Рыбный Мурман. 1990 г. Сентябрь.
Страницы, истории ПИРАТЫ Свое пиратское дело бри танские боевые корабли у по бережья Мурмана начали с мая 1809 года. Не давали про хода в море русским торго вым людям, обстреливали су де, занимавшиеся промыслом. Английские корабли беспре пятственно вошли в Екатери нинскую гавань, учинив разбой на обосновавшемся здесь лишь несколько лет назад новом предприятии поморских куп цов — базе Беломорской ком пании по лову сельди и про мыслу морского зверя. По за вершении мародерства на бе регу британские моряки за хватили и увели все десять су дов упомянутой компании. А следующей жертвой стала Ко ла — в то время уездный центр Русского Мурмана. Высадившийся с британских катеров десант, превосходив ший кольских солдат вдвое не только численностью, но, не сомненно, здоровьем и личным вооружением , вскоре сломил отчаянное сопротивление от ряда защитников города. А дальше в нем захватчики мо гли хозяйничать безнаказанно. Ведь в этот майский разгар промысла (знали воровские ду ши, когда лучше напасть!) м уж ское население практичес ки полностью находилось в море. Опустели избы и от про чих малосильных членов семей — стариков, женщин, детей, ушедших в сопки при подсту пах врага к берегам Колы, уне ся с собой какие смогли по житки да угнав скот домаш ний, какой успели... Оставший ся ж е скарб и живность наг лые английские вояки теперь тащили и гнали к воде, грузи ли на борт своих кораблей. Прихватили они на буксир и два мореходных судна, стояв ших у причала Колы. В июне эскадра продолжила свое пиратство в других побе режных селениях и становищах вдоль берега Мурмана, в ко торых после грабительского разора «все без остатку сжи гали»... Подобные бесчинства «доблестных» бриттов повторя лись и в следующую навига цию. Но не все легко сходило ' им с рук. ПЕРВЫЙ ОТПОР «ВЛАДЫКАМ МОРЕЙ» На одном из захваченных в Коле судов была группа рус ских пленных, двоим из кото рых англичане доверили управ ление этой лодьей. Разумеется, под присмотром на ее борту своих моряков. При конвоиро вании судов к берегам Брита нии в открытом море начался шторм, и корабли разбросало по волнам. Далеко на отшибе оказалась лодья с пленниками, что очень обеспокоило надзирателей. И они решили избавиться от сво их узников. Тем паче что те, уморенные голодом, вовсе обессилели, один даже скон чался... На ногах еще держа лись русские рулевые. Но м о г ли ли эти ДЕое противостоять трем сытым и здоровым бри танцам? Однако крепка оказа лась поморская стать: несмот ря на внезапность нападения со стороны английских матро сов, в итоге завязавшейся на палубе схватки, за борт поле тели...зачинщики. В чем реша юще сказалась недюжинная природная сила Максима Ма монтова. За тремя первыми в морскую пучину последовали еще два последних вражеских моряка, пребывавших в трюме пьяными... А Мамонтов с Федором Ма- хилевым довели лодью благо получно в ближайший порт Тромсё норвежского побе режья. Где дождались восста новления сил у своих сотова рищей по английскому плене нию, находившихся от истоще ния в критическом состоянии по прибытии в Норвегию. И к осени все вернулись домой на отвоеванном у недруга сво ем же судне. Еще большую известность получил подвиг других русских поморов — лодьи «Евплус-2» в 1910 году. Но сначала позна комим читателей с главным действующим лицом того му жественного эпизода из вре мен наполеоновских войн и вражды России тогда с Брита нией. МАТВЕЙ из РОДА БОГАТЫРСКОГО Высок ростом и широкоплеч был Матвей Герасимов. В одежде опрятен и, непривыч но для поморов, безбород — всегда чисто выбрит. Тяжелы были его жилистые руки, и по тому, видимо, имел он обы к новение закладывать их за спину. Будто смущали Матвея его собственная крупность и щедрая наделенность от при- роды-матушки силой. Ибо ду- шой-то он слыл доброй и об щительной. Под стать хозяину и крепкая изба Герасимовых. Выделя лась она в поморском селе нии Териберка. Только сам-то Матвей редко через порог родной перешагивал: пути-до роги его часто и надолго про легали в северных морях. Надежной хранительницей домашнего очага его остава лась на земле жена, работя щая и никогда не унывающая, даже веселая. Хоть собствен ных наследников, как говорит ся, не послал им Бог, но дет скими голосами оглашалась гор ница — счастливо росли здесь приемные сироты. Домовитая хозяйка любила петь. «Бывало, еще берег далек, — вспоми нал Герасимов, — а уж звон кий голос ее к самой лодье, на которой с лова возвращал ся, будто на волнах приплес кивался». Но вот с британской сторо ны и сюда бедой повеяло. С весны 1809 года и всю навига цию английские фрегаты от острова Кильдин до Святого Носа крейсировали. И на том побережном протяжении М ур мана десанты иноземных мо ряков бесчинствовали. «В самый Троицын день, — вспоминал М. Герасимов, — в ту пору за китом гонялись... шли мимо Соловецкого стано вища, что на Кильдине с пра- е ой руки стояло, видим вме сто него только остатки сру бов догорают...» Много дру гих поморских селений от той злонамеренной экспедиции ан гличан пострадало. В море непрошеные визи теры обстреливали из пушек и топили лодьи кольских ры баков, е также суда двинян и каргопольцев, удивших треску и палтуса возле Кильдина. А промысловые постройки на острове — станы, амбары с солью, другие хозяйственные сооружения рыбаков и соло вецких монахов, даже здеш нюю часовню не пощадив, — все уничтожили супостаты. Оставшимся в живых свиде телем этих варварств велико- бриттов был крестьянин Анд рей Мугачев, которого захват чики хотели использовать для доставки хлеба из Териберки своим морякам . Но пленнику удалось сбежать. Тогда, в от местку, и это поморское ста- ноБище было разорено. ИЗ ПЛЕННИКОВ — В ГЕРОИ! В 1910 году англичане за хватили судно «Евплус-2», при надлежавшее архангелогород цу Алексею Попову, которого в нашем крае называли коль- ско-кильдинским купцом : его оленье стадо паслось на Киль дине, а мясом оленьим он тор говал на Кольском полуостро ве. Жил он в городе Коле. Видимо, не случайно на «Ев- плусе» старшим был прежний земляк Попова по Мурману — ААатвей Герасимов. Он на этой лодье шел в Норвегию с гр у зом ржаного зерна, но возле Нордкапа торговое судно по моров заставил остановиться британский фрегат. И на борт задержанных Бысадил своих военных моряков. В поисках на лодье ценностей морские мародеры обшарили все каю ты и обыскали русских, ото брав у Матвея имевшуюся на личность ассигнациями и се ребром. После чего «Евплуса» взяли на буксир и повели в Англию ,-оставив на судне от ряд из англичан. В экипаже поморов насчитывалось во семь человек, но что они мог ли предпринять против соору женных людей? Вскоре, похоже, сама при рода возмутилась учиненным самоуправством «владык» — разыгрался шторм. Буксир при шлось обрубить. «Евплус» по шел на своих парусах, но под управлением английских м о ряков. В сложившейся ситуации Ге расимов настроил своих людей на решительную попытку от бить судно у оставшихся на борту «супостатов», выждав для того удобный момент. Ан гличане уже начали подогре ваться крепкими напитками, что продолжалось весь тот ненастный день. К вечеру они изрядно «нагрузились». И вот ночью, когда неприятельское веселье в каюте стихло, перед входом в нее поморы бесшум но «сняли» часового, а дверь заперли. Активным помощни ком кормщика подьи М. Гера симова в захвате судна был боцман Иван Васильев. Завладев лодьей, русские, как подобает честным морехо дам, проявили мужество еще в том, что не вздумали сразу ж е повернуть назад, как гово рится, драпануть к родным берегам. Так как от вражеско го фрегата они оказались в значительном удалении, то ре шили сперва исполнить свой торгоЕый долг: груз в Норве гию поморы доставили по на значению. Сдали они в порту Вардё местным властям и плен ных незадачливых «владык мо рей». Что, между прочим, и документально было зафикси ровано: комендант норвеж ского города выдал русским соответствующую бумагу. НЕЛАСКОВЫЙ ПРИЕМ Когда же наши мореходы благополучно прибыли, нако нец, в Колу, городничий Ф. В. Голубев встретил их отнюдь не как героев. Не поверил и нор вежскому документу. И пос ле личного допроса членов команды «Евплуса» позволил себе усомниться в дерзком по двиге поморов. Вознамерился городничий конфисковать тро фейный английский флаг, под которым неприятель вел рус скую лодью, а также отобран ные Герасимовым у иностран ных пленников «Евплуса» шпа гу, кортик и кинжал, что окон чательно возмутило Матвея. Сметливый помор понял: ве щественных доказательств ему лишаться не резон. Посему требование городничьего все это сдать отказался выполнять наотрез, мотивируя следую щим: если высокому «началь ству оные (трофеи) необходи мы будут, то я вместе с оны ми и сам перед правительст вом предстать могу». Не сломили упрямца мест ные власти, о чем доложено было самому царю. Алек сандр I однако достойно оце нил подвиг кольских морехо дов и «всемилостивейше со изволил пожаловать Герасимо ву Георгиевский крест». К приведенной строчке из «Архангельских губернских ве домостей» сделаем уточнение. Рядовые бойцы награждались тогда не самим орденом, а знаком отличия военного ор дена Георгиевский крест. Удо стоенные такого знака осво бождались впредь от платежа податей. К тому времени для жизни на Кольском Севере сложились почти невозможные 'условия. Британский вандализм и гра беж парализовали здесь всю хозяйственно - экономическую деятельность. Разорение уезд ного центра, Белоддорской ком пании, других поселений се верного побережья Мурмана... Ущерб превысил четверть мил лиона рублей — сумма по тем Бременам огромная. М орские промыслы — глав нейший источник доходов — практически прекратились. И местное население крайне об нищало. Саамы побирались в немногих уцелевших избах по морских селений. Но и русские искали лучшей доли. Напри мер, многие горожане покину ли Колу, подавшись в Архан гельск. Дело в том, что из-за фактической блокады М урма на англичанами с моря в уезд ный центр два года почти не доставлялись хлеб, другое про довольствие и небходимые то вары, прежде поступавшие с внешнего рынка. Возможность сосуществования в городе со шла до предельной трагичес кой черты: голод и болезни унесли жизни более 150 ко - лян... Так что привилегия для М. Герасимова (освобождение от платежа податей) пришлась очень кстати. В. СМИРНОВ. г. Североморск. В августе 1990 года исполнилось 180 лет подвигу славного помора из Териберки Матвея Герасимова. О том трудном времени в истории Мурманаг о мужест венном сопротивлении жителей этого края России морскому разбою английского флотаг о сподвижниках героя Кольского Севера и о нем самом — наш рас сказ. Росийскийгерой изТериберки ПАРИВШИЕ НАД ВОЛНАМИ ТРАДИЦИИ корабельной симво лики уходят в глубокую древ ность. Первый русский военный ко рабль «Орел», построенный в 1669 году на Оке, имел носовое украшение в виде льва. Такие ж е - фигуры стали традиционными и для кораблей Петра I. Создатель русского военно-морского флота придавал большое значение ко рабельной символике. Для украшения русских кораб лей в отличие от Запада были ха рактерны строгость и лаконич ность. Кормовой декор постепен но принимает вид различного ро да орнаментов, а смысловая на грузка приходится в большей сте пени на носовую фигуру, которая в XV III — начале XIX века связы валась, как правило, с названием судна. Например, на носу линей ного корабля «Ростислав», отли чившегося в Чесменском сраже нии 1770 года, стояла фигура во ина, а у черноморского л и н е й ^ - го корабля «Три иерарха» — фи гура монаха-воина. Особенно ори гинальным было носовое украше ние линейного корабля Черномор ского флота «Султан Махмуд». Этот 84-пушечный корабль, пост роенный в 1836 году, был назван именем султана Турции, заклю чившего выгодный для России Андрианопольский мирный дого вор. Под стать необычному для русского флота названию была и носовая фигура турка в чалме и ярко раскрашенных одеждах. Интересно, что носовая фигура выполняла и роль награды. Так, черноморский 18-пушечный бриг «Меркурий» до своего героичес ко го боя с двумя турецкими лин корами 14 мая 1829 года имел на носу лишь небольшой бюст ве стника олимпийских богов и по кровителя торговли. В ознамено вание подвига экипажа брига его носовое украшение было замене но на полную статую Меркурия в шлеме, который венчали крылыш ки. Переход к броненосному судо строению и изменение конструк ции кораблей привели к тому, что носовые фигуры ушли в прошлое. Их заменили плоскостные изобра жения двуглавых орлов или че канные орнаменты. Кстати, сво его рода «чемпионом» был бро неносец Черноморского флота «Князь Потемкин-Таврический». Под стать пышному имени он имел и гигантского носового ор ла, занимавшего около одной трети надводной высоты носовой оконечности. Иногда носы русских военных кораблей этого периода украша лись накладными чеканками и ор наментами. Так было, например, у знаменитого крейсера «Варяг», вступившего в 1904 году в нерав ный бой с японской эскадрой. Встречались и нестандартные ре шения. Так, форштевень крейсе ра «Память Азова» украшал боль шой Георгиевский крест. Он сим волизировал память о подвиге парусного линейного корабля «Азов», потопившего 5 турецких кораблей. На носу черноморско го броненосца «Георгий Победо носец» красовался большой, об рамленный знаменами, щит с изо бражением святого Георгия на коне. По иронии истории эти кораб ли «не оправдали» доверия само державия, наделившего их столь пышными символами «благона дежности». «Потемкин», как изве стно, поднял знамя восстания в 1905 году. К нему присоединился и «Георгий Победоносец». Годом позже восстали моряки крейсера «Память Азове». Мятежный крей сер был не только переименован, но и лишен носового украшения. В носовых фигурах русских во енных кораблей отразилась почти трехсотлетняя история российско го флота. Они были свидетелями и, можно сказать, участниками слав ных побед и дальних плаваний русских моряков. Ю . САМСОНОВ. (АПН). РЫБНЫЙ МУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz