Рыбный Мурман. 1990 г. Октябрь.
Общество. Личность. Мораль Без Учителя Отчего так часто люди ста ли испытывать раздраже ние, неприязнь друг к дру гу? Всюду горожанина со провождают перебранки, гру бость: в автобусе, в магази не, в самой недолгой очере ди, и во дворе, и на работе... Это похоже на массовую пси хопатию — обилие зависти, сплетен, интриги и тяжбы. И негде укрыться от неприят ных эмоций. Раньше от улич ной грубости, пошлостей мо жно было прийти в себя до ма, а теперь и в родных сте нах преследует всеобщий ша баш: телевидение, радио в неиереваримых объемах ве щают нам с утра до вечера о забастовках, голодовках, не довольстве, террористах, бо ях за власть. И без того жи вется все труднее, заботы одолевают людей, да еще на гнетается эта именно массо вая психопатия. Больше то го, мы привыкаем к ней; ис теричность, бездушность, оз лобленность становятся нор мой. Так острое стихийное заболевание переходит в за тяжную хроническую болезнь, которая не может не оста вить последствий. Результат взаимного неприятия, с кото рым так часто сталкивается человек, — чувство одиноче ства, отверженности, отчуж дения от общества. Не отсю- В ЕЧЕРОМ на стадионе к девушке подошли две не знакомые девицы, по виду школьницы, и бесцеремонно потребовали ее шарф. Краси вый шарф, вязаный, жалко от давать. Несмотря на угрожаю щий вид двух особ, девушка В «подарке» им отказала. То гда, стряхнув ей в лицо пепел С сигареты, они с оскорблени ями сорвали с нее шарф. Одна из грабительниц — 15- летняя А. И. Дочь капитана дальнего плавания (и оба бра та ходят в море), из состоя тельной семьи, где ни в чем не знает отказа. Зачем ей дал- СЯ этот шарф? Подруге понра вился — хочу такой, говорит. Вот и сняла, подарила ей. А. И. в то время еще училась в шко ле. Слыла отъявленной хули ганкой, распевала на всю шко лу песенки с нецензурной бранью, открыто курила, гру била учителям, могла заявить преподавателю: «Ну ты, . . , , заткнись!» Дралась в туалетах. По-мужски дралась: снача ла с размаху кулаком в лицо,' потом схватит жертву за шею, поднимет с пола и лицом ее о подоконник, с силой, и еще раз; поднимет — и снова от правит в нокаут. Уж извините за подробности, но в них вся натура этого жестокого юного существа. Кредо. Принцип жиз ни. Уроки пропускала. Хотя учи лась до 8-го класса хорошо, не глупая девушка, умела быть и прилежной. С 1989 года состо ит на учете в ИДН за уклоне ние от учебы и уход из дома. Из благополучнейшего дома, подчеркнем! В апреле этого года за ху лиганство и грабеж на стадио не была судима. Назначили ей наказание в виде двух с поло виной лет лишения свободы с отсрочкой приговора на 2 го да. Среднюю школу оставила, перешла в вечернюю, устрои ли ее на работу в детский сад помощником воспитателя (?!). А в мае — и месяца не про шло после суда — избила в подъезде девчонок без е и д и - мой причины. Будет суд, и судьбе А, И. теперь не поза видуешь. Мы встретились с ней да ли произрастают презре ние к окружающим, к собст венной стране, нежелание трудиться на ее пользу, рав нодушие и безответствен ность? Трудно жить в таком на строении. Мучительно — со знавать, что ты никому не нужный человек, нигде не принесешь пользы и никто от тебя ничего доброго не ждет. Одиночество отравля ет дни, вызывает желчность п еще большую раздражи тельность, нетерпимость. Это ощущение противопоставляет «ненужного», «лишнего» че ловека обществу, его поряд кам, традициям, законам, в том числе и нравственным, и юридическим. Особенно губи тельна сегодняшняя атмосфе ра в обществе для юных душ. Вот почему дети становятся мрачными, агрессивными, безжалостными. Тяжелое время. Страшно, v что оно затягивается. Метас тазы сегодняшних заблужде ний, грехов и ошибок косиут- . ся и других, еще не родив шихся, безвинных поколений — как н мы пожинаем пло ды не своих ошибок, усугуб ляя их своими же. В стране много средств формирования нравственно сти: кино, книги, пресса, лек торы. Но работа их бесплод на, как видим. Потому что она формальна. Суетна, по верхностна, преследует цель прагматическую — развлечь, нажить моральный и мате риальный капитал любой це ной, а не духовный ориентир — призвать к размышлению и самопокаянию. Политика, бизнес и жажда сиюминут ных удовольствий не остав ляют времени для более бла годарной работы. Приглаша ют некоего человека на теле видение, как он полагает, для полезной беседы со зрите лями на серьезную и непро стую тему. Но оказывается, что времени выделены мину ты, надо уложиться строго «от и до». До задушевности ли тут и глубины, когда ду- ПРОДОЛЖАЕМ РАЗГОВОР «В последнее время жестокость преступлений несовер шеннолетних, их агрессивность растут», — считает один из опытнейших специалистов в этой области Валентин Кальте — начальник инспекции по делам несовершеннолетних об ластного УВД. Он высказал свою точку зрения в очерке «Чья это подворотня!» («РМ» от 7 сентября), где шла речь о малолетних возмутителях спокойствия. Сегодня мы про должаем разговор об одном из самых тревожных явлений, которое считают симптомом разрухи, — детской преступ ности. ИЗ ДОКУМЕНТОВ. 1200— 1400 уголовных преступлений ежегодно совершают подростки, наши земляки, в возрас те до 14 лет — то есть когда уголовное наказание для них невозможно по закону. За 9 месяцев этого года по сравнению с таким же периодом 1989-го криминогенность несовершеннолетних выросла на 0,8 процента (рост за медляется, особенно среди 16—17-летних). За это время подростками совершено 900 уголовных преступлений — почти треть от общего со взрослыми числа. С ДЕТСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ маешь только, как бы успеть хоть какую-то мысль доска зать, а перед глазами маячит световое табло. Много ли пользы от такой работы на спех? Так и молодежь наша упу щена. Клубы, комитеты, ор ганизации для нее формаль но созданы, а запять подро стков нечем, негде, некому: у всех дела «согласно графи ку», а не согласно человеку. Но не нужно думать, что только наши, российские де ти так портятся и только у нас процветают бездухов ность, безнравственность и преступность. Эти недуги, увы, общие и для других стран. Что же там делается для исправления «заблудших чад»? Вот в июле был у нас в Мурманске корабль с религи озной и дружеской миссией. Прибыли на нем почти двести молодых христиан. Мы жда ли, что это будут только пре красные, благополучные де ти, избранные и образцовые. Но нет. Оказалось, что это очень разные ребята, много среди них разболтанных, раз вязных, порочных людей, наркоманов, публичных жен щин даже. Но были с ними и священники, и люди искус ства, в их числе известный и талантливый композитор, вы дающаяся 15-летняя пианист ка. В чем смысл столь стран ного для нас путешествия? А смысл глубокий. Два норвежских священ ника, озабоченные преступ ностью н растущей разобщен ностью среди молодежи, по просили у правительства де нег на миссионерскую ак цию. И было предоставлено для благородной цели ста рейшее (уже реликвия!) и очень дорогое судно — «Ми нистр Лемкул» 1914 года по стройки. Для скромной каз ны небольшого государства это весь.ма ощутимые расхо ды, но двумстам молодым норвежцам было, оказано это внимание и дана возмож ность испытать идею: способ ны ли они преодолеть все трудности морского перехо да и вместе достичь цели, не «раскачав лодку» распрями. Да, команда разношерстная, но когда они собирались вме сте и что-нибудь представля ли мурманским сверстникам — балет или концерт, или пели в хоре — лица их пре ображались в едином порыве просветления. «Не здравые, но больные нуждаются во враче, — учил ^ Христос. — Не праведники, но грешники пришел при звать к покаянию». У нас же все внимание и блага, н знаменитые здрав ницы, и международные лаге ря, и поездки за рубеж — для благополучных, прилеж ных детей, для здоровых те лом и душой. Недужным же чадам удел куда как проще. Подворотня. Наркологический кабинет. Инспекция по де лам несовершеннолетних. Где же и кто им настав ники?.. Отец НИКОДИМ, священник Свято-Никольско. го храма. г. Мурманск. на тусовки, то знает, чего ожи дать, и особо не упрямится, когда пристают. А если бы ка кая-нибудь попросила помощи, я бы ее защитила. —■И многие из твоих прия тельниц так же небрежны к жизни? — Все. Почти все. В нашем классе из 11 девчонок только три имеют намерение посту- «БОЮСЬ ЗА СЕБЯ!» в следственном изоляторе, по говорили. С ТОИТ ЛИ и описывать Бам мрачную, гнетущую об становку СИзо... В этом году здесь побывало особенно мно го подростков — весной со держалось до 70 человек, сей час осталось 40. С этого «на плыва» несовершеннолетней публики в далеко не детское место и началась наша бесе да. — Твои сверстники стали ча ще бывать здесь, чаще нару шают закон. Причем очевид на склонность нынешней мо лодежи к агрессивности, же стоким избиениям, стремлению унизить человека до предела. Откуда это в молодых, в тебе! — Я думаю, что это такое воспитание — дома, в школе, на улице. Нас предоставили самим себе, мы привыкли быть сами себе хозяева. Вот я — хочу, до полуночи гуляю, хочу — до 2 часов, никто дома не спросит, •не накажет. Родители у меня не строгие, забалова ли. Захочу японский магнито фон — купят, косметика нуж на — будет. Вот и развинти лась. И так же все мои знако мые. Зажиточность, полная свобода, никаких забот... — У меня складывается впе чатление, что чем дальше жи вем, тем забот как раз боль ше. И что такое зажиточность, когда в магазинах купить не чего. Разве не так! — У нас этих проблем нет. Кто хочет — тот достанет. — Но хоть какие-то обязан ности ведь существуют и у вашего «беззаботного» поколе ния. Ты, например, в магази ны ходишь! в очередях сто ишь! по дому прибираешься! Да, вот по дому прибира юсь. Маме моей уже 54 года, а мне 15, и не помогать я не могу. А подругам и этого де лать не нужно, удивляются: ты еще и уборкой занимаешься?! Нет, в моем окружении ребя та не приеыкли за что-то от вечать, думать наперед, стро ить жизненные планы. Кем быть, где работать — никто об этом всерьез не думает. И учи теля в школе не очень-то оза бочены, чтобы мы думали. Они равнодушны к нашим мыс лям, интересам, к тому, как мы проводим время. — А как вы проводите вре мя! — Гуляем на тусовках — на «театральной;?, на «волне», на «стометровке:.', у «огорода». Собираемся толпой, разгово ры всякие, шуточки... В общем, ерунде, тупой трёп. Надоедает смертельно, но — привычка, старый обычай. «Балаганы» устраиваем в подвалах (это так и называется). На этих ту совках принято вести себя вы зывающе, материться, хамить, подкалывать Кодекс: в таком поведении оценивают твое до стоинство. — Ты не оказывалась в си туациях, когда приходится за щищаться от парней! — Меня не трогали. Говорю же: боялись. А с другими при мне такое случалось. Но как сказать — защищаться. Чаще Е с е г о , раз уж девчонка ходит пить в институт, получить хо рошую профессию и так да лее. А остальные, как и я, це ли в жизни не видят. •— ...И тоже могут оказаться здесь, на твоем месте! Конечно! Например, моя подельница по первому судеб ному делу — она тоже неда леко ходит. Кстати, вот еще вам штрих к отношениям на тусовке. Я ради нее этот зло счастный шарф сорвала, ее на суде по дружбе выгораживала, а когда попросила прийти на суд — хоть для моральной поддержки — она не пришла. Испугалась за себя. Такие вот друзья-подружки. — Почему же те три девуш ки из вашего класса не стали такими, «как все»! Они из бед ных семей, что ли, или какие- то ущербные по сравнению с тусогкой! — Нет, они не ущербные и не из бедных семей. Но к ни/л родители — во всяком случае к одной из них точно — относятся строго, не всякую блажь бросаются удовлетво рять, не балуют деньгами и покупками, следят за учебой, с кем дружат и где гуляют. У них родители все знают о сво их детях и тем нечего скры вать. Могу признаться, что за видую им, их воспитанию. Я ведь тоже хорошо училась. 7-й класс закончила с двумя «4», остальные «5». А за год изме нилась — сама себя не узнаю. В е о с ь м о м классе у меня за год было уже семь «двоек»... — Что же тебе мешало из менить свой образ жизни, ес ли тусовка надоела, если заде вает, что нет смысла в жизни! Неужели апрельская история тебя ничему не научила! . — Значит, не научила. Я очень жалею, что меня тогда же, в первый раз, не посадили сюда. СИзо заставляет заду-'-, маться, куда катишься. Если бы подростков помещали сюда после первого же залета, по ловина из них больше бы сю да уже не попадала. Боюсь «зоны». Там будет еще круче. Боюсь не столько драк и хам ства, сколько другого... Беспре дела. Ожесточения. Человеком я оттуда не выйду, и в этом смысле мне себя жаль. ...В изоляторе капитанская дочка ведет себя вызывающе. У нее уже отнимали «стиры» (самодельные карты], записоч ки от мужчин из соседних ка мер. Каждый день — провин ность. То затеет разговорчики с мужчинами через стенку, то свару с сокамерницами заве дет. Из карцера не вылезает. «8 жизни все надо попробо вать! — лихо заявляет надзи рателю. — И тюрьму тоже». Но, похоже, это напускное. К концу нашей беседы хоть го лос девушки и не дрожал, ко гда о беспределе сказала (вид но было — едва сдержалась ** от волнения), но глаза все же пришлось опустить, чтобы не выдать, какой на самом деле страх, какая мука гложет ей душу. I/ ЛАЦАЛИ замки на тяже- ** лых дверях, спешил по коридору в камеру мальчишка в синей «местной» робе, чай ник в одной руке, другая — за спину. И пел над каменным двором, опутанным колючей проволокой, чистый, лишь чуть искаженный репродуктором голос Алексея Покровского: «Пой, гармоника, вьюге назло, Заплутавшее счастье зови. Мне в холодной землянке тепло От твоей негасимой любви», — пронзительным новым смы слом кольнула знакомая пес ня здесь, в столь несовмест ном с нею месте. С АРХИПОВ. 12октября 1890года ю РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz