Рыбный Мурман. 1990 г. Октябрь.
- ---- --- ---- --- ---- ---- --- Нгш спецкор передает Мы уже рассказывали нашим читателям о том, что в «Сев- рыбхолодфлоте» взят курс на коренную модернизацию и пе реоборудование основных производственных единиц — плав баз, приносящих управлению львиную долю доходов. Их один надцать на флоте. И все без исключения нуждаются в переуст ройстве, Прежде всего устарели рыбофабрики, новые времена, как говорится, диктуют новые стандарты. И выпускать продук цию сейчас надо с учетом того, что она будет поставляться не только на внутренний рынок, но и за рубеж. Наш специальный корреспондент передает с борта плавбазы «Севрыба». 20 СУТОК СОГЛАСОВАНИЙ За последнее время это уже третья по счету база, которую решено направить для реконструкции именно в иностранный порт. Выклады вая таким образом из своего кармана инвалюту, в «Сев- рыбхолодфлоте» надеются на получение немалой прибыли. Вез" нее в трудные времена просто не выжить. Что ж, порт Гулль — один из круп нейших портов Англии, зна ком севрыбхолодфлотов- цам. И фирма «Джей Мар», как посредник в различных деловых операциях, зареко мендовала себя с самой луч шей стороны. Но... В любом деле есть доволь но каверзные моменты. По условиям контракта заказ чик самостоятельно должен доставить свое судно в Гулль. Притом в довольно Сжатые сроки. Это ответст венное дело — доставку-уп равление поручило подве домственному экипажу спа сательного " буксира «Ги гант». Кстати, именно этот буксир в свое время достав лял «Севрыбу» после пе чально известной пробоины, Которую она получила па от мелях у норвежских берегов. И вот теперь после ремон та в доках Мурманской су доверфи на курсе лпя. Анг- Как я понял из разговора с экипажем «Гиганта», по добные хождения н за три моря (имеется в виду Барен цево, Норвежское, Северное), и далее — дело для них не новое. — В прошлом году мы, к примеру, ходили в Бельгию. И погода тоже нас не бало вала, — рассказывает о ра боте спасателей третий штур ман В. И. Колодкнн. — Сей час у нас — хозрасчет, мы можем выполнять самую раз личную работу, судно мощ ное, экипаж по выучке от менный. Как тут сидеть на хлебниками в управлении? — Одно плохо, — счита ет Владимир Иванович. — в грядущих рыночных отно шениях все же одним из су щественных тормозов могут остаться наши заскорузлые доперестроечные отноше ния. Устаревших инструк ций, всевозможных согласо ваний между ведомствами предостаточно. Что я конк ретно имею в виду? Вот тот же рейс в Бельгию. Как* он у пас складывался? Взяли мы у архангелогородцев для последующей буксировки танкер. Десять лет он стоял на отстое. А когда решил су довладелец, портофлот, вы годно продать судно одной из иностранных фирм на ме таллолом (ведь могло бы оно так* и сгнить), мы по причи не проволочки портофлота и местной таможенной власти потеряли ровно двадцать су ток. Не сделав- из Архан гельска, как говорится, бук вально ии шагу. Представ ляете, почти три. недели дли лось согласование. Беспре цедентное решение вопро са! Конечно, мы понимаем, что у нас многие процедуры, оформление тех же лицен зий па продажу, пока не сов сем отлажены. Но чтобы до такой степени! Ведь если с другой, с хозрасчетной сто роны посмотреть, без кото рой в грядущем рынке бук вально шагу не сделаешь, у пас каждые сутки простоя в более чем пять с половиной тысяч рублей обходятся! На буксировку танкера в Бель гию ушло около десяти су ток. Сколько же мы могли принести за это потерянное время пользы управлению, считайте. А пока видно, ка кие мы хозяева, па чем стро им свою работу. Надеемся, что при рынке такое будет просто невозможно. И если не все. то очень многое бу дет становиться на своп ме ста. Вот так размышляют мо ряки о своих проблемах. Их, проблем этих, не уместишь в таких вот коротких репор- тажиых заметках. В заклю чение добавлю, что плавбазу «Севрыба > спасательный буксир <Гигант» доставил в порт Гулль точно в срок. Как это и было предусмотрено контрактом между управле нием «Севрыбхолодфлот» и его" зарубежным партнером — фирмой «Джей Мар». Геннадий ЖУКОВ. Мурманск ■— Гц.Liо. Экономические интересы: Забастовка? «РАБОТУ ПРЕКРАЩАЕМ...» Началось все с того, что пе ред отправкой в Польшу не была произведена санитарная обработка нашего БМ РТ «Невь янск». Руководство «Мурман- рыбпрома» отлично знало: суд но кишит крысами и таракана ми. Всех уверяли: ремонт про длится не более 1,5—2 меся цев. На самом деле продолжа ется уже четвертый месяц, а конца не видно. Дело в том, что экипаж про живает постоянно па судне. С 24 мая началась полная заме на систем пресной и забортной водьг, которая продолжается по настоящее время. На судне ве дутся ремонтные работы во всех направлениях, а именно: замена иллюминаторов и части обшивки в жилых помещениях, ремонт камбузиого оборудова ния, замена цементного покры тия в коридорах, салоне коман ды. Сварочные работы идут практически во всех жилых и служебных помещениях, часто в две-три смены. О каком-либо отдыхе экипажа, а тем более полноценном, не может быть и речи в этом грохочущем, зага зованном помещении, так назы ваемом «родном доме». При всем при этом экипаж жил и работал, выполняя нормы, уста новленные «Мурманрыбпромом» — 17,04 нормо-часа в сутки на человека. В каком состоянии на ходится камбуз, просто не под дается описанию. Один раз уже назревала ста- 12октября 190 года чечная ситуация, когда «Мур- манрыбпром» прислал радио грамму за подписью генераль ного директора, обещая в каче стве компенсации за ненормаль ные условия жизни доплачивать ежедневно по 2 американских доллара па человека, а через педелю приехали представители администрации «Мурмаирыб- прома» — заместитель гене рального директора Л. А. Ива нов, начальник отдела труда и зарплаты Г. Р. Шаташвили и популярно объяснили, что это всего лишь ошибка, а выплачи вать будут только в доке по факту вывода камбуза из эксп луатации. После постановки в док 8 августа пришла радиограмма за подписью генерального ди ректора объединения «Мурман- рыбпром» В. Д. Демяненко (в настоящее время В. Д. Демя ненко работает представителем Минрыбхоза СССР в Сьерра- Леоне. — Ред.) с указанием выплаты командировочных за счет трех суток. И все это не смотря на то, что в ремонтную ведомость были внесены: элект росковорода, хлебопечь, замена легких переборок и подволока. Остальное электрооборудование и механизмы камбуза ремонти руются экипажем. Фактически в данный момент камбуз нахо дится в нерабочем состоянии (полностью разобран). Несмот ря па это, по телеграмме за подписью В. Д. Демяненко, мы должны двое суток питаться на камбузе, в то время, как сказа но выше, он находится в разоб ранном виде и требует серьез ного ремонта. Прибавьте ко всему этому антисанитарное со стояние камбуза и разделочной мяса. Конечно, терпение у экипажа лопнуло, все прекратили работу и потребовали объяснения у администрации судна, которая отправила радиограмму на имя генерального директора и за просила (з случае отрицатель ного ответа) частичную замену экипажа. Экипаж мирился с этими ус ловиями в надежде на матери альную компенсацию в виде ко мандировочных за вывод кам буза. Но администрации флота, видимо, безразлично, в каких условиях живут и работают мо ряки, она не обременяет себя заботой о пас. Экипаж судна, требует: — произвести с#штарную об работку судна; — оплачивать командировоч ные в твердой валюте за время ремонта камбуза по факту; — по окончании ремонта дать возможность получить экипажу причитающиеся суточные в твердой валюте. С. ОСТАПКЕБИЧ, второй по мощник капитана, Г. ГУБИН- СКИЙ, старший механик, А. ЛИСОВЦЕВ, моторист, И. КОЗ- ЛИТИН, боцман, В. АЛЕКСАНД РОВ, матрос, всего 28 подпи сей. Опыт соседей НОВЫЙ КУРС ВРЫБОЛОВСТВЕ В настоящее время в Нор вегии разрабатывается новая политика в области рыболов ства. До сих пор вся борьба проходила при закрытых две рях. В настоящее время эти вопросы находятся на рассмот рении комиссии по развитию Северной Норвегии, работаю щей в г. Харстаде. Она разра батывает и закладывает фун дамент новой политики в об ласти рыболовства, ксторая значительно отличается от прежней, а также создает ус ловия для ее реализации. При чем планируется осуществить реорганизацию отрасли до на чала нового промысла. Первые сигналы о том, что политические деятели север ного региона страны готовы бороться за проведение своей линии в области рыбного про мысла, прозвучали в прошлом году на встрече руководите лей северных областей стра ны в г. Тромсё. Предусматривается, что вла сти северных провинций возь мут на себя руководство рыб ными ресурсами, придержива ясь сохранения нужного био логического баланса. .Таким образом, рыбные ресурсы бу дут находиться в ведении про винции, то же самое будет ка саться нефте- и газоресурсов, руководство которыми перей дет также к местным властям. Важнейшие задачи, решае мые в рамках н о ео й организа ции рыбной промышленности, будут касаться не только рыб ных ресурсов, но и рынков сбыта, которые эта промыш ленность будет обслуживать. Но одновременно важно за метить, что те ценности, кото рые будут производиться, воз вратятся в те же северонор вежские области, их произво дящие. Но это не будет озна чать, что все решится в чисто эгоистических интересах этих областей и местной промыш ленности. Создается такой ре жим, который обеспечит как ответственность, так и опре деленное ограничение. Но прежде всего все это важно для того, чтобы увели чить вклад науки в отрасль, в которой экономические и ком мерческие интересы пропита ли все и вся: планирование, инвестиции и т. д. Будущее новой политики в области ры боловства должно основывать ся на результатах независи мых научных исследований, на биологических фактах. Норвежская рыболовная промышленность в том виде, в котором она раньше суще ствовала, т. е. бездумно рас ширяющая свои мощности, 'не должна больше существовать, а северяне одновременно должны осознать значение ка чества продукции, отвечаю щей современному рыбному производству. Важными пред посылками для того, чтобы Северная Норвегия подняла рыболовный промысел, а че рез это и сама поднялась, должны стать рыбные ресур сы и рентабельность, которые должны стоять в центре ре организуемой отрасли. Из газеты еНурлюс». Перевод Ю. АРЛАНОВА. Необходимый комментарий. Пока у нас в стране идут де баты: быть Минрыбхозу СССР или РСФСР; пока народные депутаты местных Советов ре шают: быть или не быть тало нам; пока парламентарии об суждают, какие полномочия отнять, а какие взять — вла сти Северной Норвегии, гово ря нашим языком, заяви т^ о местном суверенитете. Попытка «РОССИЯ»? Какой источник информации пользуется у населения наи большим доверием? Даже сей час, в эпоху гласности и пере стройки, — агентство ОБС (од на бабушка сказала). И что удивительно: порой самые не вероятные слухи позднее полу чают подтверждение официа льных инстанций. Но не всегда. — Да что же это такое? Еще в прошлом году крипсы в «Нептуне» свободно лежали. А теперь неделю хожу каждый день — и не могу купить. — А вы когда-нибудь смот рели на упаковку крипсов? Там на донце бумажка наклеена, а на ней напечатано: фирма «Россия». И цена у них стоит 3 рубля 40 копеек, потом за мазано (но не совсем) и свер ху наша, мурманская цена — 2 рубля 54 копейки. — Ну и что? — Да то, женщина, что это кооператив — я точно знаю — все крипсы покупает и ку да-нибудь на Украину или Кав каз втридорога продает, а нам — остатки бракованные. Так- то. Совсем обнаглели. Такой диалог довелось мне услышать недавно в очереди за треской в «Нептуне». На родная нелюбовь к кооперато рам общеизвестна, да и дейст вительно, крипсы сейчас зас тать в продаже нелегко. Но насколько верны сведения «ин формированной» покупатель ницы? Слабонервных потребителей можно успокоить сразу: впечат ление, что крипсов продается меньше, чем раньше, неверно. Например, магазин «Нептун» в-сентябре прошлого года продал 421,5 килограмма этого продукта, а в нынешнем сен тябре — уже 2875 килограм мов, за весь 1989 год — 1,8 тонны, а за 9 месяцев 1990 го да — 21,2 тонны. «Виноваты» здесь мы сами: если раньше непривычная тогда продукция лежала на прилавках по не скольку дней, то теперь, «вой дя во вкус», мы сметаем *ее в одночасье. А вот то, что крип- сами теперь занимается К 51 рпе- ратив, подтвердил директор холодильного завода Мур манского рыбокомбината П. П. Петров: — Мы в этом году заключи ли договор об аренде с МПК фирмой «Россия». Они работа ют на нашем оборудовании, с нашими людьми, покупают > нас сырье, все необходимые материалы для выпуска крип сов. Продукцию производя- они, а заводу идут план по то варной, арендная плата, oHfr перечисляют нам норматш прибыли. В договоре указано: реали зация продукции производите? согласно договорам и плано е ы м обязательствам арендода теля. Вся реализация иде только через «Севрыбсбыт» i по прежним, государственным ценам. Хотя, конечно, когд* составляли договор, они хоте
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz