Рыбный Мурман. 1990 г. Октябрь.
\ ш. «• 4:'•j *> iл i I I августа 1990 года па сессии Верховного Совета РС Ф С Р пред седателем только что созданного Комитета Р С Ф С Р по социально- экономическому развитию Севе ра избран бывший секретарь Мурманского обкома КПСС Е в гений Борисович КОМ А РО В *. Мы встретились с ним, когда он заглянул в Мурманск для реше ния, как всегда бывает при пе реезде, многих хозяйственных дел. — Евгении Борисович, присоеди няемся к поздравлениям. Хотелось бы услышать, как происходило ваше назначение на новую должность. — Сейчас в парламенте России собственный подход к кадрам. Если говорить о технике этого дела, то она такова. На альтернативной осно ве несколько кандидатов на долж ность рассматриваются комиссией, в состав которой входят около десятка психологов, социологов и других спе циалистов. В течение двух с полови ной — трех часов здесь беседуют с каждым. Делается даже тестирование. Затем следует вывод или оценка. До кладываются результаты Председате лю Совета Министров РСФС Р . После этого объявляются кандидаты, кото рые представляются постоянным ко миссиям Верховного Совета РСФСР . — Сколько вас было, претенден тов? — У психологов? Пять или шесть, не знаю точно. Нас по одному при глашали. — Кого персонально? — Я многих не знаю. Знаком толь ко с соседом по Северу — председа телем Архангельского городского Со вета народных депутатов. — Сколько вас осталось после психологов? — Я один. Комиссиям представлял меня заместитель Председателя Со вета Министров. Я излагал свою кон цепцию. понимание предстоящей ра боты. Затем шло обсуждение. Голосо вали. И только после этого уже ока зался на сессии парламента. Суть весьма утомительной процеду- ды в том, что кандидата даже пер вично отбирает не какой-либо аппарат чик, как прежде, а группа людей. Я прошел через заседания четырех комиссий с участием парламентариев еще из трех комиссий. Но заключе ние делали и голосовали три. 11 ок тября вопрос рассматривался па сес сии Верховного Совета. Стенограмма этого заседания опубликована в «Со ветской России». — Чего мы не увидели по телеви дению? — В основном все было показано. Обсуждение шло доброжелательно. Только один депутат высказался в том смысле, что" в новые структуры не должны попадать партаппаратчи ки. Иван Степанович Силаев объяс нил ему и другим, как шел отбор и что среди претендентов были не толь ко партаппаратчики, и парламентарии сделали выбор. — Несколько слов о вашем виде нии должности. — Тут столько неясного, начиная с того, что такое зона Севера. Какую территорию относить- к районам Край него Севера? Пестрота мнений и взглядов. Возьмем Коми АССР. Тут и Крайний Север, и просто Север, и Не черноземная зона. Аналогичная си туация в Архангельской области. К зоне Севера отнесено в РС Ф С Р 16 краев, автономных республик и обла стей. В общей сложности они занима- интервью с первым председателем Государственного Комитета РСФСР по социально^экономическому развитию Севера * S т. д. Предложении поступило много. Документ должен получиться солид ным, основательным. — Это будет первый правовой до кумент Комитета? — Да, первооснова для деятельно сти Комитета. — Наверно, вам не обойтись без своей прессы. Есть почти бесхозный и не очень пока популярный журнал «Северные просторы» — не начать ли с него? — Во время моих многочисленных встреч С депутатами российского пар ламента, представляющими северные территории, многие из них говорили, что печатный орган безусловно пона добится. Газета или журнал нужны, чтобы широко показывать проблемы Севера, пути их решения. Во что это выльется, в какой печатный орган, ясности пока нет. —- С каким чувством покидаете Мурманск? нет пока даже адреса ют 64 процента территории РСФСР. Аналогов этому в мире нет. — В СССР в тридцатые годы был уже Комитет Севера... — Был. Но его работа ограничива лась деятельностью только среди ко ренных жителей, и даже здесь сужа лась в основном развитием их пись менности. Сейчас у Комитета боль шие задачи и сложности. — Какова структура Комитета? — Структура? Никакой пока. Бу дем исходить из того, что может Ко митет и чего не может. Главное, что бы не родилась еще одна адмннистг ративная надстройка. На местах в каждом экономическом районе или в группе областей мне видятся наши представительные органы. Они ле должны быть над кем-то или под кем- то, а работать в тесной связи с Сове тами народных депутатов на местах, сообща решать насущные проблемы. Нужно добиться создания фонда Севера. Проблемы Севера следует вы вести из общенародного хозяйственно го комплекса, сделать самостоятель ным планирование, если оно понадо бится, выделить финансы, матери альные ресурсы. Проблемы здесь па- ма партии? —• Я нигде не работал, кроме Мурманской области. Вся моя трудо вая деятельность прошла здесь — в Кольском, Печенгском, Ковдорском районах — на железной дороге, на подземном руднике, в райкомах пар тии, облисполкоме и в обкоме КПСС. В Мурманске все родное и близкое. Сейчас же иду в неизвестность, а она всегда настораживает. Поэтому уез жаю с тяжелым чувством. — Вы работали со многими людь ми. Какое впечатление останется у вас о северянах? — Чем Мурман богат, так это хо рошими людьми. Отношения между людьми в Мурманской области, на мой взгляд, близки к идеалу, по край ней мере о таких отношениях меч тают во многих регионах России и страны. Главное — нет делячества: ты — мне, я — тебе. Проблемы и у пас ре шаются долго, сложно, но в основе отношений почти всегда лежит чест ность и порядочность. Я мог бы на звать много фамилий, но это будет длинный список. — Что бы вы посоветовали своему преемнику на посту секретаря обко- * Родился в 1942 году в Тверской об ласти, в д. Большое Кузнечково. После окончания профтехучилища работал на железнодорожной станции Выходной в Кольском районе. Служил в Советской Армии. Долгое время трудился горняком на номбинате «Печенганикель». Затем был приглашен на работу в Печенгский райком КПСС. Инструктор, заведующий отделом. Следующий этап трудовой дея тельности — Мурманский обком партии. В Ковдорском районе возглавлял в раз ное время районный Совет народных депутатов и райком КПСС. Возвратился в Мурманск, руководил облпланом, был первым председателем облисполкома. С декабря 1988 года — секретарь обкома КПСС. Занимался проблемами социально- экономического развития области. 26октября 190года столько обострены, что нужно при нимать незамедлительные меры. Ко митет должен вместе с правительст вом (он орган правительственный) или от имени правительства решать их безотлагательно. — Когда заработает Комитет? — Он вчера уже должен был ра ботать. Но сегодня у пас еще нет да же адреса, штатного расписания, со трудников. Все в стадии становления. Сложность в том, что дело не ждет. Готовится, разрабатывается постанов ление Совмина «О мерах по регули рованию экономических и социальных отношений в северных регионах СССР па период перехода к рынку». Гото вится не келейно, как в прошлые го ды, а с участием представителей всех регионов. Хочу отметить, что рожда ется постановление в соответствии с решениями межрегиональной профсо юзной конференции, которая прохо дила в Мурманске, на основании и во исполнение ее выводов и резолюций. Здесь найдут отражение пути эконо мического стимулирования хозяйст венной деятельности на Севере, рас ширения прав в области экономики и — Главная задача, которая стоит сегодня перед мурманчанами и жите лями области, — это объединение уси лий. Во всем. Трудное сейчас время, и выйти из тупика можно только со обща, приложив максимум сил. По этому нужно убрать с дороги все рас при, раздоры, взаимные обвинения. Надо, чтобы люди увидели хоть ка кие-то позитивные изменения, чтобы хоть что-то изменилось в лучшую сторону. Пока же мы только пятимся назад. Когда в магазинах все более пу стеют полки, человек и нравственно пустеет. Поэтому и о духовной сфе ре предстоит думать. Нам нужны и хлеб, и колготки, и сапоги женские. Но если мы только об этом будем думать, не растеряем ли все хорошее, что выработали в се бе за многие годы, — наш не выду манный. а подлинный коллективизм, стремление бескорыстно помочь че ловеку, не потеряем ли мы нравст венные начала, не превратимся ли в людей без рода и племени? С. ДАЩИНСКИЙ. ---- Конференция рыбаков-коммунистов КАКИМ выть АППАРАТУ ПАРТКОМА? Зазтра начинает свою работу XXXI партийная конференция коммунистов объединения «Мурманрыбпром». В свя зи с этим событием хочу поделиться некоторыми соображениями. Прежде всего, по моему глубокому убеждению, конференция станет серь- езнылл поворотным ' моментом, новой точкой отсчета в последующей дея тельности партийных организаций эки пажей судов и береговых предприятий. Мы имеем решения XXVIII съезда КПСС и программу действий коммуни стов областной парторганизации, кото рые предстоит выполнять в сложных условиях перехода к рыночной эконо мике. Теперь, имея полную ясность, что делать, конференция должна дать четкий и конкретный ответ на вопрос: как делать, чтобы судьбоносные реше ния и постановления действовали, что бы покончить с хаосом в экономике, со- 4 циальной сфере, вернуть доверие ры баков к коммунистам. Право же, наши труженики достойны лучшей доли, чем радозаться раз в квартал получению полкилограмма крупы' и мучных изде лий. Стоит в повестке дня конференции и вопрос о будущей структуре аппарата парткома. Уже сформировалось мне ние ^коммунистов, что нынешняя струк тура является анахронизмом, не отве чает духу времени ни количественным составом, ни подходами к решению партийных задач. Мне представляется, что новый аппа рат парткома оптимально должен со стоять по численности из шести осво божденных работников (вдвое меньше, чем нынешний состав). Следует упразд нить партийную комиссию при партко ме, обязательно сформировать конт рольную комиссию с освобожденным председателем в числе аппарата парт кома. Необходимость создания контрольной комиссии диктуется тем, что она явит ся воплощением в практику провозгла шенного принципа власти партийных масс — власти коммунистов нашей парт—^ организации. Под их контролем, при посредничестве указанной комиссии и будет работать аппарат парткома. На добность контроля над партаппаратом очевидна. Довольно с нас тех последст вий, к которым призодила бесконтроль ность. Поскольку отныне половина денеж ных средств от партийных взносов бу дет оставаться в распоряжении партор ганизации, возрастает и роль надлежа щего контроля за расходованием пар тийного бюджета. Здесь уж контроль ная комиссия перекроет лазейки для финансовых злоупотреблений. Благода ря контрольной комиссии денежные средства из партбюджета будут целе сообразно направляться на нужды судо вых и берегозых парторганизаций. И еще несколько моментов. Наличие контрольной комисии соответствует ста тусу нашего парткома с правами рай кома, прокладывается мостик к конт рольной комиссии районного комитета партии. Комиссия нужна для консолида ции партрядов, их единства в ситуаци ях, не исключающих фракции, в прове дении работы, дающей право м ен ьш ин-У CTiy на отстаивание своего мнения. И, наконец, с контрольной комиссии не снимается ответственность за работу по укреплению партийной дисциплины. Что касается окладов работников ап парата парткома, то, видимо, следует поступить так. Секретарю парткома и его заместителю оклады несколько сни зить в сравнении с ныне действующими повышенными окладами, а бухгалтеру- кассиру и техническому секретарю- статистику повысить. Для вновь вводимых должностей ап парата парткома — председателя конт рольной комиссии и организатора- консультанта идеологической и оргпарт- работы — оклады установить несколько выше, нежели они были у председателя партийной комиссии и инструктора пар ткома. Впрочем, окончательное слово, конечно же, за делегатами. Вот с такими мыслями, выражающи ми во многом мнения коммунистов, иду на нашу партийную конференцию. Г. ЮДЕНКО, делегат конференции, народный де путат Октябрьского райсовета. * 6 РЫБНЫЙ МУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz