Рыбный Мурман. 1990 г. Октябрь.
Заметки с сессии ПРОБЛЕМЫ района : С КАКОЙ НАЧАТЬ? 4—5 октября состоялась 3-я сессия Октябрьского район ного Совета народных депутатов. О том, как она проходила, рассказывает наш корреспондент И, Березюк. ТАК БУДЕМ РАБО ТАТЬ Первый вопрос повестки дня сессии был о регламенте. Уже в самом начале его об суждения всем стало ясно: в один день сессию провести не удастся. Со стороны могло пока заться, что, обсуждая, депу таты занимаются буквоедст вом, цепляются к каждому слову, стремятся переиначить формулировку с единствен ной целью, чтобы она была записана именно так, как считает оратор. Но это было действительно необходимо. Регламент — своего рода конституция районного Сове та, основной документ для его деятельности, разночте ние, двоякое истолкование его статей чревато непредска зуемыми последствиями. Но вот закончены много часовые дебаты. Сессия го лосует за принятие регламен та. Первая его статья гласит: «В соответствии с Конститу цией РСФС Р органом госу дарственной власти и самоуп равления в районе является районный Совет народных депутатов, правомочный при нять к рассмотрению и ре шить любой вопрос, отнесен ный к ведению районного Со вета». Надо заметить, долгие спо ры вызвал вопрос: какой Кон ституцией — СССР или РС Ф С Р — следует руковод ствоваться, на основе каких Законов — общесоюзных или российских — строить рай онному Совету свою деятель н о с ть ? Большинство депута т о в считали, что следует, во всяком случае пока, считать приоритетными Конституцию и Законы РСФС Р . Что же регламентирует регламент? Деятельность Со вета, права и обязанности на родного депутата районного Совета, президиума, его председателя и заместителей председателя, комиссий Со вета, исполкома, депутатских групп. О БЕЩ АНИЯ . КОМУ ОНИ Н УЖ Н Ы ? Листаю выданный перед сессией «План мероприятий по выполнению критических замечаний и предложений из бирателей. высказанных в период проведения выборов народных депутатов Октябрь ского районного Совета на родных депутатов 21 созы ва». Вот какое длинное наз вание! Хотя, конечно, дело не в названии, а в достовер ности того, что в нем напи- ^'сано. А ее-то как раз и не доставало. Вот несколько выступле ний (в сокращении) депута тов, выступавших при обсуж дении «Плана...». А. А. Тарковская: «Когда работники исполкома будут нести ответственность за дез информацию? Почти за все отвечает депутат». Л. В. Нестеров: «В нака зах много таких проблем, ко торые можно решить в тече ние двух дней — недели. Так почему исполком не требует их выполнения, предоставляя депутату «выбивать» реше ния?» Ю. М. Маевскнй (депутат областного Совета, пригла шенный): «Должностных лиц. которые из месяца в месяц «кормят» депутатов обеща ниями, надо вызывать на сес сии для ответа». Выступавших было много. Депутаты, что называется, на собственной шкуре испы тали, как обещания должно стных лиц оказываются фик цией. А трубы текут, сквозь крыши сочится вода, подва лы и подъезды в тумане па ра н т. д. и т. п. Жильцы в исполком не любят ходить, знают: попусту. Но уж депу тату они выскажут все. Кто- то помягче, а кто-то... Что же может в этой ситуации депу тат? Сессия единогласно прини мает решение: снять с рас смотрения «План...», как не подготовленный, обязать ис полком в октябре-ноябре вы полнить мероприятия, не тре бующие крупных материаль ных затрат, и доложить на следующей сессии (в декаб ре). В случае невыполнения представить сессии объясне ние с указанием конкретных виновников. СВОБОДУ Ж ЭУ ! Но самого большого нака ла достигла сессия, обсуж дая доклад зам. председате ля исполкома А. И. Ковтуна о совершенствовании струк туры жилищно-коммунально го хозяйства района. Андрей Иванович говорил о том, что из-за низкой зарплаты, от сутствия жилья, непрестиж ности профессии в тресте ос талось всего 52 процента от нужного количества работни ков. О том, что в Октябрь ском районе около 200 до мов послевоенной постройки. Их следовало уже дважды капитально ремонтировать, а среди них есть дома, не ре монтировавшиеся ни разу. О том, что на капремонт еже годно недодается около пя ти миллионов рублей, на те кущий ремонт выделяется вместо пяти лишь 2,8 милли она рублей. О том, что мате риальное обеспечение состав ляет чуть более трети от по требности. Нет шифера, це мента, труб, бензином за правляют только транспорт аварийной службы, да и то лишь 20 литров в день. О том, что по существующей системе капремонт «ложит ся» на текущий, а ведь но вую трубу к дряхлой не при варишь. Предложения А. И. Ковту на вызвали поначалу хор воз ражений. Например, предла галось в 2—3 раза увеличить стоимость аренды нежилых помещений, пересмотреть ставки квартплаты, устано вить повышенную плату за излишки жилплощади: до 10 квадратных метров — в де сятикратном размере, свыше 20 — в 30-кратном и т. д. Кроме того, предлага лось упразднить лишнее зве но в управленческой цепоч ке — производственно-жи лищное управление. В защиту проекта высту пил управляющий жилищным производственно - эксплуата ционным трестом А. Е. Ага- пеевич. Сегодня трест — не самостоятельное предприя тие, он подчинен райиспол кому, облисполкому, облком- хозу. Сэкономленные за счет качественной работы средст ва изымаются; чем лучше мы работаем, тем меньше денег имеем, сказал Алек сандр Евгеньевич. Поэтому нужна единственная органи зация, руководящая и конт ролирующая. (Окончание на 16-й стр.) Местные СоАеты: полгода спустя Полгода назад подобное интервью уже было. С председа телем Первомайского районного Совета Л. Я. Гудиной. Гово рили о власти, о структуре управления. Но вот беда — для района в частности — «забрали» Лидию Яковлевну в обл исполком, и остался Первомайский район один на один со своими проблемами, без головы, что называется. Вся тяжесть становления легла на плечи Сергея Олеговича Пантелеева, не освобожденного зама. Деньги получал от партии, поскольку секретарь парткома тарного комбината, а работал, честно скажем, на район. Потому и захотелось с ним побеседовать. Ведь лимит времени, который народом был отпущен, считан, уже исчерпан: полгода прошло со дня избрания «демократи ческих» депутатов, а лучше жить мы не стали. Вот н срок отчитаться — почему? на должны быть свои так на зываемые «500 дней». Ведь уже завтра у нас появятся без работные — к кому они при дут за помощью? Уверен в одном: мы их оставить просто так не имеем права — на то мы и власть, на то нам и дан мандат доверия. Следователь но, об этом должны думать уже сегодня. И это лишь один штрих из целого комплекса небходимых мер. Интенсивное создание малых предприятий, — Сергей Олегович, не сли шком ли расточительны со вре менем! — Я бы не утверждал так категорично. Те пять месяцев с лишком, которые прошли, не считаю совсем потерянны ми. Для себя, в частности. От сутствие председателя, конеч но, сказалось, да и У новых депутатов — опыта никакого. Но надо учитывать и отпуск ной сезон. Так что только сей час наступает период действий. Иначе не могло и быть. Пре- жде-то я не заседал в Сове тах — откуда знания? И этот срок мне был просто необхо дим — чтобы вникнуть во все детали. Зато теперь я с уве ренностью могу сказать: всю «кухню» управления изучил до статочно. Знаю работу испол кома, функции президиума и Совета, удалось направить в нужное русло депутатские ко миссии. — Даже можете привести конкретный пример! — Могу. И не один. Толь ко не сочтите за похвальбу. Хвалиться-то особо пока не чем. Потому лишь в виде ил люстрации — чтобы вы поня ли: эти полгода райсовет все- таки не бездействовал. Возь мем хотя бы комиссию по тор говле. В районе улицы Круп ской есть небольшой ларек. Стоял все время закрытым. Люди говорили: торгуйте хоть чем-нибудь. А хозяин — орс — отвечал: нет тоЕара Може те представить: сколько би лись, уговаривали, убеждали, отдайте, говорили, тогда в аренду, что ли. Ни в какую. Но в конечном итоге заставили торговать овощами. Худо-бед но — это уже ситуация всей страны, — но кое-что продают. Или на Дровяном. Там вообще казалось: проблема не разре шимая — то ли промтоварами торговать магазину, то ли про дуктами, — мнение у народа дробилось. Сколько раз быва ли в поселке. И нашли компро мисс. — А не кажется вам, что все это мелочи! И у Совета, мне думается, должны быть иные функции и задачи. — Я согласен с вами. Но становление политико-экономи. ческого органа, который дол жен управлять районом, как раз из мелочей и складывает ся. Куда, скажем, пойти пен сионерке, где ей искать защи ты и помощи? Поверьте, что для бабульки важнее, где ку пить буханку хлеба или пачку сигарет для деда, нежели стру ктура власти. И потому район ный Совет, в частности — это, если хотите, социальный гарант народа. — В этой связи хотелось бы спросить, как вы представля ете себе разграничение функ ций Советов, президиумов, ис полкомов! Я, например, убеж ден, что слишком много дуб ляжа. — Если честно, до сих пер не почувствовал, что у нас есть городская власть. Видимо, у них тоже период становления, неразберихи и, уж простите, дележки портфелей еще не закончился. Не кривя душой, надо признать: старые связи имеются только у исполкомов. ДУБЛЕРСКИЕ ГРАНИ И пока Советы накопят опыт — немало воды утечет. Вы ведь не будете спорить, что существуют проблемы, ко торые району решить не под силу. Продукты, скажем, те же сигареты. Ну, есть у нас рыб- кооп тралового флота. А его магазины — и в Ленинском, и в Октябрьском. Или плодоба- за: мы могли бы обеспечить себя картофелем, но не бу дешь же объявлять район за крытой зоной — значит, кар тошку у нас станет покупать все население города. Не ска жем же мы, что это только наши овощи, дескать, мы за ними ездили. Отсюда — коль уж живем в городе с район ным делением — как следст вие вытекает комплексная про грамма и обязательный учет нашего мнения. А бы думаете, горсовет хоть раз спросил, че го бы мы хотели. Где там. Он реорганизует жилищно- коммунальное хозяйство, а с нами даже не советуется. Плюс к этому собирается во прос о власти на ближайшей сессии обсуждать, а хоть кто- нибудь позвонил: дескать, ка кое суждение у Еас по этому поводу, какие права хотел бы получить районный Совет, что предполагает для своей ком петенции? — Сергей Олегович, еы из вините, но меня, допустим, как обывателя, не очень интересу ют евши сложности. Больше волнует, будет ли тепло в квартире и что купить в мага зине. Живу, кстати, тоже в Первомайском районе, а пото му огорчен отсутствием дее способной власти. 26 сентября состоялась сес сия райсовета. Насколько знаю, большинство голосов депута тов набрали второй секретарь райкома партии Маркелов и вы, но первый руководитель района так и не выбран. На днях состоится еще одна сес сия. Предположим, я депутат — могли бы вы убедить меня в том, что я должен голосо вать за вас, а не за Маркело ва! Ведь дело тут в том, что от расторопности, инициати вы председателя сегодня за висит моя жизнь. — Вы знаете, у Виктора Ми хайловича много деловых ка честв. Он и район, может быть, знает лучше, чем я. И с руко водителями больше знаком. Но. Коль уж вы дали именно мне возможность себя разрек ламировать, то я без ложной скромности воспользуюсь. А уж депутаты пусть выбирают: я, Маркелов или еще кто-то. Так е о т моя позиция: если бы стал председателем, отточил бы, если можно так сказать, партнерские отношения пре жде всего с исполкомом. В противном случае ничего хо рошего не выйдет. Богатый опыт — именно у него, дело- е ые контакты — тоже. Далее. Мне кажется, про грамма дейстЕий, которая у меня имеется, заслуживает са мого пристального енимания. Во-перЕых, убежден: у рейс- РЫБНЫЙМУРМАН 7 мудрая финансовая политика, регулирующая деятельность тех же кооперативов, — все это нам надо. Мы ведь и се годня практикуем бесплатные услуги малоимущим — тем же пенсионерам, инвалидам ко оперативы бесплатно стеклят лоджии. А сколько проблем и неудобств сегодня несет нам Первомайский рынок? Спраши ваю директора: что платят вам торговцы товаром за аренду места? Символически, отвечает. А должно быть так: продаешь ты мясо за 15 рублей кг — плати, скажем грубо, пять про центов с прибыли в бюджет района, а коль уж за 20 — не менее семи-восьми, и т. д. Порядок там надо обязатель но навести — это уж дело престижа: отдел милиции под боком, да и исполком тут же. Словом, если бы я стал пре дседателем, сразу бы предло жил свою программу конкрет ных действий. Допустим, очень серьезный вопрос — создание собственной газеты. Как мы, скажем, решали нынче проб лему тепла в районе — никто ведь не знает, что чуть не за морозили дома. А была бы своя печать — разъяснили бы людям, пообещали бы, что 15 октября точно будет тепло в домах. Я это к тому говорю, что для меня лично издание газеты — вопрос практически решенный: есть творческий коллектив, который этим бу дет заниматься. Но самое главное, о чем думаю, — выживет ли район в условиях рыночной экономи ки? Если б мы были полностью самостоятельные — другое дело. А так... Депутаты долж ны в целом определить поли тику, а исполком — испол нить. Но пока ведь никто не знает, какой будет бюджет района, а отсюда — к э к о б ы материальные возможности. Мы, допустим, готовы чисто теоретически взять здравоох ранение на свой баланс или создать муниципальную мили цию. Но как это практически получится — неизвестно. Нуж но решить, что в компетенции города, а что — района. Если суммировать, моя про грамма сводится к следующе му: первое — наказы избира телей, которые мы приняли уже к исполнению на сессии, второе — политика Совета, так тика и стратегия, третье — формирование бюджета (а от сюда — материальные воз можности), четвертое — соб ственные (для района) «500 дней» перехода к рынку. Газе та, естественно, — как обяза тельный придаток: люди долж ны знать, чем мы занимаемся в Совете. И последнее — разграниче ние функций обязательное: президиум Совета, скажем, постановляет, а исполком именно исполняет. И когда мы исключим дубляж, живое де ло многое изменит в нашей жизни. Беседу вел С. МИРОНОВ. 12 октября 190года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz