Рыбный Мурман. 1990 г. Октябрь.

\1/ИЗНЬ в доме Ворониных, ***• а он стоял на высоком берегу реки Сумы, около Мельничного моста, из поко­ ления в поколение была свя­ зана с морем, с рыбой. Еще в Двинской летописи XVII ве­ ка упоминался «гость» из Сум­ ского посада Володимир Во­ ронин, через двести лет про­ славился другой Воронин — Федор, он спас иностранцев- полярников. Вот его-то внуком и стал знаменитый полярный капитан. О своих дальних и ближних предках Владимир Иванович Воронин говорил, что они «существовали мо­ рем». Они плавали на Мурман и в Норвегию за рыбой, на Новую Землю за зверем, от­ правлялись на китовый промы­ сел к Груманту. В семье Ворониных было много детей (шесть сыновей, а седьмая — дочка Анюта), но мало достатка. Потому и де­ ти впрягались в работу, как только приходил срок. А был он ранним: Владимир стал зуй­ ком на восьмом году. В мае 1898 года отец взял его в сзою артель и повез на Мурман. На всю жизнь запомнилось Володе это первое большое плавание: и слезы матери — Софьи Тимофеевны, и напут­ ствие сельчан: «Сохранно вам плавать», и низкие приморские берега, сначала по правому, потом по левому борту; и сло­ ва отца: «Прошли Поной, не кличут домой». Не знал, не ведал мальчишка, что пройдут годы, и на этом самом паро­ ходе (его звали «Савватий») он будет плавать старшим по­ мощником капитана. А пока Воронины — отец и три сына ~ направлялись на Мурманский берег в Гаврило- во ловить треску. Тяжела бы­ ла доля покрученников — три- четыре выхода в море ежесу­ точно. Надо было наживить яруса, поставить их/ затем ос­ мотреть, снять рыбу, обрабо­ тать ее. Доставалось всем — и взрослым, и подросткам, и де­ тям. Отсыпались лишь в непо­ году. Но зуйки учились у по­ моров — как ловить рыбу, как определять погоду, как найти выход из сложных поло­ жений. В десять лет Володя Воро­ нин стал плавать на паруснике «Иоанн Предтеча», который ходил между Архангельском и норвежскими портами, достав­ ляя лес, муку и другие това­ ры. Был он •— по-нынешнему — юнгой: делал все, что при­ кажу^ За сезон получал 25 рублей, 10 пудов рыбы плюс пропитание, одежда и бахилы. Но главное — он стал моря­ ком, ему доверяли и за рулем постоять. Много позднее Вла­ димир Иванович вспоминал: «Мать всегда мечтала сделать своих сыновей хорошими мо­ ряками... Именно мать настоя­ ла на том, чтобы все мы по­ ступили на суда». Зимой мальчик учился в приходском училище, а летом плавал: на паруснике «Надеж­ да», на пароходе «Савватий». Ходил вдоль побережья с гид­ рографами, узнал асе бухты и мысы, заливы и проливы. Шестк навигаций ходил на Но­ вую Землю. Капитан «Савва- тия» А. Г. Рубинштейн был до­ волен Ворониным — дисципли­ нирован, спокоен, хладнокро­ вен в стрессовых обстоятель­ ствах, требователен к подчи­ ненным, справедлив, знает морское дело до мелочей. Во­ ронин поднимался по служеб­ ной лестнице: помощник ка­ питана, капитан малого кабота­ жа, штурман дальнего плава­ ния, старший помощник. В 1916 году он сдал экзаме­ ны в Архангельской мореход­ ке, получил диплом капитана дальнего плавания. Менялись пароходы: после «Савватия» — «Кандалакша», затем — «Ло­ моносов» (помощник капита­ на), потом •— «Федор Чижоа» (старший помощник). Вот на нем-то и попал Владимир Ива­ нович в передрягу, едва не стоившую жизни. Товаро-пассажирский паро­ ход «Федор Чижов» шел до­ мой из Бергена. Дело было в мае 1918 года, и очередная остановка была в Вайда-Губе. Утром во врстля завтрака Во­ ронин услышал орудийные вы­ стрелы со стороны моря: не­ мецкая подводная лодка рас­ стреливала норвежское зверо­ бойное судно. Затем субмари­ на вошла в гавань и открыла стрельбу по русскому парохо­ ду. Попытки спастись на шлюп­ ках оказались запоздалыми *. Воронина оглушило, ранило, выбросило за борт и, если бы не друзья (он, как и многие поморы, не умел плавать), то бывать ему уже тогда в раю. Но судьба оказалась милос­ тивой, брат Василий, плавав­ ший на «Трифоне», доставил его в Александрова, в боль­ ницу, куда вскоре приехала и 1 Г.'/ A '.V - 'vV /A V Страницы истории следствии вспоминал: «Тогда мы не имели ни опыта, ни карт, ни самолетов, ни радио­ связи. Жертвы, которые мы несли, были результатом об­ щей технической отсталости и бедности нашей страны. Но «Пролетарию» с его капитаном везло, навигации заканчива­ лись благополучно. Когда Во­ ронина спрашивали: «В чем секрет?», он, усмехаясь в усы, отвечал: «Главное в арктиче­ ских льдах — не лезть напро­ лом, а маневрировать». В двадцатые годы пришлось Владимиру Воронину командо­ вать и пассажирским судном «Сосновец», и ходить на това­ ро-пассажирском «Юшаре» на «Это сейчас, — добавлял Владимир Иванович, — хоро­ шо: есть радио, появились са­ молеты, много ледоколов. А раньше небольшая шхуна да ватага зверобоев в безмолвии льдов. И ничего... — промыш­ ляли». Когда в 1928 году весь мир был потрясен гибелью дири­ жабля «Италия» (при его воз­ вращении с Северного полю­ са), «Георгий Седов» только что вернулся с зверобойного промысла. И тут команда: бы­ стро загрузиться углем в Алек- сандровске, взять самолет и людей в Мурманске и выйти на поиски пропазших в Аркти­ ке спутников Умберто Нобиле. V W W . к 100-летию со дня рождения ./ЛЛЛЛЛЛЛАЛЛЛЛ/ 17 октября 1890 года в семье помора Ивана Федо­ ровича Воронина родился четвертый сын. Нарекли его Владимиром. Было это в Сумском посаде Архан­ гельской губернии. V\T/ W W W V W V молодая жена Воронина (в де­ вичестве — Поля Михалева). Ранение и долгое пребывание в холодной воде сказались на здоровье — врачи признали его не годным для морской службы. Но оторвать Воронина от моря было уже нельзя. И чуть- чуть подлечившись, он вновь плавает: на «Колгуеве», на «Кандалакше», на «Канаде». После изгнания с Русского Севера интервентов Воронин плавал капитаном на пароходе «Пролетарий» (до этого его звали «Сергей Витте»). Это старенькое судно ходило на Новую Землю (в Белужью гу­ бу), участвовало в первых со­ ветских арктических экспеди­ циях. Их звали тогда «карски­ ми» и «товарообменными», так как пароходы везли в устья рек Карского моря грузы из Европы, а там загружались си­ бирским хлебом и лесом. Не­ редко эти рейсы заканчивались трагически, гибли суда, грузы, люди. Владимир Иванович впо- * Несколько по-иному расска ­ зал об этом событии ветеран Мурмана А. Малыгин: «Вахтен ­ ный матрос Н. Е. Малыгин (это его дядя — А. К.) увидел пе­ рископ подводной лодки. Кри к ­ нул вахтенному штурману, предупреждая о нападении. Они тут ж е заметили и след выпущенной торпеды, которая прошла между форштевнем и якорной цепью, не задев суд­ но. Капитан в это время да­ вал форсированный ход впе­ ред-назад. Вот тогда и всплы ­ ла подводная лодка, начала об­ стрел парохода из носового орудия. Капитан, увидев безвы ­ ходность положения, развер­ нул пароход и на полном ходу «выбросил» его на берег • районе мыса Кекур». линии Мурманск — Лондон. Новая страница в биографии Воронина связана с ледоколь­ ным пароходом «Георгий Се­ дов» и его героическими рей­ сами в высокие широты: к архипелагу Земли Франца-Ио­ сифа, к Северной Земле, во­ круг Новой Земли. Но были и обычные промысловые рейсы «на кожу», за морским зве­ рем. Из Мурманска уходили в горло Белого моря в феврале, а возвращались в мае. И тут судно Воронина было впере­ ди — обычно его промысло­ вики добывали тюленей в 1,5— 2 раза больше, чем с других судов «Морзверпрома». Уже упоминаемый нами А. И. Малыгин вспоминал: «Я хорошо знал Воронина, пото­ му что участвовал с ним на ледокольном пароходе «Геор­ гий Седов» в четырех зверо­ бойных экспедициях в Белом море Тогда я был гарпунером и обработчиком тюленей, но, как и другие участники этих экспедиций, видел капитана в деле — как специалиста, как человека. Владимира Иванови­ ча по праву считали Моряком — с большой буквы». Если в первые годы своей промысловой деятельности Владимир Иванович любил се­ бя называть тресколовом, то теперь он стал признанным зверобоем. Он писал чуть поз­ же в книге «Поход Челюски­ на»: «Зверобойный промысел, на мой взгляд, язляется пре­ красной школой для наших по­ лярных моряков. Он не толь­ ко воспитывает в них смелость, настойчивость, выдержку, но и учит их точно распознавать капризы ледовой стихии». 6 июля 1928 года Воронин по­ вел свой пароход к северной оконечности Новой Земли — мысу Желания, чтобы затем, следуя вдоль кромки льдов, двигаться на запад, к Земле Франца-Иосифа И хотя глаз­ ными героями тех событий бы­ ли красинцы, именно их ледо­ кол вышел на пострадавших, экипаж «Г. Седова» свою роль тоже выполнил с честью. В 192? году судьба свела Воронина с Отто Юльевичем Шмидтом, будущим начальни­ ком Главсевморпути. В то лето была снаряжена полярная экс­ педиция, которую возглавлял Шмидт, а отправлялась она в Арктику на «Георгии Седове». Почетный полярник В. Лихо- лат писал:, «Георгий Седов» вышел из Архангельска 21 ию­ ля 1929 года. Через три дня он встретился с крупнобитым льдом. А потом льды стали все плотнее и плотнее. Боро­ лись буквально за каждую ми­ лю. В среднем за сутки ко­ раблю удавалось пробиться на пять миль, а 25 июля за це­ лую вахту моряки продвинули судно вперед только на один корпус. И все же советские полярники победили... «Георгий Седов» достиг от­ метки 82 градуса 14 минут се­ верной широты, что было для этого района рекордным про­ движением во льдах. В бухте Тихой была открыта самая се­ верная в мире полярная ра­ диостанция. На следующий год «Георгий Седов» ходил к Се­ верной Земле... В 1932 году в соответствии с правительственным постанов­ лением была организована специальная экспедиция, кото­ рой предстояло пройти из Ар­ хангельска во Владивосток Се­ верным морским путем на обычном пароходе за одно лето, без зимовки. Начальни­ ком экспедиции назначили О. Ю. Шмидта, подобрали па­ роход, им оказался «Сибиря­ ков», капитаном которого стал Воронин. В конце июля от Красной Пристани в Архангельске «Си­ биряков» двинулся на штурм Арктики. Поначалу все склады­ валось довольно благополучно. 13 августа «Сибирякоз» подо­ шел к острову Домашнему в архипелаге Северная Земля, где Шмидт и Воронин высажи­ вались два года назад и соз­ давали полярную станцию. За Северной Землей ледо­ вая обстановка осложнилась. Паковые льды то и дело пре­ граждали путь на восток. При­ ходилось маневрировать, лави­ ровать, искать трещины и раз­ водья. Когда их не находили, вступал в действие аммонал: взрывали торосы и перемыч­ ки, проделывали канал. Влади­ мир Иванович сутками не по­ кидал капитанский мостик •— вот здесь-то и окрепла друж­ ба помора и академика. Капи­ тан, вообще-то немногослов­ ный и явно стеснявшийся сто­ личного ученого, потихоньку проникся доверием к борода­ тому начальнику экспедиции и рассказал ему немало историй из своей жизни. Вспомнили они и случай, когда в Архан­ гельске пытались отобрать у Ворониных дом и усадьбу и потребовалось вмешательство Москвы. О. Ю. Шмидт тогда дошел до ВЦИКа, откуда в крайисполком (тогда был Се­ верный край) пошла прави­ тельственная телеграмма: «Не трогайте Воронина». А «Сибирякоз» между тем упорно продвигался на восток. Но (как часто в Арктике ме­ шает такое вот «но») 18 сен­ тября в тяжелых льдах случи­ лась азария — срезало лопа­ сти винта, а потом судно поте­ ряло и конец гребного вала вместе с остатками винта. Глав­ ная машина работала, но па­ роход не двигался. Угроза зи­ мовки з Чукотском море ста­ новилась реальностью. Настро­ ение у Владимира Иванозича в те сентябрьские дни было ху­ же не придумаешь. Но (опять «но!») 27 сентяб­ ря как-то вдруг подул креп­ кий попутный ветер, а впере­ ди было открытое — безо льдоз — море. И капитан вспомнил свою молодость, плавание на парусниках. Было решено снять все брезенты в трюмах и угольных бункерах, извлечь парусину со склада и использовать силу ветра. Так, 1 октября 1932 года на 66-й день после ухода из Ар­ хангельска, «Сибиряков» под командованием В. И. Ворони­ на вошел в Берингов пролив. Впервые в истории Арктики Северный морской путь был пройден с запада на восток за одну навигацию. Прошел еще год и Управле­ ние Главсевморпути во главе с О. Ю. Шмидтом решило пока­ зать всему миру, что а Аркти­ ке могут плавать любые ко­ рабли (как-никак «Сибирякоз» был судном ледокольного ти­ па). Выбор пал на новый паро­ ход, достраивавшийся в Да­ нии: его назвали «Челюски­ ным». И опять Шмидт просил Воронина подняться на капи­ танский мостик. Без большого желания сделал это Владимир Изанозич, он, как никто Дру­ гой, видел недостатки нового парохода, явно не приспособ­ ленного к схваткам со льдами. (Окончание на 14-й стр.) На снимке: В. II. Воро­ нин (справа) и О. 10. Шмидт. Кронштадт, 1938 год. РЫБНЫЙМУРМАН и 2S октября 190года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz