Рыбный Мурман. 1990 г. Сентябрь.

Страницы, истории ПИРАТЫ Свое пиратское дело бри­ танские боевые корабли у по­ бережья Мурмана начали с мая 1809 года. Не давали про ­ хода в море русским торго ­ вым людям, обстреливали су­ де, занимавшиеся промыслом. Английские корабли беспре­ пятственно вошли в Екатери­ нинскую гавань, учинив разбой на обосновавшемся здесь лишь несколько лет назад новом предприятии поморских куп ­ цов — базе Беломорской ком ­ пании по лову сельди и про ­ мыслу морского зверя. По за­ вершении мародерства на бе­ регу британские моряки за­ хватили и увели все десять су­ дов упомянутой компании. А следующей жертвой стала Ко­ ла — в то время уездный центр Русского Мурмана. Высадившийся с британских катеров десант, превосходив­ ший кольских солдат вдвое не только численностью, но, не­ сомненно, здоровьем и личным вооружением , вскоре сломил отчаянное сопротивление от­ ряда защитников города. А дальше в нем захватчики мо ­ гли хозяйничать безнаказанно. Ведь в этот майский разгар промысла (знали воровские ду­ ши, когда лучше напасть!) м уж ское население практичес­ ки полностью находилось в море. Опустели избы и от про­ чих малосильных членов семей — стариков, женщин, детей, ушедших в сопки при подсту­ пах врага к берегам Колы, уне­ ся с собой какие смогли по­ житки да угнав скот домаш­ ний, какой успели... Оставший­ ся ж е скарб и живность наг­ лые английские вояки теперь тащили и гнали к воде, грузи ­ ли на борт своих кораблей. Прихватили они на буксир и два мореходных судна, стояв­ ших у причала Колы. В июне эскадра продолжила свое пиратство в других побе­ режных селениях и становищах вдоль берега Мурмана, в ко ­ торых после грабительского разора «все без остатку сжи­ гали»... Подобные бесчинства «доблестных» бриттов повторя­ лись и в следующую навига­ цию. Но не все легко сходило ' им с рук. ПЕРВЫЙ ОТПОР «ВЛАДЫКАМ МОРЕЙ» На одном из захваченных в Коле судов была группа рус­ ских пленных, двоим из кото­ рых англичане доверили управ­ ление этой лодьей. Разумеется, под присмотром на ее борту своих моряков. При конвоиро­ вании судов к берегам Брита­ нии в открытом море начался шторм, и корабли разбросало по волнам. Далеко на отшибе оказалась лодья с пленниками, что очень обеспокоило надзирателей. И они решили избавиться от сво­ их узников. Тем паче что те, уморенные голодом, вовсе обессилели, один даже скон­ чался... На ногах еще держа­ лись русские рулевые. Но м о г­ ли ли эти ДЕое противостоять трем сытым и здоровым бри­ танцам? Однако крепка оказа­ лась поморская стать: несмот­ ря на внезапность нападения со стороны английских матро­ сов, в итоге завязавшейся на палубе схватки, за борт поле­ тели...зачинщики. В чем реша­ юще сказалась недюжинная природная сила Максима Ма­ монтова. За тремя первыми в морскую пучину последовали еще два последних вражеских моряка, пребывавших в трюме пьяными... А Мамонтов с Федором Ма- хилевым довели лодью благо­ получно в ближайший порт Тромсё норвежского побе­ режья. Где дождались восста­ новления сил у своих сотова­ рищей по английскому плене­ нию, находившихся от истоще­ ния в критическом состоянии по прибытии в Норвегию. И к осени все вернулись домой на отвоеванном у недруга сво­ ем же судне. Еще большую известность получил подвиг других русских поморов — лодьи «Евплус-2» в 1910 году. Но сначала позна­ комим читателей с главным действующим лицом того му ­ жественного эпизода из вре­ мен наполеоновских войн и вражды России тогда с Брита­ нией. МАТВЕЙ из РОДА БОГАТЫРСКОГО Высок ростом и широкоплеч был Матвей Герасимов. В одежде опрятен и, непривыч­ но для поморов, безбород — всегда чисто выбрит. Тяжелы были его жилистые руки, и по­ тому, видимо, имел он обы к­ новение закладывать их за спину. Будто смущали Матвея его собственная крупность и щедрая наделенность от при- роды-матушки силой. Ибо ду- шой-то он слыл доброй и об­ щительной. Под стать хозяину и крепкая изба Герасимовых. Выделя­ лась она в поморском селе­ нии Териберка. Только сам-то Матвей редко через порог родной перешагивал: пути-до­ роги его часто и надолго про­ легали в северных морях. Надежной хранительницей домашнего очага его остава­ лась на земле жена, работя­ щая и никогда не унывающая, даже веселая. Хоть собствен­ ных наследников, как говорит­ ся, не послал им Бог, но дет­ скими голосами оглашалась гор ­ ница — счастливо росли здесь приемные сироты. Домовитая хозяйка любила петь. «Бывало, еще берег далек, — вспоми­ нал Герасимов, — а уж звон­ кий голос ее к самой лодье, на которой с лова возвращал­ ся, будто на волнах приплес­ кивался». Но вот с британской сторо­ ны и сюда бедой повеяло. С весны 1809 года и всю навига­ цию английские фрегаты от острова Кильдин до Святого Носа крейсировали. И на том побережном протяжении М ур ­ мана десанты иноземных мо ­ ряков бесчинствовали. «В самый Троицын день, — вспоминал М. Герасимов, — в ту пору за китом гонялись... шли мимо Соловецкого стано­ вища, что на Кильдине с пра- е ой руки стояло, видим вме­ сто него только остатки сру­ бов догорают...» Много дру ­ гих поморских селений от той злонамеренной экспедиции ан­ гличан пострадало. В море непрошеные визи­ теры обстреливали из пушек и топили лодьи кольских ры­ баков, е также суда двинян и каргопольцев, удивших треску и палтуса возле Кильдина. А промысловые постройки на острове — станы, амбары с солью, другие хозяйственные сооружения рыбаков и соло­ вецких монахов, даже здеш­ нюю часовню не пощадив, — все уничтожили супостаты. Оставшимся в живых свиде­ телем этих варварств велико- бриттов был крестьянин Анд­ рей Мугачев, которого захват­ чики хотели использовать для доставки хлеба из Териберки своим морякам . Но пленнику удалось сбежать. Тогда, в от­ местку, и это поморское ста- ноБище было разорено. ИЗ ПЛЕННИКОВ — В ГЕРОИ! В 1910 году англичане за­ хватили судно «Евплус-2», при­ надлежавшее архангелогород­ цу Алексею Попову, которого в нашем крае называли коль- ско-кильдинским купцом : его оленье стадо паслось на Киль­ дине, а мясом оленьим он тор­ говал на Кольском полуостро­ ве. Жил он в городе Коле. Видимо, не случайно на «Ев- плусе» старшим был прежний земляк Попова по Мурману — ААатвей Герасимов. Он на этой лодье шел в Норвегию с гр у ­ зом ржаного зерна, но возле Нордкапа торговое судно по­ моров заставил остановиться британский фрегат. И на борт задержанных Бысадил своих военных моряков. В поисках на лодье ценностей морские мародеры обшарили все каю ­ ты и обыскали русских, ото­ брав у Матвея имевшуюся на­ личность ассигнациями и се­ ребром. После чего «Евплуса» взяли на буксир и повели в Англию ,-оставив на судне от­ ряд из англичан. В экипаже поморов насчитывалось во­ семь человек, но что они мог­ ли предпринять против соору­ женных людей? Вскоре, похоже, сама при­ рода возмутилась учиненным самоуправством «владык» — разыгрался шторм. Буксир при­ шлось обрубить. «Евплус» по­ шел на своих парусах, но под управлением английских м о ­ ряков. В сложившейся ситуации Ге­ расимов настроил своих людей на решительную попытку от­ бить судно у оставшихся на борту «супостатов», выждав для того удобный момент. Ан ­ гличане уже начали подогре­ ваться крепкими напитками, что продолжалось весь тот ненастный день. К вечеру они изрядно «нагрузились». И вот ночью, когда неприятельское веселье в каюте стихло, перед входом в нее поморы бесшум­ но «сняли» часового, а дверь заперли. Активным помощни­ ком кормщика подьи М. Гера­ симова в захвате судна был боцман Иван Васильев. Завладев лодьей, русские, как подобает честным морехо­ дам, проявили мужество еще в том, что не вздумали сразу ж е повернуть назад, как гово­ рится, драпануть к родным берегам. Так как от вражеско­ го фрегата они оказались в значительном удалении, то ре­ шили сперва исполнить свой торгоЕый долг: груз в Норве­ гию поморы доставили по на­ значению. Сдали они в порту Вардё местным властям и плен­ ных незадачливых «владык мо ­ рей». Что, между прочим, и документально было зафикси­ ровано: комендант норвеж ­ ского города выдал русским соответствующую бумагу. НЕЛАСКОВЫЙ ПРИЕМ Когда же наши мореходы благополучно прибыли, нако­ нец, в Колу, городничий Ф. В. Голубев встретил их отнюдь не как героев. Не поверил и нор­ вежскому документу. И пос­ ле личного допроса членов команды «Евплуса» позволил себе усомниться в дерзком по­ двиге поморов. Вознамерился городничий конфисковать тро­ фейный английский флаг, под которым неприятель вел рус­ скую лодью, а также отобран­ ные Герасимовым у иностран­ ных пленников «Евплуса» шпа­ гу, кортик и кинжал, что окон ­ чательно возмутило Матвея. Сметливый помор понял: ве­ щественных доказательств ему лишаться не резон. Посему требование городничьего все это сдать отказался выполнять наотрез, мотивируя следую­ щим: если высокому «началь­ ству оные (трофеи) необходи­ мы будут, то я вместе с оны­ ми и сам перед правительст­ вом предстать могу». Не сломили упрямца мест­ ные власти, о чем доложено было самому царю. Алек­ сандр I однако достойно оце­ нил подвиг кольских морехо ­ дов и «всемилостивейше со­ изволил пожаловать Герасимо­ ву Георгиевский крест». К приведенной строчке из «Архангельских губернских ве­ домостей» сделаем уточнение. Рядовые бойцы награждались тогда не самим орденом, а знаком отличия военного ор ­ дена Георгиевский крест. Удо­ стоенные такого знака осво­ бождались впредь от платежа податей. К тому времени для жизни на Кольском Севере сложились почти невозможные 'условия. Британский вандализм и гра­ беж парализовали здесь всю хозяйственно - экономическую деятельность. Разорение уезд­ ного центра, Белоддорской ком ­ пании, других поселений се­ верного побережья Мурмана... Ущерб превысил четверть мил­ лиона рублей — сумма по тем Бременам огромная. М орские промыслы — глав­ нейший источник доходов — практически прекратились. И местное население крайне об­ нищало. Саамы побирались в немногих уцелевших избах по­ морских селений. Но и русские искали лучшей доли. Напри­ мер, многие горожане покину­ ли Колу, подавшись в Архан­ гельск. Дело в том, что из-за фактической блокады М урма ­ на англичанами с моря в уезд­ ный центр два года почти не доставлялись хлеб, другое про ­ довольствие и небходимые то­ вары, прежде поступавшие с внешнего рынка. Возможность сосуществования в городе со­ шла до предельной трагичес­ кой черты: голод и болезни унесли жизни более 150 ко - лян... Так что привилегия для М. Герасимова (освобождение от платежа податей) пришлась очень кстати. В. СМИРНОВ. г. Североморск. В августе 1990 года исполнилось 180 лет подвигу славного помора из Териберки Матвея Герасимова. О том трудном времени в истории Мурманаг о мужест­ венном сопротивлении жителей этого края России морскому разбою английского флотаг о сподвижниках героя Кольского Севера и о нем самом — наш рас­ сказ. Росийскийгерой изТериберки ПАРИВШИЕ НАД ВОЛНАМИ ТРАДИЦИИ корабельной симво­ лики уходят в глубокую древ­ ность. Первый русский военный ко ­ рабль «Орел», построенный в 1669 году на Оке, имел носовое украшение в виде льва. Такие ж е - фигуры стали традиционными и для кораблей Петра I. Создатель русского военно-морского флота придавал большое значение ко ­ рабельной символике. Для украшения русских кораб­ лей в отличие от Запада были ха­ рактерны строгость и лаконич­ ность. Кормовой декор постепен­ но принимает вид различного ро ­ да орнаментов, а смысловая на­ грузка приходится в большей сте­ пени на носовую фигуру, которая в XV III — начале XIX века связы­ валась, как правило, с названием судна. Например, на носу линей­ ного корабля «Ростислав», отли­ чившегося в Чесменском сраже­ нии 1770 года, стояла фигура во­ ина, а у черноморского л и н е й ^ - го корабля «Три иерарха» — фи­ гура монаха-воина. Особенно ори­ гинальным было носовое украше­ ние линейного корабля Черномор­ ского флота «Султан Махмуд». Этот 84-пушечный корабль, пост­ роенный в 1836 году, был назван именем султана Турции, заклю­ чившего выгодный для России Андрианопольский мирный дого­ вор. Под стать необычному для русского флота названию была и носовая фигура турка в чалме и ярко раскрашенных одеждах. Интересно, что носовая фигура выполняла и роль награды. Так, черноморский 18-пушечный бриг «Меркурий» до своего героичес­ ко го боя с двумя турецкими лин­ корами 14 мая 1829 года имел на носу лишь небольшой бюст ве­ стника олимпийских богов и по­ кровителя торговли. В ознамено­ вание подвига экипажа брига его носовое украшение было замене­ но на полную статую Меркурия в шлеме, который венчали крылыш­ ки. Переход к броненосному судо­ строению и изменение конструк­ ции кораблей привели к тому, что носовые фигуры ушли в прошлое. Их заменили плоскостные изобра­ жения двуглавых орлов или че­ канные орнаменты. Кстати, сво­ его рода «чемпионом» был бро­ неносец Черноморского флота «Князь Потемкин-Таврический». Под стать пышному имени он имел и гигантского носового ор­ ла, занимавшего около одной трети надводной высоты носовой оконечности. Иногда носы русских военных кораблей этого периода украша­ лись накладными чеканками и ор­ наментами. Так было, например, у знаменитого крейсера «Варяг», вступившего в 1904 году в нерав­ ный бой с японской эскадрой. Встречались и нестандартные ре­ шения. Так, форштевень крейсе­ ра «Память Азова» украшал боль­ шой Георгиевский крест. Он сим­ волизировал память о подвиге парусного линейного корабля «Азов», потопившего 5 турецких кораблей. На носу черноморско ­ го броненосца «Георгий Победо­ носец» красовался большой, об­ рамленный знаменами, щит с изо­ бражением святого Георгия на коне. По иронии истории эти кораб ­ ли «не оправдали» доверия само­ державия, наделившего их столь пышными символами «благона­ дежности». «Потемкин», как изве­ стно, поднял знамя восстания в 1905 году. К нему присоединился и «Георгий Победоносец». Годом позже восстали моряки крейсера «Память Азове». Мятежный крей ­ сер был не только переименован, но и лишен носового украшения. В носовых фигурах русских во­ енных кораблей отразилась почти трехсотлетняя история российско­ го флота. Они были свидетелями и, можно сказать, участниками слав­ ных побед и дальних плаваний русских моряков. Ю . САМСОНОВ. (АПН). РЫБНЫЙ МУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz