Рыбный Мурман. 1990 г. Октябрь.

Общество. Личность. Мораль Без Учителя Отчего так часто люди ста­ ли испытывать раздраже­ ние, неприязнь друг к дру­ гу? Всюду горожанина со­ провождают перебранки, гру­ бость: в автобусе, в магази­ не, в самой недолгой очере­ ди, и во дворе, и на работе... Это похоже на массовую пси­ хопатию — обилие зависти, сплетен, интриги и тяжбы. И негде укрыться от неприят­ ных эмоций. Раньше от улич­ ной грубости, пошлостей мо­ жно было прийти в себя до­ ма, а теперь и в родных сте­ нах преследует всеобщий ша­ баш: телевидение, радио в неиереваримых объемах ве­ щают нам с утра до вечера о забастовках, голодовках, не­ довольстве, террористах, бо­ ях за власть. И без того жи­ вется все труднее, заботы одолевают людей, да еще на­ гнетается эта именно массо­ вая психопатия. Больше то­ го, мы привыкаем к ней; ис­ теричность, бездушность, оз­ лобленность становятся нор­ мой. Так острое стихийное заболевание переходит в за­ тяжную хроническую болезнь, которая не может не оста­ вить последствий. Результат взаимного неприятия, с кото­ рым так часто сталкивается человек, — чувство одиноче­ ства, отверженности, отчуж­ дения от общества. Не отсю- В ЕЧЕРОМ на стадионе к девушке подошли две не­ знакомые девицы, по виду школьницы, и бесцеремонно потребовали ее шарф. Краси­ вый шарф, вязаный, жалко от­ давать. Несмотря на угрожаю­ щий вид двух особ, девушка В «подарке» им отказала. То­ гда, стряхнув ей в лицо пепел С сигареты, они с оскорблени­ ями сорвали с нее шарф. Одна из грабительниц — 15- летняя А. И. Дочь капитана дальнего плавания (и оба бра­ та ходят в море), из состоя­ тельной семьи, где ни в чем не знает отказа. Зачем ей дал- СЯ этот шарф? Подруге понра­ вился — хочу такой, говорит. Вот и сняла, подарила ей. А. И. в то время еще училась в шко­ ле. Слыла отъявленной хули­ ганкой, распевала на всю шко­ лу песенки с нецензурной бранью, открыто курила, гру­ била учителям, могла заявить преподавателю: «Ну ты, . . , , заткнись!» Дралась в туалетах. По-мужски дралась: снача­ ла с размаху кулаком в лицо,' потом схватит жертву за шею, поднимет с пола и лицом ее о подоконник, с силой, и еще раз; поднимет — и снова от­ правит в нокаут. Уж извините за подробности, но в них вся натура этого жестокого юного существа. Кредо. Принцип жиз­ ни. Уроки пропускала. Хотя учи­ лась до 8-го класса хорошо, не­ глупая девушка, умела быть и прилежной. С 1989 года состо­ ит на учете в ИДН за уклоне­ ние от учебы и уход из дома. Из благополучнейшего дома, подчеркнем! В апреле этого года за ху­ лиганство и грабеж на стадио­ не была судима. Назначили ей наказание в виде двух с поло­ виной лет лишения свободы с отсрочкой приговора на 2 го­ да. Среднюю школу оставила, перешла в вечернюю, устрои­ ли ее на работу в детский сад помощником воспитателя (?!). А в мае — и месяца не про­ шло после суда — избила в подъезде девчонок без е и д и - мой причины. Будет суд, и судьбе А, И. теперь не поза­ видуешь. Мы встретились с ней да ли произрастают презре­ ние к окружающим, к собст­ венной стране, нежелание трудиться на ее пользу, рав­ нодушие и безответствен­ ность? Трудно жить в таком на­ строении. Мучительно — со­ знавать, что ты никому не нужный человек, нигде не принесешь пользы и никто от тебя ничего доброго не ждет. Одиночество отравля­ ет дни, вызывает желчность п еще большую раздражи­ тельность, нетерпимость. Это ощущение противопоставляет «ненужного», «лишнего» че­ ловека обществу, его поряд­ кам, традициям, законам, в том числе и нравственным, и юридическим. Особенно губи­ тельна сегодняшняя атмосфе­ ра в обществе для юных душ. Вот почему дети становятся мрачными, агрессивными, безжалостными. Тяжелое время. Страшно, v что оно затягивается. Метас­ тазы сегодняшних заблужде­ ний, грехов и ошибок косиут- . ся и других, еще не родив­ шихся, безвинных поколений — как н мы пожинаем пло­ ды не своих ошибок, усугуб­ ляя их своими же. В стране много средств формирования нравственно­ сти: кино, книги, пресса, лек­ торы. Но работа их бесплод­ на, как видим. Потому что она формальна. Суетна, по­ верхностна, преследует цель прагматическую — развлечь, нажить моральный и мате­ риальный капитал любой це­ ной, а не духовный ориентир — призвать к размышлению и самопокаянию. Политика, бизнес и жажда сиюминут­ ных удовольствий не остав­ ляют времени для более бла­ годарной работы. Приглаша­ ют некоего человека на теле­ видение, как он полагает, для полезной беседы со зрите­ лями на серьезную и непро­ стую тему. Но оказывается, что времени выделены мину­ ты, надо уложиться строго «от и до». До задушевности ли тут и глубины, когда ду- ПРОДОЛЖАЕМ РАЗГОВОР «В последнее время жестокость преступлений несовер­ шеннолетних, их агрессивность растут», — считает один из опытнейших специалистов в этой области Валентин Кальте — начальник инспекции по делам несовершеннолетних об­ ластного УВД. Он высказал свою точку зрения в очерке «Чья это подворотня!» («РМ» от 7 сентября), где шла речь о малолетних возмутителях спокойствия. Сегодня мы про­ должаем разговор об одном из самых тревожных явлений, которое считают симптомом разрухи, — детской преступ­ ности. ИЗ ДОКУМЕНТОВ. 1200— 1400 уголовных преступлений ежегодно совершают подростки, наши земляки, в возрас­ те до 14 лет — то есть когда уголовное наказание для них невозможно по закону. За 9 месяцев этого года по сравнению с таким же периодом 1989-го криминогенность несовершеннолетних выросла на 0,8 процента (рост за­ медляется, особенно среди 16—17-летних). За это время подростками совершено 900 уголовных преступлений — почти треть от общего со взрослыми числа. С ДЕТСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ маешь только, как бы успеть хоть какую-то мысль доска­ зать, а перед глазами маячит световое табло. Много ли пользы от такой работы на­ спех? Так и молодежь наша упу­ щена. Клубы, комитеты, ор­ ганизации для нее формаль­ но созданы, а запять подро­ стков нечем, негде, некому: у всех дела «согласно графи­ ку», а не согласно человеку. Но не нужно думать, что только наши, российские де­ ти так портятся и только у нас процветают бездухов­ ность, безнравственность и преступность. Эти недуги, увы, общие и для других стран. Что же там делается для исправления «заблудших чад»? Вот в июле был у нас в Мурманске корабль с религи­ озной и дружеской миссией. Прибыли на нем почти двести молодых христиан. Мы жда­ ли, что это будут только пре­ красные, благополучные де­ ти, избранные и образцовые. Но нет. Оказалось, что это очень разные ребята, много среди них разболтанных, раз­ вязных, порочных людей, наркоманов, публичных жен­ щин даже. Но были с ними и священники, и люди искус­ ства, в их числе известный и талантливый композитор, вы­ дающаяся 15-летняя пианист­ ка. В чем смысл столь стран­ ного для нас путешествия? А смысл глубокий. Два норвежских священ­ ника, озабоченные преступ­ ностью н растущей разобщен­ ностью среди молодежи, по­ просили у правительства де­ нег на миссионерскую ак­ цию. И было предоставлено для благородной цели ста­ рейшее (уже реликвия!) и очень дорогое судно — «Ми­ нистр Лемкул» 1914 года по­ стройки. Для скромной каз­ ны небольшого государства это весь.ма ощутимые расхо­ ды, но двумстам молодым норвежцам было, оказано это внимание и дана возмож­ ность испытать идею: способ­ ны ли они преодолеть все трудности морского перехо­ да и вместе достичь цели, не «раскачав лодку» распрями. Да, команда разношерстная, но когда они собирались вме­ сте и что-нибудь представля­ ли мурманским сверстникам — балет или концерт, или пели в хоре — лица их пре­ ображались в едином порыве просветления. «Не здравые, но больные нуждаются во враче, — учил ^ Христос. — Не праведники, но грешники пришел при­ звать к покаянию». У нас же все внимание и блага, н знаменитые здрав­ ницы, и международные лаге­ ря, и поездки за рубеж — для благополучных, прилеж­ ных детей, для здоровых те­ лом и душой. Недужным же чадам удел куда как проще. Подворотня. Наркологический кабинет. Инспекция по де­ лам несовершеннолетних. Где же и кто им настав­ ники?.. Отец НИКОДИМ, священник Свято-Никольско. го храма. г. Мурманск. на тусовки, то знает, чего ожи­ дать, и особо не упрямится, когда пристают. А если бы ка­ кая-нибудь попросила помощи, я бы ее защитила. —■И многие из твоих прия­ тельниц так же небрежны к жизни? — Все. Почти все. В нашем классе из 11 девчонок только три имеют намерение посту- «БОЮСЬ ЗА СЕБЯ!» в следственном изоляторе, по­ говорили. С ТОИТ ЛИ и описывать Бам мрачную, гнетущую об­ становку СИзо... В этом году здесь побывало особенно мно­ го подростков — весной со­ держалось до 70 человек, сей­ час осталось 40. С этого «на­ плыва» несовершеннолетней публики в далеко не детское место и началась наша бесе­ да. — Твои сверстники стали ча­ ще бывать здесь, чаще нару­ шают закон. Причем очевид­ на склонность нынешней мо­ лодежи к агрессивности, же­ стоким избиениям, стремлению унизить человека до предела. Откуда это в молодых, в тебе! — Я думаю, что это такое воспитание — дома, в школе, на улице. Нас предоставили самим себе, мы привыкли быть сами себе хозяева. Вот я — хочу, до полуночи гуляю, хочу — до 2 часов, никто дома не спросит, •не накажет. Родители у меня не строгие, забалова­ ли. Захочу японский магнито­ фон — купят, косметика нуж­ на — будет. Вот и развинти­ лась. И так же все мои знако­ мые. Зажиточность, полная свобода, никаких забот... — У меня складывается впе­ чатление, что чем дальше жи­ вем, тем забот как раз боль­ ше. И что такое зажиточность, когда в магазинах купить не­ чего. Разве не так! — У нас этих проблем нет. Кто хочет — тот достанет. — Но хоть какие-то обязан­ ности ведь существуют и у вашего «беззаботного» поколе­ ния. Ты, например, в магази­ ны ходишь! в очередях сто­ ишь! по дому прибираешься! Да, вот по дому прибира­ юсь. Маме моей уже 54 года, а мне 15, и не помогать я не могу. А подругам и этого де­ лать не нужно, удивляются: ты еще и уборкой занимаешься?! Нет, в моем окружении ребя­ та не приеыкли за что-то от­ вечать, думать наперед, стро­ ить жизненные планы. Кем быть, где работать — никто об этом всерьез не думает. И учи­ теля в школе не очень-то оза­ бочены, чтобы мы думали. Они равнодушны к нашим мыс­ лям, интересам, к тому, как мы проводим время. — А как вы проводите вре­ мя! — Гуляем на тусовках — на «театральной;?, на «волне», на «стометровке:.', у «огорода». Собираемся толпой, разгово­ ры всякие, шуточки... В общем, ерунде, тупой трёп. Надоедает смертельно, но — привычка, старый обычай. «Балаганы» устраиваем в подвалах (это так и называется). На этих ту­ совках принято вести себя вы­ зывающе, материться, хамить, подкалывать Кодекс: в таком поведении оценивают твое до­ стоинство. — Ты не оказывалась в си­ туациях, когда приходится за­ щищаться от парней! — Меня не трогали. Говорю же: боялись. А с другими при мне такое случалось. Но как сказать — защищаться. Чаще Е с е г о , раз уж девчонка ходит пить в институт, получить хо­ рошую профессию и так да­ лее. А остальные, как и я, це­ ли в жизни не видят. •— ...И тоже могут оказаться здесь, на твоем месте! Конечно! Например, моя подельница по первому судеб­ ному делу — она тоже неда­ леко ходит. Кстати, вот еще вам штрих к отношениям на тусовке. Я ради нее этот зло­ счастный шарф сорвала, ее на суде по дружбе выгораживала, а когда попросила прийти на суд — хоть для моральной поддержки — она не пришла. Испугалась за себя. Такие вот друзья-подружки. — Почему же те три девуш­ ки из вашего класса не стали такими, «как все»! Они из бед­ ных семей, что ли, или какие- то ущербные по сравнению с тусогкой! — Нет, они не ущербные и не из бедных семей. Но к ни/л родители — во всяком случае к одной из них точно — относятся строго, не всякую блажь бросаются удовлетво­ рять, не балуют деньгами и покупками, следят за учебой, с кем дружат и где гуляют. У них родители все знают о сво­ их детях и тем нечего скры­ вать. Могу признаться, что за­ видую им, их воспитанию. Я ведь тоже хорошо училась. 7-й класс закончила с двумя «4», остальные «5». А за год изме­ нилась — сама себя не узнаю. В е о с ь м о м классе у меня за год было уже семь «двоек»... — Что же тебе мешало из­ менить свой образ жизни, ес­ ли тусовка надоела, если заде­ вает, что нет смысла в жизни! Неужели апрельская история тебя ничему не научила! . — Значит, не научила. Я очень жалею, что меня тогда же, в первый раз, не посадили сюда. СИзо заставляет заду-'-, маться, куда катишься. Если бы подростков помещали сюда после первого же залета, по­ ловина из них больше бы сю­ да уже не попадала. Боюсь «зоны». Там будет еще круче. Боюсь не столько драк и хам­ ства, сколько другого... Беспре­ дела. Ожесточения. Человеком я оттуда не выйду, и в этом смысле мне себя жаль. ...В изоляторе капитанская дочка ведет себя вызывающе. У нее уже отнимали «стиры» (самодельные карты], записоч­ ки от мужчин из соседних ка­ мер. Каждый день — провин­ ность. То затеет разговорчики с мужчинами через стенку, то свару с сокамерницами заве­ дет. Из карцера не вылезает. «8 жизни все надо попробо­ вать! — лихо заявляет надзи­ рателю. — И тюрьму тоже». Но, похоже, это напускное. К концу нашей беседы хоть го­ лос девушки и не дрожал, ко­ гда о беспределе сказала (вид­ но было — едва сдержалась ** от волнения), но глаза все же пришлось опустить, чтобы не выдать, какой на самом деле страх, какая мука гложет ей душу. I/ ЛАЦАЛИ замки на тяже- ** лых дверях, спешил по коридору в камеру мальчишка в синей «местной» робе, чай­ ник в одной руке, другая — за спину. И пел над каменным двором, опутанным колючей проволокой, чистый, лишь чуть искаженный репродуктором голос Алексея Покровского: «Пой, гармоника, вьюге назло, Заплутавшее счастье зови. Мне в холодной землянке тепло От твоей негасимой любви», — пронзительным новым смы­ слом кольнула знакомая пес­ ня здесь, в столь несовмест­ ном с нею месте. С АРХИПОВ. 12октября 1890года ю РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz