Рыбный Мурман. 1990 г. Октябрь.
\1/ИЗНЬ в доме Ворониных, ***• а он стоял на высоком берегу реки Сумы, около Мельничного моста, из поко ления в поколение была свя зана с морем, с рыбой. Еще в Двинской летописи XVII ве ка упоминался «гость» из Сум ского посада Володимир Во ронин, через двести лет про славился другой Воронин — Федор, он спас иностранцев- полярников. Вот его-то внуком и стал знаменитый полярный капитан. О своих дальних и ближних предках Владимир Иванович Воронин говорил, что они «существовали мо рем». Они плавали на Мурман и в Норвегию за рыбой, на Новую Землю за зверем, от правлялись на китовый промы сел к Груманту. В семье Ворониных было много детей (шесть сыновей, а седьмая — дочка Анюта), но мало достатка. Потому и де ти впрягались в работу, как только приходил срок. А был он ранним: Владимир стал зуй ком на восьмом году. В мае 1898 года отец взял его в сзою артель и повез на Мурман. На всю жизнь запомнилось Володе это первое большое плавание: и слезы матери — Софьи Тимофеевны, и напут ствие сельчан: «Сохранно вам плавать», и низкие приморские берега, сначала по правому, потом по левому борту; и сло ва отца: «Прошли Поной, не кличут домой». Не знал, не ведал мальчишка, что пройдут годы, и на этом самом паро ходе (его звали «Савватий») он будет плавать старшим по мощником капитана. А пока Воронины — отец и три сына ~ направлялись на Мурманский берег в Гаврило- во ловить треску. Тяжела бы ла доля покрученников — три- четыре выхода в море ежесу точно. Надо было наживить яруса, поставить их/ затем ос мотреть, снять рыбу, обрабо тать ее. Доставалось всем — и взрослым, и подросткам, и де тям. Отсыпались лишь в непо году. Но зуйки учились у по моров — как ловить рыбу, как определять погоду, как найти выход из сложных поло жений. В десять лет Володя Воро нин стал плавать на паруснике «Иоанн Предтеча», который ходил между Архангельском и норвежскими портами, достав ляя лес, муку и другие това ры. Был он •— по-нынешнему — юнгой: делал все, что при кажу^ За сезон получал 25 рублей, 10 пудов рыбы плюс пропитание, одежда и бахилы. Но главное — он стал моря ком, ему доверяли и за рулем постоять. Много позднее Вла димир Иванович вспоминал: «Мать всегда мечтала сделать своих сыновей хорошими мо ряками... Именно мать настоя ла на том, чтобы все мы по ступили на суда». Зимой мальчик учился в приходском училище, а летом плавал: на паруснике «Надеж да», на пароходе «Савватий». Ходил вдоль побережья с гид рографами, узнал асе бухты и мысы, заливы и проливы. Шестк навигаций ходил на Но вую Землю. Капитан «Савва- тия» А. Г. Рубинштейн был до волен Ворониным — дисципли нирован, спокоен, хладнокро вен в стрессовых обстоятель ствах, требователен к подчи ненным, справедлив, знает морское дело до мелочей. Во ронин поднимался по служеб ной лестнице: помощник ка питана, капитан малого кабота жа, штурман дальнего плава ния, старший помощник. В 1916 году он сдал экзаме ны в Архангельской мореход ке, получил диплом капитана дальнего плавания. Менялись пароходы: после «Савватия» — «Кандалакша», затем — «Ло моносов» (помощник капита на), потом •— «Федор Чижоа» (старший помощник). Вот на нем-то и попал Владимир Ива нович в передрягу, едва не стоившую жизни. Товаро-пассажирский паро ход «Федор Чижов» шел до мой из Бергена. Дело было в мае 1918 года, и очередная остановка была в Вайда-Губе. Утром во врстля завтрака Во ронин услышал орудийные вы стрелы со стороны моря: не мецкая подводная лодка рас стреливала норвежское зверо бойное судно. Затем субмари на вошла в гавань и открыла стрельбу по русскому парохо ду. Попытки спастись на шлюп ках оказались запоздалыми *. Воронина оглушило, ранило, выбросило за борт и, если бы не друзья (он, как и многие поморы, не умел плавать), то бывать ему уже тогда в раю. Но судьба оказалась милос тивой, брат Василий, плавав ший на «Трифоне», доставил его в Александрова, в боль ницу, куда вскоре приехала и 1 Г.'/ A '.V - 'vV /A V Страницы истории следствии вспоминал: «Тогда мы не имели ни опыта, ни карт, ни самолетов, ни радио связи. Жертвы, которые мы несли, были результатом об щей технической отсталости и бедности нашей страны. Но «Пролетарию» с его капитаном везло, навигации заканчива лись благополучно. Когда Во ронина спрашивали: «В чем секрет?», он, усмехаясь в усы, отвечал: «Главное в арктиче ских льдах — не лезть напро лом, а маневрировать». В двадцатые годы пришлось Владимиру Воронину командо вать и пассажирским судном «Сосновец», и ходить на това ро-пассажирском «Юшаре» на «Это сейчас, — добавлял Владимир Иванович, — хоро шо: есть радио, появились са молеты, много ледоколов. А раньше небольшая шхуна да ватага зверобоев в безмолвии льдов. И ничего... — промыш ляли». Когда в 1928 году весь мир был потрясен гибелью дири жабля «Италия» (при его воз вращении с Северного полю са), «Георгий Седов» только что вернулся с зверобойного промысла. И тут команда: бы стро загрузиться углем в Алек- сандровске, взять самолет и людей в Мурманске и выйти на поиски пропазших в Аркти ке спутников Умберто Нобиле. V W W . к 100-летию со дня рождения ./ЛЛЛЛЛЛЛАЛЛЛЛ/ 17 октября 1890 года в семье помора Ивана Федо ровича Воронина родился четвертый сын. Нарекли его Владимиром. Было это в Сумском посаде Архан гельской губернии. V\T/ W W W V W V молодая жена Воронина (в де вичестве — Поля Михалева). Ранение и долгое пребывание в холодной воде сказались на здоровье — врачи признали его не годным для морской службы. Но оторвать Воронина от моря было уже нельзя. И чуть- чуть подлечившись, он вновь плавает: на «Колгуеве», на «Кандалакше», на «Канаде». После изгнания с Русского Севера интервентов Воронин плавал капитаном на пароходе «Пролетарий» (до этого его звали «Сергей Витте»). Это старенькое судно ходило на Новую Землю (в Белужью гу бу), участвовало в первых со ветских арктических экспеди циях. Их звали тогда «карски ми» и «товарообменными», так как пароходы везли в устья рек Карского моря грузы из Европы, а там загружались си бирским хлебом и лесом. Не редко эти рейсы заканчивались трагически, гибли суда, грузы, люди. Владимир Иванович впо- * Несколько по-иному расска зал об этом событии ветеран Мурмана А. Малыгин: «Вахтен ный матрос Н. Е. Малыгин (это его дядя — А. К.) увидел пе рископ подводной лодки. Кри к нул вахтенному штурману, предупреждая о нападении. Они тут ж е заметили и след выпущенной торпеды, которая прошла между форштевнем и якорной цепью, не задев суд но. Капитан в это время да вал форсированный ход впе ред-назад. Вот тогда и всплы ла подводная лодка, начала об стрел парохода из носового орудия. Капитан, увидев безвы ходность положения, развер нул пароход и на полном ходу «выбросил» его на берег • районе мыса Кекур». линии Мурманск — Лондон. Новая страница в биографии Воронина связана с ледоколь ным пароходом «Георгий Се дов» и его героическими рей сами в высокие широты: к архипелагу Земли Франца-Ио сифа, к Северной Земле, во круг Новой Земли. Но были и обычные промысловые рейсы «на кожу», за морским зве рем. Из Мурманска уходили в горло Белого моря в феврале, а возвращались в мае. И тут судно Воронина было впере ди — обычно его промысло вики добывали тюленей в 1,5— 2 раза больше, чем с других судов «Морзверпрома». Уже упоминаемый нами А. И. Малыгин вспоминал: «Я хорошо знал Воронина, пото му что участвовал с ним на ледокольном пароходе «Геор гий Седов» в четырех зверо бойных экспедициях в Белом море Тогда я был гарпунером и обработчиком тюленей, но, как и другие участники этих экспедиций, видел капитана в деле — как специалиста, как человека. Владимира Иванови ча по праву считали Моряком — с большой буквы». Если в первые годы своей промысловой деятельности Владимир Иванович любил се бя называть тресколовом, то теперь он стал признанным зверобоем. Он писал чуть поз же в книге «Поход Челюски на»: «Зверобойный промысел, на мой взгляд, язляется пре красной школой для наших по лярных моряков. Он не толь ко воспитывает в них смелость, настойчивость, выдержку, но и учит их точно распознавать капризы ледовой стихии». 6 июля 1928 года Воронин по вел свой пароход к северной оконечности Новой Земли — мысу Желания, чтобы затем, следуя вдоль кромки льдов, двигаться на запад, к Земле Франца-Иосифа И хотя глаз ными героями тех событий бы ли красинцы, именно их ледо кол вышел на пострадавших, экипаж «Г. Седова» свою роль тоже выполнил с честью. В 192? году судьба свела Воронина с Отто Юльевичем Шмидтом, будущим начальни ком Главсевморпути. В то лето была снаряжена полярная экс педиция, которую возглавлял Шмидт, а отправлялась она в Арктику на «Георгии Седове». Почетный полярник В. Лихо- лат писал:, «Георгий Седов» вышел из Архангельска 21 ию ля 1929 года. Через три дня он встретился с крупнобитым льдом. А потом льды стали все плотнее и плотнее. Боро лись буквально за каждую ми лю. В среднем за сутки ко раблю удавалось пробиться на пять миль, а 25 июля за це лую вахту моряки продвинули судно вперед только на один корпус. И все же советские полярники победили... «Георгий Седов» достиг от метки 82 градуса 14 минут се верной широты, что было для этого района рекордным про движением во льдах. В бухте Тихой была открыта самая се верная в мире полярная ра диостанция. На следующий год «Георгий Седов» ходил к Се верной Земле... В 1932 году в соответствии с правительственным постанов лением была организована специальная экспедиция, кото рой предстояло пройти из Ар хангельска во Владивосток Се верным морским путем на обычном пароходе за одно лето, без зимовки. Начальни ком экспедиции назначили О. Ю. Шмидта, подобрали па роход, им оказался «Сибиря ков», капитаном которого стал Воронин. В конце июля от Красной Пристани в Архангельске «Си биряков» двинулся на штурм Арктики. Поначалу все склады валось довольно благополучно. 13 августа «Сибирякоз» подо шел к острову Домашнему в архипелаге Северная Земля, где Шмидт и Воронин высажи вались два года назад и соз давали полярную станцию. За Северной Землей ледо вая обстановка осложнилась. Паковые льды то и дело пре граждали путь на восток. При ходилось маневрировать, лави ровать, искать трещины и раз водья. Когда их не находили, вступал в действие аммонал: взрывали торосы и перемыч ки, проделывали канал. Влади мир Иванович сутками не по кидал капитанский мостик •— вот здесь-то и окрепла друж ба помора и академика. Капи тан, вообще-то немногослов ный и явно стеснявшийся сто личного ученого, потихоньку проникся доверием к борода тому начальнику экспедиции и рассказал ему немало историй из своей жизни. Вспомнили они и случай, когда в Архан гельске пытались отобрать у Ворониных дом и усадьбу и потребовалось вмешательство Москвы. О. Ю. Шмидт тогда дошел до ВЦИКа, откуда в крайисполком (тогда был Се верный край) пошла прави тельственная телеграмма: «Не трогайте Воронина». А «Сибирякоз» между тем упорно продвигался на восток. Но (как часто в Арктике ме шает такое вот «но») 18 сен тября в тяжелых льдах случи лась азария — срезало лопа сти винта, а потом судно поте ряло и конец гребного вала вместе с остатками винта. Глав ная машина работала, но па роход не двигался. Угроза зи мовки з Чукотском море ста новилась реальностью. Настро ение у Владимира Иванозича в те сентябрьские дни было ху же не придумаешь. Но (опять «но!») 27 сентяб ря как-то вдруг подул креп кий попутный ветер, а впере ди было открытое — безо льдоз — море. И капитан вспомнил свою молодость, плавание на парусниках. Было решено снять все брезенты в трюмах и угольных бункерах, извлечь парусину со склада и использовать силу ветра. Так, 1 октября 1932 года на 66-й день после ухода из Ар хангельска, «Сибиряков» под командованием В. И. Ворони на вошел в Берингов пролив. Впервые в истории Арктики Северный морской путь был пройден с запада на восток за одну навигацию. Прошел еще год и Управле ние Главсевморпути во главе с О. Ю. Шмидтом решило пока зать всему миру, что а Аркти ке могут плавать любые ко рабли (как-никак «Сибирякоз» был судном ледокольного ти па). Выбор пал на новый паро ход, достраивавшийся в Да нии: его назвали «Челюски ным». И опять Шмидт просил Воронина подняться на капи танский мостик. Без большого желания сделал это Владимир Изанозич, он, как никто Дру гой, видел недостатки нового парохода, явно не приспособ ленного к схваткам со льдами. (Окончание на 14-й стр.) На снимке: В. II. Воро нин (справа) и О. 10. Шмидт. Кронштадт, 1938 год. РЫБНЫЙМУРМАН и 2S октября 190года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz