Рыбный Мурман. 1990 г. Октябрь.

1 ! I.« 1 t ► 5Г( I I i £I i : •: ( вопросы Основная причина роста преступности — общая не­ благополучная ситуация в стране. Этот объективный фа­ ктор отражается па всех сфе­ рах нашей жизни. Вторая причина — то, что нет исполнительного ор­ гана, который бы занимался именно молодежью. У комсо­ мола другие задачи, как у ор­ ганизации политической. -У комиссии в Советах — зако­ нодательные функции. А пре­ творять эти законы в жизнь и отстаивать права молодежи в практических вопросах не­ кому. Необходимо создать комитеты по делам молоде­ жи при исполкомах. Это, на наш взгляд, первоочередная задача. В-третьих. Школьные учи­ теля заявляют, что не они должны воспитывать, их за­ дача — обучать детей. И школьники предоставлены улице. Так пусть хоть там они обретут себе падежных воспитателей. Мы считаем, что нужно вводить в практи­ ку профессиональных воспи­ тателей по месту жительства. Вот, например, в Первомай­ ском районе действует обще­ ственный комитет самоуправ­ ления (его спонсирует коопе­ ратив). Там специально вы­ делили людей для работы с молодежью. Они знают напе­ речет трудных подростков в районе. Работают по трем на­ правлениям: трудоустройство, обеспечение занятости ребят и патрулирование по улицам. Другой пример: созданное весной обкомом комсомола и УВД совместное коммерчес­ кое предприятие — област­ ной Центр по профилактике правонарушений:. Не секрет, что рост преступности связы­ вают и с исчезновением доб­ ровольной народной дружи­ ны. Работники нашего Цент­ ра патрулируют по улицам, договариваясь с исполко­ мами обслуживаемой тер­ ритории и предприятия­ ми; следят за порядком в ка­ фе, на танцевальных вечерах, концертах, в ДК, клубах и т. д., предоставляем рабочую силу кооперативам (тем са­ мым и трудоустраиваем под­ ростков) — тоже на договор­ ной основе. Услуги эти плат­ ные. Заработанные деньги мы пускаем на работу с несовер­ шеннолетними. Четвертый фактор — . нет постоянной материальной ба­ зы для отдыха молодежи. Много у нас кинотеатров, спортзалов, бассейнов, стади­ онов, но они работают впол­ силы, слабо посещаются. Мо­ лодежные культурные цент­ ры ударились в коммерцию, потому что иначе им не вы­ жить, развалятся. Молодеж­ ные кафе не способны себя окупить — прекратили суще­ ствование. Во всех кафе те­ перь продают спиртное — подросткам вход закрыт. Где же им проводить досуг? Повторю: общая неблагопо­ лучная ситуация в стране; отсутствие исполнительного органа, который занимался бы молодежью; нехватка профессиональных воспитате­ лей по месту жительства; слабая материальная база для отдыха. — Вот основные, по моему мнению, причины роста под­ ростковой преступности. О. ЛЕБЕДЕВ, секретарь обкома ВЛКСМ. Б” Цифры по правонарушениям сре­ ди несовершеннолетних вызывают хревогу, не сравнимую с прошлыми годами. Факты из уголовных дел обескураживают: откуда в молодых душах столько хладнокровной оз­ лобленности! В чем причина этой волны насилия! В самих ли подрост­ ках или в нас, взрослых! Или объ­ ективные причины в больном обще­ стве правят этим шабашем! Мы узнали мнение священника, отца Никодима: дети брошены на произвол судьбы, нет у них в этом сложном мире истинного поводыря, способного вести детские души к добру («Без Учителя»). «Я думаю, что таково воспитание — дома, в школе, на улице... Зажи­ точность, полная свобода, никаких забот», — высказалась о самой себе малолетняя подсудимая, дочь капи­ тана дальнего плавания («Боюсь за себя!»]. Да, для моряков проблема актуальна тем, что их дети подолгу воспитываются без отца во время длительных рейсов. Недавно довелось наблюдать двух парней школьного возраста, лихо Общество. Личность. Мораль управлявшихся с лопатами во ДЕОре Художественного музея. Подростки ищут заработок, хотят работать. Еще раз вернемся к беседе на эту тему с Валентином Кальте, начальником областной инспекции по делам несо­ вершеннолетних: — Куда податься пареньку, остав­ шемуся без учебы и без работы! Прием в профтехучилища сокращен, в 9—10 классах средней школь; уче­ ба усложнилась, отбор туда строгий. Ему бы продолжить образование в вечерней школе и работать — но никуда не устроиться без знакомст­ ва. Он хочет сам зарабатывать день­ ги (жизнь-то дорожает), приобрести профессию, быть самостоятельным. Это очень важная пора в жизни: парень сам намерен трудиться, он заинтересован в этом, еще не при­ вык к иждивенчеству в результате вынужденного тунеядства. Но — на предприятиях нынче с большим рве­ нием подсчитывают каждую хозрас- СО СО со о э с о 36 четную копеечку, там не нужен ни­ чего не умеющий школяр, которого еще нужно учить специальности. Так групповой производственный эгоизм порождает «потерянное поколение», оставшееся не у дел и несущее по­ тенциально проблемы куда более неприятные для общества. Много неработающих — растет преступ­ ность, это закономерно. Не хотят понять производственники, что сего­ дняшний несмышленый ученик — это завтра полноценный рабочий, молодой, энергичный, перспектив­ ный и более полезный, чем «не ню­ хавший пороха» выходец из училища. Трудоустройство несовершенно­ летних — больной вопрос. Не прав­ да ли, странно, что он не решается в стране, где на городских улицах завалы мусора, где некому урожай с полей убрать! Разговор продолжают комсомоль­ ский вожак, народные судьи, под­ ростковый психотерапевт. а «Потерянное поколение»? Или Г УЩ ЕС Т ВУ ЕТ РАСХО- ^ /НЕЕ МНЕНИЕ, что рост преступности среди не­ совершеннолетних — след­ ствие психопатпзацин подро­ стка. Отговорка, самое лег­ кое из объяснений. Это есть, но это не главное. Что спе­ циалисты называют психопа­ тией? Всего лишь гиперболи­ зирование одного из лично­ стных качеств. Да, психопати- зацпя в обществе очевидна — в силу стрессов, алкого­ лизации и т. д. Как и прес­ тупность, это такое же след­ ствие более сложных социа­ льных причин. Часто — кон­ фликта личности и общества. Эта социальная проблема по­ чему-то редко рассматривает­ ся при изучении причин пре­ ступности вообще и подрост­ ковой в частности. Объектив­ ное противоречие между лич­ ностью и обществом — паша давняя, но замалчиваемая реальность — стала причи­ ной социальной патологии. Молодой человек в силу «трудного» возраста испы­ тывает дисгармонию в отно­ шениях с окружающими. В школе — раздражение учи­ телей, в общественных мес­ тах — негодование, но самое главное — в семье он тоже не ценность. Подросток вез­ де ощущает свою ненуж­ ность, всем он обуза. Един­ ственная среда, не отталки­ вающая его, — это •сверст­ ники, двор, улица. .Там он заслуживает внимание, по­ хвалу, там находит авторите­ ты и объекты для подража­ ния. И если кто-то скажет: «Ты парень класс, ты то, что надо» — это будет приори­ тетная оценка. И ради нее, чтобы самоутвердиться, он готов на любые поступки. В том числе и на преступление, если этого от него ждут. Он оказывается в криминальной группировке среди таких же, как сам, отвергнутых в шко­ ле. семье. Почему же так происхо­ дит, что парень сызмала чув­ ствует себя не гражданином общества, а его антиподом, разрушителем? Такое отно­ шение формируют государ­ ство, школа, семья вкупе — и ни в каком случае не по­ рознь. Н АШ Е ГОСУДАРСТВО никогда не интересова­ ла личность (разве что на бумаге), поскольку официаль­ ная идеология всегда проти­ вопоставляла «плохой» бур­ жуазный индивидуализм «хо­ рошему» социалистическому коллективизму. Отсюда — многолетнее попирание прав человека, воспитанное прене­ брежение к личному мнению и принципиальной позиции («Коллектив всегда прав», «Ты плюешь -— коллектив утрется, коллектив плюнет — ты утонешь» и т. д.), уни­ чтоженная возможность вы­ бора в индивидуальном воспи­ тании и образовании (цер­ ковь, гувернеры н прочие «пережитки»). Личность на­ сильно нивелировалась, ущемлялись малейшие ее ин­ тересы, начиная с детского сада (есть, спать, гулять — по команде), школы («всеоб­ щее среднее образование»!), училища или вуза. Чем тота­ литарное государство может воздействовать на личность? Только тоталитарными, а сле­ довательно, формальными средствами: например, созда­ ваемыми повсеместно и по единому образцу комиссиями, комитетами, инспекциями, клубами, «детскими комна­ тами» и «красными уголка­ ми». Система сколь строй­ ная, столь и бесполезная, в чем убеждаемся снова и сно­ ва. Любая из этих организа­ ций, какие бы там ни рабо­ тали умелые, талантливые люди, — не способна что-ли­ бо принципиально изменить, и процесс подростковой кри­ минальности остается сти­ хийным, неуправляемым, не послушным государствен­ ной машине. Ш КОЛА Т А К Ж Е НЕ ВЛАД ЕЕТ ситуацией. В силу косности учителей (сейчас больше, чем ранее, распространенное явление), само)! педагогической науки, оторванности педагогов от подросткового микромира. Даже опытные, умные педа­ гоги далеки от молодежи, не могут установить дове­ рительного контакта. Потому что повелось из начальных еще классов, что учитель — это руководитель, и не мо­ жет быть иных отношений кроме принуждение-подчи­ нение. Г ЕМ ЬЯ — ВОТ ПЕР- ^ В ЕЙ ШИП из приори­ тетов во все времена. Семей­ ное влияние на молодую личность — самое важное и сильное. Но у нас и этот ин­ ститут деформирован. Пре­ стиж семьи сменил в эти­ ческой иерархии престиж профессии, партийности, со­ циального статуса, матери­ альной обеспеченности. Пер­ вое социалистическое госу­ дарство отнеслось к семье пренебрежительно, формаль­ но — не как к самостоятель­ ной сущности, а как к «ячей­ ке общества». Атмосфера тоталитарного режима отрав­ ляла и семью, которая вос­ принималась — и даже бы­ ла воспета в литературе то­ го времени — по образцу предприятия: начальник, за­ меститель, подчиненные. «Ячейка советского общест­ ва», «Семейный коллектив». Десятилетиями под этими ло­ зунгами нивелировались, ис­ сушались семейные отноше­ ния, высмеивались и вытрав­ лялись богатые националь­ ные семейные традиции. А новые — искусственные — не прижились. Мы уже не живем несколькими родст­ венными семьями в большом отчем доме. Не собираемся вечером за общим столо] или в одной комнате за седой или чтением вслух (в лучшем случае — на. кухне за коротким чаем или перед телевизором — молча). По­ пробуйте найти в выходной развлечение для всей семьи — такого попросту нет, не запланировано. Только по отдельности для детей, для взрослых, для стариков. Не вызываем к захворавшему семейного врача, поскольку традиция семейной терапии выкорчевана с корнем. А семья без традиций — всего лишь вместе прожи­ вающие люди. Ничто их не объединяет, у каждого свои интересы, далекие от семей­ ного очага и «независимые» (только от кого?): у мамы — работа плюс подруги, у па­ пы — работа плюс хобби (автомобиль, футбол, газеты, друзья), у сына или дочери — школа, тусовка. Нет об­ щих этических мостков. 06- 26октября 190года; 12 РЫБНЫЙ МУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz