сафонов», ТР «Виктор Лягин», ПСТ-1363 «Ге- ническ»; 10 сентября: ПСТ-1311 «Ва- динск», танкер «Кропоткин», ТР «Иван Айвазовский», СРТМ-0347 «Аякс» «по зеленой»; 11 сентября: ПСТ-1349 «Зелено- кумск», СРТМ-1623 «Карат», ТР «Ирбенский пролив», СРТМ-1446 «Новоильинск»; 12 сентября: ПСТ-1307 «Рыбак Заполярья», ПСТ-1323 «Киреевск»; 13 сентября: ПСТ-1317 «Красно- перекопск» с частью экипажа ППР-0810 «Прокопьевск», РТМ-к-с- 1807 «Адмирал Шабалин», экипаж БМРТ-0100 «Мурмансельдь» само­ летом из Москвы рейс N 2 2347 (70 человек); 14 сентября: экипаж БАТ-0053 «Александр Торцев» самолетами из Москвы рейс № 2347 (29 чело­ век), рейс № 2339 (38 человек), рейс N2 2341 (2 человека), ТР «По­ лярные зори», экипаж БМРТ-0018 «Леонид Иванов» самолетом из Москвы рейс № 2341; 15 сентября: ПСТ-1344 «Арте- мовск», ПСТ-1352 «XX съезд ком ­ сомола Литвы», СРТР-0125 «Пове- нец», ТР «Матиас Тезен», экипаж БМРТ-0100 «Мурмансельдь» само­ летами из Москвы рейс № 2339 (4 человека) и рейс № 2347 (6 чело­ век), БМРТ-0448 «Торос»; 16 сентября: ПСТ-1322 «Кала- чинск», ТР «Пролив Вилькицкого», ТР «Константин Ольшанский»; 17 сентября: ПСТ-1325 «Кли- мовск», экипаж РТМ-к-с-1821 «Ле­ онид Гальченко» выезжает из Ле­ нинграда поезд N2 186 (37 чело­ век), самолетом из Москвы рейс N2 2347 (10 человек), танкер «Дар- ница»; 18 сентября: СТМ-0620 «Орь»; 19 сентября: экипаж РТМ-к-с-1821 «Леонид Гальченко» самолетами из Москвы рейс N2 2347 (49 чело­ век) и рейс N2 2341 (9 человек), СРТМ-0311 «Плес»; 20 сентября: экипаж РТМ-к-с-18Ю «Василий Филиппов» самолетом из Москвы рейс N2 2939 (76 чело­ век), танкер «Рига», экипаж БМРТ- 0399 «Харовск» самолетом из М о ­ сквы рейс N2 2341, БМРТ-0422 «Ни­ колай Кононов». Профкомитет объединения «Мурманрыбпром» приглаша­ ет родных и близких моряков БМРТ-273 «Буран» на торж е ­ ственную встречу экипажа 7 сентября в 11 часов. Детско-юношеская спор­ тивная школа по хоккею «Судоверфь* приглашает в группы обучения мальчиков 1979— 1983 годов рожде­ ния. Запись ежедневно с 9 до 18 часов на крытом хоккей­ ном стадионе спортшколы (за универмагом «Мур­ манск»). Телефон: 6-67-57; ЗНАКОМСТВА Симпатичная интересная женщина 42 лет познакомит­ ся с мужчиной. Спутника ж и з ­ ни найти а этоал возрасте не­ легко, но надеюсь. Жильем обеспечена, разведена, двое взрослых д е т е й . Писать: 183038, Мурманск, главпочтамт, до востребования, абоненту «РМ» N2 01 79. Уважаемые читатели! Следу­ ющий номер сРыбного Мурма- на» выйдет 21 сентября с. г. Р \ 5 м О Е Куплю однокомнатную квартиру. Тел. 5-64-48; зво­ нить с 14.00 до 18.00. * * * Продается механическая пишущая машинка «Люба; ва>, новая. Звонить: стан­ ция Кола, тел.: 2-43-72, по­ сле 18.00. * * * СЧИТАТЬ н е д е й с т в и т е л ь н ы м диплом на звание судово го ме­ х а н и к а ДВС II разряда № 2339/79, вы данны й М урм ан ­ с ким м ор с ким рыбным п о р т о м 28 марта 1979 г. на имя ОРЕ­ ХОВА Юрия Алексеевича . Редактор С. Н. ДАЩИНСКИЙ . 183038, Мурманск, ул. Шмид ­ та, 43 (1-й этаж, правое крыло). Телефон для справок — 7-47-08. Редактор — 7-47-19 (АТС рыб­ ного порта — 40-90), ответствен­ ный секретарь — 7-40-63. (H H J - ж р ОТДЕЛЫ: общественных орга ­ низаций — 7-73-45, экономичес­ кий — 7-74-91, 7-63-66, культуры — 7-62-64, писем — 7-47-08, ин­ формации — 7-73-45, ф отокор ­ респондент — 7-84-85. «Рыбный Мурман». Индекс 52832 Типография издательства обкома КПСС. 183038, г. Мурманск, ул. К. Маркса, 18 Печать высокая Тираж 19035. Зак. 3525.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz