Рыбный Мурман. 1990 г. Ноябрь.

М у р м а н с к о е к н и ж н о е и з д а т е л ь с т в о выпус­ тило книгу журналиста А. Я. Шувалова «Холод- флотовцы», посвященную коллективу управления «Сев- рыбхолодфлот», отметившему c b o i'i 25-летний юбилей. На этот счет в «Полярной правде» была помещена до­ вольно благостная рецензия А. Городецкого. Судьбой было уготовано, что мне пришлось занимать­ ся образованием этого флота «от и до», а затем в те­ чение первых, самых сложных, десяти лет участвовать в становлении нового предприятия, быть первым начальни­ ком. Поэтому считаю своим долгом и обязанностью вы­ сказать свое мнение о книге «Холодфлотовцы». Рецензия читателя годой, что вызывало большие сом­ нения в благополучном исходе этого эксперимента. И всетани в июне 1958 года «Иркутск» вместе с инициаторами на борту вышел в экспериментальный рейс в СЗА. ( Большая заслуга (доброй памя­ ти ныне покойного) капитана «Ир­ кутска» Федора Игнатьевича Чер­ нявского и всего его экипажа в том, что они блестяще выполни­ ли задание, доказав на практике Совсем непонятно, как ТР «Ро- •за Люксембург» и танкер «Дар- ница», не являясь производствен­ ными судами [стр. 76), добились лучших показателей в заверше­ нии заданий пятилетки по вы­ пуску пищевой продукции. Ничего в книге не сказано о механизации передачи рыбы с промысловых судов на плавбазы с помощью их погружных элект- Книга о флоте или «Объяснительная записка»? В САМОМ НАЧАЛЕ КНИГИ ав­ тор сетует на скептицизм в оценке возможностей Северного бассейна, который, пр мнению многих, «задыхается». К большо­ му сожалению, это не скепти­ цизм, а самая настоящая горь­ кая правда. Ведь Северный ры­ бопромысловый бассейн в свое время был образован на сырье­ вой базе Баренцева моря, в ко ­ тором водилось много разной столовой рыбы. Многолетний бе­ зоглядный промысел, подстегива- л е м * * директивным планировани- а пошел на БМРТ. Дело в том возможность снятия рыбы в от- рорыбонасосов и пневматических ем сверху «от достигнутого», сей- (об этом не сказано в книге), крытом море, что явилось пово- установок на промысле мойвы и час поставил Баренцево море на что рейс «Свердловска» имел ротной вехой в развитии промыс- саики в Баренцевом море и ЦВА грань экологической катастрофы, для рыбной отрасли чисто такти- ла в отдаленных районах М иро - на добыче океанических рыЬ. А И по мнению независимых в сво- ческое значение «прощупать» вого океана. В этом большом и ведь вся эта техника была спро- их суждениях ученых-биологов сырьевую базу Северо-Западной очень важном деле был явный ектурована и изготовлена ру*а- Мурманского биологического ин- Атлантики (СЗА), где уже давно приоритет и огромная заслуга ми мурманских умельцев и об- ститута, Баренцеву морю пока промышляли суда других стран, мурманчан. Стало и очевидным, легчала тяжелый рыбацкии труд еще кое-что осталось для вое- Для этого на «Свердловске» бы- что для продуктивной работы в при сдаче уловов, производства рыбы. Но ему тре- ла группа специалистов-биологов отдаленных районах, в составе Несколько непоследовательны буется десятилетний «отдых», с ВНИРО и ПИНРО. рыболовного флота Минрыбпро- запретом к а к о й - л и б о х о з я й с т Е е н - ма должен появиться совершен- в книге суждения о социалисти- нои деятельности. Как известно. По м е р е подхода к б е р е г а м , де- - _ (, р е ф р и - в е с к о м с о р е в н о в а н и и (стр. 76 и лались ко н тро л ь ны е траления , по- но НОьЫИ 99* ка на ю го -западном с клоне банни ж е р а то р о в -с н а ож е н ц е в » . сейчас, чтобы ф Лемиш -Кап не были обнаруже - g кн и ге следовало бы сказать Н авряд ли м о ж н о признать ставка м" *рыбогтрадyt°uии^ ромыс- % S 2 S Z ° " » * * * судна-ветерана флота правильными стиль работы пер- л о в и кам приходи тся ходи ть за ры - тельном рейсе, ко гда была о т к ры - «И р ку тс ка» , обеспечивш их «дол - в о го п о м ощ н и к а капитана ТР бой за трид евя ть земель — в та доро га в СЗА, номандовал гож и тел ьс тво» э то го судна — «Иван Ш иш ки н» , ветерана флота, го онеана‘)!>'а 0то0 иИеЯщеЧ дСаТлЬьшс,Х К р и н '^ и ^на^ано ” в кни ге ? ” напи - главном механике В. И. Вишнев- бывшего отличного начальника берегам А н та р к ти ды — на про - та н -д ире ктор Павел Петрович Ко - с ко м , с тарш ем э л е к тр ом е х а н и ке рад ио с та нци и Ивана Сер геевича мысел кр и л я . И все это обходится рехов. К подобным и с ториче с ким р. о. С лозине , р еф р и ж е р а т о р н о м Бо гданова ко то ры й по сути де - ™оСшУей^ СТВУ' Да И ПОТРСбИТеЛЮ " * я ° Г л е Г вГ м Ла“ нобЫ ^ механике Д. П. Парфенове, про- ла подменял судовую ад,.инист- * р або та вш ем на с уд не с м ом ен та р а ц ию при о р га н и за ц и и п е р е гр у - итал к н и г у и чувствовал , что К р о м е судов «М урм а н сел ьд и» , вступления е го в э кспл уа тацию зо чны х р аб о т в м ор е , о чем ав- у - . с б о л ьно она п о хож а на о б ъ - Н О В О М у фЛОту (стр. 14) была ещ е до списания . т о р взахлеб повествуе т на стр. я сни тельны е за пи с ки о х о з я и с т - п не сам о ход ны х г _ _ п п п п ж и и * 7 6 - 7 7 кни ги , ве нно й д ея тел ьнос ти флота, к о - ли хтеоов и ка к п р и л о ж е н и е к и споль зова нием п о р о ж н и х т о ры е мы всем а п пара том у пр а в - пымАймию и гплиш и ем ко с те и та н кер о в для достав ки в кн и ге есть и неточности , ка ­ ления го то в ил и для отчета на Z h T Z T Z в п о ? т Рь,бной “ Уки tCTp* д е ’ дающиеся за сл уж е нны х лю дей балансовы х к о м и с с и - ло об с тояло та кж е иначе, чем флота. Так, на стр. 16 уп ущ е но , ежегодных Ь Г й о о п ‘ ло о стояло также иначе, нем лота. 1 ак, на ст . то упу ено, ях .^1о -видимом у , ими и пользо- fivK funw -rna ra - изложено в книге. Фактически что бригадир Л. Д . Хомутов яв- д . f i k i n n П П Р Л П П Ж Р И И А А А И Д - п о л т г п л г ш / u / a u u l i . . п а и и л и а п и . кались при работе в архиве фло­ та, потому как в «записках» сос­ редоточены все основные пока тели. Все старались это было предложение зам. на- ляется «Заслуженным рационали- _ .^ .п , и .» и и Г11п .о изоавит я чальника флота по эксплуатации затором РСФСР». На стр. 30 не- - от лишних хлопот и ытков. о л |-^ / ] евина что было оформле- правильно напечатано отчество затели и данные. Те ж е в книге В КНИГе НИ СЛ° но как рацпредложение. Коман- известного на флоте и за его и данные об успехах и достиже- OTDa^ n ж п о п Г м ^ о д ^ б н о го типа ДЬ1 танкеР0Б «РаАий>> и «Дарни- пределами капитана-директора ниях, а в конце — о недостатках как эт* ^ ожно понять по тексту Ц3)> С большой ответственностью Рузова Николая Максимовича, ко- и просчетах. Так в те времена на ст_ ^ ' g много раньше подошли к выполнению этого за- торый в свое время был признан было принято. Такая же, пример- 1 <зя? ronv л Пдп^нр Rn- Дания* на практике доказав ре- лучшим капитаном Минрыбхоза но, схема выдержана и автором сто;,е 6ь1л создан" ..Востокрыбхо- альность этого предложения. В СССР. На стр. 117 в числе вете- книги. cb » книге упущен и такой важный ранов флота упомянута и бес- ™ Т>>‘ момент: в дальнейшем порожние сменный руководитель техноло- ноД в НнТчТалВьНньГй Я°период работы Сильно в книге напутано и с емкости танкеров на обратном гической службы главный техно­ флота, было больше чем доста- «Иркутском». На стр. 19 сказано, переходе использовались даже лог Тамара Федоровна Столби- точно. Бунвально на третий год что он строился для мурманских для перевозки импортных жид- на. Вот только не указано, что стантин ФО л °ьш а н ? к3ОМп^оРизош°еНл' Рыбаков. На самом же деле ..И р- ких пищевых грузов, что давало за время работы в «Севрыбхо- пожар в машинном отделении, в кутск» был последним суднодф флоту дополнительную выручку лодфлоте» она была удостоена котором погиб один человек. Реф- типа «Актюбинск» (проект 569), е твердой валюте. высокого звания «Заслуженный ? Х ? ЛТу ^1 тн и А°? п гт 1йВ^пиСЛпиЛ11п которые по заказу Минморфлота технолог РСФСР», строя, убытки составили около ^ с - в книге ничего не сказано о двух миллионов рублей. А страш- строились на Ьалтииском заводе внутритрюмной механизации на u A C td 82 птмридртго nwnwnv- ное столкновение в Кольском за- в Ленинграде. транспортных рефрижераторах, м ливе двух рефрижераторов — которая освобождает моряков от к>щая позиция в социалистиче- «Ивана Айвазовского» и «Викто- Минморфлот от этого последне- тяжелого ручного труда. А об ском соревновании РМБ «Рига», ра Лягина», на котором погибло го судна отказался. «Мурман- этом можно было рассказать очень но vnvm* Ha нлдмипип аа илпитя - несколько членов экипажа... Мож- сельдь» подобрала его. Своими многое. Тем более что были в этой ’ у Ф ■ но было продолжить этот пере- силами перегнала в Мурманск и части интересные инициативы не- на-директора. чень, но для примера, пожалуй, стала использовать в качестве которых судовых экипажей, о чем D достаточно... плавбазы на сельдяном лове в сообщалось в печати. Здесь же Исе это» на первый взгляд, ме- Норвежском море, благо на нем уместно было бы сказать о пре- лочи но любая обнаруженная Да и наши будущие партнеры были рефрижераторные трюмы, имуществах крупнотоннажных по работе траловые флоты не позволяющие заготавливать и хра- рефрижераторов типа «Прибой» и ошибка может подорвать у чи- V ^ ' нить слабосоленую сельдь. «Поляр». Не то, что «Сибири», скептически, как отмечено на бывшие для флота вчерашним тателя веру ко всему остальному стр. 15, отнеслись к образованию и то, что экипаж «Иркутска» Днем, где все работы по перегруз- в книге, нового флота, а просто враждеб- не Рь,бы в море, ка к горько шу- но. Особенно усердствовали пред- пРоявил инициативу в части при- т и л и н о р я и и , выполнялись ..вру- . . . ставители службы рыбообработ- емки мороженой рыбы от БМРТ - Морякам «Севрыбхолодфлота» ки, в том числе и ее руководите- в L JA , не соответствует деист- Не все ладно в книге и с хро- - г г / « / « ^ всегда было присуще сильно раз- ли. И понятно почему: при пере- вительности * нологиеи и описанием сооытии на г * - ^ г е вительности. витое чувство бескорыстной подаче рыбы на суда «Севрыбхо- флоте. ' Г , с. А было тчм- плглв прйгл мощи попавшим в беду товари- лодфлота», особенно мороженой , оыло все так. после рейса г к «Свердловска» к берегам Канады На Лабрадор при мне трижды щам. Следуя законам морского СТаНОЕИЛИСЬ ЯВНЫМИ ВСе СЛУЧаИ гтлп« v«nu-ru мипгп СМРТ Ы пг * - 7 стало ходить много ь м к г . и все с вертолетом ледовой разведки содружества, они действовали нарушения технологии заморозки они для разгрузки и снабжения с с. е е рыбы что часто бывало в погоне Должны были следовать в Мур- * °А ила плавбаза «Севрыба,. под подчас в ущерб себе и с опре- манск, теряя на переходы много командованием капитана-дирек- деленным риском. Вот некото- времени. И вот тогда-то специа- тора Адольфа Петровича Болыче- рые примеры — буквально из В листы Мурманского тралового фло- . книге есть много неточное- та Филиппов) и Мурман- ва- А вот ° ледоколе никто не памяти. тей, упущений и ошибок, свиде- ского совнархоза (Б. И. Кулагин) помнит. Скорее всего, его и не п R k тельствующих о недостаточно предложили направить в СЗА для было, а указано в книге так, для Л В « и т р и с „ снятия мороженой рыбы с рабо- * . отстаивалась на рейде шотланд- глуооком изучении и знании боп - t - im k m p t nuipnh , прнтпп - большего антуража. А если он и А . и - тавших там ьмм т дизель-электро / г ского порта Аллапул. На стоя- ооса и некоторой нечомпетент- ход, рефрижератор «Иркутск», был, то это компетенция сугубо пости. взяв его на этот рейс в аренду у траловых флотов, не имеющая к неподалеку о р . «Мурмансельди». Это предложение V- л БМРТ «Лебедь» команда в тече- Некоторые, прочитав книгу, вызвало много споров и сужде- «^еврыохолодфлоту» никакого длительного времени никак v.oryT Удивиться: почему наш ми- Спр?длож2нияИ. Т т о м отношения‘ не могла справиться с пожаром , нистр А. А. Ишков, чтобы попасть числе и среди экипажа «Иркут- На стр. 45 допущена неточность: несмотря на помощь рядом сто- з Канаду на официальную ветре- ска». Действительно, риск был плавбазы «Севрыба» и «Лрофес- явших других судов. Капитан-ди- Ау, воспользовался не другим товка^п ’1открытом °морс;Н на почти соР Варанов» были похожи, но ректор плавбазы Н. А. Гаврилов видом транспорта, например, са- постоянной океанской зыби, в никак не однотипны; первая про- во главе аварийной партии плав- молётом, что быстрее и проще, районе с часто меняющейся по- екта Б-64, вторая — Б-69! базы высадился на БМРТ. Помощ- рыбный мурман 13 ник капитана базы по- пожарно- технической части П. А. Денеж ­ ников, рискуя заблудиться в за­ дымленных помещениях незна­ комо го судна, спустился в трюм и обнаружил источник загорания, после чего аварийная партия плавбазы быстро погасила пожар. При этом отличились следующие члены судоэкипажа базы: матро­ сы С. И. Дубовик, С. Е. Кондра- нин, М. И. Синельников, моторист Н. В. Шаронов, второй помощник Г. Г. Быльцев, четвертый механик М. С. Кривенко. Указом Президиума Верховно­ го Совета РСФСР пожарный по­ мощник капитана плавбазы Па­ вел Александрович Денежников и матрос Сергей Иванович Дубо - е и к были награждены медалью «За отвагу на пожаре». В конце 1978 года плавбаза «Арктика» работала у берегов Англии, принимая рыбу у англий­ ских рыбаков в их зоне. Со сто­ явшего у борта базы под сдачей рыбы английского промыслового судна обратились на базу с прось­ бой оказать помощь в ремонте и наладке одного из серьезных механизмов. На судно спустились и приступили к работе', главный механик В. А. Дацина и старший электромеханик Н. А. Мальшуков. И вот здесь произошло непред­ виденное — внезапно налетев­ шим сильным шквалом это про­ мысловое судно оторвало от бор ­ та базы, понесло на берег и вы­ бросило на прибрежные скалы. При этом главный механик Де- цина чудом уцелел и здравству­ ет поныне, работая главным ин­ женером «Севрыбпоиска», а старший электромеханик Мальшу­ ков погиб. * Следует отметить высокий про­ фессионализм моряков «Севрыб- холодфлота», плавающих практи ­ чески по всему свету (ведь неко­ торые рефрижераторы, доставляя рыбу, ходили даже в Японию), попадая в различные сложные ситуации, они умело противостоя­ ли натиску стихийных сил приро­ ды. Примером тому — умелые действия экипажа ТР «Алексей Венецианов» (капитан И. Н. Бли­ нов), попавшего в СЗА на Лабра­ доре в сильное обледенение. Си­ туация осложнялась сместившим­ ся в некоторых трюмах грузом. И морякам пришлось много потру­ диться, чтобы отстоять безопас­ ность своего судна. При .этом от­ личились матросы J1. С. Меркулов, И. Е. Белявский, В. Н. Хорошок. С. А. Дроздов, мотористы Н. В. Бананов, А. А. Кравчук и А. А^ Ху- рамов, электрини А. Ф. Лешуков и П. И. Ласман, главный механик Б. Я. Мелашенко и старший элект­ ромеханик А. А. Торопов. И, повторяю, подобных случа­ ев в практике работы «Севрыб­ холодфлота», когда моряки про ­ являли героизм , было немало. Однако эта тема не нашла отра­ жения на страницах «Холодфло- товцев». А ведь она во многом бы ожи ­ вила и скрасила в общем-то скучную, особенно для рядового читателя, книгу. Следовало бы в юбилей флота, а эта книга как раз и была к нему приурочена, но опоздала, помянуть добрым словом тех, кто героически вы­ полнял свой служебный и граж ­ данский долг — это имело бы большое воспитательное значе­ ние для подрастающего молодо­ го поколения моряков , установив таким образом связь времен и поколений. На деле же получилось так, что за частоколом цифр — цент­ неров рыбы и тубов консервов и пресервов — и прочей словес­ ной шелухи недостаточно четко видна морская героика рядовых тружеников-моряков «Севрыб­ холодфлота». Г. БОРОДУЛИН, ветеран рыбной промышленно­ сти Северного бассейна, по­ четный гражданин города М ур ­ манска. 30 ноября190 года *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz