Рыбный Мурман. 1990 г. Октябрь.
C l ... ' i> i i-v. детства • . : j ■ Иногда доводится слы шать мнение, что преступ ность велика потому, что суд и прокуратура не отправ ляют несовершеннолетних преступников в места лише- лшя свободы. Это ошибочное мнение. Да, суд не стремит ся лишить ребенка свободы. Но почему? Потому что ус ловия содержания в колонии детей не только жестоки, но и зачастую губительны. Слишком большие сроки на казания определены нашим законодательством; пробыть в неволе год — непосильное испытание для детской пси хики, ведь для них даже одни день длится гораздо дольше, чем для взрослого. Подросток не выдерживает, подрывается его здоровье, трансформируется личность, г§ 2 вляются в душе озлоблен ность и недоверие ко всем. Кроме того, уголовные, бес человечные «законы», царя щие в потаенных недрах ко лонистского коллектива, вос питывают в подростках кри миногенные качества, и ча сто бывает, что оттуда они возвращаются не исправив шимися, а испорченными еще больше. Поэтому, если закон позволяет, суд стара ется оградить нарушившего закон подростка от этого за ведомо порочного пути. Мы считаем, что нужно в зако нодательстве уменьшить сро ки пребывания и изменить условия содержания несо вершеннолетних в колониях. Другая причина высокой нриминогенности среди мо лодежи — отсутствие чьей бы то ни было заботы о вос питании, начиная с дошколь ного возраста. Абсолютное большинство советских де тей посещают детские сады, затем школы. Там они про водят почти все время, лишь несколько часов пребывают в семье (минус время на про гулки, посещение библиотек, кружков, бассейна и т. д.). Таким образом, воспитание они получают в детском кол лективе. И каково же это воспитание? Посмотрите, ка кими дети приходят из пере полненных донельзя садов в переполненные же школы! Им не прививают элемен тарных правил и-навыков об щения, взаимоотношений, культуры поведения. Если в семье отсутствуют эти тра диции, то в детском саду тем более никто об этом не поза ботится. Школа, превращен ная в некий загон, только усугубляет процесс уничто жения личности в ребенке. Мы экономим на воспитании детей, а в конечном итоге — на нравственном состоянии будущего общества. Учителя в последнее вре мя не желают дополнительно заниматься с отстающими детьми, мотивируя тем, что им за это денег не платят. Но в этом ли причина? Ког да учителя действительно по лучали маленькую зарплату, среди них чаще встречались бескорыстные, болеющие за своих учеников люди. Совре менные же педагоги склон ны считать, что их дело — только давать знания, а ду ховное развитие детей, куль тура и воспитание в их обя занности не входят. И не стремятся вникать в под робности жизни и психоло гию своих учеников, не бы вают дома, понятия не име- ничьи ют, что там на душе у ре бенка, доверенного им. Но если не воспитывает учитель, то кто же? Родители заняты на производстве, да не у всех и знаний педагогиче ских достаточно, чтобы пол ностью заменить профессио нального воспитателя. А та ковой должен быть. Если учителям некогда занимать ся внутренним миром ребят (их в конце концов тоже в чем-то можно понять), то пусть в каждом классе будет воспитатель - профессионал, не отягощенный преподава нием предмета. Прагматичность нынеш них педагогов проявляется и в детях. Дочь скептически замечает маме (по профес сии судье): «И зачем было учиться в институте, чтобы так всю жизнь напрягаться — на работе измотаешься, потом дома допоздна сидишь над документами. Профес сию нужно выбирать так, чтобы и платили хорошо, и поменьше себя изводить». Вот плоды подобного «де шевого» коллективного Бое питания. Если у нашего по коления еще были какие-то идеалы, уверенность в обще стве, то нынешние дети ни во что не верят. Н. БАЛЫБИНА, Р. ШИЛОВ- СКАЯ, судьи Октябрьского райнарсуда. шшввяшшшшяшшшавшшжшкжэшат потерянныйдом 9 щимн остались только мате риальные заботы: как про кормиться, во что одеться, па что купить дорогую вещь. То есть отношения вполне формального свойства (как их ни окрашивай эмоцио нально). Бывает, в семье не с кем поделиться бедой. Когда вне шне поддерживаются «при личные» взаимоотношения, а по сути — взаимная глу хота, в такой атмосфере каж дый одинок. Но и это одино- ic c t b o настолько привычный атрибут советской семьи, что уже воспринимается как нор ма, не ведающая альтернати вы. С Л У Ч А ЕТ С Я У ПОДРО- ъ СТКА ДРАМА — ему <1 в голову не приходит де лился с домашними, все решает один. Оттого увели чивается количество суици дов, уходов из дома. При- jeM уходят подчас из внеш- ie благополучных семей. Уходят совсем еще дети. Уходят не потому, что есть *уда, а — в никуда. Все больше разводов. Все острее необходимость «телефонов доверия», потому что друго го способа общения нет, ма- ю позаботилось государство ] об иных вариантах «спасе- шя души». Нам есть с чем сравнить. Например, в США институт :емьи — чуть ли не самое •лавное. Берегут как зеницу жа. Кризисы его восприни маются болезненно и делает- :я все, чтобы их миновать. Гам понимают, что благопо лучие государства измеряет ся не цифрами из пятилетие- го плана, а настоящим бла гополучием семьи. Для нас N это удивительно, а в Амери ке «модна» многодетность, приоритетны старые добрые традиции. У ребенка, воспи танного в таком духе, оста ется в подсознании и переда ется следующим поколени ям, что жизнь в семье — это самое дорогое, самое хоро шее и прочное, что есть в жизни. Наши дети не знают это го чувства. Они живут в эпо ху иных примет: растет чис ло неблагополучных семей, где хронические распри взрослых деформируют дет скую психику; семей с роди- телями-алкоголиками; непол ных семей, где воспитание ребенка ущербно. У подрост ков отмечается распростра нение раннего алкоголизма: у одних наследственного (чьи родители спивались до анти алкогольной кампании), у других «благоприобретенно го». Если дети 50-х годов еще помнят уют больших семей, то нынешним трудно ощу тить скромное обаяние на стоящей семейственности. «Потерянное поколение» — эта формулировка продолжа ет звучать/ Мы должны ду мать, увы, уже не о детях, а о внуках: возрождать утра ченные традиции, приобщать к ним детей. Большая, друж ная семья легче переносит любые невзгоды и социаль ные потрясения. Но это только один из необходимых путей избавле ния от социопатии. Общест во само должно найти «нуж ные травы» от недугов. К сожалению, у нас все еще почти не изучают обществен ного мнения, мы не знаем, ОТ РЕДАКЦИИ. И все-та ки, что же нужно пред принимать для спасения нас от растущей агрессии детей, а детей — от гу бительных для их судеб колоний! Мнения высказа ны в «РМ» разные. Кажет ся, не все правы, но навя зывать резюме не стоит. Вам, читатель, гражданин города, размышлять. действовать. Или зевнуть в очередной раз. Это уж в зависимости от вашей за интересованности. что мы собой представляем. Нам неизвестен наш собст венный облик — интеллекту альный, мировоззренческий, морально-этический, полити ческий и т. д. — следова тельно, трудно угадываемо будущее. Несомненная со циальная польза института Гэллапа нас ничему не учит. Так что же нам необходимо? Умножение числа дружин ников или возрождение ре лигии? Спонсирование клу бов или узаконивание прав человека? Не будем гадать. Термины «заниматься воспитанием», «профессия воспитатель» — надуманны по форме, фаль шивы по сути. Воспитывает все: учитель, ведущий урок, уборщица, гнущая спину над бумажкой, строитель, по строивший школу, водитель, ведущий троллейбус... И га зон городской, и афиша на заборе, и чайник на домаш ней кухне. Какова окружаю щая жизнь — добрая и светлая или мрачная и не опрятная — таковым и ре бенок растет. А. ВАЛАМИН, подростковый врач-психи атр. Опубликован проект Государственной программы ох* раны окружающей среды и рационального использо вания природных ресурсов СССР на 1991—1995 годы и на перспективу до 2005 года. Уже в первом ее разде ле говорится, что наиболее загрязненными в стране, наряду с другими, являются воды рек и озер Кольско го полуострова, что наиболее напряженная экологиче ская обстановка сложилась в Баренцевом море, других районах Арктики. Однако в «постановляющем» разделе, например, Кольский залив даже не упомянут, отмечается только, что в Мурманской области главными направлениями улучшения экологической обстановки являются сниже ние к 1996 (!) году выбросов в воздушный бассейн до установленных нормативов и прекращения сбросов за грязненных сточных вод всеми предприятиями области. Значит, еще пять лет, почти две тысячи дней и но чей, реки и ручьи будут нести свои убийственные мут ные воды. Публикуем полный текст раздела «Зона Арктики». Чи татели сами смогут убедиться в реальности программы -и высказать свои соображения. Государственная программа защиты природы Зона Арктики Разработать программу дол говременного экологически сбалансированного природо пользования в Арктике на ос нове приоритета традиционных форм природопользования и социально-культурного разви тия коренного населения ре гиона. Учитывая значение арктиче ского региона в формирова нии современного климата планеты и стабилизации уров ня Мирового океана, а также как крупнейшего территориа льно-ресурсного резерва СССР: разработать региональные экологические нормативы, рег ламентирующие хозяйствен ную деятельность в пределах береговой зоны,- шельфа и в открытых морях советского сектора Арктики; создать сеть особо охраня емых территорий и акваторий различного статуса, включая международные охраняемые комплексы; прекратить сброс неочищен ных сточных вод в водоемы бассейнов северных морей к 1995 году; разработать эффективные методы рекультивации тунд рового почвенно-растительно го покрова; обеспечить надежную охра ну от пожаров оленьих паст бищ и притундровых лесов. Для оздоровления экологи ческой обстановки в городе Норильске: обеспечить выполнение воз духоохранных мероприятий по поэтапному снижению выбро сов соединений серы и дру гих вредных веществ до уста новленных нормативов; снизить к 1995 году на 15— 20 процентов забор боды на производственные и хозбыто- вые нужды; обеспечить к 1995 году до стижение уровня предельно допустимых сбросов вредных Ееществ в водоемы. За счет внедрения новых технологий и систем очистки на Норильском горно-метал лургическом комбинате обес печить снижение выбросов сернистого ангидрида. Главными направлениями улучшения экологической об становки в Мурманской обла сти являются снижение к 1996 году выбросов в воздушный бассейн до установленных нор мативов и прекращение сбро сов загрязненных сточных вод всеми предприятиями области. Первоочередными природо охранными мероприятиями яв ляются: строительство и в е о д в экс плуатацию до 1995 года цехов и объектов, обеспечивающих утилизацию серы и других вредных веществ из отходя щих газов на комбинатах «Пе- ченганикель», «Североникель» и на Кандалакшском алюми ниевом заводе; разработка и внедрение тех нологии доочистки промыш ленных и шахтных вод на ком бинатах «Североникель», «Пе- ченганикель» и Ковдорском горно-обогатительном комби нате. В целях максимального со хранения экологической систе мы Ямала: запретить ввод в эксплуата цию новых мощностей, гсзс- и нефтедобычи без осуществ ления комплекса мероприятий, исключающих отрицательное влияние на состояние природ ной среды; ограничить хозяйственное освоение региона, имея в ви ду создание условий, обеспе чивающих сохранение среды обитания животных, в том чи сле рыб; разработать и внедрить эко логически безопасные методы освоения нефтяных и газовых месторождений. ОТ РЕДАКЦИИ. Просим на ших читателей высказать свои мнения об этой программе. Глазами карикатуриста Рис. В. ТАРАСЕНКО . РЫБНЫЙМУРМАН 13 26октября 190года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz