Рыбный Мурман. 1990 г. Ноябрь.
> ё Х ОРОШО после длительного отсутствия вернуться домой, сварить остатки приобретен ного в «дорыночно-магазинно- благословенные» времена ко фе, отыскать в самом дальнем углу стола заброшенную на черный день пачку сигарет и, закурив, не то ропясь изложить на бумаге путевые впечатления. Трудно после четырехмесячного пла вания привыкать к суете и ограничен ности береговой жизни, когда вместо знакомых созвездий и манящего черт- те куда Млечного Пути над твоей голо вой висит давно требующий ремонта потолок городской квартиры. Еще труд нее быть объективным, ибо каждый воспринимает происходящие в жизни события по-своему. Что, впрочем, зпол- не естественно. Но от этого не легче. Так что попробую -ка я, не мудрствуя лукаво, поведать о нашем паломниче- стз’е к святой земле Палестины. Но прежде расскажу, кто такие «мы» и к о му взбрела на ум столь шальная на 73-м году советской власти мысль дой ти до Иерусалима и поклониться Гро бу Господню, а главное — зачем? От ветить на последний вопрос можно, лишь поставив точку в конце этих за меток. Все остальное значительно про ще. Постоянным читателям «Рыбного М ур - мана» лучше, чем кому-либо другому, известно об арктических экспедициях членов клуба путешественников и ис следователей «Полярный Одиссей». В прошлом году на построенном своими руками новоделе средневекового коча мы смоделировали маршрут древних поморов, пройдя от Архангельска до Шпицбергена. А возвращаясь домой, на материк, с благодарностью вспоми нали теплый прием в кирхе норвежско го поселка Лонгьир и местного пасто ра Бьёрне Соренсена, который пода рил нам по Библии. И вот тогда-то, ли стая страницы Священного Писания, председатель клуба Виктор Дмитриез произнес пророческие слова: «Мужики, а почему бы нам, побывав в самой се верной в мире христианской церкви, на будущий год не взять галс покруче и не сходить на юг, к земле обетован ной? Признаться, я за последнее вре мя основательно продрог в арктических морях...» Сказано — сделано, как писалось в добрые застойные времена. За зиму на петрозаводской верфи были построе ны три древнерусские парусно-весель ные лодьи, а на базе «Полярного Одис сея» создана новая организация — миссия «Золотой век». Ее эмблемой стала лодья с парусом в виде земного шара, девизом же — высокие слова о совместном поиске общего будущего. «Будущее человечества возможно как зозврат к прошлому на новом витке цивилизации, — писалось в специально изданном буклете. — Организаторы миссии предполагают объединить про шлое и настоящее на основе духовных общечеловеческих идеалов в целях по иска конкретных путей построения ми рового сообщества. Деятельность мис сии направлена на возрождение тради ций, исторических связей между наро дами на примерах лучших периодоз раззития человечества, именуемых в ис тории «Золотым веком»... Кстати, о названии миссии. Советские, а особенно иностранные журналисты, с пристрастием спрашивали, почему имен но «Золотой век», ища в этом слово сочетании какой-то потаенный смысл. Но его не было и нет, если не считать случайного совпадения с названием вин но-водочной фирмы, выпускающей од ноименный коньяк. Довольно дорогой коньяк, и мы сожалеем, что не смог ли заранее связаться с фирмачами и бескорыстно пронесли на своих пару сах рекламу их товара. Ну а если серь езно, то лично я считаю, что названа миссия вполне удачно, точно обозна чив тот век, те времена, к которым зсе мы стремимся. Вот что говорится о них в древнегреческих мифах: «В дазние-давние времена, когда на небе жили боги-титаны, а миром пра вил Крон, боги и люди мало отлича лись друг от друга, так как происхо дили от одной матери — Геи-Земли. Боги тогда часто спускались на землю, к людям, а люди жили, как боги, не зная изнурительного труда и горя. Зем ля щедро кормила их, и старость не смела подступиться к ним. Всю свою жизнь, куда более долгую, чем у ны нешних людей, они были молоды и сильны, а смерть приходила к ним не заметно и безболезненно, точно сон. Зовется это время Золотым веком». Прекрасные слова, благословенные времена. И в унисон им с ностальгией по прошлому мы решили продемонст рировать всем и вся возможность до стижения общего мира и благоденствия на оснозе духовного взаимопонимания и культурно-экономического взаимо действия. Правда, реализовалось все это довольно своеобразно, если под «ду ховным взаимопониманием» подразу мевать греблю тяжеленными шестимет- розыми веслами и сон на палубе под открытым небом, а «культурно-эконо мическим взаимодействием» считать песни под гитару отощавших и одичав ших за месяцы плавания «паломников», поставивших свою лодью к причалу очередного греческого остроза и на виду праздношатающейся зарубежной публики расположившихся вокруг ж е лезного ящика-копилки с лаконичной надписью «Help fund fo r exped ition» («для нужд экспедиции»). Всяко было, что скрывать. Бег нам в том судья. Боюсь, что мое вступление несколько затягивается и читатель давно ждет картинок с натуры где-нибудь на фоне Галилейского озера или египетских пи рамид. Да я и сам с удовольствием расскажу о ценах на стамбульском ба- От Кижей до Египта заре и о «белом шквале» Эгейского моря; о встречах с монахами Афонско го монастыря и кипрском фестивале вин; о том, что скрывается за красны ми фонарями Родоса и ночной литур гии в иерусалимском храме Воскре сенья у Гроба Господня; о патмосской пещере автора «Апокалипсиса» Иоанна Богослова и методах работы египет ских гэбэшников; о купании в Мертзом море и жизни монахинь и послушниц Горненского монастыря; об афинских ресторанчиках и белоцеркозных мона стырях Елионской горы; о встречах с бывшими соотечественниками в Израи ле и проломленных головах слишком хитрых торгашей-арабов; о греческих горных монастырях и хайфском музее мореплавания; о знаменитом египет ском Сфинксе и афинском Акрополе... Вернее, о том, как мы, далеко не без грешные люди, волей судьбы совершив шие перзое за годы советской власти массовое паломничество по святым для христиан местам, воспринимали проис ходящее и реагировали на бушевавшие вокруг и внутри нас страсти. Да, в большей своей части мы были и остались людьми неверующими. М о ряки вообще народ нерелигиозный, а скорее суеверный. Но когда, получиз благослозение на поход от Патриарха Московского и Всея Руси Алексия Вто рого, мы шли вниз по Волге и слыша ли торжественные молебны з нашу честь в местных храмах, когда верую щие старушки приходили к причалу и целовали палубы наших лодей, зная, что они идут к святым местам, — что- то в тебе переворачивается, не вмеща ется на привычном месте между серд цем и желудком , рвется наружу. И я понимаю горечь, прозвучавшую в сло вах экзарха Патриарха Московского при Патриархе Александрийском отца Ф ео фана, который принимал нас у себя дома после совместной поездки к копт ским монастырям в Ливийской пусты не, где этот благороднейший человек отметил далеко не «паломническое» поведение перзых паломников. Он ска зал с горечью и присущим ему тактом: «Надеюсь, что все вы за последние ме сяцы изменились. И не в худшую сто рону...» Эти заметки планируется опублико вать в нескольких номерах «Рыбного Мурмана». Но я не буду придерживать ся хронологии событий и последова тельности прохождения маршрута. Пусть это будут отдельные рассказы об от дельных эпизодах плавания. А читатель уже сам, если наберется терпения и дочитает до конца, составит полную картину столь необычной экспедиции к средиземноморским христианским свя тыням, I. «Белый шивал» Эгейского моря Хорошо бежать под парусом при свежем попутном ветре, которыдл встре тило нас Эгейское море! Еще не ус пел скрыться высокий «езропейский» берег Дарданелл, а цвет воды замет но изменился. Вместо зеленоватого м о ре вдруг приобрело чистый темно-си ний оттенок. Покатили длинные крутые волны, на которых наша флагманская «Надежда» подпрыгивает, как мячик. Рядом, в пределах видимости, парал лельным курсом идут «Вера» с «Лю бовью», чуть приотстала яхта «Орла», присоединившаяся к экспедиции в Ма риуполе. На каждой лодье до двадцати чело век экипажа, что, конечно, многовато для шестнадцатиметровых лодок с од* ним прямым парусом. Лишь на «Наде» установлен сорокасильный движок, поз воляющий при встречном ветре удер живать на курсе всю деревянную фло тилию. Кстати, в южных морях вполне оправдал себя уже испытанный нами в Арктике метод, когда в одной связке под парусами идут сразу несколько судов. Вот и здесь ближе к ночи мы собираемся вместе, и «Надя» берет на буксир «Веру», «Орла» — «Любу», со ставляя затем единую связку из четы рех парусников с тем расчетом, чтобы при шквальном ветре можно было без труда разбиться по парам и з каждой иметь бы хоть одно судно с движком . Мера предосторожности вовсе не лиш няя. Однако з тот раз, о котором я расскажу, именно связка из четырех судов позволила нам благополучно вый ти и3 довольно-таки сложной ситуации. Было это в районе островов Северные Спорады при попытке «прыгнуть» че рез зализ Петалион к афинскому пор ту Пирей. ...Может, и опрометчиво мы поступи ли, снявшись с якоря и взяв курс на Пирей в тот августозский день, — ма- Виктор Георги, наш корр. ло того, что з понедельник, но и вдо бавок тринадцатого числа. Хотя пона чалу ничто не вызывало трезоги. Из уютной островной бухты вышли при слабом попутном ветре. За мою вахту с ноля до четырех часов утра особых изменений не произошло, раз ве что чуть усилился ветер — перед сном мы, вахтенные матросы, отпусти ли шкоты, поймав в парусный «мешок» весь «попутняк». По радиостанции «Причал» неоднократно выходили на связь капитаны «Любы» и «Веры», до- бизаясь разрешения отдать буксир и следовать самостоятельно. Но наш ка питан Юрий Наумов вполне резонно предложил дождаться утра. И слаза Богу! Примостившись на баке в спальном мешке, я поднялся еще до объявления аврала: поначалу лишь водяная пыль, а затем и вполне приличные порции воды стали перелетать через приподня тый к форштевню борт лодьи. Света ло. Справа, совсем рядом, высилась громада какого-то острова (на всякий случай про себя отметил, что остроз обжитой, — просматривается грунтовая дорога, ведущая к небольшому селе нию). Слева — открытое море. Волне ние баллов 5—6 при попутном ветре. За кормой как-то слишком нервно рыс кает на буксире «Вера», за ней, манез- рируя, с трудом уходят от столкнове ния друг с другом яхта «Орла» и лодья «Любовь». Что же случилось? Оказыва ется, на нашей самой быстроходной «Вере» в очередной раз сломалось пе ро руля — бортового, сделанного пэ старинным гравюрам руля, который на практике оказался столь ненадежным. И срубив парус, ведомая нами «Вера» использовала взятые ею на буксир два других судна флотилии в качестве сво еобразного плавучего якоря, что по з волило ей сдерживать амплитуду рыс канья, то есть непредвиденного ухода то вправо, то влезо от флагманской «Надежды». Из создавшегося критического поло жения было два выхода. Первый — ухо дить под берег в бухту, которая откры - (Окончание на 10-й стр.) рыбный мурман 2ноября 190года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz