Рыбный Мурман. 1990 г. Октябрь.

C l ... ' i> i i-v. детства • . : j ■ Иногда доводится слы­ шать мнение, что преступ­ ность велика потому, что суд и прокуратура не отправ­ ляют несовершеннолетних преступников в места лише- лшя свободы. Это ошибочное мнение. Да, суд не стремит­ ся лишить ребенка свободы. Но почему? Потому что ус­ ловия содержания в колонии детей не только жестоки, но и зачастую губительны. Слишком большие сроки на­ казания определены нашим законодательством; пробыть в неволе год — непосильное испытание для детской пси­ хики, ведь для них даже одни день длится гораздо дольше, чем для взрослого. Подросток не выдерживает, подрывается его здоровье, трансформируется личность, г§ 2 вляются в душе озлоблен­ ность и недоверие ко всем. Кроме того, уголовные, бес­ человечные «законы», царя­ щие в потаенных недрах ко­ лонистского коллектива, вос­ питывают в подростках кри­ миногенные качества, и ча­ сто бывает, что оттуда они возвращаются не исправив­ шимися, а испорченными еще больше. Поэтому, если закон позволяет, суд стара­ ется оградить нарушившего закон подростка от этого за­ ведомо порочного пути. Мы считаем, что нужно в зако­ нодательстве уменьшить сро­ ки пребывания и изменить условия содержания несо­ вершеннолетних в колониях. Другая причина высокой нриминогенности среди мо­ лодежи — отсутствие чьей бы то ни было заботы о вос­ питании, начиная с дошколь­ ного возраста. Абсолютное большинство советских де­ тей посещают детские сады, затем школы. Там они про­ водят почти все время, лишь несколько часов пребывают в семье (минус время на про­ гулки, посещение библиотек, кружков, бассейна и т. д.). Таким образом, воспитание они получают в детском кол­ лективе. И каково же это воспитание? Посмотрите, ка­ кими дети приходят из пере­ полненных донельзя садов в переполненные же школы! Им не прививают элемен­ тарных правил и-навыков об­ щения, взаимоотношений, культуры поведения. Если в семье отсутствуют эти тра­ диции, то в детском саду тем более никто об этом не поза­ ботится. Школа, превращен­ ная в некий загон, только усугубляет процесс уничто­ жения личности в ребенке. Мы экономим на воспитании детей, а в конечном итоге — на нравственном состоянии будущего общества. Учителя в последнее вре­ мя не желают дополнительно заниматься с отстающими детьми, мотивируя тем, что им за это денег не платят. Но в этом ли причина? Ког­ да учителя действительно по­ лучали маленькую зарплату, среди них чаще встречались бескорыстные, болеющие за своих учеников люди. Совре­ менные же педагоги склон­ ны считать, что их дело — только давать знания, а ду­ ховное развитие детей, куль­ тура и воспитание в их обя­ занности не входят. И не стремятся вникать в под­ робности жизни и психоло­ гию своих учеников, не бы­ вают дома, понятия не име- ничьи ют, что там на душе у ре­ бенка, доверенного им. Но если не воспитывает учитель, то кто же? Родители заняты на производстве, да не у всех и знаний педагогиче­ ских достаточно, чтобы пол­ ностью заменить профессио­ нального воспитателя. А та­ ковой должен быть. Если учителям некогда занимать­ ся внутренним миром ребят (их в конце концов тоже в чем-то можно понять), то пусть в каждом классе будет воспитатель - профессионал, не отягощенный преподава­ нием предмета. Прагматичность нынеш­ них педагогов проявляется и в детях. Дочь скептически замечает маме (по профес­ сии судье): «И зачем было учиться в институте, чтобы так всю жизнь напрягаться — на работе измотаешься, потом дома допоздна сидишь над документами. Профес­ сию нужно выбирать так, чтобы и платили хорошо, и поменьше себя изводить». Вот плоды подобного «де­ шевого» коллективного Бое­ питания. Если у нашего по­ коления еще были какие-то идеалы, уверенность в обще­ стве, то нынешние дети ни во что не верят. Н. БАЛЫБИНА, Р. ШИЛОВ- СКАЯ, судьи Октябрьского райнарсуда. шшввяшшшшяшшшавшшжшкжэшат потерянныйдом 9 щимн остались только мате­ риальные заботы: как про­ кормиться, во что одеться, па что купить дорогую вещь. То есть отношения вполне формального свойства (как их ни окрашивай эмоцио­ нально). Бывает, в семье не с кем поделиться бедой. Когда вне­ шне поддерживаются «при­ личные» взаимоотношения, а по сути — взаимная глу­ хота, в такой атмосфере каж­ дый одинок. Но и это одино- ic c t b o настолько привычный атрибут советской семьи, что уже воспринимается как нор­ ма, не ведающая альтернати­ вы. С Л У Ч А ЕТ С Я У ПОДРО- ъ СТКА ДРАМА — ему <1 в голову не приходит де­ лился с домашними, все решает один. Оттого увели­ чивается количество суици­ дов, уходов из дома. При- jeM уходят подчас из внеш- ie благополучных семей. Уходят совсем еще дети. Уходят не потому, что есть *уда, а — в никуда. Все больше разводов. Все острее необходимость «телефонов доверия», потому что друго­ го способа общения нет, ма- ю позаботилось государство ] об иных вариантах «спасе- шя души». Нам есть с чем сравнить. Например, в США институт :емьи — чуть ли не самое •лавное. Берегут как зеницу жа. Кризисы его восприни­ маются болезненно и делает- :я все, чтобы их миновать. Гам понимают, что благопо­ лучие государства измеряет­ ся не цифрами из пятилетие- го плана, а настоящим бла­ гополучием семьи. Для нас N это удивительно, а в Амери­ ке «модна» многодетность, приоритетны старые добрые традиции. У ребенка, воспи­ танного в таком духе, оста­ ется в подсознании и переда­ ется следующим поколени­ ям, что жизнь в семье — это самое дорогое, самое хоро­ шее и прочное, что есть в жизни. Наши дети не знают это­ го чувства. Они живут в эпо­ ху иных примет: растет чис­ ло неблагополучных семей, где хронические распри взрослых деформируют дет­ скую психику; семей с роди- телями-алкоголиками; непол­ ных семей, где воспитание ребенка ущербно. У подрост­ ков отмечается распростра­ нение раннего алкоголизма: у одних наследственного (чьи родители спивались до анти­ алкогольной кампании), у других «благоприобретенно­ го». Если дети 50-х годов еще помнят уют больших семей, то нынешним трудно ощу­ тить скромное обаяние на­ стоящей семейственности. «Потерянное поколение» — эта формулировка продолжа­ ет звучать/ Мы должны ду­ мать, увы, уже не о детях, а о внуках: возрождать утра­ ченные традиции, приобщать к ним детей. Большая, друж­ ная семья легче переносит любые невзгоды и социаль­ ные потрясения. Но это только один из необходимых путей избавле­ ния от социопатии. Общест­ во само должно найти «нуж­ ные травы» от недугов. К сожалению, у нас все еще почти не изучают обществен­ ного мнения, мы не знаем, ОТ РЕДАКЦИИ. И все-та­ ки, что же нужно пред­ принимать для спасения нас от растущей агрессии детей, а детей — от гу­ бительных для их судеб колоний! Мнения высказа­ ны в «РМ» разные. Кажет­ ся, не все правы, но навя­ зывать резюме не стоит. Вам, читатель, гражданин города, размышлять. действовать. Или зевнуть в очередной раз. Это уж в зависимости от вашей за­ интересованности. что мы собой представляем. Нам неизвестен наш собст­ венный облик — интеллекту­ альный, мировоззренческий, морально-этический, полити­ ческий и т. д. — следова­ тельно, трудно угадываемо будущее. Несомненная со­ циальная польза института Гэллапа нас ничему не учит. Так что же нам необходимо? Умножение числа дружин­ ников или возрождение ре­ лигии? Спонсирование клу­ бов или узаконивание прав человека? Не будем гадать. Термины «заниматься воспитанием», «профессия воспитатель» — надуманны по форме, фаль­ шивы по сути. Воспитывает все: учитель, ведущий урок, уборщица, гнущая спину над бумажкой, строитель, по­ строивший школу, водитель, ведущий троллейбус... И га­ зон городской, и афиша на заборе, и чайник на домаш­ ней кухне. Какова окружаю­ щая жизнь — добрая и светлая или мрачная и не­ опрятная — таковым и ре­ бенок растет. А. ВАЛАМИН, подростковый врач-психи­ атр. Опубликован проект Государственной программы ох* раны окружающей среды и рационального использо­ вания природных ресурсов СССР на 1991—1995 годы и на перспективу до 2005 года. Уже в первом ее разде­ ле говорится, что наиболее загрязненными в стране, наряду с другими, являются воды рек и озер Кольско­ го полуострова, что наиболее напряженная экологиче­ ская обстановка сложилась в Баренцевом море, других районах Арктики. Однако в «постановляющем» разделе, например, Кольский залив даже не упомянут, отмечается только, что в Мурманской области главными направлениями улучшения экологической обстановки являются сниже­ ние к 1996 (!) году выбросов в воздушный бассейн до установленных нормативов и прекращения сбросов за­ грязненных сточных вод всеми предприятиями области. Значит, еще пять лет, почти две тысячи дней и но­ чей, реки и ручьи будут нести свои убийственные мут­ ные воды. Публикуем полный текст раздела «Зона Арктики». Чи­ татели сами смогут убедиться в реальности программы -и высказать свои соображения. Государственная программа защиты природы Зона Арктики Разработать программу дол­ говременного экологически сбалансированного природо­ пользования в Арктике на ос­ нове приоритета традиционных форм природопользования и социально-культурного разви­ тия коренного населения ре­ гиона. Учитывая значение арктиче­ ского региона в формирова­ нии современного климата планеты и стабилизации уров­ ня Мирового океана, а также как крупнейшего территориа­ льно-ресурсного резерва СССР: разработать региональные экологические нормативы, рег­ ламентирующие хозяйствен­ ную деятельность в пределах береговой зоны,- шельфа и в открытых морях советского сектора Арктики; создать сеть особо охраня­ емых территорий и акваторий различного статуса, включая международные охраняемые комплексы; прекратить сброс неочищен­ ных сточных вод в водоемы бассейнов северных морей к 1995 году; разработать эффективные методы рекультивации тунд­ рового почвенно-растительно­ го покрова; обеспечить надежную охра­ ну от пожаров оленьих паст­ бищ и притундровых лесов. Для оздоровления экологи­ ческой обстановки в городе Норильске: обеспечить выполнение воз­ духоохранных мероприятий по поэтапному снижению выбро­ сов соединений серы и дру­ гих вредных веществ до уста­ новленных нормативов; снизить к 1995 году на 15— 20 процентов забор боды на производственные и хозбыто- вые нужды; обеспечить к 1995 году до­ стижение уровня предельно допустимых сбросов вредных Ееществ в водоемы. За счет внедрения новых технологий и систем очистки на Норильском горно-метал­ лургическом комбинате обес­ печить снижение выбросов сернистого ангидрида. Главными направлениями улучшения экологической об­ становки в Мурманской обла­ сти являются снижение к 1996 году выбросов в воздушный бассейн до установленных нор­ мативов и прекращение сбро­ сов загрязненных сточных вод всеми предприятиями области. Первоочередными природо­ охранными мероприятиями яв­ ляются: строительство и в е о д в экс­ плуатацию до 1995 года цехов и объектов, обеспечивающих утилизацию серы и других вредных веществ из отходя­ щих газов на комбинатах «Пе- ченганикель», «Североникель» и на Кандалакшском алюми­ ниевом заводе; разработка и внедрение тех­ нологии доочистки промыш­ ленных и шахтных вод на ком­ бинатах «Североникель», «Пе- ченганикель» и Ковдорском горно-обогатительном комби­ нате. В целях максимального со­ хранения экологической систе­ мы Ямала: запретить ввод в эксплуата­ цию новых мощностей, гсзс- и нефтедобычи без осуществ­ ления комплекса мероприятий, исключающих отрицательное влияние на состояние природ­ ной среды; ограничить хозяйственное освоение региона, имея в ви­ ду создание условий, обеспе­ чивающих сохранение среды обитания животных, в том чи­ сле рыб; разработать и внедрить эко­ логически безопасные методы освоения нефтяных и газовых месторождений. ОТ РЕДАКЦИИ. Просим на­ ших читателей высказать свои мнения об этой программе. Глазами карикатуриста Рис. В. ТАРАСЕНКО . РЫБНЫЙМУРМАН 13 26октября 190года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz