Рыбный Мурман. 1990 г. Октябрь.
(Окончание. Нач. на 13-й стр.) — 23 июля 1980 года, вече ром, вы были на Малой Гру зинской. — 23 июля я дежурил. Ко мне приехали Янклович и Ф е дотов. И говорят, что Володя созсем плохой. Что дальше это невозможно терпеть и надо что-то делать. Мы поехали туда. Состояние Володи было ужасным! Стало ясно, что или надо предприни мать более активные действия, пытаться любыми способами спасти, или вообще отказы ваться от всякой помощи. Что предлагал я? Есть такая методика: взять человека на В последние годы бывали приступы удушья, возникало чувство нехватки воздуха. Физически он был очень одарен от природы. Детский ревмокардит? Может быть, это и сказалось. Ведь глазной при чиной смерти была миокардио- дистрофия, то есть почти пол ная изношенность, истощен ность сердечной мышцы. Из ношенность от всяческих пере грузок. Покоя и отдыха он не знал. Но восстанавливался быстро. Тут особенности организма, но есть и ряд препаратов, кото рые способны восстанавливать работоспособность нервных «СКОРБНЫЙ ЛИСТ» ВЛАДИМИРАВЫСОЦКОГО искусственную вентиляциюттег- ких. Держать его в медика ментозном сне, в течение не скольких дней вывести из ор ганизма все, что возможно. Но дело в том, что отключение идет с препаратами наркотиче ского ряда. Тем не менее хо телось пойти и на это. Но были и другие опасности. Первое: Володю надо было «интубиро- вать», то есть вставить трубку через рот. А это могло повре дить голосовые связки. Второе: при искусственной вентиляции легких очень часто появляется пневмония как осложнение. В общем, все это довольно опас но, но другого выхода не бы ло. Мы посоветовались (вместе со мной был Стас Щербаков, он тоже работал в реанима ции и хорошо знал Володю) и решили, надо его брать. И сказали, что мы Володю сейчас забираем. На что нам ответи ли, что это больша'я ответст венность и что без согласия родителей этого делать нель зя. Ну, что делать — давайте, выясняйте. И мы договорились, что заберем Володю 25 июля. Мы со Стасом дежурили через день. Володя был в очень тя желом состоянии, но впечат ления, что он.умирает, не бы ло. Ну а двадцать пятого... Мне позвонили... И я вместо де журства поехал туда... Приехал, народу было уже много. Внизу стояли ребята из школы каратэ Штурмина. Пом ню, что пришла племянница Гиси Моисеевны — помните «балладу о детстве»? За мной ходил Туманов: — Нет, ты скажи, от чего умер 8олодя? Позже по этому поводу точ но заметил Смехов: — Он умер от себя. Анатолий ФЕДОТОЗ: — Помню, что дело шло к осени 1975 года — конец сен тября или начало октября. У Высоцкого поднялась темпера тура, и Вадим Иванович Тума нов зыззал Олега Филатова. А Олег по специальности травматолог, поэтому он и по просил меня. Вот тогда в пер вый раз я попал на Малую Грузинскую. Потом я заехал еще раз, ста ли видеться почти каждую не делю, а чуть позже — и каж дый день. И так до самой сме рти. Он мог вызвать меня в лю бое время суток, иногда зво нил а три-четыре часа ночи: — Толян, приезжай! клеток. И последние лет пять он был на этом «допинге». Он рано начал выпивать, а «выход из пике» у него был всегда очень тяжелым. И кто-то ему подсказал, что есть такие пре параты. Он попробовал — вна чале оказалось, что очень здо рово. Это даже могло стиму лировать творчество. Раз-два- три... А потом привык. Привы кание развивается очень бы стро, организм истощается — это очень коварные лекарства. Долго на них надеяться нель зя. А последние год-полтора он перестал контролировать се бя. Уже не мог обходиться без допинга. И когда не было ле карств, лежал вялый, мрачный, иногда — злой. Уходил «в пи ке». Выло такое ощущение, что у него отсутствует инстинкт самосохранения. Конечно, мы пытались говорить: — Володя, да брось ты это дело! — Не лезьте! Убедить его было невоз можно — однажды я попытал ся. Он меня просто выгнал из дома. Правда, через день по звонил: — Толян, не обижайся. Чего не бывает между друзьями. Приезжай! Туманов несколько раз ему говорил: — Володя, надо кончать. Ты же писать хуже стал. Чем та кая жизнь — лучше бросить ся с балкона! Повторяю — последние го ды он был очень серьезно бо лен, но боролся. В январе 1980 года мы с ним закрылись на неделю в квартире на Ма лой Грузинской. Я поставил капельницу — абстинентный синдром мы сняли. Но от ал коголя и наркотиков развива ется физиологическая и психо логическая зависимость. Ф и зиологическую мы могли снять, а вот психологическую... Это сейчас есть более эффек тивные препараты. Да, сила во ли у него была, но ее не все гда хватало. Немного позже ему сдела ли гемосорбцию — очистку крози. Кровь несколько раз «прогнали» через активирован ный уголь. Это мучительная операция, но он пошед на это. Но гемосорбция не улучшила, а ухудшила его состояние. Мы зашли к нему на следующий день. Он был весь синий. — Немедленно увезите ме ня отсюда! В общем, снова не получи лось. 13 июля 1980 года я с сыном был на «Гамлете» — меня на шел Валера Янклович: — Володе очень плохо. Я — за кулисы. Вызвали скорую. Сделали укол — он еле доиграл. А на следующий день ушел в такое «пике»! Та ким я его никогда не видел. Что-то хотел заглушить? От че го-то уйти? Или ему надоело быть в лекарственной зависи мости? Хотели положить его в больницу, уговаривали. Беспо- * лезно! Теперь-то понятно, что надо было силой увезти. 23 июля при мне приезжала бригада реаниматоров из Скли- фосозского. Они хотели прове сти его на искусственном аппа ратном дыхании, чтобы пере бить дипсоманию. Был план, чтобы этот препарат привезти к нему на дачу. Наверное, около часа ребята были в квартире — решили забрать через день, когда освобождал ся отдельный бокс. Я остался с Володей один — он уже спал. Потом меня сменил Ва лера Янклович. 24 июня я работал... Часов в восемь вечера заскочил на Малую Грузинскую. Ему было очень плохо, он метался по комнатам. Стонал, хватался за сердце. Вот тогда при мне он сказал Нине Максимовне: — Мама, я сегодня умру... Я уехал по неотложным де лам на некоторое время. Где- то после двенадцати звонит Валера: — Толя, приезжай, побудь с Володей. Мне надо побриться, отдохнуть. Я приехал. Он метался по квартире. Стонал. Эта ночь была для него очень тяжелой. Я сделал укол снотворного. Он зее маялся. Потом затих. Он уснул на маленькой тахте, которая тогда стояла в боль шой комнате. А я был со смены — устав ший, измотанный. Прилег и уснул — наверное, часа в три. Проснулся от какой-то зло вещей тишины — как будто меня кто-то дернул. И к Во лоде! Зрачки расширены, ре акции на свет нет. Я давай ды шать, а губы уже холодные. Поздно. Между тремя и половиной пятого наступила остановка сердца на фоне инфаркта. Су дя по клинике — был острый инфаркт миокарда. А когда точно остановилось сердце — трудно сказать. Потом в свидетельстве о смерти мы записали: «Смерть наступила в результате острой сердечной недостаточности, которая развивалась на фоне абстинентного синдрома...» Я сразу позвонил Туманову и Янкловичу. Вызвал реанима цию, хотя было ясно, что ни чего сделать нельзя. Вызвал дпя успокоения совести. По- ззонил в милицию, чтобы по том не было слухов о насиль ственной смерти. Смог бы я ему помочь? Тру дно сказать, но я бы поста рался сделать все. До сих пор не могу себе простить, что за снул тогда... Прозевал, навер ное, минут сорок. Приехали Вадим Иванович, Валера еще с одной реанима ционной бригадой. А уже в шесть часов у дома стали со бираться люди... «Сто.ищи». «сот» выхолит из пошлы/ ИСТОРИЯ Не правда ли, странно: у каждого парода есть своя на циональная борьба, уходящая корнями в прошлое, а у рус ских ее нет. Между тем о во инском искусстве славян пи сали еще Тацит и Прокопий Кессарийский. Они называли славянских воинов «обоерукн- ми», то есть одинаково владею щими оружием как правой ру-. кой, так и левой. Доспехи на шим предкам заменяла куртка. Да п ту надевали не все. пред почитая сражаться с обнажен ным торсом, заменив щит па второй меч. Название «собор», означаю щее единство, это воинское ис кусство получило в V веке па шей эры. когда стали . возни кать братства «Перуна». В них входили, говоря современным языком, профессиональные во ины. назначенные племенем для охраны границ. Они-то и отточили систему позиций и перемещений до степени ис кусства. В русских летописях о «собо ре> впервые упоминается в конце первого тысячелетия. Во времена татаро-монгольского ига «собор» сохраняется в се верных землях Новгорода. Вла димирской Руси. Позже появ ляются школы воинского искус ства в Москве. Причем ему обучаются не только дружинни ки. по и простые горожане. Кулачные бои, широко изве стная народная забава. — это получившая самостоятельное распространение ударная техни ка «собора». Большинство пред ставляет их как беспорядочную драку. Па самом же деле сто роны заранее обговаривали правила, назначались доверен ные люди, следившие за их со блюдением. Со времен Петра I кулачный бой присутствовал в обязательной программе воен ных училищ. «Собору» обуча лись мальчики всех аристокра- тическнх фамилий. В середине X IX века этот вид воинского искусства полу чил как бы второе дыхание. Профессор Пражского универ ситета Мирослав Тырш основал движение «Сокол» за объедине ние славянской культуры. В России оно получило мощную поддержку. Секции «сокольской гимнастики», обучавшие кулач ному бою. фехтованию на " ше стах и мечах и другой технике «собора», были распространены по всей стране вплоть до 1917 года. Большим поклонником этой гимнастики был, к слову. Гиляровский. Последние семь десятилетий секреты «собора» постоянно преодолевали полосу гонений, сумев сохраниться. ФИЛОСОФИЯ Без нее не обойтись. Техни ка «собора» построена, исходя нз своеобразного отношения к миру. В самом кратком изложе нии три «понятия имеют особое значение. Древние славяне не верили в судьбу в отличие от восточных народов, признающих «карму», которая определяет течение жизни. С точки зрения «собо ра <> у человека есть «доля», которую он способен изменить и «очиститься >. Для этого надо самосовершенствоваться. <гСобор» проповедует три единство воли, души и тела. Только в их гармонии — путь к совершенству, «очищению*. И третье. Весь мир представ ляется. как поток. Он подобен реке, где все находится в движении, но в то же время что-то остается и неизменным. Камни, деревья, животные, че ловек — все обладает потоком, который можно увидеть, почув ствовать. Поэтому вопи защи щается не от конкретного про тивника. а от потока, направ ленного па него. Т ЕХН И КА В технике . «собора » есть некоторое сходство с каратэ. В этом нет ничего удивительно го. В разных частях света тан цуют ио-разиому. но когда иг голову летит кирпич, все людг реагируют одинаково. Воигщкос искусство славян, как* каратэ \ японцев, папкратпои у греков саватэ у французов, капуэйра пришедшая из Африки, учи* наиболее рациональным защит ным движениям. Отсюда и впол не естественное сходство. Но в «соборе» отсутствую такие понятия, как физическа» сила и резкость. Не нужно иг бивать мозоли, как в карате Действия проводятся легко незаметно. Поскольку челове — поток, то разрушающа мощь удара достигается за сче точной техники управления эти потоком. Основное внимание «собор сосредотачивает па перемеще пнях. Менее сильный челове не может допустить обмен уда рами. Если на вас в темпом не реулке напало несколько ху лнганов. то вы оказываетесь \ положении рыси, дерущейся • тигром. У вас только один шан< выйти целым из драки: не да вать бить напавшим и нсполь зовать свою возможность ра так\ чтобы попытки напа дення не возобновились. Д-'п этого надо особым маневров поставить противников в поло жепие. нз которого невозмож но действовать, тем самым пре кратить направленный на ва( агрессивный поток. У пас существуют своп сту пени мастерства — четыре но яса. (Надеюсь, никто не будет отрицать, что пояс — традици онный атрибут русской одеж ды?) Белый пояс — учениче ский. красный и коричневый — наставнические, черный — учи теля. Получить белый пояс f «соборе» значительно сложнее че.м ученические степени в во сточных единоборствах. Для этого в среднем требуется пол тора-два года занятий. ПРОДОЛЖ ЕНИЕ ИСТОРИИ Клуб по изучению «собора* после семидесятилетнего пере рыва легализирован в Москве Он пока единственный в стране Хочется верить, что с повторится недавняя иеторш некоторых групп «собора», ко торые в конце 70-х сделал* попытку выйти из подполья присоединившись к федеради; каратэ. А потом вместе со мне гимн известными мастерами вс сточных единоборств оказалие за решеткой. Энтузиасты пошли па орп иизацию клуба, потому что уж не хватает квартир, чтобы об: чать всех желающих. В кду обращаются и из других гор* дов. и даже из-за рубежа. Орп инзация на хозрасчете. На* платить за аренду залов, тр* буются деньги для издания* бр« шюры, а затем и книги о вош ском искусстве славян. Бол;. шон интерес к «собору.» проя: ляет Полтавская федерацг единоборств. С их помощью о кроются секции на Украине. И а дальше — кто знает... <Мегаполис Экспресс*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz