Рыбный Мурман. 1990 г. Ноябрь.
М у р м а н с к о е к н и ж н о е и з д а т е л ь с т в о выпус тило книгу журналиста А. Я. Шувалова «Холод- флотовцы», посвященную коллективу управления «Сев- рыбхолодфлот», отметившему c b o i'i 25-летний юбилей. На этот счет в «Полярной правде» была помещена до вольно благостная рецензия А. Городецкого. Судьбой было уготовано, что мне пришлось занимать ся образованием этого флота «от и до», а затем в те чение первых, самых сложных, десяти лет участвовать в становлении нового предприятия, быть первым начальни ком. Поэтому считаю своим долгом и обязанностью вы сказать свое мнение о книге «Холодфлотовцы». Рецензия читателя годой, что вызывало большие сом нения в благополучном исходе этого эксперимента. И всетани в июне 1958 года «Иркутск» вместе с инициаторами на борту вышел в экспериментальный рейс в СЗА. ( Большая заслуга (доброй памя ти ныне покойного) капитана «Ир кутска» Федора Игнатьевича Чер нявского и всего его экипажа в том, что они блестяще выполни ли задание, доказав на практике Совсем непонятно, как ТР «Ро- •за Люксембург» и танкер «Дар- ница», не являясь производствен ными судами [стр. 76), добились лучших показателей в заверше нии заданий пятилетки по вы пуску пищевой продукции. Ничего в книге не сказано о механизации передачи рыбы с промысловых судов на плавбазы с помощью их погружных элект- Книга о флоте или «Объяснительная записка»? В САМОМ НАЧАЛЕ КНИГИ ав тор сетует на скептицизм в оценке возможностей Северного бассейна, который, пр мнению многих, «задыхается». К большо му сожалению, это не скепти цизм, а самая настоящая горь кая правда. Ведь Северный ры бопромысловый бассейн в свое время был образован на сырье вой базе Баренцева моря, в ко тором водилось много разной столовой рыбы. Многолетний бе зоглядный промысел, подстегива- л е м * * директивным планировани- а пошел на БМРТ. Дело в том возможность снятия рыбы в от- рорыбонасосов и пневматических ем сверху «от достигнутого», сей- (об этом не сказано в книге), крытом море, что явилось пово- установок на промысле мойвы и час поставил Баренцево море на что рейс «Свердловска» имел ротной вехой в развитии промыс- саики в Баренцевом море и ЦВА грань экологической катастрофы, для рыбной отрасли чисто такти- ла в отдаленных районах М иро - на добыче океанических рыЬ. А И по мнению независимых в сво- ческое значение «прощупать» вого океана. В этом большом и ведь вся эта техника была спро- их суждениях ученых-биологов сырьевую базу Северо-Западной очень важном деле был явный ектурована и изготовлена ру*а- Мурманского биологического ин- Атлантики (СЗА), где уже давно приоритет и огромная заслуга ми мурманских умельцев и об- ститута, Баренцеву морю пока промышляли суда других стран, мурманчан. Стало и очевидным, легчала тяжелый рыбацкии труд еще кое-что осталось для вое- Для этого на «Свердловске» бы- что для продуктивной работы в при сдаче уловов, производства рыбы. Но ему тре- ла группа специалистов-биологов отдаленных районах, в составе Несколько непоследовательны буется десятилетний «отдых», с ВНИРО и ПИНРО. рыболовного флота Минрыбпро- запретом к а к о й - л и б о х о з я й с т Е е н - ма должен появиться совершен- в книге суждения о социалисти- нои деятельности. Как известно. По м е р е подхода к б е р е г а м , де- - _ (, р е ф р и - в е с к о м с о р е в н о в а н и и (стр. 76 и лались ко н тро л ь ны е траления , по- но НОьЫИ 99* ка на ю го -западном с клоне банни ж е р а то р о в -с н а ож е н ц е в » . сейчас, чтобы ф Лемиш -Кап не были обнаруже - g кн и ге следовало бы сказать Н авряд ли м о ж н о признать ставка м" *рыбогтрадyt°uии^ ромыс- % S 2 S Z ° " » * * * судна-ветерана флота правильными стиль работы пер- л о в и кам приходи тся ходи ть за ры - тельном рейсе, ко гда была о т к ры - «И р ку тс ка» , обеспечивш их «дол - в о го п о м ощ н и к а капитана ТР бой за трид евя ть земель — в та доро га в СЗА, номандовал гож и тел ьс тво» э то го судна — «Иван Ш иш ки н» , ветерана флота, го онеана‘)!>'а 0то0 иИеЯщеЧ дСаТлЬьшс,Х К р и н '^ и ^на^ано ” в кни ге ? ” напи - главном механике В. И. Вишнев- бывшего отличного начальника берегам А н та р к ти ды — на про - та н -д ире ктор Павел Петрович Ко - с ко м , с тарш ем э л е к тр ом е х а н и ке рад ио с та нци и Ивана Сер геевича мысел кр и л я . И все это обходится рехов. К подобным и с ториче с ким р. о. С лозине , р еф р и ж е р а т о р н о м Бо гданова ко то ры й по сути де - ™оСшУей^ СТВУ' Да И ПОТРСбИТеЛЮ " * я ° Г л е Г вГ м Ла“ нобЫ ^ механике Д. П. Парфенове, про- ла подменял судовую ад,.инист- * р або та вш ем на с уд не с м ом ен та р а ц ию при о р га н и за ц и и п е р е гр у - итал к н и г у и чувствовал , что К р о м е судов «М урм а н сел ьд и» , вступления е го в э кспл уа тацию зо чны х р аб о т в м ор е , о чем ав- у - . с б о л ьно она п о хож а на о б ъ - Н О В О М у фЛОту (стр. 14) была ещ е до списания . т о р взахлеб повествуе т на стр. я сни тельны е за пи с ки о х о з я и с т - п не сам о ход ны х г _ _ п п п п ж и и * 7 6 - 7 7 кни ги , ве нно й д ея тел ьнос ти флота, к о - ли хтеоов и ка к п р и л о ж е н и е к и споль зова нием п о р о ж н и х т о ры е мы всем а п пара том у пр а в - пымАймию и гплиш и ем ко с те и та н кер о в для достав ки в кн и ге есть и неточности , ка ления го то в ил и для отчета на Z h T Z T Z в п о ? т Рь,бной “ Уки tCTp* д е ’ дающиеся за сл уж е нны х лю дей балансовы х к о м и с с и - ло об с тояло та кж е иначе, чем флота. Так, на стр. 16 уп ущ е но , ежегодных Ь Г й о о п ‘ ло о стояло также иначе, нем лота. 1 ак, на ст . то упу ено, ях .^1о -видимом у , ими и пользо- fivK funw -rna ra - изложено в книге. Фактически что бригадир Л. Д . Хомутов яв- д . f i k i n n П П Р Л П П Ж Р И И А А А И Д - п о л т г п л г ш / u / a u u l i . . п а и и л и а п и . кались при работе в архиве фло та, потому как в «записках» сос редоточены все основные пока тели. Все старались это было предложение зам. на- ляется «Заслуженным рационали- _ .^ .п , и .» и и Г11п .о изоавит я чальника флота по эксплуатации затором РСФСР». На стр. 30 не- - от лишних хлопот и ытков. о л |-^ / ] евина что было оформле- правильно напечатано отчество затели и данные. Те ж е в книге В КНИГе НИ СЛ° но как рацпредложение. Коман- известного на флоте и за его и данные об успехах и достиже- OTDa^ n ж п о п Г м ^ о д ^ б н о го типа ДЬ1 танкеР0Б «РаАий>> и «Дарни- пределами капитана-директора ниях, а в конце — о недостатках как эт* ^ ожно понять по тексту Ц3)> С большой ответственностью Рузова Николая Максимовича, ко- и просчетах. Так в те времена на ст_ ^ ' g много раньше подошли к выполнению этого за- торый в свое время был признан было принято. Такая же, пример- 1 <зя? ronv л Пдп^нр Rn- Дания* на практике доказав ре- лучшим капитаном Минрыбхоза но, схема выдержана и автором сто;,е 6ь1л создан" ..Востокрыбхо- альность этого предложения. В СССР. На стр. 117 в числе вете- книги. cb » книге упущен и такой важный ранов флота упомянута и бес- ™ Т>>‘ момент: в дальнейшем порожние сменный руководитель техноло- ноД в НнТчТалВьНньГй Я°период работы Сильно в книге напутано и с емкости танкеров на обратном гической службы главный техно флота, было больше чем доста- «Иркутском». На стр. 19 сказано, переходе использовались даже лог Тамара Федоровна Столби- точно. Бунвально на третий год что он строился для мурманских для перевозки импортных жид- на. Вот только не указано, что стантин ФО л °ьш а н ? к3ОМп^оРизош°еНл' Рыбаков. На самом же деле ..И р- ких пищевых грузов, что давало за время работы в «Севрыбхо- пожар в машинном отделении, в кутск» был последним суднодф флоту дополнительную выручку лодфлоте» она была удостоена котором погиб один человек. Реф- типа «Актюбинск» (проект 569), е твердой валюте. высокого звания «Заслуженный ? Х ? ЛТу ^1 тн и А°? п гт 1йВ^пиСЛпиЛ11п которые по заказу Минморфлота технолог РСФСР», строя, убытки составили около ^ с - в книге ничего не сказано о двух миллионов рублей. А страш- строились на Ьалтииском заводе внутритрюмной механизации на u A C td 82 птмридртго nwnwnv- ное столкновение в Кольском за- в Ленинграде. транспортных рефрижераторах, м ливе двух рефрижераторов — которая освобождает моряков от к>щая позиция в социалистиче- «Ивана Айвазовского» и «Викто- Минморфлот от этого последне- тяжелого ручного труда. А об ском соревновании РМБ «Рига», ра Лягина», на котором погибло го судна отказался. «Мурман- этом можно было рассказать очень но vnvm* Ha нлдмипип аа илпитя - несколько членов экипажа... Мож- сельдь» подобрала его. Своими многое. Тем более что были в этой ’ у Ф ■ но было продолжить этот пере- силами перегнала в Мурманск и части интересные инициативы не- на-директора. чень, но для примера, пожалуй, стала использовать в качестве которых судовых экипажей, о чем D достаточно... плавбазы на сельдяном лове в сообщалось в печати. Здесь же Исе это» на первый взгляд, ме- Норвежском море, благо на нем уместно было бы сказать о пре- лочи но любая обнаруженная Да и наши будущие партнеры были рефрижераторные трюмы, имуществах крупнотоннажных по работе траловые флоты не позволяющие заготавливать и хра- рефрижераторов типа «Прибой» и ошибка может подорвать у чи- V ^ ' нить слабосоленую сельдь. «Поляр». Не то, что «Сибири», скептически, как отмечено на бывшие для флота вчерашним тателя веру ко всему остальному стр. 15, отнеслись к образованию и то, что экипаж «Иркутска» Днем, где все работы по перегруз- в книге, нового флота, а просто враждеб- не Рь,бы в море, ка к горько шу- но. Особенно усердствовали пред- пРоявил инициативу в части при- т и л и н о р я и и , выполнялись ..вру- . . . ставители службы рыбообработ- емки мороженой рыбы от БМРТ - Морякам «Севрыбхолодфлота» ки, в том числе и ее руководите- в L JA , не соответствует деист- Не все ладно в книге и с хро- - г г / « / « ^ всегда было присуще сильно раз- ли. И понятно почему: при пере- вительности * нологиеи и описанием сооытии на г * - ^ г е вительности. витое чувство бескорыстной подаче рыбы на суда «Севрыбхо- флоте. ' Г , с. А было тчм- плглв прйгл мощи попавшим в беду товари- лодфлота», особенно мороженой , оыло все так. после рейса г к «Свердловска» к берегам Канады На Лабрадор при мне трижды щам. Следуя законам морского СТаНОЕИЛИСЬ ЯВНЫМИ ВСе СЛУЧаИ гтлп« v«nu-ru мипгп СМРТ Ы пг * - 7 стало ходить много ь м к г . и все с вертолетом ледовой разведки содружества, они действовали нарушения технологии заморозки они для разгрузки и снабжения с с. е е рыбы что часто бывало в погоне Должны были следовать в Мур- * °А ила плавбаза «Севрыба,. под подчас в ущерб себе и с опре- манск, теряя на переходы много командованием капитана-дирек- деленным риском. Вот некото- времени. И вот тогда-то специа- тора Адольфа Петровича Болыче- рые примеры — буквально из В листы Мурманского тралового фло- . книге есть много неточное- та Филиппов) и Мурман- ва- А вот ° ледоколе никто не памяти. тей, упущений и ошибок, свиде- ского совнархоза (Б. И. Кулагин) помнит. Скорее всего, его и не п R k тельствующих о недостаточно предложили направить в СЗА для было, а указано в книге так, для Л В « и т р и с „ снятия мороженой рыбы с рабо- * . отстаивалась на рейде шотланд- глуооком изучении и знании боп - t - im k m p t nuipnh , прнтпп - большего антуража. А если он и А . и - тавших там ьмм т дизель-электро / г ского порта Аллапул. На стоя- ооса и некоторой нечомпетент- ход, рефрижератор «Иркутск», был, то это компетенция сугубо пости. взяв его на этот рейс в аренду у траловых флотов, не имеющая к неподалеку о р . «Мурмансельди». Это предложение V- л БМРТ «Лебедь» команда в тече- Некоторые, прочитав книгу, вызвало много споров и сужде- «^еврыохолодфлоту» никакого длительного времени никак v.oryT Удивиться: почему наш ми- Спр?длож2нияИ. Т т о м отношения‘ не могла справиться с пожаром , нистр А. А. Ишков, чтобы попасть числе и среди экипажа «Иркут- На стр. 45 допущена неточность: несмотря на помощь рядом сто- з Канаду на официальную ветре- ска». Действительно, риск был плавбазы «Севрыба» и «Лрофес- явших других судов. Капитан-ди- Ау, воспользовался не другим товка^п ’1открытом °морс;Н на почти соР Варанов» были похожи, но ректор плавбазы Н. А. Гаврилов видом транспорта, например, са- постоянной океанской зыби, в никак не однотипны; первая про- во главе аварийной партии плав- молётом, что быстрее и проще, районе с часто меняющейся по- екта Б-64, вторая — Б-69! базы высадился на БМРТ. Помощ- рыбный мурман 13 ник капитана базы по- пожарно- технической части П. А. Денеж ников, рискуя заблудиться в за дымленных помещениях незна комо го судна, спустился в трюм и обнаружил источник загорания, после чего аварийная партия плавбазы быстро погасила пожар. При этом отличились следующие члены судоэкипажа базы: матро сы С. И. Дубовик, С. Е. Кондра- нин, М. И. Синельников, моторист Н. В. Шаронов, второй помощник Г. Г. Быльцев, четвертый механик М. С. Кривенко. Указом Президиума Верховно го Совета РСФСР пожарный по мощник капитана плавбазы Па вел Александрович Денежников и матрос Сергей Иванович Дубо - е и к были награждены медалью «За отвагу на пожаре». В конце 1978 года плавбаза «Арктика» работала у берегов Англии, принимая рыбу у англий ских рыбаков в их зоне. Со сто явшего у борта базы под сдачей рыбы английского промыслового судна обратились на базу с прось бой оказать помощь в ремонте и наладке одного из серьезных механизмов. На судно спустились и приступили к работе', главный механик В. А. Дацина и старший электромеханик Н. А. Мальшуков. И вот здесь произошло непред виденное — внезапно налетев шим сильным шквалом это про мысловое судно оторвало от бор та базы, понесло на берег и вы бросило на прибрежные скалы. При этом главный механик Де- цина чудом уцелел и здравству ет поныне, работая главным ин женером «Севрыбпоиска», а старший электромеханик Мальшу ков погиб. * Следует отметить высокий про фессионализм моряков «Севрыб- холодфлота», плавающих практи чески по всему свету (ведь неко торые рефрижераторы, доставляя рыбу, ходили даже в Японию), попадая в различные сложные ситуации, они умело противостоя ли натиску стихийных сил приро ды. Примером тому — умелые действия экипажа ТР «Алексей Венецианов» (капитан И. Н. Бли нов), попавшего в СЗА на Лабра доре в сильное обледенение. Си туация осложнялась сместившим ся в некоторых трюмах грузом. И морякам пришлось много потру диться, чтобы отстоять безопас ность своего судна. При .этом от личились матросы J1. С. Меркулов, И. Е. Белявский, В. Н. Хорошок. С. А. Дроздов, мотористы Н. В. Бананов, А. А. Кравчук и А. А^ Ху- рамов, электрини А. Ф. Лешуков и П. И. Ласман, главный механик Б. Я. Мелашенко и старший элект ромеханик А. А. Торопов. И, повторяю, подобных случа ев в практике работы «Севрыб холодфлота», когда моряки про являли героизм , было немало. Однако эта тема не нашла отра жения на страницах «Холодфло- товцев». А ведь она во многом бы ожи вила и скрасила в общем-то скучную, особенно для рядового читателя, книгу. Следовало бы в юбилей флота, а эта книга как раз и была к нему приурочена, но опоздала, помянуть добрым словом тех, кто героически вы полнял свой служебный и граж данский долг — это имело бы большое воспитательное значе ние для подрастающего молодо го поколения моряков , установив таким образом связь времен и поколений. На деле же получилось так, что за частоколом цифр — цент неров рыбы и тубов консервов и пресервов — и прочей словес ной шелухи недостаточно четко видна морская героика рядовых тружеников-моряков «Севрыб холодфлота». Г. БОРОДУЛИН, ветеран рыбной промышленно сти Северного бассейна, по четный гражданин города М ур манска. 30 ноября190 года *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz