Рыбный Мурман. 1990 г. Октябрь.

♦ противоречия и конфликты СОЗДАНО МИНИСТЕРСТВО На сессии Верховного Со­ вета Латвийской Республики решен вопрос о создании Ми­ нистерства рыбного хозяйст­ ва Латвии. Министром утвер­ жден Г. О. Закс. Ему — 56 лет,' последнее место работы — капитан-директор плавба­ зы. В коротком интервью Гу- нар Оскарович подчеркнул, что он за самостоятельность всех предприятий, связанных с рыбной отраслью. По его мнению, главной задачей но­ вого министерства должна стать координация действий. Дела прибалтийские Он сделал все, чтобы новая структура была наименее бю­ рократической. «Рыбак Латвии» «ВОДА НАША, И РЫБА НАША» В Литве, где, кажется, не­ давно можно было есть тре­ ску хоть каждый день, сей­ час не увидишь ее на прилав­ ках. Что же может предпри­ нять республика, чтобы со­ хранить в своих руках этот важный пищевой продукт? Выход — самим заботиться о богатствах своей акватории Балтики, укреплять матери­ ально-техническую базу про­ мысла и создавать отрасль переработки рыбы. Для обсуждения этих и многих других вопросов ры­ боловства состоялось первое заседание представителей ми­ нистерств экономики, сель­ ского хозяйства, департамен­ та охраны природы, государ­ ственно-кооперативного ры­ боловного объединения, ры­ бохозяйственных организа­ ций Литвы. Принято реше­ ние подготовить предложения по узакониванию территори­ альных вод н экономических зон Балтийского моря па пе­ реговорах между Литвой и СССР, стремиться к* более тесному сотрудничеству в об­ ласти промысла, охраны рыб­ ных ресурсов с Латвией и Эстонией. * «Рыбак Литвы». -------- Безработица: да или нет? ------ Редакция продолжает разговор о предстоящих рыночных отношениях. В частности, о том, грозит ли труженикам рыб­ ного хозяйства безработица. Сегодня мы предоставляем сло­ во директору по кадрам и социальным вопросам А РП «Сев- рыба» А. С. ВАСИ Л ЬЕВУ . ПРИОРИТЕТ- МУРМАНЧАНАМ Безработица — понятие социальное. Для руководите­ лей предприятий она не су­ ществует. поскольку их зада­ ча — обеспечить качествен­ ную организацию производст­ ва трудовыми ресурсами. Безработица существует для тех, кто стоит за воротами. Проведенный недавно па бассейне анализ кадровой де­ ятельности пока не вызывает тревоги. Хотя у меня лично есть опасения, что воплоще­ ние в жизнь новых экономи­ ческих программ не лучшим образом отразится на "произ­ водственной деятельности предприятий. Конечно, сегод­ ня трудно спрогнозировать будущие события. Какие бу­ дут изданы законодательные акты в области экономики, финансов, как они станут ра­ ботать в наших условиях? Возможно, будут ужесточены требования ко всем постав­ щикам, обеспечивающим про­ изводственный процесс, а мо­ жет, финансовые санкции приведут к тому, что пред­ приятие окажется нерента-. больным. А государственной дотации не будет. Предприя­ тие, что называется, вылета­ ет в трубу. Что тогда будет с людьми? Понятно, что у них долж­ на быть социальная защи­ щенность. Частично эту про­ блему смягчит предусмотрен­ ное законом материальное обеспечение на период трудо­ устройства. Далее. Посколь­ ку па предприятиях будут при найме на работу, отдавать предпочтение квалифициро­ ванным специалистам, потре­ буется создание сети учебных центров, где можно быстро перепрофилировать обучение. Сегодня в Мурманске око­ ло Зо тысяч человек, не за­ нятых па производстве. Хотя более половины из них ищут не просто работу, занятость, а работу, которая бы пол­ ностью удовлетворила их за­ просы и в оплате труда, и в социальном обеспечении. Как быть с ними? Думаю, надо в первую оче­ редь обеспечить рабочие ме­ ста мурманчанам. Значит, следует обратить особое вни­ мание па профориентацию школьников, а также на пред­ приятиях позаботиться о пе­ реподготовке высвобождаю­ щихся при сокращении лю­ дей. Так как эта проблема не­ посредственно может кос­ нуться и работников наших предприятий, я выяснил, что для этого делается у нас в городе. По сообщению работ­ ников городского отдела по труду, в настоящее время определена потребность го­ родских организаций в работ­ никах, в основном это оказа­ лись строительные предприя­ тия и служба быта, и па ба­ зе городских учебно-курсо­ вых комбинатов планируется осуществить переподготовку работников. Наш отраслевой У К К также готов решать эту задачу. Резонанс расследования ПРОДАНО! ли сами распоряжаться про­ дукцией, продавать по коопе­ ративной цене. Но мы на это не пошли. Возможностей для, грубо говоря, махинаций нет никаких: если «Севрыбсбыт» не подпишет товаротранспорт­ ную накладную, их просто не выпустят с крипсами за про­ ходную. «На сторону» крипсы не уходят. Так что ни наш за- е о д , ни потребители не поте­ ряли на этой сделке ничего. Может возникнуть вопрос: если «Россия» реализует про­ дукцию по государственным ценам, нам перечисляет нор- -Ч матив прибыли, арендную пла­ ту, то в чем же их выгода? У них другие статьи, расходов: нет отчислений на содержание аппарата управления цеха и за­ вода, на страхование. За счет этой разницы они и имеют прибыль. Председатель многопро­ фильной производственной кооперативной фирмы «Рос­ сия» А. П. Мананцев (в прош- лоал — морской офицер) не делает «военной тайны» из сво­ ей деятельности: — Мы были зарегистрирова­ ны при Октябрьском райиспол­ коме 7 июня 1989 года. Осно­ вные виды деятельности — пе­ реработка рыбы и морепро­ дуктов, копчение рыбы... Так мы, по крайней мере, планиро­ вали, приобрели коптильную установку новой конструкции. Но в конце прошлого года по­ ложение с кооперативным дви- рыбный мурман жением осложнилось: 29 де­ кабря облисполком принял ре­ шение о запрете вывоза рыбы кооперативами за пределы области. Надо было решать, чем же нам заниматься, пока не прояснится ситуация. У фирмы появилась возможность приобретать картофель в Во­ ронежской и Липецкой облас­ тях, мы хотели освоить вы­ пуск чипсов. Оборудование для этого производят в Минске. Мы им позвонили, а они говорят: «У вас на рыбокомбинате сто­ ит такая машина». Направили своего сотрудника на комби­ нат, он разговаривал с замес­ тителем генерального по эко­ номике товарищем' Мананко- е ы м , вышел на директора хо­ лодильного завода Петра Пет­ ровича Петрова... Нам предло­ жили взять линию по выпуску крипсов в аренду, и мы согла­ сились. У нас она прибыльнее, чем на комбинате, — нет тако­ го большого управленческого аппарата, да и продукции мы выпускаем больше (работаем ведь не по 8 часов). Один раз был даже выпуск в 350 кило­ граммов (хотя техническими данными установки предусмот­ рен выпуск только 320 кило­ граммов в смену). Что'же, все точки над «Ь> по­ ставлены — проблемы с крип­ сами нет? Не совсем так. За­ метно хуже стало качество крипсов: взамен золотистых когда-то пластинок все чаще попадаются подгоревшие, пе­ режаренные. П. П. Петров объ­ ясняет это просто: «Сначала, пока шла отработка линии, вы­ пускали по 100— 150 килограм­ мов в смену, сейчас — гораз­ до больше. Увеличение выпус­ ка продукции никогда не дает улучшения качества. К тому же минчане рекомендуют жарить крипсы на хлопковом масле, первые партии мы выпускали на оливковом (оно почти не подгорает), сейчас же — на подсолнечном... Вот и резуль­ тат». Так и не объяснили собесед­ ники толком, почему из-под нынешней цены в 2 рубля 54 копейки проглядывается 3 руб­ ля 40 копеек. Отгадка, очевид­ но, в четиертом пункте догово­ ра об аренде: «На произведен­ ную сверх плана продукцию арендатор оставляет за собой право реализовывать ее через иные каналы торговой сети». Другое дело, что на уровень 100 тонн (это и есть план) «Россия» пока не вышла. И главное: кто сказал, что 100 тонн — это предел потреб­ ностей мурманчан? В октябре холодильный завод получит вторую линию по выпуску крипсов, ее тоже возьмет в аренду «Россия». Говорят, что «Севрыбсбыт» тоже самостоя­ тельно закупает крипсовую ли­ нию. Будет ли тогда хрустя­ щей продукции достаточно для мурманчан? Точно сказать ни­ кто не может. Ведь для изуче­ ния покупательского спроса не­ обходимо торговать тозаром не менее недели беспрерывно, только тогда хватит данных для анализа. А пока завезен­ ных в «Нептун» крипсов не хватает даже на один день тор­ говли... П. БОЛЫЧЕВ. «КОНКУРЕНТЫ» Под таким заголовком («РМ », *\« 26, 31 августа с. г.) была опубликована статья, в которой рассказывалось о создании iia Мурманской судоверфи коопе­ ратива «Стальконструкцпя», по­ ложившего конец монополии объединения на ремонт. В ре­ дакцию пришли отклики на ма­ териал. * * * «■ЗА». В настоящее время кооперативы ликвидируют мо­ нополию в отдельных видах су­ доремонта. Для создания на­ стоящей конкуренции необхо­ димы мелкие производства со своей производственной базой и штатом освобожденных работ­ ников. Наиболее близок к* это­ му кооператив <•Стальконетрук- ция». П. АГАПОВ, заместитель главного инжене­ ра Мурманского тралфлота. * * * < ПРОТИВ ». Кооперативы ра­ ботают только на свой карман, а предприятие из прибыли вкладывает значительные сум­ мы на общественное потребле­ ние: строительство жилья, по­ ликлинику, турбазу, строи­ тельство дома отдыха в Нико­ поле. подведомственное жилье, подсобное хозяйство, подшеф­ ные школы, УПК, детские до­ школьные учреждения, клуб. Дом культуры «Маяк», пионер­ ский лагерь, наркодиспансер, приобретение оборудования и медикаментов для заводских медамбулаторпй, хозяйственное содержание и приобретение ме­ дицинского оборудования са­ натория-профилактория «Мур- машп». заводской спортивной базы. Много средств предприятие выделяет на материальную по­ мощь нуждающимся работни­ кам предприятия, пенсионерам. В этом есть коренное отли­ чие деятельности предприятия и кооперативов. В развитие социальной сфе­ ры ни один из кооперативов, живущих за счет рабочей силы предприятия, не внес ни ко­ пейки денег, т. е., еще раз по­ вторяюсь: они работают ради зарплаты, ничего не вкладывая в общественные фонды потреб­ ления. в. САБУРИН, председатель профкома объ­ единения «Мурманская судо­ верфь». * ★ * «ЗА » С ОГОВОРКАМИ . С монополией судоверфи действи­ тельно необходимо покончить. Тем более что потребность в судоремонте она удовлетворяет менее чем на треть, а первый опыт взаимоотношений с СРЗ Минобороны н Минсудпрома в связи с конверсией в ближай­ шей перспективе не сулит су­ щественных сдвигов в удовлет­ ворении потребности, цепы там в 1,5—2 раза выше. Поэтому считаем, что кооперативы и другие предприятия в сфере судоремонта (типа «Сталькои- струкцпя». «Дизель», «Посей­ дон») нужны, но при этом не­ обходимо решить два очень острых вопроса: обеспечение их материалами и запасными ча­ стями, повышение качества вы­ полняемых работ. Назрело время создания коо­ перативной фирмы по комп­ лексному ремонту судов на класс по опыту Западного бас­ сейна, а не выполнения отдель­ ных работ при ремонте и техни­ ческом обслуживании судов, как это сейчас делается различ­ ны:,!и кооперативами. В. ЕАЛАЛАИКИН, земеститель главного инжене­ ра управления «Севрыбхолод- флот». 12октября 1890 года I

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz