Рыбный Мурман. 1990 г. Октябрь.
1 ! I.« 1 t ► 5Г( I I i £I i : •: ( вопросы Основная причина роста преступности — общая не благополучная ситуация в стране. Этот объективный фа ктор отражается па всех сфе рах нашей жизни. Вторая причина — то, что нет исполнительного ор гана, который бы занимался именно молодежью. У комсо мола другие задачи, как у ор ганизации политической. -У комиссии в Советах — зако нодательные функции. А пре творять эти законы в жизнь и отстаивать права молодежи в практических вопросах не кому. Необходимо создать комитеты по делам молоде жи при исполкомах. Это, на наш взгляд, первоочередная задача. В-третьих. Школьные учи теля заявляют, что не они должны воспитывать, их за дача — обучать детей. И школьники предоставлены улице. Так пусть хоть там они обретут себе падежных воспитателей. Мы считаем, что нужно вводить в практи ку профессиональных воспи тателей по месту жительства. Вот, например, в Первомай ском районе действует обще ственный комитет самоуправ ления (его спонсирует коопе ратив). Там специально вы делили людей для работы с молодежью. Они знают напе речет трудных подростков в районе. Работают по трем на правлениям: трудоустройство, обеспечение занятости ребят и патрулирование по улицам. Другой пример: созданное весной обкомом комсомола и УВД совместное коммерчес кое предприятие — област ной Центр по профилактике правонарушений:. Не секрет, что рост преступности связы вают и с исчезновением доб ровольной народной дружи ны. Работники нашего Цент ра патрулируют по улицам, договариваясь с исполко мами обслуживаемой тер ритории и предприятия ми; следят за порядком в ка фе, на танцевальных вечерах, концертах, в ДК, клубах и т. д., предоставляем рабочую силу кооперативам (тем са мым и трудоустраиваем под ростков) — тоже на договор ной основе. Услуги эти плат ные. Заработанные деньги мы пускаем на работу с несовер шеннолетними. Четвертый фактор — . нет постоянной материальной ба зы для отдыха молодежи. Много у нас кинотеатров, спортзалов, бассейнов, стади онов, но они работают впол силы, слабо посещаются. Мо лодежные культурные цент ры ударились в коммерцию, потому что иначе им не вы жить, развалятся. Молодеж ные кафе не способны себя окупить — прекратили суще ствование. Во всех кафе те перь продают спиртное — подросткам вход закрыт. Где же им проводить досуг? Повторю: общая неблагопо лучная ситуация в стране; отсутствие исполнительного органа, который занимался бы молодежью; нехватка профессиональных воспитате лей по месту жительства; слабая материальная база для отдыха. — Вот основные, по моему мнению, причины роста под ростковой преступности. О. ЛЕБЕДЕВ, секретарь обкома ВЛКСМ. Б” Цифры по правонарушениям сре ди несовершеннолетних вызывают хревогу, не сравнимую с прошлыми годами. Факты из уголовных дел обескураживают: откуда в молодых душах столько хладнокровной оз лобленности! В чем причина этой волны насилия! В самих ли подрост ках или в нас, взрослых! Или объ ективные причины в больном обще стве правят этим шабашем! Мы узнали мнение священника, отца Никодима: дети брошены на произвол судьбы, нет у них в этом сложном мире истинного поводыря, способного вести детские души к добру («Без Учителя»). «Я думаю, что таково воспитание — дома, в школе, на улице... Зажи точность, полная свобода, никаких забот», — высказалась о самой себе малолетняя подсудимая, дочь капи тана дальнего плавания («Боюсь за себя!»]. Да, для моряков проблема актуальна тем, что их дети подолгу воспитываются без отца во время длительных рейсов. Недавно довелось наблюдать двух парней школьного возраста, лихо Общество. Личность. Мораль управлявшихся с лопатами во ДЕОре Художественного музея. Подростки ищут заработок, хотят работать. Еще раз вернемся к беседе на эту тему с Валентином Кальте, начальником областной инспекции по делам несо вершеннолетних: — Куда податься пареньку, остав шемуся без учебы и без работы! Прием в профтехучилища сокращен, в 9—10 классах средней школь; уче ба усложнилась, отбор туда строгий. Ему бы продолжить образование в вечерней школе и работать — но никуда не устроиться без знакомст ва. Он хочет сам зарабатывать день ги (жизнь-то дорожает), приобрести профессию, быть самостоятельным. Это очень важная пора в жизни: парень сам намерен трудиться, он заинтересован в этом, еще не при вык к иждивенчеству в результате вынужденного тунеядства. Но — на предприятиях нынче с большим рве нием подсчитывают каждую хозрас- СО СО со о э с о 36 четную копеечку, там не нужен ни чего не умеющий школяр, которого еще нужно учить специальности. Так групповой производственный эгоизм порождает «потерянное поколение», оставшееся не у дел и несущее по тенциально проблемы куда более неприятные для общества. Много неработающих — растет преступ ность, это закономерно. Не хотят понять производственники, что сего дняшний несмышленый ученик — это завтра полноценный рабочий, молодой, энергичный, перспектив ный и более полезный, чем «не ню хавший пороха» выходец из училища. Трудоустройство несовершенно летних — больной вопрос. Не прав да ли, странно, что он не решается в стране, где на городских улицах завалы мусора, где некому урожай с полей убрать! Разговор продолжают комсомоль ский вожак, народные судьи, под ростковый психотерапевт. а «Потерянное поколение»? Или Г УЩ ЕС Т ВУ ЕТ РАСХО- ^ /НЕЕ МНЕНИЕ, что рост преступности среди не совершеннолетних — след ствие психопатпзацин подро стка. Отговорка, самое лег кое из объяснений. Это есть, но это не главное. Что спе циалисты называют психопа тией? Всего лишь гиперболи зирование одного из лично стных качеств. Да, психопати- зацпя в обществе очевидна — в силу стрессов, алкого лизации и т. д. Как и прес тупность, это такое же след ствие более сложных социа льных причин. Часто — кон фликта личности и общества. Эта социальная проблема по чему-то редко рассматривает ся при изучении причин пре ступности вообще и подрост ковой в частности. Объектив ное противоречие между лич ностью и обществом — паша давняя, но замалчиваемая реальность — стала причи ной социальной патологии. Молодой человек в силу «трудного» возраста испы тывает дисгармонию в отно шениях с окружающими. В школе — раздражение учи телей, в общественных мес тах — негодование, но самое главное — в семье он тоже не ценность. Подросток вез де ощущает свою ненуж ность, всем он обуза. Един ственная среда, не отталки вающая его, — это •сверст ники, двор, улица. .Там он заслуживает внимание, по хвалу, там находит авторите ты и объекты для подража ния. И если кто-то скажет: «Ты парень класс, ты то, что надо» — это будет приори тетная оценка. И ради нее, чтобы самоутвердиться, он готов на любые поступки. В том числе и на преступление, если этого от него ждут. Он оказывается в криминальной группировке среди таких же, как сам, отвергнутых в шко ле. семье. Почему же так происхо дит, что парень сызмала чув ствует себя не гражданином общества, а его антиподом, разрушителем? Такое отно шение формируют государ ство, школа, семья вкупе — и ни в каком случае не по рознь. Н АШ Е ГОСУДАРСТВО никогда не интересова ла личность (разве что на бумаге), поскольку официаль ная идеология всегда проти вопоставляла «плохой» бур жуазный индивидуализм «хо рошему» социалистическому коллективизму. Отсюда — многолетнее попирание прав человека, воспитанное прене брежение к личному мнению и принципиальной позиции («Коллектив всегда прав», «Ты плюешь -— коллектив утрется, коллектив плюнет — ты утонешь» и т. д.), уни чтоженная возможность вы бора в индивидуальном воспи тании и образовании (цер ковь, гувернеры н прочие «пережитки»). Личность на сильно нивелировалась, ущемлялись малейшие ее ин тересы, начиная с детского сада (есть, спать, гулять — по команде), школы («всеоб щее среднее образование»!), училища или вуза. Чем тота литарное государство может воздействовать на личность? Только тоталитарными, а сле довательно, формальными средствами: например, созда ваемыми повсеместно и по единому образцу комиссиями, комитетами, инспекциями, клубами, «детскими комна тами» и «красными уголка ми». Система сколь строй ная, столь и бесполезная, в чем убеждаемся снова и сно ва. Любая из этих организа ций, какие бы там ни рабо тали умелые, талантливые люди, — не способна что-ли бо принципиально изменить, и процесс подростковой кри минальности остается сти хийным, неуправляемым, не послушным государствен ной машине. Ш КОЛА Т А К Ж Е НЕ ВЛАД ЕЕТ ситуацией. В силу косности учителей (сейчас больше, чем ранее, распространенное явление), само)! педагогической науки, оторванности педагогов от подросткового микромира. Даже опытные, умные педа гоги далеки от молодежи, не могут установить дове рительного контакта. Потому что повелось из начальных еще классов, что учитель — это руководитель, и не мо жет быть иных отношений кроме принуждение-подчи нение. Г ЕМ ЬЯ — ВОТ ПЕР- ^ В ЕЙ ШИП из приори тетов во все времена. Семей ное влияние на молодую личность — самое важное и сильное. Но у нас и этот ин ститут деформирован. Пре стиж семьи сменил в эти ческой иерархии престиж профессии, партийности, со циального статуса, матери альной обеспеченности. Пер вое социалистическое госу дарство отнеслось к семье пренебрежительно, формаль но — не как к самостоятель ной сущности, а как к «ячей ке общества». Атмосфера тоталитарного режима отрав ляла и семью, которая вос принималась — и даже бы ла воспета в литературе то го времени — по образцу предприятия: начальник, за меститель, подчиненные. «Ячейка советского общест ва», «Семейный коллектив». Десятилетиями под этими ло зунгами нивелировались, ис сушались семейные отноше ния, высмеивались и вытрав лялись богатые националь ные семейные традиции. А новые — искусственные — не прижились. Мы уже не живем несколькими родст венными семьями в большом отчем доме. Не собираемся вечером за общим столо] или в одной комнате за седой или чтением вслух (в лучшем случае — на. кухне за коротким чаем или перед телевизором — молча). По пробуйте найти в выходной развлечение для всей семьи — такого попросту нет, не запланировано. Только по отдельности для детей, для взрослых, для стариков. Не вызываем к захворавшему семейного врача, поскольку традиция семейной терапии выкорчевана с корнем. А семья без традиций — всего лишь вместе прожи вающие люди. Ничто их не объединяет, у каждого свои интересы, далекие от семей ного очага и «независимые» (только от кого?): у мамы — работа плюс подруги, у па пы — работа плюс хобби (автомобиль, футбол, газеты, друзья), у сына или дочери — школа, тусовка. Нет об щих этических мостков. 06- 26октября 190года; 12 РЫБНЫЙ МУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz