Рыбный Мурман. 1990 г. Октябрь.
I «ЦИФРЫ по Обмолвка эта прозвучала во время дискуссии на ядерно- экологические темы в четвер тый день работы междуна родного научного семинара «Атомная энергетика на море: безопасность и экология». Правильно, конечно, будет «цифры в кюри». Впрочем, физика, который в сердцах пренебрег правилами грамма тики, можно понять: утверж дение английского ученого, Джона Ларджа, что авария ядерного реактора с 6— 8 тон нами радиоактивного топлива и утечка радиации в атмосфе ру приведет к гибели 1— 13 тысяч человек за 2—5 лет с момента аварии, едва ли оставит равнодушным. Дан ные, сообщенные английским ядерщиком, сразу были по ставлены под сомнение. Вот тут и было брякнуто: «Что вы нам даете цифры по смер тям, вы дайте по кюрям!» Лардж не стал топить дис куссию в терминах, понятных только специалистам, посколь ку в зале были и представите ли прессы и общественности, а заявил, что оперирует он расчетами Британского ин ститута ядерных исследований. Причем они еще ниже, чем аналогичные, сделанные аме риканцами. Те вообще говорят о 50 тысячах погибших в слу чае такой аварии. Показатели действительно весьма и весь ма условные: не сообщаются плотность населения в месте предполагаемой аварии, ме ры по дезактивации, эва куации и т. п. Но задуматься Есе равно стоит. Особенно на фоне другой статистики, при веденной в докладе Ларджа, касающейся безопасности мо реплавания. Западные судовладельцы, имеющие дела с «мирным атомом», настойчиво убежда ют в их абсолютной безопас ности. Так, одна британская компания категорично утверж дает, что вероятность аварии с утечкой радиации на ее су дах составляет 1 случай на 33 тысячи лет. Их американские коллеги дают еще более фан- Мурман и атом «I • - ? . i » тастическую цифру: 1 раз на 4,5 млн. лет. Атомный флот есть и у нас в Союзе. Како вы же наши оценки его на дежности? Оказывается, ава рия исключена абсолютно, в принципе. Поистине, «совет ское — значит отличное». А вот голая статистика, со бранная регистром Ллойда: средний коэффициент аварий ности судов — 1 случай на 240 лет плавания. При этом явная тенденция к росту мел ких аварий, увеличению числа судовых пожаров и взрывов, на долю которых приходится 30—40 процентов общего чис ла морских аварий. Работа атомных судов (в мире их — не считая военных — восемь, из которых только одно суд но ходит под японским фла гом, остальные семь — совет ские ледоколы с портом при писки Мурманск), убежден английский ученый, должна подчиняться общим статисти ческим закономерностям. А раз так, то вероятность ава рии в советском атомном флоте, по выводу регистра Ллойда, составляет 1 случай примерно в 20 лет. Причем, подчеркнул Джон Лардж, ста тистика утверждает, что пожа ры на судах чаще случаются не е море, а в порту, и в ве роятное число жертв может попасть уже не только эки паж. Плюс к этому уже изве стные последствия радиоак тивного загрязнения, которые растянутся на 10 тысяч лет. .И как их ни меряй — хоть по смертям, хоть «по кюрям» — проводить когда-либо такие измерения, наверное, не хо тел бы никто. Конечно, данные Ларджа можно оспорить. Конечно, цифры расчетные, предполо жительные, вероятность ава рии далеко не означает того, что сна безусловно произой дет. Но даже чисто гипотети ческая опасность — это все- таки опасность. Представляясь, Джон Лардж рассказал о себе: инженер-ме ханик, специалист по строи тельству ядерных объектов, получил образование по ис кусству, возглавляет консуль тационную фирму. В Союз приехал и означенный док лад готовил по заказу движе ния Гринпис интернешнл. Гринпис в вопросах ядерной безопасности бескомпромис сен. Когда его активисты на утлом суденышке прегражда ют путь авианосцу или кито бою. их тоже, наверное, мож но пытаться убедить в том, что нет прямой угрозы насе лению портового города от захода атомного крейсера и что не пострадает популяция морских млекопитающих от добычи Есего одного кита. Гринпис — крайний полюс «зеленого» движения, и его требования по-своему реа листичны. Но кто откажет в реалистичности энергетикам, без которых само существова ние современной цивилизации было бы невозможным? Истина, как всегда посере дине: Чернобыль — слиш ком Бысокая цена за блага цивилизации, безопасность ядерных объектов, раз уж без них не обойтись, должна быть абсолютной. В этой точ ке, думаю, сойдутся и самый ортодоксальный атомщик и самый заядлый гринписовец. С. МАЛИНИН. Спустя тридцать лет в Ко- е возобновил свою деятель- ость Благовещенский прн- од. Благовещенский — по мени собора, который пока е принадлежит верующим является музеем поморско- о быта. В течение года в ‘олс продолжается кампа- ия по передаче храма церк- и. Областной социологиче- БЛАГОДАРСТВЕННЫЙ МОЛЕБЕН ский центр провел даже в районе референдум по это му вопросу. 78 процентов жителей Колы. Мурмашей, Молочного высказались за положительное его решение. И вот итог. В июле заре гистрирована приходская По следам публикации община. В прошлое воск ресенье в бывшем воевод ском доме, одном из первых каменных зданий на Коль ском полуострове, состоялся благодарственный молебен по поводу возобновления дея тельности прихода. А собор? — Собор обязательно бу дет передан верующим, — уверен отец Андрей Илла рионов, настоятель Благове щенского прихода. — Я только прошу своих прихо жан не разрушать храм в ду ше своей и не требовать сию минуту выселить музей. Не ожесточаться. Мы подож дем... Пока у прихода мало де нег, нет необходимой утва ри, иконостаса, поэтому и не было освещения здания, где проходил молебен. Кста ти, в самом здании предсто ит серьезный ремонт. Казначей Благовещенско го прихода Т. А. Кузнецова призвала верующих снять дивиденды со своих паевых книжек и пожертвовать их на ремонт здания, которое Кольский рыбкооп отдал при ходу за три тысячи рублей. Нош корр. ПОСЛЕДСТВИЯ «И как бы там ни рассу дила компетентная комис- ия, ясно одно: протест мо тков — это следствие. 1 р#чина же — в стиле и 1 егодах руководства». Так аканчивался материал «Два аса на сборы» («РМ », 1990, & 28), рассказывающий о онфликте на БМ РТ «За- авказье» Мурманского тра- ового флота. Суть вкратце такова: чет- ертый механик С. И. Лац тправил поздравительную адиограмму канадской де- ушке, с которой познако млен на заходе. И перед торым заходом в этот же эрт капитан А. К. Бесче- евных решил списать его с /дна. Причина — недове- ие, подозрение, что Лац :тэнется в Канаде. Экипаж потребовал оста в ь Сергея Лаца, настаивал а том, чтобы капитан объ- :нил столь жесткое наказа ке. Капитан не счел нуж- ым говорить с командой, кипаж объявил забастовку, {угорая длилась трое суток была прекращена по ини- V * i ' РЫБНЫЙ мурман циатнве стачкома накануне захода в пнпорт. По возвра щении в Мурманск состоял ся сбор экипажа, на котором приняли решение создать специальную комиссию для разбора конфликта. Комиссия провела рассле дование. На основании справки, подготовленной ко миссией, начальник флота Г. В. Тншков подписал при каз. В нем говорится, что А. К. Бесчеревных понижен в должности до старпома на три месяца, приказано пер вого помощника А. С. Фрол- кина «освободить от занимае мой должности, использовать по основной специальности». Старший механик Ф. Ф. Ас- сапов понижен в должности до 2 -го механика на полгода. Объявлен строгий выговор радиооператору С. В. Полян скому. С. И. Лацу, А вот А. В. Буева, четвертого элек тромеханика, зам. председа теля стачкома, увольняют из флота. Напомним его вину: Александр запретил пере ключать управление В РШ на мостик, «что создало уг розу судну и экипажу при отшвартовке от транспорта». С капитана, помполита, стар- меха и четвертого электро механика частично, в разме ре среднемесячного зара ботка, будет взыскано в счет причиненного флоту ущерба (25377 рублей). И еще: «Материалы о привлечении членов экипажа БМ РТ «За кавказье» к уголовной от ветственности по данному флоту направить в транспорт ную прокуратуру». Экипаж, в свою очередь, предполагает обратиться в суд, дабы доказать свою пра воту в конфликте. Так ска зать, со встречным иском. Деньги уже высчитали с Ф. Ф. Ассапова — 1011 рублей 83 копейки плюс стармеха полностью лишили рейсовой премии. Почему ни словом не об молвились в приказе о пред седателе стачкома токаре Боярчуке? Последний пункт докумен та гласит «...приказ размно жить и разослать начальни кам отделов и служб на су да флота, СТК, в партком, профком и комитет ВЛКСМ ». Итак, суд рассу дит?.. И. БЕРЕЗЮК. Кроссворд ПО ГОРИЗОНТАЛИ : 3. Декоративный цветок. 4. Де нежная единица Венгрии. 6 . Род орлов. 9. Столица госу дарства в Африке. 10. Сия ние вокруг головы в религи озном изобразительном ис кусстве. 13. Полуостров, раз деляющий Карское море и море Лаптевых. 14. Город в Одесской области. 15. Одна тридцать вторая часть ок ружности видимого горизон та. 17. Канцелярское перо, пишущее без нажима. 18. Водное пространство, вклю чающее в себя моря. 19. Ци трусовый плод. 21. Судовой колокол. 24. Химический эле мент, газ. 27. Наливное суд но. 28. Немецкий компози тор, автор оперы «Летучий голландец». 29. Символ вла сти, величия. 31. Щипковый или смычковый струйный му зыкальный инструмент. 33. Часть суши, окруженная во дой. 34. Персонаж оперы Н. А. Римского-Корсакова «Ночь перед рождеством». 35. Музыкальное произведе ние комедийного или лирико- комического характера. ПО ВЕРТИ КАЛИ : 1 . Сто лица Филиппин. 2. Сплав цветных металлов. 4. Владе лец сельскохозяйственного предприятия в США и ряде других стран мира. 5. Город в Эстонской ССР. 6 . Мате матический двучлен. 7. Сло во или сочетание слов, обо значающее точное понятие в области науки, техники, ис кусства, общественной жиз ни. 8 . Государство в Южной Америке. 9. Наклон корпуса судна. 11. Композитор, автор оперы «Кармен». 12. Совет ский порт на Черном море. 15. Река во Франции. 16. Боковая поверхность судна. 19. Кривая линейка. 20. Морское ластоногое живот ное. 22. Река в Мурманской области. 23. Воспаление верхних дыхательных путей. 25. Часть моря, вдающаяся в сушу. 26. Периодическое понижение уровня воды в море. 30. Континент. 32. Ре активный снаряд. Составил А. ПАНОВ. ОТВЕТЫ НА КРОССВОРД •eiOMBd -guodsg * 0 £ -ani/iQ '9Z c i chujhv £Z ’Рейц i i ’Mdow '0Z ’oi/емэц- 61 ‘^dog ’91 *®HOd •gi •£ЗРионин*г 1 ‘©еид 'нас!}! •£ -HeBJedeij -g •Hnwdaj, 4 -wOHng •9 -/idei ‘£ 'dawdecp ’wodxnH 'Z ‘еиинеу^ I JKixeHMidae оц •piiedauo *S£ ej/xeg *££ -EodiDo ’££ *edH|j ЧЕ *исэЖ '6Z 'deHjeg ‘2Z *da>iHei -ц ‘ю су ’pz eb'Hiqj howhu -нсэ*о *81 ‘oWhoj 'i\ 'gw/j -uhpwch 'И 'diswnej. д^ин •01 *dnt)j u/xdag #9 UHndoflj -p bhi/ohjcvV '£ inueiHocHdoJ оц 15 5октября 190года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz