Рыбный Мурман. 1990 г. Октябрь.

I «ЦИФРЫ по Обмолвка эта прозвучала во время дискуссии на ядерно- экологические темы в четвер­ тый день работы междуна­ родного научного семинара «Атомная энергетика на море: безопасность и экология». Правильно, конечно, будет «цифры в кюри». Впрочем, физика, который в сердцах пренебрег правилами грамма­ тики, можно понять: утверж­ дение английского ученого, Джона Ларджа, что авария ядерного реактора с 6— 8 тон­ нами радиоактивного топлива и утечка радиации в атмосфе­ ру приведет к гибели 1— 13 тысяч человек за 2—5 лет с момента аварии, едва ли оставит равнодушным. Дан­ ные, сообщенные английским ядерщиком, сразу были по­ ставлены под сомнение. Вот тут и было брякнуто: «Что вы нам даете цифры по смер­ тям, вы дайте по кюрям!» Лардж не стал топить дис­ куссию в терминах, понятных только специалистам, посколь­ ку в зале были и представите­ ли прессы и общественности, а заявил, что оперирует он расчетами Британского ин­ ститута ядерных исследований. Причем они еще ниже, чем аналогичные, сделанные аме­ риканцами. Те вообще говорят о 50 тысячах погибших в слу­ чае такой аварии. Показатели действительно весьма и весь­ ма условные: не сообщаются плотность населения в месте предполагаемой аварии, ме­ ры по дезактивации, эва­ куации и т. п. Но задуматься Есе равно стоит. Особенно на фоне другой статистики, при­ веденной в докладе Ларджа, касающейся безопасности мо­ реплавания. Западные судовладельцы, имеющие дела с «мирным атомом», настойчиво убежда­ ют в их абсолютной безопас­ ности. Так, одна британская компания категорично утверж­ дает, что вероятность аварии с утечкой радиации на ее су­ дах составляет 1 случай на 33 тысячи лет. Их американские коллеги дают еще более фан- Мурман и атом «I • - ? . i » тастическую цифру: 1 раз на 4,5 млн. лет. Атомный флот есть и у нас в Союзе. Како­ вы же наши оценки его на­ дежности? Оказывается, ава­ рия исключена абсолютно, в принципе. Поистине, «совет­ ское — значит отличное». А вот голая статистика, со­ бранная регистром Ллойда: средний коэффициент аварий­ ности судов — 1 случай на 240 лет плавания. При этом явная тенденция к росту мел­ ких аварий, увеличению числа судовых пожаров и взрывов, на долю которых приходится 30—40 процентов общего чис­ ла морских аварий. Работа атомных судов (в мире их — не считая военных — восемь, из которых только одно суд­ но ходит под японским фла­ гом, остальные семь — совет­ ские ледоколы с портом при­ писки Мурманск), убежден английский ученый, должна подчиняться общим статисти­ ческим закономерностям. А раз так, то вероятность ава­ рии в советском атомном флоте, по выводу регистра Ллойда, составляет 1 случай примерно в 20 лет. Причем, подчеркнул Джон Лардж, ста­ тистика утверждает, что пожа­ ры на судах чаще случаются не е море, а в порту, и в ве­ роятное число жертв может попасть уже не только эки­ паж. Плюс к этому уже изве­ стные последствия радиоак­ тивного загрязнения, которые растянутся на 10 тысяч лет. .И как их ни меряй — хоть по смертям, хоть «по кюрям» — проводить когда-либо такие измерения, наверное, не хо­ тел бы никто. Конечно, данные Ларджа можно оспорить. Конечно, цифры расчетные, предполо­ жительные, вероятность ава­ рии далеко не означает того, что сна безусловно произой­ дет. Но даже чисто гипотети­ ческая опасность — это все- таки опасность. Представляясь, Джон Лардж рассказал о себе: инженер-ме­ ханик, специалист по строи­ тельству ядерных объектов, получил образование по ис­ кусству, возглавляет консуль­ тационную фирму. В Союз приехал и означенный док­ лад готовил по заказу движе­ ния Гринпис интернешнл. Гринпис в вопросах ядерной безопасности бескомпромис­ сен. Когда его активисты на утлом суденышке прегражда­ ют путь авианосцу или кито­ бою. их тоже, наверное, мож­ но пытаться убедить в том, что нет прямой угрозы насе­ лению портового города от захода атомного крейсера и что не пострадает популяция морских млекопитающих от добычи Есего одного кита. Гринпис — крайний полюс «зеленого» движения, и его требования по-своему реа­ листичны. Но кто откажет в реалистичности энергетикам, без которых само существова­ ние современной цивилизации было бы невозможным? Истина, как всегда посере­ дине: Чернобыль — слиш­ ком Бысокая цена за блага цивилизации, безопасность ядерных объектов, раз уж без них не обойтись, должна быть абсолютной. В этой точ­ ке, думаю, сойдутся и самый ортодоксальный атомщик и самый заядлый гринписовец. С. МАЛИНИН. Спустя тридцать лет в Ко- е возобновил свою деятель- ость Благовещенский прн- од. Благовещенский — по мени собора, который пока е принадлежит верующим является музеем поморско- о быта. В течение года в ‘олс продолжается кампа- ия по передаче храма церк- и. Областной социологиче- БЛАГОДАРСТВЕННЫЙ МОЛЕБЕН ский центр провел даже в районе референдум по это­ му вопросу. 78 процентов жителей Колы. Мурмашей, Молочного высказались за положительное его решение. И вот итог. В июле заре­ гистрирована приходская По следам публикации община. В прошлое воск­ ресенье в бывшем воевод­ ском доме, одном из первых каменных зданий на Коль­ ском полуострове, состоялся благодарственный молебен по поводу возобновления дея­ тельности прихода. А собор? — Собор обязательно бу­ дет передан верующим, — уверен отец Андрей Илла­ рионов, настоятель Благове­ щенского прихода. — Я только прошу своих прихо­ жан не разрушать храм в ду­ ше своей и не требовать сию минуту выселить музей. Не ожесточаться. Мы подож­ дем... Пока у прихода мало де­ нег, нет необходимой утва­ ри, иконостаса, поэтому и не было освещения здания, где проходил молебен. Кста­ ти, в самом здании предсто­ ит серьезный ремонт. Казначей Благовещенско­ го прихода Т. А. Кузнецова призвала верующих снять дивиденды со своих паевых книжек и пожертвовать их на ремонт здания, которое Кольский рыбкооп отдал при­ ходу за три тысячи рублей. Нош корр. ПОСЛЕДСТВИЯ «И как бы там ни рассу­ дила компетентная комис- ия, ясно одно: протест мо­ тков — это следствие. 1 р#чина же — в стиле и 1 егодах руководства». Так аканчивался материал «Два аса на сборы» («РМ », 1990, & 28), рассказывающий о онфликте на БМ РТ «За- авказье» Мурманского тра- ового флота. Суть вкратце такова: чет- ертый механик С. И. Лац тправил поздравительную адиограмму канадской де- ушке, с которой познако­ млен на заходе. И перед торым заходом в этот же эрт капитан А. К. Бесче- евных решил списать его с /дна. Причина — недове- ие, подозрение, что Лац :тэнется в Канаде. Экипаж потребовал оста­ в ь Сергея Лаца, настаивал а том, чтобы капитан объ- :нил столь жесткое наказа­ ке. Капитан не счел нуж- ым говорить с командой, кипаж объявил забастовку, {угорая длилась трое суток была прекращена по ини- V * i ' РЫБНЫЙ мурман циатнве стачкома накануне захода в пнпорт. По возвра­ щении в Мурманск состоял­ ся сбор экипажа, на котором приняли решение создать специальную комиссию для разбора конфликта. Комиссия провела рассле­ дование. На основании справки, подготовленной ко­ миссией, начальник флота Г. В. Тншков подписал при­ каз. В нем говорится, что А. К. Бесчеревных понижен в должности до старпома на три месяца, приказано пер­ вого помощника А. С. Фрол- кина «освободить от занимае­ мой должности, использовать по основной специальности». Старший механик Ф. Ф. Ас- сапов понижен в должности до 2 -го механика на полгода. Объявлен строгий выговор радиооператору С. В. Полян­ скому. С. И. Лацу, А вот А. В. Буева, четвертого элек­ тромеханика, зам. председа­ теля стачкома, увольняют из флота. Напомним его вину: Александр запретил пере­ ключать управление В РШ на мостик, «что создало уг­ розу судну и экипажу при отшвартовке от транспорта». С капитана, помполита, стар- меха и четвертого электро­ механика частично, в разме­ ре среднемесячного зара­ ботка, будет взыскано в счет причиненного флоту ущерба (25377 рублей). И еще: «Материалы о привлечении членов экипажа БМ РТ «За­ кавказье» к уголовной от­ ветственности по данному флоту направить в транспорт­ ную прокуратуру». Экипаж, в свою очередь, предполагает обратиться в суд, дабы доказать свою пра­ воту в конфликте. Так ска­ зать, со встречным иском. Деньги уже высчитали с Ф. Ф. Ассапова — 1011 рублей 83 копейки плюс стармеха полностью лишили рейсовой премии. Почему ни словом не об­ молвились в приказе о пред­ седателе стачкома токаре Боярчуке? Последний пункт докумен­ та гласит «...приказ размно­ жить и разослать начальни­ кам отделов и служб на су­ да флота, СТК, в партком, профком и комитет ВЛКСМ ». Итак, суд рассу­ дит?.. И. БЕРЕЗЮК. Кроссворд ПО ГОРИЗОНТАЛИ : 3. Декоративный цветок. 4. Де­ нежная единица Венгрии. 6 . Род орлов. 9. Столица госу­ дарства в Африке. 10. Сия­ ние вокруг головы в религи­ озном изобразительном ис­ кусстве. 13. Полуостров, раз­ деляющий Карское море и море Лаптевых. 14. Город в Одесской области. 15. Одна тридцать вторая часть ок­ ружности видимого горизон­ та. 17. Канцелярское перо, пишущее без нажима. 18. Водное пространство, вклю­ чающее в себя моря. 19. Ци­ трусовый плод. 21. Судовой колокол. 24. Химический эле­ мент, газ. 27. Наливное суд­ но. 28. Немецкий компози­ тор, автор оперы «Летучий голландец». 29. Символ вла­ сти, величия. 31. Щипковый или смычковый струйный му­ зыкальный инструмент. 33. Часть суши, окруженная во­ дой. 34. Персонаж оперы Н. А. Римского-Корсакова «Ночь перед рождеством». 35. Музыкальное произведе­ ние комедийного или лирико- комического характера. ПО ВЕРТИ КАЛИ : 1 . Сто­ лица Филиппин. 2. Сплав цветных металлов. 4. Владе­ лец сельскохозяйственного предприятия в США и ряде других стран мира. 5. Город в Эстонской ССР. 6 . Мате­ матический двучлен. 7. Сло­ во или сочетание слов, обо­ значающее точное понятие в области науки, техники, ис­ кусства, общественной жиз­ ни. 8 . Государство в Южной Америке. 9. Наклон корпуса судна. 11. Композитор, автор оперы «Кармен». 12. Совет­ ский порт на Черном море. 15. Река во Франции. 16. Боковая поверхность судна. 19. Кривая линейка. 20. Морское ластоногое живот­ ное. 22. Река в Мурманской области. 23. Воспаление верхних дыхательных путей. 25. Часть моря, вдающаяся в сушу. 26. Периодическое понижение уровня воды в море. 30. Континент. 32. Ре­ активный снаряд. Составил А. ПАНОВ. ОТВЕТЫ НА КРОССВОРД •eiOMBd -guodsg * 0 £ -ani/iQ '9Z c i chujhv £Z ’Рейц i i ’Mdow '0Z ’oi/емэц- 61 ‘^dog ’91 *®HOd •gi •£ЗРионин*г 1 ‘©еид 'нас!}! •£ -HeBJedeij -g •Hnwdaj, 4 -wOHng •9 -/idei ‘£ 'dawdecp ’wodxnH 'Z ‘еиинеу^ I JKixeHMidae оц •piiedauo *S£ ej/xeg *££ -EodiDo ’££ *edH|j ЧЕ *исэЖ '6Z 'deHjeg ‘2Z *da>iHei -ц ‘ю су ’pz eb'Hiqj howhu -нсэ*о *81 ‘oWhoj 'i\ 'gw/j -uhpwch 'И 'diswnej. д^ин •01 *dnt)j u/xdag #9 UHndoflj -p bhi/ohjcvV '£ inueiHocHdoJ оц 15 5октября 190года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz