Рыбный Мурман. 1990 г. Октябрь.

- ---- --- ---- --- ---- ---- --- Нгш спецкор передает Мы уже рассказывали нашим читателям о том, что в «Сев- рыбхолодфлоте» взят курс на коренную модернизацию и пе­ реоборудование основных производственных единиц — плав­ баз, приносящих управлению львиную долю доходов. Их один­ надцать на флоте. И все без исключения нуждаются в переуст­ ройстве, Прежде всего устарели рыбофабрики, новые времена, как говорится, диктуют новые стандарты. И выпускать продук­ цию сейчас надо с учетом того, что она будет поставляться не только на внутренний рынок, но и за рубеж. Наш специальный корреспондент передает с борта плавбазы «Севрыба». 20 СУТОК СОГЛАСОВАНИЙ За последнее время это уже третья по счету база, которую решено направить для реконструкции именно в иностранный порт. Выклады­ вая таким образом из своего кармана инвалюту, в «Сев- рыбхолодфлоте» надеются на получение немалой прибыли. Вез" нее в трудные времена просто не выжить. Что ж, порт Гулль — один из круп­ нейших портов Англии, зна­ ком севрыбхолодфлотов- цам. И фирма «Джей Мар», как посредник в различных деловых операциях, зареко­ мендовала себя с самой луч­ шей стороны. Но... В любом деле есть доволь­ но каверзные моменты. По условиям контракта заказ­ чик самостоятельно должен доставить свое судно в Гулль. Притом в довольно Сжатые сроки. Это ответст­ венное дело — доставку-уп­ равление поручило подве­ домственному экипажу спа­ сательного " буксира «Ги­ гант». Кстати, именно этот буксир в свое время достав­ лял «Севрыбу» после пе­ чально известной пробоины, Которую она получила па от­ мелях у норвежских берегов. И вот теперь после ремон­ та в доках Мурманской су­ доверфи на курсе лпя. Анг- Как я понял из разговора с экипажем «Гиганта», по­ добные хождения н за три моря (имеется в виду Барен­ цево, Норвежское, Северное), и далее — дело для них не новое. — В прошлом году мы, к примеру, ходили в Бельгию. И погода тоже нас не бало­ вала, — рассказывает о ра­ боте спасателей третий штур­ ман В. И. Колодкнн. — Сей­ час у нас — хозрасчет, мы можем выполнять самую раз­ личную работу, судно мощ­ ное, экипаж по выучке от­ менный. Как тут сидеть на­ хлебниками в управлении? — Одно плохо, — счита­ ет Владимир Иванович. — в грядущих рыночных отно­ шениях все же одним из су­ щественных тормозов могут остаться наши заскорузлые доперестроечные отноше­ ния. Устаревших инструк­ ций, всевозможных согласо­ ваний между ведомствами предостаточно. Что я конк­ ретно имею в виду? Вот тот же рейс в Бельгию. Как* он у пас складывался? Взяли мы у архангелогородцев для последующей буксировки танкер. Десять лет он стоял на отстое. А когда решил су­ довладелец, портофлот, вы­ годно продать судно одной из иностранных фирм на ме­ таллолом (ведь могло бы оно так* и сгнить), мы по причи­ не проволочки портофлота и местной таможенной власти потеряли ровно двадцать су­ ток. Не сделав- из Архан­ гельска, как говорится, бук­ вально ии шагу. Представ­ ляете, почти три. недели дли­ лось согласование. Беспре­ цедентное решение вопро­ са! Конечно, мы понимаем, что у нас многие процедуры, оформление тех же лицен­ зий па продажу, пока не сов­ сем отлажены. Но чтобы до такой степени! Ведь если с другой, с хозрасчетной сто­ роны посмотреть, без кото­ рой в грядущем рынке бук­ вально шагу не сделаешь, у пас каждые сутки простоя в более чем пять с половиной тысяч рублей обходятся! На буксировку танкера в Бель­ гию ушло около десяти су­ ток. Сколько же мы могли принести за это потерянное время пользы управлению, считайте. А пока видно, ка­ кие мы хозяева, па чем стро­ им свою работу. Надеемся, что при рынке такое будет просто невозможно. И если не все. то очень многое бу­ дет становиться на своп ме­ ста. Вот так размышляют мо­ ряки о своих проблемах. Их, проблем этих, не уместишь в таких вот коротких репор- тажиых заметках. В заклю­ чение добавлю, что плавбазу «Севрыба > спасательный буксир <Гигант» доставил в порт Гулль точно в срок. Как это и было предусмотрено контрактом между управле­ нием «Севрыбхолодфлот» и его" зарубежным партнером — фирмой «Джей Мар». Геннадий ЖУКОВ. Мурманск ■— Гц.Liо. Экономические интересы: Забастовка? «РАБОТУ ПРЕКРАЩАЕМ...» Началось все с того, что пе­ ред отправкой в Польшу не была произведена санитарная обработка нашего БМ РТ «Невь­ янск». Руководство «Мурман- рыбпрома» отлично знало: суд­ но кишит крысами и таракана­ ми. Всех уверяли: ремонт про­ длится не более 1,5—2 меся­ цев. На самом деле продолжа­ ется уже четвертый месяц, а конца не видно. Дело в том, что экипаж про­ живает постоянно па судне. С 24 мая началась полная заме­ на систем пресной и забортной водьг, которая продолжается по настоящее время. На судне ве­ дутся ремонтные работы во всех направлениях, а именно: замена иллюминаторов и части обшивки в жилых помещениях, ремонт камбузиого оборудова­ ния, замена цементного покры­ тия в коридорах, салоне коман­ ды. Сварочные работы идут практически во всех жилых и служебных помещениях, часто в две-три смены. О каком-либо отдыхе экипажа, а тем более полноценном, не может быть и речи в этом грохочущем, зага­ зованном помещении, так назы­ ваемом «родном доме». При всем при этом экипаж жил и работал, выполняя нормы, уста­ новленные «Мурманрыбпромом» — 17,04 нормо-часа в сутки на человека. В каком состоянии на­ ходится камбуз, просто не под­ дается описанию. Один раз уже назревала ста- 12октября 190 года чечная ситуация, когда «Мур- манрыбпром» прислал радио­ грамму за подписью генераль­ ного директора, обещая в каче­ стве компенсации за ненормаль­ ные условия жизни доплачивать ежедневно по 2 американских доллара па человека, а через педелю приехали представители администрации «Мурмаирыб- прома» — заместитель гене­ рального директора Л. А. Ива­ нов, начальник отдела труда и зарплаты Г. Р. Шаташвили и популярно объяснили, что это всего лишь ошибка, а выплачи­ вать будут только в доке по факту вывода камбуза из эксп­ луатации. После постановки в док 8 августа пришла радиограмма за подписью генерального ди­ ректора объединения «Мурман- рыбпром» В. Д. Демяненко (в настоящее время В. Д. Демя­ ненко работает представителем Минрыбхоза СССР в Сьерра- Леоне. — Ред.) с указанием выплаты командировочных за счет трех суток. И все это не­ смотря на то, что в ремонтную ведомость были внесены: элект­ росковорода, хлебопечь, замена легких переборок и подволока. Остальное электрооборудование и механизмы камбуза ремонти­ руются экипажем. Фактически в данный момент камбуз нахо­ дится в нерабочем состоянии (полностью разобран). Несмот­ ря па это, по телеграмме за подписью В. Д. Демяненко, мы должны двое суток питаться на камбузе, в то время, как сказа­ но выше, он находится в разоб­ ранном виде и требует серьез­ ного ремонта. Прибавьте ко всему этому антисанитарное со­ стояние камбуза и разделочной мяса. Конечно, терпение у экипажа лопнуло, все прекратили работу и потребовали объяснения у администрации судна, которая отправила радиограмму на имя генерального директора и за­ просила (з случае отрицатель­ ного ответа) частичную замену экипажа. Экипаж мирился с этими ус­ ловиями в надежде на матери­ альную компенсацию в виде ко­ мандировочных за вывод кам­ буза. Но администрации флота, видимо, безразлично, в каких условиях живут и работают мо­ ряки, она не обременяет себя заботой о пас. Экипаж судна, требует: — произвести с#штарную об­ работку судна; — оплачивать командировоч­ ные в твердой валюте за время ремонта камбуза по факту; — по окончании ремонта дать возможность получить экипажу причитающиеся суточные в твердой валюте. С. ОСТАПКЕБИЧ, второй по­ мощник капитана, Г. ГУБИН- СКИЙ, старший механик, А. ЛИСОВЦЕВ, моторист, И. КОЗ- ЛИТИН, боцман, В. АЛЕКСАНД­ РОВ, матрос, всего 28 подпи­ сей. Опыт соседей НОВЫЙ КУРС ВРЫБОЛОВСТВЕ В настоящее время в Нор­ вегии разрабатывается новая политика в области рыболов­ ства. До сих пор вся борьба проходила при закрытых две­ рях. В настоящее время эти вопросы находятся на рассмот­ рении комиссии по развитию Северной Норвегии, работаю­ щей в г. Харстаде. Она разра­ батывает и закладывает фун­ дамент новой политики в об­ ласти рыболовства, ксторая значительно отличается от прежней, а также создает ус­ ловия для ее реализации. При­ чем планируется осуществить реорганизацию отрасли до на­ чала нового промысла. Первые сигналы о том, что политические деятели север­ ного региона страны готовы бороться за проведение своей линии в области рыбного про­ мысла, прозвучали в прошлом году на встрече руководите­ лей северных областей стра­ ны в г. Тромсё. Предусматривается, что вла­ сти северных провинций возь­ мут на себя руководство рыб­ ными ресурсами, придержива­ ясь сохранения нужного био­ логического баланса. .Таким образом, рыбные ресурсы бу­ дут находиться в ведении про­ винции, то же самое будет ка­ саться нефте- и газоресурсов, руководство которыми перей­ дет также к местным властям. Важнейшие задачи, решае­ мые в рамках н о ео й организа­ ции рыбной промышленности, будут касаться не только рыб­ ных ресурсов, но и рынков сбыта, которые эта промыш­ ленность будет обслуживать. Но одновременно важно за­ метить, что те ценности, кото­ рые будут производиться, воз­ вратятся в те же северонор­ вежские области, их произво­ дящие. Но это не будет озна­ чать, что все решится в чисто эгоистических интересах этих областей и местной промыш­ ленности. Создается такой ре­ жим, который обеспечит как ответственность, так и опре­ деленное ограничение. Но прежде всего все это важно для того, чтобы увели­ чить вклад науки в отрасль, в которой экономические и ком­ мерческие интересы пропита­ ли все и вся: планирование, инвестиции и т. д. Будущее новой политики в области ры­ боловства должно основывать­ ся на результатах независи­ мых научных исследований, на биологических фактах. Норвежская рыболовная промышленность в том виде, в котором она раньше суще­ ствовала, т. е. бездумно рас ­ ширяющая свои мощности, 'не должна больше существовать, а северяне одновременно должны осознать значение ка­ чества продукции, отвечаю­ щей современному рыбному производству. Важными пред­ посылками для того, чтобы Северная Норвегия подняла рыболовный промысел, а че­ рез это и сама поднялась, должны стать рыбные ресур­ сы и рентабельность, которые должны стоять в центре ре­ организуемой отрасли. Из газеты еНурлюс». Перевод Ю. АРЛАНОВА. Необходимый комментарий. Пока у нас в стране идут де­ баты: быть Минрыбхозу СССР или РСФСР; пока народные депутаты местных Советов ре­ шают: быть или не быть тало­ нам; пока парламентарии об­ суждают, какие полномочия отнять, а какие взять — вла­ сти Северной Норвегии, гово­ ря нашим языком, заяви т^ о местном суверенитете. Попытка «РОССИЯ»? Какой источник информации пользуется у населения наи­ большим доверием? Даже сей­ час, в эпоху гласности и пере­ стройки, — агентство ОБС (од­ на бабушка сказала). И что удивительно: порой самые не­ вероятные слухи позднее полу­ чают подтверждение официа­ льных инстанций. Но не всегда. — Да что же это такое? Еще в прошлом году крипсы в «Нептуне» свободно лежали. А теперь неделю хожу каждый день — и не могу купить. — А вы когда-нибудь смот­ рели на упаковку крипсов? Там на донце бумажка наклеена, а на ней напечатано: фирма «Россия». И цена у них стоит 3 рубля 40 копеек, потом за­ мазано (но не совсем) и свер­ ху наша, мурманская цена — 2 рубля 54 копейки. — Ну и что? — Да то, женщина, что это кооператив — я точно знаю — все крипсы покупает и ку­ да-нибудь на Украину или Кав­ каз втридорога продает, а нам — остатки бракованные. Так- то. Совсем обнаглели. Такой диалог довелось мне услышать недавно в очереди за треской в «Нептуне». На­ родная нелюбовь к кооперато­ рам общеизвестна, да и дейст­ вительно, крипсы сейчас зас­ тать в продаже нелегко. Но насколько верны сведения «ин­ формированной» покупатель­ ницы? Слабонервных потребителей можно успокоить сразу: впечат­ ление, что крипсов продается меньше, чем раньше, неверно. Например, магазин «Нептун» в-сентябре прошлого года продал 421,5 килограмма этого продукта, а в нынешнем сен­ тябре — уже 2875 килограм­ мов, за весь 1989 год — 1,8 тонны, а за 9 месяцев 1990 го­ да — 21,2 тонны. «Виноваты» здесь мы сами: если раньше непривычная тогда продукция лежала на прилавках по не­ скольку дней, то теперь, «вой­ дя во вкус», мы сметаем *ее в одночасье. А вот то, что крип- сами теперь занимается К 51 рпе- ратив, подтвердил директор холодильного завода Мур­ манского рыбокомбината П. П. Петров: — Мы в этом году заключи­ ли договор об аренде с МПК фирмой «Россия». Они работа­ ют на нашем оборудовании, с нашими людьми, покупают > нас сырье, все необходимые материалы для выпуска крип сов. Продукцию производя- они, а заводу идут план по то­ варной, арендная плата, oHfr перечисляют нам норматш прибыли. В договоре указано: реали зация продукции производите? согласно договорам и плано е ы м обязательствам арендода теля. Вся реализация иде только через «Севрыбсбыт» i по прежним, государственным ценам. Хотя, конечно, когд* составляли договор, они хоте

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz