Рыбный Мурман. 1990 г. Ноябрь.
Профсоюзы~оппозиция власти 4 октября в Москве состоялся III Пле нум ЦК профсоюза работников рыбно го хозяйства. Сегодня мы публикуем (в сокращении) доклад секретаря ЦК профсоюза Г. С. ШАПОВАЛОВОЙ. П УТЬ К РЫНКУ ТЕРНИСТ, его смогут пройти только экономи чески сильные предприятия. Об этом говорит опыт стран Восточной Евро пы и мировой опыт. При переходе к рынку, особенно па первом этапе, не избежен спад производства, соответ ственно — ликвидация убыточных предприятий и высвобождение рабо чей силы. Этот спад в отрасли уже проявляется. Уже сейчас па флоте в резерве насчитывается более 15 тыс. человек. Это те же безработные. Но процесс будет нарастать в связи со списанием флота, невозможностью его получения из новостроя из-за от сутствия валюты. ~ Таким образом, для выхода из сло жившегося положения, отхода от бюджетной зависимости, необходимо либо значительно повысить (в 7—8 раз) цены на рыбу и рыботовары, ли бо поставить на «прикол» на неопре деленное время большую группу до бывающих судов. Последствия такой акции очевидны, особенно для реги онов, где преобладает занятость на селения в рыбодобыче и рыбообра ботке. А дальше это отразится в той или иной степени на всей технологи ческой цепочке от порта до .магази на. от тралотакелажной мастерской или канатной фабрики до учебных заведений отрасли. Мы видим следующие направления работы профсоюзных организаций па переходиый период. Первое. Совместно с хозяйственны ми органами добиваться продления валютного и восстановления бюджет ного финансирования отрасли и льгот ного налогообложения прибыли пред приятий. Здесь необходимо отметить, что вопрос льготного налогообложе ния можно решать на всех уровнях от союзного до местного. На уровне СССР и РСФСР ЦК профсоюза сов местно с Мпнрыбхозом СССР, Союз- рыбколхозобъедпненпем. Росрыбхо- зом и иаролиыми депутатами Союза и России свои требования выставил. Теперь необходимо к этому делу подключиться нашим республикан ским. краевым, областным комите там. отраслевым советам профсоюза, профсоюзным комитетам предприятий совместно с хозяйственными органа ми. руководителями предприятий и выставить свои требования о льгот ном налогообложении прибыли с рас четами на своем уровне республикан ским. краевым, областным, городским, районным Советам народных депута тов за счет бюджетов этих Советов. Второе направление. Организовать совместно с хозяйственниками по средническую фирму или другую структуру на уровне отрасли и в ре гионах по трудоустройству плавсоста ва и береговых работников как внут ри страны, так и за рубежом. Для ус пешной работы такой структуры не обходимо создать байк постоянно об новляемых данных по наличию из лишне!! рабочей силы и свободным рабочим местам в отрасли и устано вить тесные контакты с международ ными профсоюзными объединениями и ассоциациями. Однако трудоустрой ство трудящихся за рубежом связано с целым рядом условий и обязаннос тей: правовых, социальной защиты, экономических гарантий, знания язы ка, эквивалентности дипломов о про фессиональном образовании и други ми, что еще раз подтверждает необ ходимость создания специальной структуры. Третье и четвертое направления работы тесно увязаны со вторым. На « 1 Ж # ' основании анализа рентабельности предприятий, наличия вакантных мест, количества высвобождаемой рабочей силы с производства хозяйственники на всех уровнях должны спрогнози ровать ситуацию, чтобы своевремен но организовать переобучение кадров, используя для этого в первую оче редь ведомственную систему пере подготовки и повышения квалифика ции кадров, а профсоюз на основа нии анализа должен требовать этой переподготовки заблаговременно. Необходимо также добиваться со здания новых рабочих мест, льгот ных режимов труда, отпусков как у себя на предприятии, так и на уров не местных Советов, вплоть до Вер ховного Совета СССР. Считаем целесообразным на пере ходный период увеличить отчисления в фоид солидарности при ЦК проф союза. образованный внеочередным съездом профсоюза за счет отчисле ний одного процента от членских взносов. В настоящее время он может составить порядка 200 тысяч руб- случае может быть нарушена общего сударственная система санаторно-ку рортного лечения и отдыха трудящих ся. система приоритетов в оздоровле нии трудящихся, что, мы считаем, не допустимо. В связи с этим считаем необходи мым через ВЦСПС обратиться в Вер ховный Совет СССР с предложения ми о недопущении передачи (прода жи) здравниц из общегосударственной собственности в частную или собст венность предприятий. Для нашей отрасли одна из наибо лее болевых точек перехода к рыноч ной экономике — жилищная пробле ма. На сегодня 116 тысяч семей рыба ков и работников береговых предприя тий нуждаются в улучшении жилищ ных условий, из них 5G тысяч семей практически не имеют жилья (один из членов семьи прописан по судну, а се мья снимает жилье в поднаем). Зна чительная часть этих семей в надеж де получить бесплатное государствен ное жилье прожили более 20 лет. Переход к рынку означает, что то варом станет и жилье. Концепция программы перехода на рыночную экономику, как основа эко номического союза суверенных рес публик, предлагает жилищную рефор- осторожно : будущее ; лей. С учетом того, что в отрасли значительная часть профорганизации малочисленна и они практически не могут образовать фонд солидарности у себя, считаем необходимым увели чить этот фонд до 1.0— 1,5 млн. руб лей и выносим это на ваше обсужде ние. Считаем, что одним из основных разделов коллективных договоров (со глашений) в этой связи должен стать раздел о мерах, направленных па со действие и сохранение занятости, пра вовую защиту высвобождаемых ра ботников. При этом целесообразно при заключении коллективных дого воров добиваться введения дополни тельных надбавок- к государственно му пособию по безработице, оказания материальной или иной помощи нахо дящимся на иждивении высвобождае мого членам семьи. Ц К профсоюза подготовил и напра вил в помощь комитетам профсоюза соответствующие рекомендации по ор ганизации правовой работы при вы свобождении и трудоустройстве тру дящихся. В этих рекомендациях ука заны также гарантии и льготы трудя щимся по действующему законода тельству. Трудящемуся на любом предприя тии. любом рабочем месте, при любой зарплате должно быть гарантировано доступное и качественное медицин ское обеспечение с использованием всех достижений медицины. В то же время наряду с определенным уров- 30ноября 1990года нем услуг, предоставляемых общест вом бесплатно, каждое предприятие должно оказывать помощь лечебно- профилактическим учреждениям в улучшении их материально-техниче ской базы, приобретении медикамен тов, приборов, аппаратуры, выделении дотаций на питание больных в стацио наре. для улучшения медицинского обслуживания своих работников. Учреждения отдыха, здравницы профсоюзов и в условиях рынка дол жны оставаться их собственностью. В условиях объявления союзными и автономными республиками сувере нитета. экономической самостоятель ности возникают опасения, что учреж дения отдыха I! здравницы профсою зов. находящиеся на территории этих республик, могут быть отчуждены в собственность региональных Советов или федерации профсоюзов. В этом му провести поэтапно в течение 1990 — 1992 годов. На первом этапе (октябрь 1990 г. — март 1991 г.) предусматривается часть жилого фонда реализовать за так' называемую «символическую»- пла ту с внесением 7 процентов пошлины налога от остаточной стоимости квар тиры, либо по 10 руб. за кв. метр. За тем с декабря 1991 года предлагается ввести, платность жилья по полной рыночной стоимости с компенсацией расходов населения через принятую систему индексации. С таким подходом к решению жи лищной проблемы трудно согласить ся. Мы выступаем за сохранение кон ституционного нрава советского чело века на жилье, невысокую плату за квартиру и коммунальные услуги. Осуществляя постепенны!! переход к рынку жилья, государство должно выполнять взятые па себя обязатель ства обеспечить социально гарантиру емый минимум бесплатного предостав ления жилья каждому человеку, и в первую очередь тем, кто в течение длительного времени ожидает его по лучения, не перекладывая полностью ответственность за решение жилищ ной проблемы на плечи трудящихся. Мы убеждены, что в период пере хода к рыночным отношениям необхо димо в законодательном порядке за крепить ряд положении, обеспечиваю щих социальную защищенность трудя щихся отрасли в вопросах обеспече ния их жильем, а именно: — в связи с тяжелым финансовым положением многих предприятий со хранить удельный вес централизован ных средств государства па жилищ ное строительство; — оставлять в распоряжении тру довых коллективов полностью, без всяких изъятий, всю жилую площадь, построенную за счет собственных средств предприятий; — сохранить действующий поря док признания граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (ст. 19 Основ /КЗ); — предусмотреть систему компен сационных мер (выплат) гражданам, состоящим на жилищном учете, при полной ликвидации предприятия, ор ганизации, учреждения; — в случае сокращения численно сти работающих па предприятии, в ор ганизации. учреждении каждому вы свобождаемому работнику должно быть гарантировано сохранение его очередности на данном предприятии, в организации, учреждении на весь период его трудоустройства. Переход на рыночные отношения ставит перед отраслью еще одну про блему — организацию коллективного питания рыбаков плавсостава. 8 февраля было принято постанов ление Совета Министров СССР, кото рым утверждены новые нормы расхо дования продуктов на бесплатное кол лективное питание членов экипажей судов флота рыбной промышленности. Однако уже сегодня из-за повсемест ного невыполнения плановых поста вок,- введения договорных цеп на про: дукты питания действие данного по становления практически сведено к нулю, и рыбаки пе могут получить полноценное питание по утвержден ному рациону. На наш взгляд, разрешение обод ряющейся ситуации может быть сле дующими направлениями — первое: заставить местные органы власти неукоснительно выполнять по становление Совета Министров СССР и обеспечить выделение рыночных фондов на продовольственные товары в соответствии с новыми нормами ра циона питания рыбаков. И здесь свою требовательность, настойчивость дол жны проявить наши профсоюзные ор ганы — профкомы предприятий, ко митеты профсоюза среднего звена. В данном случае все меры приемлемы г— вплоть до забастовки; второе: ЦК профсоюза и Мин рыб хозу СССР добиться в правительстве разрешения при необеспеченности экипажей судов продовольственными товарами для организации коллектив ного питания производить прямой эк вивалентный обмен рыбной продукции на продукты для организации коллек тивного питания либо дать право са мостоятельно реализовывать сверхпла новую рыбную продукцию но договор ным ценам п часть вырученных средств расходовать на приобретете продутое питания для членов экилх- жа. В условиях рыночной экономики многократно возрастает необходи мость-создания надежной системы со циальной защиты работников отрасли от так называемого производственного риска, особенно плавсостава п работ ников инспекции рыбоохраны. В соот ветствии с решением внеочередного съезда ЦК профсоюза прорабатывает в настоящее время механизм защиты семей, пострадавших от несчастных случаев. Переход к рыночным отношениям, несомненно, отразится на повышении стоимости спецодежды, рабочей обу ви и других средств индивидуальной защиты, и задача профсоюзных коми тетов в этой связи — не допустить снижения уровня обеспечения спец одеждой рабочих и служащих пред приятий отрасли. Накануне Пленума Президиум ЦК профсоюза рассмотрел вопрос о соб людении максимальных сроков непре рывного пребывания плавсостава в море в Пионерской и Л испанской ба зах океанрыбфлота. Проверкой. MDo- веденной ЦК профсоюза, были Я в лены серьезные нарушения уста новленных сроков пребывания рыба ков в море, в ряде случаев без предо ставления соответствующего отдыха и с молчаливого согласия профкомов баз флотов. Как, в какой форме будут решать ся вопросы труда и социального раз вития на предприятиях, во многом за висит от формы собственности па имущество предприятия. Если собст венность государственная или частная (акционерная или личная), то такой формой должен стать реальны*! кол лективный договор, если же коллек тивная. групповая, когда все рабсЛш- ки предприятия являются собственни ками. или переходная форма собст венности к групповой (аренда), то на основе определенным образом форма лизованных решений коллектива соб ственников (арендаторов). Для перехода на рыночные отноше ния необходим целый свод законов, регулирующих и свободу предприни мательства. и социально-правовую за щиту трудящихся. Проекты таких за конов. как о правах профсоюзов, осно вы законодательства о труде, о заня тости и многие другие, обсуждаются пли будут обсуждаться в Верховно» Совете СССР и Верховных Совета> союзных республик. И здесь профсо юзным комитетам всех уровнен надс перестраивать свою работу, болыш работать с народными депутатам» всех Советов, через них проводить ли иню защиты трудящихся отрасли, ка ждого предприятия. Добиваться при пятня союзных, республиканских за конов, которые бы не ущемляли пра* тружеников отрасли. 6
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz