Рыбный Мурман. 1990 г. Октябрь.
♦ противоречия и конфликты СОЗДАНО МИНИСТЕРСТВО На сессии Верховного Со вета Латвийской Республики решен вопрос о создании Ми нистерства рыбного хозяйст ва Латвии. Министром утвер жден Г. О. Закс. Ему — 56 лет,' последнее место работы — капитан-директор плавба зы. В коротком интервью Гу- нар Оскарович подчеркнул, что он за самостоятельность всех предприятий, связанных с рыбной отраслью. По его мнению, главной задачей но вого министерства должна стать координация действий. Дела прибалтийские Он сделал все, чтобы новая структура была наименее бю рократической. «Рыбак Латвии» «ВОДА НАША, И РЫБА НАША» В Литве, где, кажется, не давно можно было есть тре ску хоть каждый день, сей час не увидишь ее на прилав ках. Что же может предпри нять республика, чтобы со хранить в своих руках этот важный пищевой продукт? Выход — самим заботиться о богатствах своей акватории Балтики, укреплять матери ально-техническую базу про мысла и создавать отрасль переработки рыбы. Для обсуждения этих и многих других вопросов ры боловства состоялось первое заседание представителей ми нистерств экономики, сель ского хозяйства, департамен та охраны природы, государ ственно-кооперативного ры боловного объединения, ры бохозяйственных организа ций Литвы. Принято реше ние подготовить предложения по узакониванию территори альных вод н экономических зон Балтийского моря па пе реговорах между Литвой и СССР, стремиться к* более тесному сотрудничеству в об ласти промысла, охраны рыб ных ресурсов с Латвией и Эстонией. * «Рыбак Литвы». -------- Безработица: да или нет? ------ Редакция продолжает разговор о предстоящих рыночных отношениях. В частности, о том, грозит ли труженикам рыб ного хозяйства безработица. Сегодня мы предоставляем сло во директору по кадрам и социальным вопросам А РП «Сев- рыба» А. С. ВАСИ Л ЬЕВУ . ПРИОРИТЕТ- МУРМАНЧАНАМ Безработица — понятие социальное. Для руководите лей предприятий она не су ществует. поскольку их зада ча — обеспечить качествен ную организацию производст ва трудовыми ресурсами. Безработица существует для тех, кто стоит за воротами. Проведенный недавно па бассейне анализ кадровой де ятельности пока не вызывает тревоги. Хотя у меня лично есть опасения, что воплоще ние в жизнь новых экономи ческих программ не лучшим образом отразится на "произ водственной деятельности предприятий. Конечно, сегод ня трудно спрогнозировать будущие события. Какие бу дут изданы законодательные акты в области экономики, финансов, как они станут ра ботать в наших условиях? Возможно, будут ужесточены требования ко всем постав щикам, обеспечивающим про изводственный процесс, а мо жет, финансовые санкции приведут к тому, что пред приятие окажется нерента-. больным. А государственной дотации не будет. Предприя тие, что называется, вылета ет в трубу. Что тогда будет с людьми? Понятно, что у них долж на быть социальная защи щенность. Частично эту про блему смягчит предусмотрен ное законом материальное обеспечение на период трудо устройства. Далее. Посколь ку па предприятиях будут при найме на работу, отдавать предпочтение квалифициро ванным специалистам, потре буется создание сети учебных центров, где можно быстро перепрофилировать обучение. Сегодня в Мурманске око ло Зо тысяч человек, не за нятых па производстве. Хотя более половины из них ищут не просто работу, занятость, а работу, которая бы пол ностью удовлетворила их за просы и в оплате труда, и в социальном обеспечении. Как быть с ними? Думаю, надо в первую оче редь обеспечить рабочие ме ста мурманчанам. Значит, следует обратить особое вни мание па профориентацию школьников, а также на пред приятиях позаботиться о пе реподготовке высвобождаю щихся при сокращении лю дей. Так как эта проблема не посредственно может кос нуться и работников наших предприятий, я выяснил, что для этого делается у нас в городе. По сообщению работ ников городского отдела по труду, в настоящее время определена потребность го родских организаций в работ никах, в основном это оказа лись строительные предприя тия и служба быта, и па ба зе городских учебно-курсо вых комбинатов планируется осуществить переподготовку работников. Наш отраслевой У К К также готов решать эту задачу. Резонанс расследования ПРОДАНО! ли сами распоряжаться про дукцией, продавать по коопе ративной цене. Но мы на это не пошли. Возможностей для, грубо говоря, махинаций нет никаких: если «Севрыбсбыт» не подпишет товаротранспорт ную накладную, их просто не выпустят с крипсами за про ходную. «На сторону» крипсы не уходят. Так что ни наш за- е о д , ни потребители не поте ряли на этой сделке ничего. Может возникнуть вопрос: если «Россия» реализует про дукцию по государственным ценам, нам перечисляет нор- -Ч матив прибыли, арендную пла ту, то в чем же их выгода? У них другие статьи, расходов: нет отчислений на содержание аппарата управления цеха и за вода, на страхование. За счет этой разницы они и имеют прибыль. Председатель многопро фильной производственной кооперативной фирмы «Рос сия» А. П. Мананцев (в прош- лоал — морской офицер) не делает «военной тайны» из сво ей деятельности: — Мы были зарегистрирова ны при Октябрьском райиспол коме 7 июня 1989 года. Осно вные виды деятельности — пе реработка рыбы и морепро дуктов, копчение рыбы... Так мы, по крайней мере, планиро вали, приобрели коптильную установку новой конструкции. Но в конце прошлого года по ложение с кооперативным дви- рыбный мурман жением осложнилось: 29 де кабря облисполком принял ре шение о запрете вывоза рыбы кооперативами за пределы области. Надо было решать, чем же нам заниматься, пока не прояснится ситуация. У фирмы появилась возможность приобретать картофель в Во ронежской и Липецкой облас тях, мы хотели освоить вы пуск чипсов. Оборудование для этого производят в Минске. Мы им позвонили, а они говорят: «У вас на рыбокомбинате сто ит такая машина». Направили своего сотрудника на комби нат, он разговаривал с замес тителем генерального по эко номике товарищем' Мананко- е ы м , вышел на директора хо лодильного завода Петра Пет ровича Петрова... Нам предло жили взять линию по выпуску крипсов в аренду, и мы согла сились. У нас она прибыльнее, чем на комбинате, — нет тако го большого управленческого аппарата, да и продукции мы выпускаем больше (работаем ведь не по 8 часов). Один раз был даже выпуск в 350 кило граммов (хотя техническими данными установки предусмот рен выпуск только 320 кило граммов в смену). Что'же, все точки над «Ь> по ставлены — проблемы с крип сами нет? Не совсем так. За метно хуже стало качество крипсов: взамен золотистых когда-то пластинок все чаще попадаются подгоревшие, пе режаренные. П. П. Петров объ ясняет это просто: «Сначала, пока шла отработка линии, вы пускали по 100— 150 килограм мов в смену, сейчас — гораз до больше. Увеличение выпус ка продукции никогда не дает улучшения качества. К тому же минчане рекомендуют жарить крипсы на хлопковом масле, первые партии мы выпускали на оливковом (оно почти не подгорает), сейчас же — на подсолнечном... Вот и резуль тат». Так и не объяснили собесед ники толком, почему из-под нынешней цены в 2 рубля 54 копейки проглядывается 3 руб ля 40 копеек. Отгадка, очевид но, в четиертом пункте догово ра об аренде: «На произведен ную сверх плана продукцию арендатор оставляет за собой право реализовывать ее через иные каналы торговой сети». Другое дело, что на уровень 100 тонн (это и есть план) «Россия» пока не вышла. И главное: кто сказал, что 100 тонн — это предел потреб ностей мурманчан? В октябре холодильный завод получит вторую линию по выпуску крипсов, ее тоже возьмет в аренду «Россия». Говорят, что «Севрыбсбыт» тоже самостоя тельно закупает крипсовую ли нию. Будет ли тогда хрустя щей продукции достаточно для мурманчан? Точно сказать ни кто не может. Ведь для изуче ния покупательского спроса не обходимо торговать тозаром не менее недели беспрерывно, только тогда хватит данных для анализа. А пока завезен ных в «Нептун» крипсов не хватает даже на один день тор говли... П. БОЛЫЧЕВ. «КОНКУРЕНТЫ» Под таким заголовком («РМ », *\« 26, 31 августа с. г.) была опубликована статья, в которой рассказывалось о создании iia Мурманской судоверфи коопе ратива «Стальконструкцпя», по ложившего конец монополии объединения на ремонт. В ре дакцию пришли отклики на ма териал. * * * «■ЗА». В настоящее время кооперативы ликвидируют мо нополию в отдельных видах су доремонта. Для создания на стоящей конкуренции необхо димы мелкие производства со своей производственной базой и штатом освобожденных работ ников. Наиболее близок к* это му кооператив <•Стальконетрук- ция». П. АГАПОВ, заместитель главного инжене ра Мурманского тралфлота. * * * < ПРОТИВ ». Кооперативы ра ботают только на свой карман, а предприятие из прибыли вкладывает значительные сум мы на общественное потребле ние: строительство жилья, по ликлинику, турбазу, строи тельство дома отдыха в Нико поле. подведомственное жилье, подсобное хозяйство, подшеф ные школы, УПК, детские до школьные учреждения, клуб. Дом культуры «Маяк», пионер ский лагерь, наркодиспансер, приобретение оборудования и медикаментов для заводских медамбулаторпй, хозяйственное содержание и приобретение ме дицинского оборудования са натория-профилактория «Мур- машп». заводской спортивной базы. Много средств предприятие выделяет на материальную по мощь нуждающимся работни кам предприятия, пенсионерам. В этом есть коренное отли чие деятельности предприятия и кооперативов. В развитие социальной сфе ры ни один из кооперативов, живущих за счет рабочей силы предприятия, не внес ни ко пейки денег, т. е., еще раз по вторяюсь: они работают ради зарплаты, ничего не вкладывая в общественные фонды потреб ления. в. САБУРИН, председатель профкома объ единения «Мурманская судо верфь». * ★ * «ЗА » С ОГОВОРКАМИ . С монополией судоверфи действи тельно необходимо покончить. Тем более что потребность в судоремонте она удовлетворяет менее чем на треть, а первый опыт взаимоотношений с СРЗ Минобороны н Минсудпрома в связи с конверсией в ближай шей перспективе не сулит су щественных сдвигов в удовлет ворении потребности, цепы там в 1,5—2 раза выше. Поэтому считаем, что кооперативы и другие предприятия в сфере судоремонта (типа «Сталькои- струкцпя». «Дизель», «Посей дон») нужны, но при этом не обходимо решить два очень острых вопроса: обеспечение их материалами и запасными ча стями, повышение качества вы полняемых работ. Назрело время создания коо перативной фирмы по комп лексному ремонту судов на класс по опыту Западного бас сейна, а не выполнения отдель ных работ при ремонте и техни ческом обслуживании судов, как это сейчас делается различ ны:,!и кооперативами. В. ЕАЛАЛАИКИН, земеститель главного инжене ра управления «Севрыбхолод- флот». 12октября 1890 года I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz